Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как делать открытия. Приемы решения научных задач


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка 'Как делать открытия. Приемы решения научных задач'. Выпуск 33
АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''

Рассылка
''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''

Выпуск № 33. --  10 апреля  2003 г. -- Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru -- ancondratyev@peterlink.ru

Здравствуйте, дорогие и уважаемые!

Сегодня :

1. Набор рабочих инструментов естествоиспытателя (наброски)

2. Библиография депонированных работ по открывательству из Фонда литературы ЧОУНБ.

 

 Набор рабочих инструментов естествоиспытателя
(наброски)

Большинство понятий и рабочих приёмов взято из работ Митрофанова, Лимаренко, Альтшуллера, Кузьмина, Пургина, Злотина, Зусман, Мурашковского, Пащенко.

 

Система

Явление – изменение или состояние (последствия изменений) системы.

Цели научного исследования: понять причины явления, научиться прогнозировать развитие явлений, уметь управлять развитием явлений.

Причинность. Каждое явление имеет свою причину.

Динамическое равновесие. Каждое явление проходит через различные стадии, характеризующиеся динамическим равновесием, то есть состоянием, когда воздействие внешних факторов не приводит к его видоизменения.

Диссимметрия. Причиной каждого явления есть некая разность (неравенство, несоответствие и т.п.). Ищешь причину – ищи диссимметрию, видишь диссимметрию – ищи порождаемое ею явление.

Компенсация. Система ответно реагирует на воздействие движущей диссимметрии таким образом, что диссимметрия уменьшается.

Инерция. Часто явление – это результат компенсации причины, которая действовала ранее.

Причинно-следственная цепочка. Каждое порождённое явление в свою очередь является причиной других явлений.

Принцип компенсации. Порождаемых новых явлений может быть несколько. По сумме они соответствуют первоначальному воздействию. Ищи ещё другие порождаемые явления.

Родственные явленияявления, порождаемые одной причиной (диссимметрией), при разной степени этой диссимметрии. Ищи родственные явления и затем их общую причину. Бесперспективно искать причину одного явления.

Классификация. Собрать коллекцию всех родственных явлений.

Противоположные явления. У каждого явления существует противоположный ему, у которого знак диссимметрии противоположный (а также есть ещё средний вариант, когда диссимметрия равна 0).

Утверждение наоборот. Сформулируй полученную формулировку причины (ди) с частицей «не» (несколько вариантов).

Причинная ось. При различных значениях диссимметрии явление проявляется в различных формах. Эти родственные явления выстраивай по такой причинной оси.

Белые пятна. В случае, если известные родственные явления, выстроенные по определяющей оси, не заполняют весь её диапазон, значит существуют другие родственные явления, которые или ещё не открыты, или традиционно не рассматриваются в этой отрасли науки.

Переступить пределы. Рассмотреть экстремальные значения причинной диссимметрии: что меньше меньшего? больше большего? Аналогично с белыми пятнами.

Лишний элемент. Случай, когда родственные явления не удаётся разместить на выбранной причинной оси. Толчок к поиску других причинных осей.

Объединение альтернативных гипотез. Обычно большинство гипотез, объясняющих генезис родственных явлений, одновременно верны. Даже в случае их внешнего несогласия. Объединяйте противоположные взгляды.

Объединение ортогональных осей. Рассматривать одновременное воздействие нескольких факторов (каждый из них – ди).

Таблица (Морфологический ящик). Построить несколько таблиц с сочетаниями различных причинных осей.

Первый эксперимент. Имеющиеся эксперименты.

Противоположный эксперимент. Для поиска причинной оси проведи (или найди уже готовый) противоположный эксперимент. Это такой эксперимент, при котором все факторы неизменны, а меняется только один. Противоположный эксперимент получится в том случае, если следствие резко изменится по сравнению с первым экспериментом.

Ограничивающий фактор – пассивный фактор, который самостоятельно не воздействует на следствие (изделие),  но не даёт проявиться воздействию причинной диссимметрии. Ограничивающий фактор сам является диссимметрией.

Ложный противоположный эксперимент. Противоположный эксперимент может не сработать при значительном воздействии ограничивающих факторов.

Перенапряжение – состояние, при котором сдерживающее воздействие ограничивающего фактора больше причинной диссимметрии.

Переход количество в качество – превышение действующей диссимметрии через сдерживающее действие ограничивающих факторов, что приводит к новому явлению.

Идеальный эксперимент – такой противоположный эксперимент, в котором действие ограничивающих факторов минимально. Идеальный эксперимент сам наглядно показывает порождающую причину.

Инструмент – изделие. Выясни, что в рассматриваемых явлениях причина, и что следствие.

Ресурсы. Порождающая причина имеется на том же системном уровне (здесь, рядом). Ищи!

Что? Полезный вопрос для поиска ресурсов: «что нужно сделать, чтобы это получить?».

Противоречие. Сформулируй противоречие: «явление не может быть, а оно есть».

Рисунок. Сделай рисунок. Сделай рисунок в динамике.

Принцип эмерджентности. Причина лежит на том же системном уровне, что и само явление. Бесперспективно искать причину в надсистеме или подсистеме.

Обобщение. Найденное объяснение всегда можно обобщить. Например, правило «Х является причиной Y», можно обобщить, заменив конкретные Х и Y на более общие формулировки.

Постулат. На основе нескольких последовательных обобщений одного конкретного правила сформулируй постулат.

Конкретизация. На основе постулата получи аналогичные закономерности для явлений в других областях науки.

Аналогия. Ищи похожие 1) явления, 2) причины, 3) следствия, 4) закономерности.


 

Список рукописных работ по ТРИЗ из Фонда материалов по ТРИЗ ЧОУНБ.
Раздел 001.894.068
"Алгоритмизация решения исследовательских задач. Связь ТРИЗ с наукой"
.
Материалы перечислены в алфавитном порядке фамилий авторов.

Узнать о том, как получить работы, можно у Хранителя Фонда Любови Анатольевны Кожевниковой
454112 г. Челябинск-112, а/я 10065, Фонд материалов по ТРИЗ.

Работы существуют только в бумажном виде. В электронном виде из Фонда их получить нельзя.

 

1. Альтшуллер Г.С. Как делаются открытия: (Мысли о методике научной работы) / Г.С. Альтшуллер. - Баку, 1960. - 12 с. - Деп.в ЧОУНБ 11.07.1989 № 685.
2. Альтшуллер Г.С. Как излагать новое в ТРИЗ: Тез. к конф. в Миассе-88 / Г.С. Альтшуллер. - 1 с. - Деп. в ЧОУНБ 16.05.1995 № 1837.
3. Вертинский П.А. К вопросу диагностики физических теорий / П.А. Вертинский. - Усолье-Сибирское, 1997. - 15 с. - Список лит.: С. 14-15 (38 назв). - Деп. в ЧОУНБ 29.11.1997. № 2183.
4. Вертинский П.А. Происхождение и роль противоречий в физике: (К вопр. диагностики физ. теорий) / П.А. Вертинский. - 9 с., 2 л. ил. - Список лит.: С. 9 (11 назв.). - Деп. в ЧОУНБ 31.03.1998 № 2240.
5. Злотин Б.Л. Использование аппарата ТРИЗ для решения исследовательских задач / Б.Л. Злотин, А.В. Зусман. - Кишинев, 1985. - 41 с. - Деп. в ЧОУНБ 10.03.1987 № 8.
6. Злотин Б.Л. К вопросу о применении ТРИЗ при решении научных задач / Б.Л. Злотин.- 4 с. - Деп. в ЧОУНБ 21.11.1990 № 1092.
7. Злотин Б.Л. Порядок обработки исследовательских задач / Б.Л. Злотин, А.В. Зусман - 2 с. - Деп. в ЧОУНБ 30.08.1991 № 1305.
8. Горин Ю.В. Отзыв на работу С. Савранского "ТРИЗ в науке. Высокотемпературные жидкостные сверхпроводники" / Ю.В. Горин. - 1.с. - Деп. в ЧОУНБ 28.05.1999 № 2440.
9. Иловайский И.В. Сверхзадачи для тризовцев: (Кое-что об открытии открытий) / И.В. Иловайский. - Новосибирск, 1993. - 3 с.- Деп. в ЧОУНБ 24.06.1993 № 1614.
10. Карасик Е. Анализ механизма преодоления противоречий, возникающих при решении научно-технических проблем / Е. Карасик. - Баку, 1978. - 11с. - Деп. в ЧОУНБ 25.07.1997 № 2134.
11. Кондраков И. Алгоритмизация решений открывательских задач / И. Кондраков. - Красноярск, 1980. - 18 с. - Список лит.: с. 18 (9 назв). - Деп. в ЧОУНБ 14.04. 1987 № 52.
12. Кондраков И. "Изменяемый элемент" при решении научных задач / И. Кондраков. - Мин. воды, 1979. - 5с. - Деп. в ЧОУНБ 26.09.1986 № 789.
13. Кондраков И. К динамике развития научных систем / И. Кондраков. - 1978. - 7 с. - Деп. в ЧОУНБ 25.07.1997 № 2133.
14. Кондраков И.М. Морфология термо-, гальвано-, акусто- и оптико-магнитных эффектов / И. Кондраков. - 1978-1984. - 6 с. - Деп. в ЧОУНБ 8.01.1996 № 1916.
15. Кондраков И.М. Отзыв на работу к.и.н. доц. А.В. Лимаренко "Алгоритм прогнозирования открытий АПО-87" / И.М. Кондраков. - 1997. - 2 с.- Деп. в ЧОУНБ 30.05.1997 № 2098.
16. Кондраков И.М. Применение АРИЗ-71В для решения научных задач / И.М. Кондраков. - 1977. - 5 с. - Деп. в ЧОУНБ 8.01.1996 № 1918.
17. Кондраков И.М. Применение инструментов ТРИЗ для решения научных задач / И.М. Кондраков. - Мин. воды, 1977. - 5с. - Прил. Теория Р. Вуда о причинах высоких температур в парниках и оранжереях, 3 с. - Деп. в ЧОУНБ 30.05.1997 № 2102.
18. Кондратьев А.Н. Извилистые формы рельефа и разность - причина их образования / А.Н. Кондратьев // Морфология рельефа: Материалы Иркут. геоморфол. семинара-чтений памяти Н.А. Флоренсова (окт. 1999 г.). - Иркутск, 1999. - 1с. - Деп. в ЧОУНБ 25.02.01 № 2654.
19. Кондратьев А.Н. Морфологический ящик природы / А.Н. Кондратьев. - Ильичево, 2002. - 7 с. - Список лит.: с. 7 (12 назв). - Деп. в ЧОУНБ 27.02.02 № 2044.
20. Кондратьев А.Н. Прием выведения общих правил (на примере причин меандрирования рек) / А.Н. Кондратьев. - Ильичево. - 5 с. - Список лит.: с. 5 (5 назв.). - Деп. в ЧОУНБ 21.05.01 № 2661.
21. Кондратьев А.Н. Приемы исследования природы в русловедении на разных стадиях научных представлений / А.Н. Кондратьев // Современ. проблемы естествознания: Материалы международ. науч.-практ. конф. молодых ученых. - Владимир, 2001. - 2с. - Деп. в ЧОУНБ 27.12.01 № 2743.
22. Кондратьев А.Н. Прием решения научных задач " Переступить пределы" / А.Н. Кондратьев. - 3 с.- Список лит.: с. 3 (6 назв.). - Деп. в ЧОУНБ 29.08.01 № 2699.
23. Кондратьев А.Н. Применение приемов решения научных задач для решения некоторых задач в науке о русловых процессах: Доклад на 24-м собрании Геоморфолог. комиссии РАН / А.Н. Кондратьев. - Краснодар, 1998. - 3 с. - Деп. в ЧОУНБ 23.03.1999 № 2405.
24. Кондратьев А.Н. Программа для обучения приемам решения научных задач и воспитания качеств характера, необходимых исследователю (на примере задачи о меандрировании рек): Диплом. проект / А.Н. Кондратьев; Междунар. ун-т науч.-техн.творчества. - СПб, 1998. - 23 с. - Список лит.: с.23 (8 назв.). - Деп. в ЧОУНБ 8.10.1998 № 2339.
25. Кондратьев А.Н. Противоположный эксперимент и ложный противоположный эксперимент / А.Н. Кондратьев. - Ильичево, 2001. - 5 с. - Список лит.: с.5 (5 назв.). - Деп. в ЧОУНБ 21.05.01 № 2662.
26. Кондратьев А.Н. Что значит "доказать"? / А.Н. Кондратьев. - Ильичево, 2002. - 5 с. - Деп. в ЧОУНБ 17.09.2002 № 2820.
27. Королев В.А. К "озоновой" задаче / В.А. Королев. - Белая Церковь, 1999. - 1 с. - Деп. в ЧОУНБ 15.08.1999 № 2475.
28. Королев В.А. К работе "О методике решения исследовательских задач" Курышева В.А. / В.А. Королев. - Белая Церковь, 1990. - 1 с. - Деп. в ЧОУНБ 27.03.1990 № 867.
29. Королев В.А. Отзыв на статью Кондратьева А.Н. "Прием решения научных задач "Переступить пределы" (пос. Ильичево, 2001 г.) / В.А. Королев. - Белая Церковь, 2001. - 2 с. - Деп. в ЧОУНБ 29.10.01 " 2730.
30. Королев В.А. Отзыв на книгу Митрофанова В.В. "От технологического брака до научного открытия" / В.А. Королев. - Белая Церковь, 1999. - 4 с. - Деп. в ЧОУНБ 23.03.1999 № 2406.
31. Королев В.А. Отзыв на работу Савранского С.Д. (США) "Высокотемпературные жидкостные сверхпроводники / В.А. Королев. - Белая Церковь, 1999. -1 с. - Деп. в ЧОУНБ 27.07.1999 № 2401.
32. Кузьмин К.И., Пургин В.Т. Приемы поиска новых явлений. - Л. - 5 с.  - (Петрозаводск-91).  
33. Кузьмин К.И. Сопутствующее обучение элементам ТРИЗ для изучения научных дисциплин: (Обучение приемам решения исследовательских и научных задач). - 4 с.
34. Курышев В.А. Использование элементов функционального подхода к решению исследовательских задач и прогнозированию ТС / В.А. Курышев, Л.Х. Певзнер. - Свердловск, 1990. - 2 с.- Деп. в ЧОУНБ 26.02.1990 № 860.
35. Курышев В.А. О методике решения исследовательских задач / В.А. Курышев.- Свердловск, 1989. - 2 с.- Деп.. в ЧОУНБ 27.01. 1990 № 841.
36. Курышев В.А. Решение исследовательских задач по физике / В.А. Курышев. - Екатеринбург. - 2 с. - Список лит.: с. 2 (3 назв.) - Деп. в ЧОУНБ 31.03.1998 № 2246.
37. Лимаренко А.В. Алгоритм поиска и решения открывательских задач АРОЗ-87 / А.В. Лимаренко. - Владивосток, 1996. - 8 с.- (Для разработчиков ТРИЗ и ученых). - Деп. в ЧОУНБ 17.07.1996 № 1958.
38. Лимаренко А.В. Алгоритм поиска и решения открывательских задач АРОЗ-87 / А.В. Лимаренко. - Владивосток, 1996. - 35 с. - (Для разработчиков ТРИЗ и ученых). - Деп. в ЧОУНБ 21.01.1996 № 1999.
39. Лимаренко А.В. Алгоритм прогнозирования открытий - АПО-87 / А.В. Лимаренко; Дальневосточ. гос. ун-т; ЦНОТ; Эксперимент. пед. площадка "Раннее начало".- Владивосток, 1996. - 30 с. - (Для разработчиков ТРИЗ и науч. сотрудников). - Деп. в ЧОУНБ 25.11.1996 № 2013.
40. Лимаренко В.В. Алгоритм прогнозирования открытий АПО-87 / А.В. Лимаренко. - 2-й вариант. - Владивосток, 1997. - 32 с. - (Для разработчиков ТРИЗ и науч. сотрудников). - Деп. в ЧОУНБ 1.04.1997 № 2068.
41. Лимаренко А.В. Первые аккорды: (Путеводитель для открывателей): Отзыв на статью В.В. Митрофанова и Н.И. Лебедева "Новый взгляд на природу перенапряжения водорода на катоде" (Журнал ТРИЗ, 1996, № 2/3) / А.В. Лимаренко. - Владивосток, 1997. - 21 с. - Деп. в ЧОУНБ 28.03.1997 № 2065.
42. Лимаренко А.В. Увертюра прогностической симфонии: Рец. на монографию В.В. Митрофанова "От брака до открытия" (СПб, июль 1997 г.) / А.В. Лимаренко; Дальневосточ. центр ТРИЗ. - Владивосток, 1997. - 15 с. - Деп. в ЧОУНБ 31.03.1998 № 2236.
43. Мурашковский Ю.С. Горизонты третьего мира / Ю.С. Мурашковский. - 6 с. - Деп. в ЧОУНБ 12.11.2000 № 2627.
44. Плетнев Д. Открытие и изобретение как разрешение противоречия / Д. Плетнев // Наука и жизнь. - 1974. - № 2. - С.62-64.
45. Пургин В.Т. Противоположный эксперимент и решение исследовательских задач / В.Т. Пургин. - Л., 1989.- 25 с. - Список лит.: с. 25 (22 назв.). - Деп. в ЧОУНБ 25.07.1997 № 2116.
46. Савощик А.Н. Отзыв на работу В.А. Курышева "О методике решения исследовательских задач": (Замечания пользователя) / - Жуковский, 1990. - 2 с. - Деп. в ЧОУНБ 10.11.1990 № 1080.
47. Савранский С.Д. ТРИЗ в науке: Высокотемпературные жидкостные сверхпроводники / С.Д. Савранский. - Фремонт, 1999. - 6 с. - Деп. в ЧОУНБ 28.05.1999 № 2430.
48. Сводная картотека по теории и практике решения изобретательских задач / Сост. Г. Фильковский. - Баку, 1979. -      Вып. 24. - 1979. - 41 с. - Деп. в ЧОУНБ 4.08.1988 № 475.
49. Сибиряков В.Г. Исследовательские задачи по ТРИЗ / В.Г. Сибиряков. - Новосибирск, 1989. - 6 с. - Деп. в ЧОУНБ 25.11.1998 № 812.
50. Соснин Э.А. Технология творческого решения, или Практикум по творческому самоопределению / Э.А. Соснин, Б.Н. Пойзнер; Томск.гос. у-т; Ин-т сильноточной электроники. - Томск. - 21с. - Список лит.: с. 20-21 (47 назв.). - Деп. в ЧОУНБ 25.01.2001 № 2643.
51. Тригуб А.В. Алгоритм выполнения исследовательских работ для школьников (по методике ТРИЗ + ФСА): Метод. разработка / А.В. Тригуб. - 2 с. - Деп. в ЧОУНБ 30.06.2001 № 2666.
52. Троицкий Д.А. Алгоритм решения научных задач (ст. из журнала "Вопр. изобретательства". - 1988. - " 10) / Д.А. Троицкий. - 2 с. - Деп. в ЧОУНБ 20.05.1995 № 1844.
54. Фей В.Р. Закон перехода "макро-микро" в научных задачах / В.Р. Фей.- Баку, 1997. - 5.с. - Деп. в ЧОУНБ 25.07.1997 № 2136.
55. Фей В.Р. Третий - не лишний / В.Р. Фей. - 1978. - 5 с. - Деп. в ЧОУНБ 30.05.1997 № 2099.
56. Фильковский Г. Дифференциальные закономерности развития научных представлений / Г. Фильковский. - Баку, 1978. - 16с. - Деп. в ЧОУНБ 25.07.1997 № 2135.
57. Фильковский Г. Научная деятельность как развитие системы. - Теория как машина / Г. Фильковский. - Баку, 1975. - 5 с. - Деп. в ЧОУНБ 25.07. 1997 № 2132.
58. Фильковский Г. Научные системы. Научное творчество. Научные задачи / Г. Фильковский - 8 с. - Деп. в ЧОУНБ 21.11.1990 № 1090.
59. Цуриков В.М. Проблема CETI и закономерности развития технических систем /А.М. Цуриков // Проблемы поиска жизни во Вселенной: Тр. Таллинского симпозиума. - М.: Наука, 1986. - 2 с. - Деп. в ЧОУНБ 8.04.1990 № 880.
Список составлен по состоянию. на 1.01.2003 г.

Огромное спасибо хранителю Фонда Любови Анатольевне Кожевниковой за этот список!


В прошлых выпусках:

Выпуск 32 http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass32.htm
Письмо от Арекуса
Инструмент для открытий - поиски противоположностей на основе причинных осей

Выпуск 31 http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass31.htm
Георгий ГУРЕВИЧ
СВОЙСТВЕННО ОШИБАТЬСЯ
(Научно-фантастический рассказ)

Выпуск 30 http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass30.htm
Волюславу Владимировичу Митрофанову - 75 лет!
Приглашение к открытию.
О форуме
О рассылке "Из переписки естествоиспытателя"

В последних выпусках рассылки "Из переписки естествоиспытателя":

Выпуск 12 http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka2/Rass2-12.htm
Статья в развитие представлений о "определяющей причинной оси", которую удобно использовать для решения научных задач.
ИНФОРМАЦИЯ о 6-й научно-практической конференции "Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ"

Выпуск 11 http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka2/Rass2-11.htm
письмо от А.Мендереса "Поворот рек"

Выпуск 10 http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka2/Rass2-10.htm
письмо от Арекуса

В следующих выпусках рассылок:

Информация о готовящемся съезде МАТРИЗ и конференции


 Проект "Литература по русловым процессам" в действии!
Спасибо Владимиру Ивановичу Антроповскому за список литературы!
На 10 апреля 4665 источников.
Дополните общий список  Вашими работами! Пишите, пожалуйста.


Ведущий - Александр Кондратьев  ancondratyev@peterlink.ru

Выпуск № 33. -- 10 апреля  2003 г. -- Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru -- ancondratyev@peterlink.ru

Рейтинг@Mail.ru

АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное