Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Работа с населением муниципальных образований


Информационный Канал Subscribe.Ru


Рассылка: Работа с населением муниципалитета
Тема: Работа пресс-секретаря.

Выпуск № 17 от 22.04.2005

 

Работа пресс-секретаря

Мониторинг СМИ

Приглашаем принять участие в семинаре НШГО

Оставить Ваши комментарии

Сайт НШГО

Архив рассылки


1. Работа пресс-секретаря

Мы продолжаем публиковать новое методическое пособие НШГО – Работа пресс-секретаря и пресс-службы администрации субъекта Российской Федерации

Глава 3.
Инструментарий работы пресс-службы.

В данной главе мы хотели бы рассмотреть ряд подходов и методов работы пресс-службы. И необязательно только пресс-службы, данные методики могут использоваться и другими информационными, аналитическими подразделениями исполнительного органа власти для эффективной работы в сфере публичности. Эти методики уже активно применяются в течение ряда лет, например, мониторинг местных СМИ Информационно-аналитическим управлением Администрации Новосибирской области.

По большому счету, подобные методы работы в той или иной степени используются многими пресс-службами и пресс-секретарями. Просто ситуация у всех разная, разные стоят задачи и проблемы, которые решают разные по структуре подразделения, но в методах решения этих задач есть много общего.

 

п.3.1. Мероприятия пресс-службы.

В результате работы на семинаре "Информационная открытость власти", прошедшем 13-15 мая 1997 г. в г. Новосибирске, его участники пришли к мнению, что сегодня пресс-службы их Администраций проводят следующие мероприятия:

1.       Ежедневный пресс-релиз.

2.       Экстренные выпуски пресс-релизов.

3.       Ежеквартальный информационный бюллетень.

4.       Аннотационный обзор СМИ.

5.       Организация пресс-конференций.

6.       Организация встреч с журналистами.

7.       Подготовка публикаций.

8.       Конкурсы журналистов.

9.       Проведение информационных кампаний.

10.   Телепрограммы «Власть», «Пресс-эксперт», «Справочное бюро»: еженедельно.

11.   Видеосюжеты, радиопередача.

12.   Прямой эфир (мэр, губернатор).

13.   «Субботний звонок мэру» – радио.

14.   Выступления руководителей в СМИ.

15.   Выступления «на местах».

16.   Обзоры почты губернатора, мэра.

17.   Подготовка спецвыпусков газет.

18.   Наглядная агитация

 

От лица группы участников семинара рассказывает Оленев Е.В. (г. Владивосток):

– В общем-то все написано и особых пояснений, наверное, не требует. Прокомментируем только некоторые пункты.

Должен существовать в компьютерном и текстовом виде ежедневный, еженедельный, ежеквартальный пресс-релиз (или пресс-бюллетень, его можно по разному называть), который будет доводиться до средств массовой информации и те, в зависимости от информационной насыщенности своих программ, будут его как-то использовать. Если у них есть собственная информация они, наверное, поставят собственную информацию о том же событии, например. Если у них этой информации нет они могут воспользоваться нашей со ссылкой и т.д.

Аннотационный обзор СМИ. Конкретно по Приморскому краю, мы делаем еще такой вид работы, как аннотационный обзор СМИ на региональном уровне. Сегодня ситуация такова, что тиражи практически всех изданий падают, немногие могут позволить себе газеты, бизнесмены загружены работой, у них нет времени, чтобы эту газету прочитать. Поэтому людям интересны такие обзоры, которые можно ехать и слушать по радио в течение 3-5 минут. Конечно же, аннотационный обзор делается субъективно, сотрудниками администрации края. Они одну статью поднимут, другую опустят. Приходят свежие газеты, 15-20 наименований, люди посидели, поработали, к часу дня уже сделали, часа в три это уже пошло в те средства массовой информации, которые берут этот обзор. Прежде всего это относится к электронным СМИ.

Организация пресс-конференций – понятно, встречи с журналистами тоже. Подготовка публикаций. Тут разгорелся спор, кто сотрудники пресс-департаментов, отделов и т.д. – чиновники или журналисты. Конкретно у нас в администрации мы стараемся объединять эти функции, т.е. занимаясь чиновничьей работой мы, тем не менее, от случая к случаю пишем статьи, если наше руководство считает, что данную тему нужно раскрыть пошире. Конечно на это дело у нас очень мало времени, приходится писать дома, но так или иначе пишется статья, потом договариваемся с редакцией и она туда уходит.

Конкурсы журналистов. Это тоже форма пропаганды средств массовой информации. В первой части говорили, что сейчас в журналистике вымываются молодые кадры, уходят в рекламные агентства и отделы, размывается профессиональный костяк. Различные конкурсные мероприятия могут поддержать профессиональную гордость журналистов, сохранить какие-то стимулы для работы.

Девятый пункт – проведение информационных кампаний – я считаю, что это тоже очень важно. Помимо ежедневной рутинной работы существуют какие-то важные темы, свои для каждого региона, которые нужно раскрывать как можно шире, глубже, чтобы все средства массовой информации кричали об этом. И это очень большая работа. Тут только этой информационной кампанией можно месяцы заниматься. Это и поездки, встречи, письма с мест, отклики на публикации, это программы, это телемосты и все что угодно. Спектр очень большой. Все зависит от ваших финансовых возможностей. Если у вас большие финансовые возможности, то можно так раскрутить, что до Москвы эта кампания дойдет и далее. Но так или иначе общественное мнение будет сформировано. Т.е. нам ставится задача – нужно сформировать такое-то общественное мнение, по крайней мере попытаться сформировать его. А получится или нет, зависит, в том числе, и от уровня профессионализма сотрудников пресс-департамента.

Телепрограммы - тоже понятно. Мы привели свой пример. У нас две своих программы. Они «забиты» в сетку местного ГТРК и мы знаем, что во вторник выходит «Власть», а в среду – «Пресс-эксперт». И чтобы там не случилось, землетрясение и т.д., они должны выйти. У нас свой видеоцентр, журналист, два оператора. В программе «Власть» каждую неделю берется какая-то новая тема – ТЭК, здравоохранение и т.д. «Пресс-эксперт» – это аннотационный обзор СМИ на региональном уровне.

Безъязыков В. Ю. (г. Омск):

– Мы делаем телепрограмму «Справочное бюро». В ней выступает наш куратор – заместитель Главы администрации – отвечает на вопросы жителей города к мэру, мэрии, различным структурам. У нас несколько таких вот передач. У нас есть отдельная передача «Прямой эфир» – раз в месяц. Еще у нас есть часовая передача на местном ГТРК, называется «Город», она тоже выходит раз в месяц. Выходит с большими трудностями, учитывая, что ГТРК – областное телевидение. И некоторые департаменты тоже открывают свои передачи. Например, контрольно-правовое управление открыло передачу «Ваше право».

Наглядная агитация. Я ехал по городу Новосибирску и видел, висят плакаты. В частности «Поздравляем с 9 мая». Я не знаю, кто у вас готовит данные плакаты, но у нас в мэрии это направление курирует мой коллега из нашего же комитета. Отдел дизайнеров это все оформляет, делает, готовит. В один прекрасный момент владельцу этого рекламного места и тем, кто арендует, говорят – снимай рекламу своего пива, вешайте плакат. Вот этим он у нас занимается, т.е. я считаю, что это тоже работа нашего комитета – по всем праздникам.

 

Это только начало главы 3 методического пособия. Главу полностью Вы можете прочитать на сайте НШГО в Интернет-библиотеке http://nscs.ru

 

2. Мониторинг СМИ

Мониторинг СМИ

Большинство методов публичной консультации основаны на прямом взаимодействии между органом власти и населением. Это позволяет получить информацию из первых рук, исследовать мнение людей, которые непосредственно сталкиваются с проблемой.

Основным недостатком такого подхода являются высокие расходы на проведение публичных консультаций. Одним из способов снизить расходы является переход от исследования общественного мнения к исследованию материалов СМИ.

Поскольку СМИ в той или иной степени отражает реальные проблемы, которые происходят у жителей, анализ сообщений прессы и телевиденья позволяет судить о ситуации в муниципалитете.

 

Для повышения объективности исследование СМИ строится с использованием метода контент-анализа. Исследователи регулярно отслеживают все информационные сообщения в СМИ (пресса, телевиденье, радио) и заносят нужные сообщения в базу данных. После этого на основе базы данных подсчитывается количество информационных сообщений по той или иной теме.

 

Для занесения информации в базу данных требуется определить структуру хранения информации. Большинство баз данных для мониторинга СМИ строится исследователями самостоятельно в Microsoft Excel или Access, причём используются почти одни и те же поля для хранения данных. Например, НШГО, которая уже 8 лет ведёт мониторинг местных телеканалов, использует следующую систему хранения информации:

1)      название канала

2)      день, время

3)      номер сюжета

4)      ведущий

5)      журналист

6)      информационный повод (например, визит, сессия, награждение и другое)

7)      название сюжета, краткое содержание сюжета

8)      упоминаемые органы власти

9)      упоминаемые политики

10)  темы (указывается до 3х тем из рубрикатора)

11)  отношение журналиста к органу власти / политику

На основе базы данных можно построить отчёт содержащий, например, наиболее упоминаемые темы. Такой отчёт показывает, какая же проблема привлекает внимание СМИ и общественности – если на первом месте стоит ЖКХ, причём оценка журналиста отрицательная, то ясно, что что-то не в порядке с ЖКХ.

Основным достоинством метода является его простота и дешевизна. Так для анализа всех информационных сообщений местных телеканалов и газет достаточно 1 человека, от которого даже не требуется профессиональных знаний и специальной квалификации.

Основным недостатком метода то, что он всё же нацелен на СМИ, а не на граждан. Телеканалам же и газетам свойственна избирательность – во-первых, у них есть владельцы, которые «настраивают» СМИ должным образом; во-вторых, телеканалы вообще выбирают для освещения те темы, которые будут интересны зрителям, и, возможно, раздуваемая проблема с ЖЭКами – это лишь протекающая крыша в одном доме.

Кроме того, мониторинг способен показать, где есть проблема, но не описывает, в чём же собственно она состоит. И пока всё попытки расширить мониторинг СМИ и сделать из него более полезный метод окончились неудачей.

3. Новости НШГО

Мы благодарны нашим подписчикам, которые заинтересовались нашим семинаров и прислали заявку на участие. Приглашаем и остальных наших подписчиков принять участие в семинаре. Мы будем рады Вас видеть, потому что Вы знакомы с вопросами, которые будут обсуждаться.

 

В качестве участников семинара НШГО приглашает руководителей отделов / департаментов Администраций российских городов, курирующих работу со СМИ и общественностью на семинар «Организация публичной деятельности муниципалитета в условиях социальной напряжённости», который пройдёт 21-22 мая 2005 в г.Новосибирске.

 

Семинар посвящён различным методам работы с общественностью, используемым в России и Великобритании. Среди экспертов семинара доктор философских наук Бен Пейдж (Ben Page, директор института социальных исследований MORI, Великобритания), доктор социологических наук Вавилина Н.Д. (ректор Нового Сибирского Университета).

 

Семинар пройдёт в пригороде г. Новосибирска в 5-звёздочном пансионате «Былина».

 

Для участия в семинаре необходимо заполнить заявку на сайте НШГО до 29 апреля 2005 года.

 

Количество участников семинара - 20 человек. На сегодня уже набрано 12 человек.

 

Стоимость участия – 8000 рублей. В неё входит проживание, питание, методическое обеспечение. Остальные расходы в размере 12000 рублей на одного участника оплачивает НШГО в соответствии с грантом Фонда глобальных возможностей (Великобритания).

 

День заезда на семинар - 20 мая, день отъезда с семинара - 23 мая.

 

Расписание семинара выложено на сайте http://nscs.ru.

Дополнительную информацию о семинаре можно получить по телефону (3832) 23-55-73, по e-mail office@nscs.ru.


 

Мы будем рады услышать любые Ваши замечания и предложения о нашей рассылке

Вы можете связаться с нами по e-mail, телефону или факсом

E-mail: web@nscs.ru
Тел/факс: +7-3832-235573


Вся переданная Вами информации считается конфиденциальной.
Copyright © 2004 НШГО. Авторские права защищены.

 

Мы будем рады услышать любые Ваши замечания и предложения о нашей рассылке

Вы можете связаться с нами по e-mail, телефону или факсом

E-mail: web@nscs.ru
Тел/факс: +7-3832-235573


Вся переданная Вами информации считается конфиденциальной.
Copyright (C) 2005 НШГО. Авторские права защищены.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.humanity.public
Отписаться

В избранное