← Апрель 2002 → | ||||||
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.ierarhiya.ru
Открыта:
28-10-1999
Адрес
автора: science.psychology.practice-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Практическая психология - для вас!
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ДЛЯ ВАС!
|
||||||||||
Многие свидетельства
людей, достигших высот творческих озарений, указывают в качестве основного
элемента творческого акта интуитивное восприятие. Интуиция опирается на
богатые возможности нашего бессознательного разума. По определению Симонова,
в процессе творчества мы используем наше под- и сверхсознание. К подсознательной информации относятся те проявления интуиции,
которые базируются на прежнем опыте: хорошо автоматизированные навыки,
вытесненные из зоны осознания мотивационные и прочие конфликты, регулирующие
социальные нормы, импринты (запечатление различных уровней), генетически
закрепленные особенности, архетипические пласты коллективного бессознательного
и т.д. Подробно эта сфера рассматривается в матрицах квантовой психологии.
Это тот пласт неосознаваемого психического, который может стать доступен
по мере необходимости. Когда опытный врач, психотерапевт, мельком взглянув на больного, уже «знает» диагноз, – мы имеем
дело с хорошо структурированной системой его профессиональных навыков,
не осознаваемых во всем объеме. Каждый родитель интуитивно воспринимает
состояние собственного ребенка и способен
выделить, например, поведение
при утаивании, скрытом огорчении или тревоге.
Учитель, пишущий задание на доске, «видит спиной»: Сидоров списывает…
Примеры из обыденной жизни знакомы всем нам.
Мудрое подсознание выполняет важнейшую функцию энергосбережения,
защиты нашей психики от отработанной информации, освобождает нас от психических
и умственных перегрузок. Подсознание консервативно и «по долгу службы»
приобретает жесткость на уровне неосознаваемых инстинктов. Сверхсознание работает
в зоне неизведанного, в зоне неопределенности, «психических мутаций».
Творческие акты невозможны без включения сверхскоростного и во многом
неосознаваемого режима выдвижения самых невозможных с точки здравого смысла
гипотез, догадок, озарений, «самостоятельных» образов. Неосознаваемость
процессов творческой интуиции защищает нас от преждевременного вмешательства
сознания, от давления прежнего опыта. Цитируя Симонова, не будь этой защиты,
и здравый смысл, «очевидность» наблюдаемого, догматизм прежде усвоенных
норм душили бы «гадкого утенка» смелой гипотезы в момент его зарождения,
не дав ему превратиться в прекрасного лебедя будущего открытия. Третьей творческой силой
сознания является наша логическая, дискурсивная часть. Удивительно, но
даже сверхсознание проводит предварительный отбор гипотез и предъявляет
сознанию именно те из них, которые с наибольшей степенью вероятности соответствуют
действительности. Применение термина «действительность» более точно отражает
этот процесс, в отличие от более обусловленного термина «реальность»,
- сознание словно изначально фильтрует гипотезы по критерию их проверяемости
действием. Именно этим отличаются творческие открытия от фантазий, полученных
под действием наркотиков, в состоянии душевной болезни и других
ИСС (измененные состояния сознания). Механизм, фильтрующий модели
в зависимости от их жизнеспособности опирается как на прежний опыт, так
и на последовательный предварительный анализ. Здесь мы тоже имеем дело
со сверхскоростным режимом работы сознания, но уже в его логической части.
Интересно, что этот процесс ориентирован
на вероятностные коридоры и работает по принципу достаточности. Мы вдруг
«понимаем»: да, это должно работать; да, это похоже на правду.
В дальнейшем начинается обычная процедура проверки, детализации и поиска
точного описания. Отдельно необходимо
остановиться на интуитивном чувстве завершенности творческого акта.
Основным критерием, доставляющим столько радостных, иногда эйфорических
эмоций, является ощущение целостности, самостоятельности результата.
В художественном творчестве мы найдем массу иллюстраций. Гениальная
картина, симфония, поэма – целостны и самодостаточны. Они живут своей
полной жизнью и словно «отчуждены» от творца - отсюда и сравнение творения
с родившимся ребенком (и не только по признаку «мук рождения»). Сам процесс
творчества настолько связан с механизмами целостного восприятия, что можно
говорить об их организующей роли. В целостном творении гармонично
объединены все кажущиеся противоречивыми процессы работы нашего сознания.
В дальнейшем мы будем
подробно рассматривать особенности различных составляющих творческого
процесса, и начнем именно с Интуиции.
Их Величество Интуиция включается в тот момент, когда, по словам
Г. Селье, «после сознательного процесса рассуждений и
умозаключений факты не желают образовывать гармоничную картину». Это живое
«не желают» - ворота, приглашающие войти в мир творческой Игры, получая
удовольствие от ее целостности, спонтанности и осмысленной красоты результатов.
Я буду благодарна
всем читателям за присланные описания
собственных творческих интуитивных озарений, комментарии и соображения
по теме творчества. Особо интересны механизмы включения творческой интуиции
в режиме дефицита времени. Некоторые люди в этих условиях испытывают ступор
творческих возможностей – для некоторых характерна полярная реакция, и
в современных условиях она наблюдается все чаще. Специалисты в области
психологии творчества, НЛП, методик развития интеллекта через активизацию
восприятия отмечают значение фактора времени в творческом процессе. На
моих тренингах (особо отмечу «Магию Творчества»)
мы вместе исследуем возможности управления субъективным временем, и будем
рады поделиться достижениями и наблюдениями с читателями. В связи с утратой
адресной базы и информации после аварии,
я прошу всех, кто писал мне лично о соответствующих экспериментах,
повторить свои сообщения. Заранее благодарю!
Однако не существует логического пути открытия
этих элементарных законов. Единственным способом их постижения является
интуиция, которая помогает увидеть порядок, кроющийся за внешними проявлениями
различных процессов. А. Эйнштейн. ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Интуиция - это бессознательный
разум, дающий знания, минуя рассуждения и умозаключения. Это мгновенное
понимание или осознание без рационального мышления. Интуиция - это искра,
зажигающая разум, его оригинальность и изобретательность. Это вспышка,
необходимая для соединения сознательной мысли с воображением. Интуитивное
предчувствие иногда определяется как объединяющая или проясняющая идея,
которая внезапно озаряет сознание и дает решение проблемы, над которым
мы долго бились. Не случайно у древних индейцев Перу понятие "поэт"
и "изобретатель" обозначались одним словом - hamaves. Обсуждая вопрос об интуитивных предчувствиях со
своими коллегами, я выяснил, что большинство из них испытывают эти чувства
в самые неожиданные моменты - засыпая, пробуждаясь ото сна или занимаясь
чем-либо, совершенно не связанным с волнующей проблемой. В процессе упорной
работы сознания над решением проблемы ее разгадка может прийти, например,
во время прогулки, слушания оперы или чтения газеты. В то же время физическая
усталость, чувство раздражения, постороннее вмешательство или давящая
необходимость закончить работу к определенному сроку, несомненно, блокируют
интуицию. Сначала мы посредством наблюдений собираем факты,
накапливаем их в памяти, затем располагаем их в том порядке, который диктуется
рациональным мышлением. Иногда этого вполне достаточно для достижения
приемлемого решения. Но если после сознательного процесса рассуждении
и умозаключений факты не желают образовывать гармоничную картину, тогда
сознание с его укоренившейся привычкой к наведению порядка должно отойти
в сторону и дать свободу фантазии. При этом раскрепощенное воображение
управляет порождением бесчисленных более или менее случайных ассоциаций.
Они похожи на сны, и обыденный интеллект отверг бы их как явную глупость.
Но иногда одна из множества мозаичных картин, созданных фантазией из калейдоскопа
фактов, настолько приближается к реальности, что вызывает интуитивное
прозрение, которое как бы выталкивает соответствующую идею в сознание.
Другими словами, воображение - это бессознательная способность комбинировать
факты новыми способами, а интуиция - это способность переносить нужные
воображаемые образы в сознание. Творчество само по себе всегда бессознательно:
только при проверке и использовании продуктов творческой деятельности
применяется сознательный анализ. Инстинкт порождает мысли, не осознавая
способы мышления, интеллект же пользуется мыслями, но не способен их создавать.
ПРИМЕРЫ. Как
функционируют наши нервы. Отто Леви (Отто Леви (1873-1961) - австрийский
и американский физиолог и фармаколог, лауреат Нобелевской премии за 1936
г.- Прим. перев.) , один из величайших ученых-медиков
нашего времени, рассказал мне, что идея самого важного его эксперимента
пришла к нему однажды ночью, когда он внезапно проснулся. Он мгновенно
осознал необычайную важность этого видения и быстро набросал свои мысли
на клочке бумаги. Но на следующее утро, уже будучи убежден в том, что
его посетило вдохновение, он не сумел разобрать свои каракули. Как он
ни старался, он не смог вспомнить, в чем именно состояла догадка, пока
на следующую ночь снова не проснулся от такой же вспышки озарения. На
этот раз он сумел настолько мобилизоваться, что сделал достаточно разборчивую
запись, осуществив на следующий день свой знаменитый эксперимент по химической
передаче нервных импульсов. Он показал, что если перфузировать два сердца
лягушки одним и тем же раствором, то стимуляция нерва одного сердца вызывает
изменение сердечного ритма, которое передается другому сердцу через омывающую
их жидкость. Этот предельно простой и элегантный эксперимент,
столь легко созданный бессознательным разумом, открыл новую область исследований.
Возможность подобной химической передачи нервной активности и ранее предполагалась
многими учеными, в том числе и самим Леви, но никто не мог придумать подходящий
способ доказать это. Открытие инсулина. Другой интересный пример
того, как работает бессознательный разум, дает открытие антидиабетического
гормона. Поскольку я имел возможность лично обсуждать с сэром Фредериком
Бантингом (Фредерик Бантинг (1891-1941)-канадский физиолог. Исследовал
секрецию поджелудочной железы и открыл совместно с Дж. Маклеодом и др.
гормон инсулин. Нобелевская премия за 1923 г (совместно с Дж. Маклеодом).
- Прим. перев.) психологические
аспекты его открытия, мне хотелось бы детально изложить их здесь. После первой мировой войны Бантинг, вернувшись
с военной службы, занялся медицинской практикой в маленьком тогда городе
Лондоне канадской провинции Онтарио. Однажды вечером он читал статью о
дегенеративных изменениях, которые происходят в поджелудочной железе,
если ее протоки закупорены камнями. Потом он отправился спать, но долго
не мог заснуть: у него создалось интригующее, хотя и смутное впечатление,
что эти дегенеративные изменения могут помочь пролить свет на загадочную
(в то время) роль, которую поджелудочная железа играет в заболевании диабетом.
И вот около двух часов ночи идея внезапно осенила его. Он тут же записал
ее следующим образом: "Перевязать панкреатические протоки у собак.
Подождать шесть-восемь недель, чтобы произошла дегенерация. Удалить остаток
и экстрагировать". Для многих ученых чрезвычайно затруднительна отчетливо
сформулировать идею на фоне многочисленных психологических тормозов, возникающих
в состоянии полного бодрствования; в то же время в полусознательном состоянии,
перед тем как заснуть или проснуться, инстинктивно ощущаемые концепции
проявляются отчетливо и без всякого усилия. Открытие математического закона. Выдающийся французский
математик Анри Паункаре рассказывает о том, как после длительных и тщетных
усилий он совершил величайшее из своих открытий, связанное с так называемыми
автоморфными, или Фуксовыми, функциями: "Однажды вечером я выпил вопреки обыкновению
чашку черного кофе; я не мог заснуть; идеи возникали во множестве; мне
казалось, что я чувствую, как они сталкиваются между собой, пока наконец
две из них, как бы сцепившись друг с другом, не образовали устойчивого
соединения. Наутро я установил существование класса функций Фукса, а именно
тех, которые получаются из гипергеометрического ряда; мне оставалось лишь
сформулировать результаты, что отняло у меня всего несколько часов".
То обстоятельство, что столь много случаев интуитивного
озарения происходит в полудремотном состоянии,- не простое совпадение…
Кольцевая структура бензола. Немецкий химик Кекуле пытался привести в порядок свои мысли о структуре
бензола (те самые мысли, которые в итоге привели к революции в органической
химии). Предоставим слово самому Кекуле: "Это дело как-то у меня
не ладилось, ибо мой дух витал где-то в другом месте. Я повернул кресло
к камину и погрузился в дремоту. Атомы мелькали у меня перед глазами.
Их длинные ряды, переплетенные самым причудливым образом, находились в
движении, извиваясь и крутясь, как змеи. Но что это? Одна из змей ухватила
себя за хвост, и этот образ насмешливо завертелся у меня перед глазами.
Я очнулся как бы от вспышки молнии; весь остаток ночи я потратил, работая
над следствиями моей гипотезы... Давайте учиться грезить, господа!". Продолжение следует
Статья из газеты "Зеркало Санкт-Петербурга"
С прошлой осени в
нашем городе стали происходить действительно интересные события. Один
за другим состоялись обучающий семинары по танатотерапии. Их провел человек,
чье имя в мире психотерапии не просто известно - легендарно, овеяно множеством
слухов, легенд и противоречивых оценок. Владимир Баскаков. В нашей стране
он начал заниматься телесно-ориентированной психотерапией более 20 лет
назад, тогда когда само это название приводило столпов отечественной науки
в дрожь. Свой интерес к теме
смерти и умирания молодой психолог Владимир Баскаков долгое время скрывал.
Кому хочется прослыть некрофилом? Долгое время собирал информацию о традициях,
опытах, отношению к смерти в разное время у разных народов. Синтезировал
опыт всех телесно-ориентированных направлений психотерапии. Изучал точки
зрения традиционной и нетрадиционной медицины. Учился у известнейших танатологов,
разыскивал тогда еще не издаваемые у нас в стране работы Станислава Грофа,
Элизабет Кюблер Росс. (812)-252-1512, 106-1579, shubina_e@mail.ru, center@humans.ru
Шубина
Е.В."Танатотерапия (Примирение со смертью)"
Литература по танатотерапии с сайта ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ В РОССИИ
ИНСТИТУТ
ТАНАТОТЕРАПИИ (г. Москва) 5-7 апреля 2002 года обучающий семинар по ТАНАТОТЕРАПИИ!
Ведущий - Владимир БАСКАКОВ
Семинар ориентирован
на практикующих психологов, психотерапевтов, медиков, студентов медицинских
и психологических факультетов, а также всех заинтересованных в установлении
более полного и доверительного контакта с собственным телом.
Запись по тел: (812) 252-1512, 106-1579 (с 10 до 24, без вых.) e-mail: center@humans.ru СПб, ул.
Бумажная, 17
Dynamic & Systeming Learning
Интенсивный курс развития интеллекта, восприятия и скорочтения с использованием техник НЛП Москва 15-19 апреля Санкт-Петербург - 2 апреля
Предварительная запись на последующие курсы и специализированный предэкзаменационный курс для студентов и старших школьников:
В Санкт-Петербурге: Тел. (812) 550-8666, 252-15-12 Занятие 2 апреля,
19-00
В Москве: 15-19 апреля Тел: 930-62-20, 930-59-74, Московский Психологический Университет Ломоносовский пр-т, 23, вход со двора (рядом с метро "Университет") center@humans.ru, Владимир Федякин (ректор МПУ) nlp-msc@mail.ru
ИНТЕЛЛЕКТ-КЛУБ "ЛИК"
РОСКОШЬ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ
4 апреля в 19-30 центр "Другой мир" (ул. Бумажная, д.17, м. "Нарвская")
Встреча с В. К. Толкачевым, автором методик и тренинговых программ развития системного мышления, прикладного системного психоанализа, президентом МИСМ, автором книги "Роскошь системного мышления", первые девять глав которой написаны в соавторстве и под руководством профессора В.А. Ганзена.
Проводится регистрация участников Клуба для получения клубной карты(дает право на скидки при посещении тренингов и других мероприятий Центра)
Предварительная запись и сведения Тел. (812) 550-8666, 252-15-12
Р/С 40703810210101000312 К /С 3010181300000000769 В ОАО
КБ "ПЕТРО-АЭРО-БАНК"
Практический семинар-тренинг: 11-14 апреля 2002 г. Основания поддержки креативности
Креативность - это органически присущая человеку творческая сила. Она вездесуща и в любую секунду готова к действию. Она не то, что может быть когда-нибудь усвоено как знание или навык, её нельзя вычитать из книг или добиться. Она подобна удивительному цветку, о котором надо заботиться, который нужно кормить и за которым требуется уход, но который необходимо также и рассматривать, ведь без зрителя цветок, пожалуй, вовсе и не цветок, а рыба. Креативность внутренне содержится в своих основаниях, но в своём развитии всё-таки чаще всего стеснена или блокирована. И поддержка креативности должна применяться там, где прекратилось истечение творческой силы. Это означает - активировать ресурсы, открывать блокированные пути и разрабатывать новые стратегии. Центр тяжести лежит при этом на реактивации органически присущей потребности в игре и поощрении нестандартного мышления. Это часто очень трудно, так как это обычно противоречит повседневному опыту. Проблематизируется и переосмысляется привычное устройство мира. Это не может происходить без перестройки и адаптации, как самого индивида, так и его близких. И прежде чем протестовать против поддержки креативности, необходимо выяснить условия такого решения. Креативность может быть опасной, так как она ставит под вопрос и стремится к новому, т.е. изменяет. Она может быть неприятной, потому что она хочет заменить привычное, излюбленное, практичное и легко поддерживаемое ещё не известным новым. Креативность - сила, приводящая в движение. Однако не все хотят быть приведены в движение. Условием поддержки креативности в соответствии с этим является мужество позволить привести себя в движение и двигаться. Следующее условие - освобождение, т.е., продолжая ценить старое, привычное и оправдавшее себя, целенаправленно ставить его под вопрос, чтобы опробовать возможность нового способа видения и действия. Креативности ничто не свято. Она борется за то, чтобы всё снова и снова выигрывать для жизни новые стороны. Креативность есть неотъемлемая часть жизни человека. Она необходима человеку для того, чтобы не позволить жизни уснуть, чтобы человек мог всё вновь и вновь вдохновляться жизнью. Человек - это тот, кто всё вновь и вновь придаёт жизни краски и вдыхает в неё жизнь. Жизнь превращается посредством креативности в чувственное приключение. Фаусто Зоммер
Интенсивный семинар: 13-17 апреля 2002 г. Психоаналитическая
база для арт-терапии
Краткое содержание: 1. Психопатология При желании заседание балинтгруппы (в качестве завершения дня занятий). Количество участников ограничено!
E-mail:center@humans.ru ВСЕЛЕННАЯ
- СФЕРА ДРУЖЕСТВЕННАЯ! :-)
|
||||||||||
|
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||