Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Домашний репетитор по химии

  Все выпуски  

Домашний репетитор по химии


                               

                                                                                          ВЫПУСК№9

 

             "Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие..."  

                                                                                            М.В.Ломоносов

    


                                                   

                     Домашний репетитор по химии    приветствует Вас

 Химия доступно

Химия для маленьких

Я решаю задачи

Мне нужен Ваш совет

Химия доступно

Предлагаемый мной материал отличается легкостью понимания. Направлен на самостоятельное   изучение, на развитие творческого мышления. Предлагаются задания не только для учащихся, а также для тех, кто химию уже забыл, т.е. для родителей учащихся, а, возможно для тех, кто её пока не изучает.

Продолжим говорить о чистых веществах и смесях.

Вспомните, что такое смеси, компоненты смеси и какие бывают смеси.

Кто забыл, тому стоит обратиться либо в архив, либо к учебнику химии за 8 класс

Задание: определите, что является веществом, а что смесью веществ.

дистиллированная вода, сахар, речной песок, бензин, бензол, нефть, морская вода, воздух, пластмасса, сталь, железо, молоко, гуашь, йогурт.

ответ на задание

Для чего необходимо разделять смеси, почему нельзя оставить, всё как есть?

Чтобы ответить на этот вопрос, приведем факты. На наших обширных просторах есть много замечательных мест, которые богаты природными ископаемыми. Но к сожалению, а может и к счастью из добытой породы, только 10%, а иногда и <1% является наиболее ценным.

Разделение смесей имеет целью извлечение ценного компонента, например, золото необходимо отделить от пустой породы, аналогично извлечение железной руды и дальнейшее отделение пустой породы; из молока выделить сливки, нефть освободить от воды и от сопутствующих газов и др.

Есть несколько способов разделения смеси.

Основные способы разделения неоднородных (или очистки веществ)

1.Отстаивание

2. Фильтрование

3. Действие магнитом

Основные способы разделения однородных (или очистки веществ)

1. Выпаривание

2. Кристаллизация

3. Дистилляция

4. Хроматография

Остановимся на способах разделения неоднородных смесей, и попытаемся применить на практике, используя то, что готовили в качестве химической лаборатории. Не забыли ещё?

Отстаивание (декантация) - это способ отделения жидкости от твердого вещества. Мы часто применяем этот метод для очистки уже прокипяченной воды. МЫ сливаем отстоявшуюся воду из графина, при этом на дне остается осадок солей.

Чаще всего её проводят в высоких стаканах или цилиндрах, поэтому и используют графины или кувшины.

Декантацию применяют тогда, когда нужно выделить твердое вещество.

После того, как весь осадок осядет на дно сосуда, жидкость осторожно сливают с его поверхности, следя за тем, чтобы сливаемая жидкость не увлекла за собой осадок. Когда жидкость будет слита с осадка, к осадку добавляют немного дистиллированной воды, взбалтывают, дают осадку осесть, и вновь сливают жидкость.

Фильтрование - это способ отделения смесей, состоящей из жидкости и твердого вещества. И он основан на разнице в размерах частиц. Большие крупные осядут на фильтре, мелкие частицы минуют поры фильтра.

Для фильтрования в домашних условиях понадобятся: воронка, фильтр.

Так как дома нет специальных приборов и химической посуды, то Мы с вами будем пользоваться тем, что под рукой. Дома, наверняка, найдется обычная воронка, которой мама наливает молоко в детскую бутылочку. Пригодится.

В качестве фильтра будем использовать промокашку, если нет таковой, нужно взять мелко пористую бумагу: туалетная или газетная, салфетки тоже подойдут, только, чтобы не ароматизированные.

Вот и задание: отфильтруйте кипяченную воду из графина.

Алгоритм фильтрования

1. установите воронку над сосудом с меньшим диаметром, чем диаметр воронки. Сосуд лучше взять высоким и он должен быть обязательно чистым, чтоб не пришлось фильтровать по нескольку раз одно и тоже.

2. сделать фильтр: сделайте из вашего фильтра квадрат, сложите вчетверо, то есть сгибают пополам и, не разворачивая, ещё раз пополам. Свободный угол полученного квадрата, состоящего из четырех слоев бумаги, срезают ножницами по дуге круга. Отделив один слой, получают бумажный конус, одна половина которого состоит из трех слоев бумаги, а вторая - из одного. Правильно сложенный фильтр хорошо прилегает к стенкам воронки. Вложенный фильтр смачивают водой, чтобы он плотно прилегал к стенкам воронки. Для смачивания необходимо сделать промывалку: помните в детстве мы брызгались водой. Брали у мамы бутылочки, которые легко сжимались, при этом выпускали воду. Делали в них дырку, а потом в эту дырку вставляли длинную часть от шариковой ручки и всё это приспособление заматывали лейкопластырем.

     Для успешного фильтрования необходимо выполнить три правила:

  • край фильтра должен быть приблизительно на 0,5 см ниже края воронки
  • уровень жидкости на фильтре не должен достигать края фильтра
  • жидкость следует наливать по стеклянной палочке или по карандашу, направленному на три слоя бумаги, но не по центру

3. Ну и теперь осторожно воду из графина выливаем по карандашу, направляя на три слоя бумаги фильтра. Теперь ждём.

4. Готовую воду можно пить, а осадок, оставшийся на фильтре сначала рассмотрите, изучите, можете попробовать на вкус, а потом вместе с фильтром выкинете.

5. Естественно, после себя помойте посуду.

В следующий раз задание будет посложнее...

  Начало в архиве, который находится здесь:   http://subscribe.ru/archive/science.natural.chemistryhome/

     
Химия для маленьких

 Пятая глава

Продолжение. Начало см. в 2-8 выпуске рассылки

 

Было ясно, что справа от стрелки нужно написать что-то еще. Но что – Саша не знала. Пришлось обратиться к маме.
 

– Да... – задумалась мама. – Даже не знаю, как назвать это пояснее. Давай напишем просто: «соль кальция». Или еще лучше: «растворимая соль кальция». Длинновато получилось, но зато понятно.
Саша лизнула то, что осталось на блюдце. Было немного кисло. «Наверное, не весь уксус израсходовался», – подумала Саша. А вот соленого вкуса совсем не ощущалось.
– Разве это соль? – спросила она.
– Ну-у-у, солей очень много, – сказала мама. – Так же как не все белки белые, так и не все соли соленые. Чтобы отличать ту соль, которую мы используем на кухне, ее называют поваренной.
– Понятно. Поваренная соль – для поваров.
– Кстати, как и сода, она содержит натрий. И это очень легко проверить, – добавила мама.
Она зажгла газ, а потом высыпала на голубое пламя щепотку соли. Удивительно – пламя стало ярко-желтым! Через минуту, когда окраска исчезла, мама бросила в пламя немного соды. И опять появилось желтое свечение.
– Желтый цвет пламени говорит о том, что в веществе есть натрий, – объяснила мама. – Ну, какая реакция у тебя получилась?
Саша закончила свою запись:

Мел + кислотауглекислый газ + растворимая соль кальция

Потом сделала еще одну:

сода + кислота углекислый газ + растворимая соль кальция

Она показала тетрадь маме.
– Ты правильно отметила, что при действии любой кислоты на мел или соду выделяется углекислый газ. Но можно уточнить, что на мел мы действовали уксусной кислотой, а на соду – молочной кислотой, которая есть в простокваше.
Теперь получилось так:

Мел +уксусная кислотауглекислый газ + растворимая соль кальция

сода + молочная кислота углекислый газ + растворимая соль кальция

Мама была довольна:
– Очень хорошо. Теперь ты можешь записать и другие химические реакции.
– А как узнать химическую реакцию? – спросила Саша.
– В химических реакциях образуются новые вещества. Это можно заметить, особенно если их свойства отличаются от свойств исходных веществ.
– Например, было нерастворимое вещество, а стало растворимое, – предположила Саша.
– Или наоборот: было растворимое, а стало нерастворимое, – добавила мама. – А еще как?
– Если выделяется газ. Ведь газ – новое вещество.
– Некоторые газы имеют запах. По появлению запаха тоже можно догадаться, что идет химическая реакция, – продолжила мама.
Саша вспомнила мамин опыт с марганцовкой:
– Может исчезнуть окраска исходного вещества. Или измениться.
Мама напомнила Саше о свече. Та сразу произнесла:
– А еще при химической реакции может выделяться тепло и свет, – но тут же добавила, – правда, не всегда.
– Да, – подтвердила мама. – Можно говорить о химической реакции, только если расходуются исходные вещества и образуются новые. Это не всегда можно заметить. Иногда только специальные приборы подсказывают, что появились какие-то продукты реакции.
– А вот без всяких приборов видно, что в твоем медном тазу прошла химическая реакция! – воскликнула Саша. – Смотри, как он позеленел. Давай запишем эту реакцию. Как называется это зеленое вещество?
– Это вещество похоже на знаменитый малахит. Ты помнишь «Малахитовую шкатулку»? В земле происходит примерно то же, что и с нашим тазом, только долгие-долгие годы. Под действием кислорода, воды и углекислого газа медь превращается в малахит.
Саша написала:

медь + кислород + вода + углекислый газмалахит

– А железо превращается в ржавчину тоже под действием кислорода, воды и углекислого газа? – спросила она, заметив подернутый ржавчиной нож.
– Для того чтобы появилась ржавчина, достаточно кислорода и воды, – ответила мама.
И в Сашиной тетради появилась еще одна строчка:

 железо + кислород + водаржавчина

– А как мы будем чистить медь и железо? – поинтересовалась Саша. – Тоже кислотой?
– Кислотой лучше не пользоваться, она может повредить металл. Просто возьмем чистящий порошок, – сказала мама. – Это не значит, что химических реакций не будет, просто записать их тебе пока слишком сложно.
Скоро вся посуда на кухне блестела и сияла.
Саша пошла рисовать. Она решила познакомить с химическими реакциями медвежонка Фантика...

Первые 3 картинки вставлены в рассылку. Следующие 4 и окончание 5 главы ждите в следующем выпуске.

 

 

 



 Я решаю задачи.  Сегодня, увы, не решаю.


Мне нужен Ваш совет.

Вы знаете я в Интернете сравнительно недавно, а в рассылках тем более. Но чувствую, что может засосать. Так как мне это интересно. Но на интересе далеко не уедешь, ведь хочется и кушать. Вообще, рассылка  по началу не приносит дохода, тем более у меня нет своего сайта. Рыскав в Инете по поиску работы, а, именно, удаленной, я набрела на бесконечные нескончаемые предложения, связанные либо с Интернет-кошельками, либо с  ITN-технологиями. Еще было предложение купить системный кошелек Web, который якобы делает 30% прибыли за день.

Как ВЫ относитесь к такого рода предложениям, и если знакомы с такими видами деятельности, а тем более участвовали в них, то очень бы хотелось получить от Вас отзывы.

Заранее, Большое спасибо!

 Ответ :дистиллированная вода, молоко,сахар, речной песок, бензин, бензол, нефть, железо,морская вода, воздух, пластмасса,гуашь,  сталь,йогурт

вещество 

смесь веществ

   Вопросы и советы присылайте мне по адресу: mailto:solyul@mail.ru                        

Архив рассылки здесь: http://subscribe.ru/archive/science.natural.chemistryhome/
 


В избранное