Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сам себе психолог

  Все выпуски  

Сам себе психолог N39


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Сам себе психолог N39 (30 ноября 2000г.)
Internet  > > >  psy.ft.inc.ru  > > >  Архив рассылки | Форум | Новости | Книжная лавка | Статьи | Библиотека | Подписка
E-mail  > > >  psy@ft.inc.ru  > > >  Заказ предыдущих выпусков | Подписка
ВНИМАНИЕ!
В "Книжноной лавке" до 25 декабря действуют НОВОГОДНИЕ СКИДКИ. Подробности на сайте http://book.ft.inc.ru
Новое в разделах...
  Пожилой чешский медик призывает не увлекаться сексом
Чрезмерное увлечение сексом опасно так же, как наркотики и алкоголь...>>>
  Ученые опять не рекомендуют пить много кофе
Употребление фильтрованного кофе в большом количестве (примерно литр в день) уже через две недели приводит к повышению уровня гомоцистеина в крови...>>>
  Соседское ружье положительно влияет на сон американца
Половина из 2 500 опрошенных американцев заявили, что их сон будет намного глубже и спокойнее, если их сосед приобретет ружье...>>>
  Эрогенная зона "G" управляет удовольствием и болью
Так называемая зона G (женская эрогенная зона, расположенная на передней стенке влагалища), нужна, как выяснилось, не только для удовольствия...>>>
  Британские ученые добиваются успеха в борьбе с забывчивостью
Путь к нейтрализации биологического механизма, вызывающего прогрессирующую с возрастом забывчивость, обнаружили британские ученые из лондонского University College...>>>
  Мучительный шум в ушах
Для некоторых людей тишины не существует: беспрерывно что-нибудь звенит, свистит, шумит или шипит в одном ухе, а иногда и в голове. Шумы эти проникают не снаружи - они образуются в самой слуховой системе больного... >>>
Внимание: критика
Я думаю, нет на свете такого человека, которому никогда бы не приходилось выслушивать критику в свой адрес. Реакция на это неприятное жизненное явление у всех разная и зависит от многих обстоятельств... >>>
НОВОГОДНИЕ СКИДКИ!   Книжная лавка
Под общ. ред. В. Н. Дружинина
Психология. Учебник для гуманитарных вузов
серия "Учебник нового века" >>>
Е. П. Ильин
Дифференциальная психофизиология
серия "Учебник нового века" >>>
В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша
Межличностное общение. Учебник для вузов
серия "Учебник нового века" >>>
Ч. Шефер, Л. Кэри
Игровая семейная психотерапия
серия "Практикум по психотерапии" >>>
Б. Г. Ананьев
О проблемах современного человекознания
серия "Мастера психологии" >>>

 

Тема: Человеческое тело и его проявления. Часть 2

МИМИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА

1. УЛЫБКА
Лоб обычно спокоен, четкие морщины у глаз, губы часто прижаты к зубам, рот может быть закрыт или приоткрыт, иногда на щеках образуются ямочки.

2. РАДОСТЬ (СЧАСТЬЕ)
Легкие морщины у глаз, глаза спокойные, слегка сощурены, ноздри расширены, верхняя губа чуть приподнята, уголки губ приподняты и обычно отведены назад, нижняя челюсть расслаблена, рот может быть приоткрыт.

3. УДИВЛЕНИЕ
Поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот.

4. ИРОНИЯ
Спокойный лоб, прищурен один глаз, нижняя губа прижата к верхней, уголки рта опущены; или - мимика улыбки только в одну сторону.

5. ВНИМАНИЕ
Горизонтальные складки на лбу, брови сведены, вертикальные складки на переносице, суженные глаза, уголки рта слегка опущены.

6. ЗАМКНУТОСТЬ
Спокойный лоб, "занавешенные глаза", между бровями вертикальная складка кожи, губы сжаты.

7. СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ
Горизонтальные складки на лбу, брови слегка нахмурены, глаза чуть-чуть сужены, мышцы носа напряжены, плотно сжатый рот, уголки губ опущены.

8. ПЕЧАЛЬ
Брови сведены, глаза потухшие, часто уголки губ слегка опущены, расслабленно свисают.

9. ДОСАДА (РАЗОЧАРОВАНИЕ)
Спокойный лоб, сомкнутые или надутые губы, уголки губ опущены.

10. ПРЕЗРЕНИЕ
Чуть прикрытые глаза, нос слегка сморщен, уголки рта резко опущены, горизонтальная складка под нижней губой.

11. ОТВРАЩЕНИЕ
Лоб сморщен, брови опущены, нос сморщен, ноздри расширены, верхняя губа чуть поднята, нижняя - выпячена или приподнята и сомкнута с верхней, уголки рта опущены.

12. ЯРОСТЬ
Тесно сжатые брови, горизонтальные складки на переносице, нос раздут, зубы стиснуты, рот оскален, уголки губ резко и напряженно оттянуты вниз, шея судорожно стянута.

13. СТРАХ
Приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые, выпяченные глаза, губы растянуты в стороны, уголки губ опущены и несколько отведены назад, рот может быть открыт, шея стянута.


КОГДА СТОИТ БРОСИТЬ ЯКОРЬ В МОРЕ ОБЩЕНИЯ,
или О значении взаимных прикосновений

ПРАВИЛА ПРИКОСНОВЕНИЙ

1. Не стоит прикасаться к собеседнику, если он в плохом настроении или обсуждается неприятный для него вопрос.

2. Прикосновения также связаны с проникновением в чужое жизненное пространство. Особенно болезненно люди реагируют на высокомерно-фамильярные движения: похлопывания по плечу, щеке, потрепывание по голове и т.п. Такие действия взрослыми людьми воспринимаются как крайняя бестактность.

3. Зафиксировав положительные эмоции собеседника, когда он находится в хорошем настроении или вспоминает о чем-то приятном, своим прикосновением (строго к одному и тому же месту - например, к руке), и повторив прикосновение в конце разговора, можно закрепить расположение партнера к нам после беседы.


ЗНАЧЕНИЕ ПРИКОСНОВЕНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ЗАВИСИТ ОТ ВОЗРАСТА

1. Эксперименты с детенышами обезьян, специально лишенными контактов с матерью, показали необходимость телесных прикосновений для нормального развития.
Одной группе обезьянок был оставлен плюшевый мишка, к которому они могли прижиматься как к матери, и эти малыши выросли вполне здоровыми. А те детеныши, которые не имели даже такой возможности, оказались психически неполноценными.
Прикоснувшись к ребенку, мы подтверждаем ему свою любовь (а это для него главная ценность). Поэтому особенно важно ласково прикоснуться к малышу после того, как он получил от нас "выговор". Пусть он убедится, что наше расположение потеряно не навсегда, и мы на него больше не сердимся.

2. Подростков же особенно раздражают прикосновения взрослых. Ведь они обостренно стремятся к независимости, стараются избавиться от "телячьих нежностей" как символа детства и очень ревностно охраняют границы своего личного пространства. Это, кстати, очень часто является источником обид и даже слез для многих матерей, которые стремятся их по-прежнему приласкать.

3. В мире взрослых прикосновения близких снова становятся желанными. И особую цену они приобретают для стариков, которые через такое подчеркивание близости и внимания лучше ощущают свою необходимость, значимость, частично утраченные с выходом на пенсию. Не будем скупиться на эти знаки внимания к своим постаревшим родителям, ведь на нас смотрят наши дети!


ОТ КЛЕЩЕЙ ДО ЛИВЕРНОЙ КОЛБАСЫ,
или Что можно узнать о человеке только по его рукопожатию

1. Рука подается твердо и в то же время как-то ласково-галантно, мы чувствуем, что она очень подходит к нашей - это уверенный в себе человек, знает, чего хочет, но может и приспосабливаться к другому человеку.

2. Если руку подают твердо, но в рукопожатии есть что-то застывшее, и нам приходится как бы приспосабливать свою руку, чтобы не чувствовать в пальцах кусок дерева - с нами здоровается жесткий человек, знающий чего он хочет, в критических ситуациях требующий приспособления лишь от других.

3. Когда партнер подает руку твердо, но в том, как он берет и держит нашу, есть что-то собственническое и нам приходится слегка дернуть свою руку, чтобы освободиться от захвата, можно предположить, что этот человек всегда хочет многого и то, что "попало ему в руки", не выпустит.

4. "Рукопожатие политика" - взять руку собеседника правой и накрыть ее сверху левой. Другая форма: пожимая руку партнера своей правой, похлопывать еще и левой.
Такое рукопожатие еще более или менее приемлемо между близкими друзьями, большинство же остальных людей чувствует себя при этом крайне неудобно. Тем не менее многие "демократические руководители" упорствуют в употреблении его. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить кадры приветствия политиков и руководителей нашего недалекого прошлого, да и настоящего.

5. Если партнер протягивает нам руку и при этом его корпус подается вперед - это свидетельствует о заинтересованности в общении, расположенности к нам.

6. Если же при поданной руке корпус остается прямым и даже несколько отклоняется назад, а голова слегка приподнята ("задран вверх подбородок"), - то можно предположить высокомерное отношение собеседника к нам.

7. Рука подается сбоку широким жестом:
- если это характерно для данного человека - стремление к навязыванию себя, простоватость характера;
- если этот жест в целом не типичен для данного человека - это показатель определенной близости отношений, подчеркиваемой неформальности общения.

8. Рука подается вперед прямо, кисть служит продолжением линии всей руки - отношение к нам как к равному.

9. Кисть отклоняется вниз от линии прямой руки - отношение к нам свысока.

10. Кисть отклоняется вверх от линии прямой руки, как бы подается снизу (нередко при согнутой спине) - выражение приниженности, подчиненности, подобострастности.

11. Рука подается твердо, уверенно, с ладонью, приоткрытой вверх - предложение опоры, уверенность в своих силах, готовность помочь.

12. Рука подается также ладонью вверх, но робко, как бы просяще - желание принять положение подчиненного.

13. Рука подается ладонью вниз (характерно для некоторых женщин) - ожидание опоры, возможно с провоцирующим намеком на поцелуй руки, кокетство.

14. Для рукопожатия предлагаются только сомкнутые пальцы, без обхвата нашей ладони - пренебрежение, презрение.

15. Также предлагаются для рукопожатия только пальцы, но при этом рука не прямая, а несколько согнута в локте и опущена вниз - вялость, безволие характера, сильная усталость.

16. Быстрый встречный взаимный хлопок по кончикам пальцев - ознаменование успешного результата тесного сотрудничества в важном для обоих деле (как правило, носит характер игры или установившейся традиции).


В ТРАМВАЙ С ЛИНЕЙКОЙ
или Выбор дистанции при общении

ИНТИМНАЯ ДИСТАНЦИЯ -
от 0 до 40-50 см. На этом расстоянии общаются самые близкие люди: родители с детьми, влюбленные и т.д. "Вторжение" посторонних в эту "суверенную" зону расценивается как неуместное посягательство.
Вспомним всем хорошо знакомую ситуацию, когда девушка подсознательно отодвигается от мужчины, присевшего рядом с ней на скамейку. Восстанавливая дистанцию, она стремится сохранить свое комфортное состояние. Наша напряженность и раздражение в переполненном автобусе в немалой степени вызваны необходимостью терпеть присутствие абсолютно незнакомых людей в своей "интимной зоне".

ЛИЧНАЯ ДИСТАНЦИЯ -
от 0,4-0,5 до 1,2-1,5 метра. На этом расстоянии обычно разговаривают друзья, люди, которые хорошо знакомы и доверяют друг другу.

СОЦИАЛЬНАЯ (или ОБЩЕСТВЕННАЯ) ДИСТАНЦИЯ -
от 1,2-1,5 до 2 метров - соответствует неформальному, товарищескому общению. Например, на этом расстоянии удобно обмениваться новостями или анекдотами с коллегами по работе.

ФОРМАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ -
от 2 до 3,7-4 метров. Характерна для деловых, официальных отношений. Это расстояние хорошо подходит для разговора с шефом или подчиненными, переговоров с партнерами (особенно для их начала).

ПУБЛИЧНАЯ (или ОТКРЫТАЯ) ДИСТАНЦИЯ -
более 3,7-4 метров - позволяет воздержаться от общения или обменяться только несколькими словами без риска оказаться нетактичным.
Может, не стоит обижаться, если на наш радостный возглас на всю улицу: "Здорово, Васька!" - на противоположном тротуаре ответили молчанием?
Если кто-то хочет избежать встречи с нежелательным собеседником, он заранее переходит на другую сторону улицы. Публичное расстояние дает возможность безболезненно и незаметно выйти из пространства общения: например, спрятаться в подъезд.


О ЧЕМ СТУЧАТ КАБЛУЧКИ,
или Что может рассказать о человеке его походка

1. Ритмичная походка (напряжение и расслабление сменяются ритмично, движения плавно перетекают друг в друга) - расслабленность, хорошее настроение, готовность к действиям, игривость, отдача впечатлениям. Типична во время прогулок. Может легко, без какого-либо повода, сменяться на ускоренную.

2. Ритмично-покачивающаяся - высокомерная беззаботность, удовольствие. Например, так ходит обычно лагер-фюрер среди военнопленных в художественных фильмах киностудии "Беларусьфильм".

3. Равномерная походка (напряженный, прямолинейный тип движений) - волевая активность, целеустремленность. Например, армейский шаг.

4. Нарушения в ритмичности (спотыкания, заминки, прерывистые движения) - неуверенность, замешательство, нехватка внутренней свободы, робость. Например, муж, возвращающийся с видом "нашкодившего пуделя" домой к грозной жене после загула с друзьями.

5. Колеблющаяся, ритмически нарушенная походка, - идет, волоча ноги, голова опущена - угнетенное настроение. Нередко можно видеть бредущего вдоль бордюра человека в таком состоянии, глядя на которого создается впечатление, что его крайне интересует весь мусор, который там лежит.

6. Широкие шаги - целеустремленность, предприимчивость, непринужденность. Так ходил Петр.

7. Короткие шаги - осторожность, сдержанность, приспособленчество, возможно - впечатлительность. Классический пример - герои, созданные гением Чарли Чаплина.

8. Подчеркнуто широкая и медленная походка - желание выставиться напоказ, действия с пафосом, демонстрация окружающим своей значительности. Зачастую так подходит к женщине на танцах абсолютно уверенный в себе кавалер, на лице которого светится: "Ах, как я неотразим!"

9. Мелкие, быстрые, неритмичные шаги, "нервный перестук каблуков" - взволнованность, боязливость, желание уклониться от неприятностей.

10. Расслабленная походка:
- безразличие, отсутствие интересов, избегание принуждения к ответственности. Характерна для солдат срочной службы, когда их демобилизация уже не за горами - "походка дембеля";
либо
- незрелость, недостаток самодисциплины. Например, у "блатных", шатающихся поздно по улицам.

11. Раскачивание корпуса, при каждом шаге поворот вперед то одного, то другого плеча - часто у "силачей", которые не настолько сильны, как хотят показать. "Моряк вразвалочку сошел на берег".

12. Шаркающая походка с тяжелыми, расплывающимися движениями - вялость, медлительность, леность. Так изобразил Обломова актер Олег Табаков.

ОСТОРОЖНО: такая походка может быть вызвана и физическим недугом.

13. Люди, занятые решением каких-то глубоких проблем, ходят медленно, голова опущена, руки скрещены за спиной, они часто останавливаются, чтобы пнуть камушек или даже поднять обрывок бумаги, перевернуть ее и выбросить снова, - они как будто говорят себе: "Посмотрим на эту проблему со всех сторон".


НУЖЕН ЛИ НАМ ВИДЕОТЕЛЕФОН?
Характеристика собеседника по его манере говорить

СКОРОСТЬ РЕЧИ

Скорость речи соответствует темпераменту и так называемому темпу жизни человека. Ее трудно изменить, в лучшем случае это удается сделать лишь на короткое время.

1. Оживленная, бойкая вплоть до торопливой манера говорить:
- если течение речи равномерно - подвижный, легкий на подъем, уверенный в себе человек;
- при нарушенном ритме речи - робкий (возможно, только в данной ситуации), неуверенный собеседник. Например, так говорил герой Геннадия Хазанова в известном цикле "Студент кулинарного техникума";
- при "кувыркающемся, перескакивающем через себя" голосе, особенно сопровождаемом чрезмерной жестикуляцией - возбужденный, торопливый, непостоянный, неуправляемый человек. Вспомним, как читает свои миниатюры Михаил Жванецкий. Приблизительно так же мог бы говорить и Хлестаков из комедии Гоголя "Ревизор".

2. Спокойная, даже медлительная манера:
- либо рассудительный, спокойный, основательный человек, как Лука в пьесе Горького "На дне" в исполнении Ролана Быкова;
- либо бездеятельный, вялый, колеблющийся человек - Олег Табаков в роли Обломова.

3. Ускоряющийся темп речи (и жестикуляции) - собеседник все больше вдохновляется, погружается в то, о чем говорит. Современники вспоминали, что так читал свои стихи Владимир Маяковский.

4. Замедляющаяся скорость речи (и жестикуляции) - наступление задумчивости, потеря уверенности, "включение" внутренних тормозов по поводу сказанного.

5. Заметные колебания скорости речи - вероятно, легко возбудимый человек, недостаточно уравновешенный. Так допрашивал советскую радистку Кэт гестаповец Вольф в фильме "Семнадцать мгновений весны".


ГРОМКОСТЬ РЕЧИ

1. Громкость речи в целом служит показателем жизненной энергии и происходящей от нее уверенности.

Но ОСТОРОЖНО:
- громкий голос может быть специально "сделан" для сокрытия слабого духа, подобно путнику в ночном лесу, который от страха начинает громко петь;
- большая громкость голоса - как проявление недостаточной критичности к себе, невладения своими эмоциями, например, у пьяных или в припадке гнева;
- слишком тихий голос может служить маскировкой для достижения каких-то тайных целей, особенно при общем напряжении говорящего. Вспомним вкрадчивую, тихую речь Шелленберга из "Семнадцати мгновений весны" в исполнении Олега Табакова!

2. Сильные изменения громкости - повышенная эмоциональность, сопереживание собеседнику, волнение.

3. Нерегулярные колебания слабой громкости голоса - нехватка стойкости, склонность к быстрой сдаче позиций при первых же трудностях. Типичный пример - Анатолий Папанов в роли Кисы Воробьянинова в "Двенадцати стульях".


ОТЧЕТЛИВОСТЬ

1. Ясное и четкое произнесение слов (четкие движения нижней челюсти) - внутренняя дисциплина, потребность в ясном представлении другим своей жизненной позиции. Так мог говорить, например, Базаров из "Отцов и детей" Тургенева.

2. Нечеткое, расплывчатое произношение (нижняя челюсть двигается мало) - проявление внутренне неуважительной позиции по отношению к любому собеседнику: человек даже не заботится о том, чтобы другим было легко его расслышать. На память сразу приходит бессмертный Угрюм-Бурчеев с его "говорящей" фамилией.


ВЫСОТА ГОЛОСА

1. Высокий пронзительный голос - страх, волнение. Напоминает нам пилу.

2. Низкий тон голоса - покой, достоинство. Так гудит шмель.
Оратор, который хочет быть убедительным, говорит медленно и в низкой тональности. Но он должен оставаться в рамках естественного диапазона своего голоса, иначе он будет казаться неискренним.


ОКРАСКА ЗВУЧАНИЯ

1. Металлическое звучание - говорит об энергичности и твердости. Нет лучшего образца для иллюстрации, чем Жуков в исполнении Михаила Ульянова.

2. Елейный, масляный, жирно-мягкий голос - происходит от лишь изображаемой дружественности, фальшивого пафоса - по нему легко разоблачить подхалима. Например, так говорил Чичиков из "Мертвых душ" Гоголя в исполнении Калягина.

3. Особенно важно следующее различие, которое легко улавливается уже после короткой тренировки:
- певучая речь (сильное подчеркивание гласных) - темпераментность, чувственность, типична для людей, которых называют "добряками". Таким добряком был Евгений Леонов в роли заведующего детским садом в фильме "Джентльмены удачи" (но только не в роли Доцента: изменилась сущность персонажа - изменился и голос; это актерский талант);
- речь, в которой гласные отступают на второй план перед остро подчеркиваемыми согласными - преобладание разума и воли, точно анализирующий рассудок. Это мастерски сыграл Владимир Высоцкий: капитан Жеглов в фильме "Место встречи изменить нельзя".

4. Монотонный голос - скрытность, зажатость, робость. Так, наверное, мог бы говорить Беликов из повести Чехова "Человек в футляре", - вот уж эталон скрытности, "футлярности", - или, например, Осип - слуга Хлестакова из гоголевского "Ревизора".

5. Высота, мелодичность голоса меняются в широких пределах - открытость, многообразие интересов, внутренняя свобода. Таким представил нам Остапа Бендера актер Андрей Миронов.

6. Падение тона к концу фразы - вероятно, слабая воля, мягкость. Иногда это может быть результатом физической слабости, например, у глубоких стариков.

7. Ритмические колебания высоты тона - оживление при внутренней уравновешенности, способности к творчеству. Именно так сыграл актер Юрский в "Золотом теленке" Остапа Бендера. (И вновь сравним: два актера - это все-таки два разных Бендера, и не последнюю роль в создании этих образов сыграло различие актерских голосов).

8. Неритмичные колебания: есть неравномерное повышение и падение тона - неуравновешенность, отсутствие стабильности.

9. Округло-текучая манера говорить с мягкими переходами отдельных звуков и слов - глубокая, полная эмоциональная жизнь. Так говорил Пьер Безухов из романа "Война и мир". Не случайно Наташа Ростова считала, что в нем есть что-то "круглое".

10. Угловато-отрывистая речь с внезапными изменениями громкости - трезвое, целенаправленное, прагматичное мышление, иногда нервозность. Можно встретить у определенного типа офицеров, учителей и политиков с явной или скрываемой авторитарностью, склонностью к диктату.


ЧИТАЕМ ДЫХАНИЕ СОБЕСЕДНИКА

1. Резкий короткий вдох - при внезапном удивлении, негодующем изумлении.

2. Краткий выдох, обрывок фырканья или смеха - презрение.

3. Шумное, прерывистое, почти судорожное дыхание крайняя степень волнения, возможно начало истерического припадка.

4. Непроизвольные задержки, затаивание дыхания - внутреннее напряжение, яркие сильные чувства, интенсивная умственная деятельность.

5. Непроизвольный "перевод духа" - стирает уже ненужное напряжение, признак избавления от страха, показатель благополучного конца чего-либо.

6. Очень медленное, почти сонное дыхание - полная степень освобождения, покоя, абсолютной отключенности от происходящего, скуки.

7. Беспрестанные резкие вздохи и энергичные выдохи - нетерпеливый, раздражительный, очень высоко эмоциональный, с низким самоконтролем человек.

8. Шумное, сопящее дыхание - человек напряженных влечений, тяжелого нрава, подозрительный, иногда - добродушный тугодум.

ОСТОРОЖНО: Такое дыхание может быть у человека, страдающего астмой или другим подобным заболеванием!

9. Дыхание мощное, ровное, как у хорошего океанского теплохода - уверенный в себе, бодрый, неистощимо оптимистичный человек.

10. Вдохи зажатые, словно скрипящие ржавыми тормозами, и такие же выдохи - подавленный, мнительный, неуверенный в себе человек, меланхолического темперамента.


ДВА ОБЩИХ ПРАВИЛА ДЛЯ ЖЕСТОВ В БЕСЕДЕ

1. Основное правило здесь такое: чем больше тело "раскачивается" и чем больше голова и туловище партнера наклоняются к нам - тем более он вовлечен в общение.

2. Обратное правило: чем больше собеседник "закрывает" или скрывает части своего тела, чем более отклоняется назад или отворачивается, тем сильнее его отвлеченность от разговора.


20 ТИПИЧНЫХ СОСТОЯНИЙ ПАРТНЕРА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

1. Доверительность, согласие:
- расслабленная посадка головы, часто с отклонением назад;
- наклон головы вбок;
- открытый, прямой взгляд в глаза, закрывание глаз на несколько мгновений с чуть обозначенным кивком головы;
- открытая и свободная улыбка;
- пальцы соединены наподобие купола храма;
- широкая удобная посадка, часто нога на ногу.

2. Внутренняя вовлеченность при наложении своих мыслей:
- выпрямление одной или обеих ладоней, открывающихся навстречу партнеру снизу вверх.
В этот момент важно не перебивать собеседника, дать возможность ему выговориться.

3. Наступившая готовность к активности:
- резкий наклон, вскидывание головы;
- туловище, ранее удобно откинутое на спинку, переходит в прямую посадку на краешке стула;
- руки на бедрах;
- опора на стол широко расставленными руками.
В этот момент можно изложить свое главное предложение, побудить собеседника к каким-нибудь действиям.

4. Ожидание что-то предпринять или готовность с чем-то согласиться:
- протягивание вперед-вверх открытой ладони. Наиболее удобный момент для деловых предложений.

5. Добровольное дарение, отдавание чего-то:
- переворачивающиеся снизу вверх открытые ладони движутся сверху-вперед-вниз.
В этот момент нежелательно отказывать собеседнику в чем-либо, что он предложит: это может быть воспринято очень болезненно. Лучше сделать небольшую паузу.

6. Концентрация, замкнутость:
- вертикальные складки на лбу;
- суженный, подчеркнуто закрытый рот;
- твердый взгляд.
Собеседник замкнут, сосредоточен на своих мыслях, самое разумное - не мешать ему, не задавать важных вопросов.

7. Напряженное ожидание:
- очень широко раскрытые глаза и твердый зрительный контакт.
Имеет смысл пойти навстречу собеседнику и не томить его.

8. Внезапно наступившее понимание:
- горизонтальные складки на лбу;
- очень широко раскрытые, внимательные, "вытаращенные" глаза;
- чуть обозначенный кивок головы.
Собеседник понял то, что Вы говорили - цель достигнута.

9. Сомнение, недоверие:
- попеременное поднимание и опускание плеч;
- наклон головы с боку на бок:
- сцепленные руки.
Эти жесты являются для нас сигналом того, что необходимо привести еще дополнительный убедительный аргумент.

10. Беспокойство, нервозность:
- ритмические движения пальцев, рук, ступней, часто с очень малой амплитудой;
- неритмические, повторяющиеся движения, типа ерзания по сидению, вращения сигаретной пачки и т.п.;
- прищуривание;
- покашливание, прочищение горла;
- локти на столе, руки образуют пирамиду, вершина которой - кисти рук, расположенные прямо передо ртом;
- теребление уха.
Лучше тактично помочь собеседнику справиться с волнением, понять, что его тревожит, и устранить этот фактор - собеседник будет внутренне благодарен. На жесты нервозности целесообразнее реагировать спокойным ожиданием, а не навязчивым вопросом: "Что с тобой?" В свое время человек все сам расскажет, если найдет это необходимым.

11. Задумчивость, потеря уверенности, смирение:
- слабое напряжение;
- склоненная голова;
- медленные движения рук наружу-вниз ладонью вовнутрь;
- "занавешенные" глаза;
- приоткрытый рот;
- уменьшение скорости речи и жестикуляции. Можно, используя прием отражения чувств, тактично выяснить причину, выслушать, поддержать.

12. Неуверенность, смущение, боязливость, стыд:
- опора на что-либо руками;
- закрытая посадка, готовность вскочить;
- рука закрывает лицо или часть его, руки в карманах, выпрямленный указательный палец прикладывается к краю губ;
- покраснение.
Действовать можно так же, как и при жестах беспокойства, нервозности (10) или задумчивости, потери уверенности (11).

13. Подавленность, беспомощность, полная нерешительность:
- "пустой" направленный в пространство взгляд;
- наклоненная голова; слабое напряжение;
- высоко поднятые плечи, прижатые к телу локти;
- наморщивание носа, "страдальческие" складки на лбу;
- очень широко раскрытые глаза;
- упирающийся в рот палец.
Не стоит делать новых предложений, излагать новые идеи, лучше повторить то, что говорилось до сих пор, другими словами, тактично подсказать возможный вариант решения проблемы и т.д.

14. Удивление, испуг, потрясение, беспомощность:
- горизонтальные складки на лбу;
- очень широко открытые глаза, при более сильной степени - открытый рот и побледнение. Как можно быстрее убрать то, что испугало партнера или изменило ситуацию, поддержать, успокоить собеседника, возможны ласковые прикосновения (положительный кинестетический якорь).

15. Чувство изоляции со стороны других, постройка при этом "защитной стены":
- прижимание или скрещивание рук на груди, особенно если они остаются застывшими.
Желательно проявить интерес к такому человеку, постараться вовлечь в общую беседу, тактично помочь ему "раскрыться".

16. Выжидание, поиск помощи:
- прикусывание губ или языка.
Сделать шаг навстречу собеседнику - оказать ему ожидаемую помощь.

17. Скрытое, осторожное наблюдение:
- движение рук, закрывающее лицо или его часть (чаще рот);
- суженный и одновременно боковой взгляд, взгляд снизу, быстрый взгляд из уголков глаз;
- легкие вертикальные складки на лбу.

18. Критическое оценивание:
- подбородок опирается на ладонь;
- указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные располагаются ниже рта;
- если при этом тело отклоняется, то тон оценки - отрицательный;
- взгляд поверх очков, опущенных на кончик носа.
Самое разумное - не терять самообладания и спокойно продолжать беседу дальше, пока не выяснится, что же решил собеседник.

19. Поиск нужного слова, мысли:
- руки делают "захватывающие" движения;
- пальцы собираются в "щепотку" и потираются друг о друга.
Возможно, имеет смысл помочь человеку сформулировать свою мысль. Но в этом следует быть осторожным: часто человек может вместо благодарности испытать недовольство, так как это может задеть его самолюбие. Подсказку разумно начинать со слов: "Может быть..."

20. Размышление, принятие решения:
- рука у щеки (как у роденовского "Мыслителя");
- почесывание подбородка, игра пальцев с усами или бородой;
- захватывание носа в щепоть, соединенное с закрытыми глазами:
- вставание с места и прохаживание взад-вперед, Лучше не прерывать размышлений.


Из книги: "Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства" (Дерябо С.Д., Ясвин В.А., М.: Смысл; Academia, 1996).

 

Наши партнеры
Наши рассылки и сайты
Психологические тесты
 (по e-mail: test@ft.inc.ru)
  Последний:
Каков ваш творческий потенциал?
Сам себе психолог
Рождение без насилия
 (по e-mail: birth@ft.inc.ru)
  О водных и домашних родах, воспитании и обучении детей
Последний выпуск:
Йоговские асаны для беременных

Рассылка "Сам себе психолог" http://psy.ft.inc.ru/
Автор: Витольд Барский
psy@ft.inc.ru
Периодичность: еженедельно
Количество подписчиков: 11280

FT Group © 2000

Апорт Top 1000



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное