Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как делать открытия. Приемы решения научных задач


АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''


''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz
Выпуск № 129. 7 сентября 2007 г.
 http://bedload.boom.ru/ ancondratyev@peterlink.ru

Здравствуйте, дорогие друзья!!!

Книга "Ноты открытий"

Не устану повторять о своей брошюре. Неоднократно печатал на страницах нашей рассылки статьи из этого сборника. Это почти все мои статьи по открывательству, которые я написал в 1997-2003 годах.

На появление этой книги значительно повлияло общение с Волюславом Владимировичем Митрофановым и его знаменитой книгой «От технологического брака до научного открытия».

И вот! Спешу сообщить, что Сергей Филичев договорился с Волюславом Владимировичем о переиздании этой книги.

Книга эта замечательная!

По сути, это новый жанр литературы. Наподобие научной поэмы.

Тот, кто слышал Волюслава Владимировича, знает, каков он мастер слова. Лично я, читая эту книгу, слышу его голос. И многие другие знакомые мне ТРИЗовцы говорили, что они тоже слышат его особенный голос – жизнеутверждающий.

Одно из главных качеств характера самого Волюслава Владимировича - смелость в мыслях. Какой безграничный полёт фантазии! У него нет рамок (тех рамок, которые постоянно встают у многих при попытках решения задач).

И анализируя, почему же ему удалось сделать массу красивых открытий, Волюслав Владимирович задумался: почему ему удалось решить эти задачи, а многим другим исследователям – не удалось. Вывод был таков – стержень открывателя в его качествах характера.

Потом Митрофанов реализовал свою мечту – сделал «Машину открытий». О ней я уже много раз рассказывал в этой рассылке.

И мои статьи в брошюре «Ноты открытий» инициированы этим. Кое-что, конечно там моё. И я даже в некоторых вопросах расхожусь с Волюславом Владимировичем. НО тем интересней Вам будет прочитать его книгу и, возможно, и мою.

Обе книги можете получить у Сергея Филичева. Моей у него осталось 50 штук, как он написал недавно. Адрес: coba77@mail.ru. Указывайте адрес, куда высылать книгу и количество экземпляров.


Азбука изобретательности

Получил письмо от Валерия Павловича Гальетова. Это известный ТРИЗовец, с которым я неоднократно встречался на ТРИзовских конференциях в разных городах.

Также он писал присылал свои интересные работы в нашу рассылку. Его отличает спокойная и мудрая рассудительность.

Добрый день, Александр!

У меня подготовлена электронная книга "Азбука изобретательности в сказках".

Вот ее пресс-релиз:

--------------------------------------------------------------

Изобретательность важнейшее качество человека во все времена.

В книгу "Азбука изобретательности" включены сказки, где герои с помощью своего разума решают жизненные проблемы.

Сказки выстроены в систему, по мере усложнения проблемы, решаемой героем.

Глава первая - о тех, кто не умеет решать свои проблемы.

Глава вторая - о тех, кто умело решает свои проблемы.

Глава третья - о тех, кто помогает другим решать их проблемы.

Глава четвертая - о тех, кто решает проблемы народа.

Глава пятая - о решении самой сложной задачи в жизни каждого человека, имеющей важнейшее значение для него самого, его рода и народа.

Глава шестая - на примере одной сказки показано применение средств ТРИЗ - отечественной технологии решения изобретательских задач.

Каждая сказка снабжена комментарием, где показаны приемы, использованные героем сказки, помогающие ему решить проблему.

 

Книга может быть полезна для родителей, желающих помочь своим детям стать более изобретательными, для педагогов, неравнодушных к судьбе детей в меняющемся мире. Книга будет полезна для каждого, кто понимает важность развития изобретательности в себе и окружающих людях.

На сайте http://human-life.narod.ru можно познакомиться с первыми двумя главами книги. Там же представлена рассылка "Научись учиться один раз в жизни" и дистанционные курсы.

 

Предположительно в ноябре выйдет бумажная версия книги "Азбука изобретательности". Примерная стоимость 360 рублей. Электронная версия стоит 260 рублей.

С уважением

Валерий Гальетов

Я написал, что с удовольствием расскажу об этой книге сказок Вам. Но хорошо бы добавить и саму сказку сюда. На что Валерий Павлович ответил:

Спасибо, Александр!

Сказку вполне можно дать. Например, про Ежика с комментарием, что все мы ежики, кто ТРИЗом занимается...

С уважением ВГальетов

И вот эта сказка про Ёжика:

ПАЛОЧКА - ВЫРУЧАЛОЧКА

 

       Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоём дорога вдвое короче. До дома далеко - идут, разговаривают. А поперёк дороги палка лежала. За разговором Заяц её не заметил - споткнулся, чуть было не упал.

       - Ах ты!.. - рассердился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону отлетела. А Ёжик поднял палку, закинул её себе на плечо и побежал догонять Зайца.

       Увидел Заяц у Ежа палку, удивился:

       - Зачем тебе палка? Что в ней толку?

       - Эта палка не простая, - объяснил Ёжик. - Это палочка-выручалочка.

       Заяц в ответ только фыркнул.

       

       Пошли они дальше и дошли до ручья. Заяц одним прыжком перескочил через ручей и крикнул уже с другого берега:

       - Эй, Колючая Голова, бросай свою  палку, тебе с нею сюда не перебраться!

       Ничего не ответил Ёжик, отступил немного назад, разбежался, воткнул на бегу палку в середину ручья, одним махом перелетел на другой берег и стал рядом с Зайцем, как ни в чём не бывало. Заяц от удивления даже рот разинул:

       - Здорово ты, оказывается, прыгаешь!

       - Я прыгать совсем не умею, - сказал Ёжик, - это палочка-выручалочка-через-всё-скакалочка мне помогла.

 

              Пошли дальше. Прошли немного, и вышли к болоту. Заяц с кочки на кочку прыгает. Ёжик позади идёт, перед собой палкой дорогу проверяет.

 

            - Эй, Колючая Голова, что ты там плетёшься еле-еле? Наверно, твоя палка...

       Не успел Заяц договорить, как сорвался с кочки и провалился в трясину по самые уши. Вот-вот захлебнётся и  утонет.

       Перебрался Ёжик на кочку, поближе к Зайцу, и кричит:

       - Хватайся за палку! Да покрепче!

        Ухватился Заяц за палку. Ёжик изо всех сил дёрнул, вытянул своего друга из болота. Когда выбрались на сухое место, Заяц говорит Ежу:

       - Спасибо тебе, Ёжик, спас ты меня.

       -Что ты! Это палочка-выручалочка-из-беды-вытягалочка!

 

       Пошли дальше и у самой опушки большого тёмного леса увидели на земле птенчика. Он выпал из гнезда и жалобно пищал, а родители кружились над ним, не зная, что делать.

       - Помогите, помогите! - чирикали они.

       Гнездо высоко - никак не достанешь. Ни Ёж, ни Заяц по деревьям лазать не умеют. А помочь надо.

       Думал Ёжик, думал и придумал.

       - Становись лицом к дереву! - скомандовал он Зайцу.

       Заяц стал лицом к дереву. Ёжик посадил птенца на кончик своей палки, залез с ней Зайцу на плечи, поднял, как мог палку и достал почти до самого гнезда. Птенчик ещё раз пискнул и прыгнул прямо в гнездо.

       Вот обрадовались его папа и мама! Вьются вокруг Зайца и Ежа, чирикают:

       - Спасибо, спасибо, спасибо! А Заяц говорит Ежу:

       - Молодец, Ёжик! Хорошо придумал!

       - Что ты! Это всё палочка-выручалочка-наверх-поднималочка!

 

       Вошли в лес. Чем дальше, тем  лес гуще, темнее. Страшно Зайцу. А Ежик виду не подает: идет впереди, палкой ветки раздвигает. И вдруг из-за дерева прямо на них огромный Волк выскочил, загородил дорогу, зарычал:

       - Стой!

       Остановились Заяц с Ежом. Волк облизнулся, лязгнул зубами и сказал:

       - Тебя, Еж, я не трону,  ты колючий, вот тебя, Косой, целиком съем, с хвостом и ушами.

       Задрожал Зайчик от страха, побелел весь, как в зимнюю пору, бежать не может: ноги к земле приросли. Закрыл глаза - сейчас его Волк съест. Только Ежик не растерялся: размахнулся своей палкой, и что есть силы огрел Волка по спине. Взвыл Волк от боли, подпрыгнул - и бежать!...

       Так и убежал, ни разу не обернувшись.

       - Спасибо тебе, Ежик, ты меня теперь и от Волка спас!

       - Это палочка-выручалочка-по-врагу-ударялочка, - ответил Ежик.

       

       Пошли дальше. Прошли лес, и вышли на дорогу. А дорога тяжелая, в гору идет. Ежик впереди топает, на палочку опирается, а бедный Заяц  отстал, чуть не падает от усталости.

       До дома совсем близко, а Заяц дальше идти не может.

       - Ничего, - сказал Ежик, - держись за мою палочку.

       Ухватился Заяц за палку, и потащил его Ежик в гору. И показалось Зайцу, будто идти легче стало.

       - Смотри-ка, - говорит он Ежу, - твоя палочка-выручалочка и на этот раз мне помогла.

 

       Так и привел Ежик Зайца к нему домой, а там давно его поджидала Зайчиха с зайчатами. Радуются встрече, а Заяц и говорит Ежу:

       - Кабы не эта твоя волшебная палочка-выручалочка, не видать бы мне родного дома.

       Усмехнулся Ежик и говорит:

       - Бери от меня в подарок эту палочку, может быть, она тебе еще пригодится.

       Заяц даже опешил:

       - А как же сам ты без такой волшебной палочки-выручалочки останешься?

       - Ничего, - ответил Ежик, - палку всегда найти можно, а вот выручалку, - он постучал себя по лбу, - а выручалка-то вот она где!

       Тут все понял Заяц:

       - Верно, ты сказал: важна не палка, а умная голова, да доброе сердце!

 

 

Вот что мне стало понятно из этой сказки.

       Ежик и Заяц по дороге домой решают задачи. Не математические задачи, а жизненные.  Задачи ведь бывают не только по математике или физике. Все мы, живущие на Земле, решаем жизненные задачи. И решаем их каждый день, иногда по нескольку задач в день. Решаем, даже не замечая, что мы это делаем.

 

       И в каждой новой ситуации каждый герой решает возникшую задачу по-своему. Заяц - используя свои "выдающиеся способности", а Ежик использует палку - средство, помогающее ему не только свои задачи успешно решать, но и помогать Зайцу. У Ежика нет "выдающихся способностей": быстро бегать, далеко прыгать, хорошо слышать.

       У Ежика есть и своя выручалка - способность видеть полезные свойства окружающих вещей и использовать их для решения возникающих в дороге задач. Ведь не любую палку подобрал он. Если палка слишком длинная - ее неудобно нести и использовать. Если она слишком тяжелая - быстро устанешь ее нести. Если она слишком тонкая, то прогнется или сломается.

 

       Все это показал художник В. Сутеев своей сказкой о Ежике и Зайце. Но я бы не увидел ничего особенного в такой простой сказке, если бы не учился ТРИЗ - технологии решения изобретательских задач. Ее создала группа инженеров во главе с Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Он обнаружил, что у изобретателей нет средств решения сложных технических задач, и стал такие средства отыскивать. Ученики Генриха Сауловича пошли дальше и стали создавать средства решения других, не технических задач. ТРИЗ начала проникать в другие сферы человеческой жизни и деятельности.

 

       Моя задача, как я ее понял, вот в чем.

       Мне кажется важным показать читателям и сделать видимыми для них такие простые истины:

1. Жизнь каждого человека, семьи, организации, народа есть череда ситуаций. Одни из них простые или кажутся такими, другие сложные, требуют обдумывания, чтобы можно было пройти их без потерь.

2. В сложной ситуации можно выделить одну или несколько задач. Задача обычно не дается в явном виде человеку. Надо потрудиться, чтобы понять и сформулировать задачу точно.

3. Для решения задач человек использует способ и средства - то, что находится в голове и под руками и может помочь в решении данной задачи.

4. Способы и средства можно использовать готовые, уже существующие, либо создавать новые.

5. У каждого человека есть выбор: найти и использовать готовое средство, либо создать новое, никому не известное. И каждый решает эту задачу по-своему.

 

       Я собрал сказки, где, как мне показалось, проявляется изобретательность, либо неизобретательность ее героев. Собрал и определенным образом расположил их. Но мне показалось недостаточным просто сделать сборник сказок. Я хочу, чтобы читатель научился ВИДЕТЬ. Прежде всего, видеть и отличать сложную ситуацию от простой. Затем, чтобы научился видеть и формулировать задачу героя в каждой ситуации, научился видеть и оценивать использованный героем способ и средства решения задачи.

       После каждой сказки вы можете прочитать мои комментарии. Вначале идет описание последовательности ситуаций и действий героев в них. И вот почему мне кажется важным  этот раздел.

       Описание ситуации - краткое, полное и ясное изложение действий, необходимое для понимания. Описание - более простая картина, чем художественное описание событий. Это не имеющая лишних деталей модель, краткая и вместе с тем полная. Описание - основа для анализа ситуаций.

       После описания идет анализ ситуации. Описание - это видимое, внешнее, то, что практически каждый может увидеть. А анализ - это выявление невидимого, того, что обнаруживается только разумом (рис.1).

 

Рисунок не помещаю. Это рисунок с айсбергом и другие полезные сказки смотрите на сайте Валерия Павловича: Разумное  образование  для  разумной  Жизни! http://human-life.narod.ru.


 

О законах открывательства, которые были в нашем предыдущем выпуске, получил отклики.

 

Интересно, что отклики критические. Но какие-то неаргументированные. Если у Вас есть критика с аргументами – присылайте. Обязательно размещу. (И без аргументов тоже размещу, но всё же хотелось бы дискуссии по существу).

Счастья Вам!


Всего Вам доброго! Удачи!

Ведущий - Александр Кондратьев  ancondratyev@peterlink.ru

В письмах, пожалуйста, используйте информативный Subj (чтобы не ушло в корзину со спамом), а также указывайте - "в рассылку" или "ни в коем случае не в рассылку"

Рассылка
''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz
Выпуск № 129. 7 сентября 2007 г.
Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru/

Рейтинг@Mail.ru

 

АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''.
ПОДПИСКА


 

 

 

 

 

 

 


 



В избранное