Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Работа с населением муниципальных образований


Информационный Канал Subscribe.Ru


Рассылка: Работа с населением муниципалитета
Тема: Формирование имиджа политика. Работа с населением

№ 3 от 10.12.2004

Значение СМИ в работе с населением

Работа с населением

Мы советуем прочитать

Оставить Ваши комментарии

Сайт НШГО

Архив рассылки


1. Значение СМИ в работе с населением

"Дайте мне контроль за источниками информации, к которым прислушивается общественность, и я смогу исключить все противоположные мнения и сформировать общественное мнение по своему вкусу."

один из журналистов "Нейшн".

Ф.Д.Рузвельт - "беседы у камина"

Сила убеждения и мощь воздействия электронных масс-медиа была обнаружена политиками давно. И оценена по достоинству. Франклин Делано Рузвельт, став президентом в тяжелейшую для страны пору, натолкнулся на стену непонимания своих реформаторских планов. Взять, казалось бы, непреодолимую преграду помогло радио. "Радиобеседы у камина": потрескивают уютно дрова, поскрипывает кресло, по-домашнему доверительно, раздумчиво звучит голос президента, разговаривающего со своим народом, советующегося с ним, каждому поверяя свои планы и надежды на возрождение величия Американских Соединенных Штатов.

Франклин Делано Рузвельт и радио были созданы друг для друга. В день инаугурации, после исполнения духовым оркестром популярной песенки "Счастливые деньки вернулись вновь", американцы услышали по радио приятный баритон нового президента, уверенно произнесшего:

"Наступило время, чтобы сказать вам правду, всю правду открыто и смело. Не пристало нам также уклоняться от честной оценки ситуации, в которой находится сегодня наша страна. Эта великая нация выстоит, как она выстояла в прошлом, возродится и будет процветать."

И затем была произнесена фраза, звучавшая заклинанием и вынесенная на следующий день в заголовки газетных статей и радиокомментариев:

"Единственное, чего нам следует опасаться, это страх."

Рузвельт заверял американцев в наличии у страны всех необходимых средств и возможностей для преодоления экономического кризиса. В ближайшее после инаугурационного дня воскресенье Рузвельт выступил с первой из завоевавших широкую популярность в стране "бесед у камина", для передачи которой в эфир был использован один из подвалов Белого дома. Камин в этом подвале действительно был, но никому не пришло в голову разжечь в нем огонь. Рядом с президентом сидела Элеонора Рузвельт, его жена, и молча что-то вязала. Ведущий радиопередачи подал знак, и в миллионах домов раздался голос Ф.Рузвельта. Впоследствии журналисты писали, что у слушателей возникло впечатление, будто президент заглянул к ним "на чашку чая" и решил поделиться своими заботами. Сложнейшие финансовые проблемы, понимание которых предполагало наличие у слушателей если не специального университетского образования, то по крайней мере знания основ банковского дела, были преподнесены на уровне, доступном пониманию каждого. И вновь прозвучал призыв к доверию и мужеству, без которых невозможен успех в борьбе с кризисом. В ходе второй "беседы у камина" в июле 1933 г., посвященной проблемам социального вспомоществования, Рузвельт остановился на полуфразе и попросил стакан воды. Радио донесло до слушателей бульканье наливаемой в стакан воды и обыденную ремарку президента: "Друзья мои, сегодня в Вашингтоне очень жарко."

Позднее Ф.Перкинс писала, вспоминая о президентской манере радиовыступлений и реакции на них слушателей:

Рузвельту удалось передать чувство уверенности в способность нового правительства решить сложные экономические проблемы и представителям прессы в лице встречавшихся с ним на пресс-конференциях журналистов. Заголовки статей и репортажей в газетах, вышедших после первой "беседы у камина" и первой президентской пресс-конференции, были спокойными и внушающими уверенность в завтрашнем дне американской экономики, хотя ни о каком решении сложных проблем в столь короткие сроки, естественно, не могло идти и речи. (Многие экономические проблемы периода "Великой депрессии" оставались нерешенными вплоть до начала второй мировой войны и вступления в нее Соединенных Штатов.)

Дж.Ф.Кеннеди - "президент из сказки"

Первым президентом США, в значительной степени обязанным своим успехом на выборах возможностям телевидения, был Джон Ф.Кеннеди. Он же стал и первым американским президентом, не только понявшим огромные возможности телеэкрана, но и освоившим мастерство использования телевидения в политических целях. С помощью телевидения молодой, энергичный и телегеничный президент был постоянно и намного чаще, чем кто-либо до него, в центре общественного внимания. "Он и телевизионная камера были рождены друг для друга, - писал Д.Халберстам. - Он был ее первой крупной политической суперзвездой; тогда как он делал телевидение более могущественным, оно делало более могущественным его самого. Они использовали друг друга. Президент использовал телевидение, телевидение использовало президента". Джеймс Рестон вспоминал уже после гибели Кеннеди: "Он был президентом из сказки, более молодым и более красивым, чем простые смертные политиканы... изящный, можно сказать, элегантный, готовый в любую минуту удариться в лирику и постоянно сопровождаемый лучезарной молодой женщиной".

Как СМИ могут подать "самый благой поступок"

"Задача кандидата заключается сегодня не в создании коалиции организованных интересов или заключении союзов с политическими деятелями и даже не в завоевании избирателей, а в привлечении внимания со стороны журналистов, которые и определяют его успех или неудачу."

Дж.Барбер,
американский политолог.

В качестве наглядного примера того, каким путем может пойти взаимодействие СМИ и политика, мы приведем здесь отрывок из книги Грегори Макдональда "Выбор Флетча".

Действующие лица:

Кэкстон Уилер – губернатор одного из штатов, кандидат на пост президента США ведущий борьбу за эту должность на этапе первичных выборов;
Флетч
– пресс-секретарь команды Уилера;
Уолш
  – личный помощник Уилера

Событие первое.

Поездка кандидата в школу.

Кандидату, безусловно, понравилась обстановка в региональной школе Конроя.

И на детей произвело впечатление, пусть и не с самого начала, появление человека, который мог стать следующим президентом Соединенных Штатов. На них также произвели впечатление большие автобусы с торчащими антеннами и следовавший за ними автомобильный караван, все эти люди из Вашингтона.

В актовом зале школьный оркестр шесть раз сыграл "Америку", последний ничуть не лучше первого. Директор представил гостей, по ходу поинтересовавшись, знают ли дети, где находится Вашингтон. "В выпусках новостей!" - полагало большинство. Но маленькая девочка, выступив по знаку директора вперед, решительно заявила: "Один - неподалеку от Сиэтла, а второй - в центре округа Колумбия".

Далее губернатор Кэкстон Уилер произнес короткую речь, суть которой сводилась к тому, что стране нужны хорошие люди, способные принести благоденствие всему миру.

Кандидат не спешил покинуть школу. Окруженный детьми, он начал показывать фокусы. Монеты исчезали из его рук, а потом он находил их в чьем-то нагрудном кармане, во рту, в ухе. У одного негритенка монетка оказалась в кроссовке. Оттуда, наклонившись, и достал ее кандидат. Каждый, у кого обнаруживалась чудесным образом исчезнувшая монетка, становился ее новым владельцем.

Дети тут же забыли про камеры, "юпитеры", вашингтонских гостей. Они залезали на стулья и друг на друга, чтобы попасть в число счастливчиков, у которых находилась монетка. Кандидат в президенты смеялся едва ли не громче всех. Глаза его сияли, как и у детей...

Событие второе.

Комментарий прессы.

"Сегодня утром губернатор Кэкстон Уилер, в рамках своей избирательной кампании, посетил региональную школу Конроя, где раздавал деньги ученикам младших классов". На экране возник кандидат, показывающий фокусы в окружении галдящих детей. Затем крупным планом показали руку кандидата, вкладывающего монетку в ладонь ребенка.

- Одни получили десятицентовики, другие - четвертаки, кто-то и полдоллара. Многим не досталось ничего, - последовала реплика комментатора...

Рядом с комментатором появилась худющая горбоносая женщина.

- Мы пригласили в студию знаменитого детского психиатра...:

- Доктор Долкарт, ... можете ли вы пояснить нам, какой эффект произведет это на школьников?

- Им причинен исключительный вред. Нанесена тяжелая моральная травма. Но, прежде всего, мы имеем дело со взрослым человеком, который пытается завоевать популярность, раздавая деньги.

- То есть, предлагает детям ложные ориентиры?

- ... Воспитывает в них грубый материализм...

- ... По существу, показывает детям, что дружбу можно купить...

- ... И происходит это в школе, куда дети приходят за знаниями. И там любой взрослый для них - авторитет.

- ... Вот-вот, - покивал комментатор. - А уж для детей, не получивших денег...

- ... Они просто в отчаянии...

- Извините. Я думал, все так здорово, - начал Флетч. - И действительно было здорово. Весело.

- А надобно смотреть на все глазами прессы, - назидательно заметил Уолш. - На каждую мелочь. Предугадывать, как они смогут извратить самый благой поступок.

Это лишь начало второй главы методического пособия НШГО. Весь материал Вы вскоре сможете прочитать на нашем сайте.

 

2. Работа с населением

В предыдущих рассылках мы показали, зачем нужна работа с общественностью. В этой и следующей рассылке мы рассмотрим, как же муниципалитет взаимодействует с общественности с теоретической точки зрения. Будут представлены модели, которые показывают, как именно осуществляется взаимодействие.

 


 

При рассмотрении методов взаимодействия муниципалитета и населения в первую очередь необходимо рассматривать даже не сами методы, с их конкретным описанием, целями и результатами, а общую схему взаимодействия.

 

Попытаемся построить такую общую методологическую схему, которая будет показывать, как и через какие каналы осуществляется взаимодействие. Понятно, что, в любом случае, муниципалитет вынужден уделять внимание СМИ и именно через СМИ осуществляется большинство взаимодействий. В связи с этим кажется целесообразным выделить СМИ как отдельный элемент в нашей схеме.

 

Общая схема работы муниципалитета с населением представлена на схеме ниже. Как можно видеть, в схеме выделено 4 основных элемента – муниципалитет, журналисты, СМИ, население и 10 различных каналов взаимосвязи между ними. После схемы представлено описание каждого из каналов. 

Каналы работы муниципалитета с населением:

1) Орган власти и журналисты. Этот канал взаимодействия наиболее хорошо работает в практике пресс-служб органов власти. Журналисты получают информацию на различных мероприятиях (сессиях представительных органов, заседаниях), берут информацию из пресс-релизов, проводят интервью. Муниципалитет заинтересован в таком взаимодействии, поскольку именно журналисты потом освещают в СМИ деятельность органа власти. Для журналистов же муниципалитет и его служащие – один из основных ньюс-мейкеров, т.е. субъект, которые и «поставляет» им новости.

2) Журналисты и СМИ. Этот канал взаимодействия мало интересует нас.

3) Орган власти и СМИ. Часто органы власти имеют возможность напрямую воздействовать на СМИ. Наиболее грубый вариант – когда высокопоставленные сотрудники муниципалитета просто звонят в редакцию газеты (или телеканала) и просят снять какой-либо материал с печати (с эфира). Но есть и более тонкие методы воздействия. Например, и в России и в зарубежных странах распространена практика выдачи грантов для СМИ органами власти. И поскольку выбор СМИ для поддержки всегда, в некоторой степени, произволен, муниципалитет имеет возможность давить на СМИ.

4) Журналисты и органы власти. Журналисты вынуждены искать расположение чиновников. Поэтому часто они находятся в «приятельских» отношениях, сообщают некоторые материалы должностным лицам до их выхода в СМИ.

5) СМИ и органы власти. Существуют разработанные методики анализа СМИ. Если говорить в общем, то все методики можно разбить на 2 типа – качественный и количественный анализ. Качественный анализ сводится к простому просмотру материалов СМИ, выбора наиболее важных из них. Количественный анализ часто называют ещё контент-анализом. О нём мы поговорим позже в других рассылках.

6) СМИ и население. Большинство жителей муниципального образования получают информацию именно из СМИ. Если сегодня у газет количество читателей небольшое, то ТВ новости хотя бы раз в месяц смотрят не менее 30% населения. В одном из недавних опросов в Новосибирске было определено, что одного из телеведущих местного новостного канала Марию Лондон узнают более 50% горожан. Это свидетельствует о том, что в больших городах жители периодически смотрят местные новости.

7) Население и журналисты. Часть своих материалов журналисты готовят из общения с населением напрямую. В связи с этим иногда СМИ ещё называют «зеркалом общества» в том смысле, что СМИ отражают мнения общественности. Но в России СМИ в большей степени работают на своего владельца, чем пытаются составить объективную картину действительности.

8) Население и СМИ. Жители муниципального образования имеют возможность обращаться напрямую в СМИ с письмами, жалобами. Некоторые СМИ даже ведут колонку или страницу «письма читателей».

9) Прямые взаимодействия муниципалитета и населения могут осуществляться в разных формах. Подробней об этом мы поговорим в следующей рассылке.

10) Население также может взаимодействовать с муниципалитетом напрямую. О методах такого взаимодействия мы и будем говорить позже.

 

3. Мы советуем прочитать

Рейни Х.Дж. Анализ и управление в государственных организациях. – М, 2002.- 402с.

Это переводная работа, в которой описываются различные аспекты государственных организаций. Книга будет интересна Вам, если Вы менеджер в госучреждении или занимаетесь исследованием различных правительственных организаций.

Вы можете купить эту книгу на ОЗОНе:

http://www.ozon.ru/context/detail/id/1674172/

Walker P. We, The People. Developing a new democracy. – London, 2002. – 60p.

В монографии рассказывается о неэффективности классической, представительной, демократии и даются рекомендации по использованию методов работы с общественностью

Можно скачать книгу с сайта New Economic Foundation:

http://www.neweconomics.org/gen/
uploads/h0yprb553s2c3u55nfyvfs4506102003114907.pdf


 

Мы будем рады услышать любые Ваши замечания и предложения о нашей рассылке

Что Вы хотели бы прокомментировать?

Другое:

Пожалуйста, напишите Ваши комментарии ниже:

Скажите, как с Вами можно связаться:

Имя

E-mail

Тел:

Факс

Пожалуйста, свяжитесь со мной по этой проблеме

Вы также можете связаться с нами по e-mail, телефону или факсом

E-mail: web@nscs.ru
Тел/факс: +7-3832-235573


Вся переданная Вами информации считается конфиденциальной.
Copyright © 2004 НШГО. Авторские права защищены.


 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.humanity.public
Отписаться

В избранное