Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Практическая психология - для вас!


Информационный Канал Subscribe.Ru - www.lycos.ru


 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ДЛЯ ВАС!

 

Адрес проекта:

http://www.humans.ru/

Ведущий проекта: 

Елена Шугалей

Выпуск 27

 

Синхронистичность. К.Г. Юнг

Арттерапия. Исцеление шедеврами искусства:

"Мы гениальны хотя бы три раза в жизни..." В.М. Элькин

Материалы Сообществ: "Память", "Для зрения глаза не обязательны"

Приглашение на встречу Интеллект-клуба "ЛИК" "Исцеление Искусством" В.М. Элькин

 

 

Интенсивная майская программа Международного Центра Развития

для иногородних и занятых

 

По вашим просьбам (особенно иногородних слушателей) в Санкт-Петербурге формируется группа на экспресс-курс Интенсивный курс развития интеллекта, восприятия и скорочтения с последующим закреплением навыков через активизацию творческих процессов и бессознательных ресурсов, решение конкретных творческих задач участников на тренинге "Магия Творчества". Тренинг по развитию интеллекта и работе с большими информационными потоками в данном случае будет включать в себя полную программу 2-х ступеней курса и по интенсивности не имеет аналогов в предыдущих версиях. В его программу включены элементы квантовой психологи, НЛП, Холодинамики применительно к интеллектуальным процесам активизации восприятия, осмысления, запоминания и к решению текущих психологических проблем. Для желающих улучшить зрение необходимо предварительно настроиться на чтение без очков. Если у вас есть конкретная заявка на работу с учебниками, словарями, документами больших объемов, просьба захватить с собой самые трудные образцы, экзаменационные билеты и пр. Для работы с иностранными текстами желательно сделать предварительный перевод незнакомых слов.

Если вы готовы поучаствовать в экстремальной развивающей программе - мы ждем вас!

Начало занятий - предположительно 4-5 мая (жду ваших писем для коррекции сроков).

В рамках программы (для желающих) 8-9 мая - семинар по альтпсихологии (методика Волшебных шаров Д. Покровского в интерпретациях НЛП, квантовой психологии, психосинтеза и трансперсональной психологии). Ведущая - Е. Шугалей.

"Магия Творчества" - 10-12 мая. Приглашаются слушатели предыдущих курсов. Тренинг по Творчеству будет проводиться в условиях полного погружения, с выездом на природу, в случае плохой погоды решение о месте проведения тренинга мы примем вместе :-).

Елена Шугалей

 

Тел. (812) 550-8666, 106-15-79

center@humans.ru

 

СИНХРОНИСТИЧНОСТЬ

 

Явление синхронистичности ("неслучайного совпадения") почти не описано в науке, но знакомо каждому из нас. Некоторые события могут совпадать с такой высокой степенью невероятности, что объяснить их появление невозможно обычными причинно-следственными связями.

Несколько примеров из главы "В МИРЕ СОВПАДЕНИЙ" книги Н.Н. Непомнящего "Невероятные случаи".

Психолог Клод Арно более двадцати лет занимается изучением тайн причинно-следственных связей между событиями.
- У меня собраны тысячи фактов, когда люди подвергались неведомым преследованиям не только со стороны обстоятельств и ситуаций, но и чисел, имен, фамилий и дат, - говорит профессор. - Например, австралийская акушерка по фамилии Триплетт, что в переводе означает "тройной", родилась третьего марта, живет в доме номер три на третьем этаже. Миссис Триплетт была трижды замужем и родила троих детей. Мало того, в позапрошлом году она в третий раз приняла тройню... А вот в американском штате Луизиана троих мужчин приговорили к смертной казни за зверское убийство с целью ограбления Клайва Доррита, проживавшего на улице Стилроуд-плейс. Во время следствия выяснилось, что убийцы носили фамилии Стил, Роуд и Плейс...
Не так давно в Индии взорвались два пассажирских поезда, что повлекло за собой двести двадцать человеческих жертв. Окурок, выброшенный за окно одним из пассажиров, упал около проходящего вдоль дороги трубопровода именно в том месте, где произошла утечка газа. Но самым необычным оказалось то, что взлетевшие на воздух поезда, следовавшие по маршрутам Мадрас - Дели и Дели - Мадрас, имели одинаковые номера. По мнению специалистов, вероятность подобного совпадения сводится к нулю... Однажды великий Марчелло Мастроянни был приглашен на вечеринку. В разгар веселья актер внезапно вскочил и запел всеми забытую старинную песню "Сгорел тот дом, где я так счастлив был". Не успел он допеть ее до конца, как ему сообщили по телефону, что сгорела его вилла в Ментоне. Впоследствии Марчелло говорил, что последний раз он исполнял песню еще в школьном возрасте.
Житель Будапешта Дьердь Шерфези вывалился из окна десятого этажа и упал на проходившего мимо Ласло Карваша. Ровно через год точно такой же случай повторился с теми же персонажами, причем оба остались живы.
Трагикомический инцидент недавно произошел в Софии. Вор Милко Стоянов, благополучно ограбив квартиру состоятельного гражданина и аккуратно сложив "трофеи" в рюкзак, решил для быстроты спуститься по водосточной трубе из окна, выходящего на безлюдную улицу. Когда Милко находился на уровне второго этажа, послышались свистки полицейских. Растерявшись, он выпустил трубу из рук и полетел вниз. Как раз в тот момент по тротуару проходил какой-то парень, и Милко свалился прямо на него. Подоспевшие полицейские на обоих надели наручники и отвезли их в участок. Выяснилось, что парень, на которого упал Милко, был вором-домушником, которого после множества безуспешных попыток наконец удалось выследить. Интересно, что второго вора тоже звали Милко Стояновым.

Буду рада, если вы поделитесь случаями проявления синхронистичности в вашей жизни, не объяснимыми механизмом интуитивного считывания информации или последующей интерпретации.

Елена Шугалей

 

«Синхронистичность»

К.Г. Юнг

Не существует логического пути открытия этих элементарных законов. Единственным способом их постижения является интуиция, которая помогает увидеть порядок, кроющийся за внешними проявлениями различных процессов.

А. Эйнштейн.

В нашей жизни существует неизмеримо огромное поле, которое образует, так сказать, противовес царству причинности. Это мир случайности, в котором случайное событие кажется причинно не связанным с соответствующим фактом. Поэтому мы будем вынуждены несколько более внимательно изучить природу и саму идею случайности. С нашей точки зрения, случайности обязательно можно дать какое-нибудь причинное объяснение, и она называется "случайностью" или "совпадением" только потому, что ее причинность пока не прослежена. Поскольку внутри нас глубоко засела убежденность в абсолютной истинности причинного закона, мы считаем подобное объяснение случайности вполне адекватным. Но если принцип причинности только относительно истинен, то из этого вытекает следующее: хотя подавляющему большинству случайных совпадений можно дать причинное объяснение, все равно должны иметь место случаи, в которых не прослеживается никакая причинно-следственная связь. Поэтому перед нами стоит задача "просеять" случайные события и отделить беспричинные от тех, которым можно дать причинное объяснение. Вполне логично, что число причинно объяснимых событий будет куда большим, чем число тех, которые вызывают мысли о беспричинности, и поэтому невнимательный или предубежденный исследователь легко может проглядеть относительно редко встречающиеся беспричинные феномены. Как только мы начинаем заниматься проблемой случайности, тут же возникает железная необходимость в статистической оценке исследуемых событий.

Группы или серии случайностей представляются, по крайней мере в свете нашего современного образа мышления, бессмысленными и находящимися, в общем, в пределах вероятного. Однако, происходят также и события, "случайность" которых может быть подвергнута сомнению. Я приведу только один из великого множества примеров. Я записал его 1-го апреля, 1949 г.: Сегодня пятница. На завтрак у нас рыба. Кто-то в разговоре со мной упомянул об обычае делать из кого-то "апрельскую рыбу". В то же самое утро я занес в свой блокнот надпись, которая гласила: "Est homo totus medius piscis ab imo (Человек целостный есть рыба извлеченная из глубины-лат.). Днем одна из моих бывших пациенток, которую я не видел уже несколько месяцев, продемонстрировала мне несколько впечатляющих картин с изображениями рыб, которые она нарисовала за то время, что мы не виделись. Вечером мне показали кусок гобелена с изображенными на нем рыбоподобными чудовищами. Утром 2-го апреля другая пациентка, с которой я не виделся уже несколько лет, рассказала мне сон, в котором она стояла на берегу озера и увидела большую рыбу, которая поплыла прямо к ней и выбросилась из воды к ее ногам. В это время я занимался изучением истории символа рыбы. Только одно из упомянутых мною здесь лиц знало об этом.

Все это вызывает вполне естественную мысль о смысловом совпадении, то есть о связи иного, не причинно-следственного, свойства. Должен признаться, что эта цепочка событий произвела на меня значительное впечатление. Мне показалось, что в ней присутствует какое-то нуминозное качество. В подобных обстоятельствах мы склонны говорить: "Это не может быть простой случайностью", даже не зная, о чем мы, собственно, говорим. Каммерер, конечно, напомнил бы мне о придуманной им "серийности". Тем не менее сила произведен­ного впечатления не является доказательством того, что это было не случайное совпадение всех этих "рыб". Разумеется, чрезвычайно странно, что тема рыбы поднималась не менее шести раз в течение двадцати четырех часов. Однако необходимо Вспомнить, что рыба по пятницам - это вполне нормальное явление, и что 1-го апреля вполне уместно говорить об "апрельской рыбе". К этому времени, я уже в течение нескольких месяцев работал над историей символа рыбы. Рыба часто является символом содержимого бессознательного. Поэтому нет никаких оснований видеть в этой цепочке что-нибудь еще, кроме случайного совпадения. Цепочка или серия совершенно ординарных событий пока что должна рассматриваться, как случайное совпадение. Какой бы она не была длинной, ее следует вычеркнуть из списка возможных беспричинных связей. Поэтому и существует широко распространенное мнение, что все совпадения являются "удачными попаданиями" и не требуют беспричинного объяснения. Это предположение может и, несомненно, должно считаться истинным, до той поры, пока нет никаких доказательств того, что эти совпадения выходят за рамки вероятности. Однако, если такое доказательство появится, то оно, в то же самое время, будет доказательством по настоящему беспричинных комбинаций событий, объяснить которые мы можем только опираясь на фактор, несоизмеримый с причинностью. Тогда мы будем вынуждены предположить, что события, в принципе, находятся друг с другом, с одной стороны, в причинно-следственной связи, а с другой - в некоей смысловой перекрестной связи.

Масса фактов, собранных Гарни, Майерсом и Подмором, вдохновила трех других исследователей - Дарье, Рише и Фламмариона - на попытку решения этой проблемы с помощью расчета вероятности. Дарье определил вероятность, как 1:4 114 545, в случае телепатического предчувствия смерти, то есть объяснение такого предупреждения в качестве "случайности" в более чем четыре миллиона раз менее правдоподобно, чем толкование его, как "телепатии", то есть аказуального, "смыслового совпадения". Вероятность очень хорошо известного случая "фантома живого" астроном Фламмарион определил, как 1:804 622 222. Он также был первым, кто связал все остальные подозрительные происшествия с общим интересом к феноменам, связанным со смертью. Так, он сообщает, что во время работы над книгой об атмосфере, как раз в тот момент, когда он сидел за главой, посвященной силе ветра, неожиданный порыв ветра сдул со стола все бумаги и вынес их через окно. Он также приводит в качестве примера тройного совпадения поучительную историю о монсеньере де Фортибу и сливовом пироге. Тот факт, что он вообще упоминает все эти совпадения в связи с проблемой телепатии, доказывает наличие у него интуитивной, хотя и неосознанной, мысли о существовании гораздо более объемлющего принципа.

Писатель Вильгельм фон Штольц собрал большое количество историй о странном возвращении утерянных или украденных предметов к своим хозяевам. Среди прочих у него есть история о женщине, сфотографировавшей своего маленького сына в Черном Лесу. Она оставила пленку в Страсбурге для проявки. Но началась война, она не могла ее забрать и смирилась с этой потерей. В 1917 г. во Франкфурте она купила пленку, чтобы сфотографировать свою дочь, которую родила за это время. Когда пленка была проявлена, выяснилось, что она уже использовалась: под фотографией дочери была фотография сына, сделанная в 1914 г.! Старая пленка не была проявлена и каким-то образом вновь поступила в продажу вместе с новыми пленками. Автор приходит к ожидаемому выводу, что все здесь указывает на "взаимное притяжение связанных друг с другом объектов" или на "избирательное родство". Он предполагает, что эти происшествия выглядят так, словно являются сновидением "более масштабного и более обширного сознания, которое непознаваемо".

Точное доказательство (с адекватным научным обоснованием) существования непричинных комбинаций событий было обнаружено только очень недавно, в основном благодаря экспериментам Дж. Б. Рейна и его сотрудников, которые, однако, не поняли, какие далеко идущие выводы можно сделать из их находок. Вплоть до сегодняшнего дня не было приведено ни одного убедительного аргумента против результатов этих экспериментов. В принципе, эксперимент состоит в том, что экспериментатор переворачивает пронумерованные карты, на каждой из которых нарисован простой геометрический узор. Одновременно с этим "объект", отделенный от эксперимента на переворачиваемой карте. Используется колода из двадцати пяти карт. Пять карт обозначены звездой, пять квадратом, пять кругом, пять волнистой линией и пять крестом. Разумеется, экспериментатор не знает в каком порядке расположены карты, а "объект" не может их видеть. Многие эксперименты дали отрицательный результат, то есть было меньше пяти вероятных попаданий. Однако, некоторые "объекты" давали результаты значительно лучше вероятных.

Среди экспериментов Рейна мы должны упомянуть эксперименты с игральными костями. Кости бросала машина, а перед "объектом" стояла задача одновременно с этим интенсивно желать, чтобы какое-то число (скажем 3) выпадало, как можно чаще. Этот так называемый психокинетический эксперимент дал положительные результаты, которые улучшались по мере увеличения количества единовременно бросаемых костей. Если пространство и время психически относительны, то и движущееся тело должно обладать или подвергаться действию соответствующей относительности.

Общим для всех этих экспериментов является тот факт, что число точных попаданий имеет тенденцию к уменьшению после первой серии экспериментов, а потом результаты становятся отрицательными. Но если по какой-то внешней или внутренней причине, заинтересованность "объекта" вновь увеличивается, то результаты улучшаются. Отсутствие интереса и скука являются отрицательными факторами; энтузиазм, надежда на успех и вера в возможность экстрасенсорного восприятия дают хорошие результаты и, похоже, являются теми факторами, от которых зависит, будет ли какой-либо результат вообще иметь место.

Проблема синхронистичности занимала меня уже давно, пожалуй, начиная с середины двадцатых годов, когда я изучал феномены коллективного бессознательного и все время наталкивался на связи, которые просто не мог объяснить случайностными группами или "сериями". Я обнаруживал "совпадения", настолько многозначительно связанные, а вероятность их "случайности" выражалась такой астрономической цифрой, что они явно были "смысловыми". В качестве примера я приведу случай из своей практики. Я лечил одну молодую женщину и в критический момент ее посетило сновидение, в котором ей вручили золотого скарабея. Когда она мне рассказывала это свое сновидение, я сидел спиной к закрытому окну. Неожиданно я услышал за собой какой-то звук, напоминавший тихий стук. Я обернулся и увидел какое-то летучее насекомое, которое билось о наружную сторону оконного стекла. Я открыл окно и поймал создание на лету, как только оно залетело в комнату. Оно представляло собой самый близкий аналог скарабея, который только можно найти в наших широтах. То был скарабеидный жук, хрущ обыкновенный (Cetonia aurata), который, вопреки свои привычкам, явно именно в этот момент хотел проникнуть в темную комнату. Должен признаться, что ничего подобного не случалось со мной ни до того, ни потом, и что сновидение пациентки осталось уникальным в моей практике.

Это вопрос совместного вхождения во время, вопрос некоего вида одновременности. Поэтому этому качеству одновременности я подобрал в качестве принципа объяснения термин "синхронистичность" как обозначение гипотетического фактора, того же ранга, что и причинность. В своем эссе "О природе психе" я рассматриваю "синхронистичность", как психически обусловленную относительность пространства и времени. Эксперименты Рейна показывают, что относительно психе, пространство и время являются, так сказать, "эластичными" и явно могут быть сведены до почти незаметной точки, как если бы они зависели от психического состояния и существовали не сами по себе, а только как "постулаты" осознающего разума. В первоначальном взгляде человека на мир, который мы наблюдаем у примитивных народов, пространство и время являются очень условными величинами. Они стали "жесткими" концепциями только в ходе ментального развития человека, в основном благодаря введению единиц измерения. Сами по себе, пространство и время "ни из чего не состоят". Это условные концепции, порожденные деятельностью осознающего разума по проведению четких границ, и они представляют собой незаменимые критерии описания поведения движущихся тел. Стало быть, их происхождение по сути психическое, что, вероятно, и явилось причиной, по которой Кант стал рассматривать их как категории a priori. Но если пространство и время - это всего лишь свойства движущихся тел и созданы интеллектуальными потребностями наблюдателя, тогда их релявитизация посредством содержимого психики больше не представляет собой ничего из ряда вон выходящего, а оказывается в пределах возможного. Такая возможность возникает, когда психе наблюдает не внешние тела, а саму себя. Именно это и происходит в экспериментах Рейна: ответ "объекта" не является результатом его наблюдения физических карт, он является продуктом чистого воображения, «случайных» мыслей, которые открывают структуру того, что их порождает, а именно бессознательного. похоже на то, что "смысловые совпадения" - которые следует отличать от бессмысленных* "случайностных групп" покоятся на архетипической основе. По крайней мере, все случаи из моей практики - а их было немало - обладали этой отличительной чертой. О том, что это значит, я уже говорил выше. Хотя любой с моим опытом в этой области может легко распознать их архетипический характер, ему будет трудно связать их с психическими условиями в экспериментах Рейна, поскольку в последних нельзя заметить никакого явного присутствия какого-либо архетипического комплекса. И эмоциональное состояние не является таким, как в приведенных мною примерах. Тем не менее, следует помнить, что наилучшие результаты были показаны в первых сериях экспериментов Рейна, а потом показатели резко ухудшались. Но когда появлялась возможность вызвать оживление интереса к довольно утомительному эксперименту, результаты вновь улучшались. Из этого следует, что эмоциональный фактор играет важную роль. А эмоциональность в значительной степени основана на инстинктах, формальным аспектом которых является архетип.

В моих случаях и в опытах Рейна есть еще одна общая психологическая черта, хотя и не такая заметная. Общим отличительными признаком этих, на первый взгляд совершенно разных ситуаций, является элемент "невозможности". Пациентка, которой приснился скарабей, оказалась в "невозможной" ситуации, потому что ее лечение зашло в тупик, из которого вроде бы не было выхода. В таких ситуациях, если они достаточно серьезны, человека, как правило, посещают архетипические сновидения, указывающие путь, о котором он и подумать не мог. Именно в таких ситуациях архетип выкристаллизовывается с наибольшей регулярностью. Поэтому, в определенных случаях, психотерапевт считает своим долгом выяснить, на какую рационально неразрешимую проблему указывает бессознательное пациента. Стоит только это выяснить, как приводятся в действие более глубокие слои бессознательного и создаются условия для трансформации личности.

Продолжение следует

 

Полный текст статьи >>>

 

Исцеление шедеврами Искусства

"Мы гениальны хотя бы три раза в жизни..."

В.М. Элькин


Искусство - зеркало, где каждый видит себя. Красота в глазах смотрящего.
И. В. Гете


В книге В.М. Элькина «Целительная магия музыки» приведена его система объединения методик цветотерапии (по Люшеру) с соответствующими музыкальными тональностями и их поэтическим, афористичным выражением. Диагностика и коррекция осуществляется через индивидуально подобранную музыкальную программу и работу с мировыми шедеврами живописи, художественного слова, поэзии и философской мысли.

Очень интересен альбом рисунков, сопровождающих сеансы музыко-цвето-терапии В.М. Элькина. Депрессивные состояния, детские страхи, энурез, истерия, наркотическая зависимость находят самые неожиданные образные выражения и трансформируются в процессе исцеления Искусством. Смерть в виде огромного пушистого кота, сидящего в кресле и бантиком играющего с подростком, фигура которого не достает даже до края кресла... "Лунная соната" в интерпретации наркозависимого человека - рыкающий лев, "охраняющий" поникший цветок... Портрет бабушки, измучившей внучку своей агрессией, - улитка с зубастой пастью... Птица и летящая к ней стрела - рисунок назван девочкой "Я успею?"... Образы, вызванные музыкой, настолько выразительны, что почти не требуют проективной интерпретаци. Наверное, именно музыка позволяет нам войти в сокровенные глубины бессознательного и преобразовывать их.

 

Автобиографический рассказ В.М. Элькина "Глубокий обморок сирени..." (из записок Арттерапевта)

Писать стихи просто, сказал Жак Превер, - надо поставить слова на конфорку мастерства.
Написать картину тоже просто, сказал поэт Жак Превер, - надо всего лишь нарисовать звон мошкары в летнюю жару и дерево. Если оно хорошо нарисовано, на него сядет живая птица и запоет. Мандельштам полагал, что художник может изобразить глубокий обморок сирени.
Просто создать и скульптуру - это объяснил Микеланджело, он посоветовал просто убрать все лишнее.
С музыкой совсем просто. Старый мудрый Бах похожим образом объяснил, как надо исполнять и сочинять музыку, - надо попасть нужным пальцем в нужную ноту.

...Сколько я себя помню, я нахожусь у рояля. Сначала я играю только себе, проходит время и я играю другим, стараясь поразить их мелодиями Бетховена и Шуберта... Настало время и я стал играть музыку, которая была желанна многим, но среди этих мелодий я осторожно вкраплял музыку великих. Я стал искать мелодии классиков, которые были способны пронизать будничное сознание и подействовать на любого имеющего орган слуха. Играя музыку, я стал чувствовать, как слушающий ее воспринимает и что он чувствует. Я становился как бы его двойником...
>>>

 

Мы гениальны хотя бы три раза в жизни - когда мы дети, когда мы спим и когда мы слушаем с закрытыми глазами великую музыку.
Этот афоризм возник у меня как итог многих лет годы работы с взрослыми и детьми. Я старался помочь людям решить их проблемы с помощью мелодических шедевров, отобранных в тысячах сеансах.
Одним из самых удивительных явлений, наблюдаемых при музыкотерапии, был феномен "зримой музыки" (я назвал его феномен Чюрлениса)- появление у слушателя зрительных образов, если музыкальный шедевр слушают с закрытыми глазами. Всю жизнь я интересовался творчеством Чюрлениса, но не ожидал, что встречу превращение музыки в зрительные образы в подсознании почти каждого, кто приходит ко мне на сеанс музыкотерапии. Появление зрительных образов у слушающих с закрытыми глазами мелодические шедевры можно назвать зримой музыкой.

МЫ ГЕНИАЛЬНЫ, КОГДА МЫ СПИМ
Феномен зримой музыки имеет самостоятельную художественную и познавательную ценность. Он проливает свет на тайны музыки и творческого сознания человека. Здесь встречаются в исходном виде три явления - сон, творчество, особый род "гипноза" - внушение образов через музыку.
Закрытые глаза - это основа феномена сна, условие сна - отгородиться от внешнего мира, остаться наедине с собой. По словам Гераклита, "все живут в общем мире, а спящий - в своем мире". Образы сна - это творческая стихия.
Слова Блока "видит творческие сны" могут стать ключом к феномену зримой музыки. Вспомним слова Моцарта: "Я не знаю, как сочиняю музыку. Это похоже на сон".
Известны примеры творческих снов, когда творчество совпало со сновидением.
Вагнер рассказывал о сноподобном состоянии, когда он услышал внутренним слухом звуки увертюры "Золото Рейна", ему представилось, что волны реки сомкнулись над ним.
Знаменитая соната Тартини "Трели Дьявола" приснилась ему - к нему во сне явился дьявол и играл прекрасную музыку, ранящую сердце.
Во сне Грибоедов увидел сюжет "Горе от ума", Стивенсон - сюжет своего знаменитого рассказа "Доктор Джекил и доктор Хайд".
Лермонтов увидел во сне человека в восточной чалме, который подсказал ему решение шахматной задачи - утром он нарисовл этого человека. В образах снов искали вдохновение группа художников сюрреалистов и поэтов - Элюар, Макс Эрнст, Дали.
Фантастические образы и ощущения, которые создает мозг спящего, являются праискусством, где основы музыки, живописи, театра и кино сливаются в творческом процессе, имеющем аналогии с картинами Чюрлениса.
Попытка оценить образы, возникшие у слушающих музыку, напоминает разбор снов, который проводили психоаналитики Фрейд и Юнг.

 

МЫ ГЕНИАЛЬНЫ, КОГДА МЫ ДЕТИ (МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК ВЫЯВЛЕНИЕ СКРЫТОЙ ОДАРЕННОСТИ).
Особенно ярко феномен Чюрлениса - появление зрительных образов - проявлялся у детей. Появление ярких зрительных образов при восприятии музыки - дар природы, присущий каждому ребенку и многим взрослым. После многих лет работы музыкотерапевтом с детьми у меня сложилось впечатление о высокой одаренности каждого ребенка. Он способен спонтанно играть на незнакомом инструменте. Он подхватывает интонации игры музыкотерапевта, меняет регистры, улавливает тональность, в которой идет импровизация. Он изображает выбранную картину, свою любимую собаку, создает музыкальный портрет другого ребенка, музыкотерапевта, мамы. Воплощает в импровизации предложенные образы.
Ребенок безбоязненно изображает звуками картину Чюрлениса, воплощает в звуках звездное кружево великого Ван Гога - он способен на это, потому что он ребенок.
Ребенок пытается выразить звуками все, что доступно воображению, воплощает в звуках свое состояние и могущество своей фантазии и интуиции. Он включается в спонтанную импровизацию с музыкотерапевтом.
У детей потрясающее чувство ритма.
- руки мальчика которому поставлен, как клеймо, тягостный диагноз, летают, порхают над клавишами, он чувствует тональность, изысканные пикантные звуковые блики украшают любую мелодию.
- ребенок впервые за роялем, но его руки в невероятном темпе создают звуковую вязь в гармонии с мелодией исполняемой музыкотерапевтом.
Дети рисуют музыку.
Ученики первого класса обычной школы, прослушав музыку с закрытыми глазами, бросаются рисовать увиденное. Мелодия Баха предстает в образах, близких Рериху, - высокие горы и звезды возносятся над миром.
- мальчик, слушая концерт Грига, видит ТРИ ГРОЗЫ.
- Сверкающая стихия "Рондо-каприччиозо" Сен-Санса воплощается девочкой в виде летающих облаков, похожих на фантастических собак.
- Уходящая вдаль мимо замков дорога в лунном свете воплотила "Адажио"
Бетховена из Восьмой сонаты.
- Хрустальная мелодия "Третьей скрипичной сонаты" Грига вызвала образ кристаллов и снега, падающего на костер.
- Звуковая фреска "Токатты" Баха на рисунках шестиклассников воплотилась в образы бури - молнии пронзают вселенную, кольца вокруг солнца, лица божества.
- Ученики 6 класса воплотили 7 симфонию Бетховена в образах
СОЛНЦА - оно горит на горизонте, в море, заслонено птицей в полете,
закрыто фигурой девушки, гневное солнце укрыто тучами, радостное солнце сияет и уничтожает все следы бури - дети уловили стихийную мощь бетховенского мировосприятия. Главный мотив музыки Бетховена - преодоление зла, победа солнца.
- Высокая мелодия концерта Паганини в рисунках детей превратилась в картины леса и поляны, увиденные с высоты, вид Петропавловской крепости с птичьего полета, высокие деревья с птицами, летящая по небу женщина в упряжке из птиц.
На рисунках детей энергия и тревожность музыки отражались в образах бури, дождя, осени и зимы, солнца и весенних пейзажей. В большинстве случаев образы природы казались как бы увиденной сверху.
Вот образы детских рисунков, созданных под впечатлением музыки: ступени, деревья и птицы, гигантские цветы, горы и звезды, лики животных, фантастические города, волны и корабли, облака и море, дороги и дома в лунном свете, кавалькады бабочек, достигающие Луны, церковь с высоты, вид Земли из космоса, брызги звезд и клавиши, несущиеся к земле звезды и молнии. Частый образ в детских рисунках музыки - солнце. Напомним, что при выборе картин мотивы солнца и света преобладали у людей с желтым и красным цветовыбором. Солнце, главный фактор нашего существования в физическом мире, в мире воображения оно также занимает особое место.


Мы гениальны когда слушаем великую музыку (Эффект Чюрлениса у взрослых)
У 70% взрослых участников сеансов музыкотерапии также возникали гармонические образы, напоминающие сон. Это были пейзажи, времена года, радостные воспоминания и образы детства. Наиболее частый образ - полет над панорамой природы.
Феномен зримой музыки - это сотворчество, пробуждение творческого подсознания. Иногда увиденный образ нес решение проблемы и выход из тягостной ситуации. Например, слушатель увидел себя кем-то вроде Гулливера, он наблюдал шествие карликов в черном - это был образ его обидчиков. Многие из тех, кто рисовал картины зримой музыки, говорили, что это лишь слабая копия увиденного. Были случаи, когда люди ярко помнили увиденное в сеансе и свои ощущения в течение пяти лет.
С эффектом Чюрлениса связан феномен Скрябина.
Эффект Скрябина - связь выбора цвета и восприятия тональностей музыки. Оказалось что каждому цвету в методе Люшера соответствуют три тональности которые будут желанны, если человек предпочел данный цвет, и отрицаются, если человек этот цвет отрицает. Именно на музыке таких тональностей и возникает феномен Чюрлениса, он возникал при воздействии музыки, наиболее желанной слушателю, близкой его эмоциональному состоянию ("моя музыка").
Визуализация - включение подсознательного творчества зрительных образов -происходит на самом комфортном для восприятия музыкальном уровне, тональность которого пациент сам определил перед сеансом. Она соответствует выбору цвета по Люшеру. Становится очевидно что люди обладает способностями, о которых не подозревают. Музыка способна выявить скрытую одаренность человека.
Мелодии, вызвавшие зрительные образы, обычно получали наивысшую оценку
слушателя. Образы зримой музыки спонтанны и удивляют их создателей. При повторении музыки они изменяются (подсознание не признает шаблона).
По нашим многолетним наблюдениям наиболее комфортными являются следующие проявления зримой музыки: образы вознесения, полета над воображаемым пейзажем;
появление ярких цветов (красного, желтого); образы движения (частый образ танца, балета).
Представим некоторые образы зримой музыки.
Музыка Грига - воплотилась в образы громадных цветов, рыб и водорослей, цветные призмы и облака.
Слушая экспромт Шуберта, слушатель увидел синее озеро как сгусток энергии добра, излучение синего цвета (эта же мелодия в том же исполнении, но записанная на магнитофон уже не вызывала такого восприятия, что доказывает неповторимость живого исполнения).
Представим еще несколько образов зримой музыки
- огромные пространства и солнечный блеск воды
- море, яркий свет, парус, белый балкон над синим морем
- теплое море, рыжее солнце
- зеленый мир водорослей
- плывет в синей воде как русалка, красиво и хорошо, пузырьки воздуха
- полет над миром, чувство - этот мир прекрасен
- полет над лесом на уровне облаков
- лестница в другой синий мир, павлин, радуга, мелькают облака
- ослепительный свет - "как будто выглянул из темной пещеры на солнце".
С этими и подобными образами сплетаются чувства и мысли - Красота мира, надежда на радость. Иногда увиденный образ нес решение проблемы и выход из тягостной ситуации.
Зримая музыка, визуализация музыкального воздействия - положительное психологическое явление. Именно в момент появления визуализации музыки возникает радостный, счастливый блеск в глазах слушателя.
С возникновением зримой музыки наступает перелом в настроении, снимается напряженность, гармонизируется цветовыбор (темные цвета занимают положенное им место - в последнем ряду, а базовые цвета гармонии, воли, радости и энергии поднимаются наверх, занимая первые места в тесте Люшера).
Феномен Чюрлениса - это включение слушателя в состояние катарсиса. Оно близко такому ряду понятий, как инсайт, счастье творчества, полнота жизни.
Музыка будит творческое подсознание, и это может повлиять на здоровье и творческую самореализацию.



ИНТЕЛЛЕКТ-КЛУБ "ЛИК"

совместно с Институтом Танатотерапии

 

"ИСЦЕЛЕНИЕ ИСКУССТВОМ"

 

29 апреля в 19-00

центр "Другой мир" (ул. Бумажная, д.17, м. "Нарвская"), ауд. 302

 

Встреча-семинар с к.м.н. В. М. Элькиным, музыкантом, арттерапевтом, автором методик и тренинговых программ развития творческого потенциала и решения психологических проблем с помощью шедевров мирового искусства, автором книги «Целительная магия музыки».

Уникальное объединение методик цветотерапии (по Люшеру) с соответствующими музыкальными тональностями и их поэтическим, афористичным выражением! Диагностика и коррекция через индивидуально подобранную музыкальную программу и работу с мировыми шедеврами живописи, художественного слова, поэзии и философской мысли!

Программа мастер-класса:

- Творческие состояния сознания, гениальность и ее индивидуальное психологическое выражение.

- Основы методики для самостоятельной творческой психорегуляции и коррекции здоровья. Индивидуальная психодиагностика.

- Темы смерти в искусстве.

- Коррекционная работа со страхами с использованием элементов музыко- и арт-терапии.

Производится запись на интегральные программы «Гармония Творчества – Гармония Жизни», включающие методики гармонизации здоровья, творческого потенциала и психорегуляции посредством шедевров мирового искусства, арттерапии, НЛП, Альтпсихологии, Холодинамики и квантовой психологии. Специальные программы для детей и родителей.

Ведущие: В.М. Элькин, к.м.н., Шугалей Е.В., M.A. NLP, автор методик активизации восприятия.

 

Проводится регистрация участников Клуба для получения клубной карты(дает право на скидки при посещении тренингов и других мероприятий Центра)

 

Предварительная запись и сведения

Тел. (812) 550-8666, 252-15-12

center@humans.ru

 

Материалы сообществ по психологии

 

Альберт Валентинов "Шестое чувство - вслепую (для зрения глаза не обязательны)"
Изучение физических процессов, позволяющих некоторым людям "видеть" окружающий мир с плотно завязанными глазами, началось более ста лет назад. Известные физики Дж. Дж. Томсон, О. Лодж и В. Крукс сделали смелое для своего времени предположение, что те редкие маги в ярмарочных балаганах, что удивляют веселящийся народ, не подсматривают сквозь хитро устроенную повязку на глазах, а действительно различают окружающие предметы без помощи глаз. Как? На этот вопрос маститые ученые так и не сумели ответить. Не сумели пока на него ответить и современные исследователи в крупных университетах, научно-исследовательских и технологических институтах многих стран. Пока что наиболее ощутимым результатом этих работ стало обозначение загадочного феномена научным термином - экстрасенсорное восприятие. Иначе говоря, распознавание окружающего мира не с помощью пяти известных органов чувств, а посредством неких полей, окружающих человека и составляющих его информационно-энергетическую ауру. Ведутся такие исследования и у нас. И, пожалуй, отечественные ученые ближе всех подошли к тому порогу, за которым светит разгадка этого явления.

 

Альберт Валентинов "Помню - значит, живу"
Академик Наталья Бехтерева, одна из величайших знатоков мозга, уверяет, что мозг помнит все - всю нашу жизнь по секундам. Но выдает нам только то, что необходимо на данный момент для решения тех или иных задач. И только в редких случаях, например при последних минутах сознания тонущего человека, перед его внутренним взором с быстротой молнии проносится вся жизнь. Можно предположить, что это мозг дает погибающему последний шанс: посмотри, не было ли у тебя какой-либо похожей ситуации, чтобы можно было применить старый способ и спастись. Весь механизм памяти сосредоточен в височных долях серого вещества головного мозга. Сначала увиденная информация по зрительному нерву передается на внешнюю оболочку коры мозга, а затем - в ее внутреннюю область, которая фактически представляет собой "архив" памяти. На это уходит 0,1 секунды. За это время во внутренней области коры происходят электрохимические реакции, которые как бы кодируют полученную информацию, переводят ее в символы, по которым нейроны могут отыскать и выдать обратно нужные "картинки". Они это и делают, когда человек вспоминает: отправляют искомую информацию на поверхность серого вещества, но с гораздо меньшей скоростью - не выше 0,4 секунды. Возможно, эта разница во времени уходит на то, чтобы среди обилия информации отыскать именно ту, которая нужна.
Искусство тренировать память пришло к нам из глубокой старины. Наше время обогатило его множеством эффективных приемов, особенно при подготовке разведчиков, у которых память - профессиональное качество. Один из этих приемов - умение отделить главное от второстепенного. Скажем, в любом разговоре главное, что нужно запомнить и усвоить, занимает небольшую часть. Остальное, как говорят ученые, - шумы. Незначащие факторы. Их и надо уметь отсеивать при беседе, чтении литературы, просмотре спектакля или фильма. В противном случае мозг утомляется и степень запоминания падает. Конечно, постоянно отбирать нужную информацию непросто, это требует мыслительных усилий, напряженного внимания, умения сосредоточиваться, но это, как говорится, дело привычки. Этим качеством обладают не только разведчики, но и большинство людей умственного труда. Да и каждый человек может развить в себе эту способность.
Материалы "Российской газеты" http://www.rg.ru/teoria/articles/henet/66.shtm Возможности сознания, творчество и гениальность

 

Сведения о тренингах

 

"МАГИЯ ТВОРЧЕСТВА"

 

Ведущая: Елена Шугалей
автор методик динамического обучения и активизации восприятия, M.A. NLP, старший преподаватель курса "Динамическое обучение и психология творчества" Московского Психологического Университета и Центра современных психотехнологий г. Санкт-Петербурга


Интенсивный тренинг развития творческих способностей с использованием новейших методик активизации интеллектуальных процессов, повышенного восприятия и психотехник индивидуальной самокоррекции.

 

Тренинг проводится с погружением, в пятницу - предварительное задание по активизации бессознательных ресурсов (включая сновидения), в выходные - 8 часов интенсивной работы по решению индивидуальной творческой задачи каждого участника методами современных интегральных психотехнологий. Вы можете использовать в качестве базовой цели участия в тренинге любую творческую проблему - интеллектуальную, организационную, практическую, личностную или мировоззренческую. Свое творческое задание вы можете не формулировать вслух, если оно носит значимый для вас или интимный характер!


В ПРОГРАММЕ ТРЕНИНГА
· Творческие принципы гениальности с проработкой стратегий признанных Мастеров (Леонардо да Винчи, Тесла, Эйнштейн, Нильс Бор и пр.)
· Навыки осознанной активизации творческих состояний сознания, включая ИСС (измененные состояния сознания) - работа с субъективным восприятием "растянутого" времени, состояние инсайта, "мозгового штурма" с привлечением бессознательных ресурсов личности, повышенной концентрации внимания, целостного восприятия и управления образной стихией сознания
· Приемы и принципы эффективного интеллектуального моделирования, блок практических упражнений из сферы системного НЛП, новейших достижений квантовой психологии, холодинамики, феноменологии, авторских техник активизации восприятия и системного моделирования.
Студентам, учащимся, преподавателям и льготным категориям граждан - гибкая система скидок.



ВСЕЛЕННАЯ - СФЕРА ДРУЖЕСТВЕННАЯ! :-)


Рассылки проекта http://www.humans.ru/

Адрес проекта: http://www.humans.ru/

Ведущий проекта: Елена Шугалей elena@humans.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное