Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Практическая психология - для вас!


Служба Рассылок Subscribe.Ru

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ДЛЯ ВАС!

 

Адрес проекта:

http://www.humans.ru/

Ведущий проекта: 

Елена Шугалей

Выпуск 20

 

Измененные состояния сознания: "Путешествие Героя" Роджер Уолш

"Квантовая психология" (Роберт Антон Уилсон)

Новые материалы сообществ по практической психологии

Герои дня - у кого и чему мы хотим учиться?

Электронный журнал "Бизнес и Психология"

Сведения о тренингах

 

"Путешествие Героя"

Роджер Уолш

 

 

"Если вы намеренно избираете меньшее, чем то, на что вы способны, то я предупреждаю вас: вы будете глубоко несчастны до конца своей жизни".

А. Мэслоу

 

Когда на Западе появился интерес к измененным состояниям сознания (ИСС), ученые тоже заинтересовались широким применением измененных состояний в религиозных практиках. Оказывается, что первой традицией, использовавшей измененные состояния сознания, был шаманизм, и современные определения шаманизма сфокусировали на них свое внимание. Если на ранних исследователей огромное впечатление произвело общение шаманов с духами, то более поздние исследователи были поражены тем, как шаманы могут контролировать себя в тех состояниях сознания, когда происходит это общение.

Сам термин происходит от тунгусского слова саман, означающего "тот, кто возбужден, движется, поднимается". Он может быть образован от древнего индейского слова, означающего "бить себя или практиковать аскетизм", или же от тунгусского глагола "знать".
Каково бы ни было его происхождение, термин шаман используется антропологами для обозначения представителей особой группы целителей в разнообразных культурах, которых иногда называли врачами, колдунами, чародеями, волшебниками, магами или ясновидящими. Все эти термины оказываются слишком размытыми для адекватного определения специфической группы целителей, соответствующих более строгому понятию шамана.

В широком понимании "единственным определяющим фактором является то, что специалист входит в ИСС в интересах своей общины". В число таких специалистов могут быть включены, например, медиумы, которые входят в транс, а потом якобы говорят от имени духов. Такое же широкое толкование шаманизма включило бы сюда любого практикующего, входящего в контролируемые измененные состояния сознания, - независимо от того, какие именно это состояния.
Более узкие определения, в свою очередь, трактуют измененные состояния исключительно как экстатические. Действительно, для Мирча Элиаде, одного из величайших религиоведов двадцатого столетия, "первое из определений этого сложного феномена - возможно, наименее рискованное - будет таким: шаманизм = техника экстаза". Здесь под экстазом понимается не столько блаженство, сколько ощущение, определяемое словарем издательства "Рэндом Хауз" как "выход за пределы своего Я, или нормального состояния, и вхождение в состояние интенсивного, усиленного чувства". Это определение экстаза особенно подходит для шаманизма. Майкл Харнер, антрополог, имеющий, пожалуй, самый богатый опыт шаманской практики, полагает, что их ключевым элементом может считаться контакт с "реальностью, которая обычно скрыта". Таким образом, он определяет шамана как "мужчину или женщину, входящих в измененное состояние сознания по собственной воле для контакта с реальностью, которая обычно скрыта, и использования ее для приобретения знаний и силы или для помощи другим людям".
Характерной чертой шаманского экстаза являются переживания "полета души", "путешествия", "опыт вне тела". В своих экстатических состояниях либо сами шаманы, либо их душа или дух летят через пространство к другим мирам, или же к отдаленным частям этого мира. Шаманизм можно определить как совокупность традиций, в которых те, кто его практикуют, добровольно входят в измененные состояния сознания и ощущают себя или свой дух путешествующим в иных пространствах и взаимодействующим с иными сущностями в интересах своей общины. В то же время это определение довольно четко и ясно отмечает различие между шаманизмом и другими традициями и практиками, так же как и всевозможными психопатологиями, с которыми его часто отождествляют. Например, священники могут проводить ритуалы, а медики могут исцелять, но они редко входят в измененные состояния; медиумы могут входить в измененные состояния, но они обычно не путешествуют; тибетские буддисты могут иногда путешествовать, но это не основная цель их практики; душевнобольные могут входить в измененные состояния сознания и встречаться с "духами", но скорее как невольные жертвы, чем добровольные создатели этих состояний.

Удивительное сходство шаманов далеких друг от друга частей света порождает вопрос о том, как это сходство стало возможным. Это наводит на мысль, что некая повторяющаяся комбинация общественных сил и природных способностей вновь и вновь вызывала к жизни и поддерживала шаманские роли, ритуалы и состояния сознания.
Свидетельство того, что человеку присуща внутренняя тенденция доступа к определенным специфическим измененным состояниям, вполне очевидно, а следовательно, они вполне могли быть заново открыты различными поколениями и культурами. Поскольку эти состояния могут быть приятными, значимыми и целительными, то, вероятно, велся их активный поиск и методы их вызывания передавались из поколения в поколение. Хотя шаманы как таковые исчезли из сложных обществ, многие из их ролей сохранились и выполняются различными специалистами (в том числе психиатрами). И все же есть одно исключение - путешествие, одна из основных характеристик шаманизма.

 

"Путешествие Героя"

Решающий вопрос для человека - конечен ли он? Это вопрос всей жизни. Когда мы знаем, что то, что действительно значимо для нас, бесконечно, тогда только мы можем подняться над тщетой интересов и целей, не важных, по своей сути.
Карл Юнг


Для людей своего племени шаманы - это фигуры, обладающие устрашающей силой, в руках которых здоровье и болезнь, жизнь и смерть. Поэтому шаманы занимают главенствующее положение в длинном ряду тех, кто поднялся над остальными, боролся, побеждал и любил так, что вызывал к себе либо благоговейный трепет, либо зависть, а нередко и то и другое вместе. Это герои человечества, люди, одержавшие победу над человеческой ограниченностью. Это воины, правители, целители, святые и мудрецы, те, кто вдохновлял, защищал, служил и просвещал, чьи жизни - памятники возможностям, скрытым в каждом из нас. Их жизни увековечены в мифах, легендах и жизнеописаниях. Простые смертные восхищаются ими и часто верят, что они больше чем просто люди, даже если сами герои не утверждали этого.
- Ты Бог? - спросили у Будды.
- Нет, - ответил он.
- Может быть, ангел?
- Нет.
- Святой?
- Нет.
- Кто же ты тогда?
- Я тот, который пробудился, - ответил Будда
Сейчас впервые в истории мы имеем доступ к описаниям героев различных времен и народов. Стало возможным сравнить и интегрировать этих необычных людей. Именно это и сделал в своей книге "Герой с тысячей лиц" Джозеф Кэмпбелл, один из выдающихся мифологов XX столетия. Кэмпбеллу удалось выделить и схематизировать определенные общие темы и жизненные этапы в "путешествии героя". Хотя существуют вариации в соответствии с культурой, историческим периодом и типом героя, достаточно четко вырисовываются также общие признаки и переломные моменты, дающие нам возможность опознать универсальные темы, лежащие в основе каждой отдельной вариации.

 

ТИПЫ ГЕРОЕВ
Кэмпбелл собрал разнообразные описания (мифы, сказки, биографии) всех типов героев (правителей, воинов, целителей, святых и богов). Из этих разнообразных источников он выделил общие этапы жизненных событий, пережитых героями. Гений Кэмпбелла состоит в том, что он сумел увидеть единство в разнообразии, общую нить, проходящую через эти многочисленные жизни, и объединить их в одну величественную историю.
Но такое величественное объединение далось ценой стирания различий между разными типами героев. Конечно, жизненные пути святого, с одной стороны, и воина, с другой, сходны, но существуют и немалые расхождения. Кэмпбелл же склонен возводить всех героев к одному трансцендентному статусу.
Тем не менее то, что дал нам Кэмпбелл, - это замечательный Горизонтальный план, прослеживающий эволюцию и жизненные этапы собирательного образа героя. К нему мы можем теперь добавить вертикальный план различных уровней, на которых могут разыгрываться жизненные цели, игры и путешествия. Вертикальный план позволяет увидеть различия между многочисленными типами героев, отделить святых от воинов, мудрецов от тех, кто стремится развить в себе новые способности. То, что мы в итоге получаем, раскрывает универсальные этапы, общие для всех героев, и в то же время позволяет распознать частное, различные типы и уровни жизненных целей и игр, типы героев. Различные типы героев отражают различные типы игр.
Слово игра немного обманчиво, поскольку оно обычно используется для обозначения чего-то тривиального и легкомысленного. Но все же за ним может стоять и нечто более серьезное, например, решение принять вызов судьбы, оттачивающий и испытывающий наши способности на пути к заветной цели. Здесь это слово употребляется именно в таком смысле.
Без игр, значимых для нас, мы чахнем от скуки и бессмыслицы. "Что людям действительно необходимо от жизни, так это не здоровье, не комфорт и не почитание, а игры, стоящие того, чтобы в них играть". Поэтому нам советуют "прежде всего искать достойную игру... Найдя ее, играйте с полной самоотдачей - так, словно вся ваша жизнь и здоровье зависят от нее (а они действительно зависят)".
Но игры играм рознь. Некоторые совершенно разрушительны как для индивида, так и для общества, независимо от того, какое бы удовлетворение ни приносили они сначала. Другие - созидательны и неоценимы как для игрока, так и для общества. В своей книге "Великая Игра" Роберт де Ропп делает проницательный анализ различных игр. Он указывает, что:
...жизненные игры отражают жизненные цели, и игры, которые люди себе выбирают, указывают не только на их тип, но и на уровень их внутреннего развития. Мы можем разделить жизненные игры на игры, связанные с какими-то конкретными объектами, и мета-игры. Объектные игры можно расценивать как игры, направленные на приобретение материальных вещей, в основном денег и того, что на них можно купить. Мета-игры нацелены на нечто не принадлежащее материальному миру, например, на знание или "спасение души".
Другими словами, цель объектных игр - конкретные вещи мира, особенно "физическая четверка": деньги, власть, секс, общественное положение. Мета-игры, напротив, более скрыты, возвышенны, утонченны. Их цель - абстрактные вещи: истина, красота, знание.
На вершине этих мета-игр де Ропп помещает Великую Игру: поиск просветления, освобождения, спасения или пробуждения. Это игра освоения и овладения вещами не внешнего, но внутреннего мира, своего разума и сознания. Ее конечная цель - глубоко познать свою природу, раствориться в ней и через свой непосредственный опыт ощутить, что она божественна. Различные традиции выражают это по-своему, но суть одна и та же. Христианство учит нас, что "Царство Божие в тебе самом", или словами святого Климента: "Тот, кто знает себя, знает Бога". Буддизм говорит: "Посмотри в себя. Ты есть Будда". Сиддха-йога говорит: "Бог обитает в тебе как ты"; а ислам - "тот, кто знает себя, знает своего Бога". Де Ропп пишет:
"Главная мысль, лежащая в основе всех великих религий, заключается в том, что человек спит, что он живет в мире грез и заблуждений, что он отсекает себя от универсального сознания, чтобы закрыться в тесной скорлупе своего Я. Выйти из этой скорлупы, вновь обрести единство с универсальным сознанием, перейти из темноты иллюзий своего Я к свету не-Я, - это было действительной целью Религиозной Игры, как определили ее великие учителя Иисус, Гаутама, Кришна, Махавира, Лао-цзы и Сократ."
Это проявление, воссоединение и просветление и есть цель Великой Игры. Хотя этой игре учили в течение веков мудрецы всех традиций, она остается во многом неправильно понятой, и, как отмечает де Ропп, она все еще остается наиболее требовательной и трудной из всех игр; в нашем обществе мало кто по-настоящему играет. Современный человек, загипнотизированный блеском своих безделушек, почти не соприкасается с собственным внутренним миром, заботится только о внешних, а не о внутренних пространствах. Великая Игра происходит полностью во внутреннем мире - бескрайней и сложной области, о которой люди знают очень мало. Цель игры - истинное пробуждение, полная реализация способностей, заложенных в человеке. В эту игру могут играть только те люди, чьи наблюдения над собой и другими привели их к определенному выводу, а именно, что обыденное состояние сознания человека, его так называемое бодрствующее состояние - это далеко не высший уровень сознания, на который он способен. Фактически, это состояние так далеко от истинного пробуждения, что оно может быть с полным правом названо формой сомнамбулизма, состоянием бодрствующего сна.
Это и есть Великая Игра, возможно наиболее глубокая из всех игр и в наименьшей мере понятая. Какое отношение это все имеет к шаманизму? Я думаю, что шаманы, в высшем своем проявлении, могли быть самыми ранними предшественниками тех, кто играл в Великую Игру. К этому мы могли бы добавить, что шаманы играли в Великую Игру в той степени и до такой глубины, на которую они были способны, принадлежа своей культуре и своему времени. Они были первыми, кто шаг за шагом исследовал и осваивал свой внутренний мир, использовал свои прозрения, образы, видения на благо своего народа.
Сказать, что шаманы были первыми игроками Великой Игры или, по крайней мере, их предшественниками, не значит представить их безупречными святыми. Судя по тому, что мы знаем об их деятельности, они могли смешивать истинные прозрения с хитростями и обманом. Но мы также и не утверждаем, как это делают многие, что техники, переживания и состояния сознания ранних шаманов были идентичны опыту святых и мудрецов, ставших их преемниками через десятки тысяч лет. Нет, Великая Игра, наверное, возникла спустя тысячелетия, отражая и закрепляя эволюцию человеческого сознания. Ранние шаманы могли быть первыми игроками Великой Игры, но их исследования сознания были ограничены эпохой, поскольку техники и понимание таких исследований пришли спустя века.
Вернемся к общим контурам жизней великих игроков этой игры, проследим путь героя, в частности путь тех героев, которые играли в Великую Игру.

 

ЭТАПЫ ПУТЕШЕСТВИЯ

Путешествие героя можно разделить на пять основных этапов: ранняя жизнь героя как более или менее обычного гражданина, зов к путешествию и пробуждению, период дисциплины и ученичества, завершение поиска и финальная фаза возвращения и вклад героя в жизнь своего общества.


ОБЫДЕННОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ
На первой стадии герой рождается и прозябает в рамках условностей общества, точно так же, как и многие из нас. Общественные убеждения, мораль и ограничения принимаются безоговорочно, как вполне естественные. Это та стадия, на которой большинство из нас остаются всю жизнь, не задаваясь никакими вопросами. Эту обусловленность ассоциируют с ослабленным, затуманенным состоянием ума. В Азии для обозначения этой ослабленности восприятия существует понятие майя - иллюзия; на Западе это описывается как всеобщий гипноз, транс консенсуса или коллективный психоз сознания. Существует тенденция не замечать эту помраченность ума, поскольку мы все ее разделяем.
Задача героя - осознать ограниченность и выйти за ее пределы. Эта задача предполагает нечто большее, чем открытая, слепая конфронтация с общественными и культурными нормами. Скорее она подразумевает признание ограничений и искажений, их иллюзорной и условной природы, а отсюда - необходимости избавиться от них и своего ограниченного "племенного", стадного" взгляда на мир. Это процесс "выхода из стада", когда человек движется от племенной, стадной к более универсальной перспективе. Такой человек больше не смотрит на жизнь сквозь призму ограниченности и предвзятости, но начинает исследовать эти искажения и исправлять их. Фактически, исправление искажений в восприятии мира и есть конечная цель героя. Прежде чем может быть достигнута эта конечная цель, должны быть выполнены многие другие задачи. Первая из них - услышать зов к поискам и откликнуться на него пробуждением ото сна.


ЗОВ К ПОИСКАМ И ПРОБУЖДЕНИЮ
На определенной стадии "дремлющий" среди условностей герой получает вызов - в его жизни наступает экзистенциальный кризис, ломающий все его привычные представления и убеждения. Это может быть собственная болезнь, как в случае с шаманом, или столкновение с чужой болезнью, как в случае с Буддой. Это может быть внезапное столкновение со смертью.
Зов к поискам и пробуждению может прийти и как толчок изнутри. Он может принять форму впечатляющего сновидения или зрительного образа, как это бывает у некоторых шаманов, либо как глубокий и искренний отклик на учение или учителя. Он может проявиться более скрыто как "божественная неудовлетворенность", охлаждение интереса к развлечениям или щемящий, мучительный вопрос о смысле жизни. В нашей культуре этот зов может принять форму экзистенциального кризиса либо кризиса середины жизни, причем более глубокие причины этого кризиса редко полностью осознаются. Но какими бы путями ни назревал этот кризис, он обличает ограниченность предвзятого мышления и восприятия жизни и зовет героя за их пределы.
Тот, кому брошен вызов, стоит перед ужасающей дилеммой. Он должен решить, отвечать на требовательный зов и устремляться в новые, неизведанные области жизни или не принимать его и отступить назад, в привычное. Тому, кто отказывается, ничего другого не остается, как попытаться подавить послание судьбы и его далеко идущие последствия. Только с помощью такого подавления не-герой может возвратить себе соблазнительный и успокоительный комфорт бессознательности и очарованности условностями, погрузиться в то, что называется "успокоением обыденностью". Такой отказ - вещь далеко не безобидная. Это основа того, что экзистенциалисты называют неподлинной жизнью или отчуждением. Шаман, отказывающийся ответить на зов, рискует физическим и умственным здоровьем, а иногда даже и жизнью. Абрахам Мэслоу определил эту дилемму еще более кратко: "Если вы намеренно избираете меньшее, чем то, на что вы способны, то я предупреждаю вас: вы будете глубоко несчастны до конца своей жизни".
Если же вызов принят, то следующий возможный шаг - это процесс самоотречения. Так как цель жизни изменилась, многое из того, что казалось ценным, таковым больше не является; теперь с этим было бы вполне уместно расстаться. Если кто-либо покидает семью или дом, чтобы найти учителя, тогда общественное положение и предметы обладания могут показаться скорее помехой, чем благом. Многие из духовных героев - Иисус, Будда, Махавира, Шанкара - странствовали в неустанных поисках пробуждения, оставив дом, имущество, положение и даже семью. Другие, включая шаманов, могут отказаться от положения и имущества временно, возвращая их себе по завершении поиска.


ДИСЦИПЛИНА И УЧЕНИЧЕСТВО
Дальше начинается фаза дисциплины и ученичества. Для нее очень существенен учитель, и потому за самоотречением может последовать поиск учителя. Иногда учителем может быть и внутренний гид, гуру или дух. Это особенно характерно для шаманов. Часто более важен внешний учитель, и тогда, как указывает де Ропп, "...будущий игрок Великой Игры сталкивается с рядом наиболее тяжких испытаний в своих поисках. Он должен найти учителя, который не был бы ни глупцом, ни мошенником, и убедить его, что он, будущий ученик, достоин ученичества. Его будущее развитие во многом зависит от мастерства учителя."
Когда учитель найден, начинается этап дисциплины и ученичества. Он может принять многие формы и включать физические, психологические, созерцательные и общественные дисциплины, иногда необычайно строгие и суровые.
Физические дисциплины могут предполагать такие вещи, как изменение диеты и пост, лишение сна, физическое истощение и испытание сильным холодом и жарой. Созерцательные практики могут включать медитацию, йогу, ритуалы или молитву, часто сочетаемые с покоем и уединением. Общественные дисциплины могут потребовать беззаветного служения всем, с кем ученик сталкивается на своем пути, чтобы достичь скромности и смирения.
Независимо от метода, цель всегда одна и та же: тренировать свой ум таким образом, чтобы исключить из него, страсти - жадность, ненависть и страх; усилить такие качества, как воля, сосредоточенность и мудрость; культивировать чувства любви, сострадания и радости. Трудно вообразить себе то рвение, с которым некоторые ученики осваивали эти дисциплины. Длительное голодание, испытание поистине арктическими холодами и бодрствование" сутками были обычной платой более аскетичных игроков за участие в Великой Игре. Иногда случалось так, что некоторые настойчивые, но неудачливые игроки умирали от голода либо замерзали.


КУЛЬМИНАЦИЯ ПОИСКА
Для многих удачливых игроков годы ученичества заканчиваются прорывом, который круто меняет их восприятие мира. Это могут быть видения, прозрения и понимание опыта смерти и возрождения. Это может выражаться в просветлении, сатори и освобождении, или чувстве единения с Богом, Всеобщим, Дао.
Любой термин, употребляемый для описания этого опыта, явно неадекватен. Ввиду того что его вообще невозможно выразить, употребляют обычно такие понятия, как невыразимый, возвышенный, за пределами мира, слов, описаний и вообще любой мысли. Для игроков Великой Игры такие переживания являются и целью, и высшим смыслом существования.
Это не значит, что все формы самореализации равноценны. Скорее, наряду с существованием так называемого трансцендентального единства религий существуют также и значительные различия в типе и глубине реализации в зависимости от религии.


ВОЗВРАЩЕНИЕ И СЛУЖЕНИЕ
Когда поиск завершен, тогда ищущий становится знающим, ученик - учителем, ученый - мудрецом. Но прежде чем путешествие можно будет считать законченным, нужно пройти еще одну стадию - возвращения и служения. Ответы на вопросы найдены, но беспорядок и смятение мира требуют объяснения; избавление от страданий достигнуто, но боль и горе мира молят об исцелении; эгоцентрические мотивы устранены, и потребность служить обществу становится основной и непреодолимой. Герой пускается в обратный путь. Сначала он отвернулся от общества, чтобы заглянуть в глубины своего я; теперь же он возвращается в мир к людям.
Существует много метафор этого возвращения. В притче Платона герой после побега из пещеры возвращается, чтобы помочь спастись другим. В дзен просветленный "приходит на рыночную площадь, предлагая людям руку помощи". В шаманизме неофиты сперва приручают духов, а затем заставляют их служить на благо своего племени. Для христианских мистиков это возвращение - финальная стадия "духовного единения" с Богом, "зрелости души". После того как мистик сливается с Богом в божественной любви, такое единение приносит плоды всему человечеству: мистик возвращается в мир, чтобы исцелять и помогать. В своем классическом труде о христианском мистицизме Эвелин Андерхил описывает, как закончивший свои поиски мистик "...принимает боль и ответственность вместо былого любовного восторга и становится источником, "родителем" свежей духовной жизни... В этом и заключается смысл того редкого финального этапа эволюции великих мистиков, на котором они возвращаются в покинутый ими когда-то мир, где они продолжают жить, являясь средоточием трансцендентальной энергии..."
Уединение в пустынном месте является существенной частью мистического обучения. Но, придав своей внутренней жизни трансцендентный статус единства с Источником - не просто как временного экстатического переживания, а как постоянного состояния души, - мистики были вынуждены отказываться от одиночества и возобновлять в той или иной форме контакты с миром, чтобы стать проводниками, через которых та Жизнь перетекала бы в других людей. Уйти в горы и спуститься в мир посланником - таков путь лучших друзей человечества.
Возвращение в пещеру, или зрелость души, является финальной стадией жизненного цикла, который историком Арнольдом Тойнби был назван "уходом и возвращением". Цикл был общим для всех, кто оказал наиболее благотворное влияние на историю человечества. Такие люди живут в обоих мирах, внутреннем и внешнем, трансцендентальном и повседневном. Они имеют доступ к трансцендентальным глубинам, но стремятся преобразовать их и сделать доступными для внешнего мира.
Таким образом, мы кратко обрисовали контуры одной из форм путешествия героя. Это путешествие совершалось в бесчисленных вариациях в течение многих столетий во всех культурах. Величайшие из игравших в эту игру - святые и мудрецы - достигли наиболее полной реализации человеческого потенциала и оказали самое глубокое влияние на историю человечества. Так, по крайней мере, утверждали историк Тойнби, философы Бергсон, Шопенгауэр и Ницше, а также психологи Джеймс, Мэслоу и Уилбер.
Конечно же, духовный путь героя может быть и менее драматичным. Многие отправляются в путь, но лишь немногие достигают великих вершин. И не всегда путешествие представляет собой один большой цикл ухода и возвращения. Оно вполне может состоять из серии кругов, подобно спирали, в которой герой возвращается снова и снова, но каждый раз достигая более высокой перспективы. Такое путешествие поэтому не походит на путь великих святых и мудрецов, но оно доступно в той или иной мере всем нам в зависимости от степени искренности мотивов, побуждающих нас предпринимать его.

 

Полный текст статьи "КТО ТАКОЙ ШАМАН?" >>>

 

Квантовая психология


Роберт Антон Уилсон

Квантовая психология

Как работа Вашего мозга
программирует Вас и Ваш мир

Оглавление



[ Заказать на «о3оне» ]
» Введение
» Вместо предисловия
» Часть первая. Как мы знаем, что мы знаем, если мы знаем что-то?
    · Глава первая. Притча о притче
    · Глава вторая. Проблема «Глубокой реальности»
    · Глава третья. Дуальность «муж-жена» и «волна-частица»
    · Глава четвёртая. Наши «я» и наши «вселенные»
    · Глава пятая. Сколько у нас голов?
    · Глава шестая. От умозаключения к культу инструментов
    · Глава седьмая. Странные Петли и бесконечный регресс
» Часть вторая. Поговорим о том, о чем невозможно говорить
    · Глава восьмая. Квантовая логика
    · Глава девятая. Джордж Карлин и официальная история
    · Глава десятая. Зажравшаяся собака и город с двумя названиями
    · Глава одиннадцатая. Что равняется вселенной?
    · Глава двенадцатая. Создание туннелей реальности
    · Глава тринадцатая. Стандартный язык и язык-прим
» Часть третья. Вселенная, создаваемая наблюдателем
    · Глава четырнадцатая. Крестьянин и вор
    · Глава пятнадцатая. Психосоматическая энергия
    · Глава шестнадцатая. Ледяная Луна
    · Глава семнадцатая. Секреты некоторых «чудес»
» Часть четвёртая. Кот Шрёдингера и Мышь Эйнштейна
    · Глава восемнадцатая. Множественные «я» и информационные системы
    · Глава девятнадцатая. Множественные вселенные
    · Глава двадцатая. Создатели звезд?
    · Глава двадцать первая. Друг Вигнера, или Детективная история
» Часть пятая. Нелокальная личность
    · Глава двадцать вторая. Скрытые переменные и невидимый мир
    · Глава двадцать третья. Квантовый футуризм

[ »»» Дальше ««« ]

[ Оглавление | Введение | Части: 0 1 2 3 4 5 | Обсудить в форуме ]

 

Новые материалы сообществ по практической психологии

Р. Дилтс "МЕДИТАЦИЯ О ЛЮБВИ"


Наши жизни формируются любовью и теми, кого мы любим. Возможно, сегодня мы добились более глубокого понимания того, что выражено словами "любить ближнего своего, как самого себя"... Когда придет время, для вас все изменится и случится то, о чем вы и помыслить не могли, — "вам останется лишь быть совершенно безупречным в самом себе", как сказал Дон Хуан Карлоса Кастанеды. Вспомните на мгновение о чувстве любви, любви чистой, любви без границ, любви без меры, о той любви, что ничего не просит и ничего не предлагает взамен, о любви, которая просто есть.

Начните видеть эту любовь как чистый сияющий свет. Позвольте ему стать ярче и сиять внутри и вокруг вас. Затем возьмите этот свет и превратите его в сверкающую серебряную нить... Это нить, которую вы можете протянуть к какому угодно количеству людей, нить, которая никогда не рвется, нить, в которой никогда не кончается свет. Поэтому, когда вы видите себя сидящим здесь, вы можете видеть, что к вашему сердцу подходит столько нитей, сколько людей вы встречаете... >>>

 

М. Щербаков "Кризис психологии и универсальная модель сознания"


Возможности структурно-эволюционного подхода. "Современный этап развития психологии личности выдвигает ряд кардинальных задач по научному и методологическому осмыслению сформировавшихся подходов и поиску новых принципиальных идей, интегрирующие различные научные направления. В известном смысле можно утверждать, что психология личности переживает своеобразный "кризис роста", подобный кризису физики в начале XX века. На наш взгляд разрешение этого кризиса связано не столько с поиском новых фактов или закономерностей, сколько с новыми методологическими подходами и новым уровнем осмысления сознания человека, как целостной системы." >>>


Материалы Института Развития Личности

 

Р.Х. БЛИС «Что такое дзэн?»

 

Что такое дзэн? Дзэн - несимволизация мира и всех вещей в нем. Учителя дзэн, конечно же, употребляют метафоры и аналогии, употребляют даже символы, но они не должны восприниматься серьезно. Одна вещь не означает другую. Прежде всего, мы не должны искать значения вещей вне их самих. Человек подчиняется причинно-следственным законам так же, как существа, пребывающие на самой низкой ступени эволюции. Камень так же свободен, как и серафим. Когда идет дождь - с небосвода проливается кровь Христа. Дзэн означает, что свободу нужно создавать; нас создает все, что есть вовне и внутри нас.

Здесь говорится или свидетельствуется о том состоянии ума, где нет разделения на "я" и "не-я". Отношение "Я" к универсуму не представляет собой интеллектуальную или эмоциональную проблему, поскольку "я есть это". Нет добра и зла, истинного и неистинного, прекрасного и отвратительного.

Истина - это творение, а не открытие.

 

Если твои уши видят,

А твои глаза слышат

Нет сомнения, что будешь любоваться -

Ах, как естественно падают капли дождя

с края навеса!

 

Сознание, Будда,

живые существа -

это не три

различные вещи.

 

Аватамсака (Кегонокио) Сутра

 

Полный текст статьи >>>

 

Герои дня

 

Ниже мы публикуем опрос электронного журнала "Бизнес и Психология".

Журнал предлагает актуальные материалы и приглашает к широкой дискуссии.

Тема успешности тех или иных лидеров во многих СМИ зачастую рассматривается с показательной тенденцией: "Тут не очень важно позитивно или негативно окрашена эта известность. Главное оказаться победителем. А иначе вас ждет путь вниз." Интересные метамодельные (термин НЛП) вопросы: Кого "вас"? Победителем в Чем? Зачем? Победителей с Кем? Надолго и на сколько? Что именно нам предлагается? Ох, простите, там внизу почти все указано, в том числе: "продажа себя"... Видимо, оптом :-). Со скидкой за испорченную экологическую обстановку, в первую очередь социокультурную. И без учета последствий отсроченной во времени обратной связи. Конечно, бизнес-процессы имеют свои системные обоснования и завершения. Рейтинги - демонстративная процедура. С точки зрения социальной психологии интересны изменения системы критериев эффективности признаваемых обществом лидеров, представлений о функциях лидера и оценки результатов его деятельности во времени - в том числе и изменение позиций СМИ. С точки зрения психологии индивидуума интересна взаимозависимость между личными уникальными способностями, несомненной продуктивностью и социальным запросом "Злобы дня"... Интересны общие закономерности и повышенной самомотивации, и того же планирования времени - на какие дела, включая обдумывание своих поступков, слов и их последствий, мы тратим больше всего времени? И Как именно мы думаем, в каких рамках? DIMOSTRAZIONE и CURIOSITA (Леонардо да Винчи).

Удивительная перекличка с темой "Пути Героя"...

А все же, кого Вы могли бы предложить в качестве "своего Героя"? Может быть, это неизвестная личность, незаметная и имеющая особые критерии того, что называют Успехом? Как, например, древний шаман или подвижник, благо Рода считающий своей личной целью? Или сельская учительница, полагающая, что лучшее применение ее скудной зарплате - покупка книг для опустевших библиотек, которые еще очень не скоро заменят повсеместные компьютерные классы, а если и заменят - Кто, Чему, Как и Зачем будет в них учиться? Или специалист, художник, творец, мастер своего дела, бизнесмен-меценат, просто человек, нашедший "золотую середину"? У кого мы можем поучиться "разумному, доброму, вечному"? Может быть, мы Cо-Обща создадим отдельную рубрику, посвященную обсуждению таких черт Лидера, которые изо дня в день формируют Успех Будущего уже в настоящем?

Пишите нам и в журнал "Бизнес и Психология" :-)

Елена Шугалей

 

О Герое

 

Электронный журнал

"Бизнес и Психология" свежий #

Вам интересно узнать стратегии успеха?

Интересна ли Вам технология успеха?

Чубайс А.Б. (РАО "ЕЭС России")
Фридман М.М.(консорциум "Альфа-групп")
Алекперов В.Ю. ("ЛУКОЙЛ")
Абрамович Р.А. ("Сибнефть", "Русский алюминий")
Березовский Б.А. (портфельный инвестор)
Ходорковский М.Б. (ЮКОС)
Авен П.О. (Альфа-банк)
Потанин В.O. (Группа "Интеррос")
Бендукидзе К.А. (Объединенные машиностроительные заводы)
Дерипаска О.В. ("Сибирский алюминий", "Русский алюминий")

Рейтинг успеха

Из 50 приведенных кандидатур рейтинга Агентства экономических новостей и "Независимой газеты" читателями нашего журнала был сделан свой выбор. Он не слишком непредсказуем. В начале списка фигурируют одни и те же фамилии. Но есть и характерная тенденция. Очевидно, что речь идет об известности. Наиболее успешными видятся люди сделавшие свое имя говорящим само за себя. И тут не очень важно позитивно или негативно окрашена эта известность. Главное оказаться победителем. А иначе вас ждет путь вниз. Какими бы выдающимися не были ваши прошлые заслуги. Вы, правда, можете не соглашаться и предлагать своего героя. Или уточнить, какие составляющие успеха данных персон вас интересуют. Являются ли для вас более важным узнать стратегии личной эффективности известных бизнесменов (планирование времени, мотивация себя и т.д.) или же в цикле статей посвященном нашим героям вам хотелось бы больше узнать про их бизнес-стратегии (продажа себя, реклама и т.д.)
Пишите.

 

 

 

Сведения о тренингах

 

Интенсивный курс развития интеллекта, восприятия и скорочтения
Центра Динамического и Системного Обучения (г. Санкт-Петербург).


Интенсивная программа для желающих повысить свой интеллектуальный потенциал, расширить возможности памяти и восприятия, овладеть техниками скорочтения. Формирует навыки эффективного взаимодействия с потоком информации любого объема. Особое внимание уделяется техникам концентрации внимания, работе со смысловыми структурами и активизации интеллектуальных процессов.
Ведущий - директор Центра, автор методик Шугалей Елена Викторовна.
Программы тренингов:
http://www.humans.ru/humans/65230
http://www.humans.ru/humans/30653
http://www.humans.ru/humans/30670
Запись и сведения по телефону (812)-550-8666

email: center@humans.ru; elena@humans.ru
Во Владивостоке: syntone99@mail.ru

Центр объявляет набор на интерактивные тренинги
"Интенсивный курс развития интеллекта и скорочтения online"

"Магия Творчества"
Тренинг посвящен развитию наших творческих способностей, построению эффективных интеллектуальных моделей и умению воспитывать в себе качества творческой личности с использованием примеров из стратегий признанных Мастеров.

и другие онлайновые тренинги - сведения http://www.humans.ru/humans/h_courses

 

Тренинги

"Мастерство Коммуникации-1"

Ведущий: Любимов Александр

С 29 октября. 29-го - демонстрационное занятие в центре "Магистр" на Тульской в 19.00
Тренинг: 19.00 – 23.00 по понедельникам, 8 занятий

 

Мастерство коммуникации-2

С 13 ноября, по вторникам, 19.00 – 23.00, 8 занятий

 

«Работа с аудиторией»
Ведущие: Любимов Александр, Катюхина Мария

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТРЕНИНГА - Среда, 31 октября, Тульская, 19.00

ТРЕНИНГ- 10 - 11 ноября

 

Дополнительные сведения о тренингах >>>

 

ВСЕЛЕННАЯ - СФЕРА ДРУЖЕСТВЕННАЯ! :-)

Рассылки проекта http://www.humans.ru/

 

Возврат в начало

 


Почтовый ящик проекта: center@humans.ru

elena@humans.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное