Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сам себе психолог

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
_______________________________________

Сам себе психолог N7 (8 февраля 2000г.)
_______________________________________

Архив рассылки переехал на теперь уже постоянное новое место:
http://psy.ft.inc.ru/
_______________________________________

Спасибо тем, кто высказал свое мнение об уровне сложности
выпусков. Большинство устраивает существующий уровень, некоторым
хотелось бы видеть более углубленное изложение (таких немного), но
есть и такие, которым надо бы попроще (таких еще меньше). Поэтому
в основном все будет по-прежнему с небольшим постепенным
усложнением. Тем серьезным людям, которые считают, что здесь все
просто и примитивно, напоминаю, что наша рассылка "научно-
популярная", а не "профессионально-академическая". На этом тема
закрыта.
_______________________________________

Прежде чем перейти к продолжению рассказа про НЛП, исправляю
недочет, допущенный в прошлый раз, замеченный одним из читателей.
Может быть не только он один, но и кто-то еще не знает, как
расшифровывается НЛП (возможно, что им повезло, т.к. полное
название довольно страшное). НЛП - нейро-лингвистическое
программирование. "Нейро" - мышление и чувственное восприятие
(зрение, слух, тактильные ощущения, вкус, обоняние). Эти процессы,
протекающие в нервной системе, влияют на формирование
человеческого поведения. "Лингвистический" - языковые модели, на
которых строятся все коммуникационные процессы и которые влияют на
взаимопонимание между людьми. "Программирование" - способ, при
помощи которого мы организовываем наше мышление, включая чувства и
убеждения, чтобы достичь поставленной цели.
_______________________________________

Тема: НЛП. Часть 2

В предыдущем выпуске мы закончили на том, что выстроили иерархию
целей, к которым применили критерии "правильно поставленной цели".
Что дальше?

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Да, дальше надо хорошенько представить себе то, к чему вы
стремитесь, на что это будет похоже. Представлять надо во всей
полноте, у вас должен появиться ясный образ, со всеми ощущениями
(зрительными образами, звуками, запахами, вкусом и тактильными
ощущениями). Для людей с богатым воображением это довольно просто,
другим же надо потрудиться, без этого ничего не получится. Залог
успеха - это возможность представить себе все события и состояния
заранее, до того, как они начнут "сбываться". И от того, насколько
ярко и точно вы нарисуете свой сценарий, зависит его исполнение.
Такая интернализация (создание внутреннего образа) цели позволяет
подключить к работе наше подсознание, и включается система
"автопилота". Визуализация также полезна для того, чтобы сделать
цель более привлекательной, подвигающей к действию. Процесс
представления будущего в НЛП называется "шаг в будущее" или
"внутреннее повторение". Необходимо полностью забыть о своих
промахах и неудачах, только тогда мозг сможет "освободиться" и
реально представить себе "образ успеха". Если вы не можете
представить себе свое новое будущее (есть даже такая устоявшаяся
фраза: "не могу себе этого представить"), то скорее всего ваша
цель недостаточно сформирована, и она останется лишь вашими
фантазиями. А те цели, которые удачно прошли этап визуализации,
имеют шансы на реализацию.

ОБЩЕНИЕ

На пути достижения цели мы обычно общаемся с множеством людей.
Поэтому важно иметь положительный результат от этого общения. Все,
что говорилось о целях ранее, можно отнести и к процессу общения
(в котором имеются свои цели). Достижение цели в общении
невозможно без психологического контакта с собеседником. И НЛП
может помочь в этом.

Как и в любом деле, в деле общения необходимо сосредоточиться и
понять, что вы хотите. Задайте себе конкретный вопрос: "чего
именно я хочу добиться?", и ответьте на него как можно более
конкретно. Подумайте, как лучше всего организовать общение, каким
образом вы можете установить и поддерживать контакт с партнером
(не забывайте, что для каждого человека нужен свой подход).

Быть таким, как он

Это один из самых важных принципов для установления контакта.
Человеку легче общаться с себе подобными. Поэтому говорите и
думайте, как он. Приобщитесь к его "карте реальности". Для это
постарайтесь поставить себя на его место, побудьте в его шкуре.
Если у вас разные интересы, разный круг знакомых, мыслите вы по-
разному, отношение к жизни различно, то установить с ним контакт
будет очень сложно. Также важны и внешние признаки. Например, позы
во время разговора, скорость и громкость речи и т.п. Успешному
общению будет способствовать подстройка под собеседника и по этим
параметрам. Такое зеркальное отражение собеседников хорошо
известно и часто используется. Взаимная подстройка включает и
копирование мимики друг друга (удивленное поднятие бровей, улыбка
и т.д.). Использование техники мимического подстраивания помогает
наладить контакт с собеседником. И при установлении контакта все
эти мимические движения станут совершаться сами собой и
естественно. В процессе общения не забывайте следить за
эффективностью ваших приемов и корректируйте при необходимости
(про это было в первой части - неделю назад). Подстраиваться можно
и по темпу речи, высоте тона. Эффективно так же и использование
любимых слов и выражений вашего собеседника. Речевые особенности
очень важны при телефонном разговоре, когда нет других способов
наладить контакт.

Вести за собой

С помощью техники подстраивания можно не только копировать
собеседника, но и пытаться повести его за собой. Люди часто
непроизвольно подражают всем изменениям позы и общего состояния
собеседника. Если один собеседник во время разговора скрещивает
ноги, то и другой вскоре сделает то же самое. Поэтому можно самому
потихоньку вести собеседника за собой. Например, принимая более
непринужденные и открытые позы, вы можете спровоцировать
собеседника на подражания, тем самым способствуя возникновению у
него более позитивного восприятия. Попробуйте проделать это на
практике.

Практические советы

1. Как утихомирить разгневанного собеседника.
Если человек, находясь в состоянии гнева, начинает говорить
медленно, тихом голосом, значит, вам придется начинать подражать
именно этой его манерой. Вы должны установить контакт, следуя за
собеседником. А потом вы должны решить, как и когда повести его за
собой, используя при этом в качестве сигналов для него изменения
любых характеристик процесса общения. Именно вы должны
контролировать весь ход общения в целом и его конкретные цели.
2. Как изменить чье-либо настроение.
Достаточно вскользь сделанного неожиданного замечания, для того,
чтобы "сбить" настроение собеседника, не нарушая при этом контакта
с ним. Достаточно на несколько секунд прервать ровное течение
беседы или немного поменять интонации голоса, и вы измените
состояние вашего собеседника.
3. Как завершить беседу.
Если вы хотите прекращения контакта, то надо действовать так:
предпринять любое неожиданное действие (например, отвернуться от
собеседника, хлопнуть кулаком по столу и т.п.). Обычно такие
действия способны полностью разрушить контакт.

Конгруэнтность

Если вы будете говорить серьезные вещи и хохотать при этом, или
говорить нечто утвердительное, одновременно отрицательно качая
головой, то такие несогласованности могут разрушить контакт между
вами и собеседником. Поэтому согласованность различных сторон
поведения (или конгруэнтность) имеет важное значение.
Контролируйте это. Но помимо осознанных действий, которые
относительно легко поддаются контролю, имеются еще и
бессознательные. Существует множество различных сигналов,
подаваемых голосом, глазами, телом, которые выдадут правду (если
вы ее скрываете), что бы вы ни говорили и ни демонстрировали на
сознательном уровне. В примере с разгневанным собеседником у вас
может вообще отсутствовать желание его успокаивать. Тогда, как бы
вы тщательно ни продумывали свои действия, все равно вам в душе
захочется "поставить его на место", и вам трудно будет согласовать
свое бессознательное с теми словами, которые вы будете говорить.


ВОСПРИЯТИЕ МИРА

От восприятия мира зависят способы общения. Например, одни люди -
оптимисты, другие - пессимисты, одни любят теоретизировать, другие
все делать своими руками и т.д. Все это - различное восприятие
мира. Это те основополагающие особенности, благодаря которым одни
люди похожи, а другие люди отличаются друг от друга. Эти
особенности важны для установления и поддержания контакта между
людьми. Сознание - это внутреннее представление нашего опыта в
виде различных образов (звуковых, осязательных, вкусовых и
обонятельных). Существуют пять сенсорных каналов, по которым к нам
извне поступает информация: зрительный, слуховой, кинестетический,
вкусовой и обонятельный. Каждый их этих каналов называется
модальностью, а их более детальные характеристики или качества -
субмодальностями. Например, звуковые субмодальности - это
громкость и высота тона. Все субмодальности участвуют в создании
карты реальности человека. Эта карта - то, как человек
воспринимает окружающее. При разговоре с кем-то, желая добиться
взаимопонимания и контакта, задумайтесь над тем, как этот человек
воспринимает мир, как он мыслит и чувствует. Одни мыслят в
зрительных образах, другие - в звуковых. У каждого человека есть
свои предпочтения. И если вы определите их у своего собеседника,
то вам проще будет найти с ним общий язык. Определить же можно по
тем словам, которыми изъясняется этот человек. Для удобства можно
разделить всех людей на типы, по тому, какой сенсорный канал для
данного человека самый важный (в категориях которого он в основном
мыслит). И для каждого типа можно выделить характерные слова,
которые и определяют принадлежность его к этому типу.

Визуальный тип: "вижу, что вы имеете в виду", "темное место", "это
выглядит", "при ближайшем рассмотрении", "пролить некоторый свет".

Аудиальный тип: "по правде говоря", пропускать мимо ушей",
"скажите мне", слово за слово".

Кинестетический тип: "погодите секунду", "сердечный человек",
"убийственный аргумент", "ловко сделано", "это меня задевает", "я
свяжусь с вами".

Обонятельный тип: "это дурно пахнет", "свежий как роза".

Вкусовой тип: "горькая пилюля", "это надо хорошо переварить",
"дело вкуса", "о вкусах не спорят".

Кроме слов могут быть и невербальные знаки. Вот некоторые из них:

Визуальный тип: говорит быстро, высоким голосом, часто дышит.

Аудиальный тип: говорит значительно медленнее, бархатистым голосом
с заметным грудным резонансом, возможно, сопровождает свою речь
ритмичными движениями рук.

Кинестетический тип: говорит медленно и монотонно, дышит в
замедленном темпе, прежде чем ответить, смотрит в землю.

Советы по определению сенсорных предпочтений и способам общения:
1. Прислушайтесь, какими именно предикатами пользуется
интересующий вас человек. Определите, к какому типу относятся
самые употребительные, и какого типа предикатами он не пользуется.
2 Изучите какое-нибудь письменное творение этого человека (письмо,
отчет) на предмет частоты использования предикатов различных
типов. Как в устной, так и в письменной речи мы склонны
использовать некоторые характерные обороты.
3. Используйте сами найденные вами обороты и слова при разговорах
с ним, и понаблюдайте за эффектом. Вероятно, вы поймете, почему с
человеком, обладающим кинестетическим типом восприятия, следует
произносить фразы типа "я ухватил вашу идею" или "мне немного не
по себе от этого".
4. Оцените значение невербальных характеристик поведения вашего
собеседника. Используйте их.
5. Помните о характере сенсорных предпочтений ваших коллег,
начальников или клиентов, или преподавателей, общаясь с ними,
готовя для них отчеты, служебные записки или рефераты и
контрольные работы. Используйте соответствующие сенсорные
предикаты.


Продолжение следует


______________________________________________________

Партнеры:
Проект Psychology Online Russia http://www.psycho.all.ru
Moulder's World http://moulder111.chat.ru
______________________________________________________

Рассылка "Сам себе психолог"
Автор: Витольд Барский (psy@ft.spb.su)
Периодичность: еженедельно (по вторникам)
Количество подписчиков: 7717
Интернет (архив и подписка): http://psy.ft.inc.ru/
Подписаться по e-mail:
отправить письмо, содержащее команду
HELP
в теле письма на адрес subscribe@subscribe.ru
и далее следовать полученным инструкциям.
______________________________________________________
 .

http://www.citycat.ru/ ═══════ E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное