Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир в диковинку

  Все выпуски  

Мир в диковинку. Эффект сверхзапоминания


Недавние исследования мозга человека, проводившиеся учеными Стэнфордского университета, еще раз подтвердили тот факт, что среднестатистический житель планеты даже при активной мыслительной деятельности использует малую толику своего потенциала, а именно 2%. В то же время, по заключению экспертов, гений XX века Альберт Эйнштейн, задействовал всего 15% своих умственных способностей. Ни это ли лучшее доказательство безграничности человеческих возможностей!?

Возможно, вам приходилось слышать о том, что йоги могут по нескольку дней подряд читать наизусть строки из упанишад, не повторяясь и не ошибаясь. Причем, делают они это без видимых особых усилий, не затрачивая предварительно месяцы и недели на заучивание. А как вам тот факт, что аспиранты в мусульманских странах выдерживают серьезнейшие вступительные экзамены, где обязаны продемонстрировать абсолютное владение текстом Корана!?

Подобные феномены не могли не заинтересовать такого талантливого психотерапевта и востоковеда, как Георги Лозанов. В свое время болгарский ученый потратил невероятное количество сил и времени на исследование феномена гипермнезии. Как он выяснил, согласно основным постулатам древнеиндийского учения, способность к запоминанию или вспоминанию фантастических объемов информации есть не что иное, как умение входить в особое состояние, в котором человек получает доступ к информации, записанной не в его голове, а хранящейся в пространстве, откуда он ее и считывает.

Лозанов был первым из ученых, кто обратил внимание на природу гипермнезии и исследовал различные уровни волновой активности мозга – «бета», «альфа», «тета»,  «дельта». Он обнаружил, что именно альфа-ритм (мозг функционирует со скоростью 8-13 волн в секунду), соответствующий состоянию умеренного расслабления, является идеальным для обучения. При условии достижения состояния неглубокой медитации на фоне мягкой классической музыки между правым и левым полушариями устанавливается полная гармония, за счет чего процесс абсорбирования мозгом и сохранения новой информации ускоряется многократно.   

Это открытие стало настоящим прорывом в области изучения человеческих возможностей и послужило толчком для создания и развития суггестопедического метода обучения.
 
Суть метода

Во время экспериментальных занятий Лозанова студенты устраивались поудобнее на своих местах и закрывали глаза. Комнату наполняла ненавязчивая музыка, частота ритма которой непременно равнялась 60 ударам в минуту. Именно этот фактор оказывал столь необходимое синхронизирующее воздействие на работу обоих полушарий мозга обучаемых. Спустя какое-то время педагог начинал зачитывать списки иностранных слов, повторяя их несколькими способами. По окончании занятия ученики возвращались в привычное мыслительное состояние и проходили тестирование. Результат всегда был ошеломляющим: студенты усваивали 98% информации!

За 10 лет упорной работы (1969 – 1979 гг) Лозанов сумел добиться феноменальных эффективности своего метода. Если в 1969 году он мог обучать студентов 150 новым словам в течение трехчасового занятия, то в 1979 год этот показатель достиг 3000 новых слов за один учебный день. Невероятно, но факт, что спустя полгода обучаемые могли воспроизвести 67% материала, в то время как средний уровень запоминания в американских высших школах достигал всего лишь 10%.  

Охота за секретной технологией

В карьере Георги Лозанова был весьма примечательный факт. Стоило иностранной разведке узнать о существовании необыкновенного метода, который применялся при подготовке разного рода особых сотрудников, как на «секретное оружие» была объявлена настоящая охота. Спасти чудо-технику от посягательств западных шпионов удалось, пойдя на маленькую хитрость.  

После длительных переговоров Лозанов дал-таки согласие на проведение занятий в европейских университетах. Его лекции имели потрясающий успех. Казалось бы, эффект сверхзапоминания рождался на глазах у западных специалистов, однако самостоятельно смоделировать гениальную технологию им так и не удалось. По примеру Лозанова во время своих экспериментов они включали звуковое сопровождение с частотой 74 удара в минуту и… разумеется, не достигали чудесного эффекта. Это и был один из секретов болгарского ученого. В начале показательных занятий он умышленно включал ритм 74 удара в минуту, который через несколько минут плавно переходил на нужную частоту – 60 ударов.

Однако и спустя много лет, разгадав все компоненты технологии и воспроизведя ее, западные педагоги не смогли получить столь же впечатляющих результатов. Это доказывает огромное значение личностного фактора.

Метод Лозанова открыл новые возможности для скоростного обучения. Эффективность технологии доказана не только в отношении запоминания иностранных слов и любой другой объемной информации, но и выработки новых ментальных привычек и стиля поведения.


Mel'Ok 

В избранное