Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Домашний репетитор по химии

  Все выпуски  

Домашний репетитор по химии


                               

                                                                                          Выпуск №8

 

             "Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие..."  

                                                                                            М.В.Ломоносов

    


                                                   

                     Домашний репетитор по химии    приветствует Вас

 Химия доступно

Химия для маленьких

Я решаю задачи

Поздравляю всех с прошедшими праздниками!

Лучше поздно, чем никогда! Желаю оставаться счастливыми!

Не могу пожелать оставаться всегда самим собой( такими какие уже есть), иначе это  не способствует развитию личности, а просто затормаживает её. Интересуйтесь, обучайтесь, воспитывайте себя, короче, не стойте на уже достигнутом.

Творите, размножайтесь, ведь теперь и государство позаботилось о материнстве.

   
   
 

Химия доступно

Предлагаемый мной материал отличается легкостью понимания. Направлен на самостоятельное   изучение, на развитие творческого мышления. Предлагаются задания не только для учащихся, а также для тех, кто химию уже забыл, т.е. для родителей учащихся, а, возможно для тех, кто её пока не изучает.

Насколько полно вы поняли материал о некоторых физических свойствах и агрегатных состояниях вещества, Вы сейчас проверите сами. Ответьте на загадку:

Темным облаком летела

Опустилась птицей белой,

Превратилась в человечка,

Постояла у крылечка,

Покатилась кувырком

И запела ручейком.

 ответ на загадку

Сегодня поговорим о чистых веществах и смесях.

Для рассмотрения следующего материала, вспомните, что такое вещество?

А как ВЫ думаете, что такое смеси?

Из толкового словаря Ожегова

Смесь - совокупность чего-нибудь разного, разнородного, собранного вместе; или продукт смешения механического соединения каких-нибудь веществ.

В химическом учебнике за 8 класс можно встретить такое определение:

Смесь - это комбинация из нескольких веществ, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.

 К этому определению у меня нет комментариев, я с ним полностью согласна.

Чаще всего вещества в природе встречаются, именно, в виде смесей.

Примеры Вы можете привести сами.

Воздух, вода речная, морская вода, речной песок, почва, глина, молоко...

Воздух содержит азот, кислород, углекислый газ, водяные пары, инертные газы..

Молоко содержит воду, жир, витамины, молочную кислоту и др. полезные вещества.

То, из чего состоит смесь, принято называть компонентами смеси.

Компоненты смеси - это составные части смеси, сохраняющие свои индивидуальные свойства.

Так, например, плотность молока определяется плотностью жира, намагниченность железной руды определяется содержанием в ней железа.

Смесей очень много и их можно классифицировать. Возьмем за основу классификации их однородность. Сейчас поймете, о чем пойдет речь.

Смеси

                     Однородные                                          Неоднородные

(растворы соли, сахара в воде, воздух)                      (глина с водой, железные и

                                                                                     древесные опилки)

Неоднородными называются смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь.

Однородными называются такие смеси, в которых нельзя заметить частицы веществ, входящих в смесь (даже при помощи микроскопа).

Для научных исследований и промышленности, в основном, требуются чистые вещества. Некоторые примеси даже в небольших количествах способны поменять свойства веществ. Например, в полупроводниковой технике применяют сверхчистые вещества, где примеси составляют всего 1 атом на миллион атомов основного элемента (Si,Ge). Превышение нормы ведет к резкому ухудшению полупроводниковых свойств этих веществ. В то же время , невозможно получить абсолютное чистое вещество, т.к. любое чистое вещество содержит хотя бы ничтожное малое количество примесей.

Чистое вещество - это такое вещество, которое обладает постоянными физическими свойствами. (пример, дистиллированная вода)

В смесях каждое из составляющих их веществ сохраняет свои индивидуальные свойства. У смесей физические свойства зависят от компонентов. Так в смеси железа и серы.  Проверяя отношение к воде: железо тонет, сера же "плавает" на поверхности воды; или отношение к намагничиванию: железо намагничивается, а сера остается в смеси.

В том, что в смеси вещества сохраняют свои свойства и основано их разделение.

Со способами разделения познакомимся в следующем выпуске. Надеюсь, он будет скоро.

Домашним заданием будет: приведите по два примера соответствующих смесей

 

Агрегатное состояние веществ в смеси Примеры смеси
Жидкое-жидкое  
Твердое-жидкое  
Твердое-твердое  

газообразное-твердое, газообразное-жидкое, газообразное-газообразное

Пример: Жидкое-жидкое   вода с маслом(подсолн.) неоднородная; вода и спирт-однородная

  Начало в архиве, который находится здесь:   http://subscribe.ru/archive/science.natural.chemistryhome/

   
Химия для маленьких

 Пятая глава

Продолжение. Начало см. в 2-7 выпуске рассылки

Что такое химическая реакция и как можно
записать химические превращения

Наступил выходной день, и не надо было с утра пораньше бежать в школу. Саша давно проснулась, но терпеливо лежала под одеялом. Ей хотелось самой последней выбраться из постели. Однако, когда она наконец встала, оказалось, что все уже давно позавтракали и разбежались кто куда. Только у мамы на кухне кипела работа.
– Что ты делаешь? – спросила Саша.
– Да вот хочу привести в порядок кухонную утварь. Видишь, сколько накипи внутри чайника?
Саша помнила, как этот чайник появился у них в доме. Папа с Димой подарили его маме в прошлом году на Новый Год. Тогда он был совершенно чистый, без всякой накипи.
– А откуда взялась накипь? Ведь мы наливали туда только чистую воду, – удивилась Саша.
– Даже в самой чистой воде есть растворенные вещества, – объяснила мама. – Обычно их очень мало, но бывает и немного побольше, например в минеральной воде. А когда мы воду кипятим, некоторые вещества из растворимых превращаются в нерастворимые и оседают внутри чайника.
– Это, наверное, физическое явление. Ведь если раствор соли выпарить, останется та же самая соль, – решила Саша.
– Не совсем так. При кипячении воды происходят и другие явления. Накипь – это уже не то вещество, которое было раньше в воде. Произошло химическое превращение. И бороться с накипью мы будем химическими методами, – сказала мама. – Мы вскипятим в чайнике воду с добавлением уксуса.
Она взяла с полки бутылочку, на которой было написано «Уксус», налила немного в чайник и поставила его греться.
– Мама, а почему люди говорят то «уксус», то «уксусная кислота», то «уксусная эссенция»? Это одно вещество или разные? – спросила Саша.
– Вещество одно – уксусная кислота, – ответила мама. – Чистую уксусную кислоту иногда еще называют ледяной. Когда прохладно, она твердая и похожа на лед, а плавится только при небольшом нагревании. А уксус и уксусная эссенция – это растворы уксусной кислоты в воде. В уксусной эссенции кислоты много – это концентрированный раствор. Поэтому ее ни в коем случае нельзя нюхать, а тем более пробовать на вкус. Можно получить сильный химический ожог горла, носоглотки и пищевода.
– Но уксус же мы наливаем в еду, и никто не обжигается.
– Правильно, потому что уксус – разбавленный раствор уксусной кислоты. Эссенцию разбавляют водой примерно в двадцать раз. В таком растворе уксусной кислоты мало, и она уже не опасна, а просто придает пище кислый вкус.
Чайник закипел. Саше очень хотелось узнать, что происходит внутри, и она обратилась с вопросом к маме.
– В чайник заглядывать мы не будем, – ответила мама. – Во-первых, все равно ничего не увидим, а во-вторых, уксусная кислота при нагревании улетает и может повредить глаза и нос. Я лучше покажу тебе то же самое, но без чайника.
– Но у нас же нет больше накипи, – удивилась Саша.
– Зато есть то же самое вещество в другом виде. Принеси кусочек мела, – попросила мама.
У Саши в столе еще с лета лежал кусочек мела. Она быстро нашла его и принесла на кухню. Мел был мало похож на накипь, но мама еще раз сказала, что это – одно и то же вещество, и добавила:
– Яичная скорлупа, раковины моллюсков, мрамор, известняк состоят из этого же вещества. Это нетрудно проверить, действуя кислотой.
Мама положила кусочек мела в блюдце и прилила уксус. Сразу начал выделяться газ, появилась пена, и кусок мела стал таять прямо на глазах.
– Ты видишь химическую реакцию, – сказала мама.
– Реакцию? – удивилась Саша. – Я слышала в новостях, что в какой-то стране победила реакция. Там что, все стали химиками?
– Вряд ли, – засмеялась мама. – У слова «реакция» несколько значений. Вообще-то оно переводится как «ответное действие». Когда вещества отвечают на какое-то воздействие, то и происходит химическая реакция. Вот видишь, мы подействовали кислотой на мел, и что получилось?
– От твердого мела ничего не осталось. В блюдце только жидкость. А еще выделился газ. Опять углекислый? – не очень уверенно спросила Саша.
– Ты угадала. Это опять углекислый газ.
– А разве мел и сода одно и то же вещество? – Саша вспомнила, как они пекли блины. – Но сода немного растворяется в воде, я полоскала ей горло, когда у меня была ангина, а мел совсем нерастворим.
– И в меле, и в соде спрятан углекислый газ, который освобождается при действии кислоты: уксусной или молочной. Но это разные вещества, ты сама заметила. В состав соды входит натрий, а в состав мела – кальций, – пояснила мама.
О натрии Саша слышала впервые, а вот про кальций она знала: он содержится в зубах и уходит из них под действием кислоты. Правда, выделения углекислого газа из зубов она не замечала. «Наверное, это еще какое-нибудь вещество», – подумала Саша, но спросила о другом:
– А как написать в нашей азбуке химическую реакцию?
– Для записи реакций химики используют специальные символы, – ответила мама, – но можно записать ее просто словами. Как показывают превращения веществ?
– Стрелочками.
– Правильно. Теперь перед стрелочкой нужно написать те вещества, которые были до реакции, их называют реагентами или исходными веществами. Между веществами-реагентами ставят знак «плюс», как в математике. А после стрелочки пишут вещества, которые получились в результате реакции. Это – продукты реакции. Попробуй, – предложила мама Саше.
Саша открыла тетрадь и написала:

     Мел + Кислота→Углекислый газ + ...

Было ясно, что справа от стрелки нужно написать что-то еще. Но что – Саша не знала. Пришлось обратиться к маме.
 

Продолжение главы 5 в следующем выпуске

 

 

 



 Я решаю задачи.  Сегодня я отвечу на детский вопрос?

Я налил в бутылку обычной водопроводной воды, заткнул её пробкой и выставил на мороз. Через несколько часов вода замерзла и бутылка лопнула. Следующую бутылку с водой я тоже выставил на мороз, но без пробки. Бутылка опять лопнула. Почему?

На вопрос ответить просто. Всё дело в том, что лед занимает больший объем, чем вода - вот он и разрывает бутылку. Если бы вода замерзла у стенок и дна бутылки, а поверхность воды оставалась бы свободной от льда, то по мере утолщения ледяного слоя вода из середины бутылки вытеснялась бы постепенно вверх, а бутылка бы оставалась целой. При этом в середине ледяного цилиндра получился бы небольшой ледяной бугорок.

В действительности вода начинает замерзать по всей поверхности и быстрее всего именно сверху, где соприкасается с морозным воздухом; вода как бы оказывается в ледяном панцире, на который давит изнутри с большой силой. Поэтому незакупоренная бутылка тоже лопается, причем довольно быстро. Ведь раздавить даже очень крепкую бутылку изнутри гораздо легче, чем снаружи: вспомним, как ещё неродившийся цыпленок запросто разбивает скорлупу своего яйца. В то же время помочь своему братцу он не сможет, даже если бы очень захотел.

Кстати, есть простой способ, помогающий сохранить бутылку или любой другой сосуд с жидкостью от разрушения: для этого в середину сосуда необходимо поместить пластмассовый флакон или резиновый мячик, тогда находящийся в нем воздух будет по мере замерзания жидкости сжиматься и большого давления не возникнет.


Ответ на загадку: агрегатное состояние воды (пар, снег, лед, жидкая вода)

   Вопросы и задачи присылайте мне по адресу: mailto:solyul@mail.ru                        

Архив рассылки здесь: http://subscribe.ru/archive/science.natural.chemistryhome/
 


В избранное