«Убивать всех, кто носит туфли и у кого есть пуговицы!» - такой интересный перифраз использовали крестьяне для определения помещиков, когда в 1784 году устроили мятеж против подушной подати в Лифляндской губернии (Российская империя). Тогда каждому было понятно, что эти аксессуары могут позволить себе только очень богатые люди.
Большинство людей не задумываются над тем, что такое одежда и обувь, и почему мы их носим. Это кажется настолько простым и естественным, что воспринимается без размышлений.
Тем не менее, у этих предметов нашего быта есть множество функций, и одна из них, наверное, самая важная, – социальная. Кстати, именно о ней так искусно повествует знакомая нам с детства сказка «Золушка». Платье, подаренное феей, дает ей возможность попасть во дворец, а хрустальный башмачок и вовсе меняет ее судьбу. Впрочем, так же как и судьбу Вакулы из повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», который отправился за царскими черевичками для возлюбленной Оксаны. А какое значение имеет одежда и обувь в реальной
жизни?
Изменчивый каблук
Несколько интересных фактов из истории. В Древнем Египте обувь, изготовленную из папируса, могли носить лишь фараон и его приближенные. Причем супруга фараона к числу приближенных не относилась и ходила босиком. Стоили же такие сандалии по-королевски. Геродот писал, что на изготовление одной пары сандалий для фараона уходил годовой доход среднего города.
Египту история также обязана и изобретением каблука, правда, носили такую
обувь не фараоны и жрецы, а наоборот, простые землепашцы, которым каблуки создавали необходимый упор, чтобы легче было передвигаться по рыхлой земле.
В Древнем Риме тоже существовала специальная обувь для плебеев, философов, для посещения Сената. Целомудренным дамам полагалось иметь закрытую обувь, а проститутки носили сандалии — чтобы показать красоту своих ног. Заметный вклад в историю обуви внесли древнегреческие куртизанки: по их заказу сапожники подбивали гвоздями обувь так, чтобы она оставляла
следы с надписью “Следуй за мной”.
Определить по одежде, к какому классу принадлежит человек, можно было и в средневековой Европе. Так, например, в IX – X вв. существовал закон, по которому штаны могли носить только дворяне: это указывало на их благородное происхождение и возвышенный род занятий. Крестьяне носили юбки. Также закон запрещал людям «низкого звания» одеваться в шелк, бархат и дорогие меха. Нарушитель рисковал в лучшем случае потерей запрещенного платья, а в худшем – головы.
В эпоху барокко императоры издавали указы, регламентировавшие даже высоту каблуков. Только теперь, в отличие от Древнего Египта, самые высокие каблуки были привилегией знати и членов королевских семей. Тогда же появился знаменитый красный каблук, отличавший дворянство от прочих сословий.
Хочешь соответствовать – терпи!
В наши дни во многих странах одежда, как говорят этнографы, «выполняет функцию социального знака». Например,
король одного из африканских племен облачен в леопардовую шкуру. Может быть, ему в ней жарко, неудобно. Может быть, он даже обучался в Оксфорде и привык к элегантному академичному костюму… Но он король, а потому обязан носить одеяние из шкуры королевского леопарда. Все должны видеть, что он силен и быстр, как леопард, и способен повергнуть врагов в трепет и ужас.
Школьная форма, особое одеяние священнослужителей, белые халаты врачей, форма спецслужб – мы сталкиваемся с социальной функцией одежды
каждый день и даже не задумываемся о том, что иногда сложившиеся стереотипы и косные правила не позволяют нам за одеждой рассмотреть человека. Так, собираясь на собеседование в крупную компанию, мы с вечера готовим строгий костюм, потому что знаем: существует такая вещь, как дресс-код, а еще существуют такие работодатели, которые забыли, что по одежке только встречают, а провожают все - таки по уму.