Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить. №7 Вероника Шлаина 'Как мы познаем'


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка № 7 Шлаина В. Как мы познаем
Владимир Миронов
Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить.

Вероника Шлаина
КАК МЫ ПОЗНАЕМ
(САМОДИАГНОСТИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ).



Информационный тип (социотип) – психоинформационная система, предназначенная для осмысления и преобразования в знания все более ускоряющегося потока информации. Информация и знание – как две стороны одной медали.

«Знание – результат познания как психическое отражение не только формы, но и сущности феноменов и связей между ними» [3].

«Знание – продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого» [7].

Информация становится знанием после того, как он переработана, определена и структурирована. Любое новое событие информативно – в том смысле, что мы ничего не знаем о нем заранее. Чем больше мы можем предсказать и спрогнозировать, тем менее информативно сообщение.

В обыденном понимании информация – это нечто новое, незнакомое (у человека в своем жизненном опыте ничего подобного не было, и потому отсутствуют признаки, по которым это НОВОЕ можно хоть как-то классифицировать), и неизвестное (до сих пор никто нас не известил о подобной информации, чтобы мы получили о ней представление хотя бы со слов другого человека).

Знание – в обыденном же понимании – это некие умозрительные представления, которые человек ЗНАЕТ (уверенно и компетентно) и в состоянии обозначить свои знания словом (при достаточном словарном запасе).

Социотип (психоинформационная система) – призма нашего мировосприятия – «занимается» аспектным анализом информационного потока. Мы получаем весь поток информации, но какая-то часть фиксируется сознанием максимально точно, уверенно. Другая часть фиксируется не полностью (и мы сверяем своит представления с тем, что думают об этом другие). Еще одна часть поглощается неосознанно с постоянным интересом, а какая-то часть информации вызывает неосознанные ответные действия.

Мы далеко не все осознаем, хотя распознается весь спектр информационных аспектов (мы узнаем их потому, что уже знаем). Так же мы распознаем цвета, даже не будучи знакомы с их названиями. Мы видим цвета, на каком бы языке ни прозвучали их условные обозначения: red, yellow, green (англ.), червоний, жовтий, зелений (укр.), красный, желтый, зеленый (русск.).

Подобно этому, некоторые аспекты отчетливо распознаются и осознаются, и мы легко (запросто!) – словно родились экспертами в этом – озвучиваем словом их названия. Некоторые аспекты распознаются и осознаются не столь четко, а иные так и остаются неосознанными (т.е. «не выводятся на экран сознания»). Какие же? Это зависит от наших информационных предпочтений, через которые проявляется информационый тип.

Чем же отличаются разные информационные типы? Прежде всего предрасположенностями нашей психики, а затем степенью их проявления. Каждый человек по своим информационным предпочтениям является: экстравертом либо интровертом, сенсориком либо интуитивом, логиком либо этиком, рационалом либо иррационалом. Вполне естественно, что в нас "уживаются" обе составляющие каждой пары, но все-таки чему-то мы отдаем большее предпочтение. Всего существует 16 возможных сочетаний, т.е. 16 различных информационных типов. Ни один из них не хуже и не лучше других. Они просто – разные – по разному воспринимают этот мир, друг друга. Различия в восприятии, осмыслении, обработке и структурировании информации можно выявить по нашим информационным предпочтениям.

Предпочтение – это то, что в первую очередь и в большей мере; то, что гораздо чаще; то, что само собой разумеется; то, что легко и непринужденно. Чтобы «на своей шкуре» ощутить, что такое предпочтение, проведите сейчас маленький эксперимент. Возьмите листочек бумаги, ручку и поставьте свой автограф. Получилось красиво? Вам понравилось? Что Вы при этом ощущали?

А теперь возьмите ручку в другую руку и... сделайте то же самое... Ну и как? Что Вы ощутили теперь?

Не огорчайтесь! То, с чем Вы сейчас столкнулись это проявление физиологической предрасположенности плюс долгие годы тренировки. Исключения из этого правила только подтверждают его. Представьте себе, сколько труда надо затратить, чтобы преодолеть свою физиологическую предрасположенность. А ведь психологические предрасположенности преодолеть еще тяжелее. Для начала надо хотя бы знать об их существовании!

Физиологическая предрасположенность, закрепленная многократным повторением, позволяет нам выполнять множество действий бездумно, неосознанно, автоматически. Если же левшу заставляют писать правой рукой (поощряя «пряником» и запрещая «кнутом»), то благодаря «привычке – второй натуре» он выучится правой рукой писать, а также выполнять другие требуемые и ожидаемые действия. А во всех остальных случаях – ЕСТЕСТВЕННО! –будет выполнять действия левой (ведущей) рукой. Что ж... «У кого толчковая левая, а у кого толчковая – правая» (В.С.Высоцкий).

Предпочтение – естественно, настолько «само собой», что мы даже не представляем, а как же иначе?! Действовать по предпочтению легко – как воздухом дышать. А вот непредпочтение вызывает ощущение психологического бессилия( «я не смогу», «у меня не получится», - вспомните, как писали не «ведущей», а «вспомогательной» рукой...), напряженность, затруднение, дискомфорт. Если кто-то потребует от человека делать что-либо непредпочитаемым способом ДОЛГО, то возникает раздражение, которое (само собой) направлено против требующего.

Когда мы осмысливаем и осознаем информацию (нечто новое, незнакомое, неизвестное) через свои информационные предпочтения, это легко и понятно. И удивительно, как это другим НЕ ПОНЯТНО то, что столь очевидно нам? (Это потому, что мы «измеряем» других собой, попросту не имея иного измерительного инструмента и не обладая знаниями).

А дело в том, что предпочтения наши – разные. Еще одним признаком информационного предпочтения является фокусировка (фиксация) непроизвольного (бесцельного) внимания. То, что в первую очередь попало в поле зрения. Опять же, глядя на одно и то же (событие – со-бытие), мы видим разные образы (в сознании различная представленность ТОГО, на ЧТО мы смотрим). И нужно намеренно сознательно переключить внимание (целенаправленно, иногда даже с усилием воли), чтобы, отрешившись от своих представлений, увидеть в том же событии иной образ. (См. Приложение 1).

 

Итак, наши ориентиры для самодиагностики информационных предпочтений:

¨     Информация – новое, незнакомое, неизвестное;

¨     Предпочтение – легко, запросто, «само собой»;

¨     Непредпочтение – напряженность, затруднение, дискомфорт;

¨     Фокусировка внимания – в первую очередь, в большей мере, непроизвольно.

 

Свои информационные предпочтения мы можем заметить (по приведенным выше ориентирам) в следующих случаях:

1. Когда мы информацию ВОСПРИНИМАЕМ.

В своей книге "Психологические типы" К.Г.Юнг подчеркивал, что человечество оснащено двумя различными и диаметрально противоположными способами восприятия окружающего нас мира.

Два способа сбора информации – сенсорный и интуитивный процессы. Предпочтениями будут сенсорность в противовес интуитивности, а людей с такими предпочтениями мы назовем сенсорик и интуитив (по аналогии с правшой и левшой). Сразу следует заметить, что «правша» и «левша» не означает однорукий или одноногий. По пути познания мы идем, опираясь попеременно то на «ведущую» (толчковую) ногу, то на «вспомогательную».

Первый из названных способов - это обычный процесс сенсорного ощущения с помощью наших пяти органов чувств. Внимание сенсориков очень концентрированное, оно непроизвольно фиксируется на том, что можно увидеть, услышать, понюхать, пощупать, попробовать на вкус, потому что они от природы наделены хорошо развитыми органами чувств. «Легко запоминают подробности, фактуру предметов окружающего мира» [6]. Тому, что можно измерить и обосновать, они доверяют; «видят» в первую очередь то, что существует реально и конкретно. Даже слова сенсорик воспринимает прежде всего буквально (а некоторые сенсорики – однозначно).

ФОКУСИРОВКА ВНИМАНИЯ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ ?

Возможные черты характера: реализм, упорство, приземленность, стремление к фактам, практичность, конкретность.

Р.К.Седых называет сенсориков «конкретиками», так как они лучше ориентируются в конкретных практических вопросах. «Конкретиком мы будем называть человека с практическим складом мышления, который в конкретных качествах вещей и явлений разбирается лучше, чем в их потенциальных возможностях (выделено мной – В.Ш.). Его сознательное поведение и (уж во всяком случае) его главнейшие поступки определяются конкретными и практическими соображениями. По крайней мере, он так их пытается объяснить. ....Он в своих наличных качествах и возможностях разбирается лучше, чем в потенциальных. Надеется в основном на свои здоровье, силу, умение обращаться с деньгами и доверяет им больше, чем своему умению видеть перспективу и выбирать наиболее беспроигрышный вариант с точки зрения будущего». [4, с.15]. Сенсорики являются практичными, хорошо приспособленными к повседневной жизни людьми, прочно стоящими обеими ногами на земле. Это про них: "Если держишься пробитой колеи – тебя не занесет"(К.Хаббард).

Второй способ – это процесс интуиции, с помощью которого можно познать такие вещи, которые недоступны нашим органам чувств. Это чутье, тот самый "внутренний голос", когда огромное множество мельчайших, казалось бы несвязанных между собой событий, фактов и фактиков неосознанно выстраиваются в ряд и приводят к непосредственному постижению истины. Интуиция – способ восприятия информации с точки зрения прошлого опыта, будущих целей и бессознательных процессов. На основе инстинктивного представления о «правильности» (достоверности) делается компетентная догадка.

Интуитивы естественно проявляют гораздо больший интерес не к фактам, как таковым, а к их значению, взаимосвязям, последствиям. О таких людях можно сказать, что они доверяют своему "шестому чувству" (интуиции) гораздо больше, чем остальным пяти. легкостью читают между строк, во всем ищут скрытый смысл, скрытые возможности. Их внимание рассеянное, фиксируется на подоплеке, на постижении скрытого смысла, на догадках. «Ему легче запомнить общие очертания предмета, чем его подробности и фактуру» [6].

ФОКУСИРОВКА ВНИМАНИЯ : ЧТО БЫ ЭТО МОГЛО БЫТЬ ?

Возможные черты характера: идеализм, поиск вдохновения, возвышенность, стремление к обобщению, изобретательность, оригинальность.

Когда звучит анекдот, интуитив смеется с опережением (догадался раньше, чем рассказчик закончил), а сенсорик смеется с некоторым запаздыванием (т.к. в первую очередь понимается буквальное значение, а потом уж подтекст). Чувство юмора при этом не зависит от информационного предпочтения.

Органы чувств у интуитивов развиты слабее – завышен порог чувствительности. Поэтому они слабее реагируют на различные раздражители и более спокойно относятся к физическим неудобствам и дискомфорту.

Р.К.Седых называет интуитивов «абстрактиками». «Абстрактиком называют человека с теоретическим, концептуальным складом мышления, который лучше разбирается в потенциальных возможностях вещей и явлений. Он увереннее обращается со своим временем и управляет ситуацией, выходя из сложных положений благодаря нетрадиционному мышлению и развитому воображению. Свое умение распоряжаться временем и ситуацией оценивает выше, чем силу и практицизм (выделено мной – В.Ш.). Делает то, что перспективно». [4, с.15].

К ЧЕМУ ПРИВОДЯТ ТАКИЕ НАШИ РАЗЛИЧИЯ?

Различие по шкале СЕНСОРИКА – ИНТУИЦИЯ можно считать ключевым, поскольку способ, с помощью которого происходит сбор информации, лежит в основе дальнейших взаимоотношений между людьми.

Сенсорики точны во всем, каждое слово воспринимают буквально, задают конкретные вопросы, на которые ожидают получить такие же конкретные ответы. Интуитивы, в свою очередь, видят сотни возможностей для ответа, и ни один из них не будет таким, какого ждет сенсорик.

Великолепным примером этих различий, доведенных до гротеска, являются анекдоты. Вот, например, один из них – по поводу «буквальности» сенсориков :

"– Вы можете объяснить причину Ваших систематических опозданий, Хопкинс? –  хмуро посмотрев на часы, набрасывается шеф на подчиненного. – Но только без Ваших дурацких выдумок!

– Конечно, сэр. Внизу у лифта висит табличка "Только на 10 человек". И Вы знаете, как долго приходится каждое утро поджидать еще девятерых попутчиков!"

А вот другой, по поводу рассеянности интуитивов :

"Муж пришел вечером домой злой и уставший. И говорит жене:

 – Это все ты виновата. Посылаешь меня на родительское собрание и не говоришь, в каком классе учится наш сын!"

Шутки шутками, но могут быть и слезы – то, что для мамы-сенсорика будет "неубранной комнатой", для ребенка-интуитива будет означать ослепляющее богатство возможностей. Начальник-интуитив может поставить задачу подчиненному-сесорику неконкретно и весьма расплывчато, поскольку для интуитива объяснять кому-то очевидное для него самого – нонсенс! Ну а как задача поставлена, так она и будет выполнена...

 

Далее свои информационные предпочтения мы можем заметить (по приведенным выше ориентирам) в случае:

2. Когда мы информацию ОПРЕДЕЛЯЕМ.

Итак, разобравшись с тем, каким образом у нас с Вами, да и у всех остальных, происходит прием информации от внешнего мира – сенсорным или интуитивным путем, мы подошли к одному из самых интересных моментов – а как же эта информация обрабатывается нашей психикой? Определиться с воспринятой информацией – это осознать ее и выразить словом. Поэтому сейчас мы с Вами рассмотрим два альтернативных способа формирования суждений и две основы для принятия решений (т.е. два пути к определенности).

Общая канва построения наших рассуждений – с опорой на логику или на этику – задается другой парой информационных предпочтений: логичность и этичность. А людей с такими предпочтениями мы назовем «логик» и «этик».

Мышление логика занято истинностью; его суждения основаны на внеличных, логических и объективных критериях. Логик опирается на последовательность и абстрактные принципы. Логики в первую очередь ценят способность к беспристрастному анализу и решению, стремятся к справедливости и ясности.

Аргументы логика: ПО СПРАВЕДЛИВОСТИ!

Оценка: ПРАВИЛЬНО/НЕПРАВИЛЬНО; УМНО/ГЛУПО

Логиков часто называют «твердыми», «сухими», «черствыми». Они приходят к решению только после того, как проанализируют и взвесят все факты, даже если выводы для них неутешительные. Из-за стремления подвергать все анализу они иногда могут производить впечатление равнодушных, холодных людей. Их чувства практически всегда подчинены разуму.

Логика в первую очередь интересует механизм явлений, порядок, существующий в природе и обществе. А вот сложных в этическом плане ситуаций он, как правило, старается избегать, потому что считает, что человеческие страсти не несут конструктивного начала и мешают делу. Им практически не дано умение глубоко погружаться в другого человека – они словно отделены от внутреннего мира других людей невидимым барьером. Их эмоциональность поверхностна, чувства не пронизывают их глубоко, если их не подпитывать снаружи.

Логику трудно разобраться как в своих, так и в чужих субъективных чувственных привязанностях, поэтому он ищет для них каких-либо надежных подтверждений. Р.К.Седых называет логиков «объективиками». «Объективиком назовем человека, владеющего лучше объективным, чем субъективным. Как бы ни сложилась жизнь, наиболее существенные сознательные его поступки и решения определяются и вслух мотивируются логикой, правами и правилами, знанием объективного, не зависящего от эмоций и желаний. Субъективная же мотивировка своих действий или эмоций объективику понятна редко». [4, с.22].

Мышление этика занято чувствами и переживаниями, его суждения основаны на ценностных ориентирах. Этики – это те, которые принимают решение, исходя из личных, субъективных склонностей или ценностей – то есть руководствуясь тем, что считают «хорошим» для себя и окружающих. Их главный советчик – сердце, а не разум! Субъект стоит для них выше объекта. Они принимают решение в зависимости от того, как они сами понимают, что хорошо, что – плохо. Считают важной способностью поставить себя на место другого человека, сопереживать, сострадать. Они – психологи от природы, так как в той или иной мере наделены даром эмпатии – способностью вчувствоваться в другого человека. Доброта, сочувствие, стремление к гармонии отношений - все это неотъемлемые черты этиков.

Аргументы этика: ЧТОБЫ ВСЕМ БЫЛО ХОРОШО !

Оценка: ХОРОШО / ПЛОХО; ДОБРО / ЗЛО;

НРАВИТСЯ / НЕ НРАВИТСЯ

Этики изначально «знают», как улучшить настроение (и как его испортить, если хочется именно этого). Никто их этому не учил, - они сами любого научат. Этик в общении предпочитает не столько доказывать свою правоту (как это обычно делают логики), сколько расположить к себе интересующих его людей. Этик силен в сознательном умении нравиться, он всегда делает ставку на отношение к обсуждаемой проблеме тех людей, которые ему не безразличны. Его мышление всегда эмоционально окрашено, хочет он того или нет. В первую очередь этики субъективны и пристрастны. «Легко ввязывается в эмоциональную ситуацию, не может в этом случае оставаться безучастным». [6].

Р.К.Седых называет этиков «субъективиками». «Субъективиком будем называть человека, владеющего лучше субъективным, чем объективным, ориентирующегося в этике, желаниях и эмоциях – своих и чужих – лучше (выделено мной – В.Ш.), чем в относительно туманных для него собственных рассуждениях и в работе. На сознательное формирование линии жизни такого человека в первую очередь оказывают влияние этика, чувства, эмоции и отношения – его и чужие». [4, с.22].

К ЧЕМУ ПРИВОДЯТ ТАКИЕ НАШИ РАЗЛИЧИЯ?

Среди многочисленных проблем общения те, что возникают из-за различия по шкале логика – этика, наиболее труднопреодолимые!

Когда люди общаются, логику в первую очередь интересен прием-передача сообщений, а этику – общение с людьми, душевность, эмоциональные переживания.

«Логик всегда нацелен на оценку реальности с точки зрения объективных закономерностей, и самый главный раздражитель для него – отсутствие логики!» [1, с.41].

Логик рассуждает как бы со стороны, стремясь оставаться объективным, этик – пытается поставить себя на место другого. И тот и другой наполнены заботой, размышляют и переживают, но вот пути, которыми они стараются прийти к окончательному выводу – различны, а поэтому - различны и выводы...Каждый считает себя «хозяином своего слова», от которого невозможно отречься («Дал слово – держи!..»). Впрочем, если свои решения не пересматривать время от времени, то человек становится «заложником своего слова».

Ну и конечно же это находит свое отражение в анекдотах. Например о логиках, которые все анализируют и проверяют на достоверность:

" Сын спрашивает маму:

 –Ты утверждала, что меня принес аист?

 – Конечно, сыночек!

 – И что я весил 3 кг и 300 граммов?

 – Да.

 – Тогда это неправда, я проверял – привязал нашему аисту на шею гирю. Он даже взлететь не смог!"

Или об этиках:

" – Вы счастливы в семейной жизни?

 – О да! Мы так сильно любим друг друга, что уже трижды откладывали развод."

 

продолжение следует

Конференция по соционике в Петербурге.
http://spb-konf.narod.ru


В 2004 г. в Санкт-Петербурге планируется провести научно-практическую конференцию по применению типологии личности в управлении и кадровом консультировании.

Предполагается, что конференция будет проходить в июне 2004 г., в период "белых ночей", в течение 1 или 2 дней (субботы и воскресенья). Мы будем рады видеть в Санкт-Петербурге гостей из других городов, и надеемся, что наш город понравится гостям в один из своих самых красивых сезонов, сумеет их привлечь и очаровать.

Инициаторами проведения конференции выступили Санкт-Петербургский Институт Биологии и Психологии Человека (ректор - А.М.Ельяшевич), Рабочая группа по соционике при лаборатории междисциплинарных исследований ИБиПЧ (Е.Мальская, В.Миронов, Л.Кочубеева и др.), а также "Соционическая газета" (Д.Лытов, М.Стовпюк). В конференции планируется участие психологов, представляющих смежные направления.

В то же время, конференция планируется именно как практическая, с обсуждением уже отлаженных и работающих методик. При этом они могут быть связаны с другими типологиями личности. Главным критерием является их апробированность.

Доклады, не попавшие в основную программу, будут представлены в виде постеров в холле конференции. В специально отведённое время авторы этих докладов смогут ответить желающим на их вопросы.

Регламент и контактная информация будут опубликованы оргкомитетом в марте 2004 г., после чего начнется отбор материалов. Желающие заявиться, могут это сделать, послав соответствующее письмо Д. Лытову или В. Миронову.

Интернет-страница конференции здесь.
"Рабочая группа по соционике при лаборатории междисциплинарных исследований Института Биологии и Психологии Человека" проводит заочное типирование по признакам Рейнина. Для определения типа необходимо выслать запрос на тестовые вопросы и по возможности полно ответить на них.

Если у Вас есть вопросы, трудные места, связанные с пониманием тех или иных соционических постулатов, ведущий рассылки В. Миронов в рамках петербургской школы соционики Е. Мальской постарается дать подробные разъяснения.

Если у Вас есть материалы, достойные на Ваш взгляд общественного внимания, Вы можете их прислать для публикации в рамках рассылки "Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить".


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное