Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Социология для всех

  Все выпуски  

Когда-то люди обнаружили общество как отдельную, не сводимую к другим реальность и решили, что можно и нужно ее изучать. Причем изучать нужно "научно". Почему научно и что это означало в XIX веке? Ответ на этот вопрос прояснит, как и почему возникла социология в том виде, в котором это произошло.


Предпосылки возникновения социологии. Часть 2. Социология как наука

(Вследствие технического брака в предыдущем письме не вполне правильно отобразилось название первого выпуска. Он назывался "Предпосылки возникновения социологии. Часть 1. Общество как реальность")

Мы уже говорили о том, что важно не только то, О ЧЕМ рассуждать, но и – КАК это делать. Как мы видели, когда-то люди обнаружили общество как отдельную, не сводимую к другим реальность и решили, что можно и нужно ее изучать. Но «можно» и «нужно» – это разные вещи. Идея о необходимости изучать общество основывается не на праздном интересе, а на представлении о пользе, которую полученное знание может принести людям. В связи с этим нельзя не упомянуть Эпоху Просвещения (XVII – XVIII вв.), в которую именно знание считалось очень важной ценностью.


Эпоха Просвещения была связана, в том числе, с успехами различных наук. Наблюдая то, как научные открытия улучшают жизнь, люди решили, что научное познание – это путь к счастью. Не случайно именно к той эпохе относится известное изречение Фрэнсиса Бэкона (1561 – 1626) «Знание – сила». Вряд ли кто-либо из живших в то время мыслителей стал бы оспаривать такое утверждение. Другое дело, что вопрос о том, как получать знание, оставался актуальным. Впрочем, актуален он и сейчас.


Как бы то ни было, поскольку естественные науки доказали свою состоятельность в улучшении человеческой жизни, считалось, что и наука об обществе должна быть построена таким же образом, как и науки о природе. По крайней мере, она должна давать обобщения социальной жизни, и на их основе выводить законы функционирования общества. Так же, как и естественные науки открывают законы природы. Это вполне логично: если общество – это порядок, то наука должна этот порядок изучать. То есть, как минимум, обнаруживать, описывать, а затем и объяснять.


Ко времени возникновения социологии уже существовали исследования, которые еще не объясняли, но уже описывали общественные явления – переписи населения, описания условий жизни различных социальных групп и т.д. Все это было неплохим материалом для анализа, и ученые чувствовали, что одного лишь описания положения вещей недостаточно. Они начали задумываться о существовании взаимосвязи разных общественных явлений. А от таких мыслей до создания науки недалеко.


Однако, кроме того, чтобы рассуждать об обществе, пусть даже отталкиваясь от справедливых суждений, было необходимо соблюсти еще один важнейший принцип – надо было опираться на опытное (эмпирическое) познание. То есть материал для выводов следует искать в реальности, а не выдумывать из головы. Именно так поступают естественные науки, и именно так должна поступать наука об обществе.


И хотя автору социологии, Огюсту Конту (1798 – 1857) самому соблюсти этот принцип не удалось, заслуга его состоит в том, что он это провозгласил его в качестве самого главного принципа изучения общества. Поэтому мы и можем говорить о социологии как науке.

Таким образом, именно идеи Эпохи Просвещения о безграничных возможностях человеческого разума познавать окружающий мир для пользы людей послужили стимулом для того, чтобы «вновь открытая» социальная реальность стала предметом изучения. Успехи же наук, главным образом, естественных, привели к мысли о том, что и наука об обществе должна быть построена таким же, как они образом, то есть – опираться на опытное познание реальности. Огюст Конт же, в свою очередь, лучше и активнее других выражал эти идеи, а также придумал само название «социология». С этого времени стало возможно говорить о том, что социология как наука уже существует.

С уважением, Алексей Мусиездов


В избранное