Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

#23 Квалиметрия и бизнес: Анализ стратегических инициатив


Выпуск "Квалиметрия. Сорок лет спустя". N 23
О журнале КВАЛИМЕТРИЯ (QUALIMETRY.RU) (количество подписчиков - 92 )

Квалиметрия и бизнес: Анализ стратегических инициатив

В современном мире, в силу высокой степени развития информационных систем, изменения происходят столь быстро, что государству и коммерческим компаниям приходится планировать свои долговременные проекты не только исходя из нынешней ситуации, но и исходя из характера наиболее вероятных, в ближайшие несколько лет, изменений. Поэтому, задача стратегического планирования заключается в том, чтобы просчитав сценарии либо развития проектов, либо развития компании, оценить их и внести необходимые корректировки в сценарии, чтобы компенсировать вероятные негативные последствия. Причем в некоторых случаях рекомендации аналитиков могут заключаться в отказе от проекта, либо его сворачивании, как заведомо бесперспективного. То есть оценка в этом случае предохранит компанию от запуска проекта, неизбежный провал которого может обернуться колоссальными убытками и потерей деловой репутации. Более того, неверная стратегия развития может и вовсе привести к банкротству компании.

Чем более сложной и многоплановой является деятельность, осуществляемая компанией, тем сложнее стратегическое планирование. Поэтому небольшим фирмам порой хватает собственного опыта и интуиции для осуществления стратегического планирования. Транснациональные и крупнейшие национальные компании чаще всего могут позволить себе иметь научно - исследовательские и аналитические подразделения, возможности которых достаточны для эффективного анализа стратегических инициатив. Нехватка интеллектуальных мощностей собственных подразделений в том, что касается стратегического планирования, наиболее характерна для компаний среднего размера, занимающихся довольно сложной деятельностью, но имеющих относительно скромный бюджет на научные и аналитические подразделения. Поэтому, единственный выход для них – привлечение для решения наиболее сложных задач по количественному и качественному анализу стратегических инициатив сторонних организаций. Но какие организации могут осуществлять подобный  анализ в современной России?

Традиционно для сложных научно-исследовательских работ, связанных с анализом и оценкой, привлекались кафедры институтов /университетов/ либо специализированные научные организации. Эти два типа исследовательских учреждений соседствовали друг с другом едва ли не с момента появления самой науки. В XX веке, в силу усложнения научных задач, к ним добавились технополисы (наукограды), в которых на ограниченной территории друг с другом соседствуют десятки и сотни научных организаций разного профиля. Фактически именно по модели наукограда создается инновационный центр «Сколково». Причем в качестве одного из наиболее серьезных критических аргументов в отношении «Сколково» стоит упомянуть отсутствие внятных критериев успешности деятельности данного инновационного центра. И если такие критерии не будут выработаны, то сложно представить, что организация, не имеющая критериев оценки собственной деятельности, сможет успешно осуществлять анализ стратегических инициатив.

Однако наукограды являются не самой сложной формой организации научных центров, появившихся в XX веке. В 1948 году, под эгидой военно-воздушных сил США была создана Корпорация RAND, со временем, ставшая первой в мире «Фабрикой мысли» (think-tank). Эта некоммерческая организация осуществляет комплексные аналитические и научно-конструкторские исследования по заказам государственных учреждений и коммерческих организаций (причем не только американских, но и зарубежных). Корпорация RAND обладает сетевой структурой, то есть включает множество филиалов, как в США, так и за их пределами. В штате RAND Corporation имеются высококлассные специалисты по техническим и по гуманитарным наукам. Для решения сложных задач оперативно формируются смешанные научные группы из специалистов различных дисциплин. Количество сотрудников отдельных филиалов периодически меняется (увеличивается или уменьшаться) по мере изменения востребованности их исследований. Особый статус RAND Corporation освобождает эту организацию от административного давления, поэтому ее исследования не подвержены политической конъюнктуре, - а, значит - максимально научны и объективны. Огромное внимание в RAND Corporation всегда придавалось оценке качества идей (не в академическом, по  количеству публикаций и премий, а в практическом смысле).

6 мая 2011 года премьер-министром России Владимиром Путиным было заявлено о создании «Агентства стратегических инициатив» (АСИ). 27 июля, после назначения руководителей АСИ, премьер рассказал о сверхзадаче данной организации, которая будет заключаться в поиске инструментов, которые «реально отсекали бы все, что нам мешает идти вперед, освобождали бы путь к прогрессу, к инновациям, к новому, создавали бы новую страну». Честно говоря, это витиеватая формулировка внесла мало ясности в вопрос о деятельности АСИ. Генеральный директор Аси Андрей Никитин заявил что «у АСИ будут комплексные подходы к решению любой задачи». Этот принцип совпадает с принципом работы  RAND Corporation. Поэтому теоретически АСИ могла бы стать российской фабрикой мысли, но, к сожалению никаких конкретных особенностей подходов, которые будут использоваться АСИ, пока не раскрыто.

Одна из заявленных целей АСИ - продвижение уже работающих и перспективных бизнес – проектов. По всей видимости, проектов, представляющих стратегический интерес с точки зрения развития отечественной экономики. Однако если для оценки этих проектов не будут выработаны научно - обоснованные критерии, адекватная оценка и отбор проектов – претендентов на реализацию попросту не будет возможна. В этой ситуации вопрос о создании и использовании научно обоснованных инструментов, пригодных для успешного анализа стратегических инициатив, как никогда актуален.

Нет никакой необходимости изобретать эти инструменты «с нуля». В России уже несколько десятилетий ведутся исследования в области теоретической и прикладной квалиметрии - научной дисциплины[1], способной количественно оценивать «стратегичность» и «инновационность» проектов в различных сферах человеческой деятельности. Аналогичные разработки, хотя и под другими названиями (технометрия, системный анализ, анализ иерархий, теория решений, бенчмаркинг  и др.) давно (но позднее, чем в России) ведутся и на Западе. Однако массовое (и порой не критическое) заимствование в России (в т.ч. на государственном уровне) именно западных и зачастую весьма устаревших методик количественного оценивания качества можно объяснить разве что слепой верой в тотальное превосходство западной науки, над наукой отечественной. Иначе просто невозможно понять, почему, например, руководители страны (и их консультанты) на законодательном уровне поддерживают[2] использование для присуждения премий Правительства РФ в области качества устаревшей западной методики EFQM, созданной в 1991 году и уже давно не отвечающей требованиям времени.

По логике вещей путь к развитию отечественных инноваций должен лежать через использование российских технологий, не уступающим зарубежным аналогам, а по многим показателям и превосходящих их (что подтверждается квалиметрическим анализом). Взятие на вооружение хорошо отработанных отечественных методов для анализа стратегических инициатив будет полезно и для бизнеса, и для государства. В противном случае существует риск перерасхода ресурсов (в т.ч. и в АСИ) на поддержку и "упаковку" красивых, но недостаточно проработанных и не всегда по настоящему стратегических инициатив. Квалиметрический анализ (иногда в нормативных документах[3] используется не совсем правильный термин «технологический аудит») уже востребован некоторыми российскими компаниями малого и среднего бизнеса, испытывающими острый дефицит в квалифицированных услугах сторонних научных и экспертных учреждений, способных проводить и финансовый анализ, и количественное оценивание качества стратегических инициатив на коммерческой основе.

Таким экспертным учреждением могло бы стать АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», созданное Распоряжением Правительства Российской Федерации №1393-р от 11 августа 2011 года.

Александр Костин, к.э.н.
АКГ Фемида-Аудит/DFK-lnternational

 



[1]             Квалиметрия за последние 50 лет стала и является единственной из научных дисциплин, пришедшей на Запад из России, а не наоборот.

[2]          Положение о  премии Правительства Российской Федерации в области качества (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.02.99 № 206).

[3]          Распоряжение заместителя Министра экономического развития Российской Федерации №3Р-ОФ от 31.01.2011 "Об утверждении методических материалов по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий"

Присылайте свои статьи по теоретической и прикладной квалиметрии модератору сайта Квалиметрия.Ру.


В избранное