Рассылка 20 Грациологии. Автор В.В. Фирсуков.
ГРАЦИОЛОГИЯ - Стоимостный взгляд интеллекта в Свою
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.
ГРАЦИОЛОГИЯ - естественная КОНСТИТУЦИЯ Личной Жизни.
ЭСТЕТИМАТИКА - Эстетика под Диктатурой Стоимости.
В предыдущей Рассылке 19 мы ввели Эстетический смысл в Оси Идеал и Действительность.
Кратко:
Ось Идеал - все представления от Меня к Действительности, Мой Идеал проникает в
Действительность, он жаждет встретиться с ней и сразиться, взаимосоотнестись, взаимовыстоимоститься,
взаимопроникнуться.
Ось Действительность - всё от Неё к Идеалу, Моя Действительность проникает в
Идеал, она жаждет встретиться с ним и сразиться, взаимосоотнестись, взаимовыстоимоститься,
взаимопроникнуться.
I. Ось обмена:
1. Рассмотрим вектор Грации G при j = 45њ в единичной окружности c координатными осями
Идеал-Действительность: см. Рис. 27 на сайте http://www.graciologiy.narod.ru/
или http://firsukov.tps.uz , кликните ссылку "Рисунки к Рассылке
ГРАЦИОЛОГИЯ", или тот же рисунок на сайте http://www.rocovoe.narod.ru/
(для Тех, кто не может удержаться от искушения прочитать всю
ГРАЦИОЛОГИЮ, чтобы опередить Рассылку, - на этом сайте её нет,
есть только рисунки к Рассылке; не спешите: Рассылка более адаптирована
к гуманитарному менталитету); рекомендую в один заход "Запомнить как..."
сразу Все 45+1 рисунков.
Из рисунка видно, что
Gд = Gи = \/2/2,
G^2 = G^2д + G^2и = (\/2/2)^2 + (\/2/2)^2 = 1/2 + 1/2 = 1. ( (\/2/2)^2 - корень
квадратный из двух пополам в квадрате).
Квадрат обмена равен сумме квадратов полуобмена. Тогда: сколько Идеала Я
отдал Действительности, столько же возвращается от Действительности к Моему
Идеалу.
Переведём сухой язык математики на язык Эстетики.
Моё представление о Моей Действительности, Мой Идеал, полностью совпадает с
Моей Действительностью. Идеал и Действительность стоимостно тождественны .
В господствующей Эстетике (Н.Г. Чернышевский) тождественность Идеала и
Действительности (идеи и образа, по-ихнему) называется Прекрасное.
Итак,
ПРЕКРАСНАЯ Грация (ПРЕКРАСНОЕ) - Грация , в которой Идеал и Действительность
стоимостно тождественны.
По Н.Г.Чернышевскому: прекрасное есть жизнь; прекрасно то существо, в котором
видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот
предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни.
(Из его диссертации "Эстетические отношения искусства к действительности").
Можно было бы здесь предложить множество определений Прекрасного
(и остальных эстетических категорий) из всех Эстетик, которые известны от
рабовладельческого общества до наших дней: Китая, Индии, Византии, Западного
средневековья, Возрождения, Классицизма, Просвещения, Немецкой классической
эстетики (Кант, Шиллер, Фихте, Романтизм, Шеллинг, Гёте, Гегель) и т. п. Разбирая
на тонком уровне все эти определения, можно показать, что СТОИМОСТНОЕ определение
Прекрасного поглощает в себя все исторически мыслимые понимания Прекрасного. Оставим
этот невообразимо огромный труд эстетикам-философам.
Математическая же эстетика (Эстетиматика) обязана ограничиться математическим
аспектом поиска дискретного спектра эстетических Граций.
И ещё. В господствующей эстетике все термины эстетических категорий имеют средний
род (прекрасное, трагическое, комическое и т.д.), что необъяснимо: Прекрасное кто, что? - непонятно
( а может, чувство?). Стоимостная же Эстетика вносит строгую определённость и в эту необъяснимость:
Прекрасная кто, что? - Грация, т.е. лексико-грамматически выталкивается женский род. Но чтобы
не коробить привычный слух эстетиков к традиционному Прекрасное, средний род тоже не будем
категорически отвергать, потерпим двойную парадигму.
Примеры (или, по А. Эйнштейну "мысленные эксперименты") Прекрасной Грации (Прекрасного).
-В Природе. Передо Мной открылся пейзаж: спокойно течёт река с чуть мутными водами,
не очень широкая, на противоположном берегу - смешанный не густой, но и не редкий лес, плавно
поднимавшийся на не очень высокую гору. Лето. В воздухе суетятся разные насекомые, стрекочут
кузнечики, а вон - стайка воробьёв. Под ногами участки уже жухлой травы, ещё не высохшая кожа
змеи. Всё видимое Мною совпадает с Моим представлением о лете, о состоянии Природы в этот
сезон, т.е. с Моим Идеалом. Поэтому Я без волнения в душе сел на камень у берега и мысленно
спокойно веду сам с собой беседу.
-В Человеке. Передо Мной девушка с красивым лицом (вот как-то, очень красивая,
не скажешь). Поговорили, вроде неглупа, и душа, не обедненная добротой, стремлением к счастью
(она же на выданье). Словом, некрасивых девушек не бывает. Её облик совпадает с Моим
представлением о девушке, с Моим Идеалом, и потому Я начал легко, без особых волнений в душе,
приударивать за ней (Я же сам, так сказать, на выданье).
- В Экономике. Я на базаре, прицениваюсь. Цены в пределах Моего ожидания: недорого,
но могли бы быть и подешевле. Манжа (разница цены ожидаемой Мною и цены предлагаемой Мне)
не очень большая, т.е. в пределах Моего представления. Поэтому Я без особых раздумок о том, что в
чём-то Я прогадал, а в чём-то - выиграл, отоварившись, пошёл домой.
В Теории стоимости (ТС) Прекрасное - это Доброе.
Прекрасное - Жизненное за Жизнь.
Прекрасное - Идеал о Действительности - хорошо, Действительность Идеалу - тоже хорошо.
Прекрасное - взаимопроникновение Идеала и Действительности.
Прекрасное - дружба Идеала и Действительности.
Прекрасное - взаимная любовь Идеала и Действительности.
Прекрасное - "Я люблю тебя, Жизнь, и надеюсь, что это взаимно".
Как Доброе - основной фон поля стоимости, так и Прекрасное - фон поля эстетики. Мы как бы
купаемся в Прекрасном. Наша жизнь наполнена Прекрасным так же, как Природа наполнена светом,
но в ней же есть и тень и даже ночь. Так же и в Нашей жизни любое отклонение от Прекрасного -
возникновение другой Грации, другого эстетического состояния.
Понимание Прекрасного современной господствующей эстетикой (Н.Г. Чернышевский):
Прекрасное - категория эстетики, характеризующая явления с т. зр. совершенства, как обладающие
высшей эстетической ценностью. (3).
Литература:
1.Фирсуков В.В. Теория стоимости (краткое адаптированное изложение), 2-е изд. перераб. и доп. - М.,
Новости, 2001. - 64 с.
2.Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. Том II. - М., Гос. Изд. худ. лит.,1949. Диссертация
"Эстетические отношения искусства к действительности".
3.Эстетика: Словарь. Под общ. Ред. А.А. Беляева и др. - М., Политиздат, 1989. -447 с.
Это понимание Прекрасного основано на философской категории Ценность. Слово
стоимость - перевод на русский язык с немецкого слова Den Wert - ценность. Т.е. и ценностное
понимание Прекрасного эстетикой включается в стоимостное понимание Прекрасного эстетиматикой.
Что ещё раз усиливает убеждённость универсальности стоимости. Любое явление, проходящее
через интеллектуальную призму стоимости, разложится ею в спектр, в котором увидятся нами
ещё невидимые до сих пор составляющие его компоненты, или, выражаясь в тональность
физикам, интеллектуальные спектральные линии.
Краткая формула Прекрасного: Действительность - воплощённый Идеал.
В основе Прекрасного лежит аллотопия (гетеротопизм), см. ТС.
В Рассылке 21 мы начнём математически исследовать Тип Эстетической Категории (Грации),
противоположной (дивергентной на 180град.) ПРЕКРАСНОЙ.
СБОРНИК ЗАДАЧ ПО ГРАЦИОЛОГИИ
Ответы в скобках - латиницей.
1.2.5. Письменный стол. Что в нём Природа, а что - Культура? (Drevesina, Izgotovlenie).
1.2.6. Человек. Что в нём Природа, а что - Культура? (Telo I Fiziologiy, Obrazovanie).
1.2.7. Импредикабельное свойство объекта (Импредикал Его) - ?