Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 1229


"Эконометрика", 1229 выпуск, 12 августа 2024 года.

Электронная газета кафедры "Экономика и организация производства" научно-учебного комплекса "Инженерный бизнес и менеджмент" МГТУ им.Н.Э. Баумана. Выходит с 2000 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Пяти урокам Мао Цзэдуна посвящена статья Игоря Макарова, члена ЦК КПРФ, заместителя Председателя ЦС СКП-КПСС.

О Кубе рассказывает к.э.н., доцент В.И. Корнилов (г. Ярославль) в статье "Родина или смерть!".

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Пять уроков Мао Цзэдуна

Игорь Макаров, член ЦК КПРФ, заместитель Председателя ЦС СКП-КПСС

Исполнилось 130 лет со дня рождения Мао Цзэдуна. Несмотря на общеизвестную китайскую формулу: "семьдесят процентов побед и тридцать процентов ошибок", зарубежная левая мысль так и не выработала пока объективного, взвешенного взгляда на его роль и место в истории мирового коммунистического движения. И поныне преобладают крайности: от примитивной апологетики до огульного отрицания.

Не лучше обстоят дела и у нас. Срабатывает, видимо, инерция прежних лет: язвительная полемика КПСС и КПК первой половины 1960-х годов, как и последующие драматичные события, не прошла даром. Хотя сами китайские товарищи теперь считают, что это был спор, где обеими сторонами было сказано много пустых слов. Сложился явный парадокс: неоспоримые успехи КНР, достигнутые за последнюю четверть века, признаются всеми, анализировать и учиться на их примере просто необходимо, но пытаться хоть как-то понять тридцатилетний период, связанный с именем её основоположника, - дело неблагодарное.

Растущий интерес к личности Мао, вызванный мировым лидерством созданного им государства, проявляется сегодня, к сожалению, не столько во вдумчивом изучении его произведений и уникального политического опыта, сколько в тиражировании изображений "Великого кормчего" на разнообразной сувенирной продукции. Всё богатство его теоретической мысли сведено к двум-трём заезженным цитатам из маленькой красной книжечки вроде: "Винтовка рождает власть".

В дни, когда это имя вновь и вновь будет произноситься на сотнях языков планеты, возникает потребность взять у него несколько уроков, имеющих, на наш взгляд, непреходящее значение.

Опираться на класс

В 1960-1970-е годы не слишком разумные критики часто пытались навесить Мао Цзэдуну ярлык законченного догматика и доктринёра. Однако вся его жизнь, его борьба служат наглядным опровержением подобных нелепиц. Суть прожитого ёмко выражена им собственной стихотворной строфой:

Чингисхан в своё время был

взласкан судьбой.

Что умел он?

Орлов настигать стрелой.

Всё прошло.

Чтоб узнать настоящих людей,

Заглянуть надо в нынешний день!

Мао умел зорко вглядываться не только в нынешний день, но и в отдалённое будущее. Он обладал непревзойдённым искусством выделить из всех общественных сил главную и смело, невзирая ни на какие догмы и "священные" предначертания, опереться на неё в решении ключевых задач современности. Пожалуй прежде всего этим он и отличался от других вождей нарождавшегося китайского марксизма.

В своё время Ли Дачжао, которого по праву можно назвать родоначальником Компартии Китая, рассуждая о сущностных различиях мировых цивилизаций, писал: "В повседневной жизни человека Востока покой является правилом, а движение исключением; в повседневной жизни человека Запада движение является правилом, а покой - исключением".

В ХХ веке Мао стал одним из тех, кто беспощадно разрушил тысячелетнюю мифологию о безмолвности и пассивности восточных народов. Не желая встраиваться в "хвост" вечно ждущим, пока организовавшийся, наконец, западный пролетариат сотворит для всего человечества светлое коммунистическое завтра, молодой китайский лидер сделал главную ставку на другой социальный класс. В разработке крестьянского вопроса он проявил себя не только как революционер-практик, но и как талантливый учёный-исследователь. Идя "по стопам" Ф. Энгельса, оставившего основанный на личных наблюдениях блестящий социологический анализ "Положение рабочего класса в Англии", он теоретически обобщил свой опыт изучения сельской глубинки в "Докладе об обследовании крестьянского движения в провинции Хунань" (1927 г.).

Вскоре, прогнозирует Мао, во всех провинциях Китая поднимутся сотни миллионов крестьян. Они будут стремительны и неодолимы, как ураган, и никакой силе их не сдержать. Они разорвут все связывающие их путы и устремятся к освобождению. Именно они выроют могилу империалистам, милитаристам и чиновникам-казнокрадам. Наконец, "они проверят все революционные партии и группы, всех революционеров с тем, чтобы либо принять их, либо отвергнуть их".

К слову, целиком опереться на крестьянство пытался ещё Сунь Ятсен - первый глава республиканского Китая. Сформулировав три руководящих принципа новой государственности: "национализм, народовластие и народное благосостояние", он подчёркивал: "Вопрос о том, способны или не способны мы осуществить принцип народного благосостояния, может быть решён лишь крестьянами". Но основанная им партия Гоминьдан пренебрегла этим заветом, став средоточием военизированной бюрократии и буржуазной националистической интеллигенции.

Совсем иное дело - компартия, которая под напором Мао ещё в конце 1920-х полностью перенесла центр тяжести своей борьбы в деревню и интенсивно накапливала там силы для "окружения" контрреволюционных городов. "Китайская революция, - отмечал он в работе "О новой демократии", - есть, по сути дела, революция крестьянская... Политический строй новой демократии есть, по сути дела, предоставление крестьянству власти. Сила крестьянства - это основная сила китайской революции".

На первый взгляд, Мао предлагал нечто неслыханное и явно противоречащее классической марксистской теории и практике. Однако "истинные последователи" так и не поняли Маркса, для которого ещё в XIX веке было очевидным, что в лице сельской бедноты пролетарская революция "получит тот хор, без которого её соло во всех крестьянских странах превратится в лебединую песню". "Примерные" ученики, вроде К. Каутского, не брали подобные суждения в расчёт, относя их к опискам своего великого наставника. Более того, когда на огромную крестьянскую Россию накатила первая в ХХ веке революционная волна, Каутский вообще не советовал восставшим рабочим соваться в деревенские дела: "Революционное городское движение должно оставаться нейтральным в вопросе об отношениях между крестьянином и помещиком".

"Чистенький социализм" каутских, достижимый парламентским трёпом и беспринципным торгом, так и остался мифом. Мао последовал иным примерам: В.И. Ленину и И.В. Сталину. Начав на своём первом съезде в июле 1921 года с двенадцати делегатов, к моменту прихода к власти в 1949-м Китайская компартия насчитывала более 2 млн 700 тыс. членов. При этом почти 90% её актива составляло беднейшее крестьянство.

Кое-кто из "еврокоммунистов" прошлого века, высокомерно именовавших Мао "предводителем тёмной деревенщины", так и остался навсегда на обочине реальной истории. Не их ли "зады" повторяют сейчас некоторые западноевропейские компартии, мощные и влиятельные ещё лет сорок назад? Видимо, в силу былых своих заслуг они вновь норовят поучить жизни почти 100-миллионную КПК, правда, став на заведомо провальный путь крикливого популизма, незаметно для себя превращаются в довольно странные секты. Здесь теперь множество "толков" всех цветов радуги, но уже почти отсутствует тот, ради которого эти партии замышлялись и создавались, - красный, классово-идеологический. Их сегодняшняя социальная база - это маргинальные слои. Из теоретического "дискурса", со страниц прессы этих "партий" напрочь исчезла проблема политической субъектности. Исчезла потому, что никто из них всерьёз не собирается менять социальную реальность в своих странах. Ведь они - её неотъемлемая часть, одна из "подпорок" того мира, который неуклонно сползает к пропасти.

Не отрываться от "корней"

Один из краеугольных вопросов, поставленных Мао Цзэдуном ещё в 1930-е годы, звучал так: "Может ли коммунист, как интернационалист, быть одновременно и патриотом?". Ответ на него, для многих тогда ещё неочевидный, у вожака китайской революции был однозначным: "Мы считаем, что не только может, но и должен".

Интернациональный масштаб личности, огромное влияние на ход мировых событий не отрицает, а подчёркивает глубочайшие национальные корни Мао. В этом он - прямая противоположность другому знаменитому китайцу ХХ столетия - Чан Кайши, великоханьскому шовинисту на словах и американскому прихвостню на деле. Как писалось тогда в документах КПК, "чанкайшизм был создан в Китае компрадорами крупных иностранных фирм и крупными феодалами-крепостниками на костях миллионов жертв революционного народа".

На излёте 1940-х Мао и Чан стали символами векового противостояния подлинно народного патриотизма и вскормленного заокеанскими дельцами псевдонационализма. Уже после разгрома милитаристской Японии на поддержание военной диктатуры Чан Кайши в Китае (по существу - на продолжение братоубийственной бойни) правительством США была потрачена астрономическая по тем временам сумма в 4 млрд долларов, оснащено и обучено 67 "гоминьдановских" дивизий общей численностью 770 тыс. человек. Вашингтонские спонсоры чанкайшистской клики, как и теперь на Украине, рассчитывали воевать "до последнего китайца". Агентство Ассошиэйтед Пресс в начале 1946 года сообщало: "Американская армия обнаружила, что в этой стране с большой рождаемостью человеческая жизнь стоит очень дёшево... В Тяньцзине за убийство американским солдатом китайца была установлена "компенсация" в 100 тысяч юаней, а за убийство осла - 135 тысяч юаней". Взамен марионеточный режим с тупой покорностью признал "исключительный суверенитет" хозяина в отношении Поднебесной.

"Империалистическая агрессия разбила иллюзии китайцев относительно учёбы у Запада, - писал Мао Цзэдун. - Буржуазная цивилизация Запада, буржуазная демократия, проекты создания буржуазной республики - всё это потерпело банкротство в глазах китайского народа".

"И большая гора состоит из маленьких камушков, и большое дерево растёт из корня", - гласит древнекитайская пословица. Победа новодемократической революции, явившей зримый пример для всей Юго-Восточной Азии, положила начало великому собиранию социально расколотого и разбросанного по всему миру народа в Едином народно-демократическом фронте. Внутри страны его политика была направлена на консолидацию вокруг идейной платформы КПК политических партий, профсоюзов, национальных диаспор, религиозных объединений, именитых деятелей национальной науки и культуры.

На международной арене главный принцип деятельности патриотического фронта сводился к тому, что все китайцы, где бы они ни родились и ни проживали, должны считать КНР своей Родиной. И вновь нельзя не вспомнить о советском опыте. В 1961 году исторической сенсацией стало приглашение в Кремль на XXII съезд КПСС В.В. Шульгина, скандально известного депутата царской Думы, а затем - белоэмигранта. Его мысли, высказанные в ту пору в письмах к товарищам по несчастью, были созвучными чаяниям некоторой части оторванных от России русских людей: "То, что делают коммунисты в настоящее время, т.е. во второй половине XX в., не только полезно, но и совершенно необходимо для 220-миллионного народа, который они за собой ведут. Мало того, оно спасительно для всего человечества".

И дело совсем не в политической "глухоте" Советской власти к покинувшим Отечество сыновьям. Подавляющее их большинство стало "внутренними эмигрантами" задолго до Октябрьской революции. Не случайно Ленин рассуждал о двух нациях и культурах в рамках мнимого национального единства. Сосуществовать с основной массой населения сбежавшая элита могла только на правах рабовладельцев.

По-иному сложилось в Китае. В первом же созыве высшего законодательного органа - Всекитайского собрания народных представителей - для зарубежных земляков по закону резервировалось 30 мандатов. Вплоть до 1960 года из-за границы в КНР ежегодно репатриировались около 40 тыс. соотечественников. По возвращении они (в большинстве своём - мелкие предприниматели и ремесленники) ощущали себя среди соплеменников своими, как равные среди равных, не теряя при этом контактов с весьма многочисленной роднёй и друзьями, оставшимися за кордоном.

Денежные переводы и пожертвования родственникам, а также прямые капиталовложения зарубежных китайцев в экономику КНР на протяжении нескольких десятилетий оставались важнейшим источником поступлений иностранной валюты. Общий доход государства от использования связей с национальными диаспорами за рубежом к 1978 году составлял около 400 млн долларов в год. Так шаг за шагом народ, измотанный веками нужды и бесправия, двигался к заветной цели - обществу равных возможностей и "средней зажиточности", обществу "китайской мечты".

Использовать капитализм

В 1960 году в Пекине имела место судьбоносная встреча. В многочасовом диалоге сошлись будущие кумиры бунтарской молодёжи планеты - Мао Цзэдун и Эрнесто Че Гевара. Однако речь шла не о разжигании глобального революционного пожара, а о методах перевода национальных экономик на социалистические рельсы. Вот фрагмент состоявшейся беседы:

"МАО: Вы, в принципе, экспроприировали весь американский капитал.

ЧЕ: Не в принципе, а весь. Возможно, какой-то капитал укрылся [от экспроприации]. Но это не значит, что мы не собираемся [экспроприировать его].

МАО: Предлагали ли вы компенсацию по случаю экспроприации?

ЧЕ: Если [сахарная компания] покупала у нас более трёх миллионов тонн сахара [до экспроприации], [мы] предлагали компенсацию в размере 5-25% [стоимости купленного сахара]. [Людям], не знакомым с ситуацией на Кубе, было бы трудно понять всю иронию такой политики.

<...>

МАО: Временно терпеть присутствие некоторых империалистических компаний является стратегически приемлемым. У нас тут тоже есть несколько [империалистических монополий]".

И по сей день чрезвычайно распространена наивная точка зрения, что предпосылки для нынешнего "китайского экономического чуда" возникли ничуть не раньше первой половины 1980-х годов. В реальности же широкое использование капиталистических механизмов в экономике началось задолго до прихода Дэн Сяопина и его команды реформаторов. Ещё на пути к власти КПК чётко обозначила своего классового противника в виде "трёхглавого дракона": колониальная бюрократия, помещики, компрадорский капитал. Но вместе с тем молодому государству, избравшему социалистический путь развития, как воздух был необходим союз с патриотически настроенной буржуазией.

Китайские коммунисты предметно изучали ленинскую новую экономическую политику и остро дискутировали о границах её применимости. "Леваки", как обычно, толкали к тотальной экспроприации, по сути дела к "военному коммунизму". Но в конкретных условиях полуфеодальной страны он был чреват, по крылатому выражению К. Маркса, "обобществлением нищеты". Горячие головы остудил состоявшийся в марте 1949 года II пленум ЦК КПК седьмого созыва, указавший, что в течение довольно длительного времени в Китае должны существовать несколько хозяйственных укладов: государственный, кооперативный, индивидуальных хозяйств, частнокапиталистический и, наконец, государственно-капиталистический. Эти уклады соответствуют тем социальным силам, от имени которых и будет осуществляться "диктатура народной демократии": рабочие, крестьяне, городская мелкая буржуазия и национально ориентированный капитал. С той поры на алом полотнище Государственного флага КНР золотом отливают пять звёзд, символизирующих прочный союз Компартии с четырьмя классами китайского общества, объединёнными ёмким понятием "народ".

Подчеркнём: установка об экономической многоукладности не осталась лишь партийной директивой - она была закреплена конституционно. В статье 10 первой Конституции КНР (1954 г.), между прочим, говорилось: "Государство, согласно закону, охраняет право собственности капиталистов на средства производства и другие капиталы". Немного позднее Мао Цзэдун так пояснял суть происходящего: "Социалистический строй в нашей стране создан лишь недавно, его становление ещё не завершилось, он ещё не вполне окреп. На смешанных государственно-частных предприятиях промышленности и торговли капиталисты всё ещё получают твёрдый процент, иначе говоря, всё ещё имеет место эксплуатация".

Что же означал на практике загадочный термин "твёрдый процент"? В основу "нэпа по-китайски" была положена удивительная и почти забытая формула Ф. Энгельса: "Произойдёт ли эта экспроприация с выкупом или без него, будет зависеть большей частью не от нас, а от тех обстоятельств, при которых мы придём к власти... Мы вовсе не считаем, что выкуп недопустим ни при каких обстоятельствах; Маркс высказывал мне - и как часто! - своё мнение, что для нас было бы всего дешевле, если бы мы могли откупиться от всей этой банды".

Итак, с начала 1950-х годов в ходе поотраслевой реорганизации китайской промышленности и торговли осуществлялась политика выкупа частных компаний, коих в целом насчитывалось свыше 133 тыс., в государственную собственность. Постепенно преобразуя капиталистические предприятия в смешанные (государственно-частные), правительство годами выплачивало буржуазии дивиденды в установленном "твёрдом проценте". До преобразования доля бывшего полновластного хозяина устанавливалась не более чем в ј от всей прибыли предприятия. После реорганизации прежние хозяева уже не могли самостоятельно использовать капитал и лишались возможности извлекать полученную от эксплуатации рабочей силы прибавочную стоимость.

В одном из своих выступлений Мао буквально повторил мысль Энгельса: "За эти небольшие деньги мы покупаем целый класс, насчитывающий 8 млн человек, включая его интеллигенцию, демократические партии и группировки. Это класс, который обладает довольно высокими знаниями". Всего за 1950-1960-е годы китайским капиталистам из государственной казны была выплачена немалая сумма в 1,7 млрд юаней. Однако главная цель - закладывание основ для будущих "четырёх модернизаций" (в промышленности, сельском хозяйстве, науке и технике, военной сфере) - была достигнута.

Гибкое сочетание социалистического и частнокапиталистического начал в экономике сказалось уже на результатах первой в КНР пятилетки (1953-1957 гг.). Национальный доход страны вырос в 1,53 раза, государственные затраты на социальные и культурные нужды составили 19,3 млрд юаней, или 14,5% бюджетных расходов, средняя зарплата рабочих и служащих увеличилась на 42,8%, доходы крестьянства - на 27,9%, розничный товарооборот - на 71,3%. Молодёжь стала выбираться из казавшейся непролазной нищеты и безграмотности: численность школьников возросла в 2,5 раза; учащихся техникумов на 122,4%; студентов вузов - более чем вдвое.

"Некоторые люди, - отмечал в то время китайский экономист У Цзян, - не одобряли политику выкупа, проводившуюся партией, и требовали, чтобы государство применило по отношению к национальной буржуазии такие меры, как конфискация и вытеснение. Такая точка зрения отражала непонимание мелкой буржуазией революционной действительности, её стремление к крайностям".

Немало их, не терпящих никакой частной собственности и деловой инициативы, не допускающих никаких компромиссов с капиталом, среди сторонников левых идей и сегодня. В этом - одна из глубинных причин коммунистической многопартийности, в частности и в нашей стране.

Сохранять принципиальность

В конце 1969 года безупречно, казалось бы, отлаженный идеологический механизм Центрального Комитета КПСС дал масштабный сбой. Репутационный ущерб от него многократно усиливали два обстоятельства. В центре внимания левых сил планеты находился предстоявший вековой ленинский юбилей. К тому же самого своего пика достигло непримиримое идейно-политическое противостояние двух крупнейших социалистических государств - СССР и КНР.

И вот в декабрьском номере ведущего пропагандистского журнала "Коммунист" публикуются тезисы ЦК партии "К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина". В числе прочего на основании неизвестного ранее архивного документа - набросков к докладу на конгрессе Коминтерна - в тезисах было отражено якобы "ленинское учение" о "пяти социальных факторах силы рабочего класса": "1) число, 2) организованность, 3) место в процессе производства и распределения, 4) активность, 5) образование". Реакция на это теоретическое "открытие" за рубежом не заставила себя долго ждать.

Правившие в своих странах Социалистическая единая партия Германии и Компартия Китая почти одновременно указали Москве на то, что приписываемое Ленину на самом деле принадлежит австрийскому социал-демократу Отто Бауэру. Этот отпетый враг ленинизма отказывал большевикам в праве на социалистические преобразования как раз из-за того, что пресловутые "социальные факторы" силы в русском пролетариате ещё не созрели. А найденный в партархиве набросок - не более чем памятка, составленная вождём Октября для разоблачения бредней политического противника.

Весьма ироничную статью на сей счёт опубликовало пекинское агентство "Синьхуа", предварив её цитатой Мао Цзэдуна: "У китайского народа есть поговорка: "Поднявший камень себе же отшибёт ноги", которая изобличает поступки некоторых глупцов". Впрочем, как бы резко ни высказывался Председатель КНР, он неизменно подчёркивал: "Советский Союз - первое социалистическое государство, а КПСС - партия, созданная Лениным. Хотя сейчас руководство партией и государством в СССР узурпировано ревизионистами, тем не менее, я советую товарищам твёрдо верить в то, что широкие народные массы, широкие массы коммунистов и кадров Советского Союза являются достойными людьми и хотят революции, что господство ревизионизма не будет там долговечным".

Сложно спорить с тем, что безалаберное отношение к теории явилось одной из причин, ввергнувших руководящую партию (а с ней - и великую страну) в горбачёвскую "катастройку". От Мао крепко доставалось не только идеологам КПСС. В жёстких идейных баталиях он сходился с такими крупнейшими марксистами второй половины ХХ века, как Пальмиро Тольятти, Луиджи Лонго, Энвер Ходжа, Иосип Броз Тито. Взять хотя бы два программных положения, принятых Х съездом Итальянской компартии в декабре 1962 года: "В Европе необходимо развивать единую инициативу с тем, чтобы заложить основы для европейского экономического сотрудничества даже между государствами с различной социальной структурой". И далее: "Следует требовать развёртывания систематической деятельности, которая привела бы к ликвидации разделения Европы и всего мира на блоки, разбивая те препятствия политического и военного характера, на которых зиждется это разделение, и ... воссоздать, таким образом, единый мировой рынок".

Итак, все мировые беды - от "наличия и противостояния двух крупнейших военных блоков". Ещё лет за двадцать до трепотни о "новом политическом мышлении" руководители одной из старейших и авторитетнейших компартий Европы беззастенчиво протаскивали в обновлённый "коммунистический дискурс" маниловскую идейку о всеобщем "мире мирного сотрудничества". Правда, во имя мира и стабильности на планете из двух противоборствующих сил самораспуститься, по их разумению, должна была только Организация Варшавского Договора. Пройдёт совсем немного времени, и свежеиспечённый генсек ИКП Э. Берлингуэр прямо заявит: мы больше не будем требовать выхода Италии из НАТО, не только чтобы не нарушить международный баланс и не подорвать наметившуюся разрядку, но и для того, чтобы защитить особый, "итальянский путь к социализму" от "чехословацкого сценария" 1968 года.

В историю XX века навечно вписана позорная страница про то, как итальянец Берлингуэр, француз Марше, испанец Каррильо и иже с ними, впавшие в морок "еврокоммунизма", бездарно промотали наследие своих великих предшественников: Грамши, Тореза, Ибаррури. Поборники "антисоветского социализма" так и не поняли, что империализм охраняет коммунистов только тогда, когда он их конвоирует. "Итальянский" (равно как и "французский", "испанский" и т.д.) путь к социализму под натовским конвоем пролегал для этих партий лишь в одном направлении - в социальную резервацию.

КПК, возглавляемая Мао, уже тогда сурово предупреждала, что вялотекущая идейная эрозия закончится плачевно: "Подобные идеи по сути дела могут лишь привести к отказу социалистических государств от своей оборонной мощи или ликвидации её, привести к так называемой "мирной эволюции" или "стихийной эволюции" социалистического строя в сторону капиталистической либерализации, на что всегда уповали и уповают империалисты". Несмотря на совсем свежий "венгерский урок" 1956 года, в те времена мало кто мог представить, сколь пророческими окажутся эти слова.

Не "бронзоветь"

При посещении мемориального комплекса на месте революционной базы Сибайпо, откуда Народно-освободительная армия в 1949 году совершила свой победный бросок на Пекин, внимание автора этих строк привлёк стенд с иероглифами, выполненными рукой Мао. Факсимиле позволяет судить, о чём, в числе прочего, размышляло будущее руководство страны накануне завоевания всей полноты власти: "Остерегайся зазнайства... Запретить празднование дней рождения руководителей партии. Запретить присвоение их имён городам, улицам и предприятиям. Сохранять стиль, характеризующийся простотой в жизни и самоотверженностью в борьбе, пресекать всякое славословие".

Осмысление угрозы перерождения правящей партии занимает в идейно-теоретическом наследии Мао Цзэдуна одно из центральных мест. Если в 1950-е годы эта тема звучит у него от случая к случаю, то в 1960-е она становится рефреном почти каждой статьи и публичного выступления. В мае 1963 года председатель партии инициирует обязательное участие функционеров в физическом труде. Спустя месяц на совещании по развитию движения "За четыре чистки" он вновь "проходится" по кадровым работникам, не только привыкшим "вкусно есть и прибрать кое-что к рукам", но и по тем, которые "якшаются с дочками помещиков и кулаков".

В статье "Против бюрократизма", появившейся в том же году, Мао призывает КПК "целенаправленно выступить против идеологии и стиля работы, присущих эксплуататорским классам". В фокусе его особого внимания - "тип барского бюрократизма", воспроизводящий нравы императорского "Запретного города": "Чиновничья спесивость, почитание лишь одного себя, любовь к почётным эскортам, самоизоляция, стремление внушать окружающим трепет, неумение быть равным с подчинёнными, грубость, нежелание считать окружающих равными себе людьми".

Персональные авто с мягкими диванами, домашняя прислуга, "царские обеды и охоты" - как знакомы нам эти и многие другие атрибуты бесконтрольной партийной "олигархии"... Именно она, противопоставившая себя основной массе рядовых коммунистов, погубила неокрепшие ростки социализма не в одной стране. Даже "твердокаменный" В.М. Молотов вынужден был признать: "Ну, все мы, конечно, такие слабости имели - барствовать. Приучили - это нельзя отрицать. Всё у нас готовое, всё обеспечено".

С нарождающейся советской "знатью", с её тошнотворной аллилуйщиной и раболепием до самой своей смерти беспощадно воевал Ленин. Предчувствуя беду, Н.К. Крупская уже в дни траура по ушедшему вождю предостерегала от стремления скатиться "во внешнее почитание его личности": "Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т.д. - всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим".

Но был ли сам первый коммунист Китая неизменно последователен в борьбе за личную скромность и строгое самоограничение? Явление, получившее маловразумительное наименование "культ личности", стало в той или иной мере характерным для всех раннесоциалистических государств. Во всяком случае, в интервью итальянской журналистке О. Фаллачи, данном в 1980 году, Дэн Сяопин свидетельствовал: "Кое-что ... шло вразрез с желанием Председателя Мао Цзэдуна, например, возведение ему пантеона".

Сквозь призму "рукотворной катастрофы" 1989-1991 годов, уничтожившей СССР и мировое содружество соцстран, по-иному выглядят исторический смысл и последствия "Великой пролетарской культурной революции". В прежние времена её считали всего лишь одним из "уродливых порождений культа личности". Сегодня есть основания полагать, что в китайских потрясениях 60-х годов ХХ века выплеснулся "девятый вал" народного возмущения новоявленными "мандаринами с телефонами". Наряду с этим в самой ожесточённой форме находила своё выражение пресловутая "проблема поколений".

Вот что писал о ней Мао Цзэдун: "Вопрос о подготовке смены, которая продолжит дело пролетарской революции, - это, по существу, вопрос о том, будут ли у нас продолжатели революционного дела марксизма-ленинизма, начатого старшим поколением пролетарских революционеров... Империалистические оракулы, основываясь на изменениях в Советском Союзе, рассчитывали, что и в Китае "мирная эволюция" произойдёт при третьем или четвёртом поколении коммунистов. Мы должны добиться того, чтобы эти империалистические прорицатели полностью обанкротились".

Кто знает, не преодолей КПК этот крайне тяжёлый и драматичный этап своего пути, выстояла бы она под натиском контрреволюции в 1989 году?

Почти полвека заняло распрямление рабски согнутой спины великого народа. Народа, давшего человечеству книгопечатание, фарфор, компас, первый календарь и карту звёздного неба. Нескончаемая феодальная вражда, опустошительные нашествия монгольских, тюркских и маньчжурских захватчиков, затем - вторжение "просвещённых европейцев" с их "опиумными войнами", кровопролитная гражданская междоусобица, японская и американская оккупации превратили древнейшую на планете, некогда высокоразвитую цивилизацию в огромное пространство для безнаказанного насилия и грабежа, вечную данницу "коллективного Запада". Историческая миссия избавления Поднебесной от иноземного господства выпала не "солнцеподобному" императору, не кичащемуся высокоумием мудрецу, не оборотистому коммерсанту, а взявшему винтовку крестьянину, на Красном знамени которого был начертан лозунг Мао Цзэдуна: "Наша нация никогда больше не будет униженной. Мы уже поднялись во весь рост".

В 1948 году специальный корреспондент "Чайна Уикли Ревью" сообщал из Юньнани: "80-90% населения провинции ходит совершенно нагое, без всяких признаков одежды... Из-за отсутствия ткани население спит не на кроватях, их нечем застилать, а вповалку, вокруг очага, в фанзе, вместе с домашними животными". Семь десятилетий спустя Китай ввёл в эксплуатацию самый большой на планете радиотелескоп диаметром в полкилометра. С его помощью мировая наука изучает формирование и эволюцию галактик, "тёмную материю" и многие другие явления Вселенной.

Думается, именно эта дистанция в полной мере раскрывает смысл слов профессора Центральной партийной школы при ЦК КПК Ли Цзюньжу: "Если вы спросите, когда Китай уберёт портрет Мао Цзэдуна с башни на площади Тяньаньмэнь, то мой ответ будет: "Никогда!"

Газета "Правда" No.141 (31490) 22-25 декабря 2023 года, 4 полоса
https://gazeta-pravda.ru

*   *   *   *   *   *   *

Родина или смерть!

В.И. Корнилов, к.э.н., доцент (г. Ярославль)

Куба - любовь моя!

Остров зари багровой...

Песня летит,

над планетой звеня:

"Куба - любовь моя!"

Начало 1960-х гг. в СССР прошло под знаком солидарности с Кубой в ее борьбе с американским империализмом. Вслед за Фиделем Кастро весь советский народ от мала до велика повторял лозунги кубинской революции: "Родина или смерть", "Руки прочь от Кубы", "Вива Куба". А. Пахмутова, откликаясь на настроения советских граждан, в преддверии нового, 1962 года написала на стихи С. Гребенникова и Н. Добронравова песню "Куба - любовь моя". Композитор вспоминала: "Эта песня была написана в дни, когда героическому народу Кубы, только что начавшему строить новую жизнь, грозила опасность новой интервенции. Я стремилась придать песне мужественный характер и в то же время подчеркнуть ее национальный колорит. Поэтому походная, маршевая мелодия звучит как бы на фоне сопровождения гитарных переборов в характерном танцевальном ритме".

Кубинская революция была следствием социально-экономического и политического положения страны как островного государства периферийного капитализма. В конце 40-х - начале 50-х годов ХХ века во времена правления диктатора Батисты Куба являлась полуколонией американцев, ресурсы которой с позволения местной криминальной олигархии использовались в интересах американского капитала. Американцы контролировали до 70% экономики, включая контроль 90% горнодобывающей промышленности, 90% электрических и телефонных компаний, 80% коммунальных предприятий. Кубинская экономика почти полностью (более чем на 80%) зависела от экспорта одного продукта - тростникового сахара. 46% обрабатываемой земли на острове находилось в собственности крупных землевладельцев-латифундистов, которые составляли лишь 7,5% от общего числа землевладельцев.

Большая часть народа пребывала в нищете. Кубинские крестьяне жили в убогих, лишенных электричества и канализации хижинах с земляными полами. Зато небольшая каста людей (собственники предприятий, сахарных заводов, железных дорог и плантаций, банкиры, крупные чиновники, офицеры вооруженных сил и правоохранительных органов) купались в роскоши. Жили они, как правило, в отдельных, особо охраняемых кварталах и пользовались всеми благами цивилизации: удобными коттеджами с электричеством, различными бытовыми приборами, дорогой мебелью. Система здравоохранения находилась в зачаточном состоянии: в стране было всего 7200 врачей и 28 236 больничных коек, из которых, соответственно, 63% и 51% - в столице. В результате доступ к медицинской помощи имели 13,6% сельского населения, поэтому часто свирепствовавшие эпидемии уносили жизни детей и взрослых. Число безграмотных граждан составляло до 50%. Минимальное образование дети бедняков получали в церковных школах. Полноценное среднее и высшее образование было доступно только детям из обеспеченных социальных групп. Составной частью образа жизни на Кубе была массовая проституция. Куба была настоящим "борделем и казино США", злачным местом для американских богачей и местных воротил. Весь туристический и развлекательный бизнес в стране практически находился под контролем американской мафии, а Гавана, столица Кубы, являлась огромным латиноамериканским Лас-Вегасом. Только в столице было более 8 тыс. домов терпимости. На острове процветала работорговля: бандиты безнаказанно похищали девушек и девочек, обрекая их на сексуальное рабство.

Батиста с 1933 года контролировал власть в стране сначала в ранге главы Генштаба кубинской армии, а в 1952 году установил режим личной власти, совершив военный переворот. Политических противников режима обычно убивали, либо они пропадали без вести. Политика Батисты вызывала недовольство в среде прогрессивно настроенной молодежи, наиболее радикальную группу которой в начале 50-х годов возглавил сын землевладельца, начинающий политический деятель, молодой адвокат Фидель Кастро. Вместо того чтобы стать типичным представителем высшего класса, он, с детских лет увлеченный идеей социальной справедливости, выбрал иной путь: стал защитником обездоленных. Мужественная и бескомпромиссная борьба Фиделя за установление социальной справедливости выдвинула его в народные лидеры.

Кубинская революция началась 26 июля 1953 года, когда группа молодых повстанцев (165 человек) во главе с Ф. Кастро, рассчитывая на поддержку широких масс, атаковала военную казарму правительственных войск Монкада в Сантьяго-де-Куба (второй по величине город Кубы). После двухчасового сражения революционеры потерпели поражение, многие были убиты, а остальные арестованы. Среди арестованных оказался и Фидель. На судебном процессе он защищал себя сам, отказавшись от адвоката. "Я не боюсь тюрьмы, так же как не боюсь ярости презренного тирана, который отнял жизнь моих 70 братьев! Выносите ваш приговор! Он не имеет значения! История меня оправдает", - заявил он в своей знаменитой речи на суде. Его приговорили к 15 годам тюрьмы, но под давлением общественности Батисте пришлось спустя 2 года амнистировать Фиделя и других повстанцев.

После освобождения Ф. Кастро переехал в Мексику, где со своим братом Раулем и Эрнесто Че Геварой основал военно-политическую организацию "Движение 26 июля" и начал подготовку нового восстания под лозунгом "Свобода или смерть". Шестьдесят два зарубежных филиала "Движения 26 июля" собирали средства на закупку оружия и боеприпасов. Оппозицию на самой Кубе возглавляли члены Народно-социалистической партии (НСПК) и вооруженные студенты "Революционного директората". В декабре 1956 года высадка десанта повстанцев из-за шторма прошла позже намеченного срока, поэтому начавшееся без них в Сантьяго-де-Куба восстание было снова, как и в июле 1953 года, подавлено. Оставшимся в живых повстанцам удалось скрыться в горах Сьерра-Маэстра и развернуть партизанскую войну против режима Батисты. В борьбу против диктатора активно включилось кубинское студенчество. 12 июля 1957 года Фидель Кастро обнародовал "Манифест об основах аграрной реформы", в котором объявлялось, что в случае прихода революционеров к власти у крупных землевладельцев земли будут изъяты в пользу крестьян. Это привело к массовой народной поддержке партизан среди сельского населения. В итоге небольшое революционное ядро повстанцев быстро объединило вокруг себя широкие народные массы. В 1957-1958 годах восставшие провели ряд успешных операций, в результате которых армия Батисты во второй половине 1958 года была окончательно деморализована. 1 января 1959 года повстанцы вступили в Гавану. Население столицы с огромной радостью встречало революционеров. Батиста, прихватив золотовалютные запасы страны, успел бежать с острова вместе с семьей и ближайшим окружением.

Первыми важнейшими в социально-экономическом и политическом отношении действиями нового правительства во главе с Ф. Кастро стала аграрная реформа в интересах крестьянства, создание народной милиции и аресты контрреволюционеров, национализация крупных предприятий и банков, принадлежавших американскому капиталу. Была снижена плата за жилье (на 30%, а для семей с низким доходом - в два раза), электричество (на треть), газ, телефон (на треть) и медицинское обслуживание, повышена заработная плата низкооплачиваемым работникам и введены пенсии по нетрудоспособности. Правительство начало строительство дешевого жилья для рабочих, что помогло сократить безработицу. Для преодоления безграмотности в стране было открыто 10 тысяч начальных школ. 22 декабря 1961 года на митинге на площади Революции, у монумента Хосе Марти, в Гаване Ф. Кастро провозгласил Кубу территорией, свободной от неграмотности. Куба стала первой страной на латиноамериканском континенте, победившей неграмотность.

Корпорациям США, затронутым аграрной реформой и национализацией, руководство Кубы предложило финансовую компенсацию. Однако власти США уже с середины 1959 года взяли курс на свержение новой власти. Американские правящие круги руководствовались своими правилами в отношении неугодных им государств: введение экономических санкций, финансовая и материальная поддержка политической оппозиции, угроза военной интервенции. Республика Куба стала первой страной из Латинской Америки в содружестве социалистических государств. Это не могло не привести в ярость США, которые, начиная с принятия конгрессом США доктрины Монро (23 декабря 1823 г.), всегда рассматривали и рассматривают любую страну в латиноамериканском регионе как сферу только своего влияния. На основании доктрины Монро США в ходе американо-мексиканской войны присоединили к себе более половины тогдашней территории Мексики: Техас, Калифорнию, Аризону, Неваду, Юту, Нью-Мексико, Колорадо. В соответствии с этой доктриной Америка организовала вооруженное вторжение кубинских эмигрантов на Кубу, чтобы свергнуть революционное правительство Ф. Кастро. Для решения этой задачи в США была разработана операция "Плутон", которая предусматривала внезапную высадку на южном побережье Кубы десанта из числа кубинских эмигрантов. 14 апреля 1961 года после бомбардировки кубинских аэродромов авиацией США на остров высадился десант из кубинских эмигрантов, противников революции. Предполагалось, что кубинские контрреволюционеры объявят о создании на острове временного правительства, которое попросит военной помощи у США. Но попытка свергнуть революционное правительство Кубы провалилась. В ходе общего наступления против высадившегося вооруженного десанта кубинцы потопили четыре корабля противника, сбили пять самолетов, оттеснив интервентов к самому побережью залива, едва не сбросив их в море. Головным танком Т-34 командовал сам Председатель правительства Кубы Фидель Кастро, присутствие которого на поле боя придавало молодым кубинским танкистам небывалый энтузиазм. К вечеру 18 апреля 1961 года операция по свержению правительства Ф. Кастро, подготовленная ЦРУ, потерпела крах. Руководство страны заявило о переходе страны на социалистический путь развития.

Однако власти США продолжили готовить наемников, да и сами были не прочь непосредственно участвовать в вооруженном нападении на Кубу. В этих условиях политическое руководство Кубы дало согласие на размещение на территории страны советского ракетного оружия. Это совпадало с геополитическими интересами СССР в связи с размещением США ракет средней дальности в Турции. В Америке началась паника. Вооруженные силы США были приведены в состояние боевой готовности. Во Флориду было переброшено свыше 100 тысяч американских военнослужащих. В район Кубы выдвинулись 90 американских военных судов. На борту 8 авианосцев находилось 86 самолетов. Все единицы боевой техники стратегической авиации США, все американские ракеты дальнего радиуса действия и все подводные лодки "Полярис" с атомными ракетами были приведены в состояние повышенной боевой готовности. Десятки самолетов с ядерным оружием летали над Гренландией и Северной Канадой в ожидании сигнала следовать далее, к СССР. Мир оказался на грани новой мировой войны, теперь уже с использованием ядерного оружия. Но, благодаря усилиям советских и американских дипломатов, а также непосредственным контактам президента США Д. Кеннеди и Первого секретаря ЦК КПСС Н. Хрущева, войны удалось избежать. Нельзя не упомянуть здесь о выдающейся роли А.И. Микояна, видного партийного и государственного деятеля Советского государства тех лет. Он, несмотря на смерть супруги Ашхен, оставался на Кубе, круглосуточно проводя переговоры с Ф. Кастро и другими руководителями страны до тех пор, пока не убедил их в необходимости мирного разрешения Карибского кризиса. В ответ на ликвидацию ракетных баз США на территории Турции СССР вывез ракеты с Кубы.

Социалистическая Куба продолжала оставаться важнейшим союзником СССР в подбрюшье США. Советский Союз оказал огромную военно-экономическую помощь в укреплении независимости Острова свободы, как тогда называли в мире Кубу. На остров прибыли советские инженеры, рабочие, ученые и военные специалисты. Советский Союз строил на Кубе электростанции. Специально для уборки сахарного тростника в СССР разработали комбайн. Куба расплачивалась с СССР основной статьей экспорта - сахаром. В свою очередь в 80-х годах ХХ столетия кубинские врачи помогали советским людям, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. Двадцать три тысячи советских детей за счет правительства Кубы прошли лечение на Острове свободы.

Ф. Кастро был очень популярен в СССР. Впервые посетив Советский Союз весной 1963 года, Команданте объехал практически всю страну. Он был первым иностранным государственным деятелем, которому позволили выступить с главной трибуны в СССР - Мавзолея Ленина. В своей речи он отметил: "Мы никогда не забудем одного обстоятельства. Кубинская революция стала возможной только потому, что гораздо раньше совершилась русская революция 1917 года".

Н.С. Хрущев, Ф. Кастро, Л.И. Брежнев

После распада СССР в декабре 1991 года Остров свободы экономически и политически устоял. Это было обусловлено тем, что руководство Кубы не стало копировать социализм эпохи Хрущева-Брежнева-Горбачева. Во времена Хрущева за образец был взят американский потребительский стандарт качества и уровня жизни. В период правления Л.И. Брежнева в ходе косыгинской экономической реформы в качестве основной цели производства было взято не удовлетворение потребностей граждан и предприятий, а получение прибыли. С этих преобразований в социальной и экономической жизни страны началось перерождение социалистического общества и государства, которое во времена М.С. Горбачева в 1991 году закончилось катастрофой: произошла реставрация капитализма под видом осуществления рыночных реформ.

На Кубе отказались от этого ошибочного и порочного пути строительства социализма. Ф. Кастро в 2010 году в одном из своих выступлений подчеркнул: "Заслугу Кубинской революции можно измерить тем фактом, что такая маленькая страна смогла сопротивляться столько времени враждебной политике и преступным мерам, принятым против нашей страны самой могущественной империей из всех существовавших в истории человечества. Она, привыкнув обращаться по своему усмотрению со всеми странами полушария, недооценила маленькую страну, зависимую и бедную, находившуюся в нескольких морских милях от ее берегов. Это не было бы возможно без достоинства и этики, которые всегда характеризовали политические акции Кубы... Вместе с этикой выковывались культура и сознательность, сделавшие возможным этот подвиг - сопротивляться более 50 лет". (Выделено нами. - В.К.) Это те качества, которые, к сожалению, во многом были утрачены советским народом в послесталинский период. Выступая 1 мая 1966 года, Ф. Кастро не скрывал обеспокоенности состоянием марксистской теории: "Мы не должны допускать, чтобы мысль застаивалась, тем более - чтобы она загнивала... Ничто так, как революция, не учит тому, что надо, конечно, ценить опыт других народов во всей его важности, но народ должен стремиться не копировать его, а вносить свой вклад в эту недостаточно развитую науку".

Куба упрочила и расширила так дорого доставшийся ее народу национальный суверенитет. В 1961 году Ф. Кастро стал одним из соучредителей Движения неприсоединившихся стран (ДНС). Куба оберегала единство ДНС и способствовала урегулированию угрожавших ему конфликтов, дважды председательствовала в нем. Велик ее вклад в то, что к 80-м годам ДНС стало самой представительной организацией третьего мира, объединив более 100 стран. Сегодня членами этой организации являются 120 стран мира. Запад, объявляя односторонние санкции в отношении ряда стран - членов Движения неприсоединения (ДН), мешает развитию этих государств, заявил министр иностранных дел Республики Беларусь С. Алейник, выступая на министерском заседании координационного бюро этой организации 7 июля 2023 года в Баку.

Конструктивный курс современного кубинского руководства во главе с Мигелем Бермудесом обеспечивает стране высокий авторитет у абсолютного большинства мирового сообщества. Генассамблея ООН 2 ноября 2023 года в 31-й раз призвала США отменить экономические санкции против Кубы. Только три страны проголосовали против отмены: США, Израиль и Украина. Гавана называет санкции актом геноцида и оценивает экономический ущерб за период блокады более чем в 110 млрд долларов. В апреле 2022 года состоялась встреча в Москве президента РФ В.В. Путина с президентом Кубы Мигелем Бермудесом, в ходе которой обе стороны неоднократно подчеркивали, насколько ценна для них историческая дружба. Руководители государств подтвердили свое намерение и дальше укреплять сотрудничество между двумя странами. Кубинцы по-прежнему поддерживают Россию на международной арене. Например, они голосуют в ООН в пользу России. Заместитель председателя правительства России Д. Чернышенко сообщает, что объем торговли между Россией и Кубой в 2022 году утроился и достиг 452 млн долларов. А за четыре месяца 2023 года он увеличился в девять раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Куба экспортирует в Россию сигары, ром и кофе. Москва поставляет Кубе нефть и зерно в размере 92% от потребности.

Следует добавить, что кубинский социализм базируется на патриотическом настрое народа против хищнического американского империализма. Граждане хорошо помнят беды своей страны в период господства американского капитала и связанных с ним отечественных воров-олигархов и казнокрадов-чиновников. Они гордятся тем, что социалистическая Куба в условиях слабой ресурсной базы и американских санкций добилась серьезных социальных достижений. В частности, кубинская медицина (полностью бесплатная) стала одной из лучших не только в регионе, но и в мире! Куба осуществляет программу безвозмездного хирургического возвращения зрения сотням тысяч пациентов из стран Латинской Америки.

Трущобы в Лос-Анджелесе

На Кубе нет огромного разрыва в доходах. По ожидаемой продолжительности жизни Куба делит 36-38-е места с Данией и США. Россия в 2023 году на 100-м месте по продолжительности жизни. По грамотности населения Куба на 16-м месте в мире (Россия - на 17-м, США - на 35-м, Германия - на 37-м, Франция - на 38-м.). Конечно, на Острове свободы есть обшарпанные дома, допотопные авто, отсутствуют некоторые блага цивилизации. Однако там нет таких жутких трущоб, как в ряде американских городов (Лос-Анджелес, Чикаго, Питсбурге и др.).

Кубинский социализм пережил гибель СССР и социалистического лагеря. Куба продолжает оставаться символом успешной национально-освободительной борьбы, борьбы стран Латинской Америки с американским неоколониализмом. Ф. Кастро воспринимается не только как лидер Кубы, но и как Боливар* XX столетия. Его сподвижники по Кубинской революции - аргентинец Эрнесто Че Гевара (сначала глава повстанческой колонны, а затем руководитель Центрального банка и Министерства промышленности), аргентинец Рикардо Масетти (основатель информационного агентства "Пренса Латина"), брат Фиделя Рауль и многие другие - на деле показали, какой значимой может быть роль небольшой страны в общемировых делах.

Более 500 лет назад на территории Кубы произошла встреча аборигенов и европейских мореплавателей во главе с Колумбом - представителей разных континентов и цивилизаций с одной и другой стороны Атлантического океана. Эта встреча стала первой страницей в Новой истории мира, истории, полной драматизма, кровавых и величественных событий всепланетного масштаба.

* Боливар, Симон (1783-1830) - латиноамериканский государственный, политический и военный деятель, наиболее влиятельный из вождей стран Южной Америки в их борьбе за независимость против испанского господства. Национальный герой Венесуэлы.

https://sovross.ru

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное