Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Реализация программ развития образования


Информационный Канал Subscribe.Ru

ФПРО

Бесплатная новостная рассылка с портала

"Реализация федеральных и региональных программ развития образования"


периодичность выхода: 1 раз в неделю  

Сайт рассылки:    http://www.development.edu.ru



ГЕРБ

Уважаемые коллеги!

 

Предлагаем Вашему вниманию список новых поступлений федерального портала
<<Реализация федеральных и региональных программ развития образования>>
http://www.development.edu.ru  



 



Период: 4 марта  – 23 марта 2005 г.

 Новости Минобрнауки: Контрольные цифры как инструмент повышения качества образования

9 марта состоялась коллегия Министерства образования и науки Российской Федерации, посвященная вопросу «О контрольных цифрах приема молодежи в федеральные государственные образовательные учреждения профессионального образования РФ в 2005 году».

Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко подчеркнул важность поднятой темы, тесно связанной с уровнем бюджетной обеспеченности и качеством профессионального образования. Предложенные контрольные цифры приема опираются на утвержденное Правительством РФ государственное задание по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием на 2005 год. На них повлияла также складывающаяся демографическая ситуация.

Как сообщает пресс-служба Минобрнауки России, основными докладчиками выступили директор Департамента экономики и финансов Андрей Петров и заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Александр Рождественский. А.Петров напомнил, что рост массовости высшего образования наблюдается во всем мире, а в России этот процесс идет ускоренными темпами. В 2003 году число студентов на 10 тысяч населения составило 390 человек, по оценкам на 2004 это число увеличилось до 408. При формировании контрольных цифр учитывалась потребность экономики в специалистах, структура занятости с точки зрения уровня образования, заявки федеральных органов исполнительной власти, имеющих в ведении учреждения профессионального образования.

Контрольные цифры приема в федеральные вузы на 2005 год предложено установить в объеме 567285 человек. Сокращены объемы по таким направлениям подготовки как «Гуманитарные науки» (на 7,2%), «Экономика и управление (на 4,4%), «Образование и педагогика» (на 2,2%), увеличены - по направлениям «Сфера обслуживания» (на 2,6%), «Автоматика и управление» (на 1,0%).

В докладе прозвучали также контрольные цифры приема в федеральные учреждения НПО (76269) и СПО (306700), послевузовского образования (31207 аспирантов, 1538 докторантов) и дополнительного профессионального образования (58900). А.Петров подчеркнул, что при подготовке контрольных цифр приема на 2005 год Министерство только приступило к выстраиванию системы кадрового обеспечения экономики, основанной на знаниях. На основе прогноза потребности рынка труда будет разработан проект государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на 2006, 2007 и 2008 годы.

А.Рождественский рассказал о выявленных тенденциях рынка труда. Высока востребованность среднего профессионального образования: в 2004 году конкурс по всем формам обучения составил в среднем 252 человека на 100 мест. Среди поступающих увеличивается доля выпускников полной средней общеобразовательной школы (46,9% от всего приема). При этом анализ предложений средних специальных учебных заведений показал, что растет потребность в специалистах технического профиля; а прием на экономические и юридические специальности предложено сократить. А.Рождественский отметил, что 1750 выпускников ЮФО будут приняты в вузы, подведомственные Рособразованию, в порядке целевого приема сверх предложенных контрольных цифр.

На коллегии выступили директор Департамента государственной политики в образовании И.Калина, начальник Управления учреждений образования Рособразования Е.Бутко, ректор МГУ В.Садовничий, замдиректора Департамента научно-технической политики и образования Минсельхоза, председатель комитета Госдумы по образованию и науке Н.Булаев, председатель комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии В.Шудегов, директор института кристаллографии РАН М.Ковальчук. Выступавшие затронули вопросы мониторинга образовательной сети, переданной в регионы, участия работодателей в прогнозировании рынка труда, бюджетной обеспеченности учреждений образования, финансирования отраслевых вузов, прав регионов создавать высшие учебные заведения, допустимости разных форм государственной аттестации выпускников и другие.

А.Фурсенко резюмировал обсуждение, отметив, что за принятыми контрольными цифрами должны следовать реальные деньги. Одно бюджетное место в перспективе должно быть обеспечено на уровне 100 тысяч рублей в год, и к этим объемам Министерство намерено поэтапно двигаться, рассчитывая на поддержку Федерального собрания. Вместе с тем бюджетное финансирование вузов должно отвечать их способности подготовить специалистов уровня бакалавра, магистра или аспиранта, так что в случае невозможности дать соответствующие знания вуз может лишиться права иметь магистратуру и аспирантуру. Во всех этих вопросах контрольные цифры приема станут в руках Минобрнауки действенным инструментом государственной политики.

Источник:
Большая перемена, 11.03.2005

 

 Новости СМИ: Каждому вузу - свой президент

Министерство образования и науки РФ предлагает утвердить во всех российских вузах должность президента. При президенте будет совет, занимающийся бюджетом учебного заведения, его развитием и т.д. А исполнительная власть, как и прежде, будет сосредоточена в руках ректора.

Должность президента сегодня имеется лишь в некоторых университетах и академиях. Дополнения в федеральные "образовательные" законы, касающиеся президентства, собираются внести уже этой весной.

В РУДН - новый-старый ректр
Бывший министр образования Владимир Филиппов вновь стал ректором Российского университета дружбы народов. Владимир Михайлович уже возглавлял университет - в 1993-1998 годах. Затем он был назначен министром образования РФ. С марта 2004 года Филиппов - советник премьер-министра и президент РУДН. В ректорских выборах, состоявшихся 4 марта, приняли участие 606 делегатов. Владимир Михайлович набрал 97% голосов. Новый-старый ректор пришел в РУДН 17-летним студентом и прошел в нем все ступени - от аспиранта до руководителя.

Источник:
Московский комсомолец, 14.03.2005.

 

Новости СМИ: А.Фурсенко:«...проводить работу по обсуждению новых концепций именно в регионах»

Сегодня в Железногорске после обсуждения концепции создания Национального университета губернатор края Александр Хлопонин, спикер ЗС края Александр Усс и министр образования Андрей Фурсенко провели пресс-конференцию.

По словам Фурсенко, подобный визит, целью которого является модернизация системы образования в России, проводится впервые. «Мы в большей степени должны проводить работу по обсуждению новых концепций именно в регионах», - подчеркнул Фурсенко.

Кроме того, как уже отмечалось ранее, Красноярский край является локомотивом не только в экономике, но и в образовании. Как отметил в этой связи Александр Хлопонин, именно Железногорск также выбран не случайно, поскольку этот город является сосредоточием и научного и технического потенциала. Кроме того, Фурсенко заявил, что в целом массовость высшего образования, как это происходит сейчас, - это, в общем-то, неплохо. Однако, все же необходимо воспитывать и элиту - лидеров, которые будут двигать нацию вперед. Именно для образования таких лидеров необходимо создавать центры, где образование будет носить действительно элитарный характер. При этом такие центры должны быть организованы не только в Москве, но и в регионах. Также было отмечено, что создание подобных центров образования неизбежно приведет к ликвидации некоторых вузов. Но это, по словам Фурсенко, вполне закономерно и бояться этого не стоит.

В заключение Александр Усс отметил, что в настоящее время все-таки произошла эволюция во взглядах на модернизацию образования, и многие вузы уже относятся к этому процессу спокойно. «Сокращение вузов не должно привести к сокращению возможностей для нашей молодежи», добавил спикер. Об этом сообщает Независимое Информационное Агентство.

Источник:
Большая перемена, 14.03.2005

 

- Новости регионов: Красноярский край: недостаток подготовленных специалистов рабочих профессий

Сегодня на встрече министра образования Андрея Фурсенко, губернатора Красноярского края Александра Хлопонина, заместителей губернатора края Владимира Шишмарева и Эдхама Акбулатов с руководителями промышленных предприятий, прошедшем в Красноярском профессиональном лицее № 52, была затронута острая на сегодняшний момент проблема: нехватка квалифицированных рабочих - выпускников училищ и вузов Красноярского края.

Не секрет, что в крае и городе уже давно наблюдается дефицит служащих именно рабочих профессий, и как было замечено, вскоре встанет проблема в обеспечении квалифицированными кадрами разработки Ванкорского месторождения, а также Богучанской ГЭС.

Техникумы и профессиональные училища края готовят достаточно специалистов, однако лишь примерно 40% из них идут работать по специальности, но даже тем, кто связывает свою дальнейшую судьбу с производством, все равно необходима дальнейшая «доподготовка» или переквалификация. В связи с этим, была затронута еще одна проблема: стажировки студентов-выпускников непосредственно на предприятиях. Иными словами, в крае необходимо организовать целенаправленную подготовку специалистов.

Источник:
Большая перемена, 14.03.2005

 

- Новости СМИ: Высшее образование в России обесценивается

По данным исследования, проведенного Центром демографии и экологии человека, в настоящее время российская рабочая сила считается одной из самых высокообразованных в мире. 62% работников в России имеют либо высшее, либо среднее специальное образование.

Однако уже сейчас многие из тех, кто получили формальную высокую подготовку, оказываются вынужденными занимать рабочие места, не требующие высокой квалификации или не требующие никакой квалификации вообще.

Процесс массового обесценивания образовательного потенциала обусловлен, в первую очередь, начавшимся с середины 1990-х годов ослаблением связей между рынком труда и системой образования. Все больше россиян стремятся получить высшее образование, поскольку диплом фактически служит пропуском на лучшие рабочие места. Однако стремление, рациональное с индивидуальной точки зрения, оказывается иррациональным с точки зрения всего общества в целом. Согласно прогнозам, через 30-40 лет рабочая сила в России будет на две трети состоять из работников с высшим образованием.

Уже сейчас российская система образования вплотную приблизилась к черте, за которой начинается «погоня» за дипломами все более и более высокого уровня. В перспективе это чревато возникновением глубоких структурных дисбалансов на российском рынке труда. С одной стороны, нехватка работников с низкой образовательной подготовкой потребует либо резкого повышения их заработной платы, либо допуска на российский рынок труда больших масс мигрантов, либо того и другого вместе. С другой стороны, постепенное обесценивание вузовских дипломов приведет к тому, что работникам с высшим образованием придется перемещаться на рабочие места, которые не требуют высокой квалификации и которые до этого занимали работники с намного более низкой формальной подготовкой.

Источник:
Большая перемена, 14.03.2005

 

- Новости СМИ: Молодежь закидала яйцами министра образования РФ

Министра образования РФ Андрея Фурсенко закидали яйцами на встрече с молодежью Красноярска. Инцидент произошел в Доме учителя, где министр обсуждал с представителями общественных организаций и студентами вузов предстоящую реформу системы высшего образования.

Двое молодых людей, скандирующих "Нет реформе образования", успели бросить в него несколько сырых яиц, после чего были выведены из здания. Известно, что они представились "молодыми комсомольцами".
Министр продолжил встречу, сняв испачканный пиджак. "Не нужно поддаваться эмоциям, ведь в любой реформе важен диалог", - сказал он.
Глава Министерства образования РФ находится в Красноярске в рабочей поездке, в ходе которой обсуждаются планы сокращения числа вузов и создания на их базе единого "национального университета". Программа пребывания министра в связи с инцидентом не изменится, заявили в администрации Красноярского края.
Напомним, реформа системы образования затронула как средние, так и высшие учебные заведения. 1 января вступили в силу более ста поправок в федеральный закон "Об образовании". Из них самая значительная - отмена государственных гарантий получения гражданами начального и среднего образования. Теперь обучение передается в ведение регионов. А уж справятся с новой нагрузкой регионы или нет - это проблема людей, там проживающих, а вовсе не госчиновников.
Инновационные школы (лицеи, гимназии, кадетские корпуса и пр.), а также обучение детей-инвалидов больше не будут, как раньше, финансироваться по повышенным нормативам. Из федерального бюджета эти образовательные учреждения будут получать столько же денег, что и общеобразовательные школы. Для талантливых детей из провинции это означает, что они вернутся в обычную школу, а вот детям-инвалидам придется вообще забыть об аттестате зрелости.
Кроме того, государство с нового года перестает финансировать выпуск учебной литературы. Отменены бесплатное питание и льготный проезд для школьников.
Кроме того, по прогнозам экспертов, в ближайшем будущем в нашей стране закроются от 10 до 20 процентов частных школ. Новый закон ставит частные школы в один ряд с другими объектами бизнеса, совершенно не делая разницы между ними и, например, магазинами. Частная школа лишается какой-либо государственной поддержки. Теперь их ученики, если и продолжат обучение, то платить за него будут гораздо больше.
Что касается высшего образования, то в 2002г. Россия подписала Болонское соглашение. Оно предполагает, что российская система высшего образования к 2010 году должна стать очень похожей на европейскую. В частности, знания студентов будут оцениваться по общеевропейской шкале, а выпускники вузов начнут получать дипломы международного образца. Для этого России необходимо повсеместно ввести двухуровневую систему образования (бакалавриат - магистратура). При этом большинство российских экспертов утверждает, что новая система разрушит сложившуюся в РФ систему высшего образования, неблагоприятно отразившись на качестве полученных студентами знаний.
В наступившем году планируется, что общеобразовательные учреждения закончат переход на нормативное подушевое финансирование. Кроме того, в 2005г. продолжится разработка таких механизмов финансирования, как образовательные кредиты, государственные возвратные субсидии, бюджетные финансовые обязательства и другие.
По словам А.Фурсенко, система финансирования обучения, включая систему госсубсидий и образовательных кредитов, должна будет обеспечить то, чтобы специалисты отрабатывали взятые на себя обязательства или возвращали деньги.
Министр также считает, что система высшего образования в России в настоящее время играет роль "некоей камеры хранения". Он пояснил, что "люди, которые не могут найти себя, идут учиться". С точки зрения министра, это негативная тенденция. "Это плохо, когда люди за государственные деньги получают образование для себя, не считая, что они должны впоследствии работать на благо страны", - заметил А. Фурсенко.

Источник:
РБК.ru, 15.03.2005

 

  Новости СМИ: Работу вузов можно будет оценить не только по формальным показателям

Через полтора года появятся новые критерии отбора, которые позволят оценивать качество работы вузов не только по формальным показателям. Об этом сегодня журналистам сообщил министр образования и науки Андрей Фурсенко, завершая свой визит в Красноярск. "Вузы следует отбирать не только по формальным показателям, но и по оценкам работодателей, а также собирать сведения о том, сколько студентов устроилось работать по специальности, по научной работе, которую ведут университеты", - отметил он.

В настоящее время, по словам министра, далеко не все выпускники имеют возможность трудоустроиться по специальности. "Образовательному рынку нужны не 10 экономистов, а один инженер",- отметил он. Вузы, по мнению Фурсенко, "далеко не всегда оправдывают высокое звание государственных", поэтому их число придется сократить. Но в основном сокращение коснется филиалов, поскольку "филиалы - это обман студентов, давать диплом вместо знаний - это неправильно".
Министр также уточнил, что в вузовском рейтинге будет три категории. Кроме того, он рассказал, что в 2006 году "следует вычистить высшее образование таким образом, чтобы перейти на отраслевой принцип оплаты труда". Фурсенко также отметил, что сейчас уже есть положение об отраслевой оплате труда, которую заверил Минфин и уточнил, что "Минобрнауки будет стараться как можно скорее дать рекомендации в регионы и успеть это сделать до утверждения региональных бюджетов".

Источник:
Итар-Тасс, 15.03.2005


  Новости регионов: Томская область: со следующего учебного года - профильное обучение

Во всех школах Томской области с нового учебного года профильное обучение в старших классах средней школы будет введено в штатном режиме. Об этом сообщил начальник департамента образования Томской области Леонид Глок. "Томская область практически готова к введению профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы со следующего учебного года, - сказал Леонид Глок, - предпрофильное обучение с девятого класса уже введено в штатный режим с этого учебного года".

Леонид Глок подчеркнул, что наряду с предпрофильным и профильным обучением сохранились классы с "традиционной" общеобразовательной программой. В выступлении на открытии X Всероссийской тьюторской конференции 14 марта Леонид Глок отметил, что главная задача профильного обучения, которое вводится в рамках российской реформы образования - это выстраивание наряду с основным планом обучения индивидуальной образовательной траектории ученика с учетом его профессиональной ориентации на основе информационных технологий.

"Министерство образования и науки выделяет деньги на поддержку введения профильного обучения, в частности на внедрение тьюторства, - сказала куратор тьюторского направления в координационной группе по организации введения профильного обучения при Министерстве образования и науки Татьяна Ковалева, - семьдесят школ Томской области готовы к сотрудничеству c Министерством образования в области развития тьюторства. В рамках конференции будут решены организационные моменты".
Татьяна Ковалева уверена в том, что введение профильного и предпрофильного обучения в рамках российской реформы образования вызовет………………………

 

  Новости СМИ: Ответы на единый госэкзамен с доставкой на дом

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки призывает выпускников школ, сдающих ЕГЭ, не покупать экзаменационные ответы.
В 2005 году единый госэкзамен будут сдавать в 78 регионах, а это около 83 процентов школьников. Спрос рождает предложение, и вот уже в Интернете десятки сайтов предлагают ответы на экзаменационные задания.

"Я сам сдавал экзамены в позапрошлом году. Мы купили на троих человек ответы к ЕГЭ по английскому языку, но ответы были проверены - покупали их в Министерстве образования. В этом году были налажены связи с этим человеком, и именно поэтому вы можете приобрести ответы к ЕГЭ за символическую плату в 30 долларов" - вот только одно из объявлений.

Задумываться о шпаргалках никогда не рано, и уже можно купить ответы на задания единого госэкзамена-2005. Источники, понятное дело, не раскрываются, сами вопросы не высылаются, только ответы.
Но в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки говорят, что получить заранее экзаменационные задания и ответы на них невозможно. Варианты готовит компьютерная программа на основании тысяч заданий по каждому предмету в последние дни перед экзаменом. Бланки с заданиями доставляются в пункты проведения экзаменов в специальных запечатанных пакетах и вскрываются в присутствии учеников.

- Варианты единого госэкзамена распределяются по регионам следующим образом. Авторские коллективы разрабатывают тестовые задания по различным предметам. Записанные на компакт-диске наборы КИМов - контрольно-измерительных материалов - поступают в центр тестирования, - объяснял, подводя итоги ЕГЭ-2004, директор центра тестирования Минобрнауки Владимир Хлебников.
- Авторы, подписав оригинал-макет, больше не видят своей работы и не могут, даже если захотят, никому сообщить, какие тесты будут использованы. Не видят тестов и чиновники Минобрнауки, которых мошенники, кстати, косвенно обвинили в торговле контрольно-измерительными материалами. Полученные от авторов тестовые задания в центре тестирования перемешиваются до полной неузнаваемости. Самая главная защита от утечки информации -………………………

 

  Новости СМИ: О.Смолин против введения налога на имущество для образовательных учреждений

Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин высказался за продление моратория на взимание налога на имущество с образовательных учреждений.
Налог планируется ввести с 2006 года.
"В случае отмены моратория резко вырастет плата за обучение как в государственных, так и в негосударственных вузах, будут уменьшены реальные доходы от образования. Мы выступаем за продление моратория", - сказал О.Смолин на пресс-конференции в среду в Москве.

Он также подверг критике идею введения единого государственного экзамена. "Мы не поддерживаем ЕГЭ в качестве единственной формы сдачи выпускных экзаменов и возможности для поступления в вузы. К примеру, ЕГЭ по гуманитарным предметам вообще не выдерживает никакой критики", - подчеркнул О.Смолин.
Кроме того, депутат высказал мнение, что дошкольное образование должно остаться бесплатным.
В целом, считает О.Смолин, рост коммерциализации образования в условиях России не допустим.
"Российские условия нельзя сравнивать с условиями в развитых странах, поскольку там существует развитая система благотворительных и кредитных фондов с мягкими условиями, система грантов и так далее, которые смягчают условия получения образования для малообеспеченных семей. У нас такой системы нет, коммерциализацией образования мы будем отсекать большую часть общества от него", - сказал О.Смолин.

Он сообщил, что в скором будущем силами образовательного сообщества будет создано российское движение "Образование для всех", в рамках которого специалисты попытаются донести мнение учителей и преподавателей вузов до правительства.

"Мы будем создавать движение "Образование для всех" и использовать трибуну Госдумы по максимуму. Целью этого движения является заставить власть услышать голос образовательного сообщества. Если он не будет услышан, то в дополнение к пенсионерам выйдут на улицы и студенты", - сказал О.Смолин.

По мнению депутата, основным залогом экономического развития страны является развитие и поддержка образовательной системы. "Система образования создает важнейшие предпосылки для экономического развития РФ. Если правительство хочет увеличить отдачу от образования в будущем, то сегодня соответственно надо увеличивать и затрату на него", - сказал парламентарий.

Источник:
Интерфакс, 16.03.2005

 

  Новости СМИ: Итоги визита в Красноярский край министра образования РФ Андрея Фурсенко

В Красноярске завершился двухдневный визит министра образования РФ Андрея Фурсенко. Впервые за современную историю края министра столь мирного, казалось бы, ведомства встречали с таким вниманием и тревогой не только те, кто работает в системе высшего, профессионального и среднего образования, но и исполнительная, законодательная власть.

Интерес понятен - предстоящая реформа российского образования задумывается как крупномасштабное мероприятие, которое косвенно или опосредованно должно коснуться всех сфер деятельности. Впрочем, сам министр слово "реформирование" предпочитает не употреблять, справедливо полагая, что за последние годы оно себя достаточно скомпрометировало. Перед отъездом в Москву Андрей Александрович на встрече с журналистами подвёл итоги визита.

О КРАСНОЯРСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ. Идея создания Красноярского национального университета - это шанс создать более разносторонний вуз с большим количеством дополняющих специальностей. Это возможность использовать сильные стороны высшего образования, повысить его качество. Если интерес красноярцев к этому проекту сохранится, то Министерство образования России готово методологически и идеологически принять в нём участие. Пока же всё находится на стадии предложений.
Министр не уверен, что университет будет создаваться именно в Железногорске, где успешно работает НПО ПМ прикладной механики, создающее высокотехнологичную и наукоёмкую продукцию. Скорее всего, национальный вуз будет образован на базе одного из красноярских вузов.
Новые требования к качеству высшего образования диктуют свои условия. Некоторые университеты, не отвечающие требованиям, будут либо упразднены, либо сами уйдут из образовательной сферы. Стоит отметить, что в Красноярске требования к образованию очень высокие, многие выпускники идут работать по специальности. Но, тем не менее, у всех вузов есть повод для беспокойства.

О РЕФОРМЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Модернизация образования - не отдельно взятое ведомственное мероприятие. Укрупнение вузов не приведёт к сокращению численности студентов. Наоборот, доступ к качественному образованию должен увеличиться. Реформа направлена на расширение образовательного пространства, консолидацию усилий, выравнивание образовательных стандартов. Новая схема финансирования позволит увеличить объём зарплаты бюджетникам. В планах также увеличение объёмов программ развития.
Должны быть созданы новые подходы к системе финансирования студента. Неправда, что в вузах сократятся бюджетные места - они будут приведены в норму. По существующим нормативам на 10 тысяч населения полагается 170 бюджетных мест, в то время как в 2004 году это число превышало 209 человек. При этом нужно учитывать, что в стране идёт демографический спад.

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ И ОТРАСЛЕВЫХ ВУЗАХ. Проблема профессионального образования заключается в том, что………………………

  События и размышления: А.Адамский: "Образование в России находится в очень глубоком кризисе"

"Эхо Москвы": интервью с А.Адамским, ректором Института образовательной политики "Эврика"

adamsk

О. БЫЧКОВА - Добрый день. Министерство образования может сократить места для студентов бюджетников в государственных вузах на 43 тысячи мест. Об этом пишут сегодня газеты, министр образования Александр Фурсенко это опровергает. У него была неудачная встреча со студентами в Красноярске. В общем где тут правда, где неправда и что вообще происходит с государственным высшим образованием мы обсуждаем сейчас в нашем прямом эфире с Александром Адамским, ректором Института образовательной политики "Эврика", председателем совета сети федеральных экспериментальных площадок Минобразования России. Добрый день. И уже идут к вам вопросы. Расскажите вначале, что это за идея сократить еще места для бюджетных студентов.

А. АДАМСКИЙ - Я не уверен, что это точно переданная идея. Я могу сказать, что на самом деле профобразование в целом и высшее образование в России находится в очень глубоком кризисе. И если говорить честно, то можно даже сказать, что вузовское образование является некой преградой для развития экономики в России в целом. Потому что все затраты, которые на него отпускаются и бюджетные и частных лиц деньги, они превращаются в еще большую нагрузку для бюджета, пополняют армию безработных и уж точно не связаны с рынком труда.

О. БЫЧКОВА – Совершенно непонятно, что это значит.

А. АДАМСКИЙ - Это значит, что люди, которые заканчивают вузы, не могут устроиться на работу так, чтобы обеспечить себе жизнь…

О. БЫЧКОВА – То есть их учили не тому, чему надо.

А. АДАМСКИЙ - Их учили не тому, чего требует рынок и что нужно работодателю. Их учили тому, что требуют госстандарты, которые сделаны на производстве 30-летней давности. А во-вторых, на самом деле это все обучение и есть платное, хотя за него иногда платит бюджет, но чтобы попасть в вуз, каждая семья знает, что заблаговременно надо на это откладывать средства. Поэтому то высшее образование, которое сейчас так устроено, оно выгодно исключительно вузовской бюрократии, которая, собственно говоря, и сражается за то, чтобы оно осталось таким, какое оно есть. В этом смысле Андрей Фурсенко пытается героическими усилиями ситуацию изменить, наталкивается на это сопротивление вузовской бюрократии. А чаще всего орудием в руках этой вузовской бюрократии оказывается студенческая молодежь, которая всегда готова побороться за что-то, и если ловкими руками им подсунут привлекательную идею, то она за это будет выступать. В этом смысле говорить о бюджетных местах надо, обсуждая в принципе эффективность высшего образования в России. На что бюджету выгодно тратить средства.

О. БЫЧКОВА – Вот мы сейчас к этому приступим обязательно. Но все-таки объясните, пожалуйста, о каком сокращении сейчас идет речь? Какое предложение, какая реформа обсуждается в данном конкретном случае?

А. АДАМСКИЙ - Точно не обсуждается сокращение резкое бюджетных средств.

О. БЫЧКОВА – Не обсуждается. А что обсуждается?

А. АДАМСКИЙ – Обсуждается, во-первых, рейтингование вузов, то есть выделение вузов по их значимости, эффективности, по их силам. 100-200 общенациональных университетов, у нас сейчас в стране более двух тысяч вузов. И в этом смысле есть государственные, есть негосударственные…

О. БЫЧКОВА – Две тысячи это вообще все.

А. АДАМСКИЙ - Да. И государственные и не государственные. При этом государственные вузы сильно в лучшем положении, чем негосударственные и борются за свою монополию. При этом ректорский корпус достаточно сплочен, и не хочет отдавать те привилегии, которые у него есть. И сопротивляется этому рейтингованию. Но самое важно другое. Нужно, чтобы все-таки подчинялись экономике, рынку и рынку труда в том числе. И вот этого вузовская бюрократия сделать не хочет. И этому она сопротивляется. А прикрывается при этом такими популистскими заявлениями, что мол, хотя сократить бюджетные средства, значит, реформа плоха, не нужна, долой реформу. Мне кажется, что тут очень важно и нам, экспертному сообществу и СМИ все-таки показывать людям, в чем реальный смысл реформирования.

О. БЫЧКОВА – Вот мне слушатели уже предлагают вас чем-нибудь закидать. Немедленно. Как это сделали, к сожалению, с министром в Красноярске. Я не буду этого делать, даже если бы мне было чем. Честное слово. Но тут есть вопрос от Владимира Сушилова из Челябинской области, студента-юриста. Вопрос, который пришел по Интернету. "Не надо делать меньше бюджетных мест. Есть люди, которые нуждаются в этом как в воздухе! Нужно проверять материальное благосостояние каждого человека, претендующего на бюджетное место, его личную жизнь, а потом решать действительно ли бюджетное место необходимо человеку. Прислушайтесь". Пишет нам студент, наверное, со знанием дела.

О. БЫЧКОВА – Вот к вопросу о закидывании яйцами как написала наша слушательница Наташа на пейджер: "Какую бы реорганизацию ни затевали в последнее время, все получается только хуже". Но это к слову. Может быть это мотивы тех, кто пытался там кого-то закидывать.

А. АДАМСКИЙ - Давайте уже про это закидывание, а то слушатели не очень понимают, о чем идет речь.

О. БЫЧКОВА – А мы уже сказали сегодня об этом.

А. АДАМСКИЙ - Я не слышал. Это очень интересная история, потому что на самом деле в Красноярске в министра начали бросать яйца до разговора. До того, как все началось. Я разговаривал с человеком, который вел это заседание, Константином Гуреевым, и с депутатом Законодательного собрания Алексеем Клишко уже после этого, там очень любопытная ситуация. Он студент юридического факультета Аграрного университета.

О. БЫЧКОВА – Знает свои права.

А. АДАМСКИЙ - Не уверен, но к вопросу о том, зачем Аграрному университету юридический факультет. И когда его там задержали, а это было в Доме учителя, и бабушки ему говорили: нашему Дому учителя сто лет уже и до революции был, и что же ты нас позоришь. Он говорит: а вы знаете, в 19 веке не яйцами, а пулями доказывали. И меня это очень пугает на самом деле. Вот эта эйфория от того, что человек пошел на этот поступок. На самом деле это страшная вещь. И отсюда все революции.

О. БЫЧКОВА – Так это вопрос о цене реформ. И о последствиях, которые просчитываются или нет.

А. АДАМСКИЙ - Возможно. Но с другой стороны это вопрос о том, кто реформу поддерживает и кто сопротивляется.

Сопротивляется вузовская бюрократия. Идет на все тяжкие, что называется. Я был в Красноярске незадолго до этого визита, и мне рассказывали, что на совещании ректоров, ректоры заявили представителям власти: если вы будете продолжать на нас давить по общенациональным университетам и так далее, по зависимости от рынка, от работодателей, мы вообще сотни тысяч студентов на улицы выведем. И вот это страшно. Потому что обсуждать, что реформа плоха, это на Руси вечно так. А вот искать более тонкие и более эффективные способы диалога, дискуссии и убеждения, например, правительства, это другое дело. Почему министры за это отдуваются. А ректоры, они, что в стороне, а работодатели? А бизнес, который заинтересован в хороших кадрах. Мне кажется, что оставлять тех, кто пытается делать реформу один на один с недовольными, это не очень честно.

О. БЫЧКОВА – А вы считаете, что существует все-таки вероятность какого-то рода студенческих волнений на этой почве?

А. АДАМСКИЙ - Абсолютно. Причем я разговаривал со студенческими профсоюзами, они говорят: мы может, и не очень хотим, но если ректоры надавят, мы пойдем. Не надо заблуждаться насчет самодеятельности молодежи. Кстати в одной из анкет этот человек, которого зовут Роман Бурлак, который бросал эти яйца, некоторое время он претендовал на общественную программу одну, заполнял анкету. Он написал, что мы еще на Кремле майдан сделаем. Поэтому не надо заблуждаться по поводу того, что это просто такой стихийный процесс. На самом деле это очень все серьезно и так начиналось и в 1905 году, и в феврале и после февраля 1917 года. Это все не так легковесно. Дело даже не в образовании, а в том, что с молодежью надо говорить по тем проблемам, на которые они могут влиять, экономика, судьба страны и так далее. А вот этот дешевый популизм меня страшит немножко.

О. БЫЧКОВА – У нас есть важные вопросы от слушателей. Например, мне очень нравится, как спрашивает вас Дмитрий. "А есть ли предварительный прогноз числа 17-летних граждан России на 2006-2010-2015 годы". Это к вопросу о том, как ранжировать вузы, сколько их должно быть. И кого они должны готовить.

А. АДАМСКИЙ - Хороший вопрос. Это действительно очень важно. Потому что правительство не совсем ясно представляет себе не только демографическую ситуацию на эту перспективу, но есть еще более серьезный вопрос. Каковы будут профессии, которые позволят молодым людям счастливо и обеспеченно жить через 5 лет, через 7 лет, через 10 лет.

О. БЫЧКОВА – А не обивать пороги бирж труда, компаний, где они не нужны.

А. АДАМСКИЙ - Совершенно верно. Это основной вопрос. Потому что на самом деле все-таки высшее образование нужно, для того чтобы жить благополучно. А не просто иметь корочку. Относительно демографии. Сегодня ситуация парадоксальная. У нас выпускников школ, то есть 17-летних, меньше, чем число мест в профессиональном образовании. Это не значит, что конкурса нет, где-то есть, где-то нет. Но демография вот такова.

О. БЫЧКОВА – То есть две тысячи вузов, о которых вы сказали, это все-таки слишком много.

А. АДАМСКИЙ - Это странный вопрос. Много или нет. Сколько спросом пользуются, столько и есть. У нас много магазинов или мало, у нас много радиостанций или мало.

О. БЫЧКОВА – Я считаю, что пускай будут. В конце концов, это их проблемы, идут к ним учиться или нет.

А. АДАМСКИЙ - Совершенно верно. Вопрос в другом. Кто несет ответственность за дальнейшее благополучие людей, которые получили этот аттестат. Вузы сейчас не несут этой ответственности. Потому что они отвечают за стандарт. Они говорят: у нас утвердили стандарт, мы его реализовали, какие к нам вопросы. Пожалуйста, мы честные, чистые, мы деньги взяли. Вопрос заключается в другом: насколько бизнес, насколько рынок труда может на это влиять. И насколько студенты сами прогнозируют свое будущее. Поэтому я скажу сейчас непопулярную вещь, и наверняка еще больше желающих могут потянуться за яйцами, но я абсолютно убежден, если здесь деньги не играют решающей роли либо в будущем, либо в настоящем, то ответственного выбора может не получиться. Человек идет за дипломом или от армии. В этом смысле платное не означает, что человек сейчас возьмет деньги и заплатит. Есть кредиты, есть государство, которое может…

О. БЫЧКОВА – А есть кредиты?

А. АДАМСКИЙ - Есть. Сейчас они начинают все больше вступать в силу, и в этом смысле роль бизнеса заключается в том, чтобы предоставить прогноз на рабочие места. Не просто, сколько будет 17-летних через пять лет, а роль бизнеса заключается в том, чтобы представить прогноз в 2007-2008-2010 году мы обеспечим работой по таким-то специальностям столько-то людей. Если это серьезный бизнес, то он сможет дать ответ на этот вопрос. Тогда вузы должны подчиниться этому направлению и сказать: ребята, идите к нам учиться, через 5-7 лет вот эта профессия может принести вам такой заработок.

О. БЫЧКОВА – А может не принести.

А. АДАМСКИЙ - Это же всегда риск.

О. БЫЧКОВА – Вопрос от Владимира Николаевича. "Послушав вас, можно подумать, что вузы должны готовить менеджеров широкого профиля, бухгалтеров и юристов. А все остальное должно замереть".

А. АДАМСКИЙ - Я огорчен, если так Владимир Николаевич это услышал. Я не знаю, должны ли готовить бухгалтеров, я не занимаюсь бизнесом и экономикой. Я хочу сказать, что 24 числа президент намерен встречаться с предпринимателями по поводу профобразования. Основной вопрос, который я бы предложил там обсуждать, это прогноз. Если нужны будут бухгалтеры, то нужен сигнал и от власти и от предпринимательства: нужны бухгалтеры. Если нужны менеджеры, значит, нужен сигнал: нужны менеджеры. Но кроме бизнеса, который этот сигнал пошлет власти и вузам, кто же его даст. Опять чиновники, опять Госплан или сами ректоры, которые работают сейчас на конъюнктуру сегодняшнюю.

О. БЫЧКОВА – Вот из того, что вы говорите, непонятна вот какая вещь. Кто должен быть таким источником энергии для всего этого процесса. Вы сказали ректоры вузов, бюрократия коррумпированная, заинтересованная в старой системе. Они не годятся. Студенты это вообще другая история.

А. АДАМСКИЙ - Если они будут инвестировать в свое образование, то они будут просчитывать.

О. БЫЧКОВА – Студенты это значит, родители будут инвестировать. Тоже другая история. Непонятно опять-таки. А где возьмут деньги в этой не очень богатой стране? Государство и чиновники вы тоже исключили их сразу.

А. АДАМСКИЙ - Я не хочу им доверять стопроцентно.

О. БЫЧКОВА – Вы им не доверяете. Хорошо, остается бизнес, который должен предложить свои какие-то идеи. А кто это будет все делать, если не эти, не эти и не те.

А. АДАМСКИЙ - Бизнес, предприниматели, бизнес-институты, которые сейчас ленивы и нелюбопытны относительно профессионального образования. И которые на самом деле слишком легковесно относятся к своей миссии давать прогнозы по поводу развития технологий, производства, рабочих мест и так далее.

О. БЫЧКОВА – А деньги откуда возьмут?

А. АДАМСКИЙ - Секундочку. У нас огромное количество бизнес-институтов, которые кичатся тем, что они представляют интересы бизнеса.

О. БЫЧКОВА – Но это бизнес-институты. Это понятно, но ведь есть еще масса других сторон жизни, которым тоже учат и где нужны специалисты.

А. АДАМСКИЙ - Люди работают на производстве, в экономике, люди вообще получают деньги за то, что они работают в экономике, что-то производят. Вот мы сейчас с вами производим нечто. И в этом смысле мы все в это увязли. Если бизнес не возьмет на себя инициативу дать людям, не вузам, а людям прогноз и сигнал, что вот здесь будет заработная плата, то понимаете, ведь профессии всегда распределены. Есть ниши, которые будут заняты, так или иначе. Дело не только в деньгах, но должно быть какое-то достаточно большое число выпускников вузов, которые хорошо зарабатывают. Если этого нет, то зачем тогда эти вузы. Если человек не живет тем лучше, чем он образованнее, то зачем эти вузы.

О. БЫЧКОВА – Понятно, например, бизнес вам скажет, сколько нужно бухгалтеров, менеджеров, инженеров разных.

А. АДАМСКИЙ - И это он сделает в любом регионе. Не только в Москве.

О. БЫЧКОВА – А кто вам скажет, например, сколько нужно филологов или историков? Вот предложение о том, что гуманитарно-образованных людей с гуманитарными дипломами должно быть меньше. Они тоже высказывались недавно.

А. АДАМСКИЙ - Да ну что вы. Я этого не слышал. Но для того, чтобы достаточное количество философов и гуманитариев было, должно быть достаточно людей, которые производят на рынке то, что дает прибыль, что дает деньги стране и людям тоже. Количество гуманитариев не должно сокращаться, я такое не слышал, и буду категорически против этого возражать. Потому что тогда вся гуманитарная соль русской интеллигенции, она может исчезнуть. Нет, я против этого буду категорически. Но дело не в этом, дело в том, что многие гуманитарные вузы на самом деле не являются источниками интеллигенции. Ну, сами посудите, Аграрный университет, юридический факультет. Это что, гуманитарии? Это все очень ловкие спекуляции, еще раз повторю, той вузовской бюрократии, которая хочет вот за этими штампами, за этим популизмом сохранить свою возможность снимать ренту…

О. БЫЧКОВА – С государства.

А. АДАМСКИЙ - И с людей, которые хотят получить дипломы, и которые по-прежнему верят, что государственный диплом откроет им дорогу в жизнь. Во-первых, не открывает, а во-вторых, это же есть почва для коррупции.

О. БЫЧКОВА – Предложение Юрия Фролова из Москвы он прислал к нам на сайт. "Почему у нас, как всегда начинают не с того конца? Сначала повысить зарплаты, создать систему кредитования высшего образования, систему грантов от крупных фирм, нуждающихся в специалистах, систему государственной платы за особо одаренных. А уж потом делать вузы платными".

А. АДАМСКИЙ - Это тот вечный вопрос, который и учителей касается и вузовских преподавателей.

О. БЫЧКОВА – И врачей.

А. АДАМСКИЙ - С одной стороны мы хотим, чтобы все было бесплатно. И ни за что никто не платил. С другой стороны мы хотим, чтобы у людей была высокая зарплата. Высоцкий спрашивал: а деньги где?

О. БЫЧКОВА – Вывод, который мы можем сделать из этого разговора о том, что в ближайшее время число бесплатных мест в вузах будет сокращаться речи не идет, но система будет меняться, и совсем не в бесплатную сторону. Я вас правильно поняла?

А. АДАМСКИЙ - И в сторону потребности рынка. Во всяком случае, должна меняться в сторону потребности рынка.

О. БЫЧКОВА – Александр Адамский был в прямом эфире "Эхо Москвы". Спасибо вам.

Источник: Инновационная образовательная сеть "Эврика", 16.03.2005


Уважаемые получатели рассылки на нашем портале открылся раздел «Другие новости образования»; в этом разделе подобраны ссылки на интересные статьи, размещенные на других сайтах. Обновление происходит раз внеделю.

 

Новости других порталов (5ballov)

В Пскове готовятся к проведению ЕГЭ

Министерство образования поддерживает идею введения в вузах должности президента

В Пскове готовятся к проведению ЕГЭ

Министр образования и науки Украины против разделения подведомственного министерства на две части

Российские школьники и студенты высадились в Антарктиде

Композитор Александр Чайковский назначен ректором Санкт-Петербургской государственной консерватории

Президент Петербургского политеха: В технических вузах необходимо сохранить одноуровневую систему образования

А. Фурсенко предложил создать в Красноярске межнациональный университет

В Петербурге пройдет VI тур чемпионата по интеллектуальным играм среди молодёжи

Нижневартовских школьников готовят в ЕГЭ

В харьковских школах закончился карантин

В Саратове пройдет международная научно-практическая образовательная конференция

Ректоры Екатеринбурга на специальном заседании обсудят вопросы введения ЕГЭ

Российская рабочая сила считается одной из самых высокообразованных в мире

Министерство образования сократит прием в вузы по гуманитарным и экономическим специальностям

Американских абитуриентов-хакеров не допустят к вступительным экзаменам за взлом сайтов своих будущих вузов

Московских старшеклассников будут кормить завтраками за счет городского бюджета


Уважаемые пользователи у нас открыт форум! Высказывайте Ваши предложения и пожелания по развитию портала и голосуйте за высказывания...


Полные тексты материалов доступны на портале «Реализация федеральных и региональных программ развития образования» по адресу 
http://www.development.edu.ru

 

Если у Вас появились вопросы,  пожалуйста, пишите  на адрес  emissia@mail.ru .   Для ускорения ответа просим зарегистрироваться  на портале. Это бесплатная процедура.  Конфиденциальность гарантируется. 

 

С уважением, редакция портала «Реализация федеральных и региональных программ развития
образования»
http://www.development.edu.ru,

Ольга А.Кизик

 

http://subscribe.ru/archive/science.news.honda/200503/23183208.html

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.news.honda
Отписаться

В избранное