Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как делать открытия. Приемы решения научных задач


АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''


''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz
Выпуск № 124. 30 мая 2007 г.
 http://bedload.boom.ru/ ancondratyev@peterlink.ru

Здравствуйте, дорогие друзья!!!

Книга "Ноты открытий"

Тираж книги заканчивается!

Но Вы ещё можете её купить. Для этого пошлите заказ издателю Филичеву Сергею, преподавателю ТРИЗ в Томском университете  coba77@mail.ru

Ноты открытий. Сборник статей по открывательству за 1997-2003 года. Томск, Универсум, 84 с.

Указывайте адрес, куда высылать книгу и количество экземпляров. Цена приемлемая. Точнее спрашивайте у Сергея. Можно ещё даже заказывать оптом. Оптовым покупателям - скидки.

Можно приобрести и у меня в Санкт-Петербурге. Но у меня осталось совсем мало.

 

Книга «Биография искусств»

Получил письмо от известного Вам ТРИЗовца и методолога науки Юлия Самойловича Мурашковского с информацией о его книге.

Как Вы знаете, у него очень широкий круг интересов, и одним из фундаментальных является история развития искусств.

Уважаемые коллеги!

В издательстве «Скандинавия» (Петрозаводск) вышла книга Ю.Мурашковского «Биография искусств». В прошлые годы это издательство уже выпускало наиболее известные книги по ТРИЗ Г.С.Альтшуллера.

Из-за большого объема книга вышла в двух частях. В ней впервые в полном объеме изложена теория развития художественных систем. Выводы подкреплены более чем пятьюстами примеров и более чем тремястами задач. Некоторые примеры и задачи снабжены черно-белыми иллюстрациями.

Кроме этого, в книге сделан ряд прогнозов, которые отчасти начали выполняться уже во время издания этой книги. Теоретические выводы, изложенные в книге, были многократно проверены на семинарах с преподавателями гуманитарного цикла и деятелями искусств, а также со студентами-дизайнерами, которым этот курс преподается уже несколько лет.

Книга предназначена для людей, интересующихся развитием искусств, как специалистов, так и любителей. Люди научно-технического направления тоже найдут в ней для себя много интересного. Некоторые выводы этой книги специалисты по ТРИЗ смогут перенести и на технические области. Полезна она будет и для педагогов.

Михаил Рубин любезно согласился помочь распространению этой книги, поэтому по всем вопросам, связанным с ее приобретением, прошу обращаться к нему (mik-rubin@yandex.ru). Тираж книги небольшой, поэтому лучше не откладывать написание Вашего письма с заказом книги.

До встречи на страницах «Биографии искусств»! 

С уважением,

Ю.Мурашковский julijsmur@inbox.ru

 

Законы реакции в русловедении

Хочу ответить об идеях, которые мы с Генрихом Евгеньевичем Скворцовым проводим в русловых процессах. А Вы можете применить к своей отрасли наук..

Я уже очень много раз демонстрировал в своих статьях и в этой нашей рассылке, что наука должна развиваться. И главная функция учёного - продвигать свою науку вперёд.

Тут появляется очень любопытный психологический эффект - тот, кто давно занимается наукой, постепенно привыкает к тому состоянию науки, в котором он её привык видеть. И всё новое не воспринимается. Мало того, новое кажется неверным, а своё старое - единственно верным. Это известная ловушка, в которую, конечно, попадают не все. Но попасть очень легко.

Даже признать, что наука должна развиваться, - часто трудно.

Основной задачей науки является прогноз.

Я уже говорил, что каждая отрасль науки постепенно проходит через следующие примерные фазы: описание - объяснение - предсказание - регулирование.

То есть сначала: что вижу, то пою, затем не просто знаю, что происходит, но и знаю, почему так происходит, а на основе этого знания могу сказать и что будет дальше в естественном состоянии, а потом даже и при нашем воздействии.

Наше любимое русловедение сейчас находится где-то на втором этапе развития (по этой схеме).

Теперь дальше. Каждый учёный настолько окапывается в своей науке, что не видит ничего вокруг, и ему невдомёк, что все остальные отрасли науки тоже разиваются. И тоже по той же схеме. И очень много одинакового.

Но каждый учёный пытается то же самое открыть в своей науке самостоятельно.

Так вот это совсем не обязательно. Гораздо проще пользоваться общими законами, которые обобщают суть развития всех наук.

А затем просто прилагать эти законы к своей науке.

Именно это сделал Генрих Евгеньевич Скворцов.

Он обобщил разные законы из разных наук.

И выяснил, что законы имеют разные статус (правило, постулат, положение и проч.), иногда даже явно не проговариваются, а лишь подразумеваются.

О всех законах можно прочитать в его книгах. А нам интересна сейчас группа законов, которые назваются законами реакции.

Ещё до знакомства с Генрихом Евгеньевичем я напсиал статью о принципе Ле Шателье. И даже был у меня такой доклад на гидрологическом съезде в 2003-м году. Правда, "доклад" был стендовым, но суть Вы можете прочитать в трудах. А также удалось напечатать статью на эту же тему в "Известиях РГО".

Там я говорил о принципе Ле Шателье, как законе (по сути - это именно закон: повторяющаяся и устойчивая связь между явлениями), который действует для речных русел.

Принцип Ле Шателье - это просто закон обратной отрицательной связи: Внешние воздействия вызывают в системе такие процессы, которые стремятся сохранить баланс в системе.

Под системой мы понимаем систему "русло-водный поток- наносы". Элементы, входящие в рассматриваемую систему, можно выделять разными способами.

И ещё важно, что это модно делать на разных системных уровнях: то есть можно рассматривать системы: "песок-вода", "наносы - поток", "река", "водосбор с рекой".

И на каждом системном уровне следует выделять свои законы. Свои воздействия, выводящие систему из равновесия, и свои механизмы, приводящие систему (согласно принципа Ле Шателье) в состояние равновесия.

Так я думал в 2003 году, на съезде, до знакомства с книгами Скворцова и с ним самим.

Прочитав книгу "Система законов природы", я увидел, что рассматриваю развитие речных русел очень узко.

В книге приведена система законов реакции, описывающая разные виды реакции системы при разных воздействиях.

И не всегда действует отрицательная обратная связь. Может быть и положительная обратная связь, и нейтральная. И обратная связь на другом системном уровне (то есть, как будто, отсутствие реакции).

Наверное, кажется, Что я пишу слишком сухо? И уже хочется примеров? Запросто: Если мы в реку вывалим грузовик песка, что будет? Да, согласен, надо сказать, в какую реку: "большую" или "маленькую".

Для этого как раз Генрих Евгеньевич вводит понятную меру действия, которая выражает воздействия не в абсолютных значениях, а в относительных - относительно свойств самого объекта.

(На эту тему я уже многократно приводил конфуз, что в школе ГГИ определяющим фактором является абсолютное значение транспортирующей способности потока. Получается ерунда - если большие реки имеют большую транспортирующую способность, то, что? - они все должны иметь русловую многорукавность?) Это лишь примёр, хотя и очень яркий.

Вывод заключается в том, что критериями руслоформирования всегда должны быть соотношения, и обычно - соотношения между внешним воздействием и ответной реакцией системы.

Так вот, если мы высыпали самосвал песка в "большую" реку, то она никак не отреагирует. Это реакция на очень малые воздействия (1).

На самом деле, не всё так просто; конечно, реакция есть, но это реакция не на том системном уровне, на котором мы её ожидаем. Мы следим за изменением типа русловых процессов (это наш основной объект изучения - я об этом уже специально говорил раньше). А изменения нет! Оно есть на уровне гряд, гряды изменяются, не затрагивая саму реку.

Далее. Будем валить и валить в реку песок. Река начнёт переформировывать своё русло так, чтобы обеспечить (не пронос всех наносов - нет!), а чтобы обеспечить новый баланс между транспортирующей способностью потока и изменённым поступлением наносов (2).

Детальному разбору изменения типа русловых процессов при таком виде воздействия посвящена моя диссертация. Вы, наверное, уже видели её на моём сайте.

Теперь пойдём дальше. Могут быть другие воздействия. Если мы завалим реку наносами, то она уже не будет справляться с этими наносами.

Обратите внимание, мы оживили реку. Как будто, она живая. По сути, просто внешнее воздействие стало больше, чем возможное воздействие! (3). Помните меру действия? 

Я тут художественно описываю. А сущность, я надеюсь, Вы уже поняли: воздействия могут быть разные. И реакция системы может быть разная. В зависимости от меры действия.

Если вкратце, то вот этой мысли, посвящена наша с Генрихом Евгеньевичем статья.

А далее появляется широкое поле приложения усилий.

Ведь воздействия могут быть разные не только по степени (мере действия), а просто - разные. Соответственно, будут по-разному реагировать система.

Надо расписать последовательность изменений речного русла при изменении разных факторов. Вот, например, немного увеличивается норма жидкого стока (1). Вот она здорово изменяется (так может быть, ну, например, при переброске стока), (2), вот очнеь сильно изменяется...

И это ещё не всё. Я совсем не рассказал о поведении системы при значительном превышении меры действия.

Стоп! не буду дальше. А как Вы думаете, что будет, если сток наносов увечится не в 10 раз, в 10 раз будет превышать транспортирующую способность реки?

Придумайте ещё такие, вроде бы - невероятные - случаи.

Окажется, что они все имеют место. Или, по крайней мере, будут иметь место, когда человечество дойдёт до осознанного масштабного регулирования рек.

Пока всё. Если Вы дочитали до этого места, то Вы герой. От меня Вам орден (пока виртуальный!). Спасибо.

Теперь о Википедии.


Википедия о русловых процессах.

Википедия - это электронная энциклопедия, которую могут править все.

Она находится здесь: http://ru.wikipedia.org/

Я там правлю статьи по русловым процессам. Вы тоже можете. Присоединяйтесь! Думаю, вместе будет веселее! И продуктивнее.


И верьте в себя! Только вперёд, и всё получится!

Ведущий - Александр Кондратьев  ancondratyev@peterlink.ru

В письмах, пожалуйста, используйте информативный Subj (чтобы не ушло в корзину со спамом), а также указывайте - "в рассылку" или "ни в коем случае не в рассылку"

Рассылка
''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz
Выпуск № 124. 30 мая 2007 г.
Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru/

Рейтинг@Mail.ru

 

АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''.
ПОДПИСКА


 

 

 

 

 

 

 


 



В избранное