Гуманитарно-целостный подход в музыкальном образовании
Выпуск 4. Гуманитарно-целостные исследования в образовании: Гуманитарно-целостный подход в музыкальном образовании Дата выпуска: 2007-11-20
Уважаемые коллеги!
К заседанию Межвузовской лаборатории методологии гуманитарно-целостных исследований в образовании, которое состоится 21 ноября 2007 г. (15:00–17:00) в ауд. 2-41 гл. учеб. корпуса Волгоградского государственного педагогического
университета, предлагаю вам тезисы научного доклада Татьяны Анатольевны ЗАТЯМИНОЙ.
Для более плодотворного обсуждения, возможно, будет удобно иметь эти тезисы в распечатанном виде перед глазами во время обсуждения.
Т.А. Затямина, канд. пед. наук.
Гуманитарно-целостный подход в музыкальном образовании
Характерные черты гуманитарно-целостного подхода, в конкретике музыкального образования, могут быть рассмотрены в четырех основных позициях (по И. А. Соловцовой): ценностные ориентиры; ментальные установки; технологический инструментарий; научное сообщество.
Ценностные ориентиры музыкального образования всецело связаны с Человеком. Человек – главная тема искусства, «нет более важной, более актуальной и более содержательной темы, когда возникает по настоящему вопрос об искусстве» (Д. Б. Кабалевский). Искусство - это «способ существования человека как Человека»
(Л. В. Школяр), особая духовно-творческая сфера человеческого бытия (Б. М. Целковников). Обращение человека к искусству связано со стремлением прикоснуться к истокам подлинности собственного бытия, найти родственное внимание. Согласно учению П. А. Флоренского смысл соотношений человека и искусства заключается в том, чтобы человек смог нести во вне «внутренний свет», мог созидать красоту.
Деятельность является связующим стержнем отношений человека и музыки. Музыкальная деятельность понимается как «целостная человеческая деятельность, которая составляет основу культуры с древнейших времен» (П. А. Флоренский).
Характер ментальных установок обусловливает определенный взгляд на систему музыкального образования. С позиции гуманитарно-целостного подхода ментальность установок проявляются в следующем:
Понимание целостности человека в «его сложности и единстве» (Н. А. Бердяев) заключается в двойственном проявлении самосознания, которое предстает с одной стороны как чувство подавленности и восстания против этой подавленности, с другой, как чувство возвышения и силы, способности творить.В отношении с искусством одна сторона сознания человека проявляется, какспособность не отрицать видимую красоту, другая, как способность творить, создавать пространство отношений с музыкой. Двойственность самосознания является не разрушительной, а созидательной силой по отношению к самому человеку, ибо и то и другое востребуют внутреннего напряжения всей его целостности, преодоления своих собственных противоречий.
Человек изначально определяется как субъект, он становится «исходным побудителем», «отправным пунктом» всех отношений в образовательном процессе. Отношения педагога и ребенка строятся как субъект-субъектные, как соучастное бытие. Деятельность педагога связана с тем, чтобы дать возможность ребенку включиться в музыкальную деятельность. Отношения ребенка с музыкой осуществляются как музыкальная деятельность. В музыкальной деятельности отношения субъекта и объекта
(музыки) исключают свою противопоставленность друг другу, а строятся на основе взаимодействия. Деятельная активность – характерная черта субъекта музыкальной деятельности. Ее изменение связано с изменением музыкальной деятельности. Психологические процессы выступают механизмами музыкальной деятельности, они концентрируются в сознании субъекта и проявляются в переживании.
Музыка воспринимается в своей антологической данности, и наиболее полно проявляет себя как образ. В отличие от терминов и понятий образ всегда многостороннее, целостнее. Чувственное и рациональное задают смысл образа. Ввиду чувственной материи в образе запечатлеваются более тонкие, неуловимые творения сознания. Как абстрактно-всеобщая данность образ музыки предстает как модель действительности», «мир человека», «безбрежное
море индивидов», «множество неповторимых фактов», «область, в которой возникают и решаются самые многообразные по направленности и сложности вопросы человеческого бытия», «сосредоточие духовных измерений – идей», духовная энергия человека. Музыка определяет не только содержание, но и формы взаимодействия человека с музыкой.
Музыкальная деятельность как человеческая деятельность представляет неделимую целостность, включающую три базовых элемента: субъект, объект и способ их взаимосвязи. Эстетические, художественные свойства раскрывают качественное своеобразие этой целостности. Структурными скрепами музыкальной деятельности являются четыре основных вида человеческой деятельности: познавательная, оценочная, преобразовательная и коммуникативная. В музыкальной деятельности они являются
первоэлементами, их органическое слияние, полное совпадение, рождает пятый вид человеческой деятельности – художественный. Содержание музыкальной деятельности всецело связано с культурой, которая обнаруживается в виде личностных смыслов своего субъекта.
Культура как «макрокосм» определяет содержание музыкальной деятельности (Человек, Общество, Природа) и направления ее реализации в образовательном процессе, стратегической целью которых выступают: мир музыки, способы функционирования музыки, потенциальные возможности человека.
Ценностные ориентиры и ментальные установки гуманитарной парадигмы, определяют выбор технологического инструментария для решения задач музыкального образования. Этот выбор обусловлен:
использованием: целостного подхода при рассмотрении процессов и явлений, характерных для системы музыкального образования, культурологического подхода при интерпретации содержания музыкального искусства и условий его функционирования в образовательном процессе, личностно-деятельностного подхода в создании условия для развития ребенка.
организацией учено-воспитательного процесса на основе реализации развивающего потенциала музыкальной деятельности, который образуется на основе перехода ее возможностей в действительность,
развитие ребенка опосредованное изменением его художественной позиции, которая представляет «особую точку зрения на мир и на самого себя» (М. М. Бахтин),
использованием педагогических средств в соответствии с одним из аспектов музыкальной деятельности: авторским, исполнительским, слущательским, которые представляют различное качественное состояние музыкальной деятельности.
созданием условий для реализации динамического характера музыкальной деятельности ребенка, механизмом которой выступает художественная задача,
ориентацией на уровни музыкальной деятельности (рефлекторно-реактивный, репродуктивно-подражательный, вариационно-поисковый, реструктивно-эвристический, конструктивно-преобразующий), каждый из которых выражает ее качественную определенность,
соблюдением педагогом правил: вненаходимости, развития, культуросообразности, которые должны осознаваться им как объективно существующие нормы реализации развивающего потенциала музыкальной деятельности.
Научное сообщество, представлено различными группами исследователей, чьи идеи позволяют осмыслить особенности гуманитарно-целостного подхода в музыкальном образовании. Это:
- исследователи, работы которых касаются вопросов системы непрерывного музыкального образования (Б. М. Асафьев, Д. Б. Кабалевский, Б. М. Целковников, И. В. Арановская, Б. П. Юсов, Л. В. Школяр, К. Орф)
- исследователи, разрабатывающие направление, получившее название «педагогики искусства» (Л. В. Школяр, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский);
- представители музыкальной психологии (Г. М. Ципин, М. С. Старчеус, А. Л. Готсдиннер, А. А. Бочкарев);
- представители системно-целостного подхода (В. С. Ильин, М. С. Каган, Н. М. Борытко);
- представители культурологического подхода (М. М. Бахтин, Е. В. Бондаревская, В. В. Медушевский, М. С. Каган);
- представители деятельностного подхода (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Г. П. Щедровицкий, В. И. Слободчиков);
- исследователи, занимающиеся вопросами философии искусства и творческой деятельности человека (П. А. Флоренский, В. В. Соловьев, И. А. Ильин, Н. А. Бердяев А. Ф. Лосев, В. К. Суханцева) .
Ведущий расылки -- Николай Михайлович БОРЫТКО. До новых выпусков! Пишите мне по адресу borytko@nm.ru