Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тайны и открытия

  Все выпуски  

Тайны и открытия Выпуск № 62 'О красках и цветах'


Информационный Канал Subscribe.Ru

ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ Выпуск No 62
4-10 августа 2003 г.
Рассылка о новых открытиях, достижениях, сенсационных теориях

Здравствуйте!

Мальчику Ярославу Ясакову было полтора месяца, когда вместо погремушки ему дали маркер и бумагу. Когда младенцу исполнилось три месяца, в Оренбурге уже устроили выставку из 20 его "картин". Чуть позже -- вторую выставку, через полгода -- третью, уже с живописными каляками. Ребенок попал в Книгу рекордов Гиннесса, как самый юный в мире художник.
Ярославу краски подсунула мама-художница. Но кто дал понять самому первому человеку, "испортившему" чистую стенку своей пещеры, что можно отразить мир в разноцветных штрихах?



"Цвет -- это клавиша, глаз -- молоточек, душа -- многострунный рояль..."

Профессоры кислых щей
Краски стали известны человеку тысячи лет назад. Первыми были черный уголь, желтая охра и красная глина, разведенные жиром животных или слюной. Зеленые растения всегда были рядом с человеком, но почему-то никаких следов зеленого на стенах пещер не сохранилось.

К черной, желтой и красной палитре первобытных древние греки добавили всего лишь один цвет -- белый. Но и эти четыре цвета позволяли создавать выразительные полотна. Считают, что Тициан когда-то сказал: "Кто хочет сделаться живописцем, не должен знать больше, как три краски, белую, черную и красную".

С тех пор принципиально ничего не изменилось. Краска -- это пигмент, красящее вещество, плюс его растворитель. Разве что и первый, и последний теперь научились делать в лабораториях, создавая настоящие шедевры химической инженерии.

Природные пигменты получают из растений, моллюсков, червяков, неорганические -- из минералов. До сих пор в карьерах или на поверхности добывают земляные красители, которые названы по месту их первого обнаружения: сиена натуральная, умбра натуральная, феодосийская коричневая, гутанкарская фиолетовая, берлинская лазурь...

Первые искусственные пигменты научились получать давным-давно: свинцовые белила, например. Или ярь-медянку: "Возьми молока кислого... и положи его в медный сосуд. Да медным прикрой, да туда же положи всяких медных крох и листу веничного или трав всяких зеленых, а держать все месяц, а смотреть в месяц четыре раза и размешивать, чтобы зелено было, а держать в тепле на печи, а сушить исподволь в тепле же" (16 век).

Способы изготовления красок были секретной информацией и передавались от отца к сыну. Кое-где на Руси, например, лазурит выдерживали в кислых щах 2-4 дня, а золотой цвет получали, смешивая шафран и щучью желчь. Такие странные краски иногда используют и сегодня при реставрации старинных икон.

Вплоть до начала 19 века каждый художник сам смешивал себе краски. С этого начинался каждый день творца, потому что вчерашняя краска за ночь затвердевала. Только во времена индустриальной революции штампование красок поставили на поток. Но и сегодня в Венеции и не только любой желающий может прийти в специальный магазин, купить себе пигментов из мешочка и заварить их по-своему.
А в нашей палитре сегодня -- три цвета.

Синий
Пещерные люди видели синее небо, но не знали синей краски: найти природные вещества для ее изготовления было непросто. Египтяне научились делать синюю краску сами, но потом их рецепт был забыт. Выбор цвета в Средние века был скорее вопросом денег, чем вкуса. Очень дорогим синим пигментом считался ультрамарин: в Возрождение он стоил дороже золота. Им писали одежды Христа и Марии, а Леонардо да Винчи использовал ультрамарин только в тех случаях, когда на этом настаивал заказчик.

В отличие от дорогого ультрамарина пигмент из растения вайды семейства крестоцветных был доступным. Листья вайды заливали мочой и добавляли спирт, а лучшим раствором для "заквашивания" листьев считалась моча пьяного человека. Куски ткани помещали в ванну с природной жидкостью в воскресный полдень, и под действием воздуха они потихоньку синели. Утром в понедельник похмельные красильщики валялись вокруг ванн -- они подарили немецкому языку живописное выражение "синий понедельник", понедельник, в который можно не работать, и еще одно значение глагола "посинеть" -- "напиться".

После того как Васко да Гама нашел морской путь в Индию в 1498-м и привез в Европу краску из растения индиго, бизнес красильщиков оказался под угрозой. Потому немецкий король в 1654-м объявил индиго "дьявольской краской". Пользоваться ей было запрещено вплоть до смертной казни. По легенде, индиго получали из мифической рыбы алузен, которая вобрала в себя все краски моря и выплывает к поверхности раз в 70 лет.

Но окрашенные индиго ткани были ярче и красивей (в них, например, наряжалась французская знать, в то время как скучный обычный синий был цветом слуг), и в конце концов краску легализовали. А в конце 19 века был изобретен ее синтетический аналог.
Другой синий, "прусский голубой", изобрели в начале 18-го в Берлине. В России бытовало его другое название -- "берлинская лазурь".

Красный
В древности, чтобы получить красный пигмент из натуральных источников, нужно было как следует повозиться: собирать морских улиток или кошениль -- насекомых-тлей, самки которых ярко-красного цвета (в России этих высушенных созданий называли "канцелярским семенем"). Потому в Риме красную или пурпурную тогу мог носить только император. В Средние века носить красные костюмы тоже было привилегией знати. Но со временем развитие сложных техник получения красного сделало его доступным. В 19 веке уже целые армии оделись в красные мундиры.

Красный -- самый любимый цвет алхимиков. Приготовление киновари (сульфид ртути) из серы и ртути было разработано ими в деталях. Киноварь была первым шагом к изготовлению философского камня, который, грезили алхимики, превратит дешевые металлы в золото. Потому сам камень иногда звали "Красным львом" или "Великой красной водой".

Желтый
В знаменитой пещере Ласко, "музее" наскальной живописи, которой 17 тысяч лет, древние художники уже использовали желтые пигменты из охры.
Другой известный источник желтого -- шафран. 8000 цветков давали около 100 г сушеного волокна, из которого выделяли пигмент. Им не только рисовали картины, но и закрашивали косметику, вина, рис, в Риме добавляли в ванны.

Индийский желтый ввезли в Индию из Персии в 15 веке. Художник-любитель Роджер Дьюхарст в 1786-м писал друзьям, что это органическое вещество получают из мочи животных, которых кормят куркумой. Так это или нет, точно не знал никто. И через несколько лет один из лондонских журналов решил устроить собственное расследование. Журналист приехал в Калькутту и нашел группу скотовладельцев, которые держали коров на диете из листьев манго и воды. Действительно, их моча была ярко-желтого цвета. Позже в Индии запретили производство такого пигмента за издевательство над коровами.

Софья АЛЕКСАНДРОВА


Ляжка испуганной Машки
Словарик необычных названий цветов

Человек, для которого русский язык родной, знает примерно 30-40 цветовых слов. В словарях их около сотни. Но на самом деле гораздо больше, и многие можно встретить только у классиков. Значения "цветных" слов забываются и путаются, потому в нашем словарике вы встретите и противоречивые толкования. А может, вам известны и другие слова для обозначения цвета? Присылайте те, которые знаете только вы.

Аделаида -- красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева и Достоевского.
Адского пламени -- лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.
Бедра испуганной нимфы -- оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский -- "ляжкой испуганной Машки".
Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc -- белый), -- кремовый оттенок белого.
Блокитный -- сине-голубой.
Бусый -- темный голубо-серый или серо-голубой.
Вайдовый -- синий.
Вердепешевый -- желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).
Винный -- желтовато-красный.
Влюбленной жабы -- зеленовато-серый.
Вощаный -- цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.
Гавана -- серый с оттенком коричневого.
Гаити -- или розовый, или ярко-синий.
Гороховый -- серый или грязно-желтый.
Гортензия -- нежно-розовый.
Гридеперливый -- жемчужный оттенок серого.
Гусиного помета -- желто-зеленый с коричневым отливом.
Дети Эдуарда -- оттенок розового.
Дикий -- серый.
Жандарм -- оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.
Жирафовый -- желто-коричневый.
Жонкилевый -- цвет нарцисса.
Зекрый -- темный, светло-синий, сизый.
Испуганной мыши -- оттенок серого.
Иудина дерева -- ярко-розовый.
Камелопардовый -- желтовато-коричневый.
КашУ -- синий, или ярко-красный, или табачный.
Кубовый -- синий, от названия растения куб (оно же -- индиго).
Куропаткины глаза -- светло-красный.
Лани (от названия животного) -- желтовато-коричневый.
Лягушки в обмороке -- светлый серо-зеленый.
Маджента -- ярко-красный.
Маренго -- черно-серый. Именно такого цвета были брюки Наполеона, который со своей армией в 1800-м разгромил австрийские войска в итальянском местечке Маренго.
Маркизы Помпадур -- оттенок розового.
Массака -- темно-красный с синим отливом.
Медвежий (он же медвежьего ушка) -- темно-каштановый оттенок коричневого.
Московского пожара -- похож на цвет давленой брусники.
Накаратовый -- оттенок красного, "жаркий".
Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) -- модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м.
Палевый -- розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille -- "солома".
Парижской грязи -- грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье "Картины Парижа".
Парнасской розы -- оттенок розового с фиолетовым отливом.
Паука, замышляющего преступление, -- темный оттенок серого.
Последний вздох жако -- желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.
Плавый -- светло-желтый.
Прюнелевый -- оттенок черного, цвет спелой тутовой ягоды.
Пюсовый -- бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи -- от французского puce -- "блоха". (Были также оттенки "блоха в обмороке", "блошиное брюшко" и -- врут, наверное, -- цвет "блохи в родильной горячке".)
Сизый -- цвет голубя, после просто синий.
Силковый -- голубой, васильковый.
Сине-алый -- темно-фиолетовый.
Синетный -- церковное слово, означающее "сплошь синий".
Синявый -- с синим отливом.
Смурый -- коричневый оттенок серого, грязно-серый.
Соловый -- серый. По этому цвету назван соловей.
Сольферино -- ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войне.
Сомо -- розовато-желтый. Встречается в "Войне и мире".
Сюрприз дофина. Он же -- цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обкаканных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними "оскандалился".
Танго -- оранжевый с коричневым оттенком.
Таусинный -- синий, от слова "павлин".
Фисташковый -- грязновато-зеленый.
Фрез -- цвет раздавленной земляники.
Шарлах -- ярко-красный.
Шмальтовый -- голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).
Яхонтовый -- красный, фиолетовый или темно-голубой.


Не ждите принца на белом коне!

Принца на белом коне не бывает. Потому что не бывает белых коней, разве что какие-нибудь альбиносы с красными глазами. Ту лошадь, которая кажется нам белой, специалисты относят к светло-серой или серой масти.
Масть складывается из цвета туловища коня, гривы и хвоста.
Основные:
Серая -- все серое (то бишь белое...)
Вороная -- все черное
Гнедая -- коричнево-рыжее туловище + черные хвост и грива
Рыжая -- все рыжее
Подмастки:
Соловая -- песочное туловище + белые грива и хвост
Буланая -- песочное туловище + черные грива и хвост

В словах для мастей собак выделяются определения окраса борзых:
Половый -- палевый
Бурматный -- темно-палевый
Муругий -- красный с темной остью (морда у собаки при этом должна быть черной; вообще чернота морды борзой зовется "мазуриной")
Чубарый -- палевый, красный или серый с темными полосами.


Пингелапцы ловят рыбу по ночам
Цветные факты

* У индейцев майя восток был красным, север -- белым, запад -- черным, юг -- желтым. А в Древнем Китае восток -- синим, север -- черным, запад -- белым, юг -- красным.
* Дальтонизм -- это частичная цветовая слепота (впервые описан в конце ХVIII в. Дж. Дальтоном, который сам страдал этим недугом), которая встречается у 8% мужчин и 0,5% женщин. У дальтоников нарушаются функции одного из трех элементов сетчатки. Один из элементов воспринимает красный, другой -- зеленый, третий -- фиолетовый цвета. Смешение дает всю палитру.
* Антропологи Брент Берлин и Пол Кей еще в 60-е вывели теорию, что в любом языке есть всего 11 основных названий цветов. А в русском их 12 -- добавлен голубой.
* Любимым цветом Наполеона был зеленый. А Кандинскому зеленый не нравился. "Зеленый похож на толстую неподвижную корову, которая может только жевать и смотреть на мир своими тупыми и скучными глазами".
* Говорят, что Айвазовский работал в комнате, окрашенной в красный цвет, -- это стимулировало его творчество.
* Из всех цветов красный признан самым "тяжелым" по весу, а белый -- "легким". Чем тяжелее цвет, в который окрашена фигура, тем меньше кажется ее размер. Потому на флагах французских кораблей соотношение полос -- 33:30:37 (синий, белый, красный).
* Серый прежде всего цвет пепла и праха. Но психологи считают, что любовь к серому -- признак того, что человек стремится к защищенности. Серый успокаивает -- не случайно он был любимым цветом легкой промышленности СССР.
* Помимо дальтонизма, существует ахроматопсия -- наследственная болезнь, при которой человек вообще видит весь мир черно-белым. На одном из тихоокеанских атоллов в Микронезии, Пингелапе, живет целая популяция таких людей (в урагане 1775 года выжило всего 20 пингелапцев, и один из них передал свою наследственную ахроматопсию своим потомкам, 6% всего современного населения атолла). Кроме того, что островитяне живут в черно-белом мире, они имеют очень слабое зрение, не могут читать и выполнять кропотливую работу и не переносят яркого солнечного света. Потому единственное возможное для них занятие -- ночная рыбалка.
* Посуда и интерьер красного цвета возбуждают аппетит. Хотите похудеть -- ешьте с синих тарелок.
* "Голубой", как определение гомосексуалиста, возможно, связано со сленговым значением слова "blue" -- "непристойный" или "blue ribbon" (дословно "голубая лента") -- пассивный гомосексуалист. "Розовый" -- предположительно от розового цвета лент для новорожденной девочки.
* Красный -- это первый цвет, который различают после рождения дети и, выздоравливая, люди с травмами мозга, временно потерявшие цветовое зрение.
* В ужасном рассказе "Сердца королей" Ганса Эверса, немецкого писателя начала ХХ века, художник пишет картины красками, которые сделаны из пепла сожженных сердец.
* За распознавание цвета отвечает правое полушарие мозга, а за его называние -- левое. Один и тот же цвет кто-то считает синим, кто-то -- зеленым, а кто-то -- цветом морской волны.
* Описывая цвета, мужчины в лучшем случае используют дополнения вроде "бледно-" или "ярко-". Женщины же употребляют "красивые" слова вроде "лазоревый", "багряный" или той же "испуганной нимфы".
* В Средние века безумцу ставили на голову красного петуха.
* Римский-Корсаков считал, что музыкальные тональности окрашены в разные цвета: до мажор -- белый, ре мажор -- желтый, ми мажор -- синий, фа мажор -- зеленый.
* Синий или голубой цвет на российском флаге? Если подходить с общемировой точки зрения, то обычным для флага считается синий -- символ свободы и объединения. Если же принять, что три полосы олицетворяют три славянских народа, то средняя полоса, конечно, голубая (украинцы).
* Цвет тела в живописи называется инкарнатом. Для изображения человеческой кожи существуют особые живописные приемы, например, многослойное наложение красок. Эти приемы зовутся общим словом "карнация".
* В Африке есть племена, которые не различают красный и оранжевый.
* Откуда у аристократов появилась "голубая кровь"? Возможно, от распространенной в Средние века среди благородных французов клятвы "кровью Бога" -- слово "Бог" из сакральных соображений заменялось словом "голубой".
* Зеленый успокаивает. В Средние века врачеватели говорили, что четыре действия рождают чудо: пей мед, смотри на воду, на зеленый цвет и красивое лицо. Синий успокаивает тоже. Будете психовать -- возьмите стакан воды, поставьте на лист синей бумаги, посидите 10 минут, глядя на воду, а потом выпейте ее медленными глотками. Красный, наоборот, стимулирует обмен, работу мышц и нервную систему, ускоряет все жизненные процессы. В экспериментах рабочие покидали красный изнутри туалет быстрее, чем синий. Штангист, который надевает красные очки, берет больший вес.
* Еще в "Сирано де Бержераке" Ростан высмеивает модников, которые по-идиотски называют цвет своей одежды, например, "поцелуй меня, Лизетта" или "живот лани". Мода эта жива и процветает: ни один из современных видов дорогой губной помады или автомобильной эмали в простоте не назовут. И появляются вместо красного и розового "аврора", "розовый шепот", "дыхание пустыни" и "волосы русалки".
* Возможно, окрашивание телефонных будок в красный цвет было рассчитано на то, чтобы человек быстрее прервал разговор: из красного помещения, замечают психологи, люди стремятся выбраться как можно скорее.
* Египетские иероглифы -- единственная в мире письменность, в которой имел значение цвет. Например, слово "женщина" писали желтым, а бранные слова -- красным.

В этой рассылке использованы материалы из еженедельной газеты "kоMоk", электронную версию которой можно найти по адресу
www.komok.ru

Другие наши рассылки

ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА ::.
В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

ЛОПЕС И АФФЛЕК ПРОЛЕТЕЛИ
Как и Анджелина Джоли

ВОЛНУЮЩАЯ ИСТОРИЯ СУХАРЯ
Старый добрый Голливуд

ГНОЙНАЯ ФАНТАЗИЯ РОБА ЗОМБИ
Весь этот трэш

ПОСМОТРИТЕ НА БРАТА МАКОЛЕЯ КАЛКИНА
Он совсем неплох

ПОДПИСАТЬСЯ ::.
АРХИВ ::.


CD-ОТИЗМ ::.
В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

FRONT 242
"Pulse"

Нечеловеческая музыка

BILL EVANS
"Portraiture"

Классика джаза

DAVID SYLVIAN
"Blemish"

Пить надо меньше!

REAMONN
"Beautiful Sky"

Тоска

EVANESCENCE
"Fallen"

Когда поет сирена

SEAL
"IV"

Живой классик

NATASHA ATLAS
"Something Dangerous"

Вокруг света на верблюде

ПОДПИСАТЬСЯ ::.
АРХИВ ::.



ПОДПИСКА ON-LINE ::.
Рассылки Subscribe.Ru

"ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА"
"CD-ОТИЗМ"


(после нажатия этой кнопки Вы попадёте на страницу Subscribe.ru)


ПОДПИСКА OFF-LINE ::.

Если Вы уже являетесь подписчиком CityCat'а, Вы можете подписаться через электронную почту.

Для этого:
1) Откройте [ПОЧТОВУЮ ФОРМУ]
2)
Поле "Тема" можете оставить незаполненым.
3) Укажите свой e-mail и пароль в первой строке письма
4) Во второй строке укажите код рассылки на которую Вы хотите подписаться.
Для рассылки "ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА":
SUBSCRIBE -- rest.cinema.top10
Для рассылки "CD-ОТИЗМ":
SUBSCRIBE -- culture.music.cdot
Если вы хотите подписаться на несколько рассылок, то в одном письме можете указать несколько кодов - каждый в новой строке.
5) Теперь нажмите кнопку "Отправить письмо" в окне почтовой формы. Ваше письмо попадёт в папку "Исходящие" и будет отправлено при первом же Вашем подключении к Интернету.

Отзывы, комментарии направляйте Татьяне Алёшиной

Copyright © 2003 ИД "Империум". По вопросам сотрудничества и републикации материалов web-еженедельника "КоМоК" обращайтесь к администратору рассылок ИД "Империум" admail@imperium.ru
Газета "КоМоК" приглашает к сотрудничеству издателей и распространителей. Подробности -- здесь.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное