Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как делать открытия. Приемы решения научных задач. Обзор выпусков за 2006 г.


АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''


Рассылка ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz
Выпуск № 119. 15 января 2007 г.
Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ''
http://bedload.boom.ru ancondratyev@peterlink.ru

Здравствуйте, дорогие и глубокоуважаемые друзья!

Сегодня:
1. Брошюра со статьями по методике научных открытий
2. Отзывы на предыдущий выпуск
3. Список выпусков нашей рассылки за 2006 год

Брошюра со статьями 
по методике научных открытий напечатана!

Пожалуйста, заказывайте сборник у издателя:
Филичев Сергей coba77@mail.ru. Стоимость 60 руб. с пересылкой по России.
 


Отзывы на предыдущий выпуск нашей расылки

Здравствуйте, Александр.

Снова я потерзаю немного своим бредом ваш разум.

По поводу целей:
мне кажется что у нас не совсем совпадают причинно-следственные связи
при определении целей. Мне кажется, что цель науки определяется
совокупностью целей ее компонентов, т.е. ученых... наука ведь без них,
сама по себе не существует... :))

Да и по поводу целей самих ученых... один последователь учения
атеизма, утверждал, что все деяния человека можно объяснить низменными
инстинктами... что касается технократичной науки, которую, как я
понимаю, мы с вами обсуждаем, возможно так оно и есть...

Все приложения научных исследований в той или иной степени можно
оценить как потуги по упрощению существования (именно СУЩЕСТВОВАНИЯ,
а не жизни, здесь нет опечатки), а кто сказал, что для достижения цели
существования нашей цивилизации необходимо упрощение существования...

Кто мне убедительно докажет, что та дорога, которой мы идем в своих
исследованиях является наикратчайшим путем, и вообще ведет ли этот
путь к светлому будущему...

Наука уже уподоблялась церкви в наихудшем проявлении - отлучении
слишком вольнодумных. А еще безрассудному младенцу, который хватает
приглянувшееся, отбрасывая полезное, но не столь привлекательное...

Что касается русел. Не читал вашей работы, признаю... Скажите, в вашей
работе присутствуют формулы? ;)
-- 
С уважением,
Vladimir
mailto:dvp007@mail.ru 

Здравствуйте, Владимир!

Насчёт цели науки и целей отдельных учёных: Вы правы, что наука не существует без учёных. Но, в то же время, наука не существует без предметов своего изучения, и без потребителей научного продукта. Согласны?

Так вот, на мой взгляд, цели у учёных разные. А у науки цель одна. И она не является суммой целей учёных. Цель науки учёные могут и не знать! (удивительно!).

Я больше согласен с позицией, изложенной в нижеследующем письме.

А насчёт формул в моей работе - да, их нет. И объясняю - почему. Для количественного описания должно быть сначала сделано качественное описание. Которого пока в русловедении нет. 

Хотя мат. модели используются!, но это не достижение, а беда... Все науки на разных стадиях науки увлекаются неоправданной математизацией.

Спасибо за письмо! Александр Кондратьев.

==

Уважаемый Александр Кондратьев!

Давно являюсь подписчиком Вашей рассылки и собираю ее выпуски как ценную
руду - для осмысления в будущем, если понадобится. Так что прежде был
пассивным подписчиком, уж извините.

Но - УРА! - в этот раз Вы дали очень простое и понятное при беглом чтении
объяснение идеи о 2 типах познания (имхо, это индукция и дедукция или что-то
очень близкое). И хочу выразить свою признательность - пишите так почаще.
Ведь Интернет это сфера досуга, и облегченные объяснения в нем уместнее, чем
строго научные и громоздкие.

Насчет цели науки хочу пересказать идею, почерпнутую у д.ф.н. Г.П.
Мельникова. Этот замечательный лингвист-системолог высказал гипотезу, что
само человечество как явление Природы имеет цель, пока ему неизвестную - и
развивается, чтобы в итоге выполнить какую-то космическую задачу, о которой
узнает в будущем.

И вот для выполнения этой задачи оно накапливает и усиливает 3 своих главных
способности: науку, искусство и технику. 

Наука должна спрогнозировать некие события, на которые человечество должно будет среагировать.

Техника дать средства для воздействия на события. 

А искусство как способность к распознаванию и созиданию гармонии определить цель и способ воздействия для реализации предназначения человечества.

Здесь остается открытым вопрос - а откуда берется направленность эволюции и
не абсурдна ли сама возможность существования некоего предназначения без
вмешательства какого-то сверхразума извне? Мы ведь не регистрируем такого
вмешательства, а направленность эволюции - несомненный, хоть и загадочный
факт. У Геннадия Прокопьевича Мельникова была идея и на этот счет. 

Он полагал, что здесь действует эффект реконструкции. До Большого взрыва
материя была настолько глубоко организована, что теперь ее кирпичики -
элементарные частицы и атомы имеют интенцию к соединению в системы и
восстановлению того порядка, к которому они когда-то были адаптированы).
Так что цель науки - предсказание развития процессов во всех сферах
реальности.

И еще одно соображение. У Вас промелькнуло остроумное сравнение, касающееся
остроты лопаты. Вот это близко затрагивает мое хобби - сбор программ,
усиливающих интеллект, и проведение с ними экспериментов.
Все это, очевидно, на дилетантском уровне, но что-то где-то может
пригодиться и Вашим подписчикам.

Милости прошу познакомиться с архивом выпусков на
(ссылка на другой рассылочный сервер, что не разрешено в Субскрайбе, поэтому даю ссылку на сайт). 

  • Усилители интеллекта: теории, коллекция, технологии применения
    Усилители интеллекта - разновидность утилит, не развивающих, а реально усиливающих способности к мышлению. Калькуляторы, например, усиливают ваши способности к счету в 10-15 раз. Аналогично могут быть усилены и другие способности ума. В этой рассылке будет представлена обширная коллекция УИ, включающая 49 классов.
    http://feod.org/

Успехов Вам на пути открытий!
Юлий Феодоритов, к.э.н.

Уважаемый Юлий!

Спасибо за интересное письмо! Я всецело согласен с Вами.

Конечно, цель науки - прогноз. Прогноз в разном смысле. 

Наука отвечает на вопрос - что будет? То есть даёт нам знание о будущем, о настоящем, о технологии (как делать) о прошлом (предсказание прошлого).

Если бы не было требования со стороны практики, то не было бы и науки. 

Спасибо! Александр Кондратьев.


Список выпусков нашей рассылки за 2006 год

31 декабря. Выпуск 116. http://subscribe.ru/archive/science.natural.triz/200612/31113514.html 
Просто анекдот
Очередной вариант диссертации. Содержание. Введение
Брошюра по методике открытий. Описание.


20 декабря. Выпуск 115. http://subscribe.ru/archive/science.natural.triz/200612/20105028.html 
Брошюра со статьями по методике научных открытий напечатана!
Одна из статей первой вводной части: "Письмо учителям об их великих учениках"

К сожалению, я не педагог. И поэтому не могу представить на ваш суд подробную методику уроков, в которой расписано, что и когда сказать детям, а когда – показать. Эти записки я пишу для вас, дорогие учителя, а вы уж подумайте сами, как это можно применить в вашей самой достойной профессии.

Речь идёт о методике открытий. Или о методике открывательства, методике решения научных задач. Или это можно назвать решением исследовательских задач.


20 ноября. Выпуск 114. http://subscribe.ru/archive/science.natural.triz/200611/20225644.html 
Сборник статей по открывательству. Содержание. Аннотации статей.

В книге собраны статьи по открывательству за 1997-2003 годы.

Все эти статьи были написаны под воздействием общения с Волюславом Владимировичем Митрофановым, изучения его книги «От технологического брака до научного открытия» и в процессе совместной работы над компьютерной программой «Машина открытий».

«Ноты открытий» – так Волюслав Владимирович называет приёмы решения научных задач.

Показано объединение приёмов Митрофанова с подходами, предлагаемыми в рамках Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и других методологий, а также с собственными разработками.


19 сентября. Выпуск 113. http://subscribe.ru/archive/science.natural.triz/200609/19130556.html 

1. Нам 5 лет

Рассылка начиналась под воздействием общения с Волюславом Владимировичем Митрофановым.

О его замечательной книге "От технологического брака до научного открытия" я не раз писал за это время. Также рекомендую его компьютерную программу "Машина открытий".

2. Материалы с сайта Генриха Евгеньевича Скворцова, автора книг Картина мира природы. – СПб., 2003; Система законов природы. – СПб., 2004

Основные  задачи
A1.
Получение новых знаний.
А2. Организация творческих групп для решения проблем.
A3. Экспертиза широкого назначения
A4. Развитие и применение Созидающей Технологии Образования (СТО).

3. Юбилейный фестиваль TRIZfest-2006


15 сентября. Выпуск 112. http://subscribe.ru/archive/science.natural.triz/200609/15193038.html 

Всех любителей открытий в очередной раз порадовал нас уважаемый коллега - специалист по открытиям Скворцов Генрих Евгеньевич; он предлагает Генератор Открытий.

...Для этого необходимо перейти на новый технологический уровень посредством развития и овладения теорией открытий

Полвека развития и распространения технологии изобретательства – ТРИЗ и плоды этого всемирного движения доказывают реальность и плодотворность ОТ-прогреса

Чтобы начать целенаправленное продвижение к ОТ-эпохе, следует создать методологию, подобную ТРИЗ, но на более высоком уровне, с учётом того, что ОТ в любой области порождает десятки и сотни изобретений (технических, социоэкономических, образовательных и др.).


28 июля. Выпуск 111. http://subscribe.ru/archive/science.natural.triz/200607/28142454.html 

1. Отрывок из рассказа Вадима Кузьмина "Бомжи".

Вадим - известная личность, гидролог, три года отработал в Вашингтоне, сейчас работает гидрологом в Австралии, автор большого количества рассказов.

Этот рассказ автобиографичен. Вадим, будучи настоящим учёным, нашёл возможности, силы и изобретательность, чтобы побывать на многих конференциях, объехал полсвета и сумел получать за свою любимую работу достойные деньги.

Другие его рассказы смотрите на форуме "Человечность" http://www.kovrov.lgg.ru/forum/viewtopic.php?t=3549

и на Прозе.ру: http://www.proza.ru/author.html?3y6p67

2. Обсуждение рассказа с Сергеем Михайловом:

Рассылка "Скорочтение, память, интеллект..." http://subscribe.ru/catalog/help.memory
Живой журнал http://ababasoft.livejournal.com/
Форум http://ababasoft.com/forum_rus/ 
Сайт http://www.citycat.ru/iq/


20 июня. Выпуск 110. http://subscribe.ru/archive/science.natural.triz/200606/20110939.html 

1. Вышла в свет книга Г.С. Альтшуллера "Творчество как точная наука".

Официальный Фонд Г.С. Альтшуллера в год 80-летия Автора ТРИЗ издал книгу Генриха Сауловича  Альтшуллера "Творчество как точная наука": Петрозаводск, издательство "Скандинавия", издание 2-е, дополненное, 208 страниц. 

В книге представлены теоретические и методологические основы развития технических систем, показана возможность использования теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) не только в области технических, но также природных и социальных систем.

2. Отрывок из курса "Путь к Олимпу" Г.Е. Скворцова. Закон системного качества.

Закон системного качества

Наряду с полнофакторным представлением, которое мы продолжим и закончим для систем знаний, рассмотрев понятие смысла и его количественное выражение, обсудим более простой, достаточно плодотворный метод.

Этот метод основан на законе системного качества, который является закономерной формулировкой известного свойства систем – нового качества, приобретаемого набором связанных объектов – элементов системы (для общности называемых сущностями). 

Закон, как известно, фиксирует существенные, устойчивые связи между сущностями и процессами. Именно такого рода является утверждение – «набор более двух сущностей, связанных между собой, приводит к новому качеству, отсутствующему у каждой из них». 

Это, несомненно, существенная и не имеющая ограничения по времени связь между сочетанием ряда объектов и возникновением нового качества. Выделенное утверждение составляет первую часть закона. Во второй части указывается количество качеств пропорционально числу сочетаний из n элементов по m Сnm, где n – число элементов системы, m – число элементов, входящих в подсистему

3. Курс русловедения. Вопросы и ответы

Так что же на уроках предполагает преподавать уважаемый мэтр? :-)

 Мы построим системное представление русловедения.

(Кому не нравится слово «системное», подразумевая под этим словесную околонаучную мишуру, - скажу – построим наиболее широкое и наиболее глубокое представление русловедения).

Оно будет включать:
*       
Формулировку объектов русловедения
*       
Основные понятия
*       
Общие цели русловедения
*       
Законы развития русловедения
*       
Выяснение современного этапа развития
*       
Конкретные пути развития русловедения на данном этапе и в перспективе
*       
Законы руслоформирования


30 мая. Выпуск 109. http://subscribe.ru/archive/science.natural.triz/200605/30200932.html 

Аннотации и содержание книг Генриха Евгеньевича Скворцова

1. Скворцов Г. Е.  Картина Мира Природы. – СПб: НИИХ СПбГУ, 2003. – 100 с. ISBN 5-7997-0496-7

 Излагаются основы естествознания  с позиций перспективного системно-закономерного подхода, который позволяет в доступной форме получить целостное представление о картине Мира Природы. Такой подход единым образом описывает физико-химико-биологический  состав естествознания, его законы и принципы и их применения в виде интересных явлений. По существу решена суперпроблема науки об объединённом знании.

Картина Мира, заключенная в системно-закономерные рамки, которые можно раздвинуть как угодно, используя метод актуализации, способствуют расширению кругозора, успешной деятельности освоивших пособие в любой сфере.

Книга рекомендуется в качестве учебного пособия для изучающих естествознание и составляющие его физику, химию, биологию, овладевающих курсом «Концепции современного естествознания», а также для всех интересующихся вопросами из этих областей знания. Она расширяет кругозор и способствует творческому подходу в этих областях

2. Скворцов Г. Е.   Система   законов   природы.   Санкт-Петербург, 2004 г.- 116 с.

Представляется впервые сформированная полная система законов объединенного естествознания (ОЕЗ). 

Она охватывает все известные законы физики химии и биологии посредством их обобщения, содержит ряд недавно обнаруженных законов, среди которых законы меры действия, границы качества, аномальности, чередовании режимов. 

Система законов наряду с системой объектов составляют ядро Единого Естествознания. Это открывает широкие перспективы для современного образования, развития науки и техники.


22 мая. Выпуск 108. http://subscribe.ru/archive/science.natural.triz/200605/22112526.html 

1. Предложение Г.Е. Скворцова об обучению методологии научных открытий.

2. Статья "Методики научных открытий на основе ТРИЗ"

«Ничто не мешает повторить путь,
пройденный при построении теории изобретательства,
и построить теорию решения научных задач,
теорию открывательства»   

Г.С. Альтшуллер

Говоря о применении ТРИЗ в педагогике, обычно подразумевают, что ТРИЗ подходит для научных дисциплин. Но понятно, что науке более подходила бы методика решения не изобретательских, а научных задач.

Одной из первых работ Г.С. Альтшуллера была статья «Как делаются открытия: (Мысли о методике научной работы)» [2]. В списке трудов Г.С. Альтшуллера [6] эта статья стоит под № 4, т.е. можно сказать, что работа, посвящённая методике открывательства, была одной из его первых его работ!

Этот факт даёт повод утверждать, что вначале Г.С. Альтшуллер не разделял свою работу на методику открывательства и методику изобретательства. Уже потом он сконцентрировался на методике изобретательства по известной всем причине: фонд примеров  в изобретательстве был больше, чем по научным открытиям.

3. Заочный курс русловедения


16 марта. Выпуск 107. http://subscribe.ru/archive/science.natural.triz/200603/16182339.html 

1. Предложение Г.Е. Скворцова об обучению методологии научных открытий.

2. Статья "Законы реакции в русловедении"

В шестом номере журнала «Известия Русского Географического общества» за 2005 год была опубликована статья А. Н. Кондратьева «О проявлении принципа Ле Шателье – Брауна в русловых процессах» [1]. Основным выводом в ней являлось утверждение, что в естественных науках правомерно использовать принцип Ле Шателье – Брауна в широком толковании А. А. Богданова: «Если система равновесия подвергается воздействию, изменяющему какое-либо из условий равновесия, то в ней возникают процессы, направленные так, чтобы противодействовать этому изменению» [2]. Этот принцип представляет собой, по сути, формулировку отрицательной обратной связи.

В русловых процессах для системы «речной поток – речное русло» принцип Ле Шателье выражается в появлении ответной реакции, направленной на восстановление нарушенного баланса между руслоформирующими факторами. В статье [1] было показано, что этот принцип выражается, в частности, в ответном изменении типа русловых процессов при нарушении баланса между поступлением наносов и транспортирующей способностью потока.

Признавая правомерность применения принципа отрицательной обратной связи (Ле Шателье) в русловедении и других науках, необходимо указать, что этот принцип выражает лишь частный случай реакции системы на внешнее воздействие. Кроме отрицательных в системе могут проявляться и другие виды реакции: например,  безразличные или положительные.

3. "Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы"

Вышла в свет версия 3.0 бесплатно распространяемой электронной книги:
"Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы".

Загрузить электронную книгу (примерно 2,9 Mb) можно здесь:
http://www.altshuller.ru/e-books/

4. Вакансия компании Samsung Electronics

5. Важно, кто твой научный руководитель (анекдот)

http://subscribe.ru/archive/science.natural.triz/200603/16182339.html 


18 февраля. Выпуск 106. http://subscribe.ru/archive/science.natural.triz/200602/18175859.html 

Идеи и предложения для открытий Скворцова Г.Е.


10 февраля. Выпуск 105. http://subscribe.ru/archive/science.natural.triz/200602/10135035.html 

1. Вред от диалектики мышления, познающей мир в противопоставлениях (продолжение) от Артура Саканяна

2. Скворцов Г.Е. Система законов природы. Титульный лист, аннотация, содержание.

3. Ты понимаешь, что живешь в 2006 г.

4. Георгий Гуревич. Краткая биография


2 февраля. Выпуск 104. http://subscribe.ru/archive/science.natural.triz/200602/02160445.html 

1. Вред от диалектики мышления, познающей мир в противопоставлениях.
Артур Саркисович Саканян

2. Отзыв Волюслава Владимировича Митрофанова об S-образине.

3. Алексей Захаров о разных науках и книге Георгия Гуревича.

4. Немного юмора.

5. Системный подход к русловедению.
Основные руслоформирующие факторы равнинных рек

6. Конференция "Прикладная диалектика и педагогика: Творческие и практические аспекты интеграции"


21 января. Выпуск 103. http://subscribe.ru/archive/science.natural.triz/200601/21132503.html 

1. О рассылке "Тайны Технологий Точных Прогнозов. Просто о сложном"

2. Отклики на позапрошлый выпуск о законах природы Г.Е. Скворцова и об аналогии между S-кривой развития технических систем и стандартной кривой реакции.

3. Артур Саканян о противопоставлениях.

4. Часто ли науки меняют название?


20 января. Выпуск 102. http://subscribe.ru/archive/science.natural.triz/200601/20215740.html 

Скворцов Г.Е. Энергетическое эссе

В первом законе Системы законов естествознания даётся определение: «энергия – количественная характеристика, мера материи и её изменений». 

Во втором законе указываются две устойчивых формы материи, массовая и полевая; имеется переходная кратковременная форма. 

Всем им соответствует свои виды энергии. Но об энергии переходного состояния ничего не известно. 

Третий закон утверждает сохранения баланса энергии и её производных при любых изменениях энергии. 

Производными энергии являются мощность, сила, импульс, момент импульса, то есть их баланс также сохраняется.

http://subscribe.ru/archive/science.natural.triz/200601/20215740.html 


26 декабря 2005 г. Выпуск 101. http://subscribe.ru/archive/science.natural.triz/200512/26110525.html 

Статья "Об аналогии между кривой развития технической системы (S-кривой) и стандартной зависимостью реакции Г.Е. Скворцова"

Потребность в написание такого текста у меня возникла давно.

Первым толчком было знакомство с Генрихом Евгеньевичем Скворцовым – автором книг «Картина мира природы» [1] и «Система законов природы» [2]. В этих книгах он, кроме всего, описывает так называемые законы реакции. Этих законов целый набор. Каждый закон описывает сущность ответной реакции системы при разных по величине воздействиях на систему.

Во второй книге [2] на странице 114 есть рисунок, на котором показана «Стандартная зависимость реакции», которая представляет собой серию волнистых линий. Любому тризовцу эти кривые сразу напоминают о так называемой  S-кривой (в просторечии  S-образине), которая представляет собой закономерность развития технических систем.

Вторым толчком послужил замечательный семинар Ю.С. Мурашковского, который прошёл во время тризовской конференции в Комарово в июле этого года.

http://subscribe.ru/archive/science.natural.triz/200512/26110525.html 


В письмах, пожалуйста, используйте информативный Subj
(чтобы не ушло в корзину со спамом),
 а также указывайте, - "В рассылку" или "Ни в коем случае не в рассылку".
При отсутствии чёткого указания, я поступаю по своему усмотрению.

Дорогие друзья!
Счастья Вам и радости!

Ведущий - Александр Кондратьев  ancondratyev@peterlink.ru

Рассылка ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz
Выпуск № 119. 15 января 2007 г.
Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru

Рейтинг@Mail.ru

 

АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''.
ПОДПИСКА


 

 

 

 

 

 

 


 

 


В избранное