← Апрель 2002 → | ||||||
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.ierarhiya.ru
Открыта:
28-10-1999
Адрес
автора: science.psychology.practice-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Практическая психология - для вас!
Информационный Канал Subscribe.Ru | - www.lycos.ru |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ДЛЯ ВАС!
|
|||||||
Явление синхронистичности ("неслучайного совпадения") почти не описано в науке, но знакомо каждому из нас. Некоторые события могут совпадать с такой высокой степенью невероятности, что объяснить их появление невозможно обычными причинно-следственными связями. Несколько примеров из главы "В МИРЕ СОВПАДЕНИЙ" книги Н.Н. Непомнящего "Невероятные случаи". Психолог
Клод Арно более двадцати лет занимается изучением тайн причинно-следственных
связей между событиями. Буду рада, если
вы поделитесь случаями проявления синхронистичности
Не существует логического пути открытия этих элементарных
законов. Единственным способом их постижения является интуиция, которая
помогает увидеть порядок, кроющийся за внешними проявлениями различных
процессов. А. Эйнштейн.
Группы или серии случайностей представляются, по крайней мере в свете нашего современного образа мышления, бессмысленными и находящимися, в общем, в пределах вероятного. Однако, происходят также и события, "случайность" которых может быть подвергнута сомнению. Я приведу только один из великого множества примеров. Я записал его 1-го апреля, 1949 г.: Сегодня пятница. На завтрак у нас рыба. Кто-то в разговоре со мной упомянул об обычае делать из кого-то "апрельскую рыбу". В то же самое утро я занес в свой блокнот надпись, которая гласила: "Est homo totus medius piscis ab imo (Человек целостный есть рыба извлеченная из глубины-лат.). Днем одна из моих бывших пациенток, которую я не видел уже несколько месяцев, продемонстрировала мне несколько впечатляющих картин с изображениями рыб, которые она нарисовала за то время, что мы не виделись. Вечером мне показали кусок гобелена с изображенными на нем рыбоподобными чудовищами. Утром 2-го апреля другая пациентка, с которой я не виделся уже несколько лет, рассказала мне сон, в котором она стояла на берегу озера и увидела большую рыбу, которая поплыла прямо к ней и выбросилась из воды к ее ногам. В это время я занимался изучением истории символа рыбы. Только одно из упомянутых мною здесь лиц знало об этом. Все это вызывает вполне естественную мысль о смысловом совпадении, то есть о связи иного, не причинно-следственного, свойства. Должен признаться, что эта цепочка событий произвела на меня значительное впечатление. Мне показалось, что в ней присутствует какое-то нуминозное качество. В подобных обстоятельствах мы склонны говорить: "Это не может быть простой случайностью", даже не зная, о чем мы, собственно, говорим. Каммерер, конечно, напомнил бы мне о придуманной им "серийности". Тем не менее сила произведенного впечатления не является доказательством того, что это было не случайное совпадение всех этих "рыб". Разумеется, чрезвычайно странно, что тема рыбы поднималась не менее шести раз в течение двадцати четырех часов. Однако необходимо Вспомнить, что рыба по пятницам - это вполне нормальное явление, и что 1-го апреля вполне уместно говорить об "апрельской рыбе". К этому времени, я уже в течение нескольких месяцев работал над историей символа рыбы. Рыба часто является символом содержимого бессознательного. Поэтому нет никаких оснований видеть в этой цепочке что-нибудь еще, кроме случайного совпадения. Цепочка или серия совершенно ординарных событий пока что должна рассматриваться, как случайное совпадение. Какой бы она не была длинной, ее следует вычеркнуть из списка возможных беспричинных связей. Поэтому и существует широко распространенное мнение, что все совпадения являются "удачными попаданиями" и не требуют беспричинного объяснения. Это предположение может и, несомненно, должно считаться истинным, до той поры, пока нет никаких доказательств того, что эти совпадения выходят за рамки вероятности. Однако, если такое доказательство появится, то оно, в то же самое время, будет доказательством по настоящему беспричинных комбинаций событий, объяснить которые мы можем только опираясь на фактор, несоизмеримый с причинностью. Тогда мы будем вынуждены предположить, что события, в принципе, находятся друг с другом, с одной стороны, в причинно-следственной связи, а с другой - в некоей смысловой перекрестной связи. Писатель Вильгельм фон Штольц собрал большое количество историй о странном возвращении утерянных или украденных предметов к своим хозяевам. Среди прочих у него есть история о женщине, сфотографировавшей своего маленького сына в Черном Лесу. Она оставила пленку в Страсбурге для проявки. Но началась война, она не могла ее забрать и смирилась с этой потерей. В 1917 г. во Франкфурте она купила пленку, чтобы сфотографировать свою дочь, которую родила за это время. Когда пленка была проявлена, выяснилось, что она уже использовалась: под фотографией дочери была фотография сына, сделанная в 1914 г.! Старая пленка не была проявлена и каким-то образом вновь поступила в продажу вместе с новыми пленками. Автор приходит к ожидаемому выводу, что все здесь указывает на "взаимное притяжение связанных друг с другом объектов" или на "избирательное родство". Он предполагает, что эти происшествия выглядят так, словно являются сновидением "более масштабного и более обширного сознания, которое непознаваемо". Точное доказательство (с адекватным научным обоснованием) существования непричинных комбинаций событий было обнаружено только очень недавно, в основном благодаря экспериментам Дж. Б. Рейна и его сотрудников, которые, однако, не поняли, какие далеко идущие выводы можно сделать из их находок. Вплоть до сегодняшнего дня не было приведено ни одного убедительного аргумента против результатов этих экспериментов. В принципе, эксперимент состоит в том, что экспериментатор переворачивает пронумерованные карты, на каждой из которых нарисован простой геометрический узор. Одновременно с этим "объект", отделенный от эксперимента на переворачиваемой карте. Используется колода из двадцати пяти карт. Пять карт обозначены звездой, пять квадратом, пять кругом, пять волнистой линией и пять крестом. Разумеется, экспериментатор не знает в каком порядке расположены карты, а "объект" не может их видеть. Многие эксперименты дали отрицательный результат, то есть было меньше пяти вероятных попаданий. Однако, некоторые "объекты" давали результаты значительно лучше вероятных. Среди экспериментов Рейна мы должны упомянуть эксперименты с игральными костями. Кости бросала машина, а перед "объектом" стояла задача одновременно с этим интенсивно желать, чтобы какое-то число (скажем 3) выпадало, как можно чаще. Этот так называемый психокинетический эксперимент дал положительные результаты, которые улучшались по мере увеличения количества единовременно бросаемых костей. Если пространство и время психически относительны, то и движущееся тело должно обладать или подвергаться действию соответствующей относительности. Общим для всех этих экспериментов является тот факт,
что число точных попаданий имеет тенденцию к уменьшению после первой
серии экспериментов, а потом результаты становятся отрицательными. Но
если по какой-то внешней или внутренней причине, заинтересованность
"объекта" вновь увеличивается, то результаты улучшаются. Отсутствие
интереса и скука являются отрицательными факторами; энтузиазм, надежда
на успех и вера в возможность экстрасенсорного восприятия дают хорошие
результаты и, похоже, являются теми факторами, от которых зависит, будет
ли какой-либо результат вообще иметь место. Проблема синхронистичности занимала меня уже давно, пожалуй, начиная с середины двадцатых годов, когда я изучал феномены коллективного бессознательного и все время наталкивался на связи, которые просто не мог объяснить случайностными группами или "сериями". Я обнаруживал "совпадения", настолько многозначительно связанные, а вероятность их "случайности" выражалась такой астрономической цифрой, что они явно были "смысловыми". В качестве примера я приведу случай из своей практики. Я лечил одну молодую женщину и в критический момент ее посетило сновидение, в котором ей вручили золотого скарабея. Когда она мне рассказывала это свое сновидение, я сидел спиной к закрытому окну. Неожиданно я услышал за собой какой-то звук, напоминавший тихий стук. Я обернулся и увидел какое-то летучее насекомое, которое билось о наружную сторону оконного стекла. Я открыл окно и поймал создание на лету, как только оно залетело в комнату. Оно представляло собой самый близкий аналог скарабея, который только можно найти в наших широтах. То был скарабеидный жук, хрущ обыкновенный (Cetonia aurata), который, вопреки свои привычкам, явно именно в этот момент хотел проникнуть в темную комнату. Должен признаться, что ничего подобного не случалось со мной ни до того, ни потом, и что сновидение пациентки осталось уникальным в моей практике. Это вопрос совместного вхождения во время, вопрос некоего вида одновременности. Поэтому этому качеству одновременности я подобрал в качестве принципа объяснения термин "синхронистичность" как обозначение гипотетического фактора, того же ранга, что и причинность. В своем эссе "О природе психе" я рассматриваю "синхронистичность", как психически обусловленную относительность пространства и времени. Эксперименты Рейна показывают, что относительно психе, пространство и время являются, так сказать, "эластичными" и явно могут быть сведены до почти незаметной точки, как если бы они зависели от психического состояния и существовали не сами по себе, а только как "постулаты" осознающего разума. В первоначальном взгляде человека на мир, который мы наблюдаем у примитивных народов, пространство и время являются очень условными величинами. Они стали "жесткими" концепциями только в ходе ментального развития человека, в основном благодаря введению единиц измерения. Сами по себе, пространство и время "ни из чего не состоят". Это условные концепции, порожденные деятельностью осознающего разума по проведению четких границ, и они представляют собой незаменимые критерии описания поведения движущихся тел. Стало быть, их происхождение по сути психическое, что, вероятно, и явилось причиной, по которой Кант стал рассматривать их как категории a priori. Но если пространство и время - это всего лишь свойства движущихся тел и созданы интеллектуальными потребностями наблюдателя, тогда их релявитизация посредством содержимого психики больше не представляет собой ничего из ряда вон выходящего, а оказывается в пределах возможного. Такая возможность возникает, когда психе наблюдает не внешние тела, а саму себя. Именно это и происходит в экспериментах Рейна: ответ "объекта" не является результатом его наблюдения физических карт, он является продуктом чистого воображения, «случайных» мыслей, которые открывают структуру того, что их порождает, а именно бессознательного. похоже на то, что "смысловые совпадения" - которые следует отличать от бессмысленных* "случайностных групп" покоятся на архетипической основе. По крайней мере, все случаи из моей практики - а их было немало - обладали этой отличительной чертой. О том, что это значит, я уже говорил выше. Хотя любой с моим опытом в этой области может легко распознать их архетипический характер, ему будет трудно связать их с психическими условиями в экспериментах Рейна, поскольку в последних нельзя заметить никакого явного присутствия какого-либо архетипического комплекса. И эмоциональное состояние не является таким, как в приведенных мною примерах. Тем не менее, следует помнить, что наилучшие результаты были показаны в первых сериях экспериментов Рейна, а потом показатели резко ухудшались. Но когда появлялась возможность вызвать оживление интереса к довольно утомительному эксперименту, результаты вновь улучшались. Из этого следует, что эмоциональный фактор играет важную роль. А эмоциональность в значительной степени основана на инстинктах, формальным аспектом которых является архетип. В моих случаях и в опытах Рейна есть еще одна общая психологическая черта, хотя и не такая заметная. Общим отличительными признаком этих, на первый взгляд совершенно разных ситуаций, является элемент "невозможности". Пациентка, которой приснился скарабей, оказалась в "невозможной" ситуации, потому что ее лечение зашло в тупик, из которого вроде бы не было выхода. В таких ситуациях, если они достаточно серьезны, человека, как правило, посещают архетипические сновидения, указывающие путь, о котором он и подумать не мог. Именно в таких ситуациях архетип выкристаллизовывается с наибольшей регулярностью. Поэтому, в определенных случаях, психотерапевт считает своим долгом выяснить, на какую рационально неразрешимую проблему указывает бессознательное пациента. Стоит только это выяснить, как приводятся в действие более глубокие слои бессознательного и создаются условия для трансформации личности. Продолжение следует
Полный текст статьи >>>
Искусство - зеркало, где каждый видит
себя. Красота в глазах смотрящего.
В книге В.М. Элькина «Целительная магия музыки» приведена его система объединения методик цветотерапии (по Люшеру) с соответствующими музыкальными тональностями и их поэтическим, афористичным выражением. Диагностика и коррекция осуществляется через индивидуально подобранную музыкальную программу и работу с мировыми шедеврами живописи, художественного слова, поэзии и философской мысли. Очень интересен альбом рисунков, сопровождающих сеансы музыко-цвето-терапии В.М. Элькина. Депрессивные состояния, детские страхи, энурез, истерия, наркотическая зависимость находят самые неожиданные образные выражения и трансформируются в процессе исцеления Искусством. Смерть в виде огромного пушистого кота, сидящего в кресле и бантиком играющего с подростком, фигура которого не достает даже до края кресла... "Лунная соната" в интерпретации наркозависимого человека - рыкающий лев, "охраняющий" поникший цветок... Портрет бабушки, измучившей внучку своей агрессией, - улитка с зубастой пастью... Птица и летящая к ней стрела - рисунок назван девочкой "Я успею?"... Образы, вызванные музыкой, настолько выразительны, что почти не требуют проективной интерпретаци. Наверное, именно музыка позволяет нам войти в сокровенные глубины бессознательного и преобразовывать их.
Автобиографический рассказ В.М. Элькина "Глубокий обморок сирени..." (из записок Арттерапевта) Писать стихи просто, сказал Жак Превер, - надо поставить
слова на конфорку мастерства.
Мы гениальны хотя бы три раза в жизни - когда мы дети,
когда мы спим и когда мы слушаем с закрытыми глазами великую музыку.
МЫ ГЕНИАЛЬНЫ, КОГДА МЫ ДЕТИ (МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК ВЫЯВЛЕНИЕ
СКРЫТОЙ ОДАРЕННОСТИ).
ИНТЕЛЛЕКТ-КЛУБ "ЛИК" совместно с Институтом Танатотерапии
29 апреля в 19-00 центр "Другой мир" (ул. Бумажная, д.17, м. "Нарвская"), ауд. 302
Встреча-семинар с к.м.н. В. М. Элькиным, музыкантом, арттерапевтом, автором методик и тренинговых программ развития творческого потенциала и решения психологических проблем с помощью шедевров мирового искусства, автором книги «Целительная магия музыки». Уникальное объединение методик цветотерапии (по Люшеру) с соответствующими музыкальными тональностями и их поэтическим, афористичным выражением! Диагностика и коррекция через индивидуально подобранную музыкальную программу и работу с мировыми шедеврами живописи, художественного слова, поэзии и философской мысли!
Программа мастер-класса:
- Творческие состояния сознания, гениальность и ее индивидуальное психологическое выражение. - Основы методики для самостоятельной творческой психорегуляции и коррекции здоровья. Индивидуальная психодиагностика. - Темы смерти в искусстве. - Коррекционная работа со страхами с использованием элементов музыко- и арт-терапии.
Производится запись на интегральные программы «Гармония Творчества – Гармония Жизни», включающие методики гармонизации здоровья, творческого потенциала и психорегуляции посредством шедевров мирового искусства, арттерапии, НЛП, Альтпсихологии, Холодинамики и квантовой психологии. Специальные программы для детей и родителей. Ведущие: В.М. Элькин, к.м.н., Шугалей Е.В., M.A. NLP, автор методик активизации восприятия.
Проводится регистрация участников Клуба для получения клубной карты(дает право на скидки при посещении тренингов и других мероприятий Центра)
Предварительная запись и сведения Тел. (812) 550-8666, 252-15-12
Альберт Валентинов
"Шестое чувство - вслепую (для зрения глаза не обязательны)"
Альберт Валентинов "Помню
- значит, живу"
ВСЕЛЕННАЯ
- СФЕРА ДРУЖЕСТВЕННАЯ! :-)
|
|||||||
|
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||