Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как делать открытия. Приемы решения научных задач


АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''


Рассылка ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz
Выпуск № 123. 3
мая 2007 г.
Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ''
http://bedload.boom.ru ancondratyev@peterlink.ru

Здравствуйте!

Предлаю Вашему вниманию план книги, которую мы сейчас пишем с известным Вам Генрихом Евгеньевичем Скворцовым.

Как Вы помните, он неоднократно выступал на страницах нашей рассылки.

 

Технология знаний. Мир открытий.

Развёрнутый план

Введение.

Краткое содержание.

Основные идеи.

Предыстория (Архимед, Леонардо да Винчи, Лейбниц, Ньютон, Ломоносов, Менделеев, Богданов, Пригожин, Альтшуллер).

Глава 1. О теории новых знаний.

            1.1. Основные положения.

1.1.1. Основные объекты: научные знания, проблемное поле, методы мыследеятельности, интелектуальный багаж.

1.1.2. Основные понятия.

1.1.3. Системное построение – схема теории новых знаний (ТНЗ).

1.2. Базис ТНЗ.

1.2.1. Система знаний; закономерности.

1.2.2. Способы мыследеятельности (обобщённый анализ, высокий синтез, актуализация, поле аналогий).

1.2.3. Преодоление противоречий.

1.3. Методология.

1.3.1. Комбинаторика + выбор.

1.3.2. Алгоритмика (развитие ТРИЗ).

1.3.3. Эвристика; синтетика

Глава 2. Технология открытий

2.1. Основные положения.

2.1.1. Ориентированные системы знаний.

2.1.2. Статус, виды, примеры открытий (ОТ).

2.1.3. Системный план открытия (имеющихся и предполагаемых).

2.2. Базис технологии открытий (ТО).

2.2.1. Поле знаний для открытия.

2.2.2. Банк открытий.

2.2.3. Закономерности, ориентированные на открытия.

2.3. Методика открытий.

2.3.1. Алгоритмический путь к ОТ: комбинаторика актуальных знаний + вектор выбора, приёмы решения научных задач.

2.3.2. Эвристические способы: интуитивные аналогии, подобие, синектика, мозговой штурм.

2.3.3. Актуализация закономерностей до ОТ.

Глава 3. Как делаются ОТ

Применения технологии ОТ к различным проблемам.

3.1. Как делались открытия.

3.1.1. Примеры известных открытий в русле теории ОТ.

3.1.2. Анализ известных ОТ с точки зрения технологии ОТ.

3.1.3. Рекомендации: расширение и ориентирование знаний, использование выявленной методики, привязка к проблемному полю.

3.2. Как делать открытия.

3.2.1. Генетика открытий на примере системы законов природы.

3.2.2. Созидающая технология образования.

3.2.3. Многообразие стадий физиологической трансформации личности.

3.3. Указания потенциальных открытий.

3.3.1. Наука и образование.

3.3.2. Технологии, энергетика.

3.3.3. Социальные открытия. Механизмы здоровья.

Заключение. Перспективы открывательской деятельности для развития творческих способностей, прогресса технологии и социального прогресса.

Будем благодарны за Ваши отклики. Уже можно заказывать эту книгу. Нам надо определиться с тиражом.

И чем больше будет заказов, тем больше сделаем тираж, и тем дешевле окажется книга! Напишите только одно слово - "закажу". Спасибо!

Александр Кондратьев. ancondratyev@peterlink.ru


Автореферат диссертации

Уважаемые друзья! Закончил очередной вариант автореферата. Лежит здесь: http://bedload.boom.ru/Channel/thesis2006/avtoreferat.htm .

Также посмотрите мою вторую рассылку, которая посвящена как раз рулосвым процессам: http://subscribe.ru/catalog/science.natural.river .

Требуется Ваша критика, а также официальные отзывы. Правда, теперь на осень, опять, в очереднйо год всё затягивается.

Я занимаюсь русловыми процессами уже всю жизнь, довольно долго  (учитывая, что мне пятый десяток).

Я получаю от этого удовольствие.

У меня никогда не было никаких грантов.

Чаще на производстве я занимался близкими гидрологическими пробелмами, но не русловыми процессами.

Я искренне верю в правильность своих общих  выводов.

Я надеюсь, что буду готов изменить свои взгляды, когда найду подтверждение своей правоты.

Я глубоко благодарен всем, кто поддерживает меня в моих поисках закономерностей русловедения.

Я с пониманием отношусь к своим идеологическим противникам. Признаю, что они неосознанно (или осознанно) внесли весомый вклад в моё развитие. Чем более неприемлемыми были возрения моих идеологических противников, тем больше я потом получал, переосознавая их правоту (и "неправоту").

Действует правило: все правы. Разбираясь в том, а что же могло привести его к такому "дурацкому" выводу, удавалось получить новое синтетическое знание, которое включало в себя осознание сущности русловых процессов с разных точек зрения.

А это уже действенный метод продвижения вперёд - объединене альтернативных гипотез.

В то же время, я с сочувствием (и некоторой жалостью) отношусь к тем специалистам, которые застряли на предыдущих стадиях познания русловедения.  Конечно, их можно понять - они на этом выросли, это для них родное.

Но нужно мужество осознания, что надо идти дальше. По-видимому, это не всем дано. Такова реальность развития науки: кто-то застревает на старом и привычном, кто-то идёт вперёд.

Дисбаланс между старым, привычным и новым непривычным приводит к неприятию нового.

Неприятие нового нормально.

А осознание того, что неприятие нового нормально, даёт силы спокойно идти вперёд.

Неприятно становится тогда, когда научные противоречия приводят к личному противостоянию. Вот как быть с этим - не знаю.

У меня всегда была возможность отступить и сделать шаг назад.

Тем не менее, я всегда делал шаг вперёд. Для доказательства своей правоту приходилось создавать и соответствующую теоретическую базу.

Тут правило простое: на старом базисе можешь найти только то новое, которое находится в его рамках. Настоящее новое можешь построить, только расширив базис.

Тот, кто верит, что семь типов русловых процессов описывают всё многообразие рек, и других типов и быть не может, тот может найти много "нового", но оно никогда не будет действительно новым.

Мало того, я могу повторить ещё одну истину, на первый взгляд, парадоксальную: изучая предмет своего исследования, его невозможно изучить.

Вы ощутили парадоксальность этого утверждения?

Пойдём дальше: изучить явление можно, только изучая также и другие явления: в сравнении, расширяя границы.

Пример наш русловой простой: изучая меандрирование, никогда не познаешь причины образования меандрирования.

Я об этом много раз писал. Можно прочитать, или даже спросите в лоб. С удовольствием разъясню.

В руках появляются мощные инструменты научного поиска: смотри шире, переступить пределы, белые пятна. Просто упомяну Альтшуллера и Гуревича (кстати, ему на днях 90 лет!). Я неоднократно писал об этом.

Дальше. Тот, кто считает, что в русловедении сформулированы "все" "законы", тот обречён на неудачу. (На неудачу в смыле поиска нового. В смысле получения должностей и званий он, скорее всего - преуспеет).

Тот, кто считает, что в русловедении всё известно, надеюсь, не читают нашу рассылку, отписались раньше. По крайней мере, сейчас хороший повод это сделать. В нижнем правом углу письма есть ссылка "Отписаться" - действуйте! А нам будет интересно подсчитать количество таких специалистов ;-).

Для тех, кто остался, - перехожу к главному.

Необходима совместная плодотворная разработка законов русловедения (как науки) и законов руслоформирования.

Для начала нужна необходимость осознания сообществом русловедов, что они нужны, что они возможны, что они могут быть открыты и сформулированы.

Да, для этого нужна смелость в мыслях и смелость в делах.

То есть переступить пределы необходимо не только в формальном расширении объектов исследования, но и переступить пределы, построенные окружением, вашим образованием, принадлежностью к определённой русловой школе, авторитетов и пр.

Базис для построения системы законов русловедения есть.

Для начала стоит применить систему законов реакции.

Перехожу к сути... Хотя обещал ответить - "вообще". А об этом я написал, чувствую, довольно чётко и откровенно.

Жду ещё Ваши вопросы, критику, ругань и т.п.

Автореферат можно скачать отсюда: :http://bedload.boom.ru/Channel/thesis2006/avtoreferat.htm

Пишите мне: Алексадру Кондратьеву ancondratyev@peterlink.ru

Формальная процедура защиты переносится на осень. Потому что в СПбГУ не могут написать справку, что я сдал экзамены. Хотя сами экзамены я сдал по специальности в декабре, а по английскому в феврале. Готовы все документы, кроме справки от университета в университет, от них самих самим себе. У меня только одно объяснение (кроме вполне понятного безразличия) - хотят денег, ведь я сейчас на платном соискателстве.

Так что, дорогие друзья, у нас есть ещё уйма времени, чтобы хорошенько обсудить мой автореферат!


Книга "Ноты открытий"

Спасибо всем, кто заказал мою книгу!

Это книга Ноты открытий. Сборник статей по открывательству за 1997-2003 года. Томск, Универсум, 84 с.

Тот, кто ещё не заказал, может сделать это, написав издателю Филичеву Сергею, преподавателю ТРИЗ в Томском университете  coba77@mail.ru

Можно заказывать и оптом. Оптовым покупателям - скидки. Детальную информацию запрашивайте у Сергея.

Можно приобрести и у меня в Санкт-Петербурге. Но у меня не очень много авторских экземпляров - около сотни. Поэтому я буду продавать или дорого, или дарить знакомым.


В письмах, пожалуйста, используйте информативный Subj
(чтобы не ушло в корзину со спамом),
 а также указывайте, - "В рассылку" или "Ни в коем случае не в рассылку".
При отсутствии чёткого указания, я поступаю по своему усмотрению.

Дорогие друзья!
Счастья Вам и великих открытий!

Ведущий - Александр Кондратьев  ancondratyev@peterlink.ru

Рассылка ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz
Выпуск № 122. 3 мая 2007 г.
Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru

Рейтинг@Mail.ru

 

АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''.
ПОДПИСКА


 

 


В избранное