Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 759


"Эконометрика", 759 выпуск, 10 августа 2015 года.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Заканчиваем публиковать весьма интересную и обстоятельную работу "Человек и биологическое разнообразие: православный взгляд на проблему взаимоотношений" члена-корреспондента РАН по Отделению биологических наук Владимира Константиновича Жирова, директора Полярно-альпийского ботанического сада-института Кольского научного центра РАН.

Предлагаем научное сообщение на торжественном собрании в честь дня рождения Сталина "Великий планировщик и охранитель державы". Автор - доктор исторических наук, профессор А.И. Молчанов, почетный работник высшего профессионального образования РФ. К нему - наш комментарий "Три частных вопроса".

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Человек и биологическое разнообразие: православный взгляд на проблему взаимоотношений

В.К. Жиров

(Окончание. Начало в выпуске No.758 от 3 августа 2015 г.)

4.2. Св. Писание о растениях и современная ботаника

Особое место растений в первозданной природе очевидно следует уже из того, что, согласно Шестодневу, хронологически именно они создаются (производятся землей) ранее всех остальных живых существ: "И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что [это] хорошо. И был вечер, и было утро: день третий" [Быт 1:11-13].

Едем был первым жилищем Адама, специального созданным для выполнения им первой, и, очевидно, главной по значению задачи: "И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла...И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его" [Быт 2:8,9,15]. Этой задаче уделяли особое внимание прп. Ефрем Сирин, свт. Григорий Богослов, прп. Нил Синайский, прп. Нил Сорский, прп. Паисий (Величковский), склоняясь к тому, что под возделыванием и хранением Сада св. прор. Моисей разумел молитвенное действие (умную молитву) и соблюдение самое себя от злых помыслов (иеромонах Серафим (Роуз), 2004). Поскольку для современного читателя такое толкование однозначно утверждает духовный смысл функций Адама, естественен вопрос, не является ли эта часть Книги Бытия просто аллегорией?

К этому мнению склонялся, в частности, известный православный библеист о. Николай Иванов, по мнению которого еврейские понятия Ган (рай) и Эден (Эдем) следует воспринимать в чисто психологическом, а не географическом смысле (прот. Николай Иванов, 2005).

Вместе с тем против аллегорического понимания Св. Писания выступали такие Отцы Церкви, как свт. Василий Великий, свт. Ириней Лионский, прп. Ефрем Сирин, свт. Афанасий Великий, свт. Иоанн Златоуст, свт. Лев Великий, папа Римский, свт. Иоанн Дамаскин и свт. Филарет, митрополит Московский (диакон Даниил Сысоев, 2000). Ту же позицию занимал один из ведущих православных богословов конца XX в., иеромонах Серафим (Роуз). Даже в отношении одного из наиболее сложных вопросов Бытия - о дереве жизни и дереве познания добра и зла (Быт.2:9) его мнение было однозначным: "если кто искушается желанием найти аллегорию в рассказе о творении и рае, ему нигде не предстоит более сильное искушение, чем в отношении этих двух деревьев: "жизни" и "еже разумети доброе и лукавое". Тем не менее весь "реализм" святоотеческого толкования книги Бытия, так же как и тот факт, что рай на самом деле был (и есть) "сад" с материальными (или полуматериальными) деревьями, указывает на то, что эти деревья были настоящими деревьями... именно этот факт подчеркивает свят. Григорий Палама, приведя свидетельства свят. Григория Богослова и других Отцов" (иеромонах Серафим (Роуз), 2004). "Наши современные представления стали слишком дуалистичны: мы слишком легко делим вещи на "дух" и "материю", в то время как действительность рая причастна обоим" (там же).

Таким образом, противоречие между буквальным и аллегорическим пониманием описания Едемского сада снимается в плоскости его двойной - физической и духовной природы. По одному из высказываний прп. Паисия Величковского "...Бог, создав человека по образу Своему и подобию, ввел его в рай сладости, делать сады бессмертные, то есть, мысли Божественные, чистейшие, высочайшие и совершенные..." (там же), можно догадываться, что в этой плоскости, предметы которой воспринимались нашим Праотцем при помощи духовного и физического зрения одновременно, в ракурсе второго помыслы Божьи имели формы, которым упрощенно подражает окружающий нас сегодня растительный мир.

Что можно сказать об этих формах, используя понятия современной биологической науки?

Главной и единственной доступной характеристикой этих форм в контексте используемой нами логики является их эстетичность с общепринятой, т.е. интуитивно воспринимаемой и неиспорченной научными представлениями позиции. Для того, чтобы выявить некоторый общий принцип эстетичности, целесообразно сформулировать вначале наиболее общий принцип противоположного свойства, т.е. безобразия или без-образности, обратившись за примерами к миру животных. Огромное разнообразие беспозвоночных предоставляет в этом смысле достаточно большие возможности. По нашим наблюдениям, наиболее отрицательные чувства у неподготовленных людей вызывают метамерно-симметричные объекты (Зенкевич, 1968), у которых элементарная морфоединица тела многократно повторяется в одном измерении, или продольно (червеобразная форма). Эти чувства значительно усиливаются в случаях подвижных форм (возможно, за счет оптического увеличения длины тела при движении). Возвращаясь к мнению Отцов Церкви о том, что под "возделыванием" Едемского сада св. прор. Моисей разумел умную молитву, по существу, соработничество Богу, можно думать, что предметом деятельности Адама было обустройство пространственно-временных отношений в масштабах его возможностей. Если растительные формы каким-то образом отражают Помыслы Господа в физическом плане бытия, развивающееся во времени ветвление побегов и распускание листьев Едемских деревьев может рассматриваться в качестве физического символа преобразования пространства и времени под действием умной молитвы в доступных для нашего праотца границах. При этом следует обратить внимание на то, что и плоды, и семена, предназначенные ему в пищу, структурно организованы существенно иным образом и упрощенно представляют собой несколько вложенных одна в другую сфер; переход от незамкнутого (развивающегося) пространства у стеблей и листьев к замкнутому у плода (или семени) можно, кстати, наблюдать при формировании цветочной почки и завязи. Тема развертывания пространства в процессе духовного совершенствования находит образное отражение в Св. Писании Нового Завета при описании Царства Небесного, подобного "зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его" [Лук 13:19].

В 1 и 9 главах Книги Бытия содержатся указания на еще одно чрезвычайно важное различие между представителями животного и растительного миров. Как указывалось выше, растения были созданы раньше животных [Быт1:11-13; 20-25] и предназначались в пищу животным и человеку, а не наоборот: "И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу" [Быт 1:29,30]. Отметим строгую регламентированность первозданного вегетарианства: людям полагаются плоды и семена, птицам и наземным животным - "зелень травная".

Катастрофа грехопадения, принесшая в мир многообразные скорби, старение и смерть, а вслед за этим - и дальнейшее глубокое развращение человеческого рода, принципиально изменила эти отношения после Потопа: "все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте", - говорит Господь спасенному семейству Ноя [Быт 9:3,4].

Итак, хищничество как способ питания, а также паразитизм как своего рода ослабленная форма хищничества, являются продуктами грехопадения, а не Творения. С этой точки зрения современный растительный мир в сравнении с животным менее искажен грехопадением, так как относительное число хищных и паразитических видов среди растений принципиально меньше, чем среди животных (Зенкевич, 1968; Серебрякова, 1974). Это, в свою очередь, означает, что растения в большей степени, чем животные, сохранили признаки первозданной гармонии.

Даже наиболее общие сведения о растениях в первозданном мире и после грехопадения приводят нас к мысли об особом положении, в каком эта часть Творения находится по отношению к человеку. Растительные формы, как физическое выражение Высших Помыслов, играли роль основного материала для творческой деятельности Адама, в процессе которой он приближался к своему Создателю. Катастрофа грехопадения воздвигла между ними непреодолимую преграду, и лишь немногое в новом, падшем мире напоминало нашим праотцам об утраченном Едеме. Среди этого немногого важную, если не главную, роль играл растительный мир. Сочетая в себе высокую эстетику формы с ее готовностью к изменениям в руках человека, растения исподволь и незаметно готовили душу больного грехом человека к Воскресению. С появлением первых ботанических садов эта деятельность приобрела определенную организационную форму, которая сохранилась и успешно развивается в настоящее время. В условиях современной экспансии неоязычества ботанические сады могут и должны использоваться в миссионерских целях, как и прежде удовлетворяя духовный голод невоцерковленного человека и трансформируя стихийное богоискательство в осознанное стяжание Евангельской Истины.

5. Монастыри: ойкос духа и природы

Именно на примере "экологии монастырей" мы нагляднее всего наблюдаем переход от экономической обусловленности к гармоническому соустроению человеческой и природной среды.

С. Архипова

Примечательны и экологические практики христианских общин. Так, русские монастыри славились не только садами, с ведущейся в них селекционной работой, но и созданием сложных искусственных биоценозов, таких как внутренние гидросистемы Соловецкого или Валаамского архипелагов.

С. Чебанов

"Ойкос" по-гречески значит "дом". Не потому ли и расцвела экология именно в наше время, когда человечество почувствовало себя совершенно бездомным?

Т. Горичева

Стремительный рост числа православных храмов и монастырей в России на протяжении последнего десятилетия является характерным признаком нового периода в жизни нашей страны, который внушает надежду на возрождение духовности российского общества и православных традиций во всех сферах его жизни. Вместе с тем, эти перемены все с большей остротой ставят вопрос об отношении Церкви к проблемам мира, в частности, проблеме экологического кризиса. Со стороны нецерковного, но сочувствующего Церкви общества, все более настойчиво звучит вопрос, почему наши монастыри, приходы и наша Церковь в целом недостаточно активно участвуют в решении этой важнейшей для общества проблемы, проигрывая в том другим христианским (и не только христианским) конфессиям?

Необходимость определения позиций Церкви в отношении участия монашества в решении мирских, в т.ч. экологической проблемы, диктуется активной миссионерской деятельностью других конфессий на территории России. Данная деятельность не встречает серьезных преград вследствие низкого в целом уровня духовной зрелости российского общества. Экологическая проблематика при этом имеет тенденцию стать ключевой в определении духовных ориентиров потенциальной паствы. Будучи понятной всем слоям общества независимо от их образовательного и интеллектуального уровня, она все более активно используется инославными конфессиями в качестве идейной основы экуменизма и, в ее крайнем выражении, современного язычества - биоцентризма. Стремительно кристаллизуясь в форме разнообразных государственных и общественных структур, приобретающих все большее политическое влияние, она становится существенным фактором глобализации.

Русская Православная Церковь в лице Ее монашества, при поддержке со стороны государства, способна сыграть ключевую роль в противодействии этому процессу. Православные монастыри имеют возможность решения экологических проблем, альтернативную навязываемому инославными конфессиями экуменическому пути.

Любой сторонний наблюдатель отметит разницу в состоянии природы на территории монастыря и за ее пределами. По мере своего развития монастыри становятся оазисами экологического, экономического и социального равновесия в окружающем их пространстве, где зачастую царит мерзость запустения. Основная часть нашего общества далека от понимания таинственной роли молитвы в изменении физического мира и способна оценить влияние на нее монастырей и монашества в основном через их хозяйственную деятельность. При этом редкий монастырь (особенно - из недавно возрожденных или новосозданных) не занимается сейчас хозяйством, практически всегда являя миру поучительный пример плодотворного влияния благодати на окружающую среду. В то же время и в церковной среде существуют мнения о пагубности чрезмерного увлечения монастырей хозяйственной деятельностью. Одно из них, в частности, связывает духовную и физическую катастрофу России 1917 года с переходом большинства монастырей в середине XVI века от нестяжательства к выполнению несвойственных им экономических и политических функций [игумен Митрофан (Баданин), устное сообщение]. Можно предположить, что ключ к определению разумного баланса между молитвенной и секулярной деятельностью современного монашества лежит в понимании исторической динамики взаимоотношений горнего и дольнего, духовного и физического, человеческого и природного от прародителей до наших дней.

Современные экологические проблемы суть отдаленный результат нарушения первозданных принципов взаимоотношений наших прародителей с окружающей средой, которые на протяжении последних столетий выражаются в ее разрушении. Первичная гармония человека и природы основывалась на четко определенной иерархии их отношений. Человек не сливался с природой; напротив, местом обитания его был Эдем, возвышенный даже по меркам высокоблагодатного первозданного мира. Человек, как вершина творения и соработник Бога, был призван играть по отношению к природе роль мудрого хозяина; природа же была послушна ему. Грехопадение привело к стремительной духовной деградации мира, и, как следствие, его физическому огрублению, смерти и тленности. "Кожаные ризы", одетые нашими прародителями [Быт 3:21], означали принципиальное изменение их телесного устройства, при котором не могла сохраняться первозданная гармония духа, души и тела. Природа стала враждебной человеку: "Проклята земля в делех твоих, в печалех снеси тую вся дни живота твоего. Терния и волчцы возрастит тебе, и снеси траву сельную. В поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратишися в землю, от неяже взят еси; яко земля еси, и в землю отыдеши" [Быт 3:17-19].

Однако и после грехопадения Эдем какое-то время находился в пределах видимости Адама и Евы. По-видимому, окружающая среда завоевывалась нечистыми духами постепенно, по мере продолжающейся деградации человеческого общества. Можно думать, что поворотными пунктами в этой истории до Потопа являются (1) убийство Авеля, в результате которого часть человеческого общества вслед за его родоначальником Каином становится отверженной и (2) падение потомков Сифа (или ангелов особого рода) через браки с их дочерьми каинитов [Быт 6:1-3], по толкованию прп. Ефрема Сирина.

Вероятно, Эдем, как "место возвышенное", окончательно скрылся из виду для человечества после второго события. С биологической точки зрения, этот этап является наиболее впечатляющим, так как результатом такой гибридизации на Земле явились безобразные в прямом смысле, т.е. лишенные Образа Божия исполины [Быт 6:4]. Более поздние сведения (греческие и другие легенды) свидетельствуют об откровенном разгуле в те времена лишенного первозданной гармонии биологического материала - появлении разнообразных химер, которое, очевидно, прогрессировало по мере падения человечества в бездну разврата. С духовной точки зрения, данное состояние свидетельствовало о широкомасштабной материализации падших духов и их доминировании относительно сохранивших первозданные признаки тварей; с физической - о глобальном нарушении экологического баланса в биосфере того времени. До того времени Господь терпел существование падших ангелов в природной среде, используя ее, по выражению одного из современных богословов, в качестве "лечебницы для заболевшего грехом человека". Активизация их вторжения создало угрозу для ее существования в целом. С минимальными в масштабах грядущей катастрофы потерями проблема была решена при помощи Потопа.

В результате Потопа экологический баланс был восстановлен, но уже на другом уровне. Очевидно, что на этом этапе Господь не намеревался более попускать падшим духам биологическое буйство в прежних размерах, значительно ослабив возможности плоти (о чем свидетельствует постоянное снижение на протяжении последующей истории продолжительности человеческой жизни). В то же время, благословение плотоядия [Быт 9:3] свидетельствует о том, что природа продолжала оставаться обиталищем нечистой силы, причем у человека с его новой трофической ориентацией появилась новая возможность слияния с ней. Последним, и вполне, как оказалось впоследствии, преодолимым барьером, был запрет на использование в пищу крови и убийство человека [Быт 9:4-6].

Начиная с этого времени, на протяжении всего остального ветхозаветного и новозаветного периодов вплоть до средневековья человеческая цивилизация существовала в относительном равновесии с окружающей средой. Становление народа Божия, длительная и мучительная подготовка его к рождению Спасителя, Его Рождество, Крестная смерть, Воскресение и Вознесение переместили центр духовной брани в человеческие души. Харизматическое состояние ранних христианских общин постепенно шло на убыль, и монашество, созданное в III веке по Р.Х. как основной инструмент борьбы с князем тьмы, было ориентировано теперь на сохранение очагов благодати в отдельных духовных оазисах монастырей. Природная же среда продолжала оставаться основным обиталищем нечистых духов, о чем свидетельствует многообразный опыт пустынножительства в древнем монашестве.

Существенно, что начало становления городов и промышленности в Европе ознаменовало принципиальную перемену в стратегии духовной брани со стороны врага рода человеческого. Локализуя до сих пор свои силы преимущественно в пустынях, т.е. природной среде, он проявлял себя в откровенных формах, имея главной целью повернуть человечество от единобожия в сторону язычества. Природная среда как нельзя лучше удовлетворяла решению этой задачи, поскольку, встречаясь с ней, человек общался с пусть и испорченными, но остающимися бесконечно сложными творениями Всевышнего, попытки познания которых неизменно приводили его в тупик. Передний край духовной брани проходил по пустынным местам, и молитвенное делание одиноких монахов, стяжавших видение нетварного Света, изменяло как духовное, так и физическое состояние природы, возвращая ее в местах их подвига к первозданному состоянию подчиненности человеку. Примерами тому являются общение с дикими зверями наших отечественных подвижников прпп. Сергия Радонежского и Серафима Саровского, выращивание экзотических растений насельниками Валаамского и Соловецкого монастырей, изменение злокачественной природы корабельного червя в Белом море прп. Варлаамом Керетским (Фон-Пошман, 1873), и многие другие. Развитие городов означало уход человека из мира тварного в мир вещей, произведенных им самим. Имея дело с произведениями собственных рук, человек легко заражался гордыней и атеизмом, отрицая существование и Бога, и князя тьмы. Заставить человека разувериться в своем собственном бытии - было основной целью новой стратегии от лукавого. При этом природа отдавалась ей на откуп: то, что сейчас называют антропогенным воздействием, неуклонно нарастало.

Одним из популярных сейчас направлений глобализма в экологии является т.н. "сохранение биологического разнообразия", начало которому положила Всемирная конференция в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Как указывалось во 2 разделе данной работы, ее решения послужили идейной основой очередного витка глобализации на экологическом уровне. В результате значительно ускорился процесс создания надправительственных структур, влияющих на международную политику под предлогом объединения усилий в общем деле сохранения природной среды. Благодаря тому, что все большее количество стран оказывается связано с деятельностью этих структур соглашениями и обязательствами, признаки формирования мирового экологического правительства становятся все более отчетливыми. При этом, как уже говорилось, идейной основой мировой экологической кооперации является биоцентризм, который в своей религиозной проекции представляет собой откровенное язычество, уходящее корнями в поклонение духам природных стихий, животных и растений.

Тема эта получает все большее развитие в мировом научном сообществе. Активно действует упоминавшаяся ранее международная организация БИО, популярность которой искусственно повышается благодаря настойчивой рекламе в средствах массовой информации (ее руководительница Агни Влавианос-Арванитис претендует на получение Нобелевской премии). В России эта идея находит все большее количество последователей среди образованной части общества.

При этом на фоне развивающегося процесса разрушения природы в наше время благотворное влияние на нее молитвенного делания становится все более очевидным. Вокруг монастырей и церковных приходов природной среде в какой-то степени возвращаются признаки первозданности, что свидетельствует о возможности воздействия на нее путем, противоположным тому, которым князь тьмы искушает сейчас образованную часть человечества. Поскольку одним из важнейших направлений деятельности по рациональному природопользованию является сейчас организация особо охраняемых природных территорий (ООПТ) - тема, привлекающая особое внимание глобалистов от экологии, - ответственные за эту работу государственные органы сейчас чрезвычайно нуждаются в разработке концептуальной основы этой проблемы. Решения, предлагаемые многочисленными общественными и полуобщественными экологическими организациями, откровенно льют воду на мельницу биоцентризма и экологического глобализма. Официальная биологическая наука в целом идет у них на поводу. В данной ситуации объединение усилий Церкви и государства в направлении создания принципиально новой концепции охраны и рационального природопользования, основанной на вовлечении в эту деятельность Ее институтов и, прежде всего, монастырей, представляется и своевременным, и единственно возможным выходом из сложившейся ситуации.

В основу этой концепции должна быть положена тема слияния ООПТ с территориями монастырей и приходов, причем образующийся в результате комплекс должен быть пространственно дифференцирован по принципу окружения ядра территории буферными зонами разных порядков. Центр охраняемой территории должен включать в себя монастырь (скит), максимально приближенный по своей молитвенной деятельности к исихазму, а буферные зоны - в порядке убывания уровня охраны - монастыри общежитийского типа, в большей степени осуществляющие хозяйственную деятельность в сравнении с предыдущими. На периферии могут располагаться приходы. Таким образом, снижение уровня охраны ПТ в этой схеме сочетается с возрастанием секулярности для церковных образований. Принципиальным условием реализации этой идеи является взаимопонимание и взаимодействие Церкви, государственных структур и Российской академии наук.

6. Заключение

Развитие биологической науки в XXI веке может поставить человечество перед весьма сложными морально-нравственными и политическими проблемами, связанными с развивающимися возможностями создания новых организмов, с одной стороны, и неуклонным нарастанием экологического кризиса - с другой. Опыт минувшего столетия убедительно показывает несостоятельность гуманизма в поиске верных нравственных ориентиров в складывающейся ситуации. Корни ее уходят в отдаленное прошлое эпохи Просвещения, когда европейское общество начинало ценить образование выше Веры.

В контексте проблемы современных взаимоотношений человека с окружающей средой, особенно - с разнообразными биосистемами, научная деятельность Карла Линнея представляется безусловно прогрессивной, несмотря на очевидные ошибки догматического характера. При этом следует учесть, что в период разгара его научной деятельности дух гуманизма охватил значительную часть европейского образованного общества, и бескомпромиссная религиозность Линнея в атмосфере нарастающего свободомыслия уже отдавала ретроградством. Несомненно промыслительной в этой связи является удивительная жизнеспособность его системы, пользовавшейся признанием многих поколений биологов и даже в нашей стране, пережившей времена откровенного богоборчества.

В XX веке человечеству было предоставлено достаточно возможностей убедиться в драматичности последствий гуманистических заблуждений. К сожалению, век нынешний обещает в этом плане быть не менее сложным, чем век минувший. Нет необходимости обосновывать очевидный факт особой ответственности за судьбу человечества, которая в текущем столетии лежит в основном на Русской Православной Церкви. Соответственно, именно Ей предстоит решение грядущих биоэкологических проблем.

В связи с этим необходимо проведение исследований по созданию новой методологии таксономических исследований (в перспективе - биологической номенклатуры) под патронажем РПЦ, с одной стороны, и существенное повышение активности Ее миссионерской деятельности среди биологов и вообще ученых-естественников на основе новой теолого-биологической парадигмы. Ключевым звеном в последовательности этих действий является развитие концепции первозданных организмов, на основе которой станет возможным создание двумерной системы классификации современных растений и животных, позволяющей адекватно систематизировать конкретный объект не только по отношению к другим обитателям нашего падшего мира, но и его первозданным родоначальникам.

Современное практическое миссионерство связано со встречным движением мира к Церкви и Церкви - к миру. В отличие от Западной Церкви, в России традиционно использовалась в основном первая форма. В настоящее время в условиях явной экспансии инославных конфессий, широко использующих вторую форму миссионерства, Русская Православная Церковь вынуждена поступаться некоторыми из своих традиций, усиливая свою внешнюю активность. Органическим сочетанием старого с новым в этом случае представляется использование миссионерского потенциала ботанических садов, с одной стороны, и природоохранного - монастырей и церковных приходов - с другой. Параллельное развитие этих видов деятельности должно привести в перспективе к их слиянию. В результате, при условии благоприятного отношения властей, возможно создание миссионерско-просветительских комплексов, объединяющих монастыри с ботаническими садами.

Автор имеет личный опыт деятельности этого рода, в результате которой уже третий год на основе совместной научно-просветительской работы Полярно-альпийский ботанический сад-институт Кольского НЦ РАН взаимодействует с 6 монастырями и 2 приходами, расположенными от Кольского п-ова до Нижегородской области.

Литература

Caldwell L.K. Biopolitics: science, ethics and public policy. Yale Rev. 1964. V.54. N 1. P.1-16.

Naess A. A defence of the deep ecology movement. Environmental Ethics. 1984. N 6. P.17-26.

Баранцев Р.Г. О тринитарной методологии. Между физикой и метафизикой: наука и философия. М., Наука, 1998. - 116 с.

Барбур И. Этика в век технологии. М., изд. ББИ св. ап. Андрея, 2001. - 356 с.

Бобров Е.Г. Карл Линней. Л., Наука, 1970. - 286 с.

Бобров Е.Г. Линней. Его жизнь и труды. М.-Л., изд. АН СССР, 217 с., 1957.

Бобров Е.Г. Описательный метод Линнея, "Species Plantarum" и современная номенклатура растений. В сб.: Карл Линней. Сборник статей. М., изд. АН СССР, с.78-100, 1958.

Гусев М.В. К обсуждению вопроса об антропоцентризме и биоцентризме. Вестник МГУ, серия 16 (биология), No. 1, c.1-6, 1991.

Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. М., изд. ПСТГУ, 435 с., 2006.

Ермолаева В.Е. Ноосфера, экологическая этика и глубинная экология. В кн.: Стратегия выживания: космизм и экология. Под ред. Л.В. Фесенковой. М., Эдиториал УРСС, c.100-115, 1997.

Зенкевич Л.А. Введение. В кн.: Жизнь животных. Под ред. Л.А. Зенкевича. М., Просвещение, c.5-64, 1968.

Иванов Николай, протоиерей. И сказал Бог... Толкование первых глав Книги Бытия. М., Христианская жизнь, 478 с., 2005.

Катасонов В.Н. Позитивизм и христианство: философия и история науки Пьера Дюгема. М., изд. ПСТГУ, с.174-215, 2005.

Кирилл, Митрополит Смоленский и Калининградский. К экологии духа. В кн.: Экотеология. Голоса Севера и Юга. Под ред. Д.Г. Холмана. М., ВСЦ, c.20-42, 1997.

Кураев Андрей, диакон. Сатанизм для интеллигенции. I. Религия без Бога. М., "Отчий дом", 569 с., 1997.

Линней К. Философия ботаники. М., Наука, 451 с., 1989.

Лихачев Д.С. "Сады Лицея". О литературе Нового времени. Л., Наука, с.295-310, 1984.

Локтионов Д.В. Биополитика и ее программные цели. Вопросы философии, No. 7, c.185-187, 1993.

Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. М., Наука, 653 с., 1950.

Малков С.М., Огурцов А.П. (ред.) Биоэтика: проблемы и перспективы. М., Ин-т философии РАН, 337 с., 1992.

Нейфах Георгий, протоиерей. Гармония Божественного Творения. Взаимоотношения науки и религии. М., Правило веры, 399 с., 2005.

Олескин А.В. Биополитика. М., МГУ, 423 с., 2001.

Серафим (Роуз), иеромонах. Бытiе: сотворение мiра и первые ветхозаветные люди. М., Русский паломник, 703 с., 2004.

Серебрякова Т.И. Жизненные формы растений. В кн.: Жизнь растений. Под ред. А.А. Федорова. М., Просвещение, т.1, c.87-98, 1974.

Станков И.С. Жизненный путь и труды Карла Линнея. В сб.: Карл Линней. Сборник статей. М., изд. АН СССР, с.7-77, 1958.

Сысоев Даниил, диакон. Эволюционизм в свете православного учения. В кн.: Шестоднев против эволюции. В защиту святоотеческого учения о творении (Сборник статей). Под ред. диакона Даниила Сысоева. М., Паломник, 2000. С.41-54.

Тальберг Н.Д. История христианской Церкви. М., изд. ПСТБИ, 518 с., 2001.

Флоренский Павел, священник. Столп и утверждение истины. Репринтное издание 1914 года. М., Лепта, 809 с., 2001.

Фон-Пошман. Архангельская губерния. 1802 г. Архангельские губернские ведомости, No. 31, 448 с., 1873.

Шенборн К. Бог послал Сына Своего. Христология. М., Христианская Россия, 2002. - 412 с.

Публикация статьи:

Жиров В.К. Человек и биологическое разнообразие: православный взгляд на проблему взаимоотношений // Вестник МГТУ (Мурманского Государственного Технического Университета). 2008. Т.11, No.4, С.609-626.

Жиров Владимир Константинович, член-корреспондент РАН (2003 г.) по Отделению биологических наук. Секция общей биологии, по специальности "Общая биология", директор Полярно-альпийского ботанического сада-института Кольского научного центра РАН, 1952 года рождения, русский, образование высшее, доктор биологических наук

http://www.kolasc.net.ru/russian/galery/girov.html .

*   *   *   *   *   *   *

Великий планировщик и охранитель державы

Научное сообщение на торжественном собрании в честь дня рождения Сталина

А.И.Молчанов - доктор исторических наук, профессор,

Почетный работник высшего профессионального образования РФ

Сталин не только любил, но и умел осуществлять грандиозные проекты. О Сталине написано много. Даже очень много. И нет, пожалуй, ни одной другой крупной исторической личности, амплитуда оценок которой была бы столь широка, как Сталин. Поток новых книг и статей о человеке, в течение тридцати лет руководившем Коммунистической партией и Советским государством, не иссякает. Уже один этот факт позволяет считать, что речь идет о выдающемся деятеле. Ценнейшие труды о Сталине (на документальной базе) написали Ю.Н.Жуков, И.В. Пыхалов, С.С.Хромов и др.

На вопрос профессора Йельского университета (США) в сентябре 1926 г. Джерома Дэвиса: "Почему Сталин стал коммунистом?", тот ответил: "Трудно описать процесс. В начале человек приходит к убеждению, что существующие условия скверны и несправедливы, затем он решает сделать все, что он может, для того, чтобы исправить это". Главным стимулом жизни Сталина была остро ощущаемая им неустроенность происходящего. Пружиной сталинской работы была мечта - покончить с эксплуататорами, которые поголовно притворяются демократами.

Поиск более совершенных форм бытия всегда дорого обходится людям. Кстати, народ Франции в течение 100 лет совершил три революции! Видный русский ученый, профессор В.Т. Логинов замечает: "У нас - у русских - много недостатков. Но все-таки мы не народ дураков, чтобы за 12 лет ни с того, ни с сего совершить три революции. Они ведь с жиру не делаются. Революции случаются в те моменты, когда общество попадает в безвыходное положение". Истории известны две Великие революции - Французская 1789-94 гг. и Октябрьская 1917 г. в России. О Великой Октябрьской социалистической революции великий Горький сказал: "Революция сделана для того, чтобы человеку лучше жилось, и чтоб сам он стал лучше". Октябрьская революция была сражением не только за справедливое распределение благ, а, пожалуй, в первую очередь - за человеческую чистоту. Злодеяния андроповского ученика и выкормыша - Горбачева ( слова председателя КГБ СССР В.В.Федорчука ) - против русского народа, других братских народов страны резко актуализируют реплику Евгения Замятина в романе "Мы": "Революции бесконечны. Последней - не бывает".

Отличие гениев от смертных в том, что и после смерти они трудятся наравне с живыми. Титаны торопятся в будущее, в этом их предназначение, а одним днем живут карлики и это их удел. Сталин совершил величайший подвиг по переустройству СССР. Сталин, как любой революционер, обречен был подчас вести себя жестоко. Сталин был гигантом - планировщиком и высокопрофессионально управлял процессом выполнения намеченных планов. Сталин (вместе с Лениным) создал первое на планете суперсоциальное государство. Его сутью были гарантии общедоступности материальных, социальных, политических и культурных благ. Для молодого человека в Советском Союзе за счет госбюджета (бесплатно) были открыты все социальные двери общества: от детского сада и Дома пионеров до университета, Академии Генерального штаба Вооруженных Сил СССР и Академии наук. Этот социальный лифт поднимал миллионы детей из рабочих и крестьян на все этажи власти и управления. О бесплатных медицине, жилье, образовании, санаториях в СССР знал весь мир. Советская школа формировала гармоничную и творческую личность, творца всех чудес в стране. Не лавочника. Идеалов Октября никто и никогда не отменит. Они являются родными для народа. Советская эпоха неочерняема. Свершения советского народа под руководством Сталина навсегда останутся предметом гордости поколений. Гений Сталина самодостаточен и неисчерпаем. Пик мировой славы и политической жизни Сталина - победоносное завершение Великой Отечественной войны Советского Союза и овладение атомным оружием. Сталин на вершине, после которой может быть только бессмертие или забвение. Забвения нет. Почему? Продолжим отвечать на этот вопрос.

Советский проект вызвал великий подъем народных сил, ума и духа. Советский строй создал огромный промышленный и оборонный потенциал, произвел образцовые для своего времени системы здравоохранения и образования. Большой ряд важнейших направлений советской фундаментальной и прикладной науки вышел на передовые рубежи в мире. Советский проект показал: вполне возможна жизнь без резкой социальной поляризации и классовых антагонизмов. В Советском Союзе богатство не выступало в качестве критерия ценности человека для общества, человек в СССР был "выше денег". И это стало вершиной духовного взлета социалистического строя. Советский проект показал, что совместная жизнь множества народов без угнетения и непримиримой вражды - это реалии бытия, крупное достижение социализма. Все это, равно как и многое другое, было достигнуто в условиях "мобилизационного социализма", без которого прорыв в индустриальное общество в кратчайшие исторические сроки был невозможен.

Что касается репрессий конца 30-х годов, то они не были непосредственно обусловлены "мобилизационной моделью" и не служили ее воплощению: напротив, можно предполагать, что они в некоторой степени затормозили темпы индустриализации, военного строительства, развития науки и культуры. Внесем ясность в генезис (происхождение) репрессий. Репрессия < лат.repressio подавление> - карательная мера, наказание. Репрессии - не в первую очередь расстрелы. Наказание, являясь карой, выражается в различных ограничениях прав осужденного, в причинении ему определенных нравственных страданий. Исключительной же мерой наказания являлся расстрел - смертная казнь посредством выстрела. Таким образом, вдалбливаемые буржуазными СМИ в головы масс стереотипы о репрессиях как сплошных расстрелах являются большим обманом народа.

Сталин никогда не был единоличным правителем, решения всегда принимались 4-5 человеками. Он дважды писал заявления Пленуму ЦК ВКП(б) об отставке. Именно Сталин в 1936 г. впервые предложил избирательный закон, согласно которому все без исключения граждане СССР наделяются избирательными правами. Они впервые голосуют непосредственно, минуя каких - бы то ни было посредников, один человек - один голос, выборы прямые, тайные, всеобщие. Ни до революции, ни после революции в нашей стране такого не было. Мало того, Сталин предложил, чтобы выборы были альтернативные.

На июньском ( 1937 г.) Пленуме ЦК ВКП(б), когда нужно было одобрить проект избирательного закона, предусматривающего альтернативные выборы, секретари крайкомов и обкомов ВКП(б) по очереди объясняли Сталину, что они- то не против демократии, да вот их местное управление НКВД "вскрыло очередную антисоветскую повстанческую организацию, и пока с ней не покончено, альтернативные выборы проводить нельзя". Еще до завершения Пленума кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП (б), первый секретарь Западно-Сибирского крайкома ВКП (б) латыш Роберт Идрикович Эйхе решил истребовать от Политбюро то право, которое он уже трижды получал осенью 1934 г. во время хлебозаготовок. Право без суда и следствия высылать людей из края, применять другие репрессии. В записке, представленной Политбюро, он в самых мрачных красках описал ситуацию, сложившуюся в крае после раскрытия "контрреволюционной повстанческой организации", созданной "уголовниками и высланными в Западную Сибирь кулаками". Шантажируя таким образом Политбюро, Эйхе вынудил его утвердить 29 июня 1937 г., в день закрытия Пленума, нужное решение: образовать "тройку" в составе начальника УНКВД по Западно-Сибирскому краю, краевого прокурора и его лично. Дать им возможность установить, сколько людей необходимо незамедлительно выслать из края, и число лиц, подлежащих расстрелу. Инициатива Эйхе стала известна другим секретарям крайкомов и обкомов, которые сумели добиться для себя тех же прав на создание "троек", установление "лимитов" на репрессии.

Таким образом, в 1937 г. направленность репрессий, прежде устремленных на троцкистов, зиновьевцев, "правых" и других, причастных к оппозициям в ВКП(б), резко менялась. Превращала в объект будущих акций уже не два-три десятка, а тысячи людей.

Почему Сталин в 1937 г. вместе со своими соратниками по Политбюро поддался давлению членов ЦК (с мест) и разрешил репрессии в республиках и областях? Может быть, этот шаг позволяет увидеть, как обострялось социальное зрение и трезвели политические взгляды партии, как постепенно восторженно-романтические представления о революции и социализме сменялись печальным узнаванием уродливого устройства мира? Ну, уж никаким гением мрака и жертвой бесов, зашедшим за тонкую грань сумасшествия, в чем обвиняли Сталина внучата троцкистов, он, конечно, не был. Может быть, объяснение надо искать в истории молодой Республики Советов?Исторические обстоятельства, в которых происходило становление Советской власти, обусловили её первостепенное внимание к задачам создания механизма своей физической самозащиты - сети специальных силовых органов. Одним из следствий существования в распоряжении власти такого могучего и безотказного инструмента являлся постоянный соблазн "разрубать гордиев узел" одним ударом, т.е. решать при помощи чрезвычайных средств те проблемы государственной и общественной жизни, по отношению к которым подобный подход порой был противопоказан. Нельзя забывать, что уже бушевала Вторая мировая война. Она началась не в 1939 г., а в 1931 г., нападением Японии на Маньчжурию. Планы Гитлера хорошо были известны Сталину. Надеяться можно было только на свои силы.

Но если бы Сталин не дал своего согласия на испрашиваемые полномочия, Эйхе и другие могли дать бой с непредсказуемым исходом? Могли. Ведь всевластия Сталина тогда не было. Да и классовую борьбу никто не отменял! Мы ее свидетели и жертвы даже сегодня. Философ А.А.Зиновьев, живший в те годы, утверждает, что страна тогда быстро мужала и крепла, это видел весь мир, а репрессии были на периферии общественного сознания. Действительно, в 1937 г. было завершено выполнение второго пятилетнего плана, СССР стал крупной индустриальной державой. По объему промышленной продукции он вышел на первое место в Европе и на второе место в мире. В годы второй пятилетки (1933-1937 г.г.) в строй вступило 4500 новых предприятий. Была завершена коллективизация сельского хозяйства. Произошла культурная революция. Такова диалектика 30-х г.г. ХХ в.

Подчеркнем, что до 1942г. "репрессированные"//политические//составляли не более трети заключенных, находящихся в лагерях ГУЛАГа, а большинство было уголовниками. Затем доля политических выросла за счет бандеровцев, власовцев, полицаев-холуев Гитлера. На 1. 01.1951г. в СССР осужденных за уголовные преступления было 1 948 228 человек, а за измену Родине, шпионаж, повстанчество, ПОЛИТБАНДИТИЗМ- 579 918 человек. Но цифры эти имеют "убойную силу" только для слабо знакомых с темой. В них, кстати, нет ничего общего с ложью Солженицына и др. о 60 000 000 - 100 000 000 "жертв репрессий". Кого надо считать необоснованно репрессированными на начало 51-го года? Расхитителей соцсобственности, умышленных убийц, воров-рецидивистов, шпионов, власовцев, бандеровцев? Что же это было бы за государство, если бы оно не защищало себя? И оно защищалось.

История - это наука о прошлом, но чем глубже мы её изучаем, тем яснее становится будущее. Враг длительное время мечтал уничтожить Советский Союз. Агентура ЦРУ и Госдепа США, проникшая в Кремль, разрушение страны начала с безобидных и даже "ласковых" призывов: "Ликвидируем "белые пятна" истории!", "Повысим общественную роль национальных языков!", "Наиболее полно раскроем гуманистический характер социалистического строя во всех его решающих аспектах - экономическом, социально-политическом и нравственном!" и т.д. Горбачевщина начала с перестройки советской системы ценностей, но делалось это завуалированно и коварно: так, чтобы успехи СССР казались людям чем-то второстепенным, а достижения буржуазного мира - недостижимым идеалом, венцом творения. Мечту о справедливом образе жизни, о чистоте человеческих отношений предатели наверху стали подменять грёзами о 100 сортах колбасы, о джинсах-варенках, о порнографии. Непобедимую крепость можно было взять только с черного хода.

Исконная Россия расчленена. СССР превращен в постыдную развалину. На огромных пространствах великой страны, ядром политической системы которой было общенародное государство, в результате предательства верхушки КПСС установлена диктатура буржуазии-скороспелки из лжекоммунистов. Явью стала олигархическая (не демократическая) политическая система (исключение-Белоруссия). Кстати, олигархическая политсистема РФ 16 лет вязко саботирует создание полноценного Союза с РБ. И потому Сталин как геополитик и геостратег остроактуален сегодня.

Самую главную опасность для народа внутри РФ представляет антагонистическая социальная структура общества (крупная, средняя, мелкая буржуазия, наемные работники, бедняки, безработные, социальное "дно"). 90% населения РФ в ходе незаконной приватизации ограблено. Нельзя быть на втором месте в мире по числу миллиардеров и на 70-м - по общему уровню жизни. Доходы 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных в РФ соотносятся как 100:1. В СССР этот коэффициент = 5,3:1. Сегодня - чудовищная социальная дифференциация. Свыше 70% капитала в РФ принадлежит нерусским. РФ - несправедливое, асоциальное государство. И потому Сталин остроактуален сегодня.

РФ - объект зарубежной политики уже 30 лет. Мы живем в рамках чужого социального проекта. А значит - живем фальшивой жизнью. И потому Сталин остроактуален сегодня. Писатель П.Н. Краснов отмечает: "Сейчас подавление русского народа перешло в прямую репрессивную форму во всех аспектах его бытия: социально-политическом, экономическом, культурном, которое многие известные ученые обоснованно соотносят с геноцидом". "Русским людям, наконец, в полной мере надо осознать, что с нами ведется война на истребление", - набатно пишет большой ученый, возвышенная личность, профессор И.Я. Фроянов. На наших глазах идет погром социальной медицины. Под видом реформы изуродована РАН. Внешними управленцами отлажен механизм торможения экономики РФ. Импортируем даже зубные щетки и скрепки! Идет тихая дерусификация школьной программы по литературе. Из программ изымаются русские классики Куприн, Лесков, Ал. Толстой, др. Это же не что иное, как завуалированный демонтаж РФ. Перестройка-2. Но с ура- патриотической трескотней! Мы так видим.

Если 8 апреля 2014 г. американские вояки, оперировавшие в Харькове, в маскировочных целях надевали форму винницкого ОМОНа "Ягуар", то осенью они там, не таясь, появились в своей настоящей форме. Де-факто НАТО - под Ростовом-на-Дону, Белгородом и Брянском. Как она(о) здесь оказала(о)сь? Кто его допустил, подпустил, привел на Слобожанщину? К границам ордена Ленина Московского военного округа. Почему Донбасс сдан на растерзание Западу? (В.В. Кирпичев). Почему Кремль 23 года не создавал эффективную пророссийскую силу на Украине? (К.Ф. Затулин). Генералиссимус Сталин остроактуален сегодня.

Буржуазная "Литературная газета" вынуждена признать: "Сталина сегодня оправдывает сама реальность". В первую очередь - страшная тяжесть свалившегося на советский народ опыта. Опыта Чрезвычайного. Опыта проникновения в сердце русской государственности - в Кремль - в 1980-е г.г. агентуры США. Измена Кремля как одно из особо опасных государственных преступлений требует нового подхода и к теме репрессий. Первое. Почему существование аналогичной группы предателей в 1936-1937 гг. следует считать заведомо невозможным? Второе. Доверять Комиссии по реабилитации "жертв репрессий" во главе с врагом СССР и членом Политбюро по совместительству Яковлевым мы не можем: он уничтожал страну, а не исследовал всесторонне, полно и объективно обстоятельства дел. Н.С. Хрущев, конечно, не иуда No. 2 Горбачев, но и он тему репрессий использовал как инструмент личной мести Сталину за сына. Эти два мстителя осознанно внесли много предвзятости и пыли в рассматриваемую тему.

Чтение текстов о 30-х годах автором этих строк на рубеже 50-х-60-х годов ХХ в., во время учебы в Валуйском педагогическом училище, было "полетом на качелях", переходом от удивления к страху, от отчаяния к состраданию, от горечи утрат к юношеской радости обретения знаний истории Отечества, от чистой восторженности героическими победами ударников первых пятилеток к разумной основательности. Критикуя "культ личности", Н.С.Хрущев "невнимательно умалчивал", что Сталин -это еще и глубокая, многогранная, талантливая, уникальная личность, обладавшая необыкновенной одаренностью, плодовитостью и работоспособностью. И без ошибок, в отличие от Хрущева, писавшая на русском языке. У Хрущева были со Сталиным личные счеты. Но импульсивному самородку, уничтожающему полемисту, по-своему талантливому Никите Сергеевичу, изменила объективность. Ослепленный местью, он нанес удар и по стране. Но в эти годы под руководством Хрущева бурно развивались экономика, наука, культура. Широкая жилищная программа в СССР (с 1957 г.) - это тоже воля и энергия Хрущева. Три всемирных научных подвига из четырех, совершенных в ХХ в. (укрощение атома-АЭС, прорыв человека в космос и создание лазера), совершены советскими учеными под водительством Хрущева (на Западе был собран только компьютер)! Еще одна диалектика, теперь уже 50-60-х годов! Поэтому обывательские разговоры о том, что Хрущев начал, а Горбачев завершил уничтожение СССР, к правде истории не имеют никакого отношения. Горбачев и Яковлев не лично мстили Сталину, а как агенты чужой философии и политики брали у Сталина социально-политический (классовый) реванш. Они уничтожали детище Сталина - суперсоциальную державу во главе с КПСС и отдавали ее на поругание Западу. Хрущев же не уставал пояснять Западу, что "покажет ему Кузькину мать"! И показывал. Ставить "на одну полку" Хрущева и Горбачева - значит засорять мозги людям с тем, чтобы они никогда не поняли, кто такой на самом деле Горбачев.

Вернемся к сюжету. Имели место необоснованные, но было много и обоснованных репрессий. Все это необходимо исследовать. Но не агентами США. Заново. Да, через призму критического анализа, но установить истину без визга, лжи и трепа. А вместе с репрессиями добраться и до агентурных дел убийц СССР. При Иосифе горби был невозможен. Сталин был грозой оккупанту-врагу.

Смысл сталинского подвига и величие Сталина можно хорошо понять, только вчитавшись в две цитаты русских классиков мысли. 21 апреля 1853 г. выдающийся русский мыслитель А.И.Герцен в письме профессору Московского университета В.С. Печерину подчеркнул: "В основе Руси - ее коммунистический народ". Цитату читаем еще раз! Г.В.Плеханов родился через 3 года, В.И.Ленин - через 17 лет, И.В.Сталин - через 26 лет после приведенных слов классика мысли. Об этом же читаем у Н.А.Бердяева: "Большевизм гораздо более традиционен, чем принято думать. Он согласен со своеобразием русского исторического процесса". Русские - общинники. Этот русский феномен подтвердили в своих трудах и другие отечественные философы. Совершенно закономерно большевизм вырос на своей родной - русской коммунистической - почве. Коммунизм в России впитал в себя духовную энергетику русской правды. Коммунизм как магия духа русских на века старше народничества, марксизма, социал-демократии, большевизма.

Строительство коммунизма в исконной России (от Бреста и Закарпатья до Чукотки) было величайшим в истории национально-почвенническим, отвечающим чаяниям народных масс, проектом. Когда еще наша страна играла столь важную роль в судьбах мира? И уж совсем никогда у нас не было столь просвещенного общества, столь высокообразованного народа. Эту титаническую работу возглавил коммунист, грузин по национальности, Сталин. В этом его гигантская заслуга перед Россией. Все остальное о Сталине - это остальное. Хотя, разумеется, его тоже надо изучать. Суть работы Сталина, таким образом, в том, что он сделал нас великой суперсоциальной державой. Стремясь своим цинизмом засалить трагизм 1937 г., (повторим, тема нуждается в новом, глубоком изучении), горбачевцы и ельцинисты, их духовные наследники используют болезненную тему как элемент системы отвлечений внимания народа от страшных реалий, что он - народ - 25 лет живет в непросто потерпевшей глобальное поражение от внешних сил стране, но и в ограбленной, униженной, преданной и, в конечном счете, растоптанной собственными руководителями стране.

Свои злодеяния предатели пытаются спрятать за "дымовой завесой" репрессий, чтобы уйти от возмездия. Сталин 30 лет строил и победоносно вел сражение за свободу суперсоциальной сверхдержавы, агенты ЦРУ и Госдепа США в Кремле ее уничтожили, отдали на поругание Западу, но с лживой слезой о репрессиях. Сводить деятельность Сталина к репрессиям - значит оглуплять историю СССР, лгать, шулерски отвлекать внимание народа от магического мира Советского Союза. Ложь - это еще и инструмент удержания РФ во вражеском стратегическом капкане, что смертельно опасно для Русского мира. Разумеется, полностью снимать ответственность со Сталина за репрессии было бы антинаучно. Но не они, а рывок СССР под руководством Сталина в совершенно новое качество был особенностью и смыслом той эпохи.

Борьба против коммунизма в России под видом реформ - это борьба против русской культуры, против культурного кода нации, против самой русской нации. И потому Сталин - человек русской культуры, на "отлично" знавший русский язык, а язык - это строительный материал культуры, остроактуален сегодня.

Народ очень дорого платит за свое беспамятство и перестает существовать, когда угасают в нем традиции борьбы за свободу и независимость.

(Личное сообщение автора)

Три частных вопроса

А.И. Орлов

Представляется полезным обсудить три частных вопроса.

1. Надо было сменить слой управленцев

2. Дифференциация не 100:1, а 15:1

3. Хрущев нанес коммунистической идее огромный вред

1. Надо было сменить слой управленцев

После гражданской войны управленческие посты заняли командиры и комиссары красных войск. Они умели выступать на митингах и вести отряды ополченцев в бой, но не имели навыков административной управленческой работы. В результате - низкая эффективность работы советских учреждений в первые годы после революции (см., например, сатирические повести М. Булгакова). Сталин понял, что управленцев надо менять. Постепенно (примерно за 15 лет) были подготовлены новые управленческие кадры. Пришло время менять значительное число выдвиженцев гражданской войны. Но те были сравнительно молоды - 40 - 50 лет - и не понимали, почему должны уходить. Отсюда - ярость борьбы 1930-х годов.

Аналогичная ситуация была в Китае (необходимость смены значительного числа выдвиженцев гражданской войны - причина "культурной революции"), в Алжире и других странах.

2. Дифференциация не 100:1, а 15:1

Децильный коэффициент, используемый для оценки дифференциации доходов, с середины 1990-х годов колеблется около 15 (по официальным данным).

В более общем плане хочется призвать к использованию выверенных данных, со ссылками на источники. Что Александр Иванович Молчанов и делает в своих основных работах.

3. Хрущев нанес коммунистической идее огромный вред

Основной вред - в разрушении сакральности образа Сталина, образа партии как "Ордена Меченосцев". Из борцов за Новый Мир коммунисты СССР превратились (в глазах народа и в своих собственных) просто в правящий слой (слой бюрократов). Без постоянных мобилизаций на решение исторических задач, без тотальных чисток и пропалывания силами НКВД этот правящий слой стал быстро (в историческом плане) разлагаться. Ушли из жизни сталинские наркомы - и кончился коммунистический режим позором Горбачева и Ельцина.

А.О.

2015-01-25

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное