Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить. № 13 Диагностика


Информационный Канал Subscribe.Ru

Владимир Миронов
Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить.

В связи с техническими проблемами у Сабскрайба выпуск вышел на несколько дней позже. На периодичность дальнейших выпусков это обстоятельство не повлияет.


Несмотря на обилие соционической литературы, разработанные методики диагностики (работающие методики диагностики!), сама диагностика для большинства увлекающихся соционикой по-прежнему остается "terra incognita" и вызывает массу вопросов. На тренингах, которые я провожу, мне приходится обучать диагностике людей, которые типируют по книгам. Каково же бывает их удивление, когда на практике все оказывается по-другому.

А что происходит на соционических тусовках... Никакого театра не надо. Как только не типируют друг друга.

По интертипным отношениям (ИО).
Раз мне хорошо с ним (с ней) значит у нас благоприятные ИО (читай дуальные, активации). Сюда же относятся высказывания "Ну дуал-то уж не ошибется, дуал-то верно протипирует". Правда, при этом опускается (видимо по незнанию), что дуал - это наша тень, это тот, кто нам меньше всего заметен. Об этом еще сказала А. Аугустинавичуте. Или, - я ими управляю, как хочу, - имея в виду своих подзаказных или подконтрольных. Без комментариев;

По описаниям.
Он (она) точно подходит под "самое верное описание" у такого-то автора. Сюда же относятся высказывания, - я точно знаю, что она (он) Гамлет, потому что они все такие. Перефразируя высказывание профессора Преображенского, можно лишь повторить "Не читайте перед типированием соционических описаний".

Писк моды - типировать по той части тела, что пониже спины. Без комментариев.
Нет смысла перечислять все подобные 100% способы диагностики. Поговорим о деле.

На мой взгляд, основная проблема заключается в непонимании того, что соционика все же часть психологии (это мое мнение, как никак Юнг был психиатром), по крайней мере, многое оттуда взял. А раз так, то при диагностике необходимо учитывать и правильно интерпретировать получаемую информацию именно с точки зрения психологии. Вот об этом-то в соционических книжках пишут мало. Мне сильно повезло, я учился соционике у таких людей, как Елена Шарова, чей доклад публикуется в этом номере, и чей профессионализм я высоко ценю. Полученные знания позволили принципиально по иному диагностировать, учитывая, в первую очередь, невербальные реакции.

Рассказывать или точнее описывать, а тем более учить, как надо типировать по "невербалике" все равно, что учить езде на велосипеде заочно. Здесь очень важен опыт "проживания", получаемый исключительно в групповой работе. Тем ни менее, в декабрьском выпуске я постараюсь подробно рассказать "что это такое и с чем это едят". Что из этого получится... посмотрим.

Важно другое, проблема диагностики есть, ее надо решать, и лучше сделать хоть что-то, чем не делать ничего.

Ближайшие номера рассылки я посвящу вопросам диагностики. Первой работой на эту тему будет статья патриарха соционики Виктора Гуленко "Соционическая диагностика".

Сайт "Соционика в Петербурге" представляет

работу В. Гуленко "Соционическая диагностика".

работа опубликована в журнале "Соционика, ментология и психология личности". - 2002. - №2

Надёжное определение типа - самое трудное в нынешней соционике. Нерешённость этой проблемы давно уже стала сильнейшим разъединяющим фактором, ведущим к образованию многочисленных школ и просто групп любителей, обвиняющих друг друга в неверном определении типа.

Объективная трудность состоит в том, что для достоверной диагностики, кроме самой технологии измерения, нужен еще неизменный эталон, сравнивая с которым, специалист строит и верифицирует диагностические гипотезы. А его-то как раз и нет. Имеющаяся модель А, к которой многие школы соционики апеллируют, как к истине в последней инстанции - не что иное, как гипотетическая схема, которая мало что говорит о поведении человека в конкретной ситуации. К тому же, в силу высокой степени её умозрительности, каждая школа соционики трактует схему Аушры по-разному, из-за чего она оказывается малопригодной для построения рабочей версии.

Поэтому я считаю, что наибольший прогресс в деле консолидации соционических сил может быть достигнут через сотрудничество рабочих групп, представляющих основные направления современной соционики (логическое, этическое, интуитивное и сенсорное) по созданию рабочих документов практико-диагностического характера, в частности, написании функционально-поведенческих характеристик соционических типов.

1. Виды соционической диагностики.

Прежде всего, обратимся к основным видам соционической диагностики. Пока что ввиду отсутствия у нынешних социоников более или менее серьезной лабораторной базы рано ставить вопрос о диагностике при помощи приборов, снимающих через датчики те или иные физиологические показатели. Поэтому меня преимущественно будут интересовать процессы измерения "человека человеком", которые протекают в информационно-психологических каналах, соответствующих основным функциям человеческого восприятия - мышлению (логике), ощущению (сенсорике), воображению (интуиции), чувствованию (этике).

Не лишним будет напомнить и о том, что отдельные психические функции вмешиваются в работу друг друга, перехватывая на время инициативу. Отсюда следует, что вся информация данного раздела касается не чистых функций, а лишь случая относительного доминирования одной из них.

1.1. Логическая диагностика.

К ней относятся всевозможные опросники, анкеты, вербальные тесты и т. д. Они могут быть как компьютеризированными, так и бланковыми, обрабатываемыми вручную.

Надёжность их очень низка, потому что нет реальной обратной связи с тестируемым. Заполняя опросный лист или нажимая на клавиши компьютера, человек зачастую даст социально значимые ответы [9], либо попросту отвечает от своего субъективного образа Я, а не от объективного соционического типа.

В столкновении тестового алгоритма со свободной волей тестируемого неизменно побеждает последняя. Определение типа логическими методами оправдано лишь при массовых исследованиях, например, при проведении социологических опросов, а также чисто в учебных целях.

1.2. Сенсорная диагностика.

Производится по внешнему виду - одежде, строению тела, чертам лица, характеру взгляда, жестам и движениям... Затруднена тем, что не существует однозначного соответствия между внешностью человека и его соционическим типом. Во внешности одного и того же лица, как правило, противоречиво сочетаются выделенные опытным путем признаки двух, а то и трех типов.

Другая разновидность сенсорной диагностики - по формам поведения. Она осуществляется во время наблюдения за действиями человека в тех или иных ситуациях. Например, во время специального тренинга. Довольно перспективное направление диагностической работы, которое, к сожалению, мало разрабатывается.

1.3. Интуитивная диагностика.

Прежде всего, в этот класс диагностических методов входят проективные тесты. Самый распространенный из них - рисунок (дерево, человек, неизвестное животное). Для интерпретации тестового изображения требуется особый интуитивный талант диагноста, способного отделить влияние ситуативно-возрастных факторов от чистых типологических форм |10].

Развитой интуиции требует также такой способ оценки человека как инсайт - внезапное озарение. Некоторые соционики отстаивают приоритет именно этого, весьма расплывчатого и самого иррационального метода [5]. Он почти целиком строится на большой эрудиции и развитом чутье гештальта - "образа типа" Очевидно, что степень "научности" такого метода минимальна.

1.4. Этическая диагностика.

Представлена интервью - живым собеседованием на повседневные темы. Главным в этом методе является не столько содержание вопросов, сколько эмпатический контакт. Далеко не каждый может работать корректно этически. Очевидно, что приверженцы модельно-схематического подхода в соционике как "единственно верного" совершенно непригодны для эмпатии.

Нельзя ли привлечь для работы обычные психологические тесты? Мне кажется, что они представляют собой неплохое подспорье для интервью. Для диагностики же собственно соционического типа традиционный психометрический инструментарий, во всяком случае, без серьезной переработки, не годится. Соционическая практика остро поставила вопрос о создании принципиально иного подхода в психометрии.

Анализ психологических тестов некоторыми несоционическими авторами также приводит к выводу о давно назревшей смене психодиагностической парадигмы |3|. Наконец-то достигнуто понимание того факта, что тестирует не вопрос, а вся ситуация в целом, включая личность диагноста.

2. Правила ведения интервью.
2.1. Расположить человека к себе.

Выполнение этого правила предполагает умение настроиться на человека, вжиться в него, продемонстрировать искренний интерес к его личности. Эмпатическую позицию следует сохранять на протяжении всего времени интервьюирования.

Недопустим поучительный тон с вашей стороны, демонстрация позиции сверху. Столь же нежелательна позиция снизу, которая выражается в желании любым способом задобрить респондента, заискивании перед ним. Правильной будет только равноправная, партнерская позиция.

Успешность контакта вы определите по следующим знакам одобрения: оживленный, заинтересованный взгляд, свободные жесты, раскрепощенность позы, чуть заметные кивки головой, корпус слегка подан вперед, теплая интонация речи.

Знаки неодобрения, естественно, будут противоположными: холодный, чуть прищуренный взгляд, искусственная улыбка, руки, плотно скрещенные на груди, судорожно переплетенные ноги, корпус подан назад или в сторону, раздраженные интонации речи.

Успеху проведения интервью часто мешает спешка, либо, наоборот, затянутость во времени, приводящая к утомлению и утере главной линии беседы среди многочисленных подробностей. Нормальные затраты времени на интервью - от 20 до 30 минут непрерывного общения.

Еще один препятствующий фактор - стремление отыскать единственно правильное решение. Респондент не может не чувствовать преднастроенность диагноста, выражающуюся в попытках загнать его в какую-то "модель" В таких условиях он будет неосознанно препятствовать свободному обмену информацией.

2.2. Работать по всем каналам.

Опытный диагност умело распределяет внимание между аудиальным, зрительным и чувственным каналами восприятия, то есть слушает и одновременно наблюдает исследуемого, а также сопереживает ему. Только так вы охватите ситуацию не однобоко, а со всех сторон. Это правило легче выполняется, если диагностику проводит слаженная группа социоаналитиков из двух человек.
Многие новички, особенно проходящие обучение в логических школах соционики, сосредотачиваются лишь на содержании слов респондента, прокручивая в голове, по какому "аспекту" они классифицируются. Мой опыт подтверждает общеизвестный психологический факт, что невербальные сигналы несут гораздо больше информации о личности человека, чем семантика его слов.

Особое внимание рекомендую обратить не движение глаз собеседника. Как же трактовать взгляд? Здесь встречаются следующие варианты.

1. Взгляд вверх, особенно если он сопровождается подъемом головы. Ситуативно означает: подождите минуту, подумаю. Диагност не должен торопить респондента в этот момент, чтобы не сбить его с мысли, не запутать.

С другой стороны, если глаза поднимаются вверх (влево или вправо) для осмысливания информации систематически, это является признаком работы динамических функций (линейно-напористый или восприимчиво-адаптивный темпераменты).

2. Взгляд вниз, особенно при наклоняемой голове. Ситуативно сигнализирует о том, что респондент сопротивляется, выражает неприятие вашего мнения или стиля общения. В этом случае необходимо расположить человека к себе, как это описано в пункте 2.1. Если респондент все так же упорно закрывается, то интервью следует прекратить.
Систематическое опускание глаз вниз (влево или вправо) в минуту обдумывания вопроса свидетельствует о работе статических функций (гибко-разворотливый или уравновешенно-стабильный темпераменты).

3. Долгий неподвижный взгляд в глаза интервьюеру. Означает желание респондента психологически подчинить вас себе, гипнотически воздействовать на ваше подсознание. Интервью в этом случае неэффективно, его необходимо заменить наблюдением или иными видами социодиагностики.

4. Взгляд в сторону, особенно сопровождаемый отворачиванием. За этим типом взгляда кроется пренебрежение и критическое отношение респондента к диагносту или к самой процедуре интервью. В этом случае лучше, чтобы диагностику провел кто-либо другой. Если критике подвергается само интервьюирование, то необходимо выяснить причины такого отношения и дальше действовать по ситуации.

Если же глаза систематически движутся из стороны в сторону (в горизонтальной плоскости) в момент обдумывания вопроса, то это дает основание предположить рациональность типа респондента. Диагональное движение глаз систематического характера при ответах на вопросы свидетельствует скорее о его иррациональности.

2.3. Избегать альтернативных вопросов.

Альтернативными называются такие вопросы, которые содержат грамматическую конструкцию "или - или". Например: Вы веселый человек или серьезный? Вы прямо высказываете свое мнение или стараетесь быть дипломатичным? Обычными будут две реакции на такой вопрос. Первая: я могу и так, и так. Вторая: вес зависит от ситуации.

Ни первый, ни второй тип ответа не дают диагносту никакой информации, В то же время негативным следствием такого рода вопросов является возникающее у респондента очень неприятное чувство, что его загоняют в угол. В рамках этической соционики нарушение данного правила считается грубой ошибкой.

Еще хуже, когда диагност, получивший неопределенный ответ, начинает настаивать и принуждает респондента все равно сделать выбор. В такой ситуации, если вопрос по какой-либо причине кажется вам необходимым, разбейте его на два отдельных вопроса и задайте их по очереди. Например: вы часто веселитесь? а когда вы бываете грустным?

Многолетняя практика тестирования накопила достаточно фактов того, что человека трудно втиснуть лишь в один тип. Моя идея о том, что стоит попробовать рассмотреть индивидуальность как сложную систему типов (при выделении, конечно, базового типа), натолкнулась на глухую неприязнь со стороны всех известных мне школ соционики. Насколько перспективна данная идея, покажет будущее.

2.4. Уточнять ответы испытуемого.

Необходимость этого правила вытекает из полисемии (многозначности) слов живого языка, сильной зависимости смысла высказывания от контекста, а также предыдущего опыта респондента.
Вот некоторые примеры.

- Я, наверно, непрактичный человек. - В чем проявляется ваша непрактичность? Может быть. Вы неэкономны в тратах? У вас не получается бизнес? Вам не хватает пробивных качеств? - Я предпочитаю жить сегодняшним днем - Что это значит? Вы не планируете своих действий? Вы целиком отдаетесь настроению момента? Вы не станете заниматься тем, что не приносит скорой отдачи?

- Думаю, что у меня хорошо развита интуиция. - А как вы понимаете интуицию? - Я быстро ориентируюсь по ситуации. Когда нет времени на обдумывание, я принимаю решение чисто интуитивно,

В последнем примере видно, что респондент имел в виду обиходное понятие интуиции, которое имеет мало общего с интуицией как диагностическим признаком соционического типа. В обиходе под интуицией понимают любое спонтанное, незапланированное действие, в то время как интуиция соционическая - это восприятие мира в отвлеченно-умозрительных образах.

2.5. Следить за эмоциональными реакциями испытуемого.

По спонтанному эмоциональному отклику собеседника вы определяете, пошел ли вопрос, то есть понят ли он и принят ли респондентом. Если не пошел, то нужно быстро переформулировать его или вообще отказаться. Такие постоянные коррекции просто необходимы во время общения, так как те или иные искажения контакта, постепенно накапливаясь, сведут на нет все ваши попытки добиться расположения человека.

Иногда у вас могут возникнуть серьезные сомнения относительно откровенности респондента. Как определить, не лжет ли он? В вопросы интервью не вмонтировано ничего наподобие шкалы лжи, но тем не менее опытный интервьюер чутко улавливает попытки ввести его в заблуждение. На неполную откровенность, а иногда и прямую ложь респондента вам укажут следующие особенности его поведения:

  •   несоответствие поведенческих актов характеру ситуации, в частности, демонстрация преувеличенного дружелюбия, улыбчивость, когда обстановка не располагает к этому,
  •  попытки навязать непрошеную помощь или оказать неожиданную услугу,
  •  заострение внимания на мелочах, ничего не значащих деталях,
  •  проявление негодования, возмущения по незначительному поводу,
  •  избирательная невнимательность или забывчивость,
  •  внезапные перемены поведения: от спокойствия к взволнованности, от активного интереса к предмету беседы до апатии, от спешки к согласию подождать и т.п.,
  •  внутренняя нервозность, о которой свидетельствует резкое покраснение или побледнение лица.
2.6. Не задавать сложных, надуманных вопросов.

Такие вопросы стимулируют фантазию и эмоции респондента, вместо того чтобы обращать его к привычным жизненным реакциям. Разберем несколько примеров подобных ошибок.

- Какие постановления вы бы приняли, если бы были президентом? Лучше сказать так: Приходилось ли вам быть начальником? Расскажите о себе как о руководителе. Или: каковы ваши методы руководства?

- Вас выбросило на необитаемый остров. Что бы вы сделали в первую очередь, чтобы выжить? Лучше: приходилось ли вам бывать в походах? Как вы ориентируетесь на местности?

Еще пример надуманного вопроса: вы нашли шедевр искусства (оружие, ценные документы и т. п.). Что бы вы с ним делали? Следует переформулировать так: приходилось ли вам попадать в ситуации трудного морального выбора, когда чувство борется с долгом? Расскажите, как вы принимали в такой ситуации решение. Что победило? Что вы при этом чувствовали?

Другие малоинформативные и бесполезные вопросы: куда бы вы потратили миллион, если бы вам его подарили? Хотели бы вы слетать в космос? Как вы себе представляете идеального учителя? В какую политическую партию вы бы вступили? и т. п.

Эти вопросы обычно забирают много драгоценного времени и психической энергии, а диагностическая отдача от них незначительна.

2.7. Не увлекаться вопросами о вкусах.

Вопросы о любимых книгах, фильмах, музыке и т.п. пригодны только для расположения человека к себе, эмоциональной разрядки и не более. Они практически не несут никакой типной нагрузки, являются сугубо индивидуальными, связанными с внутренним образом Я, а не с объективным соционическим типом.

Не надо забывать, что мы живем в обществе массовых средств коммуникации, при помощи которых довольно эффективно осуществляется так называемое "промывание мозгов". Сильное влияние на выбор той или иной разновидности стереотипа оказывает мода, искусственно сотворенные идолы, потакание низкопробным вкусам толпы. И прежде всего это касается молодежной субкультуры.

Вкусы человека неплохо отражают его интеллектуально-духовный уровень развития, но никак не соционическую структуру его психики. Музыкально-литературные предпочтения человека очень сильно меняются с течением времени. Выбор того или иного автора или исполнителя нередко объясняется психотерапевтическим эффектом от произведения искусства, помогающего отреагировать или скомпенсировать нежелательное психологическое состояние.

2 8. Анализировать как результаты, так и ход каждого интервью.

Любое мало-мальски интересное интервью надо не откладывая подвергать анализу. При этом очень желательны отзывы и развернутые оценки других специалистов. Критическое отношение к своей деятельности будет способствовать большей объективности и своевременной коррекции индивидуальной тактики. Наиболее интересные интервью очень полезно записывать на магнитофон, а затем прослушивать.

Только занимаясь регулярной диагностикой и сверяя свои результаты с выводами более опытных специалистов, практикующий социоаналитик набирает бесценные крупицы опыта, что и приводит к закономерному росту его квалификации. Занятия социодиагностикой в одиночку, в отрыве от сформировавшихся и доказавших не в теории, а на практике свою жизнеспособность школ чаще всего заканчиваются грубыми ошибками и закреплением превратных шаблонов оценки людей.

полностью статью можно посмотреть здесь.

Сайт "Соционика в Петербурге" представляет

доклад Е. Шаровой "Использование юнгианской типологии в психотерапии".

(от докладчика)
Предлагаемый Вашему вниманию текст - по сути, стенограмма лекции, прочитанной мною три года назад на семинаре в Институте биологии и психологии человека. Получив расшифрованную магнитофонную запись, я оказалась перед дилеммой: оставить все как есть - с разговорными и сленгоыми словечками, репликами из зала, перепалкой оппонентов и пр., или - переработать в статью, по типу "Избранных лекций". Первый вариант мне понравился больше: во-первых, по следам этой лекции уже была написана (и опубликована) статья, точнее - тезисы. Во-вторых, в первом варианте при чтении сохраняется эффект присутствия. В третьих, некая отрывочная, напрямую не связанная с темой лекции, информация (особенно во второй части, в дискуссии) получает оправдание. И, главное, в четвертых: переписывать, т.е. заново писать статью - лениво, так что все предыдущее можно рассматривать как "отмазку" (или рационализацию, что, в сущности, одно и то же). К тому же, текст лекции дает возможность "услышать" и увидеть особенности моего языка - не только и не столько моего личного, сколько типологического. Кстати, сейчас читающие могут увидеть особенности письменного стиля, а именно: перегруженность и усложненность фраз, множество "авторских" знаков препинания. Это тоже наше, "дюмовское". Акцентирую на этом внимание, т.к. многое, о чем я говорю в лекции - именно о стиле, форме, знаке, а не смысле.

Т.о., перед Вами, по сути, распечатка расшифрованной магнитофонной записи. По сравнению с оригиналом, в данном тексте убраны всякие "э-э-э…; в общем…" и прочее, а также обрывки фраз, которые плохо записались и поддаются расшифровке лишь с очень большой дозой допущения. Кроме того, я позволила себе "привести в порядок" несогласованные (в речи) предложения, да переписала пару-тройку фраз, смысл которых даже для меня, их автора, был, при прочтении, понятен не сразу. Кроме того, в тех местах, где это показалось мне необходимым, в скобках дано описание ситуации, понятной сидящим в зале, но неявной читателю. Все фразы присутствующих, будь то реплики, вопросы, дискуссии друг с другом даны у меня пометкой другого цвета ( реплика, даже если это вопрос).

Елена Шарова: Я согласна, что достаточно абсурдно звучит само название, потому как Юнг описал психологические типы именно на основании тех закономерностей, тех особенностей, с которыми он встречался, будучи психотерапевтом. В его книге "Психологические типы" очень много психотерапии и психологических особенностей и т.д. Но как-то он занимался этим и после того, как он написал эту книгу, но больше к вопросу о типах напрямую не возвращался, а в дальнейшем произошла довольно любопытная вещь. Все, что происходило с юнгианской типологией в Америке, было в основном направлено, в лучшем случае, на психологическую консультацию, чем собственно на психотерапию. Серьезно психотерапией, с акцентом на типы, занимались и занимаются сейчас в Англии (но это именно специалисты по аналитической психотерапии, достаточно ортодоксальные юнгианцы). Хотя я сильно подозреваю, что большинство психотерапевтов - читая работы Юнга, не читая работ Юнга, зная типологию, не зная, все-таки пользуются очень многим, что можно было бы описать как использование типологии.

Если же говорить о том, что в психотерапии используется из типологии Юнга… Я буду говорить сейчас не о литературе, а о каких-то своих наблюдениях, своем опыте, каких-то своих исследованиях, связанных с этим. По большому счету, все можно разделить на две большие группы. Это, во-первых, использование собственно особенностей психологических типов, т.е. того, что клиент имеет то самое специфическое движение психической энергии, как говорил Юнг. И, во-вторых, это то, что Аушра Аугустинавичюте называла интертипными отношениями, и вырастающая отсюда теория малых групп. Это две разных области применения типологии. Я сначала скажу о некоторых особенностях, которые имеют место в групповой психотерапии, потому что часть того, что я буду говорить для индивидуальной, подходит и для групповой. И есть некоторые особенности, которые имеют смысл иметь в виду, именно когда речь идет о групповой психотерапии. Во-первых, если Вы подбираете группу, если Вам она не навязана, а Вы ее подбираете сами, крайне желательно, чтобы в группе, которую Вы подобрали не оказывалось кольцо контроля, включая и ведущих группы. Кольцо заказа -- ради Бога, это немножко увеличит энергию, ну, может быть, Вам чуть-чуть труднее будет с ней справляться. Кольцо контроля -- вещь крайне некомфортная в группе. Даже как бы хорошо Вы ни поддерживали участников. Желательно этого не делать (т.е., не собирать кольцо контроля, поддержка участников - святое!). Если оказывается, что такое кольцо образовалось, советую вычленить слабый участок этого кольца и постоянно его поддерживать.

Следующее. Поскольку существует правило, что при подборе группы нельзя, чтобы кто-то из участников группы не подходил ко всем остальным по какому-либо параметру: возраста, пола, диагноза (группа невротиков и один шизофреник), то точно так же желательно избегать ситуаций, кода оказывается, что в группе, например, собралась квадра и есть только один человек, не подходящий к квадре. Найдите кого-нибудь еще. Желательно из другой квадры, не из той, из которой этот несчастный одиночка, а из другой. Крайне желательно также, хотя чуть менее значимо, чтобы не было: один клуб, и кто-то из другого. Но эти правила уже не распространяются на ведущего группы. Ведущий группы может быть кто угодно. Имеет смысл всегда обращать внимание, особенно, если это группа - не которую вы подбираете сами, а если группа Вам откуда-то дана, чаще всего группа, которой оказываются коллеги по работе и т.д. Очень часто такая компания подобрана или по типу квадры, или по типу клуба, и если это оказывается так, Вам при ведении группы надо иметь в виду специфический язык этого клуба или этой квадры, и общаться с участниками группы на языке, близком к языку их клуба или их квадры. Если Вы, опять-таки, подбираете группу, а особенно если эта группа динамическая или группа тренинговая, и Вы можете подбирать ее так, как Вы хотите -- крайне советую подобрать так, чтобы там была квадра, к которой относитесь Вы. Таким образом Вы здорово облегчаете себе работу, потому что начать групповую дискуссию, комфортно ее ввести в нужное Вам русло довольно легко. Когда Вы начинаете работу, Вы кидаете что-нибудь, напрямую обращаясь к активатору или к дуалу своему, дальше кто-то из квадры начинает разговор, обычно тоже или активатор, или дуал, и в течение какого-то времени Вы можете тихо-спокойно сидеть сложа руки, отслеживать, что происходит внутри группы, и заниматься теми делами, которые Вам нужны как ведущему: какие у кого проблемы, кто как реагирует, кто как себя ведет. Дискуссия сначала будет внутри этой квадры, -- ну, в игре можно кого-то завести - после чего к ней присоединятся остальные участники. Это, действительно, очень удобно. Что еще мне кажется важным, когда Вы ведете группу и группа разнообразна? Все-таки помнить о том, что существуют разные языки, это касается и индивидуальной терапии тоже, чуть в меньшей степени, и пытаться говорить на языке достаточно нейтральном. Или повторять языками разных клубов, разных типов. Если Вы будете на своем родном, любимом языке вести группу, то есть большая вероятность того, что часть участников будет плохо воспринимать то, что Вы говорите, и динамика будет идти не совсем понятным для Вас образом. Естественно, надо отслеживать реакции на Вас и участников друг друга, насколько они связаны, насколько они соотносятся с интертипными отношениями. Но это все важно обычно в начале групп, потому что когда группа уже работает, там уже свои законы и эти интертипные отношения не имеют большого значения.

Что еще могу сказать. Если Вы собираетесь работать с ко-терапевтом. Если Вы берете кого-то в ко-терапевты, значит Вы в этом человеке уверены, Вы уважаете его как компетентного специалиста, у вас одинаковые взгляды и подходы (иначе вы просто не возьметесь вместе вести группу), поэтому здесь интертипные отношения роли не играют. Хотите конфликтера, хотите кого угодно… Помнить надо только одно: очень хорошо, если Вы ведете группу с дуалом, но есть очень большая опасность того, что Вы начнете очень мило резвиться друг с другом и немножко забудете о группе, это всегда надо иметь в виду. Очень эффектно вести группу с активатором. С активатором и с суперэго. Особенность того энергетического накала, который присутствует в этих отношениях, проецируется на группу. Вы индуцируете группу, повышая ее энергию и усиливая динамику такой группы и возможность работы. Крайне нежелательно, именно по этой же самой причине, работать со своим нейтрализатором. Как бы хорошо вы друг друга ни понимали, самим фактом того, что вы будете сидеть рядом, вы будете гасить энергию друг друга. (Поверьте, проверяла). Это то, что касается, собственно, особенностей применения типологических знаний для групповой психотерапии.

Все остальное, что я буду говорить, это и в групповой, и в индивидуальной психотерапии одинаково. Здесь можно говорить о следующих моментах. Опять-таки, с одной стороны интертипные отношения, с другой стороны особенности языка, потому что, и ряд исследований это доказывает, каждая психическая функция имеет свой специфический язык, свои специфические слова. Соответственно, в зависимости от того, какого типа Ваш клиент или Ваши клиенты, если речь идет о группе, эти слова, этот язык, эта форма выражения будет восприниматься тем или иным образом. Это необходимо помнить для того, чтобы избежать достаточно частых ошибок. Особенно когда еще достаточно мало опыта и ты больше веришь тому, что ты видишь, чем тому, что переживаешь, чувствуешь интуитивно (я в данном случае интуицию имею в виду не в юнговском смысле). Это то, когда Вы сталкиваетесь с ситуацией, которую Вы можете расценить как сопротивление. "О-о,…" (клиент Ваш). Вы говорите: "Что Вы при этом чувствуете?" Клиент начинает говорить о том, что он думает то-то, то-то, то-то. Дальше, особенно если Вы поклонник гешталь-терапии, Вы будете говорить: "нет, а что ты чувствуешь?". Это можно говорить достаточно долго, клиент будет напрягаться, волноваться, у него явно будет идти какая-то, в общем тяжелая, работа внутренняя, которую Вы будете воспринимать как сопротивление. Формально говоря, если понимать сопротивление так, как описывал его Фрейд, по большому счету это действительно сопротивление, но это не то сопротивление, с которым Вам вообще надо работать. Ваш вопрос попал ему, скажем, в зону игнорирования. Человек не может ответить ожидаемым для вас образом, он в упор не слышит Ваших слов, он не понимает, что Вы ему говорите. Я говорю, естественно, не о профессионалах, которые нарабатывают, а об обыкновенном клиенте, не психотическом, обыкновенном невротическом клиенте. Дайте ему сказать, как он будет это говорить с точки зрения собственных переживаний. И я думаю, что если Вы не знаете тип, лучше пользоваться словом "переживание", оно нейтрально. Ни к чему не обязывает.

И для каждой функции можно найти такие слова, которые будут куда-то попадать. Вы будете считать, что у клиента сопротивление, с которым надо что-то делать - каждый это делает так, как он это делает, в зависимости от того, в какой школе он работает и что ему надо в данном случае от клиента. Но стоит задать вопрос по другому - и работа пойдет, и никакого сопротивления, оказывается, сейчас преодолевать не надо Следующая, достаточно важная вещь. Когда вы начинаете беседовать с клиентом (все, что я говорю, обычно касается достаточно ранних этапов терапии, потому что когда терапия идет достаточно давно, Вы уже знаете, как с клиентом говорить, независимо от того, знаете Вы типологию или нет, и клиент уже научается понимать Вас). А в самом начале, опять-таки, если Вы не знаете тип клиентов, то лучше говорить с ними нейтрально, если Вы знаете тип клиента, прикидываете, какими словами лучше его, например, разговорить. Вы знаете клиента - можете догадываться, какие заморочки, какие проблемы, какие сложности у него скорее всего будут. Имеет смысл, если Вы работаете в трансовых техниках, собираетесь ввести клиента в трансовое состояние, помнить, что формулы типа "сядьте поудобнее, и расслабьтесь" опять-таки далеко не для всех типов хороши. Представьте себе какого-нибудь интуитивно-логического интроверта (Бальзака), которому Вы скажете: "Сядьте поудобнее, расслабьтесь". Вы сразу получите бешеную тревогу. Если Вы хотите, чтобы он расслабился, посоветуйте ему: "Сядьте, вцепитесь как можно сильнее в кресло, упритесь ногами". Т.е., Вы даете ему по трансовой функции, а это у него экстравертированная сенсорика. По интровертированной не надо, это у него зона страха. Не пытайтесь таким способом, например, расслаблять Гюго. Ему лучше какую-нибудь красивую, умную телегу для начала рассказать. Расслабляться они умеют на автопилоте.

Далее. Очень интересный аспект, например, такой. Если Вы работаете в технике гештальт-терапии или, по крайней мере, используете ее элементы, то там очень часто речь идет о переводе некоторого движения в чувства. (Я немножко вздрагиваю, когда я говорю "движение", ну, про чувства немножко легче проходит. Ну ладно, это уже особенности моего типа). Во всяком случае, придумывал это Наполеон, придумывал под себя, и было это все очень хорошо. Да, Перлс был Наполеоном.

полностью доклад можно посмотреть здесь.

Интересующие Вас вопросы Вы можно задать здесь.

Если у Вас есть материалы, достойные на Ваш взгляд общественного внимания, Вы можете их прислать для публикации в рамках рассылки "Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить".


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.humanity.socion
Отписаться

В избранное