Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 641


"Эконометрика", 641 выпуск, 6 мая 2013 года.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

В докладе "Новая парадигма математической статистики" прикладной статистике возвращается ее исходное название - математическая статистика. Современная парадигма математической статистики сравнивается со старой парадигмой середины ХХ в.

Предлагаем доклад нашего коллектива "Проблемы разработки автоматизированной системы прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий".

Представляем недавний доклад "Основания неформальной информационной экономики будущего".

С наступающим великим праздником - Днем Победы!

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Новая парадигма математической статистики

Александр Иванович Орлов

МГТУ им. Н.Э. Баумана, МФТИ, Группа авиакомпаний "Волга-Днепр",

Москва, Россия, prof-orlov@mail.ru

Новая парадигма математической статистики основана на переходе от параметрических статистических методов к непараметрическим, от числовых данных - к нечисловым, на интенсивном использовании информационных технологий. Ее отличительные черты выявлены в работе в сравнении со старой парадигмой математической статистики середины ХХ в.

Математическая статистика - это наука о том, как обрабатывать данные. Этими словами начинается учебник "Прикладная статистика" [1]. Противоречия нет. В середине ХХ в. наука об обработке данных называлась математической статистикой. Затем - прикладной статистикой. Настало время вернуться к прежнему названию.

За сменой названий стоит смена парадигм. Под парадигмой понимаем систему идей, взглядов и понятий, различных моделей решения проблем, а также методов исследования. Цель работы - описать и сравнить две парадигмы в области анализа данных - старую и новую.

1. Послевоенное развитие отечественной статистики

Основные достижения математики в ХХ в. - аксиоматизация теории вероятностей, создание математической статистики и линейное программирование (есть и другие мнения).

К середине ХХ в. в СССР, как и за рубежом, сформировалась научно-практическая дисциплина, которую называем классической математической статистикой. Специалисты-статистики учились теории по книге Г. Крамера [2], написанной в военные годы и впервые изданной на русском языке в 1948 г. Из прикладных руководств назовем учебник [3] и таблицы с комментариями [4].

Затем внимание многих специалистов сосредоточилось на изучении математических конструкций, используемых в статистике. Примером таких работ является монография [5]. В ней получены продвинутые математические результаты, но из них трудно (прямо скажем, почти невозможно) выделить рекомендации для статистика, анализирующего конкретные данные.

Что же послужило причиной такого сдвига интересов? Некоторые особенности исторического развития СССР.

Большой вред развитию статистической науки и практики в нашей стране нанесло Всесоюзное совещание статистиков 1954 г. На нем было принято решение, что статистика - это одна из экономических наук, фактически - ведомственная наука ЦСУ-Госкомстата-Росстата РФ (Федеральной службы государственной статистики). При этом организаторы совещания не посмели покуситься на само существование математической статистики, но отнесли ее исключительно внутрь математики, в которой была выделена специальность "теория вероятностей и математическая статистика". Все остальные области применения статистических методов перестали замечаться официальными структурами, т.е. стали полулегальными. Конечно, специалисты нашли способы противодействия. Например, статистические методы в химии относились к "химической кибернетике", статистические методы в медицине - к "математическому моделированию в медицине".

В результате решений Всесоюзного совещания статистиков 1954 г. работы по математической статистике стали рассматриваться исключительно с позиций математики. Стали цениться изощренные теоремы (типа полученных в монографии [5]), никак не связанные с анализом реальных данных. В то же время вопросы практики применения статистических методов стали отодвигаться на задний план и даже подвергаться гонениям. Типичным примером является провал при защите на мехмате МГУ им. М.В. Ломоносова в 1971 г. докторской диссертации В.В. Федорова, в которой были получены базовые результаты в области планирования эксперимента - одного из важнейших направлений статистических методов.

Как реакция на уход в математику выделилась новая научная дисциплина - прикладная статистика. В учебнике [1] в качестве рубежа, когда это стало очевидным, мы указали 1981 г. - дату выхода массовым тиражом (33 940 экз.) сборника [6], в названии которого использован термин "прикладная статистика" (полное название: "Современные проблемы кибернетики (прикладная статистика)". С этого времени линии развития математической статистики и прикладной статистики окончательно разошлись. Первая из них полностью ушла в математику, перестав интересоваться практическими делами. Вторая позиционировала себя в качестве науки об обработке данных - результатов наблюдений, измерений, испытаний, анализов, опытов.

Вполне естественно, что в прикладной статистике стали развиваться свои математические методы и модели. Необходимость их появления вытекает из потребностей конкретных прикладных исследований. Это математизированное ядро прикладной статистики вполне естественно назвать теоретической статистикой. Тогда под собственно прикладной статистикой следует понимать обширную промежуточную область между теоретической статистикой и применением статистических методов в конкретных областях. В нее входят, в частности, вопросы формирования вероятностно-статистических моделей и выбора конкретных методов анализа данных (т.е. методология прикладной статистики и других статистических методов), проблемы разработки и применения информационных статистических технологий, организации сбора и анализа данных, т.е. разработки статистических технологий. Именно прикладной статистике посвящены многие публикации в разделе "Математические методы исследования" нашего журнала.

С рассматриваемой точки зрения общая схема современной статистической науки выглядит, по нашему мнению, следующим образом (от абстрактного к конкретному):

1. Математическая статистика - часть математики, изучающая статистические структуры. Сама по себе не дает рецептов анализа статистических данных, однако разрабатывает методы, полезные для использования в теоретической статистике.

2. Теоретическая статистика - наука, посвященная моделям и методам анализа конкретных статистических данных.

3. Прикладная статистика (в узком смысле) посвящена статистическим технологиям сбора и обработки данных. Она включает в себя методологию статистических методов, вопросы организации выборочных исследований, разработки статистических технологий, создания и использования статистических программных продуктов.

4. Применение статистических методов в конкретных областях (в экономике и менеджменте - эконометрика, в биологии - биометрика, в химии - хемометрия, в технических исследованиях - технометрика, в геологии, демографии, социологии, медицине, истории, и т.д.).

Часто позиции 2 и 3 вместе называют прикладной статистикой. Иногда позицию 1 именуют теоретической статистикой. Эти терминологические расхождения связаны с тем, что описанное выше развитие рассматриваемой научно-прикладной области не сразу, не полностью и не всегда адекватно отражается в сознании специалистов. Так, до сих пор выпускают учебники, соответствующие уровню представлений середины ХХ века.

Примечание. Здесь мы уточнили схему внутреннего деления статистической теории, предложенную нами ранее в [7]. Естественный смысл приобрели термины "теоретическая статистика" и "прикладная статистика" (в узком смысле). Однако необходимо иметь в виду, что в недавнем учебнике [1] прикладная статистика понимается в широком смысле, т.е. как объединение позиций 2 и 3.

Отметим, что математическая статистика, как и теоретическая с прикладной, заметно отличается от ведомственной науки органов официальной государственной статистики. ЦСУ, Госкомстат, Росстат РФ применяли и применяют лишь проверенные временем приемы позапрошлого (19-го) века. Приходится с сожалением констатировать, что большинство учебных курсов в экономических ВУЗах и учебников с названиями "Статистика" или "Общая теория статистики" понимают под последней статистику в смысле Росстата. Возможно, следовало бы от этого ведомства полностью отмежеваться и сменить название дисциплины, например, на "Анализ данных". В настоящее время компромиссным самоназванием рассматриваемой научно-практической дисциплины является термин "статистические методы".

В последнее время стало ясно, что абстрактно-математическое направление в статистике исчерпало потенциал развития. Нет важных новых работ, потому что нет новых идей. В то же время в теоретической и прикладной статистике - масса новых результатов. Настало время следовать мудрым словам одного из моих учителей члена-корреспондента АН СССР Л.Н. Большева (06.03.1922 - 29.08.1978) "Вся математическая статистика является прикладной" ([6]). Мы считаем необходимым объединить выделенные выше ветви статистики - математическую, теоретическую и прикладную - в единую математическую статистику. Первую из ветвей предлагаем называть "математическими методами в статистике".

Во второй половине 80-х годов в СССР развернулось общественное движение, имеющее целью создание профессионального объединения статистиков. Аналогами являются британское Королевское статистическое общество (основано в 1834 г.) и Американская статистическая ассоциация (создана в 1839 г.). К сожалению, деятельность учрежденной в 1990 г. Всесоюзной статистической ассоциации (ВСА) [8] оказалась парализованной в результате развала СССР. Некоторую активность проявили Российская ассоциация статистических методов, Российская академия статистических методов, Белорусская статистическая ассоциация, созданные на базе ВСА.

В ходе создания ВСА проанализировано состояние и перспективы развития статистических методов. Коллективными усилиями создана новая парадигма математической статистики, основанная, в частности, на переходе от параметрической статистики, основанной на использовании параметрических семейств распределений, к непараметрической и нечисловой статистике. Выявлена необходимость создания нового поколения учебной литературы, которая должна сменить издания на основе идей середины ХХ в.

Какова ситуация в других странах, в мире в целом? От англо-саксонских стран СССР отстал более чем на 150 лет в деле создания профессионального объединения статистиков. За эти годы на Западе был пройден долгий путь организационного строительства, найдены способы эффективного сочетания теории и практики, объединения статистиков различных направлений - от теоретиков-вероятностников до работников официальной государственной статистики. Центральным ядром была и остается математическая статистика. Есть и развитие: основной статистический журнал "The Annals of Mathematical Statistics", созданный в 1930 г., в 1973 г. был разделен на два - "The Annals of Statistics" и "The Annals of Probability". Общее число научных журналов, публикующих работы по теории вероятностей, математической и прикладной статистике Д.С. Шмерлинг [9] оценивает как 1000 - 1500. В своей статье он приводит несколько сотен наименований.

Статистические методы основаны на теории вероятностей. В СССР была создана самая мощная в мире научная школа по теории вероятностей. К сожалению, это стратегическое преимущество не удалось реализовать в виде адекватного развития статистических методов. Число специалистов (на миллион граждан страны) в СНГ на порядок меньше, чем в других развитых странах. Если бы удалось ввести в средней школе полноценный курс вероятности и статистики - а такой курс есть в Японии и США, Швейцарии, Кении и Ботсване, почти во всех странах, кроме стран бывшего социалистического лагеря (см. подготовленный ЮНЕСКО сборник докладов [10]) - то ситуация могла бы быть резко улучшена. Надо, конечно, добиться, чтобы такой курс был построен на высоких статистических технологиях [11], а не на устаревших. Другими словами, он должен отражать современные достижения, а не концепции пятидесятилетней или столетней давности.

2. Основные черты новой парадигмы

Демонстрацией необходимости новой парадигмы является само появление новой научной области - прикладной статистики. Сравнение парадигм удобно провести с помощью табл.1, в которой выделены 17 основных характеристик систем идей, взглядов и понятий.

Таблица 1. Сравнение новой и старой парадигм

No.

Характеристика

Старая парадигма

Новая парадигма

1

Типовые исходные данные

Числа, вектора, функции

Объекты нечисловой природы

2

Основной подход к описанию данных

Распределения из параметрических семейств

Произвольные (непрерывные) функции распределения

3

Математический аппарат

Суммы

Расстояния и алгоритмы оптимизации

4

Источник постановок задач

Математические традиции, сформировавшиеся к середине ХХ века

Современные потребности анализа данных (XXI век)

5

Отношение к вопросам устойчивости выводов

Практически отсутствует интерес к устойчивости выводов

Развитая теория устойчивости (робастности)

6

Оцениваемые величины

Параметры распределений

Характеристики и плотности распределений, зависимости и др.

7

Возможность применения

Наличие повторяющегося комплекса условий

Наличие обоснованной вероятностно-статистической модели

8

Центральная часть теории

Статистика числовых случайных величин

Статистика в пространствах произвольной природы

9

Роль информационных технологий

Только для расчета таблиц

Инструмент получения выводов (датчики псевдослучайных чисел, размножение выборок, в т.ч. бутстреп, и др.)

10

Учет соображений информатики

Информатика находится вне статистики

Учет возможностей проведения расчетов

11

Точность данных

Данные полностью известны

Учет свойств данных, в частности, интервальных

12

Типовые результаты

Предельные теоремы

Рекомендации для конкретных объемов выборок

13

Вид постановок задач

Отдельные задачи

Статистические технологии

14

Стыковка алгоритмов

Не рассматривается

Весьма важна

15

Роль моделирования

Отдельные системы аксиом

Системы моделей

16

Анализ экспертных оценок

Отдельные алгоритмы

Прикладное "зеркало" общей теории

17

Роль методологии

Практически отсутствует

Основополагающая

Основные составляющие новой парадигмы подробно разбирались на страницах журнала "Заводская лаборатория". Развитие нечисловой статистики за 30 лет проанализировано в [12]. Пять актуальных направлений, в которых развивается современная прикладная статистика, т.е. пять "точек роста" - непараметрика, робастность, бутстреп, статистика интервальных данных, статистика объектов нечисловой природы - разобраны в [13]. Проблемы устойчивости (робастности) рассмотрены в [14]. Большую роль стала играть методология [15, 16] - при постановках задач, построении систем моделей.

Стало ясно, что надо разделять четыре уровня работ - методологический, теоретический, методический, прикладной (см. табл.2).

Таблица 2. Четыре уровня работ по математической статистике

Методологический уровень. Как ставить задачу (как организовать моделирование)? Основные идеи метода

Теоретический уровень. Проработка основных идей, доказательство теорем

Методический уровень. Разработка методик, алгоритмов, программных продуктов, рекомендаций по практическому использованию

Прикладной уровень. Практическое использование: адаптация и применение разработанного метода при решении конкретных практических задач

Особенно важным представляется разделение методологического и теоретического уровней, а именно, выявление актуальных для практики и подлежащих решению постановок задач и цепочек теорем, посвященных все более продвинутым математическим результатам решения поставленной на методологическом уровне задачи (в качестве общеизвестного примера можно указать на двухсотлетнюю историю Центральной предельной теоремы).

Выявилась роль статистики в пространствах произвольной природы [12, 17], позволяющей единообразным образом анализировать как результаты измерений, наблюдений, испытаний, анализов, опытов, так и экспертные оценки разнообразных видов [18, 19]. В частности, оказалось, что задачи классификации [20] наиболее естественно ставить и решать в рамках статистики в пространствах произвольной природы и тем самым относить их к нечисловой статистике [17], а не к многомерному статистическому анализу.

Принципиально важным является понятие "высокие статистические технологии" [11], вводящее в прикладную статистику производственный процесс анализа данных, состоящий из последовательностей операций, каждая из которых - оценивание, проверка гипотезы или иная операция, используемая и в математической статистике, но по отдельности, без объединения в процесс. Важной оказалась проблема "стыковки алгоритмов", т.е. проверки условий применимости последующей статистической операции (алгоритма) после окончания выполнения предыдущей.

Например, перед проведением регрессионного анализа иногда рекомендуют разбить совокупность данных на однородные части, т.е. провести классификацию. Однако после классификации выделенные подсовокупности сосредоточены в отдельных частях исходного пространства, следовательно, моделирующие их плотности распределения равны 0 вне соответствующих частей, а потому не могут иметь нормальное распределение. Следовательно, к полученным подсовокупностям результатов измерений (наблюдений, испытаний, анализов, опытов) принципиально нельзя применять методы регрессионного анализа, предполагающие нормальность погрешностей (ошибок, невязок). Следует использовать непараметрические методы регрессии, не опирающиеся на заведомо не выполненную в рассматриваемом случае гипотезу нормальности погрешностей.

За рубежом по каждому из перечисленных узких научных направлений ведутся научные исследования. Однако в единое целое - в новую научную парадигму - они интегрированы именно в нашей стране (СССР и СНГ). Важно эффективно использовать это наше конкурентное преимущество - общее достояние российского научного сообщества.

3. Последствия перехода на новую парадигму

В качестве примера рассмотрим подготовку специалистов, поскольку именно она определяет уровень выполняемых ими в дальнейшем научных и прикладных работ. При переходе на преподавание согласно новой парадигме прикладной статистики необходимо существенно изменить содержание традиционного для университетов и технических вузов курса "Теория вероятностей и математическая статистика". В частности, необходимо изучать случайные величины (точнее, случайные элементы) со значениями в произвольных пространствах (в пространстве бинарных отношений, конечных множеств, других нелинейных пространствах); центральные предельные теоремы в полном объеме - для разнораспределенных слагаемых, в многомерном пространстве; средние величины в произвольных пространствах как решения оптимизационных задач; законы больших чисел в произвольных пространствах; непараметрический подход ко всем основным задачам прикладной математической статистики. В то же время почти отпадает необходимость в изучении таких традиционных тем, как геометрические вероятности; параметрические семейства распределений (за исключением нормального распределения, появляющегося в центральных предельных теоремах); параметрические постановки в математической статистике, достаточные статистики, неравенство Рао-Крамера, метод максимального правдоподобия, метод одношаговых оценок; проверка параметрических гипотез с использованием распределений Стьюдента и Фишера.

Ряд проблем связан с использованием распространенных программных продуктов при преподавании. Очевидно, что математические методы исследования, в том числе методы статистического анализа данных, требуют больших вычислений и зачастую невозможны без компьютеров. Применение новой парадигмы прикладной статистики, продвинутое применение высоких статистических технологий [11] предполагает использование соответствующих программных продуктов. Статистические пакеты - постоянно используемые интеллектуальные инструменты исследователей, инженеров, управленцев, занимающихся анализом больших массивов данных. Более 20 статистических пакетов, разработанных под нашим руководством Всесоюзным центром статистических метолов и информатики, в том числе пакеты СПК, АТСТАТ-ПРП, СТАТКОН, АВРОРА-РС, ЭКСПЛАН, ПАСЭК, НАДИС, проанализированы в [21, 22]. Сравнительному анализу четырех диалоговых систем по статистическому контролю посвящена статья [23], и т.д. Однако наряду с очевидной пользой статистические пакеты могут приносить вред неискушенному пользователю. Например, в них зачастую пропагандируется применение двухвыборочного критерия Стьюдента, когда условия его применимости не проверены, а зачастую и не выполнены. Между тем хорошо известно, каковы отрицательные последствия использования критерия Стьюдента вне сферы его применимости, а также и то, что применять его нет необходимости, поскольку разработаны более адекватные критерии [24].

Другой пример. Малограмотность переводчиков в русифицированной версии MS Excel (по крайней мере в разделе "Анализ данных") шокирует специалиста по прикладной статистике: например, "объем выборки" именуется "счет". С сожалением приходится констатировать, что не соответствует современным требованиям и электронный учебник - обзор методов, реализованных в пакете STATISTICA-6. Анализ допущенных в документации к пакету недочетов занял бы не меньше места, чем сама документация. В [21] продемонстрировано, насколько трудоемким оказался критический анализ всего лишь нескольких десятков ГОСТов по статистическим методам управления качеством.

Это замечание касается, конечно, не только пакетов. Из одной публикации в другую кочуют одни и те же ошибки. Для разоблачения каждой нужна развернутая публикация. Например, распространенная ошибка при использовании критериев Колмогорова и омега-квадрат разобрана в статье [25], ошибочные утверждения о том, какие гипотезы можно проверять с помощью двухвыборочного критерия Вилкоксона, разоблачены в [26].

Основное противоречие в области разработки статистических пакетов на настоящий момент таково. Те, кто программирует, не являются специалистами по прикладной статистике, поскольку это не входит в их профессиональные обязанности. С другой стороны, специалисты по статистическим методам не берутся реализовывать их в пакетах, поскольку такая работа, весьма трудоемкая и ответственная, обычно не соответствует их профессиональным устремлениям. Судя по опыту Всесоюзного центра статистических метолов и информатики, стоимость разработки (на профессиональном уровне) пакета среднего уровня сложности - порядка 70 тыс. руб. (в ценах 1990 г.), что соответствует 10,5 млн. руб. РФ в ценах 2012 г. (индекс инфляции за 22 года примерно равен 150 при расчете по методике [27]). Это означает, что разработкой, распространением и сопровождением статистических пакетов должны заниматься специализированные на этом организации или подразделения, в том числе коммерческие организации - как во всем мире.

В нашей стране активная работа по созданию развернутой системы отечественных статистических пакетов развернулась в 80-х годах. Как уже отмечалось, только Всесоюзным центром статистических метолов и информатики было разработано более 20 программных продуктов по прикладной статистике и другим статистическим методам. Эта работа проводилась в рамках нашего более широкого проекта, нацеленного на объединение усилий специалистов по статистическим методам с целью повышения эффективности теоретических и прикладных исследований. Важным промежуточным итогом было создание в 1990 г. Всесоюзной организации по статистическим методам и их применениям и Всесоюзной статистической ассоциации [8]. Планы тех лет отражены в статье [28]. Итогом виделось создание (развертывание, организационное оформление) новой отрасли прикладной науки по образцу метрологии.

Развал СССР, либерализация цен и гиперинфляция начала 90-х положили конец рассматриваемому проекту. Из плана работ реализована только подготовка серии современных учебников [1, 17, 19, 29, 30, 33 и др.], составленных на основе наших научных статей (учебники выложены в свободном доступе на сайте "Высокие статистические технологии" http://orlovs.pp.ru и странице Лаборатории экономико-математических методов в контроллинге МГТУ им. Н.Э. Баумана http://ibm.bmstu.ru/nil/biblio.html ). Предприятия и организации, лишившись оборотных средств из-за инфляции, перестали покупать статистические программные продукты, коллективы разработчиков распались, перестали поддерживать статистические пакеты в условиях быстрого обновления технических средств и базового программного обеспечения. В результате многообразие продуктов на отечественном рынке статистических пакетов резко сократилось, и монополистами оказались SPSS, STATISTICA, STATGRAPHICS (и немногие другие). При анализе программных продуктов целесообразно сказать несколько слов об аналитических надстройках над распространенными системами широкого назначения, такими, как, например, Oracle и т.п. Приходится констатировать, что в них примитивная статистика сочетается с хорошей визуализацией, облегчающей практическое использование подобных систем и при этом, увы, дающей импульс распространению устаревших статистических методов.

На опасность бездумного применения статистических пакетов В.В. Налимов обращал внимание еще около 40 лет назад [31]. Он имел в виду прежде всего склонность к проведению расчетов без знакомства с сутью применяемых методов. Необходимо обратить внимание также на научно-технический уровень самих пакетов и сопровождающей документации. Дополнительно к сказанному ранее приходится констатировать, что в популярных в настоящее время в России статистических пакетах нет примерно половины того, что разработано представителями отечественной вероятностно-статистической научной школы и включено в современные учебники [1, 17, 27], подготовленные в соответствии с рекомендациями Всесоюзной статистической ассоциации и - позже - Российской ассоциации статистических методов. Сказанное легко проверить, сопоставив содержание указанных учебников и перечень методов, включенных в распространенные пакеты. Поэтому в научно-учебном комплексе "Инженерный бизнес и менеджмент" МГТУ им. Н.Э. Баумана мы сознательно избегаем использования в учебном процессе популярных в настоящее время пакетов, чтобы не приучать студентов к статистике 60-70-х годов прошлого века. Однако, поскольку нет современных пакетов, приходится для практических расчетов использовать устаревшие программные продукты.

Тиражи пакетов и учебников сопоставимы. Пакет STATGRAPHICS имеет более 40 тыс. зарегистрированных пользователей, учебник [1] выпущен суммарным тиражом 3 тыс. экземпляров, его электронную версию только с нашего личного сайта "Высокие статистические технологии" на 01.12.2012 http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?f=5&t=387&p=5732#p5732 скачали более 42 тыс. пользователей. Поэтому состав пакетов и качество документации имеют большое значение. Они во многом определяют качество прикладных научных работ и обоснованность хозяйственных решений.

Отметим, что по сравнению с 80-ми годами к настоящему времени наметился рост внимания к статистическим технологиям [11], а не только к их составляющим - конкретным методам обработки данных. В этом суть популярного ныне подхода Data Mining (на русском - "добыча данных", "интеллектуальный анализ данных"). Термин Data Mining введен эмигрантом из СССР Г. Пятецким-Шапиро в 1989 г. Задачи, решаемые Data Mining, - классификация, кластеризация, регрессия, ассоциация (поиск повторяющихся паттернов, например, поиск устойчивых связей) - это типичные задачи прикладной статистики. Новизна состоит в разработке технологий добычи данных путем решения не одной, а ряда таких задач.

Итак, статистические пакеты - интеллектуальные инструменты, необходимые широким кругам научных работников, инженеров, менеджеров. Однако распространенные в настоящее время статистические программные продукты отстают от современного уровня научных исследований примерно на 30 лет. Весьма актуальна задача разработки статистических пакетов нового поколения, соответствующих современному научному уровню и одновременно обеспечивающих удобства пользователей, достигнутые в популярных ныне пакетах. Эта задача должна решаться одновременно с созданием систем обучения, сопровождения и внедрения пакетов нового поколения, в частности, в соответствии с технологиями типа "Шесть сигм" [32].

Подчеркнем, что прикладная статистика является общенаучной дисциплиной. В США статистиков больше, чем математиков [31]. Этот перекос необходимо исправлять. У прикладной статистики должен быть такой же статус и такая же инфраструктура, как у математики. В частности, система научно-исследовательских институтов, статистические факультеты в ведущих вузах, отделение в составе РАН, и т.д., и т.п.

Должна быть организована подготовка студентов всех специальностей по современным методам прикладной статистики и смежным дисциплинам, а также переподготовка специалистов. Важно от старой парадигмы 1950-х годов, распространенный при обучении теории вероятностей и математической статистики, перейти к новой парадигме, выраженной, например, в учебниках [1, 17, 19, 27, 29, 30, 33]. Новая парадигма основана, в частности, на непараметрической и нечисловой статистике, а старая - на нереалистических предположениях о возможности применения семейств параметрических распределений данных (результатов измерений, наблюдений, испытаний, анализов, опытов) в инженерных, управленческих, экономических, медицинских и других практических задачах, встающих перед научными и практическими работниками, поэтому для модернизации народного хозяйства и эффективного внедрения инноваций необходимо сменить парадигму анализа данных - от представлений середины ХХ в. перейти к современным.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках Постановления Правительства РФ No. 218.

Литература

1. Орлов А.И. Прикладная статистика. - М.: Экзамен, 2006. - 671 с.

2. Крамер Г. Математические методы статистики. - М.: Мир, 1975. - 648 с.

3. Смирнов Н.В., Дунин-Барковский И.В. Курс теории вероятностей и математической статистики для технических приложений. Изд. 3-е, стереотипн. - М.: Наука, 1969. - 512 с.

4. Большев Л.Н., Смирнов Н.В. Таблицы математической статистики / 3-е изд.- М.: Наука, 1983. - 416 с.

5. Каган А.М., Линник Ю.В., Рао С.Р. Характеризационные задачи математической статистики. - М.: Наука, 1972. - 656 с.

6. Современные проблемы кибернетики (прикладная статистика). - М.: Знание, 1981. - 64 с.

7. Орлов А.И. О перестройке статистической науки и её применений // Вестник статистики. 1990. No.1. С.65 - 71.

8. Орлов А.И. Создана единая статистическая ассоциация // Вестник Академии наук СССР. 1991. No.7. С.152-153.

9. Шмерлинг Д.С. Журналы по теории вероятностей , математической статистике и их применениям / Вероятность и математическая статистика: Энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Прохоров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. - С.893-910.

10. The teaching of statistics / Studies in mathematics education. Vol.7. - Paris, UNESCO, 1989. - 258 pp.

11. Орлов А.И. Высокие статистические технологии // Заводская лаборатория. 2003. Т.69. No. 11. С.55-60.

12. Орлов А.И. Тридцать лет статистики объектов нечисловой природы (обзор) // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2009. Т.75. No. 5. С.55-64.

13. Горский В.Г., Орлов А.И. Математические методы исследования: итоги и перспективы // Заводская лаборатория. 2002. Т.68. No. 1. С.108-112.

14. Орлов А.И. Устойчивые математические методы и модели // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2010. Т.76. No. 3. С.59-67.

15. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. - М.: СИНТЕГ, 2007. - 668 с.

16. Орлов А.И. О развитии методологии статистических методов // Статистические методы оценивания и проверки гипотез. Межвузовский сборник научных трудов. - Пермь: Изд-во Пермского государственного университета, 2001. - С.118-131.

17. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: учебник : в 3 ч. Часть 1: Нечисловая статистика. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана. - 2009. - 541 с.

18. Орлов А.И. О развитии экспертных технологий в нашей стране // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2010. Т.76. No. 11. С.64-70.

19. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование : учебник : в 3 ч. Ч.2. Экспертные оценки. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. - 486 с.

20. Орлов А.И. О развитии математических методов теории классификации // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2009. Т.75. No. 7. С.51-63.

21. Орлов А.И. Сертификация и статистические методы (обобщающая статья) // Заводская лаборатория. 1997. Т.63. No. 3. С. 55-62.

22. Орлов А.И. Внедрение современных статистических методов с помощью персональных компьютеров // Качество и надежность изделий. No. 5(21). - М.: Знание, 1992, с.51-78.

23. Орлов А.И. Математическое обеспечение сертификации: сравнительный анализ диалоговых систем по статистическому контролю // Заводская лаборатория. 1996. Т.62. No. 7. С.46-49.

24. Орлов А.И. О проверке однородности двух независимых выборок // Заводская лаборатория. 2003. Т.69. No. 1. С.55-60.

25. Орлов А.И. Распространенная ошибка при использовании критериев Колмогорова и омега-квадрат // Заводская лаборатория. 1985. Т.51. No. 1. С.60-62.

26. Орлов А.И. Какие гипотезы можно проверять с помощью двухвыборочного критерия Вилкоксона? // Заводская лаборатория. 1999. Т.65. No. 1. С.51-55.

27. Орлов А.И. Эконометрика. Изд. 4-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 572 с.

28. Орлов А.И. О современных проблемах внедрения прикладной статистики и других статистических методов // Заводская лаборатория. 1992. Т.58. No. 1. С.67-74.

29. Орлов А.И. Теория принятия решений. - М.: Экзамен, 2006. - 576 с.

30. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: теория принятия решений. - М. : КноРус, 2011. - 568 с.

31. Налимов В.В. О преподавании математики экспериментаторам // О преподавании математической статистики экспериментаторам. Препринт Межфакультетской лаборатории статистических методов No.17. - М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1971. - С.5-39.

32. Орлов А.И. "Шесть сигм" - новая система внедрения математических методов исследования // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2006. Т.72. No.5. С. 50-53.

33. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование : учебник : в 3 ч. Ч.3. Статистические методы анализа данных. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. - 624 с.

Публикация:

Орлов А.И. Новая парадигма математической статистики // Материалы республиканской научно-практической конференции "Статистика и её применения - 2012". Под редакцией профессора А.А. Абдушукурова. - Ташкент: НУУз, 2012. - С.21-36.

*   *   *   *   *   *   *

Проблемы разработки автоматизированной системы прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий

Шаров В.Д., Макаров В.П.

Группа компаний "Волга-Днепр, Управляющая компания, г. Москва

Valeriy.Sharov@volga-dnepr.com , valmaka@yandex.ru

Раводин К.О.

Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск

butov@mv.ru

Орлов А.И.

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, г. Москва

prof-orlov@mail.ru

Ключевые слова: управление риском, авиаперевозки, безопасность, принятие решений, экспертные оценки, прогнозирование, информационные технологии.

Введение

Итоги деятельности мировой гражданской авиации сопровождаются тщательной оценкой глобальных показателей безопасности полетов. За 2011 г. в мире зарегистрировано 28 авиационных происшествия, погибло 507 человек. Доля Российской Федерации: 6 авиационных происшествия и 118 человек, т.е. 20%, в то же время объем перевозок составляет чуть более 5%.

В 2010 г. Правительство РФ поддержало пилотный инновационный проект по разработке автоматизированной системы прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий (АСППАП) на базе Ульяновского государственного университета. К работе были подключены ведущие ученые РФ в области управления безопасностью полетов: из МГТУ им. Н.Э. Баумана, Межгосударственного Авиационного Комитета, МГТУ Гражданской Авиации, ОКБ Миля и других организаций под руководством член-корр. РАН Н.А. Махутова.

Инновационный проект реализуется на базе Группы компаний (ГрК) "Волга-Днепр" и при активном участии ее ведущих специалистов и руководителей. ГрК "Волга-Днепр" специализируется в области грузовых авиаперевозок и занимает более 50% мирового рынка нестандартных грузоперевозок.

1. Суть проекта АСППАП

Работа проводилась по двум направлениям: (1) построение математических моделей классическими методами теории вероятностей, где это возможно (модели обнаружения разладки, теории надежности), и (2) методами теории статистики нечисловых данных, в том числе нечетких множеств (описывающих лингвистические переменные), с использованием анализа экспертных оценок, построения матриц анализа рисков и т.д. Деревья событий по 12 типам авиационных происшествий разработаны на базе многолетней статистики.

Рассмотрим применение методов прогнозирования и экономической оценки рисков для безопасности полетов с целью разработки и принятия управленческих решений в АСППАП. Методы краткосрочного и долгосрочного прогнозирования основаны на использовании прикладной статистики, экспертных оценок, организационно-экономического моделирования производственных процессов авиаперевозок и возможных сценариев развития авиационных происшествий в полете.

Повышение эффективности управления безопасностью полетов - одна из приоритетных задач ГрК "Волга-Днепр". Руководящие документы Международной организации гражданской авиации (ИКАО) [10], как показал опыт, не являются достаточными для построения эффективной системы на уровне авиакомпании.

2. Применение экспертных технологий в проекте АСППАП

В проекте большой объем занимают работы с применением экспертных технологий. Разработчики УлГУ совместно с проектной группой ГрК выделяют набор прикладных задач, для решения которых необходимо применение экспертных оценок. Так, при краткосрочном прогнозировании с использованием выделенных в проекте 12 типов событий эксперты оценивают передаточные коэффициенты (условные вероятности в обобщенных формулах Байеса). Для прогнозирования авиационных событий в Центре управления воздушными перевозками будет использована "светофорная система" (т.е. трехбалльная система: зеленый - желтый - красный), границы между областями определены с помощью экспертов. Правила принятия решений при том или ином сочетании цветов 14 светофоров могут быть выработаны только путем многоэтапной экспертной процедуры с участием опытного летного состава. Долгосрочный прогноз периодов критической вероятности авиационного происшествия строится с указанием факторов опасности (угроз) по группам "Человек", "Машина", "Среда" [22]. Предусмотрена возможность корректировки прогноза с учетом управленческих решений, для выбора которых необходимы экспертные процедуры.

Экспертные оценки используются в тех случаях, когда обширные статистические данные отсутствуют или в настоящее время недоступны. По мере накопления информации в новых базах данных и извлечения необходимой информации из имеющихся баз данных, в том числе из материалов расследований авиационных происшествий Межгосударственного авиационного комитета и автоматизированной системы обеспечения безопасности полетов гражданской авиации РФ, проведения научно-исследовательских работ экспертные оценки будут заменяться на объективные данные.

Проведение экспертизы инициируется Руководителем, принимающим решение (РПР). По основным экспертизам РПР являются: Президент ГрК "Волга-Днепр", Исполнительный Президент авиакомпании "Волга-Днепр", Вице-президент по производству, Директор летной службы. РПР своим распоряжением назначает Руководителя рабочей группы (РРГ), который формирует группу экспертов - высококвалифицированных специалистов в определенной области, знания, опыт и интуиция которых позволяют им принимать правильные решения. В проектах авиакомпании "Волга-Днепр" эксперт - это сотрудник авиакомпании "Волга-Днепр" с опытом летной или руководящей работы, специалист ИАС, специалист по анализу и расшифровке полетной информации, метеоролог, специалист по аэронавигационному обеспечению полетов. Для основных экспертиз, связанных с летной эксплуатацией, привлекаются только действующие командиры воздушных судов (КВС) с опытом работы в должности КВС на данном типе воздушного судна (ВС) не менее одного года.

Вначале организаторы экспертизы планировали получить от экспертов оценки в виде частот событий (сколько определенного типа событий следует ожидать на 1000 полетов). Однако в соответствии с мнением экспертов пришлось перейти на оценки в порядковой шкале. Эксперты стали упорядочивать события по частоте, а также давать балльные оценки в шкале с пятью градациями. Таким образом, еще раз подтвердилось, что экспертам гораздо легче сравнивать объекты экспертизы, отвечать, какое событие встречается чаще, а какое реже, чем отвечать на вопросы типа: "Как часто встречается?", "Во сколько раз чаше встречается первое событие, чем второе?", "Насколько чаще встречается первое событие, чем второе?". То, что мнения экспертов чаще всего выражены в порядковой шкале, заметно усложнило процедуры сбора и анализа экспертной информации по сравнению с гипотетической возможностью получать экспертные оценки в интервальной шкале или шкале отношений.

3. Количественная оценка рисков для безопасности полетов

Количественная оценка рисков для безопасности полетов в стоимостной и натуральной форме проводится на основе анализа информации об эксплуатационной деятельности авиакомпании и формирования перечня управленческих решений из базы данных с оценкой их эффективности на основе расчета предотвращенного ущерба. Риск в стоимостном выражении - стоимость среднего ожидаемого ущерба в денежном эквиваленте на 1 час полета в течение квартала. Риск в натуральном выражении - вероятность гибели человека (нанесение непоправимого вреда здоровью человека или безвозвратная потеря уникального самолета Ан-124-100) в результате авиационного происшествия на 1 час полета в течение квартала. Система должна выполнять: расчет риска по каждому из 12 типов авиационных событий и общего стоимостного риска; выявление влияющих факторов опасности в группах "Человек", "Машина", "Среда"; выдачу рекомендаций руководителю, принимающему решение, по оптимальному набору управленческих решений; расчет остаточного риска по типу авиационного события и общего остаточного риска. Для предварительной оценки эффективности управленческих решений будут использованы разработки группы CAST (Commercial Aviation Safety Team), снизившей уровень авиакатастроф в США за период с 1997 г. по 2007 г. на 82%.

Принята вероятностно-статистическая модель риска. Ущерб - случайная величина. Риск выражается характеристиками ее распределения, но непараметрическая оценка плотности затруднена. Поэтому на первом этапе используется упрощенный вариант - расчет среднего ожидаемого ущерба как произведения вероятности авиационного события (рассчитывается по исходным данным об эксплуатационной деятельности авиакомпании и ожидаемым условиям полета) и среднего ущерба (рассчитывается по данным страховых случаев с экспертным учетом опыта авиакомпании). Экспертным путем определяются многие параметры, необходимые для реализации системы, например, минимальная величина ущерба (в процентах от стоимости воздушного судна) как характеристика события для его учета в долгосрочном прогнозировании. Необходимо включать также косвенный ущерб, соответствующий упущенной выгоде в связи с внеплановым ремонтом, простоем воздушного судна в течение ремонта, дополнительными расходами, вызванными использованием других воздушных судов для выполнения заключенных договоров на авиаперевозки, репутационными издержками и другими потерями.

Результаты краткосрочного или долгосрочного прогнозирования нецелесообразно выражать в вероятностях. Работникам авиакомпании трудно с практической точки зрения отличить, например, 10-5 от 10-6. Поэтому используем стоимостные оценки риска. Например, для определенных исходных данных риск столкновения воздушного судна с птицами оценивается как 250 долл. на час полета, а риск выкатывания за пределы взлетно-посадочной полосы при посадке - как 1000 долл. на час полета. Тогда управляющие воздействия следует нацелить на снижение второго из этих рисков.

На следующем этапе разработки АСППАП предполагается более подробно анализировать риски. В частности, изучать функции распределения случайного ущерба, строить управление на основе квантилей, близких к 1, а также медианы как дополнительного варианта среднего значения по сравнению с математическим ожиданием. Кроме того, ввести показатели разброса случайного ущерба - среднее квадратическое отклонение и межквартильное расстояние, двухкритериальную задачу снижения ущерба (одновременное снижение среднего ущерба и разброса) тем или иным способом сводить к однокритериальной. Кроме вероятностно-статистической модели риска, на следующем этапе в соответствии с рекомендациями ИКАО будут разработаны модели на основе теории нечеткости и статистики интервальных данных, т.е. расширен математический инструментарий описания неопределенностей при управлении безопасностью полетов. В АСППАП реализована функция автоматизированного мониторинга показателей безопасности полетов.

В соответствии с требованиями ИКАО каждая авиакомпания разрабатывает и совершенствует систему управления безопасностью полетов. Разрабатываемая ГрК "Волга-Днепр" совместно с УлГУ и консультантами АСППАП отличается гораздо более глубокой проработкой вопросов оценки, анализа и управления рисками, краткосрочного и долгосрочного прогнозирования. Единственным существующим в настоящее время аналогом является система CATS (Нидерланды), однако эта система заметно проще, не использует объективные данные об эксплуатационной деятельности авиакомпании и ожидаемых условиях выполнения полета и позволяет решать существенно меньший объем задач по управлению безопасности полетов. Итак, АСППАП является новой в мировом масштабе инновационной разработкой, позволяющей успешно решать ключевую в авиационной отрасли проблему подготовки правил принятия решений и выдачи рекомендаций руководителям по принятию управленческих решений при управлении безопасностью полетов. Планируется, что система будет тиражироваться: передаваться авиакомпаниям и внедряться в них.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках Постановления Правительства РФ No. 218.

Публикация:

Шаров В.Д., Макаров В.П., Раводин К.О., Орлов А.И. Проблемы разработки автоматизированной системы прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий // "Управление развитием крупномасштабных систем (MLSD'2012)". Шестая международная конференция, 1-3 окт. 2012 г., Москва. - Материалы: в 2 т. / общ. ред. С.Н. Васильев, А.Д. Цвиркун. - М.: ИПУ РАН, 2012. - 2 т. (секции 5-10). - С.132-135.

*   *   *   *   *   *   *

Основания неформальной информационной экономики будущего

А.И. Орлов

МГТУ им. Н.Э. Баумана, МФТИ, ГрК "Волга-Днепр"

prof-orlov@mail.ru

Основное течение (мейнстрим) современной экономической науки - обоснование несостоятельности рыночной экономики и необходимости перехода к плановой системе управления хозяйством. В условиях России это означает, в частности, переход государства к непосредственному управлению экономикой, воссоздание Госплана и отраслевых министерств.

В рамках мейнстрима плановой экономики имеются различные системы взглядов. Мы полагаем, что модели и методы управления промышленными предприятиями и коммерческими компаниями должны опираться на "Умное управление" - разрабатываемое в ИПУ РАН новое направление в менеджменте [1]. Оно предполагает использование современных механизмов управления организационными системами (механизмов прогнозирования и планирования, организации, стимулирования (мотивации), координации и контроля) как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне региона, страны и международных отношений. Технологии управления должны опираться на систематическое использование теории принятия решений [2], в том числе экспертных оценок.

Неформальную информационную экономику будущего (НИЭБ) как базовую организационно-экономическую теорию [3-5] относим к научному направлению "Умное управление". На 10.08.2012 основной Интернет-ресурс по НИЭБ на форуме сайта "Высокие статистические технологии" просмотрен 52,2 тыс. раз.

"Школа научного управления" основана на "русской системе обучения ремеслам", разработанной в Императорском Московском Техническом Училище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) [6]. Место и время рождения современного менеджмента - Москва, 60-70-е годы XIX в. Вполне естественно, что современная базовая организационно-экономическая теория - НИЭБ - также создана в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Общепризнано, что управленческие решения необходимо принимать на основе всей совокупности социальных, технологических, экономических, экологических, политических факторов. Итак, экономика - часть менеджмента как науки об управлении людьми.

Согласно НИЭБ информационные технологии и теория принятия решений позволяют построить информационно-коммуникационную систему, предназначенную для выявления потребностей и организации производства с целью их удовлетворения. Для реализации этой возможности необходима лишь воля руководства хозяйственной единицей, нацеленная на преобразование системы управления этой единицей. В частности, как уже и происходит во всех развитых странах [2], российское государство должно стать основным действующим лицом в экономике.

Предшественники НИЭБ - В.М. Глушков, Ст. Бир. Многие исследователи высказывали схожие мысли. Например, К. Поланьи. В рамках плановой системы можно смоделировать любые рыночные отношения, а потому плановое хозяйство заведомо не менее эффективно, чем рыночное. Основная критика (Хайека) плановой системы базировалась на невозможности произвести необходимое количество вычислений, в результате плановые решения запаздывали и не могли охватить необходимую номенклатуру товаров и услуг. Как показали шотландские экономисты В. Пол Кокшотт и Аллин Ф. Коттрелл, современные информационные технологии снимают эти проблемы. Так, П. Кокшотт убедительно демонстрирует теоретическую возможность организации производства с целью непосредственного удовлетворения потребностей в масштабах страны или человечества в целом. Особо отметим выполненный им тщательный анализ объемов необходимых вычислений. Для расчетов управленческих решений мощностей стандартных современных компьютеров вполне достаточно.

Практика управленческой работы в Группе авиакомпаний "Волга-Днепр" демонстрирует главенство менеджмента над экономикой, в частности, большое значение экспертных технологий [7]. Наш вклад в рассматриваемое интеллектуальное движение состоит в разработке теории принятия решений [2] как инструментария НИЭБ, в частности, методов сбора и анализа экспертных оценок для выявления и согласования потребностей.

Контроллинг - ориентированная на долгосрочное и эффективное развитие система информационно-аналитической, методической и инструментальной поддержки руководителей предприятия по достижению поставленных целей [8, с.45]. Эта система создается постепенно, охватывая одну область принятия решений за другой.

Как соотносятся сферы ответственности контроллера и руководителя? Контроллер разрабатывает правила принятия решений, руководитель принимает решения, опираясь на эти правила. В рамках организации термин "контроллер" может не употребляться, важны исполняемые функции, а не название.

В [9] обоснована концепция "контроллинга методов". Инновации в сфере управления основаны, в частности, на использовании новых адекватных организационно-экономических методов. Контроллинг в этой области - это разработка процедур управления соответствием используемых и вновь создаваемых (внедряемых) организационно-экономических методов поставленным задачам. В деятельности управленческих структур выделяем интересующую нас сторону - используемые ими организационно-экономические методы. Такие методы рассматриваем с точки зрения их влияния на эффективность (в широком смысле) процессов управления предприятиями и организациями. Если речь идет о новых методах (для данной организации), то их разработка и внедрение - организационная инновация, соответственно контроллинг организационно-экономических методов можно рассматривать как часть контроллинга инноваций [10].

В качестве примера работе рассмотрим инновационный проект по разработке автоматизированной системы прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий [11]. Разрабатывается система организационно-экономических методов и программ поддержки принятия управленческих решений в области управления безопасностью полетов, весьма важной для авиации. Эта система будет играть роль службы контроллинга, снабжая руководителей, отвечающих за безопасность полетов, правилами принятия решений и проектами решений в конкретных ситуациях.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках Постановления Правительства РФ No. 218.

Литература

1. Механизмы управления / Под ред. Д.А. Новикова. М. :Ленанд, 2011. 192 с.

2. Орлов А.И. Теория принятия решений. М.: Экзамен, 2006. 576 с.

3. Орлов А.И. Неформальная информационная экономика будущего // Неформальные институты в современной экономике России: Материалы Третьих Друкеровских чтений / Под ред. Р.М. Нижегородцева. М.: Доброе слово: ИПУ РАН, 2007. С.72-87.

4. Орлов А.И. Основные идеи неформальной информационной экономики будущего // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2010. No. 1. С.89-105.

5. Орлов А.И. Теория принятия решений в стратегическом планировании на основе неформальной информационной экономики будущего. - Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 2 / Материалы Тринадцатого всероссийского симпозиума. Москва, 10-11 апреля 2012 г. Под ред. чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера. - М.: ЦЭМИ РАН, 2012. С.128-130.

6. Научные школы Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана. История развития / Под ред. И.Б. Федорова, К.С. Колесникова. 2-е изд., доп. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. 464 с.

7. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: в 3 ч. Ч.2. Экспертные оценки. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. 486 с.

8. Фалько С.Г. Контроллинг для руководителей и специалистов. - М.: Финансы и статистика, 2008. 272 с.

9. Орлов А.И. Контроллинг организационно-экономических методов // Контроллинг. 2008. No.4 (28). С.12-18.

10. Фалько С.Г., Иванова Н.Ю. Управление нововведениями на высокотехнологичных предприятиях. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. 428 с.

11. Волков М.А., Макаров В.П., Орлов А.И. и др. Прогнозирование безопасности полетов и экономическая оценка рисков. - Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 5 / Материалы Тринадцатого всероссийского симпозиума. Москва, 10-11 апреля 2012 г. Под ред. чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера. - М.: ЦЭМИ РАН, 2012. - С.43-45.

Публикация:

Орлов А.И. Основания неформальной информационной экономики будущего // Системный анализ в экономике - 2012. Секция 1 / Материалы научно-практической конференции. Москва. 27 - 28 ноября 2012 г. - М.: ЦЭМИ РАН, 2012. - С.126 - 129.

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное