Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Психология НЕ для всех" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Декабрь 2000 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
19
|
20
|
22
|
23
|
24
|
||
25
|
26
|
27
|
28
|
30
|
31
|
Статистика
-26 за неделю
Сам себе психолог N38
Сам себе психолог
N38 (23 ноября 2000г.)
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Давненько мы с вами не встречались...
Но в ближайшие деньки мы наверстаем упущенное. Будьте готовы. ;-)
В ближайших выпусках мы поговорим о том, что можно узнать о человеке, его настроении, эмоциях, намерениях, характере и так далее, основываясь только на его (человека) теле и его проявлениях (телосложении, мимике, жестах, позах, манере говорить и слушать и тому подобном). Информация представлена кратко, в виде справочника или энциклопедии; где и когда можно будет прочитать подробности, читайте в конце выпуска. Ранее уже затрагивалась эта тема в рассылке: выпуск N15 от 13.04.2000 "Язык жестов" - http://psy.ft.inc.ru/sub/15.shtml - почитайте. Тема: Человеческое тело и его проявления. Часть 1 ЖЕСТЫ И СТОЙКА ВЫСТУПАЮЩИХ 1. Вертикальная жестикуляция проявляется при авторитарной (диктаторской) внутренней позиции: "Я вас научу!", "Я вам докажу!", "Я знаю, а вы это неспособны понять!" и т.д. Такие жесты вызывают у слушателей подсознательный протест, неприятие говорящего, настраивают против сообщаемой информации. Вспомним нашу реакцию в школе на традиционное помахивание учителя пальцем. 2. Жесты в горизонтальном направлении - это показатель демократичной, взвешенной, совещательной позиции, рассуждения: "Давайте посоветуемся!", "Это бывает и так, и этак!" и т.п. Человек, которому свойственна такая жестикуляция, может рассчитывать на благожелательное отношение слушателей. 3. Руки, прикладываемые к груди, - жест честности и открытости. Римские легионеры приветствовали друг друга, прижав одну руку к сердцу, а другую подняв открытой ладонью к тому, к кому обращались. Подобное приветствие было принято и у североамериканских индейцев. 4. Стоять подбоченясь - демонстрировать другим свою твердость, уверенность, превосходство. Часто при этом маскируется слабость или смущение. (Значение позы еще более усиливается при широко расставленных ногах). Она характерна для военного начальства известного типа, а также для жены и тещи на рисунках карикатуристов. 5. Руки, заведенные за голову, означают превосходство и самолюбование. 6. Опора руками на стол, спинку стула, трибуну - стремление к дополнительной поддержке при внутренней неуверенности. 7. Руки, заложенные за спину: - если это типичное для человека положение - сдержанность, вдумчивость характера, скрываемое смущение; - если нетипичное - кратковременная задумчивость или стеснение; - если демонстративное - осознание своей значительности и превосходства. 8. Одна или обе руки спрятаны в карманах - скрывание затруднений, неуверенности. Часто - подчеркивание неофициальности общения для более быстрого установления контакта. 9. Рука сжимается в кулак - попытка овладеть наступающим волнением или страхом, стремление к самоутверждению. 10. Пальцы собраны в "щепотку", ладонь вверх, рука слегка согнута в локте, при этом совершаются частые движения от себя и к себе за счет сгибания и разгибания локтя - выражение "самого-самого", изложение ядра проблемы или мысли, чаще всего важной для говорящего. 11. Пальцы также сложены в "щепотку" ладонью вверх, но потирают друг друга и рука остается на месте - поиск нужного слова, формулирование мысли, припоминание фамилий и т.п. 12. Протирание очков, поиск носового платка или сигарет с похлопыванием по карманам свидетельствуют о неуверенности, стремлении выиграть время, чтобы подобрать нужный аргумент или принять решение. 13. Ухватиться за край пиджака, пуговицу, за другую руку - боязнь, стыд, порождающие упрямство и желание самоутвердиться в ситуации, когда человек попал в "переделку". 14. Стирающее движение по лбу - действительно стирание нехороших мыслей, плохих представлений. 15. Ноги и ступни в положении стоя: - человек стоит на обеих ногах (расстояние между ними не более 20 см) с равномерным распределением веса тела - уравновешенный, спокойный, но живой; твердый, но способный изменить поведение по обстоятельствам; - вес тела на одной ноге, нечастая смена поз - бдительность, непринужденность, гибкость в поведении; - частая смена основной опорной ноги - недостаток твердости и дисциплинированности, воли к преодолению; стремление к удобству; боязливость. - поднимание на носки - агрессивная позиция, еще чаще заносчивость; - широко расставленные ноги - потребность в самоутверждении, высокой самооценке, часто маскирует скрытое чувство неполноценности; - носки ног заметно повернуты наружу, выпячен живот - самомнение, самодовольство, тщеславие; - носки ног завернуты внутрь - известная слабость духа;
1. Прежде прямо державшаяся голова медленно скользит назад, в расслабленную позу и остается там - стремление к покою, мечтательность, наслаждение впечатлениями; 2. Качание головой из стороны в сторону - нерешительность, скепсис, осторожность. 3. Склоненная набок голова - отказ от собственной активности, стремление идти навстречу вплоть до покорности. 4. Указательный палец кладется на край губ - неуверенность, беспомощный поиск. 5. Легко раскрытые пальцы лежат в области рта (указательный и большой поглаживают нос), рот надежно закрыт - полное погружение в свой внутренний мир. 6. Палец плотно прижат ко рту - подсознательно делается для предотвращения восклицания; удивление, стремление овладеть собой. 7. Скованная, выпрямленная поза, с прижатыми друг к другу ногами. Руки, ухватившись одна за другую, образуют как бы один большой кулак, большие пальцы ритмично массируют друг друга, или пощипывание себя за кожу руки. Эти жесты свидетельствуют о нервном ожидании. Например, перед публичным выступлением, в приемной высокого начальства, перед кабинетом зубного врача. 8. Рука у щеки (напоминает роденовского мыслителя) - глубокое размышление о чем-то. 9. Напряженно выпрямленное тело, ноги, плотно стоящие на полу (при отсутствующем взгляде!), - отключение от проблемы с демонстрацией внимательного слушания. 10. Подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные пальцы располагаются ниже рта - критическая оценка. Если это сопровождается наклоном тела назад, то тон оценки негативный, циничный. 11. Склоненная было набок голова выпрямляется, плечи поднимаются, взгляд начинает блуждать по потолку, другим людям и, наконец, тело принимает позу, направленную к выходу - потеря слушателем мысли, отсутствие интереса. Такое поведение сигнализирует выступающему лектору: "Достаточно!", "Пора кончать!" 12. При сидении ноги и ступни сомкнуты - боязнь контакта, недостаток уверенности. 13. Беззаботно-открытая посадка (ноги широко расставлены) - стремление к уюту, часто бесцеремонность. 14. Ноги положены одна на другую, в том числе и при вышестоящих лицах, - либо естественная уверенность в себе, либо желание спрятать чувство неполноценности. 15. Широкая удобная посадка на всю поверхность сидения - внутренний покой, доверие, защищенность; не хочет, чтобы его трогали. 16. Ерзание на стуле, ритмические движения руками и ногами, щелканье авторучкой и т.п. - беспокойство, тревога или состояние скуки от выступления оратора. 17. Голова лежит на ладони, как на подушке, глаза полуприкрыты - нескрываемая скука. 18. Посадка на краешке стула с полной обращенностью к партнеру - высокая степень заинтересованности в разговоре.
1. Удар ладонью или костяшками пальцев по столу - при нежелательном удивлении или гневе: "Ну это уж слишком!", "Достаточно!" 2. Выпрямленная ладонь, обычно ребром вниз. решительно опускаемая один или несколько раз - жест "разрубания" при окончательной ясности или решимости, совершенно отчетливо всем дает понять, что дальнейшее обсуждение прекращается. 3. Подчеркнуто высоко поднятая голова, "взгляд сверху" - критическая бдительность, отсутствие близости и контакта, самопревознесение или высокомерие, "высоко задирает нос". 4. Потирание рук - показатель приятных мыслей, настрой на желаемую работу; у любящих поесть - в ожидании обеда; после успешного завершения дел, типа: "Ну мы им и показали!" 5. Медленное вытирание влажных ладоней о ткань - ожидание с оттенком нервозности. 6. Пальцы соединяются наподобие купола храма - доверительность, но при этом некоторое самодовольство, уверенность в своей правоте, эгоистичность, гордость. При этом женщины обычно соединяют пальцы на коленях, если они сидят, или чуть выше пояса, если стоят. Руководители держат руки, делая этот жест, тем выше, чем выше их ранг. Иногда они просто смотрят на собеседника сквозь соединенные пальцы. У собеседника создается впечатление, что тот, кто делает такой жест, знает больше, чем говорит, и держит свои главные доводы про запас, хотя оно частенько обманчиво.
1. Сутулая спина - смирение, покорность, угодничество, подтверждается характерным выражением лица. 2. Высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и втянутым подбородком - беспомощность, хронический страх, характерно для людей, запуганных начальством или супругом. 3. В группе, особенно при отсутствии начальства: голова опущена, одна или две руки в карманах, или руки скрещены за спиной, или обхватывают тело, как при морозе - недостаток самостоятельности, потребность в руководстве, желание слиться с общей массой. 4. Оттягивание плеч назад (часто при этом поднимается подбородок) - чувство силы, собственных возможностей, нередко переоценка себя. 5. Попеременное поднимание и опускание плеч -сомнения, раздумья, скепсис.
1. Вытягивание рук ладонями вперед: - если при этом руки движутся вверх - стремление стать больше, добиться превосходства; - если вниз - желание быть меньше, принять чье-то руководство; - если руки движутся вовнутрь (стягивание себя) - нежелание высказаться, смущение; - если наружу (расширение себя) - стремление высказаться, обратить на себя внимание, при этом поднимается голова, глаза ищут контакта с глазами собеседника. 2. Машинальное рисование на бумаге - снижение интереса к происходящему. То же значение имеют любые занятия, мешающие собеседникам смотреть друг на друга. 3. Скрещенные лодыжки ног или руки, впившиеся в подлокотники кресла (как в кабинете зубного врача),- самоконтроль, сдерживание себя, в том числе и от того, чтобы пойти на уступки собеседнику. 4. Тесно сцепленные руки - подозрение и недоверие. Тот, кто пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеет успеха. Люди, сильно сцепившие руки, напряжены, общение с ними затруднено. Их можно попытаться расслабить: склониться в направлении к ним во время разговора - обычно при этом руки сразу расцепляются. 5. Очки снимаются и человек начинает грызть или просто держать во рту конец дужки - желание отмолчаться (поскольку с предметом во рту трудно говорить), поиск новой информации. 6. Быстрое срывание и бросание очков на стол - возросшее напряжение в беседе: "Ну, это уж слишком!" В такой момент лучше оставить в стороне главный вопрос беседы. Когда партнер снова наденет очки, можно продолжать обсуждать проблему: напряжение спало, и он снова способен "видеть" разные стороны вопроса. Этот же жест может означать и вдруг принятое твердое решение, подводящее конец размышлениям. 7. Поглаживание шеи ладонью - защитная позиция. При этом рука движется назад, как бы стягиваясь для удара или отдергиваясь от ожога, но это маскируется тем, что она кладется на заднюю часть шеи. Женщины при этом обычно поправляют прическу. Людям, попавшим в какую-либо "переделку", вдруг становится "жарко под воротничком". 8. Почесывание подбородка - размышление, оценивание: "Хорошо, дайте мне прикинуть со всех сторон", - идет процесс принятия решения. Часто сопровождается взглядом искоса, как бы желающим увидеть вдалеке ответ на вопрос. 9. Открывание и закрывание ящика стола часто сопровождает размышление над сложной проблемой в процессе принятия решения. 10. Раскачивание на стуле - удовлетворение, уверенность в ситуации. 11. Вставание характерно: - при принятии решения; - при удивлении; - когда разговор надоел. 12. Локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой - кисти рук, расположенные прямо передо ртом (поза сохраняется как при слушании, так и когда человек говорит сам), - игра с партнером в "кошки-мышки", стремление приберечь главные доводы до решающего момента беседы. Отличается от жеста N 6 в разделе "Президиум и председательствующий" тем, что в данном случае собеседник действительно имеет какие-то аргументы и ведет игру, в то время, как в примере N 6 этот жест лишь поведение руководителя, склонного к превосходству, вошедшее в привычку и проявляющееся даже при отсутствии реальных убедительных аргументов. 13. Посадка на стул задом наперед, при котором его спинка как бы щитом прикрывает грудь - несмотря на кажущуюся неформальность, на самом деле показывает стремление к превосходству и даже агрессивность. 14. Касание носа или легкое его потирание - сомнение, затруднительное положение. На переговорах касание носа часто предшествует новому предложению или следует сразу за ним. Касание мочки уха или потирание глаза имеют то же значение. ОСТОРОЖНО: Если же нос просто чешется, то его трут намного интенсивнее! 15. Курильщик: - вынет сигарету изо рта, если его что-то заинтересовало; - снова сделает затяжку и стряхнет пепел, если разозлился или смутился; - жестко раздавит сигарету в пепельнице, если вышел из себя или дает понять, что для него разговор закончен.
1. Слишком широко открытые глаза, "вытаращенные" (часто при этом открыт рот, раздуты ноздри): - бессознательное стремление получить максимум информации, чтобы не ускользнули даже мелочи; - при неожиданности, удивленном восхищении, например, у детей при виде новогодней елки; - при возникшей вдруг наивной радости, например, решающий гол в напряженном матче; - при испуге, ужасе - падение гимнаста в цирке; - огромное любопытство ("пожирать глазами"); - полная беспомощность, неспособность понять; - пришедшее вдруг понимание ("Вот где собака зарыта!"). ОСТОРОЖНО: Опытные мошенники сознательно "работают" с невинно открытыми, излучающими доверие глазами! 2. Прищуренный взгляд - пристальное внимание, наблюдение, сильная готовность осуществить какое-то действие. Когда он сбоку - коварство, хитрость. При наклоне головы в сторону суженный взгляд - припоминание. 3. Закрытые глаза: - сосредоточенность на самом себе; - тщательное обдумывание; - наслаждение; - кратковременное прикрывание глаз может означать неосознаваемое выражение согласия, понимания. 4. Прищуривание только одного глаза, подмигивание: - "С тобой все ясно!", "Я тебя вижу насквозь"; - сигнал тайного согласия с кем-то другим; - кокетство (при этом - склоненная набок голова и соответствующая улыбка); 5. Резкое усиленное и неравномерное моргание ("хлопать глазами"): - при духовных препятствиях, негативных неожиданностях, затруднениях, нервозности; 6. Сужение или расширение зрачка может свидетельствовать об усилении или ослаблении интереса. При возбуждении, страхе - зрачок увеличивается, при расслаблении - уменьшается. Например, в экспериментах, когда мужчинам предъявляли фотографии красивых женщин, их зрачки увеличивались вдвое. 7. Прямой взгляд с лицом, полностью обращенным к партнеру - признание собеседника, интерес к нему. 8. Взгляд направлен в бесконечность, "сквозь" глаза партнера - вызывающее незамечание собеседника, подчеркнутое неуважение. Такой взгляд наиболее сильно выводит других из равновесия, может вызвать ответную агрессивную реакцию. 9. Взгляд искоса через плечо - пренебрежение, презрение или осторожность, наблюдение. ОСТОРОЖНО: Взгляд сбоку может быть также следствием нарушения слуха, при котором ухо стараются держать ближе к говорящему! 10. Пустой взгляд ("Я смотрю на вас, но не слушаю"), отсутствие какого-либо движения глаз вообще - человек спит с открытыми глазами, крайняя степень скуки, полное безразличие. 11. Взгляд снизу, при склоненной голове: - при малой напряженности, согнутой спине - подчиненность, услужливость; - при напряжении и легких вертикальных складках на лбу - расчетливая осторожность, сознательно принятая поза, возможна враждебность; 12. Взгляд сверху вниз - превосходство, гордость, презрение. 13. Уклоняющийся взгляд - неуверенность из-за робости, скромности или чувства вины. Типично при знакомствах, когда твердый взгляд одного никак не может поймать глаза другого, или же опускание глаз во время разговора, чтобы избежать встречи глазами. 14. Оживленный взгляд из уголков глаз - скрываемое наблюдение. Можно видеть у многих женщин, входящих в незнакомую квартиру и стремящихся тут же ее оценить. 15. Характерное вращение глаз - посылаемое украдкой кому-то сообщение, что ситуация невыносимо скучна. 16. Фиксированный, твердый, прямой взгляд: - одновременно суженный, "пронизывающий" - критическое испытание, основанное на недоверии, бесцеремонность, вплоть до агрессивности. "Холодный" взгляд, встречающийся у прокуроров или навязчивых кавалеров; - сознательно открытый - изощренная самоуверенность человека, "прошедшего огонь и воду", может свидетельствовать о стремлении к недобрым целям; - при откинутой назад голове и напряженной мимике - защита с готовностью к ответному нападению. Когда мы смотрим на говорящего, это не только подчеркивает заинтересованность собеседником, но и помогает сосредоточиться на том, что нам говорят. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят друг на друга, то отворачиваются, чувствуя, что постоянный взгляд может помешать собеседнику. Американские психологи отмечают, что собеседники смотрят неотрывно друг на друга прямо в глаза не более 10 секунд.
1. Горизонтальные складки неизбежно образуются при максимальном раскрытии глаз (поднятые брови): -при испуге, удивлении, беспомощности от страха, неспособности что-то понять или же при наступившем вдруг понимании: "Ага! Вот оно что!"; -в подчеркнутой форме, то есть напряженно, горизонтальные складки возникают при "важничании", когда кто-то, "вытаращив глаза", пытается преподнести свое мнение как нечто совершенно оригинальное; - если складки образуются лишь с одной стороны, то это показатель высокомерия, надутости, особенно, если они сопровождаются взглядом сверху вниз. 2. Вертикальные складки над переносицей являются надежным показателем волевого усилия. При этом концентрация воли вызывает некоторую замкнутость, которая отгораживает от новых впечатлений и мыслей. Такие складки образуются в различных ситуациях: - сосредоточенное размышление; - выполнение трудной работы, при которой необходим точно фиксированный взгляд: например, прокладывание пахарем борозды, ремонт часов и т.п.; - решимость, сопротивление, упорство - при этом сильное напряжение, сжатый рот; - возбуждение, требующее действий: гнев, радость; - поиск решения в конфликтной ситуации; - у поверхностных людей, которые сосредоточивают все свои силы на мелочах; - у несамостоятельных, боязливых натур, которых даже малейшие трудности заставляют собирать в кулак свою энергию. Они при этом часто морщат нос, а рот бывает приоткрыт. ОСТОРОЖНО: Вертикальные складки возникают при постоянно слепящем свете, а также остаются как привычка у тех, кто вынужден часто заставлять себя не прищуривать глаза, сопротивляясь их рефлекторному закрыванию от внешнего физического раздражителя (работающие в пустыне, спортсмены-водники и др.). 3. "Складки нужды" - одновременные вертикальные и горизонтальные складки, переходящие друг в друга. Лоб производит впечатление беспорядочно перепаханного поля. Это верный признак беспомощности, страданий, то есть какой-либо внутренней нужды. Наблюдаются: - у беспомощно-страдающих людей (заботы, душевное горе); - при бесплодных размышлениях (у "варящихся в собственном соку"); - при трудностях в осмыслении своих впечатлений; - у детей "складки нужды" часто проявляются перед тем, как они начнут плакать; - эти складки могут на мгновение появиться у студента, когда он получает на экзамене вопрос, совершенно сбивающий его с толку. ОСТОРОЖНО: Продольные и поперечные складки должны обязательно переходить друг в друга, если такого нет, то они уже не "складки нужды" и имеют другое значение!
1. Раздувание крыльев носа (ноздрей) - при внутренних возбуждающих представлениях, переживаниях. Если это часто повторяется, то перед нами темпераментный человек, с сильными продолжительными чувствами, истинной страстью, интенсивными переживаниями, большой жизненной силой. 2. Наморщенный нос: - недовольство, неприятные ощущения. Часто (но не всегда!) соединяется с некоторой пассивностью, женственностью; - когда это типичное, характерное для человека мимическое проявление - перед нами очень капризная натура, привыкшая, чтобы все делалось так, как ей хочется, избалованность.
1. Прикусывание губ или языка (зажимание) - стремление избежать каких-либо поспешных проявлений своих чувств. Характерно в ситуациях, когда человек от какой-то неожиданности на мгновение становится беспомощным, но не хочет оставаться в этом состоянии, - ищущее ожидание при владении собой. 2. Облизывание губ - как последнее наслаждение, смакование, когда самого источника вкуса уже нет. Часто - как предвкушение приятного, вызываемого лишь представлением, фантазированием. 3. Язык проводится вдоль края губ почти играючи, но при этом задумчивый взгляд - желание что-то ясно представить в осознанной форме. Если рот при этом остается закрытым, то язык проводится вдоль зубов, что можно видеть по щекам. Уже самое маленькое изменение положения углов рта по отношению к его линии ведет к существенным изменениям выражения лица. Особенно значимы наблюдения за уголками рта в спокойном состоянии. ОСТОРОЖНО: Особенности освещения легко могут ввести в заблуждение поспешного на выводы наблюдателя. 1. Оттянутые назад и приподнятые уголки рта - в целом положительное отношение к жизни, обычно связанное с оживлением и веселостью. 2. Опущеные или оттянутые вниз уголки рта - в целом отрицательное восприятие жизни. 3. Если рот расслаблен ("вытянутое лицо") - общая невеселость как основное настроение, в том числе и без особых на то причин. Склонность к быстрому разочарованию, грусти. 4. При напряжении рта (замкнута щель между губами, губы остаются узкими) - активное неприятие чего-либо, злость, пренебрежение, досада, насмешка, издевка. 5. Открытый рот (нижняя челюсть свисает вниз) - недостаток воли, общая пассивность. 6. Подчеркнуто закрытый рот (напряжение в губах, чувствуется, что рот закрыт надолго) - решительность, твердость, никакой склонности к обсуждению или переговорам. 7. Сжатый рот (напряжение, губы втянуты вовнутрь, полоска рта узкая, бледная, холодная): - настойчивый отказ (как от приятного, так и неприятного); - решимость, упорство, жесткость, холодность чувств; - подчеркнутая сдержанность, вплоть до избегания контактов, привязанность к своему внутреннему миру. Склонность к ложному идеализму и презрение к окружающим; - своеволие, упрямство, досада; ОСТОРОЖНО: Твердое сжимание рта необходимо отличать от следующих проявлений: - стискивание зубов - возбуждение при страхе или ярости, а также от смешения этих обоих чувств. Сопровождает страстное, интенсивное расходование сил, озлобление с уменьшающейся способностью к состраданию; - сжатые напряженные челюсти (скрежетание зубов) без видимого внешнего повода - общее напряжение; - выдвинутый вперед подбородок наблюдается у людей, когда они стоят перед опасностью (физической или духовной) и живо себе ее представляют, или уже находятся в ней, решаются на рискованный поступок. Выдвинутый вперед подбородок эволюционно объясняется как облегчение использования клыков у древнейших предков человека. Часто употребляется как символ насилия и жестокости. (Вспомним хотя бы "кровожадных империалистов" из журнала "Крокодил" 70-х годов). ОСТОРОЖНО: Есть опасность принять особенности строения нижней челюсти за проявление психического состояния!
Если рот кажется: - пухлым, - мягким - увеличенную чувствительность, легкость эмоционального возбуждения, в том числе сексуального. Типично для многих женщин; - острым, точно вырезанным- интеллектуальность, то есть преобладание разума в развитии личности; - твердым - выражение воли.
1. "Открытый" смех - собственно смех с широко раскрытым ртом. Так смеются по-настоящему веселые по натуре люди, смеются всем телом, причем женщины делают это особенно ритмично. 2. Смех на - А - (ха-ха-ха) - идущий от сердца, полный гармонии с окружающим миром, незамутненной радости. Характерен для беззаботных людей с наивно-веселым нравом. 3. Смех на - Э - (хе-хе-хе) - не слишком симпатичный, имеющий что-то блеющее. Часто встречается у закоренелых льстецов в ответ на смех шефа, или показывающий нечто вызывающее, дерзкое, завистливое. Чем больше слышится гласная - Э -, тем больше злорадства, хамства, презрения. Люди, которые так смеются, склонны оставаться на известной дистанции по отношению к собеседнику. 4. Смех на - И - (хи-хи-хи) - хихиканье. Смесь иронии и злорадства. Это скрытый, хитрый смех. Здесь скорее нет выхода чувства наружу, а есть внутренний подтекст, какой-то собственный умысел. Подобный смех можно часто наблюдать у молодых девушек. 5. Смех на - О - (хо-хо-хо) - издевательский или протестующий. Звучит хвастливо-угрожающе, с некоторым сомнением, критическим удивлением, протестом. 6. Смех на - У - (ху-ху-ху) - собственно говоря, это уже не настоящий смех, а скрываемый страх, боязливость, например, у людей с предрассудками, боящихся привидений. Если при смехе уголки рта оттягиваются вверх-назад и более или менее ритмично выталкивается воздух из легких, то при улыбке губы плотно прилегают к зубам, а их уголки только немного поднимаются назад. 1. Расслабленная улыбка - чем меньше напряжение, чем расслабленнее, тем привлекательнее. Такая улыбка свидетельствует об искренне пережитой радости, получении для себя из внешнего мира чего-то приятного. 2. Усмешка - закрытые и несколько напряженные губы показывают сдержанность, волевое усилие. При этом повышенное внимание, собственное мнение, то есть нет полной отдачи внешним впечатлениям. Часто усмешка говорит о радости от скрытого наблюдения за другими. 3. Смущенная, извиняющаяся улыбка - обычно внезапно появляется и исчезает. Такая улыбка - скорее показатель исполнения долга, чем искреннего выражения чувств. Говорит о робости, затруднительности положения. Хорошо видна у многих людей при выражении соболезнований. 4. Отрицающая улыбка - проявляется через опущенные уголки рта. При соответствующем общем характере мимики и слов такая улыбка отражает иронию, злорадство, надутость. Она как бы говорит: "Ну я-то лучше знаю", - и этим обесценивает положительное значение других проявлений тела, демонстрирующих хорошее отношение к собеседникам, ситуации. 5. Сладкая улыбка - как при реакции на сладкую пищу, но губы несколько раздуты - типична для сентиментальных людей, а также для матерых льстецов, которые такой улыбкой отвечают тем, кому они льстят. 6. Язвительная улыбка - больше похожа на гримасу, напоминает реакцию человека на кислое - значительное напряжение выдает скрытые собственные намерения. Типична для нахалов, наглецов и хамов. На промежуточном этапе проявляется как лицемерие, неискренняя улыбка. 7. Кривая улыбка - с одной стороны улыбка, с другой - опущенный уголок рта - выражает внутреннее противоречие. Значима даже в том случае, если лишь легко обозначена. Такая улыбка говорит о стремлении к отрицанию и обесцениванию, которые осознанно скрываются за показной веселостью. Односторонне-кривую улыбку можно видеть у подчиненных, когда их шеф рассказал анекдот, над которым им по должности следует смеяться. На сегодня - все. В выпуске использовалась замечательная книга: "Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства" (Дерябо С.Д., Ясвин В.А., М.: Смысл; Academia, 1996). Полностью книгу можно будет почитать на сайте в разделе "Библиотека" дней через 10. И не только почитать, но и посмотреть! В книге очень много отличных рисунков, иллюстрирующих текст. Автор рисунков - М.Ф. Пупинь.
Рассылка "Сам себе психолог" http://psy.ft.inc.ru/ |
||||||||||||||||||||||||||||||
FT Group
© 2000
|
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
|
В избранное | ||