Предлагаем Вашему вниманию список новых поступлений федерального портала <<Реализация федеральных и региональных программ развития образования>> http://www.development.edu.ru
Полные тексты материалов доступны на портале «Реализация федеральных и региональных программ развития образования» по адресуhttp://www.development.edu.ru
22 февраля Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко провёл первое заседание межведомственной комиссии по русскому языку. Как сообщает пресс-служба Минобрнауки России, комиссия обсудила итоги реализации федеральной целевой программы «Русский язык» на 2002-2005 годы» и проект программы «Русский язык» на 2006-2010 годы.
С докладами выступили заместитель начальника Управления учреждений образования Федерального агентства по образованию Петр Анисимов и заместитель
директора Российского Центра международного сотрудничества при МИДе России Александр Сарымов.
В докладах говорилось о проблемах русского языка на постсоветском пространстве и в странах дальнего зарубежья, о падении уровня владения языком у населения России, отсутствии системы переподготовки профессиональных кадров (учителей, русистов), а также о недостаточном государственном финансировании целевой программы.
Тем не менее, в рамках ФЦП «Русский язык» в 2004 году удалось реализовать большую часть
из запланированного: рассмотрены и одобрены проекты, направленные на укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов России, а также на обновление содержания и методов обучения русскому языку и литературе; организованы международные выставки и презентации, олимпиады, конкурсы и методические семинары. В рамках программы осуществляется сотрудничество с 38 субъектами РФ, преподавателями из более, чем 50 стран ближнего и дальнего зарубежья.
Как подчеркнул А.Фурсенко, «комиссия
по русскому языку - это не только дань культурному базису, но и важнейший инструмент сохранения и улучшения культурной базы образования и общения для тех, кто ассоциирует себя с Россией. Повышение статуса русского языка является вопросом национальной безопасности России».
По итогам заседания, учитывая высокую значимость ФЦП «Русский язык», было принято решение рекомендовать Минобрнауки России представить в Правительство Российской Федерации предложения по разработке ФЦП «Русский язык» на 2006-2010 годы;
включить в этот проект раздел, посвященный распространению русского языка в государствах СНГ и дальнего зарубежья, оказанию содействия гражданам этих государств в получении образования на русском языке.
Несмотря на реорганизацию Министерства образования и замену министра Филиппова министром Фурсенко, в стране "продолжаются начатые прежней командой преобразования". Так считает Любовь Кезина, руководитель Московского департамента образования, чья пресс-конференция прошла 16 февраля. На пресс-конференции также выяснилось, что выпускников в этом году ожидают большие новости.
В прошлом году московские школьники добровольно сдавали единый экзамен по пяти предметам.
В этом году планировалось ввести добровольную сдачу ЕГЭ по десяти предметам: математике, русскому, физике, химии, биологии, литературе, истории, обществознанию, географии и иностранному языку. Однако ныне департамент образования решил ограничиться только двумя: историей и русским языком. Остальные восемь можно будет сдавать в форме традиционного экзамена.
Такая резкая корректировка планов связана с изменениями в правилах приема в вузы. Согласно приказу Министерства образования и науки в этом учебном
году вузы должны выделить 50% специальностей, зачисление на которые будет производиться по результатам ЕГЭ. Сдавать экзамены на эти специальности в традиционной форме абитуриент сможет только в том случае, если в его регионе экзамены по профильным предметам в форме ЕГЭ вообще не проводились. "Мы решили обезопасить большинство наших ребят, - сказала Кезина, - поэтому максимально сократили число предметов".
Тем же, кого интересуют специальности, попадающие в "черный список" из 50% специальностей выбранного
вуза, и для кого русский язык и история - профильные предметы, придется сдавать ЕГЭ в обязательном порядке. Если кто-то своевременно этого не сделает, у него все же останется еще одна, но уже последняя возможность попасть в желаемый вуз.В Москве создается государственная экзаменационная комиссия, которая будет принимать экзамены по истории и русскому в форме ЕГЭ в июле месяце.
Как быть тем выпускникам, кто собирается подавать документы сразу в несколько вузов (а у каждого вуза будет свой "черный список"),
тоже пока непонятно. Самих "черных списков" специальностей пока еще не существует - по этому вопросу 17 февраля руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования Виктор Болотов собирает проректоров и ученых секретарей вузов. Возможно, окончательное решение по этому вопросу будет принято через 2 недели.
24 февраля Андрей Фурсенко встретился со студентами МГТУ им. Н.Э.Баумана. Министр образования и науки предложил формат “вопрос-ответ”.
— Будут ли студентам повышены стипендии до прожиточного минимума? — Сейчас стипендия состоит из двух частей — социальной и академической. В общей сложности получается около 1000 рублей. С апреля мы собираемся повысить стипендии на 100 рублей, а с сентября — еще на 100. Но на мой взгляд, социальную часть стипендии надо выдавать
более адресно — только нуждающимся студентам. Очень не хочется, чтобы студенты чувствовали себя нахлебниками. Я в свое время ездил в стройотряды. Студенту и самому заработать не западло. (Аплодисменты зала.)
— Введут ли принудительное распределение? — На некоторые специальности у государства сейчас дефицит — например………
По закону, общее среднее образование у нас является бесплатным, и государство обязано на 100 проц. его финансировать. Но в действительности часть государственных обязательств ложится на плечи родителей. Возможно, что скоро всем родителям официально придется еще и платить за преподавание. В конце января на заседании фракции "Родина" в Госдуме министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что часть зарплаты учителям можно было бы выплачивать за счет родителей учеников.
По мнению экспертов, реформы последних лет показывают, что государство постепенно снимает с себя ответственность за финансирование образования. Вопрос уже не в том, будет ли образование платным или бесплатным, а кто и в каких долях за него станет платить.
Часть зарплаты учителя из кошелька родителей. Когда родители отдают ребенка в частную школу, то примерно представляют, за что им надо платить. Часть суммы идет на зарплату учителям, часть - на материальную базу (учебники, лаборатории), питание
и тому подобное. Подразумевается, что государственная школа финансируется из госбюджета (на деньги налогоплательщиков, то есть нас с вами). Но уже с первого класса родители сталкиваются с тем, что им приходится сдавать деньги на "нужды школы": на охрану, ремонт классов, покупку учебников, подарки учителям к всевозможным датам (по разным оценкам, ежегодный размер "добровольных пожертвований" составляет от 1, 5 до б тыс. руб. в зависимости от региона). Кроме того, согласно опросам фонда "Общественное мнение",
проведенным в декабре 2004 года, в ряде школ родители уже частично финансируют обучение (то есть труд педагогов): их дети посещают платные факультативные (дополнительные) занятия по основным предметам (в среднем от 100 до 600 руб. в месяц за предмет). Факультатив -это не обязательный учебный курс или же предмет, изучаемый по желанию школьника для углубления и расширения знаний.
В своем известном выступлении в Госдуме Андрей Фурсенко высказал мнение, что систему оплаты труда учителям следует изменить.
"Базовая часть зарплаты - 75 проц. - должна быть привязана к учебному плану, по которому работает учитель, - отметил министр, - а оставшуюся часть можно было бы оплачивать за счет проведения в школе факультативов". Часть дополнительных занятий, по его словам, "может оплачиваться родителями, часть - за счет специальных фондов: региональных, федеральных или филантропических". При этом, правда, глава Минобразования и науки подчеркнул, что это "мое личное мнение, а не позиция возглавляемого мной ведомства".
Однако
в одном ряду с планами повысить зарплату учителям стоит еще одно положение реформы образования - пересмотр учебных планов, о котором на прошлой неделе на заседании правительства сказал Андрей Фурсенко, говоря о концепции модернизации образования. По словам министра, в рамках реформы образования учебный план в школах планируется сократить на 25 проц., снизится нагрузка на учащихся. Ряд предметов исключат из школьной программы, некоторые станут преподавать в сокращенном объеме, а углубленные знания школьники
смогут почерпнуть на дополнительных платных занятиях. И это поможет повысить доходы учителей.
На первый взгляд реформаторы преследуют благие цели: снизить нагрузку школьникам и повысить зарплату педагогов. Но похоже, что таким образом государство начинает постепенно снимать с себя ответственность за финансирование школ. Планируется, что новые образовательные стандарты (в том числе и сокращенный базовый учебный план школ) утвердят уже в скором времени. В соответствии со ст.ст. 14, 19 и 45 Закона "06
образовании" школы вправе оказывать платные услуги вне рамок образовательных программ. То есть если утвердят изменения, то доплачивать за преподавание дополнительных учебных часов основных предметов придется всем родителям. (Может быть, исключением станут только малоимущие семьи.)
Число школ может сократиться. По данным Федерального агентства по образованию, школы с нынешнего года будут финансироваться по новой схеме. До нынешнего года они были на балансе муниципальных бюджетов, сейчас же переданы
в ведение субъектов РФ. Школы перевели на нормативное финансирование: деньги выделяют не всем одинаково по обезличенной смете, а на обучение каждого ребенка. Законодатели считают, что такая система серьезно повысит конкуренцию среди школ, которым придется бороться за каждого ученика. Ученики "проголосуют ногами", переходя в лучшую школу. Правда, агентство совместно с Минфином разработало "усредненные нормативы", ниже которых регионы опускаться не могут. Для сельской школы - это 9 тыс. руб. в год на одного ученика,
для поселковой - 8 тыс. и для городской - 5, 5 тыс. рублей. Такое распределение денег в Федеральном агентстве по образованию объяснили тем, что сельские школы сегодня больше нуждаются в материальной, методической и технической поддержке.
В принципе такая конкуренция может быть полезна: школы уже не смогут отказывать детям в приеме, взимая с родителей деньги за поступление. Но возникнут и сложности. Так, по мнению председателя общественной организации "Образование и общество" Юрия Крупнова, в 2000-2002
годах возглавлявшего отдел научно-методического обеспечения развития образования Управления информационных технологий Минобразования и науки, с введением "подушевого" финансирования может сократиться число школ. А это особенно гибельно для сельских школ, где обычно учится небольшое число детей. В результате школы закроются, и детям придется ездить учиться в другой поселок или город. Кроме того, может случиться, что каждый учитель станет набирать в класс как можно большее количество учеников. Будет ли качественным
образование при обучении в переполненных классах?
Комплексная проверка по реализации законодательства об образовании и Концепции российского образования закончена в Приморском крае 27 февраля.
Как сообщили информационному агентству "Дейта.RU" в аппарате главного федерального инспектора по Приморскому краю, в ходе проверки, проведенной специалистами контрольного департамента аппарата полпреда президента РФ в ДВФО и главным федеральным инспектором по Приморскому краю Евгением АВАКУМЬЯНЦЕМ сделаны выводы об общем состоянии сферы образования
в Приморском крае, об уровне развития сети образовательных учреждений, об обеспечении образовательного процесса, в том числе наличии учредительных документов, свидетельств о собственности, лицензий на образовательную деятельность учреждений (дошкольных, общеобразовательных, высших и среднепрофессиональных), о финансировании системы образования, о проблемах трудоустройства выпускников, о наличии фактов нарушения законности, коррупции в системе различных учреждений образования.
На основании обобщения полученных
результатов будут даны оценки ходу проводимой в Приморье реформы системы образования и предложения по ее совершенствованию. Доклад с информацией по результатам комплексных проверок во всех регионах будет представлен Президенту России Владимиру ПУТИНУ.
1 марта в Ростове-на-Дону состоится расширенная коллегия министерства общего и профессионального образования области: "Об итогах работы в 2004 году и основных задачах развития образования в 2005 году".
В работе коллегии принимают участие руководители муниципальных органов управления образованием; образовательных учреждений областного подчинения, начального, среднего и высшего профессионального образования, профсоюзных организаций.
Как сообщили корреспонденту
REGIONS.RU в пресс-службе администрации Ростовской области, на коллегии планируется обсудить итоги работы в 2004 году, вопросы модернизации образования, интеграции общего и профессионального образования, проведения ЕГЭ с учетом нововведений в 2005 году, подготовки педагогических кадров и др.
Повестка расширенного заседания коллегии министерства общего и профессионального образования области:……..
Российское правительство предполагает в скором времени ввести новую форму управления вузами. Минобразования и науки считает, что настало время отойти от традиционной системы, когда руководитель университета или института совмещает две разные функции -- квалифицированного администратора и ведущего ученого, и разделить эти направления работы.
«Рособразованию» и Минобрнауке необходимо работать над предложениями по совершенствованию структуры управления вузом, имея в
виду, в частности, нормативное и законодательное обеспечение института президента высшей школы», -- заявил вчера на коллегии Федерального агентства по образованию его руководитель Григорий Балыхин. По его словам, в самое ближайшее время будет завершена работа по подготовке необходимых документов и поправок в федеральный закон «Об образовании».
Министр Андрей Фурсенко не раз на своих встречах с прессой настаивал, что российскому образованию предстоит в первую очередь пройти через экономическую реформу.
А затем уже решать проблемы с качеством и содержанием образования. «Вначале мы должны обеспечить достаточную материально-техническую базу, а затем уже выдвигать жесткие требования к качеству», -- мотивировал свою позицию министр. И в качестве наглядного примера приводил сельские школы и вузы в бедных регионах, в которых у учащихся нет не только компьютера, но порой и аудиторий.
Еще более веским аргументом в пользу института президента вуза является работа Минобразования и науки по активной интеграции
вузов, научных институтов и производственного сектора, а также выполнение поручения Владимира Путина о создании технопарков при ведущих университетах страны. Уровень госзаказа к высшей школе сегодня явно превышает традиционные задачи ректора по подготовке квалифицированных специалистов. А нынешний состав ректорского корпуса крайне неохотно воспринимает идеи рыночной экономики и требует от новых властей присяги на верность идеям фундаментального образования.
Внедрение в управленческую систему фигуры президента,
который сосредоточит в своих руках все заботы по менеджменту учебного заведения, с одной стороны, позволит министерству снять с себя ответственность за материально-техническую базу вуза. А с другой -- достаточно красиво решит проблему с ректорами-консерваторами: хотите заниматься фундаментальным образованием -- занимайтесь, за госзаказ будет отвечать президент вуза.
Единственная и самая большая сложность проекта заключается в том, что большинство ректоров ведущих вузов страны де-факто успевают исполнять
как раз именно административную работу. И речь идет о лишении их этой обязанности. Кстати, Григорий Балыхин пообещал в ближайшие годы «обновить профессорско-преподавательский корпус более чем наполовину», ссылаясь на то, что более 50% штатных сотрудников вузов находится в предпенсионном и пенсионном возрасте.
Повышать зарплату учителя за счет нефтедолларов нельзя. А за счет родителей можно?
Пожалуй, еще ни одно из заявлений Андрея Фурсенко на посту министра образования не получало такой жесткой ответной реакции, как отказ существенно повысить зарплаты учителям. И даже в принципе бороться за такое повышение.
Напомним, во время недавней встречи с руководителями молодежных и детских организаций министр в ответ на чей-то вопрос по поводу переизбытка нефтедолларов в казне ответил:
- Не надо заглядываться на эти деньги. Они не заработаны, а выручены от продажи природных ресурсов. Следовательно, принадлежат будущим поколениям, при чем тут мы?..
Спорное суждение. Будущие поколения как раз и садятся сегодня за учебные парты. "Это просто политический цинизм, - откликнулся на реплику Андрея Фурсенко в эфире радиостанции "Свобода" экс-министр образования РФ Эдуард Днепров:
-Мы купаемся в нефтедолларах; господин Кудрин спит, как собака на сене, на золотовалютном запасе. И при этом у страны нет денег на две главные движущие силы - науку и образование?"
"Зарплату работникам сферы нужно повышать немедля и в разы, это ясно как день. И продавить такое решение способен лишь министр. Это его гражданский долг и исключительное право: узлом завяжись, а отрасль убереги от нищеты", -поддержал Днепрова на парламентских слушаниях ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.
Кого ни спроси, с этим согласны все (кроме,…….
Уважаемые получатели рассылки на нашем портале открылся раздел «Другие новости образования»; в этом разделе подобраны ссылки на интересные статьи, размещенные на других сайтах. Обновление происходит раз внеделю.
Уважаемые пользователи у нас открыт форум! Высказывайте Ваши предложения и пожелания по развитию портала и голосуйте за высказывания...
Полные тексты материалов доступны на портале «Реализация федеральных и региональных программ развития образования» по адресу
Если у Вас появились вопросы,пожалуйста, пишитена адресemissia@mail.ru .Для ускорения ответа просим зарегистрироватьсяна портале. Это бесплатная процедура.Конфиденциальность гарантируется.
С уважением, редакция портала «Реализация федеральных и региональных программ развития образования» http://www.development.edu.ru,