Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

"Элементы": новости науки

  Все выпуски  

Дарвиновскому музею - сто лет


«Хронология далекого прошлого»

Хронология далекого прошлого

18 тысяч лет назад...
330 миллионов лет назад...

Откуда берутся эти цифры? Насколько им можно доверять?

Статья доктора биологических наук Александра Маркова открывает на «Элементах» раздел Методология науки

Дарвиновскому музею — сто лет

08.10.2007

Комплекс зданий Государственного Дарвиновского музея. Фото с сайта www.museum.ru
Комплекс зданий Государственного Дарвиновского музея. Фото с сайта www.museum.ru

Дарвиновский музей, столетие которого отмечается в эти дни, занимает совершенно особое место среди всех музеев. Его коллекции изначально формировались как собрание экспонатов, иллюстрирующих всего лишь одну научную теорию — правда, такую, которая перевернула веками существовавшие представления о мире живой природы и дала толчок к развитию нового мировоззрения. Имя этой теории — дарвинизм.

Зал «Многообразие живой природы» (1-й этаж). Из книги: «Государственный Дарвиновский музей»
Зал «Многообразие живой природы» (1-й этаж). Из книги: «Государственный Дарвиновский музей»

К гениальной догадке о том, как реально может происходить эволюция, Чарлз Дарвин пришел вовсе не сразу, а только после сопоставления огромного количества разрозненных и вроде бы никак не связанных между собою фактов. В отличие от своих будущих критиков он тщательно избегал спекуляций, а свою книгу назвал предельно точно: «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь».

Слушательницы Московских высших женских курсов со своим преподавателем А. Ф. Котсом (в центре). Правее его (и чуть ниже) — Н. Н. Ладыгина-Котс. Вокруг слушательниц (а иногда — в их руках) экспонаты коллекции Котса, уже переданной женским курсам. Фото 1913 г. Из книги: «Государственный Дарвиновский музей»
Слушательницы Московских высших женских курсов со своим преподавателем А. Ф. Котсом (в центре). Правее его (и чуть ниже) — Н. Н. Ладыгина-Котс. Вокруг слушательниц (а иногда — в их руках) экспонаты коллекции Котса, уже переданной женским курсам. Фото 1913 г. Из книги: «Государственный Дарвиновский музей»

Александр Фёдорович Котс и Надежда Николаевна Ладыгина-Котс с чучелом волка-меланиста — частью приданого невесты (другая часть — волк альбинос). 1911 год. Из книги: «Государственный Дарвиновский музей»
Александр Фёдорович Котс и Надежда Николаевна Ладыгина-Котс с чучелом волка-меланиста — частью приданого невесты (другая часть — волк альбинос). 1911 год. Из книги: «Государственный Дарвиновский музей»

Кажущаяся на первый взгляд простой, дарвиновская концепция происхождения видов не так уж легко воспринимается обыденным сознанием. Она рисует не привычную для него детерминистскую картину мира, лежащую в основе любого креационизма, а вероятностную, полную стохастизма и непредсказуемости. Эта концепция подчеркивает не столько совершенство организмов, сколь разную степень их несовершенства, неодинаковость в возможностях выжить и оставить потомство. Но, будучи понятым и осмысленным, дарвинизм позволил по-новому упорядочить уже существующий огромный объем знаний. Биология получила от дарвинизма новый ракурс видения. Всё в этой науке приобрело некий новый смысл, поскольку стало рассматриваться в свете эволюции.

Проникновение дарвиновской теории в науку и в систему образования требовало порой радикальной перестройки устоявшейся системы взглядов. Конец XIX-го — начало XX века во всей Европе отмечены борьбой за дарвинизм. В этой борьбе выдвигались свои лидеры, свои подвижники. В России одним из них был Александр Фёдорович Котс, выпускник естественного отделения физико-математического факультета Московского университета, зоолог, таксидермист, музеевед (или «музеолог», как он сам себя называл), блестящий лектор и экскурсовод, страстный пропагандист дарвиновского учения. Еще в студенческие годы ему удалось посетить ряд университетов Западной Европы, пообщаться с несколькими выдающимися биологами-эволюционистами и уже тогда понять, как не хватает на лекциях по теории эволюции иллюстративного материала.

А когда в 1907 году А. Ф. Котсу самому предложили прочесть на Московских высших женских курсах факультативный курс по эволюционному учению, то он не только его блестяще прочитал, но и проиллюстрировал лекции многочисленными экспонатами своей уникальной коллекции, содержавшей, в частности, чучела животных с редкой, уклоняющейся окраской. Эту собранную на личные средства коллекцию в 1907 году А. Ф. Котс официально передал Московским высшим женским курсам. Тем самым было положено начало будущему музею, делу всей жизни Александра Фёдоровича и его супруги, а заодно многолетней помощницы — Надежды Николаевны Ладыгиной-Котс.

Впрочем, заслуженную известность Н. Н. Ладыгина-Котс впоследствии получит не только как сподвижница своего мужа по работе в музее, но и как крупнейший специалист-зоопсихолог, автор классического труда «Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях», опубликованного крайне ограниченным тиражом в 1935 году Дарвиновским музеем, а недавно изданного в Оксфорде на английском языке (Ladygina-Kohts, 2002).

Надежда Ладыгина-Котс и шимпанзе Иони. Слева: обезьяна выражает сочувствие плачущей Надежде Ладыгиной-Котс. Справа: Иони испытывает волнение и сжимает кулачки. Из собрания фотоматериалов Дарвиновского музея. Воспроизведено в книге: «Государственный Дарвиновский музей»
Надежда Ладыгина-Котс и шимпанзе Иони. Слева: обезьяна выражает сочувствие плачущей Надежде Ладыгиной-Котс. Справа: Иони испытывает волнение и сжимает кулачки. Из собрания фотоматериалов Дарвиновского музея. Воспроизведено в книге: «Государственный Дарвиновский музей»

Материалом для этой работы послужили наблюдения за поведением молодого шимпанзе Иони, который жил в семье Котсов в 1914-1916 годах. Причем Н. Н. Ладыгина-Котс (Надя Котс, как ласково называют ее сейчас западные исследователи) не просто наблюдала за Иони, но и провела с ним множество хорошо продуманных экспериментов. А позже она применила аналогичные подходы к изучению собственного сына — Руди (Рудольфа Александровича Котса, который сейчас участвует в работе над научным наследством своей матери).

Таксидермист Филипп Евтихиевич Федулов (1881–1961), всю свою жизнь проработавший в Дарвиновском музее. На снимке 1940-х годов он снят на фоне изготовленного им чучела индийского слона. Из книги «Государственный Дарвиновский музей»
Таксидермист Филипп Евтихиевич Федулов (1881–1961), всю свою жизнь проработавший в Дарвиновском музее. На снимке 1940-х годов он снят на фоне изготовленного им чучела индийского слона. Из книги «Государственный Дарвиновский музей»

Полная драматизма история создания музея и борьбы (а иначе не скажешь!) за его дальнейшее выживание и развитие нашла свое отражение в великолепно изданной подарочной книге, подготовленной к 100-летию Дарвиновского музея в рамках издательской программы «Интерроса». Ее первый и, пожалуй, наиболее интересный раздел посвящен истории музея. Блестящей идеей составителей было включить сюда текст, написанный самим основателем музея — А. Ф. Котсом (рассказ, охватывающий первое десятилетие существования музея — от зарождения до 1917 года). Получилось так, как будто Александр Фёдорович и сейчас продолжает участвовать в работе музея, хотя он и скончался в 1964 году. Текст более чем полувековой давности местами выглядит как написанный вчера.

Анна Иосифовна Клюкина — директор Дарвиновского музея с 1988 года. Именно она в труднейший для страны период добилась завершения строительства нового здания музея, руководила перевозкой коллекций и организацией новой экспозиции. Сейчас к этому зданию прибавилось второе — выставочный комплекс. Из книги: «Государственный Дарвиновский музей»
Анна Иосифовна Клюкина — директор Дарвиновского музея с 1988 года. Именно она в труднейший для страны период добилась завершения строительства нового здания музея, руководила перевозкой коллекций и организацией новой экспозиции. Сейчас к этому зданию прибавилось второе — выставочный комплекс. Из книги: «Государственный Дарвиновский музей»

Так, о своих попытках раздобыть денег (три тысячи рублей золотом), чтобы выкупить в 1912 году у немецкой фирмы столь нужную музею пару чучел горилл, Котс пишет: «Увы! Ближайшие попытки обращения к московским меценатам оказались безуспешными: у сочувствующих Дарвину и курсам не хватало денег, а обладатели последних не симпатизировали обезьянам. Были и такие, кто сочувствуя Дарвину и обезьянам, не сочувствовали женскому образованию...». Однако усилия Котса всё же увенчались успехом — деньги он достал, хотя ему и пришлось для этого ездить на поклон к вельможной даме в нелюбимую им «Северную Пальмиру». А пара горилл и сейчас находится в Дарвиновском музее.

Автор последней главы раздела об истории музея — его нынешний директор Анна Иосифовна Клюкина. О своей роли в борьбе за музей Анна Иосифовна пишет более чем скромно, но одно только упоминание числа обращений, направленных ею городским и федеральным властям, а также краткий рассказ лишь об одном заседании говорят сами за себя. Те же, кто, подобно автору этих строк, хоть немного знают о перипетиях вокруг музея за последние двадцать лет, прекрасно понимают, что всё, что сейчас мы видим на углу улицы Вавилова и улицы Дм. Ульянова (а это два прекрасных здания с богатейшей экспозицией как биологических объектов, так и произведений искусства), вряд ли было бы возможно без поистине подвижнических усилий А. И. Клюкиной.

Коллекции музея поражают своим богатством. Не только зоолог, но и просто любознательный человек не может, к примеру, пройти мимо витрины с коллекцией альбиносов — зверей и птиц, абсолютно белых, лишенных других пигментов. Где еще вы увидите белую галку, белого павлина, белую рысь и белого волка. Волк-альбинос, кстати как и волк-меланист (черный), — это приданое невесты Александра Фёдоровича — Надежды Ладыгиной. Сумма, потраченная на покупку этих редких экземпляров, предназначалась, как пишет А. Ф. Котс, для устройства будущих «хором» молодой четы.

Чучело бескрылой гагарки (Pinguinus impennis) — крупной нелетающей птицы, гнездившейся на островах в северных морях. Птица эта была полностью истреблена человеком к середине XIX века. (См. также Great Auk). Один из ценнейших экспонатов Дарвиновского музея. Фото из книги: «Государственный Дарвиновский музей»
Чучело бескрылой гагарки (Pinguinus impennis) — крупной нелетающей птицы, гнездившейся на островах в северных морях. Птица эта была полностью истреблена человеком к середине XIX века. (См. также Great Auk). Один из ценнейших экспонатов Дарвиновского музея. Фото из книги: «Государственный Дарвиновский музей»

В экспозиции музея есть и ценнейшие документальные свидетельства существования животных, полностью истребленных человеком. Таков, например, полный скелет давно (но уже на человеческой памяти) исчезнувшего дронта, или иначе — «додо» с острова Маврикий, а также несколько чучел птиц, изничтоженных человеком совсем недавно — в XIX-м или в начале XX века. Это и бескрылая гагарка, и странствующий голубь, и небольшая изящная птица из Новой Зеландии — разноклювая гуйя. О том, что все эти виды когда-то действительно жили на Земле, свидетельствует теперь только небольшое число чучел, разбросанных по коллекциям самых крупных естественнонаучных музеев. Конечно, эти редкости — одни из ценнейших экспонатов Дарвиновского музея.

В книге, подготовленной к юбилею музея, высококачественные цветные фотографии ряда экспонатов из разных коллекций (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, скелеты, насекомые, остатки ископаемых, картины, старинные книги и другие объекты) образуют своего рода альбом внутри книги. На мой взгляд, авторы книги совершенно правильно уделили в этом альбоме особое внимание тем экспонатам, которые в витринах музея разглядеть бывает трудно, но которые зато можно выигрышно показать в книге. Таковы, например, интереснейшие рисунки из книг XVII-го и XVIII века по естественной истории. Или замечательные фотографии, иллюстрирующие опыты Н. Н. Ладыгиной-Котс с шимпанзе Иони, показывающие мимику обезьяны в разных ситуациях, а также в сравнительном аспекте мимику ребенка — сына Александра Фёдоровича и Надежды Николаевны. Помимо своей документальной научной значимости, эти снимки безусловно являются настоящими пр! оизведениями искусства и могут быть смело экспонированы на любых современных выставках художественной фотографии.

Рисунок из книги голландской художницы и энтомолога Марии Сибиллы Мериан «Dissertatio de generatione et metamorphosibus insectorum Surinamensium». 1726 год. Земноводное в воде — <a суринамская пипа. Из собрания редких книг Дарвиновского музея. Из книги: «Государственный Дарвиновский музей»
Рисунок из книги голландской художницы и энтомолога Марии Сибиллы Мериан «Dissertatio de generatione et metamorphosibus insectorum Surinamensium». 1726 год. Земноводное в воде — суринамская пипа. Из собрания редких книг Дарвиновского музея. Из книги: «Государственный Дарвиновский музей»

Конечно, в книге говорится и о выдающихся художниках анималистах, работавших в музее, о его таксидермистах, о существовавшем при музее кружке юных натуралистов — знаменитом ВООПЕ и его многолетнем руководителе Петре Петровиче Смолине.

Сейчас Дарвиновский музей — это не только собрание биологических редкостей, старинных книг и произведений искусства. Это не только полезная для школьников и студентов экспозиция, рассказывающая об эволюции органического мира и об истории науки, познававшей эволюцию. Это и интереснейшие выставки, конференции, экспедиции, кружки для школьников, специальные экскурсии для слабовидящих людей... Это крупное, динамично развивающееся научно-просветительское учреждение, где всегда полно молодежи, где последовательно отстаивается научное мировоззрение и где отдается должное самой природе, науке и искусству. Остается только поздравить музей со столетним юбилеем и пожелать ему дальнейшего процветания.

Источник: Государственный Дарвиновский музей. 100 лет со дня основания. 1907-2007. 2007. М.: Издательская программа «Интерроса». 360 с., ил. ISBN 978-5-91105-016-0. Репродукции некоторых разворотов книги показаны здесь (Pdf, 1 Мб).

См. также:
1) Государственный Дарвиновский музей (официальный сайт музея).
2) Ladygina-Kohts N.N. Infant Chimpanzee and Human Child: A Classic 1935 Comparative Study of Ape Emotions and Intelligence. 2002. Oxford University Press, 592 p.
3) de Waal F.B. A century of getting to know the chimpanzee // Nature. 2005. V. 437. P. 56–59.
4) Удальцова В.А. Ремесло или искусство // Природа. 2002. №4.
5) Ч. Дарвин. «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь». Перевод с шестого издания (Лондон, 1872). Ответственный редактор академик А. Л. Тахтаджян, Санкт-Петербург: «Наука». С.-Петербургское отделение. 1991 (весь текст в свободном доступе здесь).

Алексей Гиляров

Эта новость на «Элементах»
 

Предыдущие новости

08.10 Насекомые-вредители защищаются от биологического оружия

Вирус CpGV считался самым эффективным средством борьбы с яблонной плодожоркой — опаснейшим вредителем яблонь. Однако в последние годы в европейских садах появились и стали быстро распространяться вредители, устойчивые к вирусу. Причина устойчивости — мутация в половой хромосоме Z. Быстрому распространению этой мутации, оказывается, помогают сами садоводы.

05.10 Новый взгляд на интеллект животных

Книга Жанны Ильиничны Резниковой, недавно вышедшая в Кембридже, — это попытка нового взгляда на интеллект животных — от человекообразных обезьян до муравьев. «Интеллект» в широком смысле слова — это то, что позволяет довести генетически заложенную программу поведения до требований реальной среды, то, что позволяет животному выжить в новых, порой неожиданных ситуациях.

04.10 Полные митохондриальные геномы вымерших животных теперь можно извлекать из волос

Новые методы «прочтения» ДНК позволили международной группе исследователей восстановить полные митохондриальные геномы 10 мамонтов на основе фрагментов ДНК из стержней волос. Оказалось, что митохондриальная ДНК сохраняется в древних волосах даже лучше, чем в костях. Это открывает новые возможности для молекулярно-генетического изучения вымерших млекопитающих.


В избранное