Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как делать открытия. Приемы решения научных задач


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка 'Как делать открытия. Приемы решения научных задач'. Выпуск 53

АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''

Рассылка
''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz

Выпуск № 53. -- 27 февраля  2004 г. -- Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru -- ancondratyev@peterlink.ru

Здравствуйте!

Сегодня:

Поздравления Волюславу Владимировичу Митрофанову
Отклик на опус "О скороспелом применении формул в русловедении и других науках"
Продолжение обсуждения закона о переходе количества в качество
Книга "ДИАГНОЗ: ТРИЗ"
Химический сайт

 

 День рождения В.В. Митрофанова

Поздравляем и желаем самого-самого лучшего!

Этот удивительный человек сделал за свою жизнь (трудно представить!) несколько открытий.
Например, эффект Тваймана был открыт в 20-е годы настоящего столетия,
а В.В. Митрофанов его объяснил в 1990 году.
Эффект Рассела был открыт в 1897 году, а В.В. Митрофанов его смог объяснить в 1975 году и т.д.
Этими эффектами занимались многие учёные, но не смогли постичь их секретные причины. Почему? После многолетней работы и успешного решения нескольких научных задач он сформулировал для себя набор приёмов решения научных задач, которых любовно назвал “нотами”.

В 1998 году вышла его книга “От технологического брака до научного открытия”, в которой описаны эти приёмы. Очень рекомендую прочитать эту книгу.

На основе знакомства с "нотами" В.В. Митрофанова родилась настоящая рассылка.

О В.В. Митрофанове можно прочитать здесь: http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass14.htm  и здесь:  http://bedload.boom.ru/MyPapers/1.htm

Волюслав Владимирович Митрофанов о компьютерной программе
''Машина Открытий'':  http://www.natm.ru/triz/news/mo_rekl.htm

О "Машине открытий" http://bedload.boom.ru/TRIZ/mo.htm


Отклик на опус "О скороспелом применении формул в русловедении и других науках"

 

Здравствуйте, Александр

П
рочитав Вашу рассылку "О скороспелом применении формул в русловедении
и других науках" хочу Вам сообщить, что являясь инженером, пишу
диссертацию о почвообразовательных процессах в экологии. Т.е. возможно
темы наших интересов, особенно в том, что касается процессов переноса
почвенной влаги, пересекаются. По существу затронутых Вами проблем
могу сообщить, что в почвоведении все еще более туманно. До сих пор
почвоведы не могут договориться даже о том, что такое почва. Точно так
же, как и в Вашем русловедении, в почвоведении существует огромное
количество теорий, методик и методологий, часто противоречивых.
Это
особенно заметно мне, как специалисту, пришедшему из технического
ВУЗа, и не варившегося в этой каше годами. Но по-моему таково общее
состояние не фундаментальных наук у нас в стране. Не знаю как за
бугром, но у нас видимо просто не хватило сил, средств и грамотного
хозяйствования, чтобы сохранить темпы доперестроечных исследований в
прикладных областях науки.

Но несмотря на тяжелую ситуацию, НИР в прикладе проводятся и сейчас. В
связи с этим мне было бы очень интересно прочитать статью, на которую
Вы ссылались в обсуждаемой публикации: 4. Мурашковский Ю.С. Стадии
развития научных представлений / Конференция Международной ассоциации
ТРИЗ «Творчество во имя достойной жизни» 16-17 августа 2000 г. Великий
Новгород, 2000.

Если она у Вас есть, скиньте мне её, пожалуйста.

С уважением,
Управляющий научно-производственного участка
Ставропольский Ботанический Сад
Сергей Владимирович Кожевников

 

Уважаемый Сергей Владимирович!
Спасибо за Ваше письмо и простите за задержку с ответом!

Очень интересно узнать Ваше мнение о состоянии почвоведения на
настоящем этапе развития. Понятно, что почвоведение стоит также на
одной из ранних стадий развития.

Особенно понятно Ваше впечатление как специалиста в технических
науках. Я думаю, что Вы это воспринимаете особенно остро, а
кое-что, наверное, вообще не укладывается в Вашей голове?

Я работаю в проектной конторе, где большинство человек -
проектировщики гидротехнических сооружений с чисто техническим
взглядом на действительность. Мы разговариваем с ними на разных
языках. Они, например, не понимают, что вообще не существует
методики размыва какого-то особого вида берегов. Они всё могут
сосчитать по формулам. А мне надо почувствовать процесс, потому что
я знаю, что формально вычисленное значение часто бывает дальше от
истины, чем мой прогноз из общих соображений.

На мой взгляд, выход в развитии наук, находящихся на такой стадии
развития, как наши заключается в следующем (объединяю, как Вы и
указали, русловедение и почвоведение и говорю вообще) - объединение
разных подходов. Хотя на первый взгляд иногда кажется, что
большинство предложений неверно, на самом деле это не так. Именно
большинство подходов верно. Просто один сосредоточился на одной
стороне явления, другой на другой. Или - рассматриваются разные
этапы развития. Или - рассматриваются разные явления из ряда
генетически связанных явлений. (Правда иногда бывают, действительно,
неверные представления.) Решение в объединении разных подходов.
Ещё, на мой взгляд, разные подходы, пусть даже внешне не
совместимы, на самом деле не противоречивы. Поэтому и в этом случае
нужно объединение. Сейчас подготовил статью об объединении
банальным способом составления таблиц. Помещу её в следующем
выпуске.

Высылаю статью Юлия Самойловича Мурашковского "Стадии
развития научных представлений"
в архиве
Она есть также здесь: http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass22.htm

В
сего Вам доброго!
С уважением, Александр Кондратьев.


 

Продолжение обсуждения закона о переходе количества в качество

Добрый день, господин А.Н. Кондратьев!

Я получил Вашу рассылку "Как делать научные открытия", Вып.48 и хочу, с Вашего позволения, высказать некоторые мысли, ею навеянные.

Причина, по которой я бы хотел "встрять в разговор", представляется более интересной, как мне кажется. Касается она закона "Перехода количественных изменений в качественные изменения".

Господин А.В. Чусов очень правильно отмечает некоторую "запутанность" вопроса перехода количественных изменений в качественные изменения, а также он указывает на то, что для массового читателя было необходимо "облегчить" понимание проблемы и Закона: "Необходимость такой подмены я лично вижу в неподготовленности читающего массового субъекта. (Естественно, я не имею в виду лично Вас - дело лишь о той форме, в которой Вас уже ожидает готовый продукт, форме, в которой его можно сравнительно просто потребить. Гегеля же никак нельзя считать готовым к потреблению, напротив, потребляющий Гегеля человек а) должен быть к этому подготовлен и б) должен проделать необходимую мыслительную работу.) Возвращаясь к замене выражений: она заключается в том, что более сложная конструкция заменяется более простой, представимой и вообразимой гораздо более широкими слоями мыслящих масс. Поэтому для студентов-нефилософов (да даже и философов), которым нужно сдать минимум, она подходит, а вот движение знания или научного знания точно не описывает."

Я думаю, что это очень правильно и, перешагивая собственную скромность, должен признаться, мне тоже удалось это заметить. Поэтому я предлагаю несколько изменить формулировку указанного Закона. Привожу цитату из работы, готовящейся к публикации.

"Автору представляется, что этот закон может быть сформулирован более доступно и точно. В природе изменение формы сущности - внешнего проявления внутреннего содержания - происходит скачкообразно в силу необходимости согласования формы с эволюционно изменившимся содержанием. Действительно, если глубоко вникнуть в понятия (категории) "форма" и "содержание", то можно заметить, что "форма" сущности представляет собой внешнее проявление внутреннего "содержания". Содержание до того, как оно проявит себя через свою форму во взаимодействии с окружающей действительностью, остается "вещью в себе" (сущностью в своей форме). Если учесть современное толкование понятий количество, как категория, выражающая внешнее, формальное взаимоотношение предметов или их частей, а также свойств, связей: их величину, число, степень проявления того или иного свойства (БСЭ), и качество, как категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом (БСЭ), то становится ясным, что мы уточнили закон перехода количественных изменений в качественные, использовав понятие "содержание", которое просто расширяет и углубляет такое понятие, как "количество ", так же, как понятие "форма" расширяет и углубляет понятие "качество"."

С уважением. Виталий Татусь

 


Книга "ДИАГНОЗ: ТРИЗ"

 

Уважаемый Александр!

Отправляю Вам текст информационного письма. Он может быть сокращен по Вашему усмотрению.
С уважением, Толмачев Андрей Александрович. stoll2001@mail.ru 

В
сем кто интересуется:

Психологией творчества и творческой деятельности
Методами активизации творческой деятельности
Проблемой развития творческих способностей детей
Вопросами изобретательского творчества, теорией решения изобретательских задач.

В первом квартале 2004 г. в издательстве Санкт-Петербурга выходит книга Толмачева А.А. ДИАГНОЗ: ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач), посвященная проблемам психологии творческой деятельности.

Информация о книге размещена на сайте http://triz-ta.narod.ru

Круг проблем, рассматриваемых в книге, гораздо шире вопросов использования ТРИЗ. Книга посвящена общей проблеме формирования готовности к творческой деятельности. Работа содержит богатый иллюстративный материал, отличается от многих разработок по ТРИЗ более глубоким психологическим подходом к рассмотрению проблемы творчества и творческой деятельности. 

В части I рассматриваются философские и психолого-педагогические основы творчества, приводится характеристика методов активизации творческой деятельности, излагаются основные понятия ТРИЗ, доступные для освоения школьниками.

Уделено внимание как положительному значению, так и отрицательным моментам использования ТРИЗ в практике работы школ.

Проводится детальный содержательный анализ ТРИЗ с точки зрения целесообразности использования отдельных элементов в учебном
процессе. Приведены мнения некоторых зарубежных специалистов о ТРИЗ, примеры и задачи из различных областей.

Часть II носит прикладной характер. Она содержит описание упражнений, а также другие методические материалы для проведения занятий по развитию творческих способностей.

Большое внимание автором уделяется вопросу использования сказок в учебном процессе с позиций современной психологии. Автор не рассматривает сказки в качестве только положительного ресурса и дает рекомендации по их правильному методическому
использованию.

Затрагиваются вопросы использования возможностей нейро-лингвистического программирования для активизации познавательных возможностей учащихся.
Материалы книги могут быть использованы:
-
при создании концепции школы по развитию творческих способностей
-при самостоятельном освоении ТРИЗ педагогами как учебно-методическое пособие.
-при разработке и проведении занятий по формированию готовности к творческой деятельности.

Книга адресована работникам научно-методических центров, учителям школ, воспитателям детских садов, студентам педагогических вузов, а также всем тем, кто интересуется проблемами творчества и творческой деятельности.


Химический сайт

Приглашаем всех посетить новый химический сайт www.chemworld.narod.ru  на котором вы найдете: описания опытов, большой справочный материал, билеты по химии, рефераты, задания ЕГЭ по химии, информацию о конференциях и олимпиадах (задания для подготовки), статьи и др. На сайте каждую неделю обновляются новости науки. Сайт www.chemworld.narod.ru  Ваш лоцман в мире химии (и смежных наук).

Главный редактор сайта Грибанов Василий
 

 

 

Счастья и взаимопонимания!

Ведущий - Александр Кондратьев  ancondratyev@peterlink.ru


Рассылка ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz

Выпуск № 53. -- 27 января  2004 г. -- Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru -- ancondratyev@peterlink.ru

Рейтинг@Mail.ru

АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''

 

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное