Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 1228


"Эконометрика", 1228 выпуск, 5 августа 2024 года.

Электронная газета кафедры "Экономика и организация производства" научно-учебного комплекса "Инженерный бизнес и менеджмент" МГТУ им.Н.Э. Баумана. Выходит с 2000 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Предлагаем две работы, посвященные трудам выдающегося философа Эвальда Васильевича Ильенкова (1924-1979) - статьи Андрея Кошкина "Перечитывая "Философию и культуру"" и Юрия Белова "Эвальд Ильенков в моей жизни".

Актуальна статья Екатерины Подоплеловой "Авторы судятся с разработчиками нейросетей: как ИИ регулируется законом".

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Перечитывая "Философию и культуру"

Андрей Кошкин

Писать статьи об Эвальде Васильевиче Ильенкове подчас бывает необычайно трудно. Он прискорбно мало известен широкому читателю, а люди, изучающие марксистскую теорию, наоборот, успели набить оскомину. Его фундаментальные труды в области диалектической логики и гносеологии не позволяют хоть сколько-нибудь компетентному современному исследователю марксистской философии себя обойти. Тематика же его работ представляется, на поверхностный взгляд, лишённой прикладного смысла и больше обращённой к самой теории познания. Э.В. Ильенков действительно является самым что ни на есть философом, причём одним из самых крупных в плеяде советских мыслителей. Однако, как он сам писал, спор на философских высотах решается здесь, на грешной земле. Эта позиция принципиальной важности сохранения актуальной связи самых общих, фундаментальных закономерностей теории познания и острых проблем наблюдаемой и исследуемой реальности нашла своё подлинное отражение в его трудах.

С философских высот на грешную землю

И, наверное, нет более наглядной иллюстрации подобной максимы, как работа Э.В. Ильенкова в Загорном детском доме-интернате для слепоглухонемых. Эвальд Васильевич последовательно отстаивал позицию определяющего значения социального в воспитании и формировании ума каждой личности. Иммануил Кант, подходя к тому же вопросу в "Критике чистого разума", приходит к выводу об имманентной, врождённой природе неравномерного умственного развития членов общества: "Недостаток способности суждения есть, собственно, то, что называют глупостью: против этого недостатка нет лекарства. Любой, даже "тупой и ограниченный ум" может, однако, с помощью обучения достигнуть даже учёности. Но так как вместе с подобным людям недостаёт способности суждения, то не редкость встретить учёных мужей, которые применяют свою науку, на каждом шагу обнаруживают этот непоправимый недостаток. И недостаток его не может быть возмещён никакою школою..." Согласно философии Канта, ум представляет собой "естественный дар" либо всецело божественный. Либо особая благодать свыше, либо особенности мозговых извилин - третьего не дано.

После Канта Клод-Адриан Гельвеций весьма убедительно доказал миру, что ум - это полностью продукт и результат воспитания человека в обществе. Воспитания, понимаемого в самом широком смысле этого слова, то есть процесса, в котором принимают участие миллиарды микроусловий, случайно сплетающихся так, что ум возникает, или так, что он не возникает. В чём новизна вклада Э.В. Ильенкова в этот вопрос и при чём тут детский дом-интернат? Встав на позицию, что "своей способностью суждения человек не обязан ни богу, ни природе", Эвальд Васильевич продолжил. Природа подарила человеку мозг, но не подарила способность использовать этот мозг в качестве органа мышления как органа специфически человеческой психики. Эти удивительные психические функции не только "тренируются" в обществе (как полагал Кант), но и впервые рождаются, формируются, а затем и развиваются вплоть до высших уровней этого развития.

А достигнет ли тот или другой индивидуум того или иного уровня развития этих способностей - это уже действительно зависит от миллиардов взаимоперекрещивающихся и корректирующих друг друга факторов и "воспитывающих" влияний. Но - и в том радикальное отличие марксистской концепции от концепции Гельвеция - эти "случайности", благодаря стечениям которых один индивид вырастет умным, а другой - тугодумом, лишь на первый взгляд являют собой картину чистого хаоса. Если присмотреться к совокупному движению этих "случайных обстоятельств" внимательнее, то это движение обнаруживает некоторые тенденции, некоторые общие течения, которые заставляют эти "случайности" объединяться в пределах известных социальных зон весьма неравномерно. В одних зонах социального организма образуются более благоприятные для развития человека "стечения случайных обстоятельств", а в другие зоны "стекаются" обстоятельства гораздо менее благоприятные.

Э.В. Ильенков вывел взаимосвязь между системой разделения общественного труда и системой образования, которое во все времена, и в наше особенно, является социальным лифтом. Вывел Эвальд Васильевич и ответ на только зарождавшийся в его время кризис школы, кризис всей системы образования и воспитания (а сегодня этот кризис только развился и усугубился). Этим ответом было коммунистическое преобразование всей системы общественных отношений между людьми, включая и систему воспитания - систему отношений между "воспитателем" и "воспитуемыми". И в качестве аргумента против скептиков, утверждающих, что никакое коммунистическое преобразование системы воспитания не в состоянии преодолеть могучую силу "природного неравенства способностей", Э.В. Ильенков приводит результаты своей работы со слепоглухонемыми детьми.

Коварство ситуации отсутствия зрения и слуха при живом и активно развивающемся мозге заключается в полной отрезанности такого человека от социальной реальности. Он не способен воспринимать устную речь. Научить его письменной речи посредством дактильной (печатной) формы, примером которой может служить та же азбука Брайля, представляется практически невозможным. Место миллиардов взаимоперекрещивающихся и корректирующих друг друга факторов и "воспитывающих" влияний занимает полная пустота. Контакт "обучающих" и "обучающихся" практически полностью оборван. Однако в таких экстремально тяжёлых для педагогики условиях заключается и уникальная значимость подобного эксперимента.

Это был титанический труд, который проделали педагоги, формируя практически с нуля человеческую психику, будь то якобы врождённый поисково-ориентировочный рефлекс, который слепоглухие младенцы не проявляли, или работа со второй сигнальной системой - языком. Так, опыт показал, что для того, чтобы завязалась одна-единственная условная связь "знака" с "означаемой" им вещью, требуется восемь тысяч настойчивых воздействий. Приводить даже краткое описание всей проделанной работы педагогов представляется в рамках данной статьи неразумным. В этом отношении стоит отослать уважаемых читателей к работе Э.В. Ильенкова "Философия и культура", на основании которой и написана данная статья. Там в числе прочего приведены рассуждения философа о фантастических результатах этого эксперимента. А никак иначе определить его результаты просто невозможно.

Сергей Сироткин, Наталья Корнеева, Александр Суворов, Юрий Лернер - это те самые слепоглухие дети, которые при помощи педагогов смогли развиться до более чем полноценного уровня. Все участники эксперимента - выпускники Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. При поступлении все дети сдавали экзамены наравне с другими абитуриентами. Все они прошли обучение за шесть лет - на год больше, чем обычные студенты. После окончания университета Лернер работал в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, Сироткин защитил кандидатскую работу по философии и стал председателем постоянной Комиссии по деятельности слепоглухих при Европейском союзе слепых, Суворов стал доктором психологических наук и профессором кафедры педагогической антропологии университета Российской академии образования, а позже - ведущим научным сотрудником Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), наконец, Корнеева была научным сотрудником в Психологическом институте РАО и воспитала двух зрячеслышащих дочерей.

Результат эксперимента дал ответ со всей своей материальной точностью. Ответ на споры, витающие, как это водится, на философских высотах. Спор о душе, якобы самозарождающейся в наших телах по замыслу творца, спор о роли, казалось бы, непреодолимых естественных ограничений на пути развития человеческой личности и, что немаловажно, споры о системе образования. Э.В. Ильенков всё же был философ социальный и ответы давал в том числе на проблемы, терзающие систему организации общественных отношений. А вопросы культуры - это, конечно, прежде всего вопросы развития образования. "Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество" - с такими словами обратился В.И. Ленин к делегатам III съезда РКСМ.

Взгляд материалиста на идеальное в "Капитале" К. Маркса

И тем не менее основной вехой исследований в научных работах Э.В. Ильенкова являются диалектика, гносеология (раздел философии, изу-чающий возможности познания мира человеком) и частично онтология (раздел философии о наиболее общих категориях и закономерностях бытия). Представляется разумным привести один из примеров его рассуждений. Мы сконцентрируемся на вопросах идеального в "Капитале" К. Маркса. Этому вопросу была посвящена его кандидатская диссертация, что представляет особенный интерес.

Философия уже не одну тысячу лет сталкивается с проблемой познаваемости мира. Реальность, данная нам в ощущениях, имеет определённые закономерности своего движения и развития. Над изучением этого движения и развития, над изучением реальности и работает процесс познания. Но процесс познания не существует сам по себе. Он подвержен и когнитивным искажениям, и ограниченности чувственного восприятия исследователя. Он ограничен и человеческой психикой. Эти проблемы не новы для философии, их поднимали ещё в Древней Греции. С развитием науки исследователи шаг за шагом учились преодолевать препятствия на своём пути. В рамках популярной статьи не будем углубляться в глубины вопросов познаваемости мира, отослав читателя ко всё той же работе Э.В. Ильенкова "Философия и культура", а для самых заинтересованных обозначив принципиальную важность предварительно ознакомиться с "Материализмом и эмпириокритицизмом" В.И. Ленина. В данном рассуждении важно подробно обозначить проблему зависимости психической (и не только психической) деятельности отдельного человека от той до него и совершенно независимо от него сложившейся системы культуры, внутри которой возникает и протекает "духовная жизнь" каждого отдельного человека, то есть работа человеческой головы.

Э.В. Ильенков прослеживает путь выделения категории "идеальности" из древних форм недифференцированного, расплывчато-неопределённого представления о "психике" вообще, которая может с одинаковым успехом толковаться как вполне телесная функция вполне телесно понимаемой "души", какому бы органу в частности эта функция ни приписывалась: сердцу, печени или мозгу. Путь этот идёт ещё от Платона и Демокрита. В современной форме категория "идеальности" только и становится конкретно-содержательным определением известной категории явлений, фиксируя форму процесса отображения объективной реальности в общественно-человеческой по своему происхождению и существу психике, в общественно-человеческом сознании, и перестаёт быть лишним и потому ненужным синонимом психики вообще.

Маркс в "Капитале" вполне сознательно использует термин "идеальное" в том его формальном значении, которое придал этому термину Гегель, а не в том, в каком его употребляла вся догегелевская традиция, включая Канта, хотя философско-теоретическое толкование того круга явлений, который и там и тут одинаково именуется "идеальным", полярно противоположно его гегелевскому толкованию.

Идеальность формы стоимости заключается, по Марксу, разумеется, не в том, что эта форма представляет собой психический феномен, существующий лишь под черепной крышкой товаровладельца или теоретика, а в том, что в данном случае, как и в массе других случаев, телесная осязаемая форма вещи (например, сюртук) является лишь формой выражения совсем другой "вещи" (холста как стоимости), с которой она не имеет ничего общего. Стоимость воплощена в форме сюртука, а форма сюртука есть "идеальная, или представленная, форма" стоимости холста. Идеальность, по Марксу, и есть не что иное, как представленная в вещи форма общественно-человеческой деятельности, отражающая объективную реальность. Или, наоборот, форма человеческой деятельности, отражающая объективную реальность, представленная как вещь, как предмет.

Поэтому ни о какой "идеальности" не приходится говорить там, где нет общественно-производящих и воспроизводящих свою материальную жизнь людей, то есть индивидов, коллективно осуществляющих труд и потому непременно обладающих и сознанием, и волей. Но это никак не значит, что "идеальность вещей" - продукт их сознательной воли, что она "имманентна сознанию" и существует только в сознании. Как раз наоборот, сознание и воля индивидов выступают как функции идеальности вещей, как осознанная идеальность вещей. Идеальность тем самым имеет чисто социальные природу и происхождение, и вместе с тем идеальное в форме знания отражает объективную реальность, не зависящую от человечества. Это форма вещи, но вне этой вещи, и именно в деятельности человека как форма этой деятельности. Или, наоборот, форма деятельности человека, но вне этого человека, как форма вещи.

Поэтому-то Маркс и характеризует товарную форму как идеальную форму, то есть как форму, не имеющую решительно ничего общего с реальной, телесно осязаемой формой того тела, в котором она представлена и посредством которой она только и "существует", обладает "наличным бытием".

Она "идеальна" потому, что не заключает в себе ни одного атома вещества того тела, в котором она представлена, ибо это - форма совсем другого тела. И это другое тело присутствует здесь не телесно-вещественно - "телесно" оно находится совсем в другой точке пространства, - а только опять-таки "идеально", ни одного атома его вещества здесь тоже нет.

Согласно Ильенкову, именно понимание "формы стоимости вообще" как "формы чисто идеальной" и дало возможность К. Марксу впервые в истории политической экономии уверенно различить материальные формы отношений между людьми, как отношений, завязывающихся между ними в процессе производства материальной жизни совершенно независимо от их сознательных намерений (от их воли и сознания), и идеальное выражение этих отношений в формах их сознательной целесообразной воли, то есть в виде тех устойчивых идеальных образований, которые Маркс назвал "объективными мыслительными формами".

Форма стоимости понимается в "Капитале" именно как овеществлённая (представленная или "представшая" как вещь, как отношение вещей) форма общественно-человеческой жизнедеятельности. Непосредственно она и предстаёт перед нами как телесное, физически осязаемое "воплощение" чего-то "иного", и этим "иным" не может быть какое-то иное физически осязаемое "тело", другая "вещь", или "вещество", или субстанция, понимаемая как вещество, как некоторая физически осязаемая материя.

О языке Э.В. Ильенкова

Взгляд искушённого в чтении философских трактатов исследователя неизбежно отметит стремление Эвальда Васильевича писать о неизменно возвышенных материях "высокой" философии приземлённым языком. Простота и последовательность изложения заметно сказываются на объёмности его работ. Там, где дело могло бы ограничиться употреблением пары узкоспециализированных профессиональных терминов, он старательно выводит свои мысли и мысль следующего за ним читателя языком, как кто-то бы мог заметить, "обывательским".

Это не случайно. В своём письме математику Георгию Евгеньевичу Шилову Ильенков отмечает негативную тенденцию к превращению каждой профессии в замкнуто кастовую, от соседей обо-собленную уже языком - группу людей, не понимающих другую группу, не понимающих, стало быть, и того "общего дела", вокруг которого они в реальности продолжают трудиться, не видя его и не понимая ясно своей специфической роли и границ её компетенции.

Представляется уместным привести фрагмент из этого письма: "Не в обиду будь сказано, последнее время тут часто (гораздо чаще, чем "гуманитарии") грешат именно представители Вашей профессии. Вы огорожены от непрофессиональных вторжений в вашу область уже своим языком, мы - нет. Хотя у нас (у философов) свой язык тоже есть, и я при желании мог бы тоже вступать в такой спор в броне своих непроницаемых для математика терминов, вроде "трансцендентальной апперцепции", "в-себе и для-себя бытия", "самости" и тому подобных профессиональных словечек. Я всегда вынужден делать перевод этих эзотерических выражений на "естественный язык", иначе Вы со мной и разговаривать-то не стали бы, а мне разговор такой интересен, и я вынужден поэтому расшифровывать на естественном языке выражения, которые за собой имеют очень длинную и достаточно сложную историю. А этот перевод довольно часто и приводит к тому, что "расшифровывать" приходится всё подробнее - вплоть до исходных определений и аксиом философии, уточнять их определения".

В стремлении Э.В. Ильенкова к простоте изложения мысли отражается та глубина понимания бесконечно трудных к восприятию категорий, которой он достиг. Строчка за строчкой Эвальд Васильевич "расколдовывает" для читателя загадочную диалектику и громоздкую теорию познания. Следить за его рассуждениями о Гегеле, Канте и Фихте интересно уже потому, что они разительным образом сохраняют тот самый "естественный язык", не теряя при этом в содержании излагаемых мыслей. Не стоит заблуждаться, что Ильенков упрощает философию, как свою, так и изучаемых им мыслителей. В этом убедится любой, кто откроет его книги. За простотой формы изложения кроется всё та же тяжеловесность содержания.

Труды Эвальда Васильевича Ильенкова - это не развлекательное чтиво научно-популярного толка, а полноценные исследования, представленные в определённой форме диалога с читателем. Именно диалога. Читая его работы, замечаешь, как много подчас спорных утверждений автор выносит на обсуждение с читателем. Смелость многих высказываний выгодно отличается от содержания произведений многих современников философа. С текстом на руках можно не соглашаться, спорить и находить далее по ходу рассуждения аргументы, которые заставляют задуматься и где-то согласиться с Ильенковым, а где-то лишь больше удостовериться в ошибочности некоторых его положений. Чтение подобных исследований всегда представляет собой особую работу ума. Это не всегда бывает легко.

И тем не менее читать Э.В. Ильенкова нужно, а современным коммунистам просто необходимо. Работы таких философов составляют багаж подлинного интеллектуального наследия нашей партии - партии, которая так выделяется среди остальных именно своим идеологическим стержнем. Этот стержень, как камертон, позволяет давать точные оценки тем или иным событиям современности.

Газета "Правда" No.17 (31510) 16-19 февраля 2024 года, 3 полоса
https://gazeta-pravda.ru

*   *   *   *   *   *   *

Эвальд Ильенков в моей жизни

Юрий Белов

Я не был знаком с Эвальдом Васильевичем Ильенковым, хотя договорённость о нашей встрече состоялась. Но за несколько дней до неё пришла трагическая весть о его безвременной кончине.

К концу 1970-х годов, проштудировав ряд сочинений известных советских философов Б.М. Кедрова, П.В. Копнина, М.М. Розенталя, Р.И. Косолапова, я, не будучи философом, отдал предпочтение Э.В. Ильенкову. Считаю его самым выдающимся представителем советской философии. До него никто в ней так глубоко и с прозрачной ясностью не излагал суть диалектического мышления, диалектической логики. Причём доказательно утверждал, что их формирование должно начинаться смолоду. Помню, какое эвристическое потрясение произвела на меня его брошюра "Учитесь мыслить смолоду" (М., 1977 г.). В 1978 году прочёл её, мне было 40 лет. С тех пор я стал читать труды уже названных философов. В моём сознании при всей их несомненной значимости все они уступают Эвальду Васильевичу в уникальной оригинальности и масштабности его философского мышления. Таково моё субъективное мнение.

Защитник материалистической диалектики

Прежде всего Э.В. Ильенков был и остаётся защитником классического наследства в развитии категорий материалистической диалектики. В этом он был заодно с Б.М. Кедровым, П.В. Копниным, Р.И. Косолаповым.

В 1965 году на проходившем в Москве Всесоюзном совещании по современным проблемам материалистической диалектики он говорил: "Меня немного беспокоят раздающиеся здесь то и дело разговоры такого рода, что всё в мире развивается, а почему же диалектика должна составлять исключение? Давайте и диалектику развивать, давайте одни категории выбросим, другие введём, третьи - заменим на кибернетические или ещё какие-нибудь.

На первый взгляд, это звучит хорошо. Но не слишком ли поспешно? Прежде чем развивать категории логики, надо дать убедительные доказательства, что вы уже владеете этими категориями, хотя бы на том уровне, на котором владел ими Маркс в "Капитале". Когда вы это докажете и покажете, что они недостаточны, вот тогда развивайте.

...Получается часто следующее. Те самые люди, которые в философии мыслили... на очень популярном уровне, бросились "дополнять" свой философский багаж за счёт некритически усвоенных, философски не переваренных понятий математики, кибернетики, математической логики - всего, чего угодно, только не настоящей философии. Стали искать решения задачи на пути так называемого обобщения успехов естествознания, а не пути восстановления подлинно ленинских, подлинно марксистских норм, признаков и орудий работы в области философии, в области диалектики как логики и теории познания... История с кибернетикой в этом отношении очень типична. Замечательная вещь кибернетика, коммунизму нужная. Но зачем превращать кибернетику в очередную кукурузу?"

Отмеченная Ильенковым опасная тенденция нигилистического отношения к классическому наследству материалистической диалектики выродилась в лицемерные времена пресловутой перестройки в отказ от этого наследства. Здесь уместным будет вспомнить ленинскую философскую истину: "Борющимися партиями по сути дела... являются материализм и идеализм". С реставрацией капитализма в России идеализм взял верх над материализмом в социальных дисциплинах. И, по Гоголю, пошла писать губерния: диалектико-материалистический метод подменялся "системно-структурным подходом", "регуляционно-управляющими связями", "субстанциональными, структурными и функциональными образованиями" и так далее. Всё это было не чем иным, как торжеством идеализма.

Эвальд Васильевич, в чём я убеждён, предчувствовал грядущую опасность идеализма в партии и советском обществе. Не случайна его последняя предсмертная работа - "Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. Размышление над книгой В.И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм". Во введении к ней автор писал пророческие строки: "Вопрос по-прежнему стоит так, как поставил его в 1908 году В.И. Ленин: либо последовательный (диалектический) материализм - либо беспомощные плутания в теории, плутания, чреватые печальными, а то и трагическими последствиями".

Что мы имеем теперь? Мировоззренческое крошево буржуазной философии в самом её реакционном состоянии, иными словами, философии вырождения человечества. Её идеализм, обряженный в псевдопатриотические и "демократические" перья, уводит общество от классового анализа и оценки социальных факторов и явлений, то есть от того, чего требует диалектический материализм. Скажем прямо, в капиталистическом мире набирает силу фашиствующая философия, идеология и политика.

Диалектика подменена эклектикой: проповедуется взгляд на события в мире с одной стороны, с другой стороны, минуя социально-классовые противоречия, в первую очередь между трудом и капиталом. Молодые коммунисты и часть коммунистов среднего поколения - до 40 лет - в школе и вузе не получили знаний, хотя бы элементарных, о материализме и идеализме. Поэтому, на мой взгляд, очень полезно использовать работы Ильенкова в системе партучёбы КПРФ. Это поможет бороться с рецидивами идеалистических взглядов в наших рядах.

Откуда берётся ум?

Э. Ильенков, пожалуй, первым остро поставил в советском обществе вопрос о формировании диалектического мышления не только смолоду, о чём уже было сказано, но и с детства. "Диалектика, - утверждал он, - диалектическое мышление - это не мистически-таинственное искусство, доступное лишь избранным. Это просто-напросто действительная логика специфически человеческого мышления, и воспитываться она должна уже с детства. Иначе будет поздно". Что же препятствует воспитанию действительной логики человеческого мышления? Ильенков так отвечает на данный вопрос: "Ум, приученный с детства к действиям по штампу, по готовому рецепту "типового решения" и теряющийся там, где от него потребовалось самостоятельное размышление и решение, потому-то не любит "противоречий". Он всегда старается их обойти стороной, замазывать болтовнёй, сворачивая опять и опять на рутинные, протоптанные и затоптанные дорожки. Но поскольку это ему не удаётся, поскольку противоречие возникает вновь и вновь, несмотря на все старания его замазать с помощью чисто словесных ухищрений, такой ум в конце концов срывается в истерику. Именно там, где как раз и приходится мыслить, осмысливать сам предмет, а не только повторять чужие слова, пусть даже самые правильные.

Вообще отношение к противоречию является самым точным критерием культуры ума, умения мыслить. Даже просто показателем его наличия или отсутствия".

Выделю важнейшее, на мой взгляд, положение великого философа: "Ум с самого начала воспитывать так, чтобы противоречие служило для него не поводом для истерики, а толчком к самостоятельной работе, к самостоятельному рассмотрению самой вещи".

Напомним, что брошюра Ильенкова "Учитесь мыслить смолоду" вышла в свет в 1977 году. Тогда, в конце 1970-х, а затем все 1980-е годы, не говоря уже о 1990-х, в педагогическую среду исподволь внедрялась "теория" определения "коэффициента умственного развития", или "IQ". Коэффициент этот выявлялся на основе стандартизированных психологических испытаний - тестов. Ильенков скептически и иронически относился к надёжности и оправданности тестовых испытаний, ибо они, по его мнению, находились в ряду антинаучных: основывались на представлении о спонтанно развёртывающемся врождённом интеллекте.

Он дал диалектико-материалистический ответ на вопрос, откуда берётся ум. "От природы каждый индивид получает тело и мозг, способные развиться в "органы ума", стать умными в самом точном и высоком смысле этого слова. А разовьётся в итоге этот ум или не разовьётся - зависит уже не от природы. И грехи общества, до сих пор распределявшего свои дары не так равномерно, не так справедливо и демократично, как матушка природа, нам совсем незачем сваливать на неё". А именно к этому, к якобы врождённости интеллекта, никак не зависимого от общества, и сводится методика определения "коэффициента умственного развития". Она призвана уводить от социальных противоречий. Не развит ум, то, стало быть, виновата в том лишь матушка-природа, поскольку умственная одарённость или ограниченность есть явление врождённое. А социальный и политический строй к этому никакого отношения не имеет. К пониманию подоплёки идеалистической теории и методики определения "коэффициента умственного развития" я пришёл, читая Ильенкова.

ЕГЭ как тестирование "умственной развитости" по западной методике

В истории советской школы был период увлечения сидящих на педагогическом олимпе так называемой педологией, претендующей на роль о целостном изучении ребёнка: его анатомо-физиологического и биологического развития, наследственности, что, безу-словно, необходимо. Но педологи свели это изучение, возведя его в абсолют, к "обследованию" учащихся методом тестирования и только для определения пресловутого коэффициента умственной одарённости обследуемых. Причём пользовались тестами, разработанными западными специалистами. Абсолютизация данных педологических исследований привела к тому, что большинство советских школьников было признанно умственно отсталыми.

Критика педологических извращений, содержащаяся в постановлении Совнаркома и ЦК ВКП (б) 1936 года, уберегла советскую школу от кризиса накануне Великой Отечественной войны.

Брошюра Э.В. Ильенкова "Учитесь мыслить смолоду", как и все его сочинения, была предупреждением опасности утраты диалектического мышления не только на педагогическом, но и на партийном олимпе. Так я воспринимаю труды великого философа.

Он побудил меня заново перечитать работы В.И. Ленина, и в первую очередь его речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического союза молодёжи "Задачи союзов молодёжи". В ней речь идёт о воспитании культуры ума: "Коммунизм превратится в пустоту, превратится в пустую вывеску, коммунист будет только простым хвастуном, если не будут переработаны в его сознании все полученные знания. Вы должны не только усвоить их, но и усвоить так, чтобы отнестись к ним критически, чтобы не загромождать своего ума тем хламом, который не нужен, а обогатить его знанием всех фактов, без которых не может быть современного образованного человека".

И ещё о том у Ленина, за что страстно ратовал Ильенков: "Школа должна давать молодёжи основы знания, умение вырабатывать самим коммунистические взгляды..." (выделено нами. - Ю.Б.).

А что собой представляет современная российская буржуазная (да) школа? Она "натаскивает" учащихся на сдачу ЕГЭ. А ЕГЭ есть не что иное, как форма тестирования. Результат его предопределён: кесарю кесарево, а слесарю слесарево. Защитники данной формы тестирования лгут, разглагольствуя о равных возможностях при подготовке к сдаче ЕГЭ, что для детей из пролетарских семей, что для детей из буржуазных семей. Могут ли родители первых нанять репетиторов? Вопрос риторический.

Единый государственный экзамен превратил школу в школу зубрёжки, в школу муштры. Однако это не исключает подвижническую деятельность талантливых и бескорыстных педагогов. Им нужен В.И. Ленин и И.В. Сталин. Им нужен Антон Макаренко и Эвальд Ильенков. Я убеждён в этом. Они - союзники В.И. Ленина в деле выработки у юношества умения самим вырабатывать коммунистические взгляды.

О культуре дискуссии и полемики

Я не осмелился остановить внимание читателей на анализе таких фундаментальных работ Эвальда Васильевича, как "Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" К. Маркса" и "Ленинская диалектика и метафизика позитивизма". Я не сделал этого по причине отсутствия у меня профессиональной философской культуры. Но, как мне кажется, при штудировании названных и иных сочинений великого философа я усвоил главное у него - он считал, что философия имеет собственный предмет - МЫШЛЕНИЕ.

В последние годы он много уделял внимания проблемам формирования высших психических способностей человека и, соответственно, педагогическим проблемам воспитания диалектического мышления начиная с детства. Будучи в 70-е - 80-е годы XX века школьным учителем и преподавателем в профтехучилище, я, что понятно, прежде всего "схватился" за сочинения Э. Ильенкова, посвящённые проблемам воспитания умственной культуры.

В заключение остановлю внимание читателей на той роли, которой он придавал исключительно большое значение - на способности вести дискуссию и полемику с оппонентами и противниками. К великому сожалению, ни у старшего поколения, ни у молодого этой-то способности не оказалось в годы коварной горбачёвской перестройки.

Здесь лучше всего привести ряд выдержек из статьи Э. Ильенкова "Учиться мыслить!" без комментариев.

Об эгоцентризме

"Впервые эгоцентризм может быть преодолён лишь там, где ребёнок попадает в общество равных себе, в общество таких же эгоцентриков, с которыми он вынужден спорить и считать себя в силах сделать это. Только тут, собственно, он и вынуждается к попыткам взглянуть на вещи с другой точки зрения, глазами другого эгоцентрика, постигая постепенно и с трудом, - что эта другая точка зрения имеет точно такие же права, как и его собственная, что они равноправны".

"Преодоление эгоцентризма в восприятии и мышлении - это процесс чрезвычайно длительный и мучительный, сопровождающийся и взаимными обидами, и слезами эгоцентриков... Трудное это дело - понять, что твоя точка зрения не единственно возможная, тем более не единственно верная".

"Нередко это понимание не приходит к человеку и к старости. И тогда мы наблюдаем трагикомическое зрелище "дискуссий" между великовозрастными дядями и тётями, ведущими себя в точности так же, как трёхлетние малыши, пользующиеся любыми "аргументами", лишь бы утвердить свою точку зрения, невзирая ни на что".

О культуре спора

"Культура спора, культура дискуссии, имеющая своей целью выяснение объективной, каждый раз конкретной истины (а другой истины ведь и не бывает) - это очень трудно усваиваемая культура. Она предполагает умение взглянуть на вещи с противоположной точки зрения, привычку спрашивать себя: "А что, если предположить обратное?"

"Умение действительно грамотно спорить (а не пререкаться!) с другим человеком - с внешним оппонентом, которого ты признаёшь равным себе, лежит в основании другого, ещё более ценного умения - умения спорить с самим собой, т.е. в основании самокритичности мышления. А самокритичность - это синоним самостоятельности мышления".

"Умение постоянно полемизировать с самим собой, без наличия внешнего оппонента... является признаком высшей - диалектической культуры ума".

Об умном, диалектически мыслящем человеке

"Диалектически мыслящий (т.е., попросту говоря, умный) человек тем и отличается от недиалектически, однобоко мыслящего (от глупого), что заранее - наедине с собой - взвешивает все "за" и "против", не дожидаясь, пока эти "против" ему не сунет в нос противник. Он заранее учитывает все "против", их цену и вес и заранее уже готовит контраргументы.

Человек же, который старательно и пристрастно коллекционирует одни лишь "за", одни лишь "подтверждения" своему тезису, оказывается плохо вооружённым".

В полемике с субъективными и объективными идеалистами Эвальд Васильевич Ильенков, как и В.И. Ленин, сводил к абсурду основные тезисы своих противников. Обладая высокоразвитым диалектическим мышлением, делал он это блестяще. Так, как может это делать только классик процесса развития ленинской диалектики.

Газета "Правда" No.17 (31510) 16-19 февраля 2024 года
https://gazeta-pravda.ru

*   *   *   *   *   *   *

Авторы судятся с разработчиками нейросетей: как ИИ регулируется законом

Екатерина Подоплелова

ChatGPT пишет стихи, прогнозирует продажи и управляет производством. "РБК Тренды" рассказывают, почему технологический прорыв может оказаться вне закона и как нейросеть обидела несколько тысяч писателей.

Как собирают информацию

Составить клиентскую базу для рассылки или сделать подборку скандинавских мифов на датском языке - все это сбор данных. Сперва информацию придется найти, затем проанализировать и рассортировать по уровню важности.

Сбор больших объемов данных с веб-ресурсов называется скрейпинг (от англ. to scrape - "соскребать, собирать"). Его можно делать вручную, но чаще процесс автоматизируется: информацию собирают боты и преобразуют в удобный для работы пользователя вид.

Технология помогает формировать базы данных какой-то конкретной информации. С их помощью компании отслеживают цены конкурентов, агрегаторы собирают новости и объявления, маркетологи проводят исследования.

Скрейпинг не считается взломом - все данные берутся из открытых источников. Однако его могут использовать в незаконных целях. Хакеры собирают и продают персональные данные банкам, мошенникам или сливают в даркнет конфиденциальные корпоративные данные.

Например, в 2017 году "ВКонтакте" подала заявление в суд против компании Double Data. Double Data собирала из социальной сети персональные данные, а затем продавала банкам информацию о кредитоспособности пользователей. (В 2022 году стороны заключили мировое соглашение.)

Еще один пример из США. Компания Clearview AI разработала ПО по автоматическому распознаванию лиц. Для этого она собрала в Сети более 20 млрд изображений людей. Разработкой пользовались не только правоохранительные органы - ПО купили более 200 частных организаций. Некоторые сотрудники компаний использовали сервис, чтобы следить за личной жизнью других людей. В мае 2022 года суд запретил Clearview AI продавать свое ПО частному бизнесу.

Как связаны скрейпинг и нейросети

Искусственный интеллект - это технологии, которые могут обучаться и выполнять сложные задачи, имитируя человеческое мышление. ИИ тренируют двумя способами обучения: машинным и глубоким. В первом случае используют большие объемы данных для поиска и структурирования закономерностей. Во втором - результаты, полученные на предыдущем этапе, обрабатывают нейросети.

От обычных программ нейросети отличаются тем, что могут учиться, адаптироваться к новым задачам и самостоятельно создавать алгоритмы для их решения. Для тренировок нужен датасет - набор структурированных данных, которые "читает" нейросеть. С их помощью она строит модель, на основе которой ИИ генерирует контент.

Датасеты собирают двумя способами: вручную и автоматически. В первом случае люди сами отсматривают объекты и описывают их характеристики. Во втором - информацию ищут и обрабатывают системы сбора данных. Чем данных больше, тем точнее работает программа.

Если планируется, что нейросеть будет анализировать внутреннюю информацию - работу сотрудников, продажи или списки клиентов, то данные для датасета предоставит компания. Для других целей значительная часть информации берется из открытых источников, в том числе и с помощью скрейпинга. Например, чтобы нейросеть могла внятно общаться с пользователем, в систему загружают массивы текстов, написанных людьми. Такие материалы учат систему хорошо владеть языком, грамматикой и правильно отвечать на вопросы. Чтобы уменьшить количество некорректных ответов и неверной информации, с алгоритмами работают инструкторы - AI-тренеры.

Примеры "умных" языковых моделей с искусственным интеллектом - ChatGPT, разработанный компанией OpenAI, и LLaMA, выпущенная Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в России). Эти мощные инструменты можно применять для самых разных сфер и задач - от игр и переводов на другие языки до производства и машиностроения.

Для ChatGPT и LLaMA системы автоматического сбора данных собирали информацию из научных статей, субтитров к видео, "Википедии" и других открытых источников. А еще на наборах данных, собранных из тысяч литературных произведений. Без скрейпинга такие объемы пришлось бы собирать и систематизировать вручную очень и очень долго.

При обучении GPT-3 применялся датасет размером 570 Гб. Для сравнения 1 Гб - это примерно 1 тыс. книг на 200-300 страниц. Один из прототипов ChatGPT серии GPT-3,5 содержит более 720 Гб многоязычных текстовых данных.

Авторы против нейросетей

Для обучения ИИ, помимо прочих источников, часто применяют наборы данных Books1, Books2 и Books3. С помощью этих датасетов разработчики учат нейросети общаться с пользователем, писать тексты.

Список Books1 содержит около 70 тыс. книг с истекшими авторскими правами или лицензиями, допускающими некоммерческое распространение. Никто точно не знает, что находится внутри Books2 и Books3, - разработчики не раскрывают список. Некоторые подозревают, что они содержат коллекции пиратских библиотек, таких как Library Genesis, Z-Library и Bibliotik. Аналогичные ресурсы есть и в России. Например, "Флибуста" или "Рутрекер".

Независимый разработчик Books3 Шон Прессер подтвердил, что в датасет загружена копия Bibliotik. При этом он заявил, что хотел не навредить авторам, а предоставить независимым разработчикам данные для создания и обучения нейросетей уровня OpenAI. Цель - помочь избавиться от монополии технологических гигантов на генеративный ИИ, дающей корпорациям полный контроль над технологией, меняющей культуру и жизнь.

Журналисты и независимые эксперты исследовали список Books3. В нем оказалось более 2,5 тыс. книг, защищенных авторским правом, - это около 2% от всего объема набора данных. Сборник содержит художественную и документальную литературу. В него вошли минимум девять книг Харуки Мураками (например, "Охота на овец"), 33 книги Маргарет Этвуд (в частности, "Рассказ служанки") и произведения других писателей.

Это возмутило современное литературное сообщество. Результатом стало открытое письмо к ведущим компаниям-разработчикам с призывом уважать авторские права и интеллектуальную собственность. Обращение подписали более 8 тыс. писателей, а уже в сентябре 2023 года Гильдия авторов подала коллективный иск против OpenAI за обучение ChatGPT на их книгах. До того, как началась шумиха, компания не скрывала, что использует для ИИ списки Books2 и Books3. Сейчас упоминания об этом скрыты.

В числе истцов находятся популярные авторы Джордж Мартин ("Песнь Льда и Огня") и Сьюзен Коллинз ("Голодные игры"). 4 декабря иск изменили - в нем ответчиком стала компания Microsoft (компания сотрудничает с OpenAI в сфере развития технологий и инвестирует в нее). В середине февраля 2024 года суд отклонил большую часть претензий авторов из-за отсутствия прямых доказательств нарушения авторских прав.

Судов не избежала и компания Meta с обученной на Books3 языковой моделью LLaMA. Против компании выступают писатель Ричард Кадри, комик Сара Сильверман, сценарист Кристофер Голден и другие известные авторы.

А вот писатель Стивен Кинг разрешил пользоваться своими книгами для обучения. Вот что он говорит по поводу творчества нейросетей: "Стихи ИИ... во многом похожи на деньги в кино: хорошие на первый взгляд, но не очень хорошие при внимательном рассмотрении".

Еще одно судебное дело с нарушением авторских прав начало издание The New York Times. Иск открыт против OpenAI и Microsoft - компании обучали нейросети на миллионах статей без разрешения владельцев авторских прав. В результате чат-боты могут имитировать работу журналистов и отвечать на вопросы о важных событиях или рассказывать новости. Это отнимает у издания аудиторию и доход - пользователям достаточно полученных ответов, и они перестают посещать веб-ресурс.

Как сейчас регулируются ИИ-технологии

Беспокойство по поводу того, что искусственный разум перехитрит людей и выйдет из-под контроля, усилилось с появлением нового поколения чат-ботов с генеративным ИИ. Глубокой законодательной базы для комфортного сосуществования людей и нейроразработок пока нет. Это заставило страны всего мира начать работать над правилами для стремительно развивающихся технологий.

Китай

Китай стал первой страной, начавшей регулировать развитие генеративного ИИ на законодательном уровне. С 2020 года там действует запрет на публикацию дипфейков и другой ложной информации, созданной с помощью сервисов ИИ. Нарушение приравнивается к уголовному преступлению.

А в июле 2023 года Китай утвердил меры по управлению генеративным ИИ. Правила распространяются на алгоритмы, доступные широкой публике, и не затрагивают разработки исследовательских институтов или предназначенные для использования за границей.

Ключевые положения правил:

разработки должны проходить проверки безопасности;

данные и базовые модели должны быть из легальных источников;

права интеллектуальной собственности не должны нарушаться;

на использование личной информации необходимо получить индивидуальное согласие;

материалы, созданные ИИ, не должны подрывать государственную власть.

За соблюдением правил будут следить семь национальных агентств, включая Министерство науки и технологий, Национальную комиссию по развитию и реформам и Министерство образования КНР.

Россия

Правовое регулирование ИИ в России проходит на нескольких уровнях госуправления. Основные принципы развития и использования ИИ описаны в указе президента "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации". Раздел III указа гласит: "Основными принципами развития и использования технологий искусственного интеллекта... являются: защита прав и свобод человека: обеспечение защиты гарантированных российским и международным законодательством прав и свобод человека". Здесь же обозначены критерии к наборам данных - они должны быть общедоступны, соответствовать нормам и законодательству.

Более четкое применение ИИ - в сферах торговли, здравоохранения, транспорта, образования и других регулируют федеральные законы. Например, ФЗ No. 152 контролирует использование персональных данных информационными системами. А ФЗ No. 408 регулирует разработку и применение технологий, в том числе сбор и обработку данных, находящихся в свободном доступе.

Также для инновационных технологий в России действует экспериментальный правовой режим - "регуляторные песочницы". Они помогают разработчикам тестировать свои продукты, не нарушая закон. Вкратце о принципе действия "песочниц": для тестирования проекта выбирается контролируемая среда и определяются конкретные сроки - несколько месяцев или лет. На время испытаний нормативная база упрощается - это может быть отказ от каких-то согласований, стандартов или получения лицензий. После тестового периода инновации выходят на рынок или отправляются на доработку. Особые права получили нейроразработки, ИИ, big data и еще семь технологий. Цель "песочниц" - ускорить выпуск новых разработок.

США

22 марта 2023 года Илон Маск и почти 1 тыс. крупнейших специалистов в сфере ИИ подписали открытое письмо, в котором потребовали приостановить обучение генеративных сервисов, пока процессы не станут регулироваться протоколами безопасности и независимыми экспертами. В противном случае мощные разработки могут стать крупномасштабной угрозой для человечества, говорилось в письме.

Для контроля за безопасным развитием и внедрением генеративных технологий в госсекторе в США появилось новое ведомство - Центр безопасности ИИ (AI Security Center). А в октябре 2023 года Белый дом опубликовал указ о безопасном, защищенном и заслуживающем доверия искусственном интеллекте. Документ основан на добровольных обязательствах ведущих разработчиков ИИ, подписавших мартовское открытое письмо. Он состоит из восьми основных частей, описывающих правила использования ИИ-систем. Они обязывают разработчиков делиться результатами тестирования алгоритмов, соблюдать гражданские права и сформировать правила использования нейросервисов. Также планируется маркировать контент, созданный ИИ, чтобы не вводить в заблуждение людей фейковой информацией.

Европейские страны

В сентябре 2023 года Европарламент согласовал предварительное соглашение закона об ИИ. Он фиксирует правила разработки и использования крупных моделей искусственного интеллекта и защищает людей от злоупотреблений технологиями со стороны государственных органов. Согласно документу системы ИИ общего назначения должны соответствовать требованиям прозрачности. К ним относятся разработка технической документации, соблюдение закона Евросоюза об авторском праве и распространение подробных обзоров содержания, используемого для обучения.

Окончательный закон вступит в силу не раньше 2025 года и грозит жесткими финансовыми штрафами за несоблюдение правил. Сумма зависит от вида нарушения и размера компании - от €7,5 млн, или 1,5% от глобального оборота компании, до €35 млн, или 7% выручки.

Другие страны

1-2 ноября 2023 года в Великобритании состоялся первый международный саммит по безопасному использованию ИИ. Делегаты из 28 стран, включая США и Китай, договорились сообща контролировать развитие ИИ и сдерживать возможные риски. Участники подписали "Декларацию Блетчли" о безопасном использовании ИИ. Такое масштабное обсуждение необходимо для того, чтобы сбалансировать права человека с экономической и национальной безопасностью и технологическими запросами компаний на законодательном уровне.

Как зафиксировать авторство

Защитить контент от скрейпинга сложно: для этого нужно постоянно мониторить Сеть - не выложил ли кто-то в свободный доступ авторский материал. Ресурсов очень много, а еще больше пользователей, которые делятся чужими произведениями без мысли о том, что нарушают закон.

Авторские права - это интеллектуальная собственность, которая охраняется законом. Они могут быть личными и исключительными. Первые - бессрочные, и их нельзя передать. В них входит право автора публиковать и удалять произведение под своим именем или псевдонимом. Исключительные права автор может передать - бесплатно или за деньги. В этом случае их обладатель может использовать объект в соответствии с законом.

Тексты входят в объекты авторских прав (согласно ст. 1295 ГК России). В России они по умолчанию принадлежат автору, и официальная регистрация не обязательна. Но в качестве меры профилактики нарушения прав лучше зафиксировать авторство.

Вот как это сделать:

заверить авторство у нотариуса;

отправить на свой адрес заказное письмо с подлинником;

опубликовать произведение онлайн или офлайн;

задепонировать свой труд (зафиксировать в специальном реестре или передать копию на хранение).

Как отследить использование произведения в ИИ

Пока никак, только если увидеть точное совпадение текста в ответе нейросети. И даже это могут не засчитать доказательством - в иске NYT против OpenAI и Microsoft говорится о почти дословном цитировании статей. Но компания-ответчик просто назвала такие случаи редкими ошибками, которые будут исправляться.

Авторы смогут защитить себя от незаконного использования интеллектуальной собственности, если информация о разработках будет открытой. Поэтому вопрос прозрачности инновационных технологий так актуален и обсуждается странами на глобальном уровне. Сейчас компании-разработчики не готовы добровольно предоставлять доступ к подобным данным - этого не сделали ни OpenAI, ответственная за ChatGPT, ни Meta, выпустившая LLaMA.

Мировое сообщество уже предпринимает действия, чтобы изменить ситуацию и вывести из тени нелегальные методы разработок. Адвокаты авторов, подавших иск против OpenAI, Джозеф Савери и Мэтью Баттерик считают, что ИИ в итоге будет напоминать то, что произошло с цифровой музыкой, телевидением и фильмами, и будет соответствовать закону об авторском праве. Нейросети будут обучаться на лицензированных данных с раскрытием источников, а разработчики будут обязаны платить авторам за использование интеллектуальной собственности.

Обновлено 22.02.2024

Подробнее на РБК: https://trends.rbc.ru/

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное