Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 1036


"Эконометрика", 1036 выпуск, 30 ноября 2020 года.

Электронная газета кафедры "Экономика и организация производства" научно-учебного комплекса "Инженерный бизнес и менеджмент" МГТУ им.Н.Э. Баумана. Выходит с 2000 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Лозунг "Профессора, пролетарии умственного труда, соединяйтесь!" выдвинул профессор кафедры государственного и муниципального управления Тюменского государственного университета, доктор юридических наук Владимир Иванович Осейчук.

Обсуждение продолжает статья "Професcура на обочине, Или Scopus, оскопление науки и... национальная гордость" доктора филологических наук, профессора МПГУ, Олега Ивановича Федотова.

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Профессора, пролетарии умственного труда, соединяйтесь!

Газета "Правда" No.60 (30847) 7-10 июня 2019 года

1 полоса

Автор: В.И. Осейчук, профессор кафедры государственного и муниципального управления, профессор кафедры конституционного и муниципального права Тюменского государственного университета, доктор юридических наук, лидер регионального отделения движения НПСР в Тюменской области.

Открытое письмо профессорам России

Уважаемые коллеги!

Обратиться к вам с настоящим письмом меня побудило следующее обстоятельство. За последний месяц три профессора Тюменского государственного университета (ТюмГУ) мне задали несколько вопросов-упрёков. Они звучали примерно так: "Почему ты, как лидер регионального отделения Общероссийского общественного движения "Национально-патриотические силы России" в Тюменской области, выступая по актуальным вопросам федеральной и региональной повестки дня, молчишь о том, что происходит в сфере высшего образования, в том числе в ТюмГУ? Почему профессора не объединяются для защиты прав и академических свобод профессорско-преподавательского состава, а также национальных интересов в сфере высшего образования?"

Признавая правомерность такой постановки вопросов, проанализировав и оценив ситуацию в сфере высшего образования, я решил обратиться к вам с этим письмом, тем самым выполнив свой профессиональный долг перед профессорско-преподавательским составом, сотрудниками и студентами ТюмГУ, профессорским сообществом России. При этом понимаю, что от меня требуется системный взгляд на то, что происходит в сфере высшего образования и что делать дальше, не скатываясь к мелочам.

Главную цель настоящего письма вижу в следующем. Во-первых, показать основные недостатки действующей модели государственного управления в сфере высшего образования. Во-вторых, обозначить контуры альтернативной модели развития высшего образования в России. В-третьих, инициировать учреждение Общероссийской профессорской ассоциации для защиты прав и академических свобод профессорско-преподавательского состава, защиты национальных интересов в сфере высшего образования, принятия на себя доли личной ответственности за позитивные перемены в ней.

Начну с краткого анализа ключевых проблем в сфере высшего образования. Изучение положения дел показало, что в сфере высшего образования России либералы творят что хотят. Они захватили господствующие высоты на федеральном уровне. Либералы преданы глобальному проекту искренне и восторженно. В их головах давно и прочно утвердилась следующая мысль: лучше "западного" проекта ничего нет и быть не может, а потому профессорско-преподавательскому составу рекомендуется повиноваться либеральным "реформам" и не думать об интересах Отечества и проживающего в нём народа, а награда за приверженность западному проекту нас обязательно найдёт.

Реформа высшего образования в постсоветской России строилась и продолжает строиться на основе определённой мировоззренческой установки тех, кто нами руководит. Так, бывший министр образования А.Фурсенко (он сейчас помощник президента России) считал: "...недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других". Следовательно, этому государственному деятелю нужны не творцы новых идей, технологий и продуктов, а потребители товаров, созданных другими людьми в других странах.

Кроме того, он же заявлял буквально следующее: "Профессиональное образование должно стать непрерывным и высокодоходным бизнесом". То есть на высшем уровне государственной власти было объявлено, что система профессионального образования должна формировать не специалиста, не семьянина и не гражданина, а приносить прибыль.

Бывший руководитель Центра стратегических разработок и министр социально-экономического развития и торговли, а ныне глава Сбербанка Г. Греф, озаботившись трудностями манипулирования сознанием российского народа, заявлял: "Как жить, как управлять таким обществом, где все имеют равный доступ к информации, все имеют возможность получать напрямую не препарированную информацию...".

В свою очередь "социальный" вице-премьер О. Голодец заявила, что 65% россиян не нужно высшее образование. В то время когда на Западе строят экономику знаний, когда вкладывают деньги в человека, в его саморазвитие, "эффективные менеджеры" в России объясняют, что большинству россиян хватит и ПТУ.

А председатель правительства России Д.А. Медведев на вопрос учителя о том, почему у преподавателей такие мизерные зарплаты, посоветовал ему сменить вид деятельности и заняться бизнесом.

Лабораторией заимствования западнических подходов в сфере образования России и одновременно её разрушения выступает Высшая школа экономики. Фактически ей придана роль, с одной стороны, законодателя реформ в сфере образования, а с другой - главной экспертной площадки реформы экономики. Особый статус ВШЭ поддерживается руководством страны. Именно туда идут государственные заказы на разработку проектов либеральных "реформ", выделяются для этих целей гранты. Представители ВШЭ неизменно включаются в экспертные группы и комиссии высших органов государственной власти. Заработная плата профессорско-преподавательского состава в Высшей школе экономики принципиально больше, чем в любом другом вузе страны. Философию ВШЭ как идейной площадки действующей модели государственного управления выражают слова её научного руководителя Е. Ясина: "Во всём мире идёт борьба за то, чтобы подороже "продать" свою страну". Вот такие деятели и продают Россию оптом и в розницу.

В связи с этим неудивительно, что известный российский политик Сергей Бабурин, выступая на втором профессорском форуме в феврале 2019 года, сорвал шквал аплодисментов, когда заявил примерно следующее: "Когда я вижу рекомендации Высшей школы экономики, то у меня возникает такая мысль: Осторожно! Угроза национальной безопасности!"

В сфере управления высшим образованием сформировалась группа "успешных" и "эффективных менеджеров", почти разрушивших советскую модель высшего образования, одну из лучших в мире, но не сумевших создать более конкурентоспособную модель, позволяющую развивать интеллектуальный и духовный потенциал народа и каждого человека, обеспечивать лидирующие позиции России в мировом сообществе. В своём большинстве они заняты в основном личным обогащением и пиаром, разгоном тех, кто им не поддакивает и способен бросить вызов. Они ошибочно или сознательно за основу государственного управления сферой образования взяли американскую модель, вместо того чтобы опереться на советскую модель и творчески заимствовать, например, рациональные элементы скандинавской модели, которая ближе российскому менталитету.

Обращает на себя внимание и тот факт, что финансирование науки и высшего образования в течение последних 27 лет осуществляется по остаточному принципу. В настоящее время величина затрат на научные исследования и содействие научно-техническому прогрессу в расчёте на одного занятого исследованиями и разработками (с учётом профессорско-преподавательского состава вузов) в России в 8 раз меньше, чем в Южной Корее, и в 12 раз меньше, чем в Германии.

Введение ЕГЭ при отмене вступительных экзаменов в вузы России привело к тому, что институты и университеты утратили возможность качественного отбора абитуриентов.

Перевод государственных вузов на частичное самофинансирование вынуждает ректоров принимать как можно больше абитуриентов на коммерческих условиях безотносительно к их способности или неспособности учиться; сводить к минимуму отчисление студентов в связи с академической неуспеваемостью, что позволяет учащимся откровенно игнорировать требования преподавателей.

Внедрённая без всякого гласного обсуждения балльно-рейтинговая оценка успеваемости студентов убивает у них всякие стимулы к повышению своего интеллектуального уровня.

Отказ от стандарта дисциплин, изучаемых студентами по специальностям и направлениям, ведёт к тому, что недалёк тот час, когда выпускники вузов, обучавшиеся в Тюмени, Кургане или Магадане, случайно встретившись в Москве, не будут понимать друг друга, так как изучали разный перечень дисциплин.

Перманентная "модификация" Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, который меняется со средней скоростью один новый стандарт в год, заваливает профессорско-преподавательский состав бумажной работой. При этом в стандарте не просматривается ориентация на то, что выпускник вуза должен обладать такими качествами, как честность, трудолюбие и справедливость, быть высококультурным человеком и примером для остальных граждан. В нём видно полное пренебрежение к личности человека и гражданина.

Многие вузы переведены на "ручное управление" "эффективными менеджерами", не достигшими значительных высот в преподавании и научной деятельности. Они, как правило, не читают лекций и не проводят практических занятий, достаточно пренебрежительно относятся к профессорско-преподавательскому составу.

Всё шире распространяется практика заключения с профессорско-преподавательским составом контрактов на год или полтора, что порождает проблему с научным руководством студентами и аспирантами, а также создаёт условия, при которых "слишком независимого" преподавателя легко уволить, что в последнее время происходит довольно часто.

Профессорско-преподавательский состав всё чаще отстраняется от участия в принятии значимых решений по организации деятельности института или университета. При этом публично всячески демонстрируется "псевдоколлегиальность".

Ограничиваются академические свободы. Профессорско-преподавательскому составу навязана модель преимущественной публикации результатов исследований в зарубежных научных журналах, что противоречит требованиям статей 34 и 44 Конституции РФ, не соответствует национальным интересам, не имеет никакого отношения к качеству содержательной подготовки студентов. Более того, такой подход ведёт к тому, что профессорско-преподавательский состав ретивые администраторы стремятся превратить в научно-исследовательский штат.

Растёт количество вузов, лишённых права выбирать ректоров. Ректоры, в свою очередь, протягивают эту "вертикаль" ещё глубже, формально либо явочным порядком отменяя выборность руководителей подразделений. Во многом с этим связана замена факультетов на институты, а кафедр - на департаменты.

Бездумное слияние и укрупнение вузов стало причиной потери управляемости и разрушения многих педагогических коллективов.

Копирование образовательных систем ряда зарубежных стран (введение ЕГЭ, присоединение к Болонскому процессу) отвлекло огромные финансовые и организационные ресурсы, привело к утрате некоторых традиционных конкурентных преимуществ российской системы образования. При этом объективный позитивный результат не достигнут.

Главные отрицательные последствия этой "реформы" следующие: приём в вузы по деньгам, а не по уму объективно снизил качество знаний студентов. Кроме того, такой порядок сделал высшее образование недоступным для детей из малообеспеченных семей, в первую очередь из сельской местности.

Произошло снижение престижа профессии преподавателя, уровня социальной защищённости профессорско-преподавательского состава, качества высшего образования. Ухудшились условия для научной деятельности. Развалилась аспирантура.

Конкурсы на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава всё чаще не являются честными и прозрачными, превращаются в раздолье административного произвола. В условиях отсутствия обоснованных и справедливых критериев конкурсного отбора, профессорской солидарности почти каждый профессор выживает или умирает в одиночку без надежды на лучшее будущее.

В настоящее время статус профессора в России имеют около 30 тысяч человек. Это элита высшего образования. Обладая глубокими научными знаниями о прошлом, критически оценивая настоящее, профессор может передать молодому поколению представление о будущем. Однако в современной России правовой статус и оплата труда отечественного профессора неоправданно и несправедливо понижены.

В либеральной модели управления сферой высшего образования не оказалось места для заботы "эффективных менеджеров" об условиях достойной жизни и свободного развития профессорско-преподавательского состава, как того требует статья 7 Конституции РФ. Здесь действует иной принцип. "Эффективные менеджеры" берут себе по максимуму, а профессорско-преподавательскому составу бросают по минимуму. Тем преподавателям, которые желают иметь более высокую оплату труда, они предлагают брать нагрузку 1,5 ставки, подавать заявки на гранты, писать статьи в международные журналы, входящие в базы цитирования Web of Science и Scopus и т.д.

Средняя зарплата госслужащего России сегодня свыше 100 тысяч рублей в месяц, что более чем в 2 раза превышает зарплату профессора. Для сравнения: средняя зарплата госслужащего США - 41000 долларов в год, что более чем в 2 раза меньше годового дохода американского профессора. Годовой бюджет Турции в 2 раза меньше бюджета России, но зарплаты турецких профессоров в 3 раза больше, чем у российских. Согласно данным международного исследования "Зарплаты профессуры. Глобальный сравнительный анализ компенсаций и других условий трудовых договоров", Россия оказалась на предпоследнем месте среди 28 стран, опередив лишь Армению, но пропустила вперёд не только развитые страны, но и такие, как Эфиопия, Нигерия, Южно-Африканская Республика. По уровню оплаты труда профессора России занимают последнее место среди стран БРИКС.

В советские времена было так. Минимальная зарплата в стране составляла 70 рублей, средняя зарплата - примерно 200 рублей, у профессора - 450 рублей, у ректора - 500 рублей, у первого секретаря обкома КПСС - 600 рублей, у союзного министра - 800 рублей, у Генерального секретаря ЦК КПСС - 1200 рублей. Такая система оплаты труда вполне соответствовала принципам справедливости и солидарности.

Но с приходом к власти либералов ситуация с оплатой труда профессоров круто изменилась. Вот последние статистические данные. Минимальная зарплата в стране - 11280 рублей, средняя в Тюменской области - 42316 рублей, зарплата профессора ТюмГУ на одной ставке - менее 50000 рублей, зарплата ректора - более 300000 рублей, министра науки и высшего образования - более 450000 рублей, президента страны - более 700000 рублей.

Эта статистика убедительно показывает, что зарплата отечественного профессора в постсоветский период снизилась по отношению к минимальной и средней зарплате в стране и стала существенно меньше по сравнению с зарплатой ректоров, отраслевого министра и главы государства.

По состоянию на 22.05.2019 года по должности "профессор" в России открыто 340 вакансий. Для 48,8% открытых профессорских вакансий работодатели указали заработную плату в размере 43800-79000 рублей, 35% объявлений указывают зарплату 8600-43800 рублей, и только 5,9% объявлений с зарплатой 79000-114200 рублей.

Эти данные ещё раз уличают во вранье официальные отчёты властей относительно выполнения указа президента России, касающегося того, что зарплата профессорско-преподавательского состава должна быть не менее двух средних зарплат по региону.

Зная эти цифры, так и хочется крикнуть "эффективным менеджерам": "Эй, вы, там, наверху! Прекратите геноцид профессуры! Вы хоть понимаете, что, превратив большинство профессоров в бедных и нищих, вы создали благоприятные условия для "высасывания" научных талантов из России? Или вы, как компрадоры, делаете это сознательно, надеясь на благодарность своих покровителей на Западе и Востоке? А может быть, вы не за страх, а за совесть служите делу угнетения и порабощения России?"

Кроме того, нам, профессорам, пора задать "эффективным менеджерам" следующие вопросы: "Чёрт возьми, почему так? Почему российский чиновник получает в 2 раза больше, чем университетский профессор, который его учил? Где доказательства того, что эффективность деятельности российского чиновника в 2 раза выше, чем у отечественного профессора? Предъявите нам эти доказательства, мы на них посмотрим!"

Причём снижение материального благополучия профессора сопровождается увеличением его учебной нагрузки. Она у российских вузовских преподавателей - самая большая в мире. В советское время она составляла от 450 до 650 часов в год, включая примерно 120-150 часов аудиторных занятий. В настоящее время годовая нагрузка профессора на одну ставку доведена до абсурдно-максимальных величин - 850-900 часов, в том числе 350 аудиторных часов.

Для сравнения: не в самых богатых европейских странах годовая учебная нагрузка у профессора в среднем 240 часов, а остальное время рекомендуется уделять научным исследованиям. Еженедельная нагрузка профессоров университетов США, как правило, равна 4 академическим часам. То же самое было в СССР до 1941 года. В Германии у профессора университета учебная нагрузка - 9 часов в неделю.

Имея низкий доход, профессор вынужден работать на 1,5 ставки по основному месту работы либо подрабатывать в других учебных заведениях или научных и коммерческих организациях. Добывание денег идёт в ущерб здоровью и использованию творческого потенциала профессора. А в конечном итоге страдают студенты.

Постоянный рост учебной нагрузки и предъявляемых к сотрудникам вузов заведомо невыполнимых требований со стороны "эффективных менеджеров" вынуждает всё большее число преподавателей покидать вузы. На фоне массовых увольнений и сокращений это приводит к замене профессиональных сотрудников дилетантами, а также не позволяет обеспечить преемственность в подготовке молодых преподавателей.

Материальное унижение профессоров и преждевременные отставки сокращают их численность, являются одним из ключевых факторов ухудшения качества высшего образования в нашей стране. Дело дошло до того, что по такому показателю, как численность профессоров на 10000 населения, Россия занимает предпоследнее место в Европе. Это результат сокращения по рекомендациям Всемирного банка количества вузов в России до 200 в перспективе, а значит, и значительное сокращение числа профессоров.

Особое внимание следует уделить недавно появившемуся прогнозу, что к 2030 году в России будет не хватать порядка 220 тысяч преподавателей школ.

Было бы неправильно в этом письме не коснуться положения дел в ТюмГУ. Ведь здесь можно ярко увидеть, как либеральная модель управления сферой образования работает на практике в конкретном регионе и в конкретном вузе.

Я коснусь лишь кадрового и финансового аспектов. Причём тех, которые публично не обсуждаются, но жарко дебатируются в университетских кулуарах.

В первую очередь обращу внимание на то, что в Программе повышения конкурентоспособности Тюменского государственного университета отмечается: "Значительное число профессоров (85%) в силу объективных причин (возраст) прошли пик научной продуктивности, а основная доля сотрудников - доценты (432 человека) - представляет собой типичный продукт академического инбридинга (как правило, получили высшее образование и учёные степени в ТюмГУ) с присущими им недостатками". Я, как получивший высшее образование в Москве, а учёную степень доктора юридических наук - в Институте законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации, предполагаю, что такое о родной альма-матер мог написать только отъявленный либерал. Такому человеку чужды родные пенаты, он способен за копейку мать родную продать и Отечество в придачу. Но как такое мог подписать ректор ТюмГУ В.Н. Фальков, выпускник университета, получивший здесь учёную степень кандидата юридических наук?

В одной из презентаций ректора касательно кадровой политики в 2016-2018 годах говорится о стратегии сокращения "непродуктивного персонала". И похоже, что под этим "непродуктивным персоналом" в первую очередь подразумеваются профессора-доктора наук.

В настоящее время в ТюмГУ наблюдаются искусственное выдавливание докторов наук, профессоров из руководства вуза и их увольнение из университета под разными предлогами. Так, среди восьми человек ректората докторами наук являются лишь двое. Только в четырёх из 17 институтов и приравненных к ним подразделений руководителями являются доктора наук. В Институте государства и права ТюмГУ за последние три года сменились три директора. Причём все они - кандидаты наук, хотя до них этим институтом руководили доктора наук, профессора.

Массовым, если не преобладающим, стало руководство кафедрами кандидатами наук при наличии штатных профессоров-докторов наук. А ведь заведующий кафедрой - это прежде всего величина в научном мире.

Складывается даже впечатление, что на руководящие должности в ТюмГУ кадры ставятся по принципу лояльности, а не профессионализма.

Более того, немало профессоров под разными предлогами уволены из вуза или в знак протеста против проводимой в университете политики сами увольняются. Например, за последние годы только из Института государства и права ушли 9 профессоров. При этом ни один новый штатный профессор не был принят в институт. Видимо, руководство университета не понимает или игнорирует тот факт, что качество подготовки студента и конкурентоспособность вуза в решающей степени определяются профессурой.

Профессор - это кладезь научных знаний: чем он старше, тем выше ценность его творческих достижений. Накопленный им богатейший опыт, информированность о теоретических основах и современном состоянии преподаваемых дисциплин необходимо максимально использовать.

Кроме того, сфера высшего образования нуждается не просто в обновлении и омоложении профессорско-преподавательского состава, а в качественной смене ценностной мотивации педагогов: когда педагоги будут служить народу, а не своему начальнику, личному успеху и обогащению.

Много вопросов вызывает деятельность Школы перспективных исследований ТюмГУ. Например, её стратегической целью обозначен вклад в мировую дискуссию о наиболее актуальных проблемах социального и гуманитарного знания. Я не против участия в мировых дискуссиях. Но для меня очевидно, что Школе следовало бы в первую очередь заняться исследованием актуальных проблем социально-экономического и научно-технологического прорыва России и Тюменской области.

На сайте подразделения заявляется, что исследовательская программа Школы призвана обеспечить интегрирование в глобальные академические сети (наверно, в качестве поставщика интеллектуальных ресурсов). И вот как это выглядит на практике. Одна из команд Школы, в которой из пяти исследователей один - россиянин, а четверо - англосаксы, намеревается высветить возможность любовных отношений между человеком и нечеловеческим. Вместо того, чтобы исследовать факторы укрепления отношений между мужчиной и женщиной, поскольку, по официальной статистике, на 100 браков имеем 70-80 разводов, что также является причиной вымирания России, они занялись какой-то чертовщиной. И ради этой чертовщины ТюмГУ тратит колоссальные финансовые ресурсы. Какой-то сюрреализм!

Неясно также, где будут работать выпускники Школы. Или это одна из новых форм поставки интеллектуальных ресурсов на Запад?

Тюменский государственный университет - это прежде всего образовательное и воспитательное учреждение. Исследовательская функция в нём имеет подчинённое положение. Однако в нарушение здравого смысла при оценке труда профессорско-преподавательского состава на первый план выдвинута публикационная активность. И это при том, что ни ректор, ни большинство других представителей ректората не являются лидерами в науке.

Основным критерием оценки эффективности деятельности профессоров ТюмГУ стали их публикации в международных журналах, входящих в базы цитирования Web of Science и Scopus. На мой взгляд, такой подход ошибочен, он имеет отрицательные последствия для отечественных научных журналов, поскольку мы собственноручно поддерживаем зарубежные журналы и зарубежных учёных, ссылаясь на их публикации, и одновременно ведём к банкротству отечественные научные журналы.

Как заместитель главного редактора журнала "Вестник ТюмГУ", в последнее время я сталкиваюсь со следующей проблемой. Профессора Института государства и права ТюмГУ, как правило, отказываются писать статьи для серии "Право" журнала "Вестник ТюмГУ". Ответ один: заняты подготовкой публикаций для международных журналов, входящих в базы цитирования Web of Science и Scopus, поскольку за них установлена доплата в размере примерно 17000 рублей.

Более того, учёный совет Института государства и права ТюмГУ на одном из последних заседаний поддержал практику переориентации нашей профессуры на публикации в международных журналах на том основании, что этого требует соответствующий указ президента России. Следовательно, российским научным журналам предписано умереть. Преподавателям и студентам целенаправленно навязывается мысль о том, что следует забыть об отечественных журналах - только Scopus, только так называемые международные рейтинги.

Но придёт время, когда каждого из нас спросят, что вы сделали для того, чтобы не дать разрушить отечественные научные журналы, в том числе "Вестник ТюмГУ", как в своё время в угоду отечественным и иностранным кланам другие граждане разрушили станкостроение, авиастроение, лёгкую промышленность и т.д. И ответ, что, мол, я слепо выполнял указ президента или заботился преимущественно о своей собственной шкуре, не будет достойным.

На моей памяти никогда доктор наук профессор ТюмГУ не был в столь униженном материальном положении, как сейчас. Так, с 2012 по 2018 год зарплата профессора ТюмГУ не индексировалась даже на величину официального размера инфляции. За это время реальная инфляция в стране достигла не менее чем 50%, что привело к существенному снижению реального материального положения университетского профессора. А разве нынешние 47 тысяч рублей на одну ставку - это достойная оплата труда профессора и выполнение соответствующего указа президента?

Сейчас в университете проходит конкурс на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава. Зная, как он проходит, могу предположить, что избежать судебных исков по защите трудовых прав профессорско-преподавательского состава вряд ли удастся. Дело в том, что критерии отбора конкурсантов непрозрачны и несправедливы, находятся в явном противоречии со стандартами действующего российского законодательства. Чего, например, стоит указание на то, что в ходе конкурсного отбора на должность профессора предпочтение будет отдаваться не кандидатам, имеющим учёную степень доктора наук, а кандидатам - обладателям степени PhD ведущих зарубежных университетов, то есть кандидатам наук. Тем самым университетской профессуре ТюмГУ в очередной раз дали понять, что здесь она никто и звать её никак. Видимо, таким образом запущен механизм административной расправы над неугодными профессорами и доцентами. И если такое произойдёт, то наша команда проявит с ними солидарность и будет защищать всеми доступными и законными средствами.

Нелишне будет вспомнить и то, что в России имеется немало случаев, когда те, кто учился в зарубежных университетах, в последующем оказались предателями. Да и в ТюмГУ имел место факт, когда преподаватель, обучавшийся за границей, оказался шпионом и сбежал в США.

ТюмГУ по своей мировоззренческой ориентации всё в большей мере превращается в филиал Высшей школы экономики и Московской школы управления "Сколково". Сознание профессорско-преподавательского состава ТюмГУ интенсивно промывается либеральными идеями в ходе посещения ими многочисленных курсов повышения квалификации в этих учреждениях.

В этом процессе важная роль принадлежит научному руководителю Московской школы управления "Сколково" А.Волкову, входящему в состав Наблюдательного совета ТюмГУ. По слухам (как всегда, официальной информации нет), за свой скромный труд в нашем университете он уже успел получить миллионы рублей. Почему-то мы не видим, чтобы профессорско-преподавательский состав ТюмГУ с такой же интенсивностью изучал, например, опыт ведущего по всем международным рейтингам отечественного вуза - МГУ.

Этой зимой в ТюмГУ работал российский методолог и политтехнолог либеральной ориентации П.Г.Щедровицкий. На нескольких его лекциях я тоже был и даже вступил с ним в полемику на предмет того, что классический университет должен готовить не только специалистов, но и прекрасных отцов и матерей, а также любящих своё Отечество граждан. По слухам, за свои далеко не выдающиеся лекции он получил весьма нескромный гонорар: 2,5 млн рублей. И это при том, что университетский профессор имеет вознаграждение 400 рублей в час.

А сумма, потраченная на новый логотип ТюмГУ (говорят, около 1 млн долларов), достойна лучшего применения. На неё можно было бы отремонтировать крышу в Институте государства и права. Стыдно пять лет наблюдать тазики и вёдра в коридорах института после очередного дождя или таяния снега. Конечно, можно сказать, что новый логотип ТюмГУ видят многие тюменцы, а страдают от дырявой крыши только студенты и преподаватели Института государства и права. Но это типичный пример пиара, пускания пыли в глаза, пренебрежения интересами профессорско-преподавательского состава и студентов.

Индивидуальная образовательная траектория в ТюмГУ - это очередная нелепость в условиях неподготовленности первокурсника к такому выбору. Как показывают мои собеседования со студентами-первокурсниками, выбор ими специальности в большинстве случаев является случайным. И что же этот случайный студент выберет? И самое главное - кто готов нести персональную ответственность за очередной шаг по понижению качества образования? Никто.

На мой взгляд, университет продолжает деградировать при частичном улучшении внешнего облика и материальной базы вуза, увеличении числа "проектов" и "исследований".

Дальнейшее насаждение либеральной модели управления ТюмГУ неизбежно приведёт вуз к краху. Если и дальше так продолжать кадровую политику, то в скором времени почти не останется "натуральных" профессоров (защитивших своим трудом докторскую диссертацию, лет 10 проработавших доцентом до получения профессорской кафедры), способных помочь студентам обрести фундаментальные и систематические знания. Их заменят "искусственные" профессора, получившие профессорские должности после защиты кандидатских диссертаций или имеющие зарубежную степень, что равносильно отечественной кандидатской диссертации. В перспективе в университете могут остаться в основном равнодушные, беспринципные и бесталанные.

Многие профессора обращали моё внимание на то, что с ректоратом ТюмГУ они живут в разных мирах. ТюмГУ перестал быть для них родным домом, они стали в нём чужими. И оснований для таких оценок имеется немало.

В ходе бесед профессора со стажем мне говорили, что для освобождения ТюмГУ от либеральной плесени нужен приход к руководству нового ректора типа Куцев 2.0. Они, например, помнят, что даже в "лихие 1990-е годы" он строил новые корпуса, постоянно повышал зарплату, выплачивал премии профессорско-преподавательскому составу и т.д.

К разрушительному либеральному проекту в сфере высшего образования можно относиться по-разному: не принимать его и уезжать из страны; можно его активно внедрять; можно делать вид, что он "меня не касается"; с ним можно и нужно бороться.

Я выбираю последнее и перехожу к главному в настоящем письме. Критиковать существующее положение вещей в сфере высшего образования важно, но недостаточно. Необходимо бороться за его переустройство. И для этого требуется объединение профессуры.

Проводя исторические параллели, можно сказать так: в сфере высшего образования мы отступили примерно до Волги, ещё немного - и нас сбросят в реку, которая унесёт в пропасть. Поэтому пришло время собирать силы и, стиснув зубы, переходить в контратаку. Это обязательно надо делать сегодня, ибо завтра может быть уже поздно.

В возникшей ситуации бесполезно надеяться на президента и отраслевого министра, надо брать свою судьбу в собственные руки. И первый шаг на этом пути - создание Общероссийской профессорской ассоциации "Справедливость и солидарность".

Стратегической целью профессорской ассоциации может быть решение основных проблем в сфере образования и науки, обеспечение лидирующих позиций России в области фундаментального математического образования, физики, химии, биологии, технических наук, гуманитарных и социальных наук, повышение уровня и качества жизни профессорско-преподавательского состава.

Для проекта платформы Общероссийской профессорской ассоциации "Справедливость и солидарность" предлагается следующий комплекс мер:

1) финансирование образования на уровне не менее 7-8 процентов ВВП и не ниже уровня, существующего в наиболее развитых странах;

2) переход к бесплатному образованию, при котором каждый российский гражданин имел бы реальную возможность получить полноценное образование в соответствии со своими способностями и потребностями страны; отмена коммерциализации государственных вузов;

3) предоставление выпускникам профессиональных образовательных учреждений первого рабочего места;

4) установление в федеральном Положении о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, прозрачных и справедливых критериев конкурсного отбора профессорско-преподавательского состава, требований к формированию авторитетных конкурсных комиссий;

5) законодательное закрепление права профессорско-преподавательского состава выбирать ректоров, руководителей факультетов, институтов и кафедр из кандидатов, имеющих значительные достижения в преподавательской и научной деятельности;

6) заключение контрактов с профессорско-преподавательским составом на срок не менее 5 лет;

7) законодательное закрепление за профессорско-преподавательским составом статуса государственных гражданских служащих;

8) увеличение размера надбавки за учёную степень кандидата и доктора наук;

9) установление оплаты труда ассистента в вузе на одной ставке не ниже величины 2,5 прожиточных минимума; оплата труда профессора на одной ставке в размере не ниже 7 прожиточных минимумов и не ниже чем двукратный размер средней заработной платы по субъекту Российской Федерации (ставка, а не весь размер оплаты, должна сопоставляться со средним уровнем зарплаты в регионе);

10) привязка зарплаты ректоров вузов к заработной плате профессора на одной ставке в пропорции 1,5:1, а зарплаты отраслевого министра - в пропорции 2:1;

11) регулярная, с опережением темпов инфляции, индексация заработной платы профессорско-преподавательского состава;

12) ежегодная публикация проектов бюджетов вузов и отчётов об их исполнении с указанием расходов по структурным подразделениям, размеров оплаты труда ассистентов, старших преподавателей, доцентов, профессоров, проректоров и ректора раздельно на одной ставке и с учётом совместительства и доплат, их публичное обсуждение;

13) установление максимальной учебной нагрузки 520 часов в год, а аудиторной нагрузки - не более 180 часов, что приблизит нагрузку отечественных преподавателей к их зарубежным коллегам;

14) отмена практики перекладывания на профессорско-преподавательский состав обязанности администрации по привлечению грантов или коммерческих заказов;

15) пенсионное обеспечение профессорско-преподавательского состава не ниже 75% его средней заработной платы;

16) остановка мотивируемых "финансовой оптимизацией" укрупнений и слияний вузов, сокращения численности преподавателей - всё это разрушает сложившиеся педагогические коллективы и традиции учебных заведений, затрудняет планирование и организацию учебного процесса;

17) отмена Единого государственного экзамена как единственно возможной формы аттестации выпускников школ и вступительного экзамена в вуз;

18) выход из Болонского процесса, отмена системы бакалавриата и магистратуры, возврат к специалитету, при котором отечественные дипломы естественно-научных и технических специальностей и так были конвертируемы;

19) отбор студентов в педагогические вузы на основе сложных экзаменов и собеседований, их учёба, проживание и питание в полном объёме финансируются государством, выпускникам педвузов устанавливается более высокая зарплата по сравнению с зарплатой выпускников других вузов;

20) формирование научного коллектива для разработки общественного проекта переустройства страны в интересах народа на основе демонтажа чиновничье-олигархической, коррумпированной и компрадорской системы, на основе строительства в России демократического правового социального государства, обеспечивающего условия для достойной жизни народа и гармоничного развития каждого человека, лидирующие позиции страны в мировом сообществе;

21) отставка действующего министра науки и высшего образования, так как он никогда благосклонного отношения ни к науке, ни к высшему образованию не имел; новым министром науки и высшего образования должен быть назначен кандидат, получивший поддержку более 50% голосов профессоров в ходе защищённого электронного голосования.

По этим и другим мерам формирования альтернативной модели развития высшего образования предлагаю начать широкую общественную дискуссию, вовлекая в неё самых авторитетных специалистов и требуя от высших органов государственной власти реакции на наши рекомендации.

Профессуре пришло время заняться самоорганизацией и проявить инициативу, а не ждать милости от президента России или отраслевого министра. Мы должны стать интеллектуальной опорой той политической силы, которая возьмёт на себя ответственность за переустройство отечественного государства, в том числе сферы высшего образования, в интересах народа.

Я обращаюсь к тем из вас, кто разделяет основные положения настоящего письма, кто готов подняться с колен и приступить к взаимодействию по вопросу проведения учредительного съезда профессорской ассоциации в г. Тюмени 22 июня 2019 года. О своей готовности принять в нём участие прошу сообщить на мой электронный адрес: oseychuk-utmn@yandex.ru

Профессура должна сделать выбор в пользу того, чтобы работать и жить стоя, а не на коленях перед "успешными" и "эффективными менеджерами". Мы должны потребовать от них работать на профессорско-преподавательский состав, поставить их в условия, когда они не смогут не считаться с нашими интересами и предложениями. Только при таком выборе у России вообще и у нас в частности есть шанс на достойное будущее.

Профессора, современные пролетарии умственного труда, для защиты национальных и коллективных интересов объединяйтесь! Объединившись, мы станем мудрее и сильнее. Объединившись, мы докажем себе и другим людям, что мы не рабы, а свободные граждане, возлагающие на себя долю ответственности за то, что происходит в стране и в сфере высшего образования. Мы способны не только объяснять мир, но и изменять его к лучшему.

Не бойтесь и поверьте в себя и в других! Терять нам нечего, кроме собственных цепей. Наше дело правое. Правда и справедливость на нашей стороне. Победа будет за нами!

Я понимаю, что это письмо некоторыми коллегами будет воспринято неоднозначно. Более того, осознаю все его последствия для себя лично. Но, как говорили великие мужи, жребий брошен, Рубикон перейдён, история меня оправдает.

http://gazeta-pravda.ru

*   *   *   *   *   *   *

Професcура на обочине, Или Scopus, оскопление науки и... национальная гордость

В далекие (для одних - недоброй памяти, для других - ностальгически чтимые) советские времена студенты, завершавшие курс обучения, бодро распевали слова немудреной песенки: "Трижды не попав в аспирантуру - сдуру, собери свой тощий чемодан, обними папашу, поцелуй мамашу и бери билет на Магадан!" Такая вот перед ними вырисовывалась альтернатива: либо "головокружительная" научная карьера с последующей защитой кандидатской диссертации и затем обретением престижной работы в вузе или НИИ, либо ссылка в отдаленную глубинку на безрадостное прозябание.

В наше время ничего подобного нет и в помине. В аспирантуру никто не рвется, разве только оголтелые ботаники и неисправимые романтики. Что, в самом деле, там их ожидает? Мизерная стипендия, необходимость для иногородних за немалые деньги снимать частную квартиру, да и вообще, чтобы сводить концы с концами, подрабатывать на стороне. Урывками кропать "кирпич", соблюдая негласно установленные рутинные стандарты, сдавать экзамены кандидатского минимума. Пристраивать сопровождающие статьи, да не куда-нибудь, а непременно в так называемые ваковские журналы; потребное их количество при этом периодически возрастает, как и цена за услуги, которые оказывают большинство издателей и посредников. Проходить унизительную процедуру проверки оригинальности написанного по программе антиплагиата. Подыскивать подходящих оппонентов и ведущую организацию. Размещать в Интернете тексты диссертации и автореферата, а также отзывы официальных оппонентов. Возиться с оформлением гигантского множества пред- и послезащитных документов. Участвовать в давным-давно изжившем себя фальшивом спектакле защиты под подозрительной камерой. Наконец, после защиты смиренно ожидать, пока ВАК, почему-то в академическом просторечии уважительно склоняемая по мужскому роду, соизволит одобрить давным-давно принятый вердикт диссертационного совета.

Допустим, у соискателя хватило выдержки и терпения все это преодолеть, вожделенная ученая степень получена, и даже, паче чаяния, удалось обрести достойную должность на кафедре или в научно-исследовательском коллективе. Вот тут-то его подстерегает разочарование. Новоиспеченный кандидат получает в нагрузку непосильное количество учебных часов.

Казалось бы, 900 часов за 38 недель - не так уж и много, но ведь к ним надо приплюсовать и время, необходимое для подготовки к лекциям и практическим занятиям, а его набирается в два, а то и три раза больше "горлового", аудиторного. Может быть, столь самоотверженный труд вознаграждается высокой и стабильной зарплатой? Как бы не так! Недавний соискатель обнаруживает, что ему полагается жалование ничуть не большее, чем заработная плата учителя средней школы, который, конечно, тоже трудится в поте лица, но не обременен высокими учеными степенями и заботой постоянно повышать и поддерживать должный научный уровень. Равнение на средний заработок по региону соблюдается только на словах, вроде пресловутой средней температуры по больнице. И это понятно: ректор, как правило, получает в десятки раз больше, чем его рядовые подчиненные (борьбу со столь вопиющей диспропорцией ведет на своем сайте Ирина Канторович). Не обижают себя и все остальные, с позволения сказать, руководители учебного процесса, которых с каждым годом становится все больше и больше. В любом вузе количество должностных кабинетов и разнообразных управленческих помещений уже давно сравнялось с числом учебных аудиторий. Как шагреневая кожа, стремительно сокращается и ППС - профессорско-преподавательский состав.

Стараниями самого непопулярного в недалеком прошлом горе-министра образования и науки Д.Ливанова началось повсеместное укрупнение вузов и сокращение преподавательского корпуса. Очень старался: сократил практически наполовину. С его нелегкой руки значительно возросло количество студентов на каждого преподавателя. Конкурс на замещение вакантных должностей с некоторых пор объявляется не на пять лет, а на два года, а то и на один, и в большинстве вузов не на полную ставку, а на 0,5; 0,25 и - уже совершенно смехотворно - на 0,1. Две иезуитские цели преследует столь дозированное дробление: с одной стороны, камуфлирует скрытую безработицу, с другой - "оптимизирует" учебный процесс, в ходе которого не сокращенные до конца специалисты выполняют значительно большую нагрузку, чем предполагает оставленная им доля.

В своем противостоянии с администрацией вузовские преподаватели совершенно беззащитны. Профсоюз функционирует лишь номинально. Угроза сокращения ставки и даже увольнения не позволяет поднять голос протеста даже самым авторитетным профессорам, не дает возможности им объединиться и заявить о своих законных правах.

К тому же не приходится забывать и о научной работе, которую предлагается "гармонично сочетать" с учебной. Регулярно к концу не учебного, а почему-то календарного года предстоит отчитываться за опубликованные статьи и прочитанные на конференциях доклады. Кстати, на конференции, особенно международные, приходится теперь ездить в основном за свой счет; их организаторы завели моду взимать еще и так называемый оргвзнос, достигающий 80-100 евро, а командирующая сторона, как правило, предпочитает стыдливо умалчивать о наличии соответствующей статьи расходов.

Что же касается публикаций, явное предпочтение отдается статьям, размещаемым в ваковских и ринцевских изданиях, а также - что считается наивысшим знаком качества - в изданиях под эгидой западных наукометрических баз данных, типа Web of Science, Scopus и пр., поскольку все остальные, не снискавшие чести попасть в число привилегированных, арбитрами научных достижений просто игнорируются. Публикуемые в них статьи проректор одного из уважаемых университетов презрительно назвал "научным мусором", видимо, потому, что они не добавляют вузу очков в борьбе за продвижение в мировых рейтингах. Само собой разумеется, чтобы попасть в эти избранные журналы, надо иметь не семь пядей во лбу, а тугой кошелек. Практически все пользователи Интернета, имеющие отношение к науке, регулярно получают радушные приглашения опубликовать свои опусы по соответствующим расценкам.

Приведу характерный образчик прейскуранта такого рода.

Центр научного сотрудничества ВАК24 предлагает следующие услуги по доступным ценам:

- публикация статей ВАК по всем отраслям - от 6000 руб.;

- публикация статей SCOPUS по всем отраслям - от 45 000 руб. (Q1-Q4), выход через 3-6 месяцев после оплаты;

- публикация статей Web of Science по всем отраслям - от 45 000 руб., выход через 3-6 месяцев после оплаты;

- публикация статей по медицинским наукам в журнале Web of Science - 40 000 руб. (срок публикации 4 месяца);

- публикация статей РИНЦ по всем отраслям - от 2000 руб.;

- "Все для учителя" - сетевое издание для работников школьных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, педагогов дополнительного образования, преподавателей, а также дошкольников, учащихся и студентов.

Акция месяца! Публикация статьи в электронном журнале ВАК в декабрьском номере 2017 года за 8000 руб. (до 10 страниц, шрифт TNR 14, интервал 1,5; до 15страниц - 10 000 руб.). Прием до 22 декабря. Выход 30 декабря. Прием ведется по 5 наукам: экономические, филологические, педагогические, юридические, философские, науки о Земле.

Акция месяца! Публикация статьи SCOPUS в мультидисциплинарном журнале SCOPUS (Q4) + Web of Science (Италия) за 2 месяца, цена - 50 000 руб.

Спецпредложение! Публикация SCOPUS или Web of Science за 25 000 руб.

Неужели эти люди действительно представляют ВАК?! По крайней мере, у них хватило совести точно обозначить свои реквизиты и контактные данные. А может быть, они совершенно искренне считают себя благородными посредниками, благодетелями, предлагающими своим коллегам не самый тернистый путь к обетованному месту под Скопусом?

Каждый, кто предпринимал попытки пристроить свои сочинения в скопусовские журналы, знает, что дополнительно следует перевести их на английский язык, даже, допустим, в том случае, если предметом анализа оказывается русский язык или русская литература. А это дополнительные расходы на услуги переводчиков: по 400 рублей за каждую полную и неполную страницу. Мало того, английской аннотацией сопровождаются и статьи, публикуемые в наших же отечественных, и не только ваковских, изданиях, вместе с переводом кириллицы в латиницу в библиографических списках.

Спрашивается, ради чего или ради кого предпринимаются все эти усилия, на кого работает этот позорный, унижающий наше национальное достоинство псевдонаучный рынок, какую реальную пользу имеем мы от дутых, нисколько не соответствующих действительному положению вещей рейтингов? Пожалуй, самыми заинтересованными людьми в данном случае являются чиновники и администраторы, надзирающие за наукой, которые, оправдывая давнишний российский принцип "один с сошкой, семеро с ложкой", всеми силами способствуют увеличению этого соотношения в надежде повысить статус возглавляемых или курируемых ими учебных учреждений. Это они диктуют правила тем, кто науку делает, досаждая им мелочным контролем, циркулярами и никому не нужными отчетами. Значение слова Scopus внятно лишь самым дотошным лингвистам (в переводе на русский язык с греческого: "мишень", "цель"). На самом же деле оно означает для нашей науки примитивную приманку для простаков, вроде той морковки, которую Тиль Уленшпигель держал перед носом своего не слишком целеустремленного осла. С другой стороны, приверженность чуждым нам наукометрическим инструментам оборачивается недостойным заискиванием перед теми, кто никогда, ни при каких обстоятельствах не даст объективной оценки нашим научным достижениям.

Российская наука всегда была и остается самобытным и самодостаточным в оценке своей деятельности организмом. Или забыли мы, как боролся с засильем немцев в стенах Петербургской академии Ломоносов? Попробовали бы они измерить его гигантские научные заслуги с помощью Srapus’а!

Не так давно в ответ на сетования государственных мужей на то, что заграничные рейтинги нам не слишком подходят, Путин резонно поинтересовался: а почему бы нам не выработать свои, более подходящие рейтинговые системы? Действительно, почему, оценивая статус вуза, мы должны руководствоваться критериями Кембриджа и Оксфорда, а не МГУ и ВШЭ? Почему мы должны публиковать наши статьи с английской аннотацией без ответных жестов такого же рода со стороны наших иностранных коллег? Зачем унижать одни журналы и незаслуженно возвышать другие, возбуждая нездоровый ажиотаж и соблазн поживиться за счет спекулятивного спроса? Когда, наконец, российские ученые перестанут сами оплачивать свой интеллектуальный труд вместо того, чтобы получать за него вознаграждение? До каких пор будем мы подвергать нашу науку добровольному оскоплению?

Настоящая наука живет, конечно, не за счет признания или рейтингового престижа, а за счет бескорыстной жажды познания, неистребимого стремления к истине. Если представить, что где-нибудь в отдаленном уголке нашей необъятной страны появится новый Ломоносов (а успехи наших ребят на различных международных конкурсах - тому порука), захочет ли он пуститься в путь - завоевывать Москву, Петербург и Европу, зная наперед, какие препоны его ожидают? Может быть, лучше устранить их, пока не поздно? 

Олег Федотов

Источник: http://www.reading-hall.ru/publication.php?id=21811

Автор Олег Иванович Федотов - доктор филологических наук, профессор МПГУ, член-корреспондент Международной академии педагогического образования, член Союза писателей СССР, почетный работник высшего профессионального образования.

http://rusrand.ru

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное