Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сам себе психолог

  Все выпуски  

Сам себе психолог N32


Служба Рассылок Городского Кота

Сам себе психолог N32 (28 сентября 2000г.)
Internet  > > >  psy.ft.inc.ru  > > >  Архив рассылки | Форум | Новости | Книжная лавка | Статьи | Библиотека | Подписка
E-mail  > > >  psy@ft.inc.ru  > > >  Заказ предыдущих выпусков | Подписка

На сайте появились два новых раздела: "Библиотека" и "Статьи".

В Библиотеке будут появляться книги по психологии в формате zip-файлов. Кстати, хотелось бы узнать, в каком виде вы предпочитаете потреблять такие книги: в виде zip-файлов для скачивания на свой компьютер, либо в виде html-страниц для чтения на сайте в режиме онлайн? Или обе возможности сделать? Напишите свое мнение по этому поводу.

В разделе "Статьи" планируется помещать материалы, которые не вписываются ни в формат рассылки, ни в формат книги раздела "Библиотека". В основном там будут статьи по психологии и на околопсихологические темы из различных периодических изданий, журналов и газет (как электронных, так и бумажных). Или статьи, специально написанные для сайта (приглашаются авторы - присылайте свои статьи).

А теперь конкретно о новинках в разделах:

                        Новости
  Европейские ученые говорят о существовании "интернетомании"
Интернет может стать "наркотиком". В Швейцарии, по оценкам специалистов, 50 тыс. из 1,7 млн. пользователей... >>>
  Наступление старческой немощи предсказывает комбинация из трех...тестов
С помощью комбинации из трех простых тестов ученые дают прогноз, ожидают ли пациента в ближайшее время двигательные проблемы... >>>
  Люди не любят жуликов, а эволюция их не терпит
Наша линия поведения строится на наших же моральных принципах или их отсутствии. И всю нашу сознательную жизнь... >>>
                          Статьи
Кто как обзывается…
...детский сад стал для меня бесценным кладезем незабвенных истин, изречений, анекдотов и афоризмов. Одной из любимых в нашей группе постоянных присказок была: "Кто так обзывается, сам так называется"... >>>
Конец курортного романа
КУРОРТ - это место лечения. Одни понимают это буквально: занимаются лечебной физкультурой, пьют минеральную водичку из источников. Другие «лечатся» в широком смысле - отрываясь от привычных связей и в отпуске «добирая» все, чего не хватало весь год. Кому покоя и безделья, а кому - романтики, влюбленности, удовольствия от новых встреч и сексуальных связей... >>>
                 Библиотека
"Вводный курс НЛП-тренинга (январь 1978 г.)",
Р. Бендлер, Д. Гриндер
"Сказка про Красную Шапочку" (отрывок из книги "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры"),
Э. Берн
"Между двух стульев",
Е. Клюев
"Узелки",
Р. Д. Лэйнг
           Книжная лавка
"Организационная психология. Хрестоматия"
Л. Винокуров, И. Скрипюк
серия "Хрестоматия по психологии"
"Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП"
Р. Дилтс
серия "Практикум по психотерапии"
"Самоучитель общения"
П. Томсон
серия "Сам себе психолог"
"Семейная психотерапия",
Эйдемиллер Э. Г. (составитель)
серия "Хрестоматия по психологии"

 

Тема: Возлюби ближнего...

Искусство прощения, или почему надо любить себя

Следующая программа психологической помощи самому себе требует вспомнить известную христианскую заповедь: "Возлюби ближнего своего, как самого себя ". Я смею отметить, что эта заповедь, если внимательно вчитаться в ее смысл, не так уж популярна, и, прежде всего, потому, что среди ближних нередко находятся люди не только недостойные любви, а даже совсем наоборот. А тут христианская заповедь призывает любить не только своих друзей, что, в общем-то, можно понять, но и своих врагов. Что-то недодумали основатели Церкви, если выдвинули такой невыполнимый, алогичный тезис.

Каждый человек соглашается с необходимостью прощать, но только до той поры, пока это не касается его самого. Дело в том, что если прощать, то прощать надо всех, а не на выбор: этого прощаю, а этот плохой - я его прощать не буду. Действительно очень трудно простить врага своего. Враг и прощение - есть что-то несовместимое в этих словах: ведь если я прощу врага, то выходит, что он уже не враг, и в жизни все окажется очень уж просто - простил, и исчезли враги.

Попробуем разобраться в этом искусстве прощения.

Ко всему необходимо готовиться, а умение прощать - непростое дело, требующее особой подготовки. Это настоящее искусство! Выделим для удобства этапы этого искусства.

Итак, этапы подготовки к искусству прощения.

1. Шаг первый. Прощать близкого.

Как же научиться прощать? Конечно, надо начинать обучению искусству прощения не с врагов, а с чего-то полегче. Например, с того, чтобы простить своего мужа или жену, дочь, сына или ближайших соседей за то, что они сделали на прошлой неделе.

2. Шаг второй. Любить ближнего. Что это означает?

Следующий шаг состоит в определении для себя, что означает любить ближнего, как самого себя. Попробуем этот вопрос разделить на несколько вопросов, чтобы было легче подойти к определению любви к самому себе.

Вопрос первый. Как я люблю самого себя?

Что приходит прежде всего на ум? Оказывается у меня нет особого чувства нежности и любви к себе самому. Я даже не всегда люблю свое собственное общество? Значит, слова "возлюби ближнего своего", очевидно, не означают "испытывай нежность к нему". Вообще-то так и должно быть, потому что, конечно же, как бы вы ни старались, вы не можете заставить себя почувствовать нежность к кому бы то ни было.

Вопрос второй. Хорошо ли я отношусь к самому себе?

Этот вопрос можно сформулировать и по-другому: считаю ли я себя приятным человеком?

Иногда, действительно, я люблю себя, т.е. считаю себя приятным человеком. Но это редкие, надо признаться, минуты. Чаще происходит наоборот: я отношусь к себе плохо и не считаю себя хорошим человеком. В редкие минуты чувство любви к самому себе возникает не потому, что я славный парень, а именно любовь к себе заставляет думать, что я, в сущности, славный парень.

Важное следствие.

Что следует из предыдущего положения: врагов своих мы можем любить, не считая их славными ребятами. Что происходит на самом деле: любовь к себе (1) заставляет меня думать, что я славный парень(2). Следовательно, и врагов своих мы можем любить(1), не считая их приятными людьми(2). Это уже большое облегчение. Не надо считать своих врагов славными ребятами, тем более, на самом деле, они никакие не славные ребята - они просто плохие, отвратительные люди. Другими словами, из любви совершенно не следует положительная характеристика объекта любви. Любить - не означает признавать за объектами любви положительные качества.

3. Шаг третий. Как ненавидеть и любить одновременно ?

Очень часто я не только не считаю себя приятным человеком, но, напротив, нахожу себя просто отвратительным. Я с ужасом думаю о некоторых вещах, которые я совершил.

Следствие. Это означает, что мне дозволено ненавидеть и некоторые поступки моих врагов. Христианская заповедь гласит: "Ты должен ненавидеть зло, а не того, кто совершает его". Это очень важное; но и трудное для осознания и принятия различие. Как же можно ненавидеть то, что делает человек, и при этом не ненавидеть его самого?

4. Шаг четвертый. Осознание отношения к себе.

Следствие предыдущего шага не очевидно и не сразу принимается человеком. Но давайте подумаем, к кому я относился и отношусь на протяжении всей своей жизни именно таким образом. Этот человек - я сам. Как бы я ни ненавидел свою жадность, трусость или лживость, я, тем не менее, продолжаю любить себя. И мне это совсем не трудно.

Фактически я мог так ненавидеть свои дурные качества, потому что любил себя. Именно поэтому меня так огорчало то, что я делал, каким я был.

Следствие. Любовь к себе не побуждает нас смягчать ни на гран ту ненависть, которую мы испытываем к жестокости или предательству.
Мы должны их ненавидеть, независимо от того, исходит это от меня или от другого человека.

5. Шаг пятый. Ненавидеть пороки.

Мы смягчили отношение к себе, и уже нет у нас ненависти к себе, а только к тем поступкам, которые заслуживают ненависти. Как же относиться к врагам? Мы должны ненавидеть их пороки так же, как мы ненавидим собственные пороки. Это означает, должны сожалеть, что некто мог поступить так, и надеяться, что когда-нибудь он сможет исправиться и снова стать человеком.

Проведем эксперимент.

Нелегко именно так относиться к людям, и тем более к плохим людям. Можно очень легко проверить свое умение отделять поступки людей от них самих. Предположим, что вы читаете в газете или смотрите по телевизору историю о гнусных и грязных жестокостях. На следующий день появилось сообщение, где говорится, что опубликованная или показанная вчера история, возможно, не совсем соответствует истине, и все было не так страшно.

Почувствуете ли вы при этом облегчение или же будете разочарованы и даже попытаетесь держаться первоначальной версии просто ради удовольствия думать, что враги, те, о ком вы читали или видели по телевизору, - законченные мерзавцы?.. Если вы охвачены вторым чувством, тогда вы вступили на путь, который приведет к жестокости и собственной агрессивности. В самом деле, ведь вы начинаете ждать, чтобы черное стало еще чернее, а не дождавшись, можете начать сами подталкивать события.

Шаг шестой. Наказание врагов.

(Я преднамеренно решил рассмотреть проблему наказания врагов, а не такую, например, важную педагогическую проблему, как наказание детей за их многочисленные проступки, т.к., если мы "разберемся" с врагами, нам, видимо, легче будет понять, как относиться к поступкам детей.)

Итак, прощать можно даже своих врагов, а что делать с наказанием? Может быть, и наказывать нельзя? Если я люблю себя, не означает ли это, что я должен "спасать себя" от заслуженного наказания? Нет! Мы можем наказывать, если надо, но не должны испытывать при этом удовольствие.

Иными словами, мы должны убить глубоко гнездящееся в нас чувство враждебности, стремление отомстить за нанесенные обиды.

От таких чувств сразу не избавишься. Однако всякий раз, когда это чувство шевелится в глубине вашей души, заявляя о себе, день за днем, год за годом, на протяжении всей нашей жизни, мы должны давать ему отпор. Это тяжелая, но не безнадежная работа. Когда мы наказываем, мы должны так относиться к врагу (тем более к сыну или дочери, ученику или воспитаннику), как относились бы к себе, то есть желать, чтобы он не был таким скверным, надеяться, что он сумеет исправиться. Короче, мы должны желать ему добра. Это означает любить и таких людей, в которых нет ничего вызывающего любовь. Но, с другой стороны, есть ли в каждом из нас что-нибудь, так уж достойное любви и обожания?

Нет, мы любим себя только потому, что это - мы сами. Мы любим, или должны любить, свое внутреннее Я. Воспользовавшись собственным примером, мы должны перенести это правило любви на внутреннее Я других людей.

Итак, за что нас любить, и за что мы должны любить других?

Не за приятные, привлекательные качества, которыми, по нашему мнению, мы обладаем, но просто потому, что мы. являемся людьми, духовными существами, личностями. Помимо этого нас, право же, не за что любить. Ибо мы создания, способные иногда так упиваться ненавистью, что отказаться от нее нам не легче, чем бросить пить или курить.

И все же очень трудно с завтрашнего дня начинать по-другому относиться к людям, любить их всех, независимо от их поведения, даже если этого требует твой профессиональный долг учителя, воспитателя.

Я предлагаю облегчить задачу воспитания любви ко всем. Давайте для начала разберемся с любовью к своим детям!

Как надо любить своего ребенка? Это означает - любить его независимо ни от чего. Независимо от его способностей, достоинств и недостатков, плюсов и минусов, красоты и уродства.

Безусловная любовь означает, что мы любим ребенка, даже если его поведение вызывает у нас отвращение. Вы скажете, что это недостижимый идеал, но тогда о какой любви к вашему врагу, да и к самому себе, может идти речь. Это действительно идеал, но к нему необходимо стремиться. Чем больше мы к нему стремимся, тем быстрее мы достигаем двойного эффекта: а) мы становимся удовлетворенными и уверенными в себе родителями, самодостаточными личностями, б) наш ребенок растет доброжелательным и счастливым; довольным жизнью и нами.

Итак, я предлагаю формулу любви, выведенную американским психологом Россом Кэмпбеллом.

Формула любви

Какой родитель не хотел бы сказать: "Я люблю своих детей всегда, независимо ни от чего, даже от их плохого поведения". Но, увы, как и все родители, я не могу сказать этого всегда и искренне, положа руку на сердце. Но я должен довериться себе и пытаться приблизиться к прекрасной цели безусловной любви.

При этом я постоянно напоминаю себе, что:

1) Это обычные дети.

2) Они ведут себя, как все дети на свете.

3) А в ребячьих выходках есть немало неприятного и даже противного.

4) Если же я буду стараться как следует выполнять свою роль родителя и любить детей, несмотря на их проделки, они будут стараться взрослеть и отказываться от своих плохих привычек.

5) Если же я их люблю только тогда, когда они послушны и радуют меня своим поведением (обусловленная любовь), и если я выражаю свою любовь к ним только в эти (увы, редкие!) моменты, они не будут чувствовать, что их всегда и искренне любят. Это, в свою очередь, сделает их неуверенными, снизит их самооценку, пошатнет веру в себя и действительно может помешать им развиваться в лучшую сторону, укрепить самоконтроль и проявить себя более зрелыми. Следовательно, я отвечаю за поведение своих детей и их наилучшее развитие не меньше (если не больше), чем они сами.

6) Если я люблю своих детей безусловной любовью, они будут себя уважать и у них появится чувство внутреннего умиротворения и равновесия. Это позволит им, по мере того как они взрослеют, контролировать свою тревожность и, соответственно, поведение.

7) Если же я люблю их только тогда, когда они выполняют мои требования и соответствуют моим ожиданиям, они будут чувствовать свою неполноценность. Дети будут считать, что бесполезно стараться, потому что этим родителям (учителям и т.д.) никогда не угодишь. Их будет преследовать неуверенность, тревожность и низкая самооценка. Постоянно будут возникать помехи в эмоциональном и поведенческом развитии.

8) Ради самого себя (как беспокоящегося за своих детей родителя) и ради блага своих сыновей и дочерей я изо всех сил должен стараться, чтоб моя любовь была как можно ближе к безусловной и безоговорочной. Ведь будущее моих детей основано на этом фундаменте.

Итак, мы. ознакомились с формулой безусловной любви к своим детям, основанной на любви к себе, ради самого себя. Эта формула может стать основой любви и принятия себя и других, хороших и плохих, но безусловно духовных сущностей.

*** Из книги: "Список Робинзона", Пергаменщик Л.А., Минск: Ильин В.П., 1996


Advertising Banner Network F2  

Наши партнеры
Наши рассылки и сайты
Психологические тесты
  Последний:
Благоразумный ли вы человек?
Сам себе психолог
Рождение без насилия
  Последний выпуск:
Профилактические прививки

Рассылка "Сам себе психолог" http://psy.ft.inc.ru/
Автор: Витольд Барский
psy@ft.inc.ru
Периодичность: еженедельно
Количество подписчиков: 10538

FT Group © 2000


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное