Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
К очередному заседанию лаборатории
Выпуск 3. Гуманитарно-целостные исследования в образовании: К заседанию лаборатории 21 ноября
Уважаемые коллеги! Содержание выпуска: 2. Материалы к обсуждению на заседании лаборатории 1. Объявление, информация21 ноября Повестка дня: 2. Материалы к обсуждению на заседании лабораторииТезисы сообщения И.В. Голенковой по результатам диссертационного исследования на тему «Социальная адаптация дошкольников в группах кратковременного пребывания»Актуальность исследования. Последние десятилетия России отмечены высокой динамикой происходящих в обществе трансформаций, характеризующихся интенсивным развитием демократических основ общественных отношений, активной ломкой стереотипов. В числе принципиальных изменений понимания целей и средств образования многими исследователями выделяется адаптация дошкольников к различным социальным ситуациям, микро и макрогруппам как динамичная система взаимоотношений между личностью и внешней средой, которая ориентирована на развитие личности и позитивное вхождение ребенка в социальную среду. В социальной адаптации ребенка 2–6 лет принимают участие родители, педагоги, друзья. При их непосредственном участии формируется определенный тип социального поведения, отражающий требования микросоциальной среды (семья, дошкольное образовательное учреждение), в которой он растет и развивается. Министерством образования РФ была организована и проведена трехлетняя экспериментальная программа по развитию новых форм дошкольного образования — групп кратковременного пребывания детей, где ребенок проходит адаптационный период вместе с одним из родителей и затем легче входит в жизнь традиционного детского сада с 10–12-часовым пребыванием. Вместе с тем, потенциал этих групп в социализации ребенка реализуется не в полном объеме, поскольку в современной педагогической науке не выявлены содержание и структура социальной адаптации детей дошкольного возраста в условиях групп кратковременного пребывания. Изменение микросоциальной среды диктует и изменение поведения, что в раннем возрасте составляет достаточно трудную задачу и часто влечет за собой развитие так называемого «адаптационного синдрома», который в ряде случаев неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья. Анализ философско-педагогической литературы показывает, что этапы адаптации четко совмещены с философским законом развития систем утверждающего: что каждая динамично развивающаяся система возникает (человек знакомится с новой ситуацией), проходит стадию становления (оценивает ситуацию), достигает зрелости (ориентируется в ситуации) и преобразуется (принимает решения). Тем острее чувствуется необходимость выяснения факторов и условий формирования социальной адаптации дошкольников в условиях групп кратковременного пребывания, стимулирующих органичное продвижение по стадиям. Успешная социальная адаптация в дошкольный период обусловливает, в том числе, и успешность ребенка в дальнейшем школьном обучении: овладение нормами культуры, принятие социальных требований, освоение способов совместного поиска и принятия решений, формирование рефлексивных представлений ребенка о себе на основе внутренних ценностей, интересов и потребностей ребенка. В этом отношении требуется специальное исследование специфики адаптационного потенциала специально организованной развивающей среды группы кратковременного пребывания, где знания и умения являются не самоцелью, а средством для формирования и развития психических процессов и психических личностных качеств ребенка. Успешное управление любой деятельностью обеспечивается системой принципов ее организации. Принципы обеспечивают устойчивость и саморегуляцию деятельности. В аспекте решения проблемы нашего исследования требуется разработать и апробировать систему принципов и этапы работы по социальной адаптации дошкольников в группах кратковременного пребывания. В современной психолого-педагогической науке для решения проблемы формирования социальной адаптации дошкольников в условиях групп кратковременного пребывания сложились определенные теоретические и практические предпосылки. К сожалению, эти тенденции не получили должного теоретического осмысления. В практике отечественного образования все более остро обнаруживаются противоречия между: общественной потребностью в социальной адаптации дошкольников и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью понятия социальной адаптации в условиях групп кратковременного пребывания; большим количеством образовательных технологий, ориентированных на решение проблемы социальной адаптации, и неразработанностью факторов и педагогических условий, стимулирующих социальную адаптацию дошкольников в условиях групп кратковременного пребывания; значительным воспитательным потенциалом развивающей воспитательной среды образовательного учреждения и невыявленостью путей его использования в целях успешной социальной адаптации дошкольников в условиях групп кратковременного пребывания; попытками педагогических коллективов и работников образовательных учреждений работать по решению проблемы социальной адаптации ребенка и неразработанностью принципов и этапов такой работы. В этой связи выявляется проблема исследования закономерностей социальной адаптации дошкольников в группах кратковременного пребывания с развивающей воспитательной средой. С учетом этого и была избрана тема исследования: «Социальная адаптация дошкольников в условиях групп кратковременного пребывания». Объект исследования — образовательный процесс в группах кратковременного пребывания дошкольников. Предмет исследования — социальная адаптация дошкольников в условиях групп кратковременного пребывания. Цель исследования — разработать научно-педагогическое обеспечение социальной адаптации дошкольников в группах кратковременного пребывания с развивающей воспитательной средой. Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач: 1. Определить содержание и факторы социальной адаптации дошкольников. 2. Выявить педагогические условия социальной адаптации дошкольников в группах кратковременного пребывания. 3. Обосновать педагогический потенциал групп кратковременного пребывания в социальной адаптации дошкольников. 4. Разработать и апробировать систему принципов и этапы работы по социальной адаптации дошкольников в группах кратковременного пребывания. На защиту выносятся следующие положения: 1. Социальная адаптация дошкольника — это процесс его взаимодействия со средой, который разворачивается в виде поисковой активности, способствующей преобразованию личности и среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности, характеризующийся эмоциональной удовлетворенностью личности по достижению сознательно определенного ожидаемого результата, формированием персональной ценностно-нормативной системы по определенной, социально заданной норме, на основе социальных и культурных ориентаций личности, выполняющий функции экстериоризации (обеспечивает присвоение и принятие общечеловеческих ценностей окружения и общения), интериоризации (рассматривает передачу и реализацию внутренних психоэмоциональных состояний во внешние практические действия), аффилиации (возбуждает не только разум, но и чувства, не оставляющие человека безразличным к судьбам других людей), гармонизации (связывает и систематизирует моральные правила, принципы, в которых обобщен нравственный опыт человечества) в индивидуально-личностном становлении дошкольника. 2. Педагогические условия социальной адаптации дошкольников варьируются в зависимости от уровня адаптированности ребенка. Логика социальной адаптации осуществляется стадийно: от пассивного уровня (созерцательное отношение к действительности, стремление как можно более точно вписаться в окружающую среду); через соучастный уровень (осознаваемость и объективность личных и общественных качеств, сопоставляемость своей оценки с оценками других, ценностное отношение к миру); к активному (направляет действия по достижению конкретных целей, соотнося его с личностными ценностями). Каждому уровню социальной адаптации соответствует группа педагогических условий, стимулирующих ее развитие. Инвариантными условиями являются: возбуждение эмоционального отношения, внутреннего стремления к осмыслению и усвоению; вовлечение в практическую деятельность; взаимодействие с педагогом; погружение воспитанников в ситуации успеха, подчеркивающие их интеллектуальные достижения; осмысление правил дисциплины и культуры поведения; предоставление возможности к проявлению волевых усилий. Динамику процесса обеспечивают такие факторы социальной адаптации как «субъективное Я» (представления о себе), «деятельностное Я» (индивидуальная модификация функционирующих в обществе систем ценностей) и «отраженное Я» (социально опосредованная информация о поведении индивида, которую он получает, наблюдая реакции других людей на его собственные действия и поступки). 3. Педагогический потенциал групп кратковременного пребывания в социальной адаптации дошкольников обусловлен предметно и культурно развивающей образовательной средой, включающей в себя предметное окружение и систему социальных отношений между участниками образовательного процесса в освоении реальной ролевой позиции в процессе межвозрастных взаимодействий. 4. Принципами деятельности педагого по социальной адаптации ребенка в группах кратковременного пребывании должны стать: социальная детерминация (обусловленость непосредственно условиями жизнедеятельности ребенка, разнообразными культурными, целенаправленными воспитательными воздействиями, оказываемыми формируемым социумом в лице всех его членов), самодетерминация (предполагает активную целенаправленную деятельность по преобразованию условий индивидуальной социальной адаптации в предлагаемых условиях среды), деятельностное опосредование (предполает, что основным видом социального опыта ребенка является его активное взаимодействие со своим ближайшим окружением в процессе деятельности) и системное рассмотрение природных и социальных факторов (предполагает рассмотрение социальной адаптации дошкольников с позиции двустороннего, взаимообусловленного процесса вхождения личности в систему общественных отношений и одновременного воспроизводства этих отношений в системе семейных, товарищеских, и других связей). Эти принципы реализуются в логике трех этапов: стимулирующего (стимулирование интереса к социальной адаптации, осознание ее значимости для успешного обучения в школе, самореализации), формирующего (формирование стремления к самообразованию, совершенствованию, развитие навыков саморегуляции), рефлексивно-оценочного (актуализация стремления к творческому самопроектированию социальной адаптации дошкольников, стимулирование побуждения к реализации полученных знаний в построении дидактических ситуаций). Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в нем конкретизировано понятие социальной адаптации дошкольников, применительно к условиям групп кратковременного содержания; уточнены факторы и педагогические условия социальной адаптации дошкольников в группах кратковременного пребывания; впервые раскрыт педагогический потенциал групп кратковременного пребывания в социальной адаптации дошкольников, а также выявлены и содержательно описаны принципы и этапы работы педагогов по социальной адаптации дошкольников в этих группах. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что выявленные закономерности способствуют развитию теории социализации детей на различных возрастных этапах. Уточнение содержания и структуры социальной адаптации дошкольников способствует развитию представлений о закономерной логике этого процесса; выявленные факторы и педагогические условия помогают в решении проблем его моделирования; а обоснование педагогического потенциала групп кратковременного пребывания, принципов и этапов деятельности педагога в них позволяют проектировать образовательные технологии, соответствующие современным социальным ожиданиям. Практическая ценность результатов исследования определяется тем, что они составляют основу для решения таких актуальных задач практики, как социальная адаптация дошкольников. Разработанная и экспериментально проверенная в исследовании модель социальной адаптации может служить основой для оценки эффективности, построения программ создания развивающей среды учреждений дошкольного образования. Разработанные в ходе исследования рекомендации к занятиям, программы, а также апробированные педагогические технологии, обеспечивающие качественно новый воспитательный эффект, имеют практическую ценность при решении проблем социальной адаптации дошкольников. 3. В помощь исследователюВ издательстве «Академия» вышло наше пособие «Методология и методы психолого-педагогического исследования» (Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; под ред. Н. М. Борытко). Приобрести его можно в книжных и интернех-магазинах. В учебном пособии раскрываются методологические основы и логика психолого-педагогического исследования с позиции гуманитарно-целостного подхода к изучению образовательного процесса, представлена система научных понятий, охарактеризованы теоретические и эмпирические методы; предложен цикл специальных упражнений и тестов, способствующих усвоению изучаемого материала. Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть полезно магистрантам, слушателям системы повышения квалификации работников образования. 4. ПубликацииД-р пед. наук, проф. Этнотолерантность подростка: воспитание в семье и школе: Словарь Словарь будет полезен всем, кто занимается вопросами этнопедагогики, этнической психологии, заинтересован в решении социальных и психологических проблем современной школы и общества в целом. Прежде всего словарь ориентирован на педагогов, психологов, социальных работников, социологов, специализирующихся в этой области. Чтобы произвести покупку, Вам необходимо [ зарегистрироваться ] или [ авторизоваться ]. Если вы хотите найти сайт: Издательство "Речь" – то наберите: www.rech.spb.ru
Ведущий расылки -- Николай Михайлович БОРЫТКО.
Расположение выпуска в архиве рассылок: http://subscribe.ru/archive/science.humanity.laboratory/200711/18103946.html |
В избранное | ||