Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

#42 Об измерении качества корпоративного управления и подходах к выбору KPI для нефинансовой части интегрированной отчетности


Выпуск "Квалиметрия. Сорок лет спустя". N 42
Библиотека квалиметролога (QUALIMETRY.RU) (количество подписчиков - 122 )

 

Тезисы к состоявшемуся заседанию круглого стола «Интегрированная отчетность - возможности и перспективы развития в России»
(10 августа 2012 года, Госкорпорация «Росатом»)

Костин Александр Валерьевич, к.э.н., руководитель департамента оценки АКГ Фемида-Аудит/DFK-International, ученый секретарь Научного совета по экономическим проблемам интеллектуальной собственности при отделении общественных наук Российской Академии Наук, член-корреспондент Российской академии проблем качества,   эксперт по количественному оцениванию качества (квалиметролог)

 

 

Об измерении качества корпоративного управления и подходах к выбору KPI для нефинансовой части интегрированной отчетности

Качество – это ещё не познанное количество
(Д.Б. Юдин – известный советский математик)

Целью созданного в 2010 году Комитета по Международной интегрированной отчетности является создание общепризнанного формата финансовой и нефинансовой (взаимоувязанной) отчетности компаний, пригодной для сравнения и измерения.

Если возможность сравнения финансовой отчетности компаний не вызывает сомнений, то с нефинансовой отчетностью (качественной ее составляющей) - все не так просто. Нефинансовые показатели деятельности компаний нужно измерять – об этом говорят участники сегодняшнего круглого стола, об этом говорят представители Комитета по Международной интегрированной отчетности. Нефинансовые (качественные) показатели компаний – можно измерять количественно - и это показано в квалиметрии. Предлагается измерение нефинансовых показателей и выбор таких показателей для интегрированной отчетности проводить с учетом двух основных целей

  • содействие компаниям в максимизации финансовой и функциональной эффективности;

  • содействие компаниям в оптимизации отношений между ними и их “заинтересованными лицами” (stakeholders) : акционерами, инвесторами, потребителями, поставщиками, госструктурами, партнёрами, работниками и т.д.

Эффективность деятельности компании определяется результативностью, выражающейся в соотношении совокупных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам (причем результаты могут быть как экономические, так и неэкономические, как положительные, так и отрицательные). В квалиметрии (науке об измерении качества) имеется аппарат, с помощью которого могут быть количественно оценены любые экономические и неэкономические по своей природе эффекты и тем самым включены в рассмотрение при расчетах социально-экономической эффективности или при подготовке различных видов интегрированной отчетности (Аналогичным по содержанию понятию “эффективность” в квалиметрии является термин “интегральное качество”).

Какие же ставить «измерительные» задачи?

Важнейшей задачей является сделать компании прозрачными, научиться измерять и сопоставлять между собой различные показатели деятельности компаний в различных сферах деятельности. Эту задачу ставит и Правительство России, и Комитет по Международной интегрированной отчетности, ее ставят субъекты саморегулирования, ее ставят регулирующие органы, а также менеджеры тех компаний, которые хотят видеть себя и свои организации эффективными, успешными и процветающими.

Известная аксиома «управлять можно только тем, что измеримо» характеризует смысл ряда задач, которые необходимо решить в процессе разработки и внедрения интегрированной отчетности, особенно в части нематериальных активов (интеллектуальной собственности) и человеческого капитала.

Использование наработок в теоретической и прикладной квалиметрии позволяет взвешанно подойти к выбору и построению системы ключевых показателей (интегрированной отчетности компаний в различных секторах экономики) и настроить измерительную систему с учетом стратегических целей компаний и потребностей заинтересованных лиц (прежде всего потребностей акционеров, работников компаний, общества и стратегических целей государства).

Разработка и использование квалиметрических методик при формировании интегрированной отчетности позволяет с заданной точностью проводить не только измерения отдельных качественных (не финансовых) параметров деятельности компании, но и сравнивать показатели результативности компаний, например, по интегральному качеству.

Все компании мира отличаются друг от друга и видами деятельности, и целями, и результатами, и затратами для выполнения своих функций. Квалиметрический анализ позволяет учесть все критерии деятельности компании (на характер которых не накладывается никаких ограничений), свести все показатели воедино, преобразовать разнородные показатели в однородные, обеспечить достоверность, необходимую точность, свертку показателей и, самое главное, сопоставимость результатов.

Почему КВАЛИМЕТРИЯ?

В 16 веке нашей эры Галилео Галилей говорил, что «следует измерять то, что измеримо, и делать измеримым то, что таковым не является». Спустя 5 веков с помощью квалиметрии рекомендации Галилео были воплощены в жизнь.

Необходимо отметить, что научная дисциплина «квалиметрия» существует и развивается в мире уже более 40 лет. За эти годы в разных странах мира изданы и ежегодно издаются десятки монографий по квалиметрии, проводятся семинары и конференции. Национальные и международные премии  по качеству во многих странах мира проводятся с использованием квалиметрических методик, хотя порой и организаторы не знают название дисциплины, которая является теоретической основой методологии проводимых премий (конкурсов, рейтингов и пр.). 

Если немного перефразировать У.Черчиля, то квалиметрия - это наилучший способ давать неточные оценки качества в условиях, когда любые другие способы дают еще менее точные оценки.

Базовые определения

Квалиметрия    это научная дисциплина, изучающая методологию и проблематику комплексного количественного оценивания качества любых объектов: (одушевленных или неодушевленных; предметов или процессов; продуктов труда или продуктов природы); имеющих материальный или духовный характер; имеющих искусственное или естественное происхождение и т.д.

Качество  совокупность свойств объекта, которые характеризуют генерируемые им результаты (как положительные, так и отрицательные), но  которые не включают в себя затраты ресурсов на его создание и потребление.

Интегральное качество - такое свойство объекта, которое характеризует совокупность его качества и экономичности.

Квалиметрический анализ – это метод исследования, который позволяет сравнивать и оценивать объекты, недоступные для метрологических методов измерения. Причем сравнение производится по отношению к мировому уровню.

Обсуждение темы >>>>>>>>>>

Присылайте свои статьи по теоретической и прикладной квалиметрии модератору сайта Квалиметрия.Ру.


В избранное