Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как делать открытия. Приемы решения научных задач


АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''


''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz
Выпуск № 128. 7 сентября 2007 г.
 http://bedload.boom.ru/ ancondratyev@peterlink.ru

Здравствуйте, дорогие друзья!!!

Книга "Ноты открытий"

Ноты открытий. Сборник статей по открывательству за 1997-2003 года. Томск, Универсум, 84 с. Тираж книги у издателя заканчивается! Но Вы ещё можете её купить. Для этого пошлите заказ издателю Филичеву Сергею, преподавателю coba77@mail.ru. Указывайте адрес, куда высылать книгу и количество экземпляров. Можно приобрести и у меня в Санкт-Петербурге. Александру Кондратьеву. ancondratyev@peterlink.ru


Книга по методике открытий

Мы с Генрихом Евгеньевичем Скворцовым заканчиваем книгу по методике научных открытий.

Предлагаю Вашему вниманию заготовку по главе, в которой описываются законы открывательства.

Они основаны на системе законов природы, описанных Генрихом Евгеньевичем в его книге «Система законов природы».

Законы теории новых знаний

LN1.1. Закон базиса. Для производства новых знаний необходимо согласованное взаимодействие базисной триады: системы знаний, активного их преобразователя и технологий производства новых знаний.

PN111. Принцип знаний. Успешное получение новых знаний необходимо обеспечивать широкой системно-закономерно организованной базой знаний доступной открывателю.

PN112. Принцип качеств новатора. Для плодотворной деятельности новатор должен обладать в достаточной мере следующими качествами: интерес к новому (любознательность), умственное трудолюбие, способность выявить противио, выдвинуть гипотезу, осуществить её проверку и актуализировать свой результат.

Актуализировать – означает добиться признания нового результата, встроить его в поле наличного знания, получить значимые и полезные следствия.

PN113. Принцип технологии. В получении нового знания существенное значение имеет наличие у новатора эфективной методики перехода от обнаружения противио к открытию. Такая методика должна охватывать логическо-алгоритмическую и интуитивно-эвристическую фазы поиска. При достаточной универсальности методика переходит в разряд технологий.

В настоящее время разработана и используется алгоритмическая технология получения изобретений (ТРИЗ); эвристическая сторона в ней представлена слабо.

Первые технологии открытий были даны в книгах «Лоция открытий» [5], «От технологического брака к научным открытиям» [6], «Ноты открытий» [7] и в компьютерной программе «Машина открытий». Все положительные моменты этих первичных методик учтены в представленной далее технологии.

 

LN1.2. Закон базы знаний. Для получения новых знаний необходима широкая база знаний, упорядоченная системным образом, концентрированная, содержащая алгоритм актуализации. 

PN121. Принцип системы знаний. Для получения нового знания необходимо наличие достаточного массива знаний и подходящего их упорядочения (количество и качество знания).

 

LN1.3. Закон активного преобразователя (закон открывателя).

PN131. Принцип открывателя. Открывателю присущ ряд непременных качеств: чувство нового, способность увидеть необычное, способность предложить объяснение (гипотезность), технологичность (способность построить цепь доказательств гипотезы).

 

LN1.4. Закон технологий.

PN141. Принцип подходящей технологии.

 

LN1.5. Закон ресурса. Обнаружение нового знания (новации), его обоснование и реализация требуют достаточных ресурсов: времени, условий, средств.

PN151. Принцип времени. Для обнаружения нового знания, его обоснования и реализации необходимы достаточные временные интервалы, как правило, возрастающие в десятки раз (если, например, для обнаружения нужны дни, то для обоснования годы, для реализации – десятилетия).

PN152. Принцип условий. Для получения нового знания нужен целый набор внешних условий: эпохальных, социальных, локальных, личных обстоятельств. Влияние условий такого рода можно продемонстрировать на многих примерах. Известны несколько периодов застоя и расцвета творчества разного рода. Так, после заката индийской цивилизации, египетской, греческой, римской наступали столетия бесплодья на соответствующих территориях. Известны многие примеры влияния широких (социальных) и узких (локальных) условий на продуктивность творчества. Известны примеры перехода из одних социальных и локальных условий в другие, способствующие расцвету таланта.

PN153. Принцип необходимых средств. Плодотворное получение нового знания должно быть обеспечено необходимыми средствами материальной и моральной, настоящей и будущей поддержки новатора и его ближайшего окружения.

О достойном материальном обеспечении приходится говорить, поскольку трудности имеют быть в прошлом и настоящем.

Чаще всего современное общество не осознаёт перспектив нового знания. Исторический опыт свидетельствует, что практически любое сколько-нибудь значимое новшество приносит плоды в течение очень долго времени, от десятилетий до тысячелетий, и затраты на его получение ничтожны по сравнению с ценою плодов. Однако этот исторический опыт не воспринимается социальными структурами, ведающими материальным ресурсом, в силу нормативности аппарата. Нормативность и иноватика – два полюса и сопрягаются с трудом, хотя, как показывает технический прогресс, новое пробивает себе дорогу. Пробивает, но какой ценой; подчас, ценой жизни новатора.

Наряду с материальными средствами, важно моральная поддержка новатора. Нет идиллии в этом, поскольку новое знание вынуждено преодолевать инерцию известного в делах и умах окружения. Прежнее знание, завоевавшее себе позиции в умах и делах, оказывается мощным барьером противодействия новому. Это необходимо учитывать и сущностное новое знание следует дополнять знаниями о том, как внедрить новшество с наименьшими сопротивлениями и потерями.

 

LN1.6. Закон мыследеятельности. Получение нового знания невозможно без активной мыследеятельности, которая осуществляется по схеме: мотивация – осознание – подсознание – надсознание. Звенья этой цепи имеют разные временные интервалы; в указанном порядке они повторяются на каждом этапе получения нового знания.

PN161. Принцип мотивации. Получение нового знания всегда обусловлено интересом новатора, наличием существенных побудительных мотивов или возникновением неожиданного обстоятельства.

Интерес имеет несколько оснований: постоянная настроенность на новое, ориентация на изучаемую проблему, резкое обострение при обнаружении существенного нового фактора, наполнение и расширение при обобщении и выявлении спектра приложений нового знания.

PN162. Принцип осознания. Непременной фазой процесса получения нового знания является логическое осмысление возникающих фактов, промежуточных идей и гипотез. На этой фазе заняты логика, анализ, систематизация.

PN163. Принцип подсознания. После завершения осознания часть проблемы или задача, как правило, отправляется для созревания в подсознание, где находится обширный склад знаний, превосходящий объём сознания на порядки.

Ёмкость подсознания позволяет ему работать с десятком различных задач или частей проблемы. Это обстоятельство следует использовать. Время созревания занимает в зависимости от сложности задачи широкий интервал (от суток до года).

PN164. Принцип озарения. Погружение осознанной задачи в подсознание следует сопровождать чёткими требованиями по желаемому результату. Работа подсознания с большим массивом знаний по выбору наилучшему согласно указанным требованиям решения завершается выходом результата в сознание.

Этот выход, называемый озарением, пополняет сознание новым знанием, и в этот момент его восприятия сознание оказывается в состоянии надсознания (творческого экстаза).

Ускоренный ответ подсознания, инициируемый его обладателем, называется проявлением интуиции.

Простейшая схема получения нового знания, согласно сказанному, сводится к последовательности: логика, подсознание, озарение.

Из указанных законов базиса можно сделать целый набор полезных следствий. Одно из них получается посредством применения принципа технологии к логической и интуитивным фазам получения нового знания. Для логического этапа известны несколько алгоритмов (один из них, наиболее развитый, содержится в ТРИЗ). Интуитивная фаза активизируется посредством ряда эвристических предписаний и процедур (например, метод мозгового штурма).

 

LN2. Законы основных связей.

 

LN2.1. Закон главной связи. Суть открывательства (получения новых знаний, новаторства) – установление связи между известным знанием и обнаруженным новым фактом, выявлением сущности обнаруженного (примеры в 1.3). 

Методы и способы установления такой связи будут указаны в технологическом разделе. Здесь продемонстрируем главный инструмент выявления сущности.

PN211. Принцип гипотезы. Любое новое знание следует получать, используя гипотезы – предположения о возможной сущности обнаруженного нового факта,  предположения о возможности нового факта и его сущности.

Как получать гипотезы, будет рассказано далее. Первым шагом к гипотезе служит выявление противио, ибо только сопоставление двух противостоящих фактов способствует установлению связи между ними (примеры в 1.3).

 

Законы связи базовых элементов.

Согласно LN1.1 связи между базовыми элементами имеют такой схематический вид:

Знания ← Новатор → Технология

Горизонтальные стрелки показывают постоянные связи, а полукруглые внизу мобильные, которые отражают обратную положительную связь (ОПС) – влияние получаемых новатором знаний и умений на его развитие. Из этой схемы ясно, что, чем больше новатор обретает знаний и умений, тем больше его способность их производить. ОПС свидетельствует о постоянном динамизме, своеобразной неустойчивости процесса получения новых знаний.

Рост интеллектуального потенциала новатор следует фиксировать на благо общего развития, иначе драгоценный опыт утрачивается.

 

LN2.2. Закон знаний новатора. Новатор для успешной деятельности должен обладать запасом знаний достаточно широким и организованным так, чтобы можно было в ограниченное время выдвинуть гипотезу и обосновать её.

В отличие от принципа PN111 в этом законе устанавливается связь способности авторов с его должным обеспечением. Глубина, острота, широта, креативность ума должна быть обеспечена системно-закономерной организацией знаний с наличием инструмента актуализации исходной базы знаний для получения данного особого нового знания – открытия.

РN221. Принцип актуализации. Плодотворная связь общего вида реализуется новатором посредством актуализации – развёртывания, имеющейся у него системно-закономерной базой знаний.

Методы и способы актуализации демонстрируются в технологическом разделе.

 

LN2.3. Закон технологии новатора. При несомненных индивидуальных различиях продуктивные новаторы обладают продуктивными новыми способами получения новых знаний. Поисковую доминанту они оснащают способами идентификации исходного нового факта, гипотезным инструментарием его первичного объяснения и актуализационной методикой раскрытия сущностей.

Этот закон имеет очевидный связи с приведёнными ранее законами и принципом технологии. В последнем образ его внимание на процесс познания и его фазы. Закон технологии указывает связь результативности с общим методом получения результатов, то есть указывает на необходимые умения новатора (примеры в 1.3).

Этот закон оснащает РN231. Принцип практической актуализации. Его содержание отнесено в главу 2.

 

LN3. Законы системности и структурности

Структурирование знаний, выделение из общего объёма однородных тематических областей восходит к древним временам. Из всего знания были выделены устойчивые, соответствующие природным объектам и явлениям, разделы, такие как астрономия и количественное знание – математика. Далее была выделена механика, а математика подразделилась на арифметику, алгебру и геометрию.

Тематическое разделение знаний, затем классификация, введённая в обиход Линнеем, подразделение элементов по атомным весам и химическим свойствам (Менделеев, 1885 год), вплоть до систематизации сотен элементарных частиц – таков путь организации знаний. Биологическая таксономия и сейчас продолжает совершенствоваться.  

Вместе с тем, теории систем знаний, как целостного учения, подобно теории систем объектов нет (об этом говорилось в начале главы). Несмотря на это, системы знаний существуют и употребляются для указания на тематическую  упорядоченность наук и их разделов.

Этого достаточно для описания, но для эффективного получения новых знаний и успешного открывательства недостаточно. Нет чёткого выделения элементов знаний, полнофакторного определения системы, неясен вопрос полноты, иерархии и т.д. С учётом перечисленных недостач, первый закон утверждает необходимость организации знаний благоприятной для получения новых знаний.

 

LN3.1. Закон образования систем знаний. Система знаний строится с учётом основных факторов тремя путями. Первый заключается в систематизации областей известных знаний, второй – в получении первичного нового знания и в расширении за счёт него имеющейся системы; третий – систематизация полученного значительного нового знания.

Во всех вариантах систематизации новое знание получается также за счёт системного эффекта.

В связи с приращением знания за счёт систематизации возникает интересный вопрос, насколько можно увеличивать объём системного знания без получения первичного.

 

LN3.2. Закон продуктивной системности. Интенсивность регулярного получения НЗ напрямую связано со степенью организации знания. Чем она совершеннее, тем интенсивней и качественней получается новое знание.

Это закон пока не получил широкого применения, но есть неоспоримые свидетельства его справедливости. Наиболее полный пример даёт нам ТРИЗ, которая не затрагивая структуру исходного знания, предоставила достаточный набор способов его локальной концентрации и упорядочения для решения изобретательских задач. Другой иллюстрацией служит факт почти двойного превышения числа открытий из области физики и смежных с ней наук сравнительно со столь фактоёмкими науками, как химия и биология вместе взятые [3]. Это факт, несомненно, обусловлен большей упорядоченностью физики.

PN321. Принцип продуктивной системности. Любую науку и её разделы для повышения плодотворности следует представлять в системном виде по схеме O, N, L, P, М, Pb. При этом она должна иметь иерархическое строение, то есть начинаться с общего и завершаться решением конкретных задач или получением нового знания. В случае нового знания часто целесообразно идти от факта к общему (то есть вверх по лестнице иерархии).

Можно считать, что так было сделано открытие закона тяготения Ньютоном посредством обобщения законов Кеплера.

PN322. Принцип ограниченности системного приращения знания. Получение нового знания за счёт систематизации без притока первичного знания (опытного или теоретического) ограничено в объёме.

Полезно следующее дополнение к этому принципу: в отношении качества нового знания практически нет ограничений.

 

LN3.3. Закон система-свойства.

Свойства системы знаний определяются характеризующими её факторами: структурным, надсистемным, функциональным и прочими, указанными ранее. Новые знания, входя в систему прежних, как правило, не разрушают, а обогащают, усиливают и расширяют её свойства.

 

LN4. Законы причинно-следственных связей.

LN4.1. Закон причинно-следственной цепи.

Причинно-следственная связь (ПСС) является непременным фрагментом (элементом)  получения нового знания. Последовательность таких фрагментов (цепочка) приводит от противио к открытию.

Сложность получения НЗ связана пропорциональным образом с числом звеньев ПС-цепи, приводящей к успеху.

Введение звеньев обусловлено дискретностью логической  мыследеятельности в одном направлении (мысли дискретны).

РN411. Принцип построения звена. Логически сознательный интервал мышления составляет звено. Звено образуется согласно известным мыследействиям, достаточно просто, если идём от причины к следствию. Чаще всего при получении нового знания приходится двигаться от следствия к причине, и тогда приходится рассматривать несколько вариантов звена.

РN412. Принцип построения цепи. Связки звеньев в ПС-цепи осуществляются внелогическим образом посредством работы подсознания с выводом результат в сознание. Для интенсификации плодотворности работы подсознания применяется ряд методик.

 

LN5. Законы реакции.

Эти законы по аналогии с общими, приведёнными в К2, L5, демонстрируют зависимость существенной характеристики НЗ, например, продуктивности в зависимости от степени и объёма полученного нового знания.

При определении меры действия ради простоты не будем привлекать структуру знания, а используем внешние величины

LN5.1. Закон меры действия. Мера действия на систему исходных знаний определяет в основном влияние полученных новых знаний на их продуктивность. Она (МД) имеет вид: МД = GN = (N2N1)/ N1 = ΔN/N1,                                         (1)

ΔN – количество приращённого (нового) знания относительно исходного N1.

Простой анализ приращения знаний показывает, что он пропорционален исходным знаниям новатора, его мастерству и имеющемуся ресурсу. Произведение двух первых факторов для опытного новатора заметно больше единицы и мало изменяется, поэтому плодотворность новаций определяется, главным образом, количеством исходного ресурса. Новатор высокого класса способен в десятки и сотни раз увеличить исходный материальный ресурс за год-два.

В зависимости от величины ΔN реакция будет иметь подобный качественный вид, как и в общем случае (см. К2).

продолжение следует…


Всего Вам доброго! Удачи!

Ведущий - Александр Кондратьев  ancondratyev@peterlink.ru

В письмах, пожалуйста, используйте информативный Subj (чтобы не ушло в корзину со спамом), а также указывайте - "в рассылку" или "ни в коем случае не в рассылку"

Рассылка
''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz
Выпуск № 128. 4 сентября 2007 г.
Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru/

Рейтинг@Mail.ru

 

АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''.
ПОДПИСКА


 

 

 

 

 

 

 


 



В избранное