Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Психология НЕ для всех" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Декабрь 2000 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
19
|
20
|
22
|
23
|
24
|
||
25
|
26
|
27
|
28
|
30
|
31
|
Статистика
-26 за неделю
Сам себе психолог N39
Сам себе психолог
N39 (30 ноября 2000г.)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВНИМАНИЕ!
В "Книжноной лавке" до 25 декабря действуют НОВОГОДНИЕ СКИДКИ. Подробности на сайте http://book.ft.inc.ru |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: Человеческое тело и его проявления. Часть 2 МИМИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА 1. УЛЫБКА 2. РАДОСТЬ (СЧАСТЬЕ) 3. УДИВЛЕНИЕ 4. ИРОНИЯ 5. ВНИМАНИЕ 6. ЗАМКНУТОСТЬ 7. СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ 8. ПЕЧАЛЬ 9. ДОСАДА (РАЗОЧАРОВАНИЕ) 10. ПРЕЗРЕНИЕ 11. ОТВРАЩЕНИЕ 12. ЯРОСТЬ 13. СТРАХ
ПРАВИЛА ПРИКОСНОВЕНИЙ 1. Не стоит прикасаться к собеседнику, если он в плохом настроении или обсуждается неприятный для него вопрос. 2. Прикосновения также связаны с проникновением в чужое жизненное пространство. Особенно болезненно люди реагируют на высокомерно-фамильярные движения: похлопывания по плечу, щеке, потрепывание по голове и т.п. Такие действия взрослыми людьми воспринимаются как крайняя бестактность. 3. Зафиксировав положительные эмоции собеседника, когда он находится в хорошем настроении или вспоминает о чем-то приятном, своим прикосновением (строго к одному и тому же месту - например, к руке), и повторив прикосновение в конце разговора, можно закрепить расположение партнера к нам после беседы.
1. Эксперименты с детенышами
обезьян, специально лишенными контактов с матерью, показали необходимость
телесных прикосновений для нормального развития. 2. Подростков же особенно раздражают прикосновения взрослых. Ведь они обостренно стремятся к независимости, стараются избавиться от "телячьих нежностей" как символа детства и очень ревностно охраняют границы своего личного пространства. Это, кстати, очень часто является источником обид и даже слез для многих матерей, которые стремятся их по-прежнему приласкать. 3. В мире взрослых прикосновения близких снова становятся желанными. И особую цену они приобретают для стариков, которые через такое подчеркивание близости и внимания лучше ощущают свою необходимость, значимость, частично утраченные с выходом на пенсию. Не будем скупиться на эти знаки внимания к своим постаревшим родителям, ведь на нас смотрят наши дети!
1. Рука подается твердо и в то же время как-то ласково-галантно, мы чувствуем, что она очень подходит к нашей - это уверенный в себе человек, знает, чего хочет, но может и приспосабливаться к другому человеку. 2. Если руку подают твердо, но в рукопожатии есть что-то застывшее, и нам приходится как бы приспосабливать свою руку, чтобы не чувствовать в пальцах кусок дерева - с нами здоровается жесткий человек, знающий чего он хочет, в критических ситуациях требующий приспособления лишь от других. 3. Когда партнер подает руку твердо, но в том, как он берет и держит нашу, есть что-то собственническое и нам приходится слегка дернуть свою руку, чтобы освободиться от захвата, можно предположить, что этот человек всегда хочет многого и то, что "попало ему в руки", не выпустит. 4. "Рукопожатие политика"
- взять руку собеседника правой и накрыть ее сверху левой. Другая форма:
пожимая руку партнера своей правой, похлопывать еще и левой. 5. Если партнер протягивает нам руку и при этом его корпус подается вперед - это свидетельствует о заинтересованности в общении, расположенности к нам. 6. Если же при поданной руке корпус остается прямым и даже несколько отклоняется назад, а голова слегка приподнята ("задран вверх подбородок"), - то можно предположить высокомерное отношение собеседника к нам. 7. Рука подается сбоку широким
жестом: 8. Рука подается вперед прямо, кисть служит продолжением линии всей руки - отношение к нам как к равному. 9. Кисть отклоняется вниз от линии прямой руки - отношение к нам свысока. 10. Кисть отклоняется вверх от линии прямой руки, как бы подается снизу (нередко при согнутой спине) - выражение приниженности, подчиненности, подобострастности. 11. Рука подается твердо, уверенно, с ладонью, приоткрытой вверх - предложение опоры, уверенность в своих силах, готовность помочь. 12. Рука подается также ладонью вверх, но робко, как бы просяще - желание принять положение подчиненного. 13. Рука подается ладонью вниз (характерно для некоторых женщин) - ожидание опоры, возможно с провоцирующим намеком на поцелуй руки, кокетство. 14. Для рукопожатия предлагаются только сомкнутые пальцы, без обхвата нашей ладони - пренебрежение, презрение. 15. Также предлагаются для рукопожатия только пальцы, но при этом рука не прямая, а несколько согнута в локте и опущена вниз - вялость, безволие характера, сильная усталость. 16. Быстрый встречный взаимный хлопок по кончикам пальцев - ознаменование успешного результата тесного сотрудничества в важном для обоих деле (как правило, носит характер игры или установившейся традиции).
ИНТИМНАЯ ДИСТАНЦИЯ - ЛИЧНАЯ ДИСТАНЦИЯ - СОЦИАЛЬНАЯ (или ОБЩЕСТВЕННАЯ)
ДИСТАНЦИЯ - ФОРМАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ - ПУБЛИЧНАЯ (или ОТКРЫТАЯ) ДИСТАНЦИЯ
-
1. Ритмичная походка (напряжение и расслабление сменяются ритмично, движения плавно перетекают друг в друга) - расслабленность, хорошее настроение, готовность к действиям, игривость, отдача впечатлениям. Типична во время прогулок. Может легко, без какого-либо повода, сменяться на ускоренную. 2. Ритмично-покачивающаяся - высокомерная беззаботность, удовольствие. Например, так ходит обычно лагер-фюрер среди военнопленных в художественных фильмах киностудии "Беларусьфильм". 3. Равномерная походка (напряженный, прямолинейный тип движений) - волевая активность, целеустремленность. Например, армейский шаг. 4. Нарушения в ритмичности (спотыкания, заминки, прерывистые движения) - неуверенность, замешательство, нехватка внутренней свободы, робость. Например, муж, возвращающийся с видом "нашкодившего пуделя" домой к грозной жене после загула с друзьями. 5. Колеблющаяся, ритмически нарушенная походка, - идет, волоча ноги, голова опущена - угнетенное настроение. Нередко можно видеть бредущего вдоль бордюра человека в таком состоянии, глядя на которого создается впечатление, что его крайне интересует весь мусор, который там лежит. 6. Широкие шаги - целеустремленность, предприимчивость, непринужденность. Так ходил Петр. 7. Короткие шаги - осторожность, сдержанность, приспособленчество, возможно - впечатлительность. Классический пример - герои, созданные гением Чарли Чаплина. 8. Подчеркнуто широкая и медленная походка - желание выставиться напоказ, действия с пафосом, демонстрация окружающим своей значительности. Зачастую так подходит к женщине на танцах абсолютно уверенный в себе кавалер, на лице которого светится: "Ах, как я неотразим!" 9. Мелкие, быстрые, неритмичные шаги, "нервный перестук каблуков" - взволнованность, боязливость, желание уклониться от неприятностей. 10. Расслабленная походка: 11. Раскачивание корпуса, при каждом шаге поворот вперед то одного, то другого плеча - часто у "силачей", которые не настолько сильны, как хотят показать. "Моряк вразвалочку сошел на берег". 12. Шаркающая походка с тяжелыми, расплывающимися движениями - вялость, медлительность, леность. Так изобразил Обломова актер Олег Табаков. ОСТОРОЖНО: такая походка может быть вызвана и физическим недугом. 13. Люди, занятые решением каких-то глубоких проблем, ходят медленно, голова опущена, руки скрещены за спиной, они часто останавливаются, чтобы пнуть камушек или даже поднять обрывок бумаги, перевернуть ее и выбросить снова, - они как будто говорят себе: "Посмотрим на эту проблему со всех сторон".
СКОРОСТЬ РЕЧИ Скорость речи соответствует темпераменту и так называемому темпу жизни человека. Ее трудно изменить, в лучшем случае это удается сделать лишь на короткое время. 1. Оживленная, бойкая вплоть
до торопливой манера говорить: 2. Спокойная, даже медлительная
манера: 3. Ускоряющийся темп речи (и жестикуляции) - собеседник все больше вдохновляется, погружается в то, о чем говорит. Современники вспоминали, что так читал свои стихи Владимир Маяковский. 4. Замедляющаяся скорость речи (и жестикуляции) - наступление задумчивости, потеря уверенности, "включение" внутренних тормозов по поводу сказанного. 5. Заметные колебания скорости речи - вероятно, легко возбудимый человек, недостаточно уравновешенный. Так допрашивал советскую радистку Кэт гестаповец Вольф в фильме "Семнадцать мгновений весны".
1. Громкость речи в целом служит показателем жизненной энергии и происходящей от нее уверенности. Но ОСТОРОЖНО: 2. Сильные изменения громкости - повышенная эмоциональность, сопереживание собеседнику, волнение. 3. Нерегулярные колебания слабой громкости голоса - нехватка стойкости, склонность к быстрой сдаче позиций при первых же трудностях. Типичный пример - Анатолий Папанов в роли Кисы Воробьянинова в "Двенадцати стульях".
1. Ясное и четкое произнесение слов (четкие движения нижней челюсти) - внутренняя дисциплина, потребность в ясном представлении другим своей жизненной позиции. Так мог говорить, например, Базаров из "Отцов и детей" Тургенева. 2. Нечеткое, расплывчатое произношение (нижняя челюсть двигается мало) - проявление внутренне неуважительной позиции по отношению к любому собеседнику: человек даже не заботится о том, чтобы другим было легко его расслышать. На память сразу приходит бессмертный Угрюм-Бурчеев с его "говорящей" фамилией.
1. Высокий пронзительный голос - страх, волнение. Напоминает нам пилу. 2. Низкий тон голоса - покой,
достоинство. Так гудит шмель.
1. Металлическое звучание - говорит об энергичности и твердости. Нет лучшего образца для иллюстрации, чем Жуков в исполнении Михаила Ульянова. 2. Елейный, масляный, жирно-мягкий голос - происходит от лишь изображаемой дружественности, фальшивого пафоса - по нему легко разоблачить подхалима. Например, так говорил Чичиков из "Мертвых душ" Гоголя в исполнении Калягина. 3. Особенно важно следующее
различие, которое легко улавливается уже после короткой тренировки: 4. Монотонный голос - скрытность, зажатость, робость. Так, наверное, мог бы говорить Беликов из повести Чехова "Человек в футляре", - вот уж эталон скрытности, "футлярности", - или, например, Осип - слуга Хлестакова из гоголевского "Ревизора". 5. Высота, мелодичность голоса меняются в широких пределах - открытость, многообразие интересов, внутренняя свобода. Таким представил нам Остапа Бендера актер Андрей Миронов. 6. Падение тона к концу фразы - вероятно, слабая воля, мягкость. Иногда это может быть результатом физической слабости, например, у глубоких стариков. 7. Ритмические колебания высоты тона - оживление при внутренней уравновешенности, способности к творчеству. Именно так сыграл актер Юрский в "Золотом теленке" Остапа Бендера. (И вновь сравним: два актера - это все-таки два разных Бендера, и не последнюю роль в создании этих образов сыграло различие актерских голосов). 8. Неритмичные колебания: есть неравномерное повышение и падение тона - неуравновешенность, отсутствие стабильности. 9. Округло-текучая манера говорить с мягкими переходами отдельных звуков и слов - глубокая, полная эмоциональная жизнь. Так говорил Пьер Безухов из романа "Война и мир". Не случайно Наташа Ростова считала, что в нем есть что-то "круглое". 10. Угловато-отрывистая речь с внезапными изменениями громкости - трезвое, целенаправленное, прагматичное мышление, иногда нервозность. Можно встретить у определенного типа офицеров, учителей и политиков с явной или скрываемой авторитарностью, склонностью к диктату.
1. Резкий короткий вдох - при внезапном удивлении, негодующем изумлении. 2. Краткий выдох, обрывок фырканья или смеха - презрение. 3. Шумное, прерывистое, почти судорожное дыхание крайняя степень волнения, возможно начало истерического припадка. 4. Непроизвольные задержки, затаивание дыхания - внутреннее напряжение, яркие сильные чувства, интенсивная умственная деятельность. 5. Непроизвольный "перевод духа" - стирает уже ненужное напряжение, признак избавления от страха, показатель благополучного конца чего-либо. 6. Очень медленное, почти сонное дыхание - полная степень освобождения, покоя, абсолютной отключенности от происходящего, скуки. 7. Беспрестанные резкие вздохи и энергичные выдохи - нетерпеливый, раздражительный, очень высоко эмоциональный, с низким самоконтролем человек. 8. Шумное, сопящее дыхание - человек напряженных влечений, тяжелого нрава, подозрительный, иногда - добродушный тугодум. ОСТОРОЖНО: Такое дыхание может быть у человека, страдающего астмой или другим подобным заболеванием! 9. Дыхание мощное, ровное, как у хорошего океанского теплохода - уверенный в себе, бодрый, неистощимо оптимистичный человек. 10. Вдохи зажатые, словно скрипящие ржавыми тормозами, и такие же выдохи - подавленный, мнительный, неуверенный в себе человек, меланхолического темперамента.
1. Основное правило здесь такое: чем больше тело "раскачивается" и чем больше голова и туловище партнера наклоняются к нам - тем более он вовлечен в общение. 2. Обратное правило: чем больше собеседник "закрывает" или скрывает части своего тела, чем более отклоняется назад или отворачивается, тем сильнее его отвлеченность от разговора.
1. Доверительность, согласие: 2. Внутренняя вовлеченность
при наложении своих мыслей: 3. Наступившая готовность к
активности: 4. Ожидание что-то предпринять
или готовность с чем-то согласиться: 5. Добровольное дарение, отдавание
чего-то: 6. Концентрация, замкнутость: 7. Напряженное ожидание: 8. Внезапно наступившее понимание: 9. Сомнение, недоверие: 10. Беспокойство, нервозность: 11. Задумчивость, потеря уверенности,
смирение: 12. Неуверенность, смущение,
боязливость, стыд: 13. Подавленность, беспомощность,
полная нерешительность: 14. Удивление, испуг, потрясение,
беспомощность: 15. Чувство изоляции со стороны
других, постройка при этом "защитной стены": 16. Выжидание, поиск помощи: 17. Скрытое, осторожное наблюдение: 18. Критическое оценивание: 19. Поиск нужного слова, мысли: 20. Размышление, принятие решения: Из книги: "Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства" (Дерябо С.Д., Ясвин В.А., М.: Смысл; Academia, 1996).
Рассылка "Сам себе психолог" http://psy.ft.inc.ru/ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
FT Group
© 2000
|
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
|
В избранное | ||