Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Исламоведение/Islamology

  Все выпуски  

Исламоведение/Islamology : Выпуск 8 : История Халифата


Информационный Канал Subscribe.Ru



Исламоведение / Islamology

Выпуск 8: История Халифата

Представляем Вашему вниманию аннотации к трем томам "Истории Халифата" О.Г.Большакова.

В первом томе (570-633 гг.) рассматривается зарождение и формирование ислама в период проповедничества Мухаммада и образование при первом его преемнике мусульманского государства, Халифата, на территории Аравии. Подробнее....

Во втором томе (633-656 гг.) излагается ход арабских завоеваний за пределами Аравийского полуострова до убийства халифа 'Усмана. Подробнее....

Третий том "Истории Халифата" (656-696 гг.) посвящен эпохе жестокой религиозной и политической борьбы внутри мусульманского государства. События, рассматриваемые в данном томе, оказали решающее воздействие на сложение идеологии шиизма, хотя ее оформление происходило несколько позднее. Верхним рубежом рассматриваемого периода избраны реформы 'Абд ал-Малика, обозначившие превращение Халифата в государство с собственной административной и фискальной системой. Подробнее...

В 2003 г. цикл работ О.Г.Большакова по ранней истории ислама и экономике, в частности этот труд, отмечен Государственной премией Российской Федерации (см. биографическую справку).

История Халифата. 1.
Ислам в Аравии (570-633)

М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. - 312 с: карты.

Книга является первым томом "Истории Халифата", в котором рассматривается зарождение и формирование ислама в период проповедничества Мухаммада и образование при первом его преемнике мусульманского государства, Халифата, на территории Аравии.

[Из ВВЕДЕНИЯ] Халифат - государство, возникшее в Аравии в конце 20-х годов VII в. в результате деятельности религиозного реформатора Мухаммада и через 20 лет после его смерти поглотившее весь сасанидский Иран и значительную часть Византии, - на первый взгляд мало чем отличался от многочисленных варварских государств, быстро возникавших и бесследно исчезавших в начале средневековья. Так же как создатели других варварских государств, арабы покорили более культурные и экономически развитые страны, оставаясь в них ничтожным меньшинством. Однако Халифат при внешнем сходстве путей его возникновения с обширными державами гуннов, готов, тюрков не только оказался более долговечным государственным образованием, но и имел неизмеримо большее влияние на всемирную историю.

Дело не только в продолжительности его существования или в том, что по размерам он превзошел все бывшие до того великие державы, охватывая в период расцвета более четверти тогдашнего цивилизованного мира в Старом Свете. Важнее то, что в Халифате процесс взаимодействия различных цивилизаций породил новую высокоразвитую культуру, языком которой стал арабский, а идеологической основой -- ислам, новая монотеистическая религия со своеобразной системой этико-правовых представлений и религиозно-политических институтов, зародившаяся в Аравии и распространившаяся в ходе арабских завоеваний.

Эта арабо-мусульманская культура на много веков вперед определила пути развития народов, исповедовавших ислам, сказываясь в их жизни до сего дня. Многим обязана ей также культура европейских народов.

Таким образом, история Халифата является важной составной частью истории всего человечества, без которой невозможно понять ее закономерности. Кроме общенаучного интереса она имеет и злободневное практическое значение, помогая не только лучше постигнуть особенности культуры десятков народов (в том числе и нашей страны), но и точнее оценить сущность многих общественно-политических явлений современности.

Изучение истории Халифата имеет большую традицию, оно родилось вместе с европейским востоковедением. Началом современного этапа исследований можно считать середину прошлого века, когда почти одновременно в нескольких странах на разных языках появился ряд больших работ, посвященных возникновению ислама и истории Халифата В 1846 г. вышел первый из трех томов "Истории халифов" Г. Вайля, в 1847-1848 гг. - трехтомный же "Очерк истории арабов" А. П. Коссена де Персеваля, в 1854 г. - "История арабов" Л. Седийо.

Параллельно с этим появляются монографические исследования жизни и деятельности основателя ислама. Вслед за небольшой книгой Г. Вайля (1843 г.) появилась краткая "Жизнь Мухаммада" А. Шпренгера (1851 г.), развернутая чеpeз десять лет в трехтомное исследование. В 1858 г. увидела свет "Жизнь Магомета" У. Мьюра, которая с разными переделками и дополнениями три четверти века служила для англоязычного читателя основным источником сведений об истории этого периода.

Все эти книги, в соответствии с тогдашним состоянием науки, представляли собой более или менее обработанный пересказ сведений средневековых арабских исторических сочинений. Лишь работа А. Шпренгера выгодно отличалась аналитическим подходом к материалу этих источников и стремлением к объективному, непредвзятому взгляду на деятельность основателя ислама

В эти годы было заложено основание научного исследования текста Корана, прежде всего датировки отдельных его частей на основе текстологического анализа, без чего немыслим был прогресс в изучении путей зарождения ислама и первого этапа его формирования. Позже трудами И. Гольдциера было положено начало критическому изучению второго важнейшего источника формирования идеологии ислама - хадисов. На этой основе в самом конце XIX - начале XX в. появились фундаментальные исследования по истории раннего периода ислама, о составных элементах учения Мухаммада, роли христианства и иудаизма в сложении ислама.

На фоне прогресса в изучении ислама исследования по общей истории Халифата выглядели менее успешными. Появившийся в 1891 г. "Халифат" У. Мьюра уже в момент выхода несколько отставал от уровня науки своего времени, соответствуя скорее уровню середины века, чем его конца. Французское востоковедение дало в эти десятилетия лишь несколько дополненное и подправленное издание книги Л. Седийо и "Жизнь Магомета" Э. Ламересса, в которой совершенно не отразились достижения второй половины XIX в. ...

Полный текст Введения к первому тому на сайте

История Халифата. 2.
Эпоха великих завоеваний (633-656)

М: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1998 (2000). - 294 с: ил., карты.

Книга является вторым томом "Истории Халифата". В ней излагается ход арабских завоеваний за пределами Аравийского полуострова до убийства халифа 'Усмана. Значительное внимание уделяется социально-экономическим проблемам этого короткого, но важного периода истории мусульманского государства.

[Из ВВЕДЕНИЯ] Первая четверть века существования Халифата, которой посвящен этот том, прошла под знаменем завоевательных походов, за чрезвычайно короткий исторический срок в несколько раз расширивших пределы мусульманского государства. Взятие Балха в 652 г., завершившее поглощение Сасанидской державы, и поход на Дербент в том же году стали концом первого этапа завоеваний, хотя пограничные войны и набеги на соседние территории, особенно в Малой Азии, не прекращались.

На этом этапе сохранялось сознание единства старой гвардии ислама, сподвижников пророка, возглавлявших армию и административный аппарат государства; это единство, обеспечивавшееся сознанием общей причастности к первоисточнику истинной религии и истовостью веры, определяло беспрекословное повиновение халифу. В то же время разноплеменная масса арабов, лишь недавно и не совсем добровольно принявших ислам, оказавшись за пределами родных краев ничтожным меньшинством, невольно сплотилась, впервые начав осознавать свою более высокую надплеменную общность, скрепленную единством языка и религии. Личная и межплеменная вражда, недовольство распоряжениями вышестоящих - все это отступало на задний план перед высшей объединяющей целью - распространением власти ислама на все новые и новые территории, приносившим постоянный приток добычи, которая обогащала, хотя и в разной степени, всех участников завоеваний.

Но как только наступила неизбежная пауза в завоевательных походах, обусловленная чрезвычайной растянутостью коммуникаций и необходимостью освоения завоеванных территорий, так тотчас проявились внутренние противоречия, до поры до времени заглушавшиеся угаром легких побед.

Во-первых, оказалось, что равенство мусульман перед Богом не обеспечивало равенства в получении благ мира сего: завоевания, обеспечив более высокий, чем прежде, жизненный уровень всех мусульман, во много раз больше обогатили верхушку, чем рядовых воинов, увеличив имущественное неравенство. Во-вторых, наиболее активная часть общины в ходе завоеваний оказалась за пределами Аравии, в совершенно новых условиях, которые порождали иные, местные интересы, отличные не только от интересов мединской аристократии, но и от проблем и интересов других провинций. Возникли новые центры, и Медина стала утрачивать роль главного города Халифата. Наконец, с прекращением завоевательных походов обострилась борьба между вождями различных группировок за власть и богатство.

Все это, вместе взятое, привело к такому накалу страстей, что третий халиф, 'Усман, был убит недовольными и Халифат ввергся в пучину гражданской войны, навсегда покончившей с единством мусульманской общины. С гибелью 'Усмана кончилась патриархальная эпоха истории Халифата, поэтому логично завершить данный том этим событием. Дальше общество вступает в новый этап, и новые острые проблемы затмевают прежние, шедшие из времени распространения ислама и первых героических битв.

Героический период истории ислама, время победоносного его распространения, привлекал внимание мусульманских историков наравне с эпохой Мухаммада. В их распоряжении имелся обширный материал того же характера, что и для биографии Мухаммада, - воспоминания очевидцев и участников событий, число которых для этого периода было значительно больше, так как в завоевательные походы были вовлечены огромные массы людей. Однако в этом заключалась и сложность использования имеющихся сведений. Если с Мухаммадом был связан сравнительно узкий круг людей, в основном знакомых друг с другом и поэтому как-то корректировавших свои рассказы с воспоминаниями других (при том, что важнейшие события были связаны с одним лицом), то здесь приходилось иметь дело с событиями, происходившими на обширной территории и мало связанными друг с другом.

Когда через несколько десятилетий в обществе появилось сознание необходимости письменной фиксации сведений о прошлом, в памяти участников событий перепутались и имена полководцев, и названия чужих мест, и порядок событий, не говоря уж о датах, да и какие даты могли быть до установления официальной хронологии, которая появилась только на пятый год с начала завоеваний.

Стареющие ветераны великих завоеваний охотно рассказывали о собственных подвигах и храбрости героев своего племени, но эти рассказы после многократного изложения утрачивали часть достоверности в пользу занимательности и складности рассказа, происходила фольклорная обработка материала со всеми характерными для нее особенностями. Конечно, наряду с полуэпическими рассказами существовали и достаточно точные, насколько это позволяет специфика человеческой памяти, воспоминания, иногда даже подкрепленные обрывочными записями и копиями документов, - только этим можно объяснить наличие точных дат, в которых день недели сходится с числом месяца соответствующего года. Эти записи и воспоминания по большей части связаны с событиями в кругу мусульманской верхушки в Медине.

Полный текст Введения ко второму тому на сайте

История Халифата. 3.
Между двух гражданских войн (656-696)

М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1998. - 382 с: карты, ил.

Третий том "Истории Халифата" посвящен эпохе жестокой религиозной и политической борьбы внутри мусульманского государства. События, рассматриваемые в данном томе, оказали решающее воздействие на сложение идеологии шиизма, хотя ее оформление происходило несколько позднее. Верхним рубежом рассматриваемого периода избраны реформы 'Абд ал-Малика, обозначившие превращение Халифата в государство с собственной административной и фискальной системой.

[Из ВВЕДЕНИЯ] Четыре десятилетия второй половины VII в., которым посвящен этот том, отличались жестокой религиозной и политической борьбой внутри мусульманского государства, словно энергия арабов, до той поры изливавшаяся в завоеваниях, вдруг с их прекращением, закупорившись, взорвала Халифат изнутри. По традиции, восходящей к средневековой арабской историографии, принято делить историю раннего Халифата на период правления "праведных" халифов, кончающийся убийством 'Али в 661 г., и период правления "неправедных" Умаййадов. Династийный принцип периодизации политической истории не идеален, но имеет определенные достоинства благодаря его хронологической точности и бесспорности, пока рассмотрение ограничивается рамками одного государства: он в значительной степени отражает внутренние сдвиги в обществе, поскольку в большинстве случаев смена династий, возглавляющих крупные государственные образования, определяется внутренними причинами и это политическое изменение служит хорошим разделительным знаком в непрерывном историческом процессе. Однако вспомним ехидные замечания М.Блока по поводу любви эрудитов "тонко датировать" и согласимся, что "преобразования социальной структуры, экономики, верований, образа мышления нельзя без искажений втиснуть в слишком узкие хронологические рамки". В нашем случае традиционная периодизация оказывается несостоятельной по нескольким причинам. Прежде всего, она основывается на тенденциозной оценке определенных политических деятелей, далее, разделение халифов на "праведных" и "неправедных" всегда вызывало споры в мусульманском обществе, наконец, эта периодизация несостоятельна даже с точки зрения "праведности" первых четырех халифов, так как при этом остается неприкаянным сын 'Али, пятый халиф ал-Хасан, правление которого явно не относится к умаййадскому периоду, но и к праведным халифам его не причисляют. Несостоятельны и другие критерии: если считать, что принципиальным был переход от правления выборных халифов к династийному принципу наследования власти, то первым случаем наследования власти сыном следует считать наследование власти 'Али ал-Хасаном, если же исходить из того, что при Умаййадах Аравия в лице Медины утратила господствующее политическое положение, то произошло это не при первом умаййадском халифе, а при последнем "праведном". Принципиальным рубежом между периодом патриархального мусульманского государства-общины, управляемого халифом, правившим не с помощью принуждения, а лишь силой признаваемого всеми мусульманами личного авторитета, и обществом, разрываемым социальными противоречиями, облаченными в религиозные одежды, является мятеж против 'Усмана, положивший начало пятилетней гражданской войне, первой в истории мусульманского общества. Конечно, не вечер 17 июня 656 г., когда оборвалась жизнь 'Усмана, разделил эти два периода: конфликт, как мы видели, вызревал раньше, этот день лишь обозначил начало длительного переходного периода, к которому следует отнести и правление 'Али, и правление ал-Хасана. События этого периода захватили мусульман гораздо глубже, болезненнее и шире, чем завоевания, в которых одновременно участвовало не более 50-70 тыс. человек и где страдающей стороной были люди вне мусульманской общины. Здесь же нередко брат шел на брата, а главное - обиды и пристрастия, возникшие в ходе этих событий, не были ликвидированы политическим объединением государства и политические страсти, оформившись в религиозный раскол, продолжали сказываться в жизни мусульманского общества тринадцать веков и дожили до наших дней. Религиозно-политические страсти продолжали кипеть и при первом умаййадском халифе, талантливом политике Му'авии, то и дело вырываясь на поверхность открытыми восстаниями, все более углублявшими враждебность между группировками, пока наконец не разразились в восьмидесятых годах еще более кровавой гражданской войной.

Полный текст Введения к третьему тому на сайте


Олег Георгиевич
БОЛЬШАКОВ

Биографическая справка

Родился 03. 06. 1929 г. в Твери. В 1946 г. поступил на арабское отделение Восточного факультета Ленинградского Гоc. Университета и окончил его в 1951 г. по специальности история арабских стран. После второго курса и далее работал в Пенджикентском отряде Согдийско-таджикской археологической экспедиции АН, что во многом определило дальнейшую научную судьбу. В том же году поступил в аспирантуру Гос. Эрмитажа; 13. 11. 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию "Поливная керамика Мавераннахра VIII-XII вв. как историко-культурный памятник", в которой впервые провел стилистическую и хронологическую систематизацию соответствующего материала и прочитал считавшиеся непонятными арабские афористические надписи.

С декабря 1954 по декабрь 1956 г. - старший научный сотрудник Отдела Востока Гос. Эрмитажа, область занятий - археология и история материальной культуры Средней Азии. С декабря 1956 по октябрь 1966 г. - младший научный сотрудник Сектора археологии Средней Азии и Кавказа Института истории материальной культуры. Ежегодно участвуя в раскопках раннесредневекового Пенджикента, заинтересовался проблемой средневекового мусульманского города как особого социально-экономического явления; одновременно продолжал заниматься арабской эпиграфикой и интересовался положением изобразительного искусства в средневековом мусульманском обществе; читал спецкурсы на Восточном факультете. Зимой 1961/62 и 1962/63 гг. участвовал в работах Советской Нубийской археологической экспедиции.

Работа в Египте и участие в составлении и редактировании двух томов "Сочинений" В.В.Бартольда определили переход к арабистической тематике.

В октябре 1966 г. О.Г.Большаков перешел на работу в Арабский кабинет Лен. Отделения Ин-та народов Азии (Ин-та востоковедения) АН. Завершив в 1969 г. монографическое исследование о домонгольском городе Средней Азии, перешел к исследованию социально-экономических отношений ближневосточного города того же периода, параллельно участвуя в работах Советской археологической экспедиции в Ираке, исследовавшей поселения VI-V тыс. до н.э.

В июне 1974 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук "Город Средней Азии в конце VIII - начале XIII вв." Урбанистическая тема оставалась главной до 1983 г., когда была завершена монография "Средневековый город Ближнего Востока. VII - середина XIII в. Социально-экономические отношения", в которой рассматривается динамика численности и размера городов, их населения, анализируются причины экономической стагнации Ближнего Востока, приведшей к отставанию от Западной Европы. Весь этот период до 1980 г. и сезон 1983 г. работал в Иракской археологической экспедиции.

С 1984 г., когда вышла в свет монография о ближневосточном городе, О.Г.Большаков перешел к исследованию зарождения ислама и истории первого мусульманского государства, Халифата. К настоящему времени вышли в свет три тома, охватывающие период от 570 до 695 г. Ведется работа над IV томом, посвященным первой половине VIII в.

В 1987-1990 гг. работал в Советской археологической экспедиции в Ираке. Читал и читает различные курсы в высших учебных заведениях, руководил и руководит работой аспирантов.

С августа 1986 г. - ведущий научный сотрудник, с мая 1996 г. - главный научный сотрудник; 19.10.1992 г. присвоено ученое звание профессора, 17.11.1997 - почетное звание "заслуженный деятель науки".

5.08.2003 г. цикл работ по ранней истории ислама и экономике отмечен Государственной премией Российской Федерации.

Список публикаций по исламоведению


Адрес для обратной связи: islamology@orientalstudies.ru





http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное