Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Патент на изобретение. Вопросы и ответы


Доброго времени суток, уважаемые подписчики!
В связи с переходом на "летний" период выпуск данной рассылки приостанавливается. В сентябре (или октябре) рассылка возобновится в улучшенном формате.

Сегодня предлагаю вашему вниманию мою статью "Объекты патентного права. Зарубежное патентование", которая была опубликована в журнале "The Angel Investor®" ("Ангел Инвестор") в мае 2007 года. Журнал "The Angel Investor®" посвящен альтернативному финансированию бизнес-проектов в России и за рубежом, содержит информацию о происходящих событиях в сфере инвестиционных программы бизнес-ангелов и развития венчурной отрасли в целом.


Объекты патентного права. Зарубежное патентование

К объектам патентного права относятся изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Всем патентам присуща триада прав: право на авторство, приоритет и исключительное право на использование (ст.3 Патентного закона РФ, о чем будет подробно рассказано в последующей статье).

Объем правовой охраны патентов на изобретение и полезную модель определяется их формулой, а патента на промышленный образец (дизайн изделия) – совокупностью существенных признаков, отраженных на изображении изделия (п.4.ст.3 Закона). На практике это выражается в том, что для установления факта использования патента, как и его нарушения, исследуемый объект сравнивается только с формулой патента. При этом использование «теории эквивалентов», предполагающей возможность замены отдельных элементов на аналогичные по назначению, весьма ограничено, поэтому сравнение проводится фактически при дословном чтении формулы (совокупности признаков). В связи с этим грамотное написание формулы (совокупности признаков) крайне важно для отражения прав владельца патента. Недопустимо как использование лишних признаков, сужающих объем правовой охраны, так и неуказание признаков, необходимых для достижения цели. Это отражает принцип «обратного соотношения», согласно которому меньшее количество слов (признаков), описывающих объект, увеличивает объем его правовой охраны, и наоборот.

Наиболее «старым», известным и распространенным объектом патентного права является изобретение, определяемое ст.4 Закона как «техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений и животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Судя по формулировке закона, список объектов изобретения является открытым, что допускает возможность его расширения за счет других объектов, ранее не признаваемых изобретениями. Законом от 2003г. возвращена охрана секретным изобретениям (раздел V1-1 введен в действие с 2004г.), существовавшая до принятия Патентного закона 1992г, однако не нашедшая в настоящее время практического применения. Срок действия патента на изобретение ограничен 20 годами с даты подачи заявки, для некоторых объектов – до 25 лет.

Полезная модель как объект патентного права введена в России с принятием Патентного закона 1992г. (ст.5 Закона) как быстрое и эффективное средство защиты разработок, не имеющих мировой новизны, но представляющих ценность для народного хозяйства. Это достигалось малым сроком регистрации патента на полезную модель (3-4 месяца) ввиду отсутствия проверки критериев патентоспособности по ней (п.1.ст.23 Закона). Однако именно в силу таких качеств в последнее время данный объект стал распространен в качестве средства «патентных войн», когда патенты получают на продукцию конкурента с целью его шантажа. При этом аннулировать такие патенты бывает весьма затруднительно, а требование их обязательного использования самим владельцем законом не установлены, возможно только получение принудительной лицензии. Срок же действия этого патента ограничен максимально 8 годами с даты подачи заявки.

Промышленный образец как объект патентного права достаточно распространен и зачастую является единственной возможностью защиты объектов, имеющих оригинальный дизайн, например, одежды, мебели, украшений, игрушек. Некоторые из патентуемых объектов дизайна возможно защищать также товарным знаком (этикетки, упаковку, бутылки), патентом на полезную модель или изобретение (приборы, инструменты, оборудование), что обеспечивает их дополнительную защиту и сложность для возможного нарушения прав владельца.

Объекты дизайна при патентовании проходят проверку на новизну и оригинальность, что позволяет исключить из защиты как уже известные изделия, так и «функциональные» изделия, не имеющие особенностей творческого характера. Не защищаются также объекты архитектуры (кроме малых архитектурных форм), стационарные сооружения и объекты неустойчивой формы (из жидких, газообразных, сыпучих и т.п. веществ). При этом имеет смысл патентовать изделия промышленного или кустарного производства, т.к. например, изделия «от кутюр», открывающие направления моды, но не выпускаемые в промышленных масштабах, проще сохранять в тайне до момента их широкого показа. Максимальный срок действия патента на промышленный образец - в пределах 15 лет с даты подачи заявки.

Все три описанных вида патентов содержат общее ограничение, касающееся запрета на патентование решений и изделий, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали (п.3.ст.4, п.2.ст.5,п.2.ст.6 Закона). К таким решениям относятся как бесполезные решения, так и антигуманные (например, устройства для пыток, несмотря на их возможную новизну и оригинальность).

Актуальным является зарубежное патентование (ст.35 Закона), используемое как средство защиты экспортной продукции, повышающее ее конкурентоспособность и стоимость на рынке товаров. При этом используется как «международная» схема патентования, так и «национальная». По первой схеме на базе российской заявки подается международная заявка, а затем до истечения 30 месяцев с даты подачи российской заявки она переводится в патентование по каждому из выбранных государств. За указанное время заявитель, не боясь кражи патента, может провести маркетинг по данным государствам на предмет потребности в изделии, найти инвесторов и спонсоров патентования, создать свое или совместное предприятие. По второй схеме на базе российской заявки изделие патентуется непосредственно в странах, представляющих интерес для владельца. Вторая схема предпочтительна при небольшом количестве стран патентования (2-4) ввиду меньших затрат.

Все большее распространение, судя по росту подаваемых заявок, получает патентование на страны СНГ через Евразийское патентное ведомство (www.eapo.org) и позволяющее получить один патент сразу на 8 стран бывшего СССР (Туркмения, Беларусь, Россия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Армения, Молдова). Данное ведомство расположено в Москве и официальным языком его является русский, что удобно для всех русскоязычных заявителей.

Выгодин Борис Анатольевич
Vygodin & partners
346, к.4, d.20, Bol.Cheremushskinskaja str., Moscow, 117218, Russia
Tel: + 7(495) 124-90-06
Fax: + 7(495) 125-53-52
www.patent-bureau.ru



P.S. Несмотря на "летний отпуск" читатели рассылки могут присылать свои вопросы по теме или по статье на мой личный электронный ящик vygodin@mail.ru



В избранное