Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 974


"Эконометрика", 974 выпуск, 23 сентября 2019 года.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Роль отраслевой геологической науки в благополучии государства и ее судьбу в постсоветской России обсуждают Г.Н. Черкасов и Ю.И. Лоскутов.

Отечественная школа, отказавшись от грамотной постановки гуманитарных дисциплин, ныне в целом утратила роль учреждения, формирующего основы знаний, то есть осмысленных и осмысленно связанных между собой основополагающих понятий и представлений. Что делать? Об этом размышляет Всеволод Троицкий в статье "Отступать некуда!"

О победной доктрине маршала Огаркова рассказывает Андрей Сидорчик в статье "Человек, который мог разгромить НАТО".

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Воссоздать из пепла. Роль отраслевой геологической науки в благополучии государства и ее судьба в постсоветской России

Г.Н. Черкасов, Ю.И. Лоскутов

главный научный сотрудник, д. г.-м. н.,

главный научный сотрудник, д. геогр. н.,

АО "СНИИГГиМС", ОАО "Росгео", г. Новосибирск

Развал СССР и гайдаровские реформы исключили из жизни отраслевую геологическую науку, отвечавшую непосредственно за состояние минерально-сырьевой базы СССР, ее укрепление и развитие. Прошло почти 30 лет. Как они отразились на состоянии минерально-сырьевой базы страны и что общего в проблемах отраслевой послевоенной науки 40-х годов прошлого века и в настоящее время?

После окончания Великой Отечественной войны государству надо было принимать срочные и эффективные меры по восстановлению разрушенного хозяйства страны и созданию управляющего им инженерного корпуса. И.В. Сталин полагал, что наша страна после восстановления сельского хозяйства, промышленности и жилищного фонда должна стать самодостаточной во всех жизненных сферах и не зависеть ни от каких внешних факторов. На предвыборном собрании 9 февраля 1946 г. И.В. Сталин выделил два основных приоритета, на которых должно акцентироваться внимание:

- "расширенное производство товаров широкого потребления", "поднятие жизненного уровня трудящихся путем последовательного снижения цен на все товары";

"широкое строительство всякого рода научно-исследовательских институтов, могущих дать возможность науке развернуть свои силы".

Я не сомневаюсь, - добавил И.В. Сталин, - что если окажем должную помощь нашим ученым, они сумеют не только догнать, но и превзойти в ближайшее время достижения науки за пределами нашей страны (Р. Косолапов. Сталин и современность. М., 2011 Т. 16, ч. 1. С. 209).

И действительно, со второй половины 40-х годов начинается период феноменального развития науки, техники и экономики. Создается ряд новых отраслей: атомная, ракетная, вычислительная техника, электроника, в которых мы не только не уступали США, но даже в некоторых видах и опережали их. В результате к 1949 г. была создана атомная бомба, позволившая предотвратить готовившийся американцами ядерный удар по 53 городам СССР и в целом отодвинуть войну на неопределенный срок. А к 1951 г., практически за одну пятилетку, были восстановлены разрушенные города и села, снова вступил в строй Днепрогэс. Возрожден довоенный лозунг "Кадры решают всё!", ставший после войны еще более актуальным. Для успешного развития промышленности, сельского хозяйства, повышения уровня культуры, интеллекта и жизни населения была поставлена задача: "сформировать крупный контингент квалифицированной рабочей силы, управленческих, инженерных и научных кадров". И задача выполнялась быстро и успешно.

Уже после смерти И.В. Сталина, но по запланированной многолетней программе развития народного хозяйства СССР, разработанной еще при его жизни, в середине 50-х гг. ХХ века приступили к созданию научных школ в Сибири. В 1957 г. в Новосибирске начал функционировать научный городок СО АН СССР, затем открылись отделения АН СССР в Красноярске, Иркутске, Улан-Удэ, Владивостоке и Якутске. В этих же городах находились и производственные территориальные геологические тресты и управления. И практически в этих же городах были созданы отраслевые геологические институты. В 1957 г. в Новосибирске был открыт первый за Уралом комплексный отраслевой Сибирский научно-исследовательский институт геологии, геофизики и минерального сырья (СНИИГГиМС) с отделениями в Тюмени, Томске и Красноярске. Затем аналогичные геологические институты появились в Иркутске, Улан-Удэ, Хабаровске. Таким образом, была полностью воссоздана логическая цепь: фундаментальная (академическая) наука - отраслевая наука - производство.

Поскольку диапазон геологических наук о Земле достаточно широк, то в каждом отделении АН СССР создавалось обычно несколько узкоспециализированных институтов, например, минералогии, петрографии, кристаллографии, тектоники, земной коры и т.д., которые заполнялись высококвалифицированными узкими специалистами. Дай им какой-нибудь геологический объект, и они его изучат до молекулярного уровня и углубят новыми фактами познания о нем, которые отраслевикам пригодятся в будущих исследованиях. Но найти рудный объект узкому специалисту не под силу, да это и не его прерогатива.

В обязанность отраслевой науки входит создание, расширение и укрепление как в номенклатурном, так и объемном плане минерально-сырьевой базы государства за счет пополнения новыми месторождениями и новыми видами минерального сырья. Для выполнения этих исследований требуются специалисты уже широкого профиля, которые должны быть компетентными в вопросах стратиграфии, минералогии, петрографии, тектоники, геохимии и гидрогеохимии, магматизма, рудогенеза различных полезных ископаемых, технологии обогащения и переработки руд, определения прогнозных ресурсов.

Таким образом, ученый геолог-отраслевик должен иметь хорошую специализированную геологическую школу и владеть в совершенстве методом общего анализа, чтобы при решении геологических проблем мог спокойно переключать свое мышление из одной системы координат в другую, над которым не довлели бы существующие рудогенетические догмы. Таких специалистов, которые после окончания вуза, попав в отраслевую науку, могли полностью адаптироваться в ней в течение пяти-шести лет, готовили только три института в СССР: Ленинградский горный, Московский геологоразведочный и Томский политехнический, выпускавшие горных инженеров-геологов.

Задача ученого отраслевой геологии - на личном опыте и знаниях, с использованием фондовых и опубликованных материалов по геологическим объектам страны разработать генетическую модель искомого месторождения, определить критерии его поиска и спрогнозировать территорию вероятного нахождения в земных недрах. Труд ученого-отраслевика - это путь в неизведанное новое, зависящий от широты его геологического кругозора ученого. Это труд творческий. И первичный поиск проводится непосредственно специалистами отраслевого института, иногда при участии производственников, если требуется, скажем, техническая помощь. После установления рудного или нафтидного объекта в работу включаются академические институты.

Ресурсы тают и не восполняются из-за неэффективной, а порой и бездарной деятельности российского правительства, мы начинаем терять контроль над территорией и недрами Сибири.

***

А теперь вернемся к нашим будням.

В 1992 г., после развала СССР, сразу обанкротились и закрылись Читинское, Иркутское, Новосибирское геологические управления, а также, из-за прекращения финансирования отраслевой науки, свернулись отраслевые геологические институты в Хабаровске, Иркутске. Красноярский и Тюменский отраслевые геологические институты взяли временно на свой баланс местные власти, предварительно сократив их штатный состав. Сохранился в Сибири только СНИИГГиМС как комплексный отраслевой институт. Правда, в советское время в нем было 1500 сотрудников (25-26 докторов и около 200 кандидатов наук). В 90-е гг. число сотрудников сократилось в три раза, но при этом административно-хозяйственный аппарат увеличился более чем в два раза.

Недавно наш институт в качестве акционерного общества - АО "СНИИГГиМС" был включен в состав государственной корпорации ОАО "Росгеология", сформированной согласно распоряжению правительства РФ от 5 марта 2015 г. No.363-р "О развитии ОАО "Росгеология".

Изменение статуса ФГУП "СНИИГГиМС" на АО "СНИИГГиМС" привело к существенному сокращению его научных подразделений и омоложению их кадров (увольнению кандидатов и докторов наук). Ликвидирована лаборатория изотопных исследований, сокращаются подразделения стратиграфии и палеонтологии, отдел твердых полезных ископаемых как не приносящие доход. Спрашивается только, кому - чиновнику АО "Росгео" или государству?

Такое преобразование прикладного геологического института в ОАО приведет и уже сейчас приводит к вырождению его как прикладной научной организации, обеспечивающей методическое и методологическое решение стратегических задач по изучению недр, открытию и освоению в Сибири новых месторождений нефти, газа и твердых полезных ископаемых, научно-исследовательский институт превращается в заурядную производственную экспедицию.

Есть еще один важнейший аспект рассматриваемой проблемы - кадры. Работающие сейчас в прикладной геологической науке специалисты из-за невостребованности их знаний теряют свой профессионализм, а молодая смена не приобретает опыт проведения прикладных научно-исследовательских работ, которые успешно не могут выполнить ни кадры академических институтов, ни кадры производственных организаций.

Последнее время рядом руководителей корпорации АО "Росгеология" в умы геологической общественности внедряется мысль о том, что сами производственные предприятия могут проводить прикладные исследования, не прибегая к услугам прикладной геологической науки. Это порочная мысль, поскольку из-за некомпетентности или преднамеренной подмены понятия в качестве прикладных геологических исследований, проводимых в региональных и локальных масштабах с использованием достижений академической геологической науки, рассматриваются узкотематические работы, касающиеся решения частных производственных вопросов на конкретных объектах.

И еще. Прикладным геологическим институтам, которые сосредоточены в Центральной России, в основном в районе Москвы и Санкт-Петербурга, не под силу объять необъятное, т.е. Сибирь и Дальний Восток. Их руководство со всей серьезностью должно понимать, что безразлично или даже с удовлетворением относясь к идее сокращения прикладных научно-исследовательских институтов за Уральским хребтом, они рано или поздно начнут испытывать кадровый голод, да и государству материально затратно вести исследования в Сибири и на Дальнем Востоке с привлечением столичных специалистов. Более того, уничтожается конкурентная среда, поскольку при отсутствии региональных научно-исследовательских институтов безальтернативными становятся рекомендации исключительно головных институтов, что нередко ведет к непроизводительным затратам в сотни миллионов, а то и миллиардов рублей. В этом мы можем убедиться на ряде примеров.

***

Пример 1. ПГО "Запсибгеология" более 30 лет (с 1975 г.) своими силами искало коренные золоторудные месторождения в Таштагольском районе (Горной Шории) Кемеровской области строго по методическим руководствам, разработанным в разные годы ФГУП "ЦНИГРИ" и ФГУП "ВСЕГЕИ", примерно для среднестатистических геологических условий локализации золотого оруденения. Таштагольский район под такие условия не попадает. Это тектонически активный район (частые землетрясения, быстрый рост и расчленение рельефа) с широко развитыми оползневыми процессами. Затратив в общей сложности около 600 млн рублей, производственники пришли к заключению, что в этом районе коренных месторождений золота нет, а есть только в породах рассеянная золотая минерализация. Работы на коренное золото были прекращены. Это позволило отраслевикам ФГУП "СНИИГГиМС" самим провести там поиски с использованием геофизики, горных и буровых работ, акцентируя внимание на золотоносных метасоматитах (золото-березитовый тип оруденения). За три года (2008-2010) было открыто Викторьевское золоторудное месторождение с ресурсами золота 47 т. Причем от методических руководств по прогнозированию, поискам и разведке, составленных головными институтами, пришлось отказаться и разработать свою методику прогноза и поиска с учетом местных тектоно-геоморфологических условий района, хорошо известных местным ученым-отраслевикам. Затраты при этом оказались в 10 раз ниже, чем за предыдущие периоды работ производственников.

Пример 2. В золотодобывающих регионах западной части Алтае-Саянской складчатой области - Кузнецком Алатау и востоке Горной Шории за последние 45 лет не открыто ни одного золоторудного месторождения традиционных золото-кварцевого или золото-скарнового типов. Запасы эксплуатируемых рудников незначительны. По данным Территориального агентства Республики Хакасия, на начало 2003 г. рудники были обеспечены золотоносным сырьем на 3-9 лет работы.

В 2005 г. после выполненной ФГУП "СНИИГГиМС" (Новосибирск) длительной подготовки продолжительностью два с половиной года Министерством геологии РФ было принято решение о проведении поисковых работ на рудное золото на одном из трех предлагаемых участков с целью обнаружения нетрадиционного (крупнообъемного) месторождения золота. Месторождения подобного типа успешно разрабатываются в США и Бразилии. В течение 2005-2014 гг. работы проводились производственными фирмами Республики Хакасия. Научное обеспечение и сопровождение работ осуществлялось ФГУП "СНИИГГиМС" (Новосибирск) и ФГУП "ЦНИГРИ" (Москва). В результате проведенных работ на Кедровском участке и участке Комсомольской площади были установлены золоторудные месторождения с ресурсами золота в 77 и 84 т соответственно.

В 2015-2016 гг. после организации корпорации ОАО "Росгеология" ее Красноярским отделением были проведены поисковые работы на рудное золото на втором из трех рекомендованных ФГУП "СНИИГГиМСом" участков. При этом фирме Республики Хакасия, которая квалифицированно провела предыдущие работы, было отказано в проведении поисковых работ, а предложение ФГУП "СНИИГГиМС" о научном сопровождении поисковых работ также было отвергнуто. В итоге, истратив несколько сотен миллионов рублей, Красноярское отделение ОАО "Росгеология" получило отрицательный результат из-за просчетов в методике проведения работ.

Пример 3. В начале 90-х гг. после свертывания отраслевых геологических институтов в Сибири сохранившиеся производственные геологические экспедиции, перешедшие частично в компании, стали создавать свои научные центры из опытных сотрудников, проработавших по 10-15 лет на этих предприятиях, разбавляя их своими молодыми работниками и сотрудниками академических институтов. Так, при АО "АЛРОСА" был создан Научный центр (как филиал ЦНИГРИ). В качестве научных консультантов в него была введена группа ученых-алмазников СО РАН (Новосибирск). Это мероприятие примерно совпало с открытием последних алмазных трубок Ботуобинская и Нюрбинская еще советского прогноза. После этого открытия прекратились, а поиски новых объектов сопровождались в основном неудачами. За 15 лет была открыта только небольшая алмазоносная дайка "Майская" между трубками Ботуобинская и Нюрбинская и трубка Сюльдюкарская с непромышленной алмазоносностью. Поисковые работы заходили в тупик, не помогали и консультации сотрудников СО РАН, и АО "АЛРОСА" была вынуждена отказаться от их помощи. Однако это не прибавило удачи в поисках коренных месторождений алмазов. В 2007 г. ФГУП "СНИИГГиМСу" пришлось давать экспертное заключение по результатам работ на алмазы якутской геологической службы за 2006 г., при этом было обращено внимание, что затраты на поиски коренных источников алмазов составили 1,5 млрд рублей при нулевом эффекте. И так из года в год на протяжении 15 лет. В целом затраты приблизились к 20 млрд рублей с нулевым эффектом, а это ощутимый ущерб государству.

Пример 4. Примерно в середине 80-х гг. ХХ века по притокам среднего течения р. Подкаменной Тунгуски в русловом аллювии были найдены кристаллы алмазов и пиропов. Выделен перспективный участок, представляющий собой, по мнению местных геологов, богатый промежуточный алмазоносный коллектор. Осталось найти саму кимберлитовую трубку, эрозия которой сформировала этот коллектор. За дело взялась Красноярская геолого-съемочная экспедиция, не допуская к нему отраслевых ученых-геологов, решив это сделать своими силами. Длится процесс поиска уже более 30 лет. Затрачено много сил и государственных средств, а воз и ныне там. Хотя если подойти к проблеме совсем с других позиций, то в итоге быстро и со значительно меньшими затратами можно выйти на крупную кимберлитовую трубку типа африканской "Катоки" (Ангола).

В 50-х гг. прошлого века советскими геологами был открыт ряд россыпных проявлений алмазов по югу Иркутской области (Тушамское, Магдонское, Тубинское, Чукшинское, Тангуй-Удинское, Илимское и др.). Уже более 20 лет продолжаются поисковые работы на коренные алмазные месторождения силами производственных геологических компаний совместно с академическими институтами СО РАН (Иркутск) и АО "АЛРОСА". И всё безрезультатно, если не считать Ингашского проявления рифейских лампроитов с непромышленной алмазоносностью, открытого в предгорьях Восточного Саяна.

По-видимому, все эти неудачи с поисками новых коренных месторождений алмазов вынудили заведующего отделом алмазов Института геологии и минералогии СО РАН (Новосибирск) Н.П. Похиленко заявить о том, что время открытия новых крупных кимберлитовых трубок с алмазами прошло и что в дальнейшем добыча алмазов будет падать и прибыль от нее снизится с 350 до 100 млрд рублей. Надо полагать, что это неопределенное будущее в добыче алмазов и побудило АО "АЛРОСА" расконсервировать и ввести в эксплуатацию открытое еще в советское время Верхне-Мунское месторождение алмазов, расположенное в экономически не освоенном районе крайнего севера Сибирской платформы.

Неправильная кадровая политика в случае с отраслевой геологической наукой уже сейчас начинает сказываться на восполнении, укреплении и расширении минерально-сырьевой базы России. Из чего это следует?

***

В июле 2018 г. гендиректор компании Polimetal В. Несис отметил, что задел по золоту, созданный геологической службой СССР, позволявший длительное время не заниматься геологоразведкой, подходит к концу, а минерально-сырьевая база золота не пополняется.

В августе 2018 г. губернатор Чукотского автономного округа Р. Копин сообщил президенту В. Путину о снижении добычи золота на Чукотке, вызванном исчерпанием запасов двух наиболее богатых месторождений Купол и Двойное. В связи с этим Р. Копин попросил увеличить госфинансирование геолого-разведочных работ в регионе. Однако надо отметить, что золотые и золотосеребряные месторождения Чукотки и восточной части Магаданской области (Кубака, Наталка, Майское, Купол, Двойное, Джульетта, Кекура, Клён, Лунное, Песчанка, Валунистое, Каральвеем и др.) скуплены и разрабатываются канадской ТНК Kinross Gold Corporation, владеющей 75-100% их акций, и ее дочерними компаниями при участии Объединенной горно-промышленной компании КНР. Это уже их месторождения. Так что половина добытого золота уходит мимо российского бюджета. Неужели мы должны тратить бюджетные деньги на канадцев и китайцев?

На сегодняшний день 80% производимой в стране алюминиевой продукции приходится на Сибирь, так как здесь, вблизи ГЭС, сосредоточены все российские алюминиевые заводы. Завод же по производству глинозема - сырья для алюминиевых заводов Сибири, всего один - Кия-Шалтырское нефелиновое месторождение, богатые руды которого уже отработаны. Остались руды бедные, рентабельная отработка которых требует глиноземной добавки к рудам с целью повышения качества руд, в противном случае месторождение будет закрыто по заключению ВАМИ (Всероссийский алюминиево-магниевый институт, Санкт-Петербург) в 2020 г.

Из-за развала СССР отраслевики не успели подготовить минерально-сырьевую базу хотя бы для части заводов. Однако не доведенный до практического использования интересный задел есть. На севере Енисейского кряжа известны частично изученные глиноземные (андалузит-хлоритоидные) объекты Чапский, Тырадинский (лучшие на всем Енисейском кряже). Изучен состав руд, проведены технологические исследования по обогащению руд и производству из них глинозема, подсчитаны прогнозные ресурсы руд изученных участков рудных объектов, уже позволяющие почти на 40 лет обеспечить работой с полной загрузкой Красноярский алюминиевый (КрАЗ) и на 30 лет Богучанский глиноземно-алюминиевый (БогАЗ) заводы. Рудные объекты имеют однотипное глиноземное сырье, расположены компактно в хороших горно-технических условиях, обеспечивающих возможность возвести для обоих объектов одну общую обогатительную фабрику по обогащению руд флотационно-гидратационным методом с переработкой концентратов на глинозем гидрохимическим способом, и могут обеспечить на 50-70 лет организацию крупнотоннажного производства глинозема с полной загрузкой КрАЗа и БогАЗа. Но доводить дело до завершения поисковых работ и передачи объектов производственникам уже некому - нет специалистов-отраслевиков и, главное, отсутствует финансирование.

Проблемы с восполнением и укреплением минерально-сырьевой базы присущи не только твердым полезным ископаемым, но и газово-жидким нафтидам. На одном из общественных сборов в 2018 г. В.В. Путин посетовал, что за весь год не открыто ни одного нового значимого нефтяного месторождения. И чем дальше, тем проблема с восполнением минерально-сырьевой базы в стране будет обостряться всё сильнее и сильнее. И пересечь черту невозврата в решении этой проблемы никак нельзя. Надо снова возрождать отраслевую геологическую науку.

Правда, воссоздать ее из пепла будет не так легко, так как ученых-отраслевиков из институтов, закрытых в начале 90-х гг., уже не вернуть, поскольку "иных уж нет, а те далече...". На подготовку специалиста геолога-отраслевика уходит 10-11 лет (5 лет обучения в профильном институте и 5-6 лет адаптации к работе в отрасли). Больше всего научных кадров пока сохранилось в АО "СНИИГГиМС". С него и надо начинать возрождение отраслевой геологической науки в Сибири. Здесь еще можно организовать отдел геологии и стратегического планирования укрепления и развития минерально-сырьевого потенциала Сибири в качестве штатного подразделения, фиксирующего научно-исследовательский статус института и являющегося неотъемлемой частью его внутренней структуры с прямым подчинением исполнительному директору.

В последних числах октября 2018 г. состоялось заседание Совета при президенте по науке и образованию, на котором В.В. Путин отметил, что наука, технологии и кадры должны сквозным образом проходить через все нацпроекты и программы, и заверил, что Россия не будет экономить на науке, так как развитие науки для России - вопрос выживания страны. Координирующая роль будет принадлежать Министерству науки и образования, хотя во времена СССР отдел отраслевой науки располагался в Министерстве геологии и подчинялся непосредственно министру геологии.

Кроме того, В.В. Путин заметил, что в России необходимо повысить открытость науки и научных публикаций, созданных в рамках гражданских исследований за бюджетные деньги. В ближайшие годы на науку выделяют более 600 млрд рублей и еще 400 млрд выделяют на исследования различные госструктуры. Надеемся, что из этой суммы будет выделена какая-нибудь маленькая толика и для начала возрождения отраслевой геологической науки.

http://sovross.ru/articles/1805/42981

*   *   *   *   *   *   *

Отступать некуда!

Всеволод Троицкий

Родина требует защиты прежде всего от врага внутреннего...

Валентин Распутин

Отечественная школа, отказавшись от грамотной постановки гуманитарных дисциплин, ныне в целом утратила роль учреждения, формирующего основы знаний, то есть осмысленных и осмысленно связанных между собой основополагающих понятий и представлений.

Базовые понятия, отражавшие начала содержания и смысла научной картины мира, сегодня всё чаще подменяются безграмотными "проектами", лишёнными усвоенных фундаментальных сведений о предмете изучения. Эта "новая стратегия", прикрывается словами о новациях, идеями "творческого подхода", но по существу лишена научной основы и сколько-нибудь ясно определённого образовательного содержания.

С отечественным образованием ведётся открытая и тайная война, успехам которой активно содействуют у нас агенты и резиденты иностранных служб, легионеры глобализма, невежды и предатели в системе управления и научного обеспечения нашей средней и высшей школы. Под их "чутким руководством" информационная нагрузка учащихся растёт, а количество знаний - уменьшается. Ибо полноценное (нормальное) образование утверждается на усвоении основ базовых знаний, на принципах научности, системности и должной полноты изучения базовых предметовто есть на том, чего последовательно лишают нашу школу (и среднюю и высшую) посредством "реформ".

В 1990 году на международной конференции "Образование для всех" [1] принят документ [2], в котором установлено: исходить из принципов, знаний, навыков и ценностей, обеспечивающих так называемое "безопасное и устойчивое развитие".

Что это значит - определяют такие предписания: "отказ от абсолютной истины и переход к терпимости в отношении религиозных систем", также - "обеспечение и соблюдение "общепризнанных гуманистических ценностей и прав человека"". В 1995 г. ЮНЕСКО была одобрена екларация принципов толерантности", в которой во утверждение "глобальной духовности" - единственным законом при решении гуманитарных проблем объявляются международные правовые акты по "правам человека". В 2000 году в Дакаре "был принят документ "Дакарские рамки действий. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств", который предписал правительствам 164 стран реализовать "образование для всех к 2015 году" [3].

В названных соглашениях определена международная задача: подготовить""толерантные" массы примитивных людей через образовательные стандарты, основанные на качественно новых базисных принципах, применяемых на всех уровнях образования - начальном, среднем, высшем и распространяемых на всю сферу воспитания" [4] (выделено мной - В.Т.).

Сознание таких людей должно стать толерантным, то есть индивидуалистически-самодостаточным, "гибким", избавиться от исторических и национальных духовных ценностей и предпочтений, а значит - от непременных собственно человеческих свойств: исторического сознания, веры и культуры. К этому ведут гласные и негласные "главари" реформ...

Отступать некудаНалицо - созданное с помощью информационного оружия "вавилонское столпотворение" в сознании многих и многих граждан России. Стало реальностью бесконтрольное и цинически-наглое "продвижение" английского языка в условиях колониального угнетения - русского, государственного языка России. Несомненно - осуществлённое недругами разрушение полноценного отечественного образования и продолжающееся "выстраивание" его по чужим, губительным, образцам. Очевидно - полное отсутствие озабоченного и созидательного отношения к состоянию школы у руководящего большинства...

Едва ли не самая большая беда России - невежество или чужемыслие значительной части "руководящих кадров". Говорят, кадры - решают всё. Вопрос в том, каковы эти кадры: невежественны или образованы, честно служат России или не отвечают её интересам, но преследуют какие-то иные цели.

Под знаменем плюрализма, под предлогом восприятия "мировых" новаций и единения с "цивилизованным миром" эти нынешние "руководящие кадры", пользуясь полной безнаказанностью за производимое ими разрушение, вот уже несколько десятилетий открыто навязывают нашему образованию ложные установки, псевдонаучные идеи, методы, противоречащие педагогическим основам овладения знанием, опыту и здравому смыслу.

Современное убогое состояние нашей средней и высшей школы - не "ошибка", но следствие преступлений государственного уровня, связанных с заведомо порочными, разрушительными идеями, заложенными в "перестроечных" документах, оторванных от интересов нашего государства, от живого и богатого наследия отечественного просвещения. Всё это даёт основания утверждать: сегодня открыты все пути духовному геноциду народа России.

Уместно вспомнить В.Г. Белинского"Человек силён и обеспечен только в обществе; но чтобы и общество в свою очередь было сильно и обеспечено, ему необходима внутренняя, непосредственная, органическая связь - национальность... Даже и тогда, когда прогресс одного народа совершается через заимствование у другого, он тем не менее совершается национально. Иначе нет прогресса. Когда народ поддаётся напору чуждых ему идей и обычаев, не имея в себе силы перерабатывать их силою собственной национальности в собственную же сущность, - тогда он гибнет политически".

России не было, нет и не может быть без русской основы, без русского духа, без Православия и русской культуры. Корневая черта русского духа - общероссийское государственное самосознание. Русская традиционная культура, устоявшаяся на православной веротерпимости, русский язык и русская школа служили и служат объединяющими началами сплочённости многонациональной России. Подрывать эти начала - значит идти к гибели.

Станем ли покорно дожидаться этого? Может, наконец отвергнем "дары" тайных и видимых недругов и подтвердим достоинство великого и героического прошлого России?

Язык - основа жизни и душа народа. Языковой уровень в сущности соответствует уровню культуры и образования страны.

Сегодня изучение русского языка в средней и высшей школе усилиями легионеров глобализма из сферы образования и вражеской агентуры ВШЭ позорно снижено как в научном отношении, так и со стороны системности, научно-образовательной целесообразности и воспитательной ценности. "Изменения к лучшему" в самые последние годы имеют косметический характер и ничего принципиально не изменили и не могут изменить...

Не так давно глобалисты распорядились в метрополитене столицы ввести объявления станций на языке своих хозяев. В реальных условиях "деидеологизации культуры" вред от этого исчисляется не рублями и долларами, но незримым оскорблением и растлением души народа!

Состояние и уровень преподавания русской словесности ныне соответствует условиям "оккупированной территории". Программы школы сокращены под стать программам колониальных учебных заведений. Сокращены так, чтобы народ (в массе) не владел русским литературным языком, как это по преимуществу было в лучшие для школы годы ХХ века. Сокращены так, чтобы у окончивших школу не могло сформироваться должного для свободного человека независимой страны запаса культурной памяти в виде знания традиционного объёма произведений русской классики, того "школьного литературного канона", который был "не вся классика, но ворота в неё" (А.В.Фёдоров). Без всего этого, как и без изучения правдивой истории Отечества, немыслимо формирование нормального гражданского и патриотического сознания человека независимой страны. Этого и добиваются легионеры глобализма.

Под знаменем инноваций программы нередко лишают содержания, без которого не может быть элементарно грамотного человека в России. Образование из выработки достойных умственных и душевно-духовных свойств человекаиз осмысленного познания мира через рассуждение, понимание, душевно-духовное отношение к изучаемому и безусловное утверждение творческого начала в обретении знаниями и опытом превратилось (в значительной мере посредством "генератора манкуртов" ЕГЭ) - в дрессировку, в натаскивание по нелепым тестам, что при освоении гуманитарных дисциплин совершенно непригодно или крайне ограничено по возможностям.

В созданных обстоятельствах необходимо возвращение русскому языку и литературе в школе научных основ, на которых строилось ранее их изучение, а также научной методики преподавания этих предметов. Этого достичь не легко, если учесть проведённую наследниками Даллеса работу по разрушению в России программ грамотного преподавания гуманитарных дисциплин. А также - практическое уничтожение многих научных и образовательных учреждений России, служивших арсеналом научно-исследовательской и образовательной работы в этой области.

Падение языкового уровня граждан определяет ещё одну беду: многие школьники в массе не только разучились грамотно говорить по-русски, но нередко оскверняют родную речь непотребными словами и почти перестали читать.

Рассуждать при этом о каком-либо повышении культуры нелепо: значительная часть обывателей её почти лишена и продолжает терять под руководством тёмных сил СМИ... Те, кто захватили власть, "с лёгкостью отдали телевидение и другие СМИ в руки антинациональных сил и нарекли это "свободой слова" (хотя на самом деле это есть не что иное, как подавление слова патриотического)" [5]. А то, что называют сейчас "культурными мероприятиями", весьма часто не имеет отношения к культуре (по основным её признакам). Это субкультура, антикультура и в лучшем случае, как теперь выражаются, "развлекаловка".

Только начальник, убогий умом и лишённый самой малости понимания обстановки, может радоваться, как это нам не так давно продемонстрировали, победе школьников России на международных олимпиадах по лакейской тематике: ремонт автомобилей, устроение и обслуживание гостиничных офисов и т.п. Что же с нами сделалось?

В.Г.Распутин отвечает:

Россия вталкивается в "оголённо циничный мир, где ... права человека выше прав народа, ...где из всякого своеобразия, и прежде всего из национального, вырабатывается стандартный продукт..." [6]

Бездействие "верхов" в таких обстоятельствах можно расценить только как следствие или равнодушного невежества или преступного вредительства. Третьего не дано.

Что делать, когда любые попытки исправить положение буксуют благодаря массовому равнодушию, а также преступному саботажу мнимо усердствующих командиров и администраторов от образования?.. Может, с языком - подождём?

В.Г.Распутин отвечает:

"Нет, это нельзя оставлять на задний план, в этом, похоже, и коренится прочность русского человека. Без этого, как дважды два, он способен заблудиться и потерять себя. Сколько развелось ходов, украшенных патриотической символикой, гремящих правильными речами и обещающих скорые результаты, что ими легко соблазниться, ещё легче в случае разочарования из одного хода перебраться в другой, затем третий, и теряя порывы и годы, ни к чему не прийти. И сдаться на милость исчужа заведённой жизни.

Но когда звучит в тебе русское слово, издалека-далёко доносящее родство всех, кто творил его и им говорил; когда великим драгоценным закромом, никогда не убывающим и не теряющим сыта, содержится оно в тебе в необходимой полноте, всему-всему на свете зная подлинную цену; когда плачет оно, это слово, горькими слезами уводимых в полон и обвязанных одной вереёй многоверстовой колонны молодых русских женщин; когда торжественной медью гремит во дни побед и стольных праздников; когда безошибочно знает оно, в какие минуты говорить страстно и в какие нежно, приготовляя такие речи, лучше которых нигде не сыскать, и как напитать душу ребёнка добром, и как утешить старость в усталости и печали - когда есть в тебе это всемогущее родное слово рядом с сердцем и душой, напитанными родовой кровью, - вот тогда ошибиться нельзя. Оно, это слово, сильнее гимна и флага, клятвы и обета; с древнейших времён оно само по себе непорушимая клятва и  присяга. Есть оно - и всё остальное есть, а нет - и нечем будет закрепить самые искренние порывы."

Овладение родным словом подменено ныне формальным и механическим, часто обессмысленным ознакомлением с основами орфографии и пунктуации. Исчезли уроки развития речи. В рамках программы школьники лишены возможности познавать богатство её содержания и смыслов. Практически отсутствуют разделы культуры речи и языкового этикета, чрезвычайно важные в нынешних условиях.

За формализацией обучения и навязываемыми тестово-дрессировочными методами "освоения" родного языка - следует естественная скука и нелюбовь к родному слову. Чиновники от образования словно стараются, чтобы так и было. Например, из прежних стандартов средней школы, на определённом этапе, как известно, были выброшены, например, такие разделы (вдумайтесь: каково!): "Богатство, красота, выразительность русского языка", "Роль церковнославянского языка в развитии русского языка", "Однокоренные слова", "Этимологические словари русского языка", "Основные толковые словари русского языка", "Принципы русской орфографии", "Орфографические словари" и проч. ...

Необходимо помнить, что за годы "реформирования" образования -

1) разрушена высококачественная научная и методическая система изучения словесности;

2) повреждены и во многом отвергнуты плодотворные методы традиционного научно и педагогически обоснованного обучения грамоте;

3) недопустимо обеднено содержание осваиваемой лексики, необходимой для нормальной жизнедеятельности и здорового языкового мироощущения.

Последние десятилетия резко ухудшили состояние языковой среды, изменился и запас слов, которым насыщаются наши учебники: исчезли из школьного лексикона многие основополагающие слова, дающие возможность осмыслить картину мира, сформировать мировоззрение (Бог, народ, Родина, святыня, долг,совесть, честь,подвиг, а также - лужение, верность, достоинство, гражданственность, ответственность, самосознание, национальное достоинство и др.).

В ХХ веке эти слова осваивались при изучении русской классики. Теперь при злонамеренном сокращении круга литературных произведений, допущенных к изучению в школе, и при катастрофическом снижении уровня изучения литературы в школе учащимся просто неоткуда заимствовать понятия, необходимые при формировании патриотического мировоззрения. Тем самым подорвана языковая основа мировоззренческой составляющей школьного образования.

4) выведена за рамки изучения языка коренная задача - овладение ясным и точным смыслом слов, оттенками их значений; практически отсутствуют как жанр уроки по развитию речи;

5) губительно сокращено количество текстов классики, на которых только и можно утвердить полноценное знание литературного языка;

6) изъята, а затем заменена фактически суррогатом основная форма обучения письменной речи - сочинение. Тематика экзаменационных сочинений не связана, как должно, с произведениями русской классики, зачастую не соотнесена с реальным возрастным жизненным опытом школьника и нередко напоминает завуалированный социально-психологический тест для ориентировочного определения некоторых склонности экзаменующегося;

7) пагубно деформирована направленность обучения: значительно сужена сфера получаемых знаний; системное изучение предмета подменено формированием механических навыков для выполнения заданий по предлагаемым моделям;

8) вредительски сокращено количество часов по русскому языку и литературе;

9) старые учебники и пособия заменены новыми, многие из которых не выдерживают критики ни с научной, ни с методической стороны, но активно внедряются через систему официального механизма разного рода "надёжных" рецензентов, часто не исполняющих своих элементарных обязанностей;

10) фактически перестали принимать во внимание современное состояние языковой и культурной среды, испытавшей в последние 40 лет катастрофические изменения. Средства массового тиражирования и современная реклама нередко отучают от грамотности посредством: искажения и подмены смысла слов, неточного толкования их содержания, через изменение истинного значения, ложное их употребление и даже - орфографическую неграмотность, которую можно встретить и в рекламе и на этикетках продуктов массового использования. Законы России в их настоящем виде не защищают русский язык от этих пороков СМИ.

Преподавание языка в целом подменено формальным и механическим, ознакомлением с основами орфографии и пунктуации. В рамках программы школьники лишены возможности познавать богатство его содержания.

Ни одну из основных задач полноценного обучения родному языку массовая школа в настоящее время, как должно, не решает. В этой области нормальное образование в целом уничтожено. Задача в том, чтобы восстановить преподавание русского языка на научной основе (с возвращением утраченного содержания) и решительно увеличить количество учебных часов...

За четверть века квалифицированного и системного разрушения программ по словесности, мы потеряли литературу как научный предмет школьного изучения. В созданных условиях невозможно научить в школе главному: вчитываться в книги, верно и полноценно осознавать художественный мир и смысл произведения, наконец - ценить и любить литературу.

Изучение литературы - это насущное дело школы; говоря словами Ф.И.Буслаева, "настоящая её (литературы - В.Т.) опора и твёрдая основа состоит в нравственных убеждениях всего народа"Известно, что литература - искусство, воссоздающее с помощью слова образную, целостную, и творчески преображённую картину действительности, выводящую сознание на новый уровень восприятия. Известно также, что классика (истинно художественные произведения) вмещает в себя сердечное созерцание, чувство, опыт, духовное видение, познание и разумение. В классическом произведении - нет "случайного": в нём каждая деталь, каждое слово художественно оправданы и значимы. По всему этому в основе изучения литературы - творческое постижение целостного художественного образа, его идейного и духовно-нравственного смысла, его пафоса.

Лишь целостное осознание произведения в контексте эпохи обнаруживает соприродные его сущности красоты и истинный смысл. Всякое "вырывание частей" или основание на отдельных из них обобщённого смысла произведения - означает фальсификацию и искажение.

При этом нередко забываютчто литература - искусство, т.е. переживание и познание действительности посредством воссозданного в формах самой жизни "параллельного", целостного, образно-творческого её изображения, подводящего к художественному открытию.

Забывают, что русская классическая словесность - это запечатлённая народная память, исторический опыт, средоточие наших духовных святынь и национальных идеалов, без которых немыслимо становление здорового самосознания, самостоятельности и свободы человека и народа.

Забывают, что классическая литература воссоздаёт целостный образ, сформированный и выстроенный творчески, в свете духовного и эстетического идеала писателя. Ибо идеальные начала освещают историческое движение.

Забывают, что путь ко грамотному разумению художественного произведения доступен тем, кто умеет читать, отвечая на вопросы: что изображено, как изображено и почему именно так.

Известно, что читатель-недоучка, не достигший некоторого уровня знаний и воспринимающий всё в соответствии со своими убогими представлениями, не может верно понять прочитанное, то есть извлечь из произведения его истинный смысл. Грамотное, полноценное понимание доступно лишь читателю, обладающему умением читать. Этому и учила раньше школа, опираясь на основы гуманитарных наук.

Первостепенная задача образования в России - вновь утвердить в школе знание отечественной словесности на научно-методических основах, знание, "возвращающее нашим современникам полноту изначальных смыслов слов, образующуюся лишь через личностное, живое восприятие в живом потоке времени."(П. Карташов).

Для восстановления нормального образования нам не обойтись в школе без восстановления в программах школ основ литературной науки с элементами теории словесностиНужно восстановить также традиции обучения историческому мышлению. Живое представление о времени должно войти в сознание ученика до того, как он обратиться к тексту произведения.

 Без этого все усилия - бесплодны.

Наперекор этим задачам за последнее десятилетие были "сверху" ликвидированы кафедры литературы в иных "провинциальных" вузах; некоторым гуманитарным вузам были нанесены разрушительные удары путём искусственного "объединения", подрывающего их целостность, научный статус и уклад. Продолжается преступное планомерно-разрушительное, насильственно-обязательное вредоносное сокращение "сверху" гуманитарных программ и уменьшение часов по гуманитарным предметам, этому фундаменту культуры в вузах; санкционировано заведомо разрушительное и пресекающее рост отечественных научных кадров высшей квалификации увеличение "часовых нагрузок" отечественной профессуры.

Ведутся стимулируемые "свыше" и заведомо бесплодные словопрения об улучшении преподавания в школе литературы и русского языка. Но улучшение разрушенного - нелепость! Продолжается навязанное "свыше" поспешное обсуждение новых "кустарных" заведомо ущербных и совершенно не пригодных для полноценной школы концепций и программ по литературе, обсуждение, нарочито отданное по преимуществу в руки невежественных непрофессионалов-"менеджеров".

При этом характерным политическим приёмом нынешних "властей" являются хорошие и "правильные" слова при действиях, приводящих к результату, противоположному этим словам.

Для исправления недостатков, заблуждений в административных нововведениях по устроению школы конца ХХ - начала ХХI века предлагается:

а) разработать и принять систему законов России, безусловно препятствующих разрушительной политике в области культуры и образования;

б) перейти к реальной, действенной и целенаправленной политике защиты государственных интересов, определяемой "Концепцией информационной безопасности России" (подписана Президентом России В.В. Путиным 9 сентября 2000 года);

в) постепенно, но основательно пересмотреть проведённые в ХХI веке административные нововведения в устроении общеобразовательной школы России, а также законы в области образования, науки и культуры, достойным образом учитывая и привлекая при этом незаконно "отодвинутое" во время реформ богатейшее наследие русской культуры и образования для определения соответствия названных нововведений и их последствий государственным и национальным интересам;

г) начать созидательную законодательную и педагогическую работу по возвращению в среднюю школу несомненных достоинств, утраченных ею вследствие разрушительных буржуазно-либеральных "реформ" ХХI века;

дпровести разумную кадровую политику, препятствующую антигосударственной деятельности облечённых властью людей, явно или скрыто проводивших и проводящих разрушительную для государства политику недооценки и ущемления не соприродной им русской культуры и отечественного образования; здесь не следует избегать постановки вопроса о соответствии области руководства менталитету руководящего этой областью.

Каждый честный гражданин, не потерявший совести, должен неколебимо встать на защиту отечественного образования: отступать некуда: стимулируемое невежество и низкая культура молодёжи - это ядерная бомба, подложенная под судьбу нашего Отечества.

Нужно прекратить наконец наглую ложь о действительном состоянии нашей школы. Кстати, более всего способствуют лжи "руководящие кадры" (в том числе сферы образования), которым  спокойнее руководить, если "всё в порядке".

Путь к гибели страны открыт. Восстановить образование, соответствующее независимой державе, - путь к спасению страны! Отступать некуда!.. Наше дело правое! Победа будет за нами!

[1] Её организаторы: ЮНЕСКО совместно с ЮНИСЕФ, Всемирный банк и другие международные организации паразитического капитала.

[2]  семирная декларация об образовании для всех - рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей".

[3] О.Н.ЧетвериковаРазрушение будущего. Кто и как разрушает суверенное образование в России. М. 2015, с.9.

[4]  Там же. С.11. См. кн.: О создании конвейера "людей примитивного типа". Ход и результаты обсуждения проекта федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Сборник материалов. М.2009, а также кн.: "Эвриканец Адамский". Екатеринбург.2007 (Общероссийское общественное движение "Всероссийское родительское собрание". Серия: "Разрушители Российского образования").

 [5] Т.Л.Морозова. О национальном достоинстве великороссов // Филология и школа. Выпуск II М. 2008. ИМЛИ РАН. С.380

[6] В.Г.Распутин. Сегодня Родина ещё молчит. // Земский вестник, No.2, 2002; с.9.

http://www.za-nauku.ru/

*   *   *   *   *   *   *

Человек, который мог разгромить НАТО. Победная доктрина маршала Огаркова

Андрей Сидорчик

Западные аналитики считают, что "доктрина Огаркова", будь она реализована в полной мере, давала бы решающее преимущество силам Варшавского Договора над войсками НАТО в Европе.

В сентябре 1983 года в воздушном пространстве СССР советским перехватчиком будет сбит южнокорейский "Боинг". Все обстоятельства происшедшего станут известны спустя лишь десять лет. А тогда, в 1983 году, инцидент стал поводом для раскручивания антисоветской истерии во всем мире. Советский Союз обвиняли в умышленном уничтожении пассажирского самолета.

Невыигрышная роль

Не в пользу Москвы сыграла и пауза с публичным изложением свой версии. Лишь 9 сентября, через восемь дней после гибели "Боинга", в Москве прошла пресс-конференция, на которой были представлены данные советской стороны. Защищать позицию СССР было поручено начальнику Генштаба маршалу Николаю Огаркову.

Широкая публика узнала и запомнила Николая Васильевича Огаркова именно благодаря тому выступлению. А поскольку к советской версии иностранные журналисты отнеслись скептически, то на маршала немедленно повесили ярлык обманщика и фальсификатора.

Во времена развала СССР этот тренд подхватили новоявленные отечественные либералы. Лишь позже станет ясно, что у советских военных были все основания действительно считать "Боинг" самолетом-разведчиком, и Огарков, излагая позицию Советского Союза в сентябре 1983 года, не кривил душой.

Зарубежные военные эксперты, впрочем, вспоминают Николая Огаркова не из-за истории с "Боингом", а благодаря "доктрине Огаркова". Доктрине, которая, став известной на Западе, произвела настоящий шок. Методы, предлагавшиеся советским начальником Генштаба, позволяли вооруженным силам Варшавского Договора в считанные дни разгромить и нейтрализовать европейскую группировку НАТО без применения ядерного оружия.

Карьера крестьянского сына

Крестьянский сын Коля Огарков появился на свет в Тверской губернии в октябре 1917 года, за считанные дни до Октябрьской революции в Петрограде. И не думалось родителям мальчишки, что выстрел "Авроры" открыл дорогу их Николаю к погонам маршала.

Впрочем, до этого было еще очень далеко. Сельская школа, работа счетоводом, рабфак, поступление в Московский инженерно-строительный институт. И, наконец, призыв в 1938 году в ряды Красной Армии, изменивший жизнь Николая Огаркова.

Он был зачислен на 2-й курс Военно-инженерно академии, которую окончил в 1941 году. Войну военинженер 3-го рана Огарков встретил на строительстве укреплённого района у реки Ломжа в должности полкового инженера 1-го стрелкового полка 17-й стрелковой дивизии.

Дороги войны провели военного инженера от болот Карелии до окрестностей Вены. 11 апреля 1945 года во время боя подполковник Огарков, руководя сапёрными подразделениями, был ранен и окончание войны встретил в госпитале. 

Дальше была служба в мирное время, учеба на оперативно-инженерном факультете Военно-инженерной академии, звание генерал-майора и снова учеба - на сей раз в Военной академии Генштаба.

По ступеням военной лестницы генерал Огарков в 1968-м году добрался до поста 1-го заместителя начальника Генштаба. В этой должности он, в частности, занимался вопросами подготовки советско-американских соглашений по ограничению стратегических вооружений.

Война нового времени

В 1970-х годах советское руководство все чаще задумывалось над тем, что огромная армия и постоянный рост оборонных расходов становятся для страны все более тяжелым грузом. Требовались новые идеи, которыми и отличался Огарков. В январе 1977 года он был назначен начальником советского Генштаба, а спустя несколько дней ему было присвоено званием "Маршал Советского Союза".

Если изложить концепцию Огаркова простыми словами, то советский военачальник полагал необязательным и даже бессмысленным дальнейшее наращивание количества живой силы и военной техники.

По его мнению, будущее было за хорошо подготовленными мобильными силами, готовыми к немедленной переброске на любое направление.

Военная техника, согласно замыслам маршала, должна быть высокоэффективной. Условно говоря, один оснащенный по последнему слову танк может заменить десятки своих устаревших собратьев.

Дать преимущество в войне, согласно Огаркову, могут высокоточные неядерные виды вооружений, современные системы связи, а также автоматизированные системы управления войсками.

"Запад-81"

В 1981 году идеи начальника Генштаба были опробованы в ходе учений "Запад-81". Это были одни из крупнейших учений в истории Вооруженных Сил СССР и армий стран Варшавского Договора.

В странах НАТО, хотя внимательно следили за происходящим, не могли оценить в полной мере того, что происходило. Когда после окончания "Холодной войны" материалы советских военных станут доступны западным экспертам, те будут потрясены. Те виды вооружений и методы ведения войны, которые в США и НАТО возьмут в конце XX - начале XXI века, успешно обкатывались на советских маневрах в 1981 году.

Западные аналитики считают, что "доктрина Огаркова", будь она реализована в полной мере, давала бы решающее преимущество силам Варшавского Договора над войсками НАТО в Европе. В случае военного столкновения НАТО ждал полный разгром в считанные дни, причем без применения ядерных сил и превращения Европы в "радиоактивный пепел". Концепция "ограниченной войны", которой бредили в Пентагоне, в версии Огаркова выглядела просто устрашающе.

Неудобный для многих

Но в СССР у начальника Генштаба оказалось немало влиятельных противников. Новая концепция грозила лишить оборонный комплекс больших денег, а многие генералы могли оказаться без работы. Кому-то просто были не по душе мудреные выкладки Огаркова, его автоматизированные системы управления.

Сильно повлиял на позиции начальника Генштаба конфликт с Политбюро в 1979 году. Маршал Огарков был резко против ввода войск в Афганистан, говоря о том, что шансы "увязнуть" в этом конфликте слишком велики. К тому же Огаркова начали хвалить на Западе. В ряде изданий появлялись материалы о нем как о "восходящем военном гении". Подобные провокации принесли свои плоды. 

Осенью 1984 года Николая Огаркова понизили в должности, назначив Главнокомандующим войсками Западного направления. Летом 1988 года 70-летнего маршала отправили на покой в рамках устроенной Горбачевым "чистки" Вооруженных Сил. Дело было вовсе не в омоложении - советский лидер опасался влиятельных военных, которые противились устроенному Михаилом Сергеевичем "одностороннему разоружению".

В последние годы жизни Огарков был советником при Минобороны России. Каково ему было видеть, как на глазах разваливается все, чему он посвятил себя, одному богу известно.

Зал Огаркова рядом с залами Суворова и Жукова

Николая Васильевича Огаркова не стало 23 января 1994 года. В ту пору его кончина в СМИ была отмечена буквально парой строк.

Даже сегодня о "доктрине Огаркова" на Западе говорят и пишут больше, чем в России. Воистину, нет пророка в своем отечестве.

В феврале 2018 год министр обороны России Сергей Шойгу объявил, что основные залы здания Национального центра управления обороной России в Москве на Фрунзенской набережной названы в честь великих военачальников.

Наравне с залами Суворова, Ушакова, Кутузова, Жукова теперь существует и зал Николая Огаркова.

http://www.aif.ru

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное