Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

По дороге к практической грамотности Дорогу алгоритму


В чем главная сложность работы над практической грамотностью ребенка? Да в том, что если научить видеть орфограмму еще можно, то обучить стопроцентному различению их и безошибочному определению их типа практически невозможно. А ведь именно этого требуют от ребенка всевозможные учебники и справочники. Они очень даже и не против оказать ребенку помощь и подсказать, каким образом надо проверять то или иное слово, правда, лишь в том случае, если ребенок понимает, что конкретно он собирается проверять. 

А вот тут-то и начинается проблема.  Действительно, опознавать и распределять орфограммы в зависимости от их типа под силу только подготовленным людям. Со всеми остальными такой фокус не пройдет. Кстати, натаскивать на это тоже абсолютно бессмысленно. Вот и появляется основная проблема: способ проверки, может быть, более чем понятен, но этих способов столько, отправных пунктов проверки столько, что решить, каким целесообразно воспользоваться, очень и очень трудно.

Как быть?  Внести изменения в систему. А если конкретнее, то избавиться от таблиц и прийти к алгоритму с общим началом: для ребенка все орфограммы всегда на одно лицо. Так пусть и начинает проверять с одного и того же места: с обнаруженя позиции, в которой может быть допущена ошибка. 

Возможно ли всю систему привести к общему алгоритму? Естественно! Именно в этом случае процесс проверки становится не только осознанным, но и очевидным, потому что решение общей орфографической задачи превращается в нахождение ответов на мелкие вопросы. Ответишь на них правильно - задача будет решена. 

 

Для примера приведу один из возможных составных частей общего алгоритма.

 

Правописание "о" или "ё" после шипящих.

1. Обнаружить ударный [о] после шипящих. Он в корне?

            да                                            нет

2. Есть ли однокоренное               2. Определить происхождение слова:

слово с "е" вместо "о"?                        именное                             глагольное  

      да                  нет                              о                                                 ё

      ё                      о


В избранное