Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все о личных финансах и инвестициях. К чему приводит размещение всех активов в своем бизнесе


Добрый день!

Сегодня в выпуске:

  • Новости компании «Личный Капитал»
  • Статья выпуска. К чему приводит размещение всех активов в собственном бизнесе


Хотите задать вопрос консультанту компании? Сделайте это прямо сейчас!
Задать вопрос консультанту


Состоялся 2й вебинар «Управление личными финансами»
Запись вебинара доступна для просмотра. Подробности - на сайте

Курс «Управление личными финансами» включен в программу MBA
Высшая школа бизнеса МГУ пригласила Владимира Савенка преподавать для студентов программы «Мастер Делового Администрирования» Подробности - на сайте

Новые публикации
В газете Ведомости опубликованы статьи Владимира Савенка. Подробности - на сайте

 

К чему приводит размещение всех активов в собственном бизнесе

 

Финансовый консультант
Андрей Косолапов

 

У вас есть свое дело? В последнее время очень часто подобные собственники жалуются, что не могут оставить свою фирму на какой-то длительный срок – сразу «все рушится». Самое главное – собственники не знают, что будет с ними и их семьями тогда, когда «заряд» кончится и придется уходить от дел.
Если эта история касается и вас, то подумайте – кто кому принадлежит? Ваш бизнес вам  - или вы вашему бизнесу?
В этой статье я предлагаю посмотреть, насколько зависимы наши вложения, когда все средства размещены в бизнесе, и как сегодня в России можно решить вопрос и обезопасить себя от возможных последствий подобной концентрации активов.

Давайте начнем с идеального размещения активов:
У одного из моих клиентов есть бизнес, рентабельность которого составляет 74%. Бизнес абсолютно чистый, далёкий от «серой» деятельности, представляющей опасность. Казалось бы – при таких условиях следует лишь увеличивать масштабы бизнеса. Проблема в том, что границы расширения уже достигнуты, и больше расширять этот бизнес невозможно.
У клиента в портфеле есть не только этот бизнес. Еще имеются:

  1. Другие бизнесы с рентабельностью в среднем 23%.
  2. Недвижимость
  3. Собственно инвестиции
  4. Страховые накопительные программы (Вообще, это – тоже инвестиции, как и п. 3, но я выделил их отдельно, т.к. в данном случае они составляют существенную часть портфеля).

Особое внимание я хочу обратить на п. 4 – страховые программы. Хотя предел расширения достигнут только у одного из бизнесов, а другие успешно расширяются, в страховые накопительные программы  ежегодно вносится 22,000$. И это при том, что доходность по ним (даже с учётом негарантированной составляющей) вряд ли превысит 5% - 6%.  Почему так делается? Каждый может найти для себя свой ответ на этот вопрос, но общим во всех этих ответах будет одно – безопасность.

Если вспомнить среднее распределение инвестиций американских миллионеров, то мы увидим, что в бизнес у них вложено не более 20% активов. В целом это распределение выглядит так:

20% - ценные бумаги, инвестиционные фонды
25% - пенсионные фонды, страхование жизни
20% - недвижимость
20% - собственный бизнес
15% - другие активы, в т.ч. банковские депозиты

А теперь задайте себе простой вопрос: конкретно в вашем случае вести бизнес более безопасно, чем в США? Если ответ положительный, то доля бизнеса в вашем портфеле может быть больше 20%. Иначе следует подумать о наполнении портфеля и другими активами.
Как вы видите, в приведённой выше структуре распределения активов моего клиента  присутствуют все составляющие портфеля миллионеров. Распределение по активам при этом несколько иное. И хотя страховки составляют менее 25% портфеля, распределение намного лучше и безопаснее того, что мне приходится видеть в портфелях многих других клиентов.

К сожалению, приведенный выше пример – не типовой случай, а скорее исключение. Достаточно часто встречается ситуация, когда долги составляют немалую часть портфеля. Приведу недавний случай из практики.

Типичное размещение активов и их последствия:
Ко мне обратился клиент с просьбой навести порядок в своих финансах. Общая сумма долгов клиента превышала полтора миллиона (не рублей, а долларов). В своём письме клиент рассказывал, что каких-то три года тому назад он и не мог подумать, что всё будет развиваться именно так. Существовал стабильный бизнес, приносящий регулярный доход. И другие виды инвестиций клиент просто не рассматривал, т.к. их рентабельность была значительно ниже рентабельности бизнеса.
За три года ситуация перевернулась с ног на голову. Пытаясь спасти бизнес, клиент вкладывал в него всё больше заёмных средств. В итоге всё, что клиент может оставить в наследство своим детям – это большие долги: даже если полностью продать бизнес, вырученных средств не хватит для покрытия долгов. Первоочередной задачей, по просьбе самого клиента, стало открытие страховых программ. Цель в данном случае одна – если с клиентом что-то случится, его наследники получат не только долги, но и средства для их оплаты. А если бы подобные программы были открыты клиентом в то время, когда с бизнесом всё было в порядке, сейчас ситуация была бы несколько иной. Разумеется, только страховые программы не являются лекарством от подобных ситуаций. И если бы деньги были вложены и в другие активы, то этот портфель инвестиций мог бы стать более выгодным источником финансирования для бизнеса в трудные времена. Скорее всего, тогда бы не возникла ситуация, когда есть долги, и непонятно, как их оплатить.

Не подумайте, что я призываю отказаться от использования кредитов в бизнесе! Во многих случаях кредит является отличным способом поднять бизнес на новую высоту. Расширение бизнеса необходимо, и если это возможно, не следует отказываться от такой возможности. Если вы можете взять кредит под 12% годовых, при том, что ваш бизнес приносит, например, 22%, то таким кредитом стоит воспользоваться, если эти средства можно вложить в расширение бизнеса.
Если же речь идёт о кредитовании бизнеса для того, чтобы пережить трудные времена, ситуация может быть несколько иной. В этом случае может быть достаточно трудно получить требуемую сумму только из одного источника финансирования. Это может привести к тому, что появится большое количество долгов, которые неудобно отслеживать.

Рассмотрим некий абстрактный бизнес, приносящий даже «идеальный» доход, допустим, 100 неких единиц ежемесячно. Пусть сам бизнес при этом стоит 500 единиц. Рассмотрим предельно упрощённую модель. Будем считать, что доходность бизнеса линейно зависит от его стоимости. Т.е., для увеличения ежемесячного дохода в 2 раза следует расширить бизнес тоже в 2 раза. Значит, бизнес стоимостью 1000 единиц будет приносить доход 200 единиц в месяц.

Ежемесячный доход

Стоимость бизнеса

Увеличение стоимости бизнеса, % (по сравнению с 500)

100

500

-

120

600

20%

140

700

40%

160

800

60%

180

900

80%

200

1000

100%

Пока всё замечательно. Теперь допустим, что по некоторым причинам произошло сокращение бизнеса. Посмотрим, насколько нужно расширить его, чтобы вернуться к прежнему уровню.

Стоимость бизнеса

Сокращение стоимости бизнеса, %

Ежемесячный доход

На сколько % требуется расширить бизнес, чтобы вернуться к уровню ежемесячного дохода 100 (соответствует стоимости бизнеса 500)

500

-

100

-

400

20%

80

25%

300

40%

60

66,7%

200

60%

40

150%

100

80%

20

400%

Откуда такие цифры в последнем столбце? Например, рассмотрим сокращение бизнеса с 500 до 200, что составляет 60%. Но обратный рост будет уже отсчитываться от 200. Следует добавить ещё 300, чтобы увеличить стоимость бизнеса до 500. А 300 – это и есть 150% от 200. Как видно в этом примере, намного проще потерять, чем потом вернуться к прежнему уровню: сравните, насколько цифры во втором столбце меньше цифр в последнем столбце.

Итак, думаю, вы смогли на конкретных примерах убедиться в том, что в портфеле следует иметь не только бизнес. Наличие консервативной составляющей среди своих активов -  такой, например, как страховые программы, позволит сохранить вложенную в них часть капитала.
Наличие в портфеле других инвестиций позволяет повысить в целом качество и безопасность своего будущего и решить попутно множество других задач:

  1. Защитить часть портфеля от снижения стоимости.
  2. Получить дополнительный выгодный источник финансирования.
  3. Пережить временный спад бизнеса.
  4. Защитить наследников от претензий кредиторов.
  5. Повысить качество портфеля при возможном одновременном повышении его доходности.
  6. Получить доход, инвестируя лишь деньги, но не время (в отличие от бизнеса, управление которым требует также и затрат времени).



 

Если у  вас есть вопросы или вы хотите поделиться с нами своим мнением – пишите нам на info@lkapital.ru. Мы будем рады ответить на все ваши вопросы.

Приходите к нам: Москва, 3-ий Павловский переулок, дом 1, офисный центр «Эстейт».
Звоните нам: +7 (495) 221 45 16 (Москва); +7 (812) 313 91 26 (Санкт-Петербург)

Сайт компании: www.lkapital.ru

Вы знаете, как заработать деньги. Мы знаем, как их сохранить и приумножить.

 


В избранное