Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

СВАДЬБА - советы по организации и размышления на тему


Здравствуйте, дорогие подписчики!

Здравствуйте, дорогие подписчики!

Свадебные обряды славян.

 

Славяне - одна из главных ветвей индоевропейского племени, стоящая ближе всего к литовцам и германцам. Славяне занимают восточную, юго-восточную Европу и большую часть Северной Азии. Численность всех славян в конце 19-го века может быть определена примерно: 116 млн. человек.

Славян можно разделить на две больших группы: юго-восточную, куда входят восточные (великороссы, белорусы, малороссы и русины) и южные славяне (болгары, сербы, хорваты и близкие к сербам словены); и западную (поляки, чехи и словаки, лужичане, или венды, и ныне исчезнувшие полабские и балтийские славяне).

Деление это чисто лингвистическое, а не этническое, так как первоначальное этническое единство давно уже утрачено славянами (как и большинством европейских народов), вследствие сильного смешения с соседними племенами. Поэтому и невозможно найти общий всем славянам физический тип.

Более глубокая, хотя и не резкая, черта между славянами прошла в период распространения христианства. Западные славяне в большинстве своём - католики, восточные и южные - православные.

Свадебные обычаи древних славян (Жизнь славян: http://allhis.narod.ru/slav/nid/nid2.1/nid.sec2.htm)

Ничего не известно о возрасте с которого юноша или девушка согласно обычаю считались достигшими зрелости.Лишь специальная прическа да особый головной убор — венок или украшенная повязка в волосах (обычай, сохранившийся еще в некоторых славянских странах и отличающий девушку от замужней женщины) — является, по всей вероятности, древнейшим признаком девушки, созревшей для замужества.

Основу брака составляло похищение девушки из другого рода или племени или ее выкуп. Дети являлись собственностью отца, и девушка могла перейти в собственность другого мужчины только после насильственного похищения или после мирной купли, посредством которой отец уступал свои права другому мужчине.

В тех случаях, когда речь шла не o насильственном похищении, посланцы жениха договаривались c отцом девушки o браке за выкуп, a затем через некоторое время назначалась и свадьба.

Приводили невесту и приступали к венчанию, которое начиналось заручинами, или обручением, — церемонией, во время которой невеста вкладывала свою руку в руку жениха, причем жених и невеста обменивались подарками, среди которых особенно важным было (и до сих пор является) яблоко, очевидно потому, что в нем заключался какой-то символ плодородия и любви, затем петух или курица (черная). Обычай дарить перстень пришел из Византии и, несомненно, является заимствованием позднейшего времени, хотя и упоминается уже в начале XIII века.

Затем следовало облачение невесты в свадебное одеяние, после чего невесту отводили в дом жениха, где встречали медом и хлебом и забрасывали различными плодами (зернами хлебных злаков, маком, горохом и т. д.), чтобы она была плодовита и зажиточна. После этого невесту трижды обводили вокруг очага, домашним богам которого она должна была поклониться, быть может, принести им жертву, и, наконец, усаживали на звериную шкуру, повернутую мехом вверх.

При этом гостям раздавали свадебный калач. Затем невесте торжественно расплетали косы и остригали, a оставшиеся волосы укладывали под чепец, обернутый фатой. Наконец, невеста развязывала мужу обувь в знак того, что она ему полностью подчиняется (видимо, поэтому и остригались волосы), и жених даже наносил ей символические удары, после чего женщины и дружки одевали новобрачных в новые рубахи и торжественно укладывали их на ложе. Остальные же собравшиеся на свадьбу гости между тем отдавались буйному веселью c оттенком фаллического культа. После брачной ночи молодоженов, сопровождаемых веселыми дружками, отводили очиститься водой, a вероятно, и огнем.

Иногда этот обязательный церемониал дополнялся и оживлялся символическими и драматическими реминисценциями проводившегося когда-то похищения, a также непременными хороводами, песнями под музыку и различными маскарадами, без которых народные празднества вообще редко когда проводились. Я полагаю, что все это имело место уже в языческий период и перешло в христианский, но здесь под влиянием церкви отдельные обряды были вытеснены, другие же приспособлены к церковным актам и дополнены. В этом отношении, как и в других случаях, православная церковь относилась к сохранению языческих обрядов c большей терпимостью, чем католическая. Насколько глубокие корни пустил у славян древний свадебный обряд, видно из того, что простой народ не только в XII-XIV веках считал церковные обряды чем-то предназначенным для князей и бояр, но и в ХVІ-ХVІІ веках, a местами еще и теперь считает их обрядами, не имеющими правовой силы, которую свадьба приобретает лишь после проведения всего домашнего церемониала

В России молились над короваем (русское «коровайное моление»), что в России и Чехии замужние женщины набрасывали на голову покрывало (увивало, повой), a девушка сразу же становилась женой того, кто ей, простоволосой, набрасывал на голову покрывало или повой и кому она снимала обувь c ног.

Обычными формами брака у славян была моногамия и полигамия. Местами, как, например, у русских вятичей, радимичей и северян, полигамия, согласно летописному свидетельству, была обычным явлением; в других же местах нескольких жен брали себе лишь зажиточные хозяева, имевшие большое хозяйство, и, разумеется, князья, содержавшие целые гаремы жен, a кроме них еще и наложниц. Первое время после введения христианства священники и епископы ревностно боролись c полигамией, которая удерживалась довольно долго, и церкви не скоро удалось ее искоренить.

Эта полигамия, разумеется, не являлась чем-то специфически славянским и была известна у всех соседей славян, поэтому и не удивителыю, что франк Само, когда он правил чехами и словинцами, взял себе 12 славянских жен, c которыми прижил 37 детей.

Половая жизнь молодежи была совершенно иной, чем жизнь замужних женщин, — она была более свободной, и девушка, выходя замуж, уже не была девственницей. Более того, по сообщению Масуди, славянская девушка в кого влюблялась, c тем и делила свою любовь, a если мужчина, женившись, устанавливал, что его жена девственница, то он просто выгонял ее, говоря: «Если бы ты что-либо стоила, тебя бы мужчины любили».

Еще свободнее была половая жизнь мужчины. Его хотя и карали смертью за прелюбодеяние, но зато он мог не ограничивать себя половыми связями c незамужними женщинами.

Следующая статья взята из реферата.

(Банк рефератов по философии: http://www.filreferat.popal.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1022)

С момента просватывания невеста оказывается на особом положении: она становится в своем доме гостьей, ничего не делающей и обязанной казаться грустной. Существует достаточное число внешних и даже весьма показательных данных, которые, если не прямо, то во всяком случае косвенно свидетельствуют в пользу предположения об общих представлениях, лежащих в основе свадебного и похоронного ритуалов. К ним относится, например, хорошо известный факт, что в досвадебный период невеста ходит в темной, "печальной" одежде, т.е.совершенно так, как того требуют траурные обычаи. Невеста венчалась иногда в девичьем сарафане и в легком шерстяном кафтане черного цвета с белым платком на голове, которые обычно надевали при трауре. Невесту обычно "закрывали" черной фатой, всю неделю до свадьбы невеста сидит с подругами "завешанная". Обычай "закрывания" невесты считался не только семейным, но и родовым. Суть его, безусловно, охранительная, но этот оберег имел двойственную природу. С одной стороны голова невесты покрывалась, и это было необходимым средством от вредоносной силы, с другой – это был оберег самой невесты от внешних враждебных сил. Женщина, если она нарушает этот обычай навлекает на себя "укоры" вплоть до изгнания из рода. Часто перед женихом выводили несколько девушек, одинаково одетых, а жених должен был угадать невесту. При сохранении исконного смысла данного обычая особая форма скрывания невест среди одинаково одетых, безликих (лица закрыты) девушек получала дополнительную и очень существенную нагрузку. Обезличивание, одинаковость связывались с представлением о "нездешнем", потустороннем временном их пребывании. Во время свадебной церемонии у славян были отмечены случаи ритуального обмывания (кропления) не только молодых, но и всех, кто присутствовал на свадьбе. Смерть, роды и вступление в брак сопровождались особым ритуалом "прощания". Обряды "прощания с умирающим" и "прощание невесты перед вступлением в брак" были опоэтизированы и доведены до высокой степени художественного совершенствования свадебными и похоронными причитаниями. Всевозможные одноплановые запреты, налагаемые на невесту, - табу видеть, говорить, есть, физическое удаление невесты от сторонних глаз.. Девушка, достигшая половой зрелости, впоследствии в свадебном обряде – невеста, переходила в новую социальную категорию. По древним представлениям, такой переход был возможен только через прекращение добрачного существования, то есть через "умирание". "Уходом" невесты в "иной" мир заканчивается первый период свадебного обряда. За "временной смертью" следует ее воскрешение в новом качестве. Траурные одежды предсвадебного периода меняются на праздничные, светлые. "Горемычную" поневу замужняя женщина меняет на праздничную. "Срезана" девичья коса, волосы убраны под повойник, у многих народов женщина меняет и свое имя, которое как бы воплощала в себе рождение новой души. Рождение нового человека ( замужней женщины) получило и специфическое обрядовое оформление – "поиски молодой", которую разыскивают на другой день после свадьбы.

Обряд соумирания.

Обрядовое соумирание жены с мужем понималось языческими народами как вторичное вступление в брак через смерть. По данным советских археологов, у восточных славян обычай сжигать вдов на погребальном костре существовал начиная со II – III в. н.э. Ряд арабских и византийских источников свидетельствуют об устойчивости этой брачной нормы в мире славянства: в 6- 10 вв. вступление девушки в брак означало для нее и обязанность умереть вместе с мужем даже в случае его ранней смерти. "По обычаям многих народов, славян в том числе, покойника хоронили в венчальном платье. Этот факт в современном историко-этнографическом Атласе канонизирован четким указанием – "в чем венчали – в том и хоронят".1 Вдова в подвенечном платье сопровождала умершего до могилы, где и исполняла "танец смерти", или "танец невесты".

Свадебные обряды славян 100-300 лет назад

(Звенящие Кедры России (Обряды любви), книга 8 (часть 2) Владимира Мегрэ)

Что-то мне всё больше думается: прав дедушка - если мы сами не начнём думать, то так и будем продолжать воспринимать всякую ахинею как мудрость жизни. Я приведу типичный для дореволюционной России обряд. Сватовство пермяков. Для пермяков свадьба сложна разного рода предварительными операциями: надо испросить дозволения у своего начальства и у приходского священника, когда отец приискивает своему сыну невесту. Подобного рода свадьба всегда решается без участия жениха, стало быть, по старинному обычаю, и ограничивается только мнением родственников и близких знакомых, с которыми и совершается совет. И решается судьба будущего благосостояния ближайшего их родственника. Случается, что жених узнаёт свою суженую только на рукобитье, а иногда и в день свадьбы; редко случается, чтобы молодой пермяк сам подговаривал себе невесту. Отец жениха сам подговаривает сыну девушку с богатым приданым, причём ищет характер и благонравие в присмотренной им девице. После окончательного решения - какую девушку сватать - начинается самоё сватовство. Это дело всегда доверяется старшему в семействе или, за неимением такого, крёстному отцу, а то одному из старших родственников и вообще человеку, опытному в подобных делах. Ко времени отпуска жениха мать или старшая в доме родственница приносит на стол, накрытый скатертью, челпан хлеба, предназначенный для благословения жениха, соль, пиво и брагу и зажигает пред иконами свечи. Жених молится, кланяется отцу и матери в ноги, испрашивая благословения, и, прочитав Иисусову молитву, становится за стол, к которому с той же молитвой подходят все поезжане и отдают, один за другим, жениху чрез стол обеими руками принесённые подйрки или гостинцы: печёную лопатку или кусок сырой свинины, и всегда на хлебе, причём каждый говорит: «Прими-ка, князь молодой, дорогие подарки» и сопровождает молитвой «Господи Иисусе Христе» и прочее. На это жених отвечает каждому: «Аминь - твоей молитве», затем принимает, тоже обеими руками, гостинцы, кладёт их сначала на голову, потом на стол и потчует каждого поезжанина пивом и брагой, редко вином, творя Иисусову молитву и приговаривая: «Пей-ка на здоровье (такой-то)». На это, конечно, отзывается каждый поезжанин, к которому обращается жених, словами: «Аминь - твоей молитве» - и, приняв стакан, кланяется жениху, приговаривая: «Дай тебе Господи долги века, счастье великое, жить да быть, да счастья нажить, скота, живота, хлеба-соли, княгиню-молодицу получити, с княгиней в церковь ехати, под златыми венцами стояти, закон Божий принята!», и затем каждый угощаемый пьёт. Пермячки редко сохраняют девственность, но женихи на это не обращают особенного внимания и не избегают, а напротив, берут с охотою, и даже беременных, рассчитывая, что скоро работник будет. Рассказывают и такие вещи, что отцы семейств постановили: в семье, считая дочерей своих невинными, оскорбляются сватовством, бранят и даже выгоняют сватов. И многие типичные элементы свадебных обрядов характеризуют наших предков как диких варваров. Однако хочу заметить, что все известные нам обряды не являются традиционно славянскими, хотя и называются иногда традиционными в разной литературе. Они из того времени, когда были запрещены Церковью действительно традиционные мудрые обряды, а взамен ничего разумного не представлено. Так, например. Снимание сапог. В русском коренном обычае водилось, и сейчас местами водится, что новобрачная должна разувать своего супруга. Этот обычай в древности, вообще говоря, изображал покорность, рабское отношение, даже унижение, потому что кто же снимает другому сапоги, если не человек вполне подчинившийся. Из истории мы знаем, что этот обычай существовал во времена Владимира, а также и то, что дочь Полоцкого князя не захотела разуть мужа. Как только подадут на стол последнее кушанье, то есть жаркое, то дружка, обернув блюдо с жарким, а также калач и солонку скатертью, относил его в сенник к постели, куда вслед за ними отводили и молодых. В дверях сенника посаженный отец, сдав с рук на руки новобрачную мужу, делал ей пристойное нравоучение и давал советы, как жить в супружестве. По прибытии молодых к постели жена тысяцкого, одетая в то время в две шубы, одна как следует, другая - навыворот, осыпала их осыпалом (зерном, деньгами и хмелем), кормила молодых на постели. На другой день поутру все участники свадьбы являлись в сенник, стрелою поднимали одеяло новобрачных и определяли по известным признакам непорочность новобрачной.

Предбрачные игрища

«Ручеёк»

Игра такая, например, была. Молодые люди вставали парами друг за другом, за руки брались, вверх руки поднимали. Вначале парень с парнем, девица с девицею стояли. Те, кому пары не досталось иль первыми стоящие, шли к концу «ручейка» и, наклонившись, проходили под поднятыми руками к его началу. Проходящий по «ручейку» не должен был смотреть вверх. Он наугад хлопал по чьей-нибудь руке, себе на время пару выбирая. На кого выбор выпадал, шёл следом, и они вдвоём вставали впереди всех пар. Оставшийся без пары шёл к концу шеренги и снова себе пару выбирал. Игра проста, но взявшись впервые за руки, могли немало чувств друг другу передать без слов младые люди. Признанье, благодарность и любовь или, напротив, отторженье. В продолжение игры пары менялись, и можно сравнивать было легко, чья для тебя рука из всех самой приятной будет.

 

«Частушка - говорушка»

А заключалась в следующем древняя брачная игра «частушка-говорушка». Напротив друг друга вставали две шеренги. Одна состояла из молодых парней, а из девиц вторая. Последняя в шеренге девушка посвящала последнему в мужской шеренге парню, стоящему напротив, частушку-четверостишие. При исполнении она ещё и пританцовывала. По окончании исполнения частушки остальные девушки делали быстро два притопа три прихлопа. И, если стоящий напротив парень не успевал за это время сочинить или подобрать из памяти достойный ответ, девушка пела новую частушку уже следующему стоящему в мужской шеренге парню. Если молодой человек своевременно находил достойный ответ, разговор с помощью частушечных острот между ними продолжался. Но так бывало редко. Несмотря на то что молодые ведруссы знали множество стихов, всё же за короткий срок не всякий мог подобрать ответ достойный, тем более, что притопывающие и прихлопывающие со стороны соперники ему всячески пытались помешать.

На сегодня все.

           

Предложение, от которого невозможно отказаться:

Я организую Вашу свадьбу за предложенное Вами вознаграждение. Столько, сколько Вы считаете, стоит такая работа и сколько Вы готовы за нее отдать.

Если Вы живете далеко от Москвы, то возможна дистанционная организация: я говорю Вам, что необходимо сделать, а Вы пишете мне о результатах и проблемах. После свадьбы Вы либо пишете подробный отзыв о плюсах и минусах (если будут) нашей совместной работы, либо переводите мне сумму того размера, который сочтете достаточным.

Информацию обо мне можно посмотреть на моем сайте www.svadhl.narod.ru по ссылке Колотилова Юлия Евгеньевна - обо мне

 

P.S. Архив рассылки можно посмотреть здесь: http://subscribe.ru/archive/service.svadba/2006.html

P.S.2 Если в Вашем письме нет прямого запрета на публикацию, оно может появиться в рассылке.

P.S.3 Приглашаю к сотрудничеству частных лиц и фирмы, если Ваша деятельность имеет отношение к свадебной тематике.

 

Пишите: ylch@land.ru
Колотилова Юлия, 
http://svadhl.narod.ru/ 
 
Я открываю новую бесплатную рассылку, посвященную отношениям между людьми и нашему отношению к жизни: 
«Давайте учиться жить!» - http://subscribe.ru/catalog/sport.others.zhizn
Описание: С одной стороны  - вся жизнь игра. С другой стороны – честность необходима для взаимопонимания. С кем же быть самим собой, как не с близкими людьми?
Мы постоянно метаемся. Нам часто кажется, что нас используют, но все попытки это изменить приводят нас к непониманию и конфликтам. Или используем кого-то мы, лишь  позволяя себя любить. Возникают обиды. Часто мы не знаем, как выйти из сложившейся ситуации. Вроде все хорошо, а на душе плохо. Бывает и наоборот. 
Наши головы часто заняты мыслями вокруг одной и той же ситуации. А жизнь идет и нам не до нее... Давайте решать проблемы вместе! Давайте учиться жить!

 

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, НА ЧТО МОЖЕТ ХВАТИТЬ
200 РУБЛЕЙ СОВРЕМЕННОЙ НЕВЕСТЕ?

∙ Примерно на 10 – 15 часов блужданий по сайтам в интернете.
∙ На то, чтобы накормить на свадьбе 1/2 часть 1 гостя.
∙ На то, чтобы заказать примерно 1/5 часть свадебного букета.
∙ На то, чтобы купить 1/20 часть красивого свадебного платья.
∙ Или на то, чтобы заказать в аптеке лекарства от нервного срыва, случившегося во время подготовки к собственной свадьбе…

Электронная книга Елены Цезарской:

"СВАДЬБА БЕЗ ХЛОПОТ: ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ НЕВЕСТ"

Стоимость книги  – 200 руб.

Чтобы заказать книгу, пришлите заявку на адрес el-kniga@rambler.ru.

Подробнее…

P.S. Архив рассылки можно посмотреть здесь: http://subscribe.ru/archive/service.svadba/2006.html P.S.2 Если в Вашем письме нет прямого запрета на публикацию, оно может появиться в рассылке. P.S.3 Приглашаю к сотрудничеству частных лиц и фирмы, если Ваша деятельность имеет отношение к свадебной тематике. Пишите: ylch@land.ru Колотилова Юлия, http://svadhl.narod.ru/

В избранное