Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

К заседанию лаборатории 5 декабря 2007 г.


Выпуск 5. Гуманитарно-целостные исследования в образовании: К заседанию лаборатории 5 декабря 2007 г.
Дата выпуска:
2007-12-02


Уважаемые коллеги!

5 декабря 2007 г. (15:00–17:00) в ауд. 2-41 гл. учеб. корпуса Волгоградского государственного педагогического университета состоится заседание Межвузовской лаборатории методологии гуманитарно-целостных исследований в образовании.

Предлагается обсудить промежуточные результаты диссертационного исследования Инны Николаевны Солдатовой, соискателя кафедры педагогики. Тема: «Воспитание чувства прекрасного у студентов в процессе изучения гуманитарных дисциплин». Науч. рук. — д-р пед. наук И.А. Соловцова.

Основные выводы изложены в следующей статье.

И.Н.Солдатова,
соискатель кафедры педагогики Волгоградского государственного педагогического университета

Специфика понимания феномена «чувство прекрасного»
в контексте гуманитарной педагогической парадигмы

Исследование феномена «чувство прекрасного» на протяжении многих лет остаётся актуальной проблемой, имеющей ярко выраженный педагогический аспект. В современной педагогической науке предпринимаются попытки изучить более глубоко вопрос воспитания чувства прекрасного, однако анализ многочисленных исследований по данной проблеме приводит нас к выводу, что еще не выявлен в полной мере педагогический смысл категории «чувство прекрасного», содержательные характеристики данного феномена.

В педагогических исследованиях проблема воспитания чувства прекрасного освещалась как неотъемлемая часть эстетического воспитания, причем область прекрасного преимущественно ограничивалась аспектом «прекрасное в искусстве». Такая тенденция прослеживается в научных трудах при рассмотрении традиционной и гуманистической парадигм воспитания.

Так, в традиционной парадигме воспитание чувства прекрасного рассматривается как составляющая эстетического воспитания (Ю.К. Бабанский, И.Ф. Харламов, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый). При этом акцент делается на воспитании средствами искусства. Такой подход к пониманию феномена чувства прекрасного, на наш взгляд, обедняет содержание этого понятия и существенно ограничивает круг педагогических средств, направленных на воспитание чувства прекрасного.

Воспитание чувства прекрасного в гуманистической парадигме (О.С. Газман, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская), так же, как и в традиционной, преимущественно раскрывается посредством искусства, где «…природа искусства прежде всего эстетическая…» [2; 149]. В данной парадигме искусство выполняет главную роль в воспитании чувства прекрасного, поскольку способствует самореализации, саморазвитию личности воспитанника. «Искусство действительно воспитывает…, давая возможность воспитуемому пройти жизненный путь, муки и искания героев художественного произведения, выстрадать вместе с ними их убеждения» [2; 148]. Далее подчеркивается мысль о том, что «приобщение к художественному опыту является мощным источником индивидуальности воспитанника» [2; 149]. Однако, по нашему мнению, подобное представление проблемы воспитания чувства прекрасного не дает целостного понимания данного феномена, так как предусматривает воспитание личности главным образом искусством. Такие важнейшие аспекты, как воспитание чувства прекрасного во взаимоотношениях с другими людьми, в природе, чувства прекрасного в повседневной, обыденной жизни не получили в прошлом и не находят должного отражения ни в традиционной, ни в гуманистической педагогических парадигмах. С нашей точки зрения, наиболее перспективные пути решения данной проблемы обнаруживаются в гуманитарной парадигме воспитания.

Специфика гуманитарной парадигмы воспитания четко просматривается в исследованиях Н.М. Борытко, И.А. Колесниковой Л.М. Лузиной, И.А. Соловцовой, Н.Е. Щурковой. Для нашего исследования важно отметить следующие ключевые моменты данной парадигмы:

  • воспитание человека посредством культуры, что предполагает воспитание человека с чувством прекрасного, которое будет выражаться во всех сферах бытия воспитанника;
  • приобщение воспитанника к духовным ценностям Добро, Истина, Красота, что позволит воспитать человека с тонким чувством прекрасного, поскольку в случае следования этим абсолютным ценностям, принятия их как нравственной основы у молодого человека возникнет потребность созидать прекрасное в жизни;
  • эмоциональный характер воспитания, который выражается у воспитанника прежде всего в проявлении богатой палитры эмоций (радость, печаль, восхищение, восторг, слезы и т.д.) при встрече его с прекрасным в различных сферах бытия;
  • умение воспитанника общаться (взаимодействовать) с другими, быть с Другим в диалоге; воспитание чувства прекрасного в отношениях с другими людьми предполагает развитие у воспитанников эмпатии, рефлексии при  встрече с другими.

В свете вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблема воспитания чувства прекрасного (предмет нашего исследования – процесс воспитания чувства прекрасного у студентов) находит свое отражение именно в контексте гуманитарной парадигмы, поскольку, воспитывая человека посредством культуры, т.е. воспитывая его прекрасным в природе, в искусстве, красотой истинных человеческих отношений, направляя его на поиск прекрасного в повседневной жизни, и можно достигнуть то, что позволит ему стать человеком с тонко воспитанным чувством прекрасного т.е. человеком культурным и духовным.

В качестве инструментального исследовательского подхода в рамках гуманитарной педагогической парадигмы выступает системно-целостный подход (В.С. Ильин, Н.К. Сергеев, Н.М. Борытко и др.), предполагающей в контексте нашего исследования выявление содержательных характеристик (структуры и функций) чувства прекрасного. Применение данного подхода позволило нам выявить функции феномена «чувство прекрасного».

1. Перцептивная функция проявляется в способности воспитанников воспринимать прекрасное во всех сферах жизни. «Чем тоньше ощущения и восприятия, чем больше видит и слышит человек в окружающем мире оттенков, тонов и полутонов…, тем шире эмоциональный диапазон, который характеризует духовную культуру человека» [3; 248]. Эта функция позволяет воспитывать и постоянно совершенствовать чувство прекрасного.

2. Эмотивная функция обусловлена ролью эмоций у студентов в воспитании чувства прекрасного. Данная функция определяется эмоциональным характером чувства прекрасного. Восхищаясь красотой природы, общаясь с другими людьми, открывая для себя красоту произведений искусства, воспитанники должны понимать то прекрасное, которое они увидели в жизни. Важно не только замечать, но и понимать прекрасное в каждом прожитом дне. Эта функция необходима для того, чтобы воспитывать у студентов способность понимать прекрасное и выражать свое понимание прекрасного.

3. Познавательная функция выражается во взаимоотношениях между людьми, т.е. в познании воспитанниками Другого, в познании и открытии мира природы и искусства, а также в повседневной жизни, где человек каждый раз познает культуру поведения. Эта функция позволяет через познание красоты природы и творений великих мастеров искусства воспитывать чувство прекрасного у студентов, делать их жизнь духовной, эмоционально насыщенной. Познание другого человека, понимание его как целостности, проявление эмпатии и рефлексии в наивысшей степени отражает у студентов чувство прекрасного во взаимоотношениях. Данная функция направлена на обращенность к себе через познание другого человека; «пройдя» через переживания собственного внутреннего мира, воспитанник сможет воспринять, понять и принять Другого, сумеет вчувствоваться в Другого, поставить себя на место другого человека, прочувствовать Другого как себя. Познавательная функция дает возможность увидеть прекрасного человека и прекрасное в человеке.

4. Деятельностная функция выражается в создании прекрасного воспитанниками в жизни. Когда студент осознает и понимает прекрасное во всех сферах жизни, у него возникает потребность творить, т.е. «жить по законам красоты», созидать прекрасное. В данном случае можно говорить о действительном результате воспитания чувства прекрасного.

Реализация вышеуказанных функций происходит благодаря четырем компонентам феномена «чувство прекрасного».

Перцептивная функция реализуется в основном благодаря компоненту восприятие. Через данный компонент происходит чувственное овладение воспитанниками прекрасным в окружающем мире. Данный компонент является одной из главных составляющих феномена «чувство прекрасного», поскольку «чувство прекрасного в той или иной степени присуще каждому. Оно проявляется в отношении к внешнему облику и поведению (своим собственным и окружающих), …к искусству» [1; 55], а также к природе, к другим людям, то компонент восприятие является основой для развития других компонентов.

Второй компонент чувства прекрасного – понимание. Благодаря данному компоненту в полной мере проявляется и реализуется эмотивная функция. Главное содержание компонента – понимание воспитанником прекрасного во всех сферах жизни, которое осуществляется посредством проявления палитры эмоциональных состояний при встрече студента с прекрасным. Благодаря этому компоненту происходит «эмоциональное понимание» воспитанником окружающего мира и других людей, а затем осознание им того прекрасного, с которым он «встретился», что далее будет побуждать его на созидание прекрасного в жизни.

В качестве третьего компонента чувства прекрасного выступает познание. Благодаря этому компоненту реализуется познавательная функция. Сущностью данного компонента является познание Другого во взаимоотношениях, которые базируются, прежде всего, на эмпатии и рефлексии. Познание природы, искусства, поиск прекрасного в повседневности также реализуются благодаря данному компоненту. Прекрасные, идеальные отношения раскрываются в понимании себя и в обращенности к себе, тем самым обеспечивая обращенность к Другому, вследствие чего и достигается прекрасное в отношениях.

Четвертым компонентом чувства прекрасного является созидание. Основное содержание данного компонента – созидание, творение прекрасного воспитанниками в жизни. Благодаря этому компоненту проявляется истинный результат воспитания чувства прекрасного, т.е. студенты испытывают потребность в созидании прекрасного и претворении его в жизнь.

Литература:

1. Крутоус, В.П. Путь к прекрасному: (Об эстет. идеале): Кн. для учащихся ст. классов / В.П. Крутоус. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.

2. Сериков, В.В. Общая педагогика: Избр. лекции / В.В. Сериков. – Волгоград: Перемена, 2004. – 278 с.

3. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский. – М., «Молодая гвардия», 1971. – 336 с.



Ведущий расылки -- Николай Михайлович БОРЫТКО.
До новых выпусков! Пишите мне по адресу borytko@nm.ru


В избранное