Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 533


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Вы читаете 533-й выпуск рассылки "Эконометрика" от 11 апреля 2011 года.

"Счастливые государства", как пишет Кирилл Комаров, это развивающиеся страны, а несчастные - развитые.

Соцопрос: большинство граждан РФ считают смертную казнь необходимой мерой наказания.

"В помощь желающим провести массовое мероприятие" написал статью Е. Бессонов, руководитель юридической службы Ростовского-на-Дону ГК КПРФ.

Старший научный сотрудник И.И. Николаев в статье "Большой распил" рассказывает о потрясающих масштабах вывоза капитала из России.

Отчет "Демография и Госдума" посвященной анализу демографической ситуации в России (динамике, прогнозам, последствиям), проведенному на Круглом столе "Технологии демографического роста как основа демографического развития России" в Государственной Думе Российской Федерации.

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Счастливые государства

Кирилл Комаров

Даже автомобили в Вануату перевели на кокосовое масло, чтобы не загрязняли атмосферу

Самые счастливые люди на планете живут в Вануату. Более половины из 200 тыс. жителей этого островного государства в Тихом океане уверенно утверждают, что они счастливы. А самые несчастные люди - в Зимбабве. Россия в рейтинге самых счастливых стран занимает 172-е место из 178. Из бывших республик Советского Союза несчастнее россиян себя ощущают только украинцы и эстонцы.

Британские аналитики New Economic Foundation решили выяснить, какое государство самое счастливое на планете. Страны они оценивали по следующим параметрам: продолжительность жизни граждан страны, насколько они удовлетворены своим уровнем жизни и хватает ли им земли для обеспечения себя продуктами питания, а также утилизации отходов жизнедеятельности.

"Россия в рейтинге счастливых жителей находится на 172-м месте из 178" Лидером рейтинга Happy Planet Index стало островное государство Вануату (объединяет около 80 крохотных островков) с населением всего 200 тыс. жителей. Вануату расположено в южной части Тихого океана, на расстоянии около 1,8 тыс. км к востоку от Австралии. Это государство называют "нетронутым раем". Современные города здесь гармонично уживаются с деревеньками островитян, самобытная культура которых почти не изменилась с момента открытия архипелага европейцами в 1606 году. Даже автомобили, чтобы не загрязняли атмосферу, здесь перевели на кокосовое масло - из пяти кокосов вырабатывается 1 л топлива.

Правда, в самом Вануату к званию самых счастливых жителей относятся настороженно. Например, один из редакторов СМИ этого государства пояснил британской Guardian, что жителям его страны, чтобы чувствовать себя счастливыми, можно довольствоваться малым. "У нас другая система ценностей, нежели в развитых государствах", - сказал он.

Может быть, поэтому лидерами рейтинга Happy Planet Index стали так называемые развивающиеся страны. После Вануату почти всю первую десятку списка занимают латиноамериканские государства - Колумбия, Коста-Рика, Доминиканская Республика, Панама, Куба, Гондурас, Гватемала, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины.

Россия в рейтинге счастливых жителей находится на 172-м месте из 178. Из республик бывшего Советского Союза несчастнее россиян себя ощущают эстонцы (173-е место) и украинцы (174-е место). Кстати, жители почти всех развитых стран не удовлетворены своей жизнью. Например, среди государств - членов "Большой восьмерки" самыми счастливыми себя считают итальянцы (66-е место), интересно, что следом за ними идут граждане Ирана. Германия на 81-й позиции, Япония - на 95-й, Великобритания - на 108-й, Канада - на 111-й, Франция - на 129-й и США - на 150-й.

Из бывших советских республик лучше всего живется гражданам Киргизии - 19-е место. Их соседями по рейтингу стали с одной стороны Никарагуа, с другой - Соломоновы острова. Затем по степени удовлетворенности жизнью в СНГ идут жители Таджикистана (25-е место). Узбекистан на 59-й позиции, Грузия - на 101-й, Азербайджан - на 105-й, Казахстан - на 125-й, Армения - на 126-й, Молдавия - на 147-й, Белоруссия - на 165-й, Туркменистан - на 169-й. Литва и Латвия занимают соотвественно 149-е и 160-е место.

Самыми несчастными на планете себя считают жители Конго, Бурунди, Свазиленда и Зимбабве.

Кстати, африканские страны не только не удовлетворяют потребности своих жителей, они еще и опасны для своих граждан. Сегодня агентство Reuters AlertNet представило список государств, представляющих наибольшую угрозу для пребывания там детей. Первые три места в нем занимают Судан, Уганда и Конго. В числе опасных также были названы Ирак, Сомали, Индия, Палестина, Афганистан и Мьянма (Бирма). Попала в этот список и Чечня. Исследователи утверждают, что в этом российском регионе как минимум 95 тыс. человек были вынуждены покинуть свои дома, а по сведениям ЮНИСЕФ (Фонд помощи детям при ООН), 99% населения живет за чертой бедности.

www.vz.ru, 12 июля 2006, 14:02

*   *   *   *   *   *   *

Соцопрос: большинство граждан РФ считают смертную казнь необходимой мерой наказания

В российском обществе доминирует представление о смертной казни как о необходимой мере наказания, которую следует сохранять в законодательстве и применять на практике. Всего 15% росссиян считают такую меру наказания недопустимой. Такие данные публикует Фонд "Общественное мнение" на основании результатов опроса, проведенного в 44 регионах России.

В то же время три четверти населения (74%) полагают вынесение смертных приговоров преступникам в принципе допустимым. Каждый десятый затруднился сформулировать свою позицию по данному вопросу.

Сторонники смертной казни, аргументируя свою точку зрения в ответах на открытый вопрос, исходят прежде всего из представления о справедливом, по их мнению, воздаянии за совершенное тяжкое преступление (44%) - "всегда в России было: смерть за смерть". В 9% случаев звучал довод о практической целесообразности использования инструмента смертной казни - в целях снижения уровня преступности в стране.

Для 5% респондентов весомым аргументом в пользу смертной казни была экономия средств налогоплательщиков. Характерно, что эти люди демонстрировали не столько прагматичность, сколько озлобленность: "нечего налоги жрать негодяям"; "не должно на плечи налогоплательщиков ложиться бремя содержания зверей"; "...они поедают наши налоговые деньги"; "так как они губят людей невинных - а ты их корми".

Высказываясь в пользу смертного приговора, некоторые респонденты (4%) рассуждали о бесполезности длительного тюремного или лагерного заключения, которое все равно не приводит к исправлению человека, а скорее делает его еще более злостным преступником.

В ряде случаев люди обращали внимание на безнаказанность, которая царит в стране, случаи освобождения преступников за взятки. Отдельные респонденты (1%) защищают смертную казнь из соображений гуманизма - они считают, что смерть - менее суровое наказание, чем пожизненное заключение. Мнение, что пожизненное заключение страшнее, чем смерть, разделяют и те, кто высказывался против смертных приговоров. В этом случае респонденты руководствовались не соображениями гуманности, а, напротив, доводом о необходимости справедливого возмездия.

Из нравственно-религиозных или просто общегуманных соображений исходили те, кто говорил о неприкосновенности жизни человека ("все люди имеют право жить"; "Господь дал жизнь - пусть Господь и заберет ее" - 3%), о простой жалости к людям ("бесчеловечно"; "пусть живет, жалко человека"; "слишком суровое наказание" - 1%), о том, что надо оставить человеку шанс на исправление ("человеку надо дать шанс одуматься, быть более милосердными" - 1%). Некоторые респонденты (2%) не "выносят" смертный приговор, опасаясь непоправимой судебной ошибки, вероятность которой особенно велика в условиях несовершенной системы российского правосудия. Россия ввела мораторий на применение смертной казни в 1996 году - суды могут приговаривать осужденных к этой мере наказания, однако приговор не приводится в исполнение. Более половины россиян (55%) называют это решение неправильным (чаще других - пожилые люди: 61%). Считают введение моратория правильным 28% населения; такое мнение более всего распространено среди людей с высшим образованием (36%), жителей мегаполисов (35%) и молодых граждан в возрасте до 35 лет (34%).

По мнению двух третей населения (63%), России следует вернуться к применению смертной казни. Чаще других это мнение разделяют сторонники КПРФ (74%) и пожилые люди (68%). Реже, чем в среднем по выборке, его высказывают молодые люди (55%). Четверть россиян (23%) полагают, что следует по-прежнему придерживаться моратория, и только 4% выступают за полную отмену смертной казни (приверженность этой позиции никак не связана с социально-демографическими характеристиками респондента).

В опросе по месту жительства приняли участие 1500 человек. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

КПРФ.ру, 26.02.2006

*   *   *   *   *   *   *

В помощь желающим провести массовое мероприятие

Е. Бессонов, руководитель юридической службы Ростовского-на-Дону ГК КПРФ

Поставленная XI съездом КПРФ и последующими пленумами задача об активизации протестных действий и усилении работы по самоорганизации народа заставляет задуматься над формами этой работы, одна из форм, - это разъяснение действующего законодательства.

Где может происходить самоорганизация? На кухне? Вряд ли, уже около 15 лет обыватели заплевывают окна и телевизоры а организации общества и улучшения жизни не происходит. Лучше выйти на улицу и там обсудить проблемы.

На капиталистическом предприятии? Возможно, но очень сложно из-за локальности. Крупные предприятия уничтожаются, а в мелких работа с персоналом (новое название трудового коллектива, во многом своевременное, так как коллективом, основной принцип которого "один за всех, все за одного", называть персонал не поворачивается язык) проводится просто, - "недоволен иди пополняй ряды безработных". Необходимо вспоминать древнее понятие "солидарность трудящихся" и выходить совместно, опять-таки на улицу.

На базаре? Почти невероятно из за того, что мелкий буржуа и наемный торговец не способен на совершение мужественного поступка, - защиты своих прав, ну а тем более не способен на сумасшествие с его точки зрения, - защиту прав других людей! Ему в этом мешает мелкособственническое мышление, "мой бизнес теплится и трава не расти". Но были примеры в современной истории, когда и базарных доставали, вчистую отбирая тот самый, теплящийся бизнес и тогда "шибко грамотные" поднимают вселенский плач и организовывают защиту в СМИ, менее имущих выгоняют на ту же самую улицу с протестом. (Пример рынок "Северный" и рынок "Гулливер" в Ростове-на-Дону).

Как правильно выйти на улицу, чтобы Вас не только не били дубинками по голове, но и несли ответственность от административной и до уголовной за порядок и безопасность Вашего мероприятия. Об этом и попытаемся поговорить.

Соблюдение как минимум трех условий позволят провести массовое мероприятие на должном уровне.

Первое - цель мероприятия должна быть адекватна и понятна большинству населения. Лучшая цель - отстаивание идеалов справедливости (Справедливость - С правдой), отстаивание идеалов правды. (Читаешь на кухне платежку с повышенными тарифами, а Чубайс со своей челядью изымает часть народного добра на свои астрономические зарплаты, - несправедливость,

временный "хозяин" предприятия, расхититель социалистической собственности ездит на новеньком "Лексусе", живет с прислугой в трехэтажном дворце, а персонал свою мизерную зарплату получает с задержкой, - несправедливость,

правительство с пРезидентом (последняя его реакция на шпионский скандал подтверждает, что это досадная опечатка) с помощью золотовалютного запаса и стабилизационного фонда стерилизуют финансовый рынок, уменьшают количество операторов на рынке, уменьшают платежеспособность населения в итоге даже базарные в прогаре, - несправедливость.)

Второе - для получения необходимого результата необходима организация (Возмущенные граждане с соседних кухонь, два-три наиболее авторитетных работника персонала, два-три наиболее грамотных базарника.)

Третье - знание Законов и своих прав. Знание - Сила. Кое-кто это приписывает Ф.Бэкону.

В последнее время идет жесточайшее наступление на права граждан, но граждане не только не защищают, но порой даже не знают своих прав и поэтому ими не пользуются.

Конституция гласит:

Статья 18. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 20. 1. Каждый имеет право на жизнь.

Статья 31. Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, как и право на жизнь, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Скептики ответят - "Это Конституция, это только на бумаге, в жизни все по-другому".

Да, в жизни все по-другому! Мы с Вами не защищаем свое право собираться мирно и без оружия и поэтому многие уже и лишились другого права, - права на жизнь. (Неестественная убыль Российского населения за годы недореформированного капитализма более 30 млн. чел.(Советская Россия, No. 160, от 10 декабря 2005 г., статья "Молох"). Это и Чечня, и "Курск", и Беслан, и Аквапарк, и пожары в Сбербанках, и крепкие морозы, и, и, и, ...).

Перейдем к формальностям.

Проведение массовых мероприятий регулируются следующими законами: ст. 31 Конституции РФ, Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и законом субъекта Российской Федерации о Порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.

Важно правильно с соблюдением всех формальностей, а это возможно и в принципе нетрудно, если разобраться, подать уведомление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Что должно содержать уведомление, изложено в ст. 7 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях":

Статья 7. Уведомление о проведении публичного мероприятия.

1. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.

2. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

3. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) цель публичного мероприятия;

2) форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников;

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

4. Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 настоящего Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

Например, законом Ростовской области о Порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия определено, что к вышеуказанному уведомлению прилагаются копии паспортов организатора публичного мероприятия и уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению. Поэтому необходимо разобраться в требованиях регионального законодательства.

Проведение массовых мероприятий носят уведомительный характер и, как сказано выше, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Администрация запретить проведение мероприятия не вправе, ее задача в соответствии с Конституцией обеспечить реализацию Вашего права. Но есть определенные ограничения:

Статья 8. Места проведения публичного мероприятия.

1. Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

2. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

3. Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.

4. Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.

Статья 9. Время проведения публичного мероприятия.

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.

Кроме этого необходимо знать, что чиновник, препятствующий проведению Вашего мероприятия, может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 149 УК.

Существует пробел в Российском законодательстве по проведению такого массового мероприятия, как Социалистическая революция, но исходя из общего смысла действующего законодательства, временные рамки и ограничения по месту проведения на данное массовое мероприятие видимо не распространяются.

Мужества всем нам в отстаивании наших прав!

PS. В случае возникновения непонятных ситуаций возможна консультация исходя из скромного опыта проведения массовых мероприятий в Ростовской области.

Адрес: 344 007, г Ростов-на-Дону, ул. Шаумяна, 42, Ростовский-на-Дону ГК КПРФ. тел. 8(863)2408377, Электронный адрес: Bessonov.evg@mail.ru.

КПРФ.ру, 30.01.2006

*   *   *   *   *   *   *

Русский крест

Б.Валентинов

Национальная катастрофа

35 лет назад наша газета опубликовала материал по итогам очередной Всесоюзной переписи населения, и интересно будет посмотреть, как менялись демографические параметры на таком достаточно значимом отрезке времени. Каких результатов достигла Россия за прошедшие с того времени 15 лет дореформенного развития в советской системе, 5 лет пресловутой ее перестройки и венчающие 15 лет реформ (статья опубликована в феврале 2006 г.) в условиях криминального рынка.

Для оценки качества жизни населения международным сообществом приняты три показателя. Первый из них - это здоровье нации, измеряемое статистическим индексом средней продолжительности жизни. Затем следует благосостояние, измеряемое душевым размером ВВП, наконец, образование. Первый показатель для нашей все еще самой большой по своей территории страны особо важен. Она, эта территория, не только обширна и очень богата (а потому очень привлекательна для других), но и слабо заселена. Поэтому демографическая политика государства важна особо. Проведенная в 2002 году перепись позволяет еще раз обратить внимание и оценить успехи реформирования в этой области. Посмотрим, как изменилась за 35 лет продолжительность жизни, естественный прирост населения и в чем причина их отрицательной динамики. Положение, увы, неутешительное. Пространства нашей необъятной и слабо населенной страны зримо пустеют. А, как известно, природа пустоты не терпит. Свято место пусто не бывает.

"Русский крест"

Несомненно, главным демографическим показателем является естественный прирост населения. Его высокое отрицательное значение, которое установилось ныне, указывает на углубление кризиса, вымирание коренного населения, ползучую демографическую катастрофу.

Естественный прирост определяется как простая разность между числом родившихся и умерших за год. На первой диаграмме (см. оригинал статьи), где представлены эти два показателя, четко видно, как буквально в год начала реформ резко изменилась динамика этих двух, прямо между собой будто бы не связанных, процессов. Смертность стала стремительно расти начиная с самого начала перестройки в 1986 году. Рождаемость же в первые два года сохранялась на устоявшемся уровне, а затем стала снижаться еще более стремительно. В год торжественного объявления об отделении РСФСР от Советского Союза был отмечен переходом от естественного прироста населения к "естественному" его вымиранию. Закончился продолжавшийся веками период непрерывного роста народонаселения России. Началось и вот уже 15 лет продолжается его вымирание. Каковы размеры этого драматического процесса? Если суммировать прирост населения за 20 лет советского периода, то получим, что население с 1970-х по 1990-е годы увеличилось на 17 млн. человек. За последующие 15 лет реформ с 1990 по 2005 год оно сократилось на 11,7 млн. человек (см. диаграмму No.1).

Гибельное для страны снижение рождаемости и роста смертности, отраженные на диаграмме в виде крестообразного пересечения двух графиков, получила у исследователей название "русский крест". Меткое замечание!

В чем причина высокой смертности и падающей рождаемости? Нищета, болезни, преступность, бездуховность, эгоизм без меры. Новая мораль наглого хама: "Все мое, другим не дам". Жестокость к окружающим, жестокость к старикам, жестокость к беспомощным детям, жестокость к попавшим в беду... "Новые" исповедуют: "Зачем нам бедующие? Живи своим достатком, своим сегодняшним днем!" Этот принцип действует не только у новых русских мещан, но и у новой власти. Она последовательно грабит предков (проедает накопленное "совками"). Грабит потомков, когда берет долгосрочные кредиты у кого попало и тем самым жирует сегодня за счет их будущего труда и благополучия.

Продолжительность жизни

В таблице No.1 (см. оригинал статьи) представлены данные о том, как изменялась средняя продолжительность жизни в России за последние 100 лет. На диаграмме No.2 подробно, по годам отражено, как она менялась в последние десятилетия. Из таблицы No.1 приходится делать вывод, что в помещичьей, феодальной России "средний человек" умирал еще в комсомольском возрасте (в комсомоле молодежь числилась до 36 лет). С развитием капитализма начавшееся переселение народа в города не сильно улучшило этот показатель. Советская власть и индустриализация превратили Россию крестьянскую в Россию городскую, и в итоге к концу 50-х, несмотря на тяжелые испытания трудом и разрушения в годы войны, средняя продолжительность жизни достигла 69 лет. А для мужской половины - завидного сегодня показателя 63 года. Беда пришла с началом капиталистического реформирования страны. Демографическая политика новой власти опустила средний возраст мужчин ниже уровня выхода их на пенсию (60 лет). В 2004 году этот показатель выражался числом 58,6 лет (диаграмма No.2).

Если подсчитать итоговые потери коренного населения за время реформирования, то получаются две цифры. Первая - чистая убыль коренного населения. За десять лет (с 1994 года) она достигает 10 млн. человек. Это больше, чем население трех прибалтийских республик вместе взятых. Если же учитывать потери от устойчиво положительного уровня воспроизводства населения при Советах (+6) до нынешнего устойчиво отрицательного (-6), то получим величину потерь в 12 душ на тысячу ежегодно. Это будет "упущенный естественный прирост" (по аналогии с "упущенной прибылью" в бизнесе). В сумме за 10 минувших лет такие потери составляют 24 миллиона. А это уже больше, чем население Австралии (20 млн.).

Дети наши

Итак, в итоге "рыночных" реформ рождаемость падает, смертность растет, продолжительность жизни снижается. Естественный прирост населения превратился в его естественное вымирание. Все больше детей рождается больными. Эти два явления отражены на диаграмме No.3. На ней показано, как в последние 35 лет советского периода (до 1987 года) имел место стабильный прирост населения на уровне 6 человек на каждую тысячу. В годы перестройки началось падение, и вот уже второе десятилетие устойчиво происходит вымирание народа с интенсивностью 6-7 человек на каждую тысячу граждан ежегодно (см. диаграмму No.3).

Таковы итоги либерального демографического реформирования. Как и в экономике, государство уходит из демографической политики, и мы имеем здесь плачевные результаты. В чем конкретное проявление этой политики? Они видны повсеместно. Детские сады переданы коммерсантам под офисы и развлекательные учреждения. Пионерские лагеря в своем большинстве закрыты и разрушены. Пособие одинокой матери на ребенка 70 руб. в месяц - и тут же билеты на Новогоднюю елку по 700, 1000 руб. и больше. Не смешно? Закон No.222 отменил государственные расходы на бесплатные школьные завтраки в школах... Перечислять "демократические подарки" детям и их матерям можно до бесконечности.

Второй график на диаграмме No.3 отражает последствия разрушительного реформирования, его влияние на здоровье вновь рождающегося поколения. Рождаемость катастрофически снизилась, и в добавок к этому 38% родившихся появляются на свет с дефектами здоровья. В предреформенное время таких было менее 10%. Вот этому изначально нездоровому поколению и предстоит исправлять грехи демографической политики сегодняшней "демократической" власти.

Является ли вырождение коренного населения прямым следствием постигшей Россию беды под названием "свобода и демократия"? Очевидно, да. Выразители "свободы", либералы и подчиненное их идеям правительство, постоянно твердят: "Государство должно уходить из экономики". Там должны действовать естественные, "свободные" рыночные регуляторы. Вот и имеем разрушенное хозяйство, в котором для простого воспроизводства населения ресурсов недостает. Весь национальный прибыток монетизируется, приватизируется и за кордон отправляется. Далее. Их "демократия" требует ухода национальных интересов и из духовной, информационной среды. СМИ под контролем больших денег, денег "свободных", либеральных, глобальных. Эти "большие деньги" нещадно эксплуатируют мощнейший инстинкт воспроизводства рода человеческого, направляет его под пошлым ярлыком "секс" в сторону коммерческой индустрии развлечений. Дети на этом направлении - лишняя обуза. Государство освобождает себя от заботы за направление демографической политики и снимает с себя всякую ответственность за катастрофическое здесь положение. Так горбачевская перестройка и ельцинские реформы (это единая евро-американская акция) направили демографическую эволюцию России в сторону быстрого сокращения ее коренного населения. Нищета, платная медицина, алкоголизм, наркомания, экология, весь курс антинародного переустройства общества закладывают основы его дальнейшего вымирания.

Подлинно национальной, защищающей интересы страны власти в стране нет. А ту, что имеется, приближающаяся катастрофа не очень волнует. Тем не менее общество должно искать выход из гибельной ситуации. Где он? Он прописан в действующей Конституции. Там в статье 7 записано: "В Российской Федерации... обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

Когда в оглавлении мы написали "наши дети", то имели в виду, что коль общество едино, то дети каждой семьи и те, что семьи не имеют, - все они в масштабе национальном наши. И по Конституции, коль они тоже граждане России, им "обеспечивается достойная жизнь и свободное развитие". Заботы об исполнении конституционных обязанностей государства возложены на правительство, а гарантом их соблюдения является сами знаете кто. Вот с него и спрос.

Когда возникает вопрос о том, как помочь нашим детям реализовать их конституционные права, то следует иметь в виду, что они, как и все население России, в социальном плане крайне неодинаковы. Рационально выделить среди них три группы: 1) дети в полных и благополучных семьях; 2) дети в неполных или неблагополучных семьях; 3) дети-сироты, безнадзорные, беспризорные. Последних меньшинство, но и их миллионы.

С национальной колокольни все российские дети - это наши дети. Очень нужные в вымирающей России. И чтобы было очевидно, кто о них непосредственно заботиться должен, кто должен отвечать за их приют, здоровье, образование, предлагается ввести в обиход понятие и словосочетание "дети государственные". Не говорить о миллионах беспризорных, а говорить о миллионах наших, всенародных, "государственных" детей, оставленных без внимания и присмотра чинами "свободного, демократического" общества. Забота о них поручена государству, она на совести правительства и президента.

Заключение

В Конституции РФ записано, что мы живем в социальном государстве. Это хотя и не социализм, как в Швеции, но это признание основополагающего социального принципа "делиться надо". Именно государство должно своими законами и налогами делить (распределять) громадный совокупный национальный пирог. Распределять между гражданами страждущими и другими, беспредельно жаждущими. Оно должно не только распределять (устанавливать правила игры), но и нести ответ за итоги им, государством, установленного распределения.

"Советская Россия" N 10 (12789),
четверг, 2 февраля 2006 г.

*   *   *   *   *   *   *

Большой распил

Строится ли в России капитализм?

Недавно наша газета опубликовала обзор журнала Forbes, в котором была обнародована "золотая сотня" богатейших российских олигархов. Один из наших читателей решил углубиться в эту тему и обратить внимание не на глянцево-сенсационные журнальные подробности о жизни миллиардеров, а на то, во что эти "подробности" обходятся нашему народу, нашему государству и его экономике. С точки зрения экономической науки и анализа данных, он приходит к выводу, что российские олигархи не только беззастенчиво грабят страну, но в строгом смысле не являются и капиталистами, каковыми их рекламирует называющий себя инструментом капитализма Forbes.

Принято считать, что в России происходит капиталистическая реставрация, так как еще до распада Советского Союза была фактически легализована частная собственность. Ну а после провозглашения независимости союзных республик было и вовсе упразднено централизованное планирование как тоталитарный пережиток и был провозглашен переход к рыночной экономике. В стране началась приватизация, и большая часть государственной собственности была фактически бесплатно передана оборотистым дельцам, ставшим впоследствии олигархами. Ныне в стране три десятка долларовых миллиардеров (второе место в мире) и 80 тысяч долларовых миллионеров. Большая часть собственности в настоящее время находится в частных руках. По классическим канонам у нас утвердился не просто капитализм, а крупный монополистический капитализм - тот, который утверждается на поздней стадии капиталистического развития. Тем не менее никакого накопления капитала в стране не происходит, а напротив, происходит его ускоренный вывоз, сопровождающийся деиндустриализацией страны, что никак не подходит под классические буржуазные образцы.

Начнем с вещей очевидных и легко просматривающихся с применением элементарных средств статистики. На рисунке (см. оригинал статьи) представлены данные по экспорту-импорту Российской Федерации, взятые в сети Интернет с официального сайта Госкомстата и скомпонованные в наглядную диаграмму.

Как видим, на протяжении всех последних лет во внешней торговле России прослеживается одна и та же закономерность. Из России ежегодно вывозится товаров отечественного производства на значительно большую сумму, чем ввозится импортных. Так, в 2005 году из страны было вывезено товаров почти на 240 млрд долларов, а ввезено по импорту лишь на 93 млрд долларов. Т.е. наша страна отоваривает только примерно 40% валютной выручки с продажи своих товаров за рубежом. 60% заработанных нашей страной денег никогда не превращается в ввозимые в страну товары. И так происходит каждый год много лет подряд, что нетрудно проследить по приведенной диаграмме. Так, из диаграммы следует, что если сложить между собой все величины торгового сальдо (представляющее чистый экспорт - разницу между экспортом и импортом) за последние 8 лет, то мы получим примерно 600 млрд долларов. Именно на такую сумму было вывезено из России товаров с 1998 года, и ничего не ввезено взамен. Вопрос, кто кого содержит и кормит - Запад Россию или Россия Запад - отпадает сам собой. Ежегодно из России на Запад безвозмездно вывозится колоссальная масса товаров (прежде всего сырьевых) примерно на 100 млрд долларов. В 2005 году было безвозмездно вывезено на рекордную сумму - около 150 млрд долларов. Т.е. каждый гражданин России недополучает импортных товаров в обмен на российский экспорт примерно на 1000 долларов в год. Средняя семья - на 3000-4000 долларов. Таковы истинные масштабы вывоза капитала из нашей страны, большая часть которого осуществляется вполне легально. Тем не менее мы постоянно видим в прессе данные про вывоз капитала из России, измеряемый величиной порядка 20 млрд долларов в год. Это неправда. Истинные масштабы вывоза капитала сейчас не менее 150 млрд долларов в год и продолжают расти.

Если поинтересоваться масштабами безвозмездного вывоза российских товаров за границу в промежуток с 1991 по 1998 год, то мы увидим, что объем чистого экспорта составлял тогда приблизительно 30-40 млрд долларов в год, что составило порядка 250 млрд долларов за 7 лет так называемых реформ вплоть до кризисного 1998 года. На 1 января 2006 года безвозмездное субсидирование Россией экономик западных стран составило астрономическую сумму - порядка 850 млрд долларов! К концу этого года оно перевалит за триллион долларов. В СССР ничего подобного никогда не было и быть не могло. Те субсидии развивающимся странам, которыми так попрекают СССР либералы, составляли в 70-80-е не более нескольких миллиардов долларов в год - величину на два порядка меньшую, чем субсидии, которыми сейчас вчетверо меньшая по масштабам экономика России снабжает сытый Запад на регулярной основе. Вот денежная плата за проигрыш в "холодной войне"! Триллион долларов за полтора десятилетия - только по официальной статистике. Еще сотни миллиардов долларов вынуты Западом из Украины, Казахстана и других бывших республик СССР.

Если посмотреть на торговый баланс с какой-нибудь конкретной западной страной, то ситуация будет точно такая же. Вот сообщение ИТАР-ТАСС про товарообмен с США: "Товарооборот двух стран по итогам 2005 года может впервые составить 20 млрд долларов по сравнению с 14,8 млрд долларов год назад", - заявил глава МИДа РФ Сергей Лавров, открывая заседание совета. "Это будет абсолютный рекорд в торговле России и США, - подчеркнул он. - За 9 месяцев текущего года объем товарооборота РФ и США уже сравнялся с оборотом за весь 2004 год. При этом рост российского экспорта составил 46% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Положительное торговое сальдо в пользу России в торговле за 9 месяцев составила 8,6 млрд долларов". Т.е. сумма экспорта и импорта (товарооборот) за 9 месяцев 2005 года составила 14,8 млрд долларов, а разность экспорта и импорта (торговое сальдо) - 8,6 млрд долларов. Отсюда следует, что за три квартала 2005 года Россия продала США товаров на 11,7 млрд, а ввезла американских товаров только на 3,1 млрд долларов. Т.е. при торговле с Америкой мы отовариваем только каждый четвертый заработанный доллар тем, что ввозим американский импорт. Остальные же доллары остаются в американских банках.

Если наша страна действительно ведет торговлю с иностранными государствами, то как так получается, что на протяжении практически всех лет "демократии" эта самая внешняя торговля носит ярко выраженный характер неэквивалентного обмена? Конечно, мы знаем ответ на этот вопрос - внешние торговые и финансовые операции ведет не страна, а отдельные частные лица, а также государственные чиновники. Это они оставляют вырученные деньги в американских и европейских банках, и не думая обращать их в товары для ввоза в страну. Деньги, оставленные за рубежом нашим правительством с момента финансового кризиса 1998 года, равняются примерно сумме валютных резервов страны и так называемого Стабилизационного фонда. На сегодняшний день это порядка 200 млрд долларов. Столько вывезло за границу российское финансовое руководство. Так как общий вывезенный капитал составил, как мы знаем, за тот же период около 600 млрд долларов, то на долю частных лиц приходится 400 млрд долларов с 1998 года. Доля денег, вывезенных за границу отдыхающей публикой, составляет весьма незначительную часть этой суммы. Так, за границу ежегодно ездило с 1998 года по 3-5 млн человек. В основном на дешевые курорты Турции, Кипра, Египта и т.п. Оставляли там в среднем долларов по 700-800. Откуда следует, что весь капитал, вывезенный туристами за 8 послекризисных лет, составил всего 20-30 млрд долларов. Значит, прочие особенно состоятельные граждане России вывезли из страны с 1998 года 370-380 млрд долларов. Эти деньги были вложены в финансовую систему западных стран, и их стоимость была обеспечена, очевидно, безвозмездно вывезенными из России товарами на ту же сумму.

Может быть, на эти колоссальные деньги были приобретены не менее колоссальные производственные активы развитых стран? Да ничуть не бывало! Да, кое-какие приобретения были сделаны концернами ЛУКойл и Северсталь. Первым - сеть бензоколонок, вторым - несколько сталелитейных предприятий в США. В общем, речь идет о нескольких миллиардах долларов вложений в лучшем случае. Куда же наши новоявленные олигархи подевали остальные деньги? А туда же, куда и наше правительство - оставили в банковской системе США и Европы. И точно так же, как и российское правительство, никуда инвестировать эти деньги не собираются, да и не могут. Инвестировать такие гигантские средства в реальное производство наши олигархи просто не умеют. Траты на развлечения типа яхт, футбольных клубов и заграничных вилл исчисляются масштабами сотен миллионов долларов на одного олигарха. Итого на два-три десятка наших новоиспеченных миллиардеров на эти цели опять-таки не могло быть потрачено больше десятка миллиардов долларов за все время. 80 тыс. российских миллионеров, наличествующих к настоящему времени, вряд ли потратили за границей за последние 8 лет больше нескольких десятков миллиардов долларов. Остальные деньги - более чем 300 млрд долларов - наши так называемые капиталисты просто не используют никак, аналогично тому, как это делает российское правительство с валютным резервом и Стабилизационным фондом на 200 млрд долларов.

Итак, крупный российский частный капитал оказался еще более беспомощным в инвестировании средств в реальную экономику (ни в нашу, ни в западную), чем даже нынешнее российское государство, которое, как известно, прославилось невменяемыми рассуждениями о том, что инвестиции в экономику России ухудшат инвестиционный климат. За последние 8 лет более 500 млрд долларов, которые могли быть вложены в реальные производственные инвестиции, в обновление основных фондов экономики, в модернизацию и строительство новых производств, в новые технологии, в науку, культуру, образование, просто не были использованы никем из российских граждан - ни обычными гражданами, ни властными чиновниками, ни даже новоявленными богатеями. Даже просто на потребление, не то что на инвестиции. Эти средства в виде вывезенных из России товаров - газа, нефти, черных и цветных металлов, химического сырья, древесины, минеральных удобрений, оружия, продукции машиностроения - были потреблены иностранными гражданами вне России.

Вот истинный смысл деятельности российского правительства и российского частного капитала. Вывоз из страны всего, что можно вывезти, ради обеспечения благоденствия иностранных граждан в развитых странах мира. На собственное потребление и капиталовложения в иностранные активы, как мы выяснили, наши чиновники и "бизнесмены" тратят едва одну шестую того, что вывозят. 100 млрд долларов из 600 млрд вывезенных денег со времен кризиса 1998 года. Если у кого-то еще остаются иллюзии, что наши олигархи и крупные бизнесмены являются настоящими хозяевами вывезенного из страны богатства, то самое время их пересмотреть. Тот, кто хранит капитал в иностранных банках и использует его для каких-либо целей едва ли на 17%, не является ни истинным владельцем его, ни даже распорядителем. Иностранный капитал - вот нынешний истинный хозяин российских сырьевых и товарных потоков, вывозимых из страны. Ни наше правительство, ни тем более наши олигархи и бизнесмены не располагают какими-либо реальными средствами контроля за использованием вывозимого из страны капитала. Их роль состоит в обеспечении прикрытия бесконтрольного вывоза российских богатств из страны. За это они получают свою толику. Точно такую же роль выполняла назначенная гитлеровскими захватчиками в годы войны местная администрация на оккупированной территории СССР. Это под ее контролем грузили в эшелоны наши богатства, начиная с украинского чернозема и кончая бесценными старинными коллекциями из советских запасников. Именно эту роль добровольно приняли на себя те, кто сейчас "правит" Россией.

Рассмотренные данные отражают только официальную статистику. На практике из страны вывозится еще более значительное количество богатств. Но смысл от этого не изменился. Глупо считать наших олигархов капиталистами. Они мальчики на побегушках у капиталистов иностранных. Почти все их деньги - это виртуальная реальность, их власть - это не власть хозяев, а власть надсмотрщиков, которым платят другие, истинные хозяева, которые и не намеревались с самого начала оставлять власть и богатство в руках внутренних приватизаторов. Речь поэтому сейчас надо вести не столько о классовой, сколько о национально-освободительной борьбе.

И.И. Николаев,
старший научный сотрудник, Москва
Газета "Советская Россия",
N 48 (12823), суббота, 29 апреля 2006 г.

*   *   *   *   *   *   *

Демография и Госдума

Круглый стол "Технологии демографического роста как основа демографического развития России" в Государственной Думе Российской Федерации. Демографическая ситуация в России: динамика, прогнозы, последствия.

Динамика демографического развития

За период 1992-2005 гг. естественная убыль населения составила 11,2 млн. человек. Только за последний год депопуляция "стерла" с карты России население большого города - 735,5 тыс. чел. В то же время эта цифра не отражает всей полноты демографических потерь, поскольку истинный размах депопуляции частично маскируется иммигрантами. Если же принять во внимание компенсирующую роль внешней миграции, то полный объем естественной убыли за прошедший год составит 843 тыс. человек. По мнению экспертов, основной причиной естественной убыли является чрезвычайно низкая рождаемость. Вместе с тем в нашей стране имеет место аномально высокая смертность, придающая российской де популяции ускоренный характер.

Несмотря на ужасающее по своим масштабам сокращение численности населения, стоит отметить, что разрушительная демографическая инерция только набирает силу. В данный момент сокращение населения в определенной степени сдерживается благоприятной половозрастной структурой, образовавшейся в результате высокой рождаемости восьмидесятых. Последнее обстоятельство способствовало появлению в наши дни многочисленных брачных контингентов, чем и объясняется небольшой рост рождаемости в последние годы. Однако запас этой демографической прочности на исходе: его влияние продлится не далее 2009-2012 гг., после чего при отсутствии эффективной демографической политики численность населения будет стремительно убывать. Начиная с 2010 года ежегодный размер естественной убыли может превысить один миллион человек, а к 2025 г. эта цифра имеет все шансы вырасти почти в два раза (!).

Прогнозы

Очевидно, что существующая демографическая динамика не сулит российскому обществу ничего хорошего. Как показывают последние прогнозы, численность российского населения в ближайшие десятилетия может сократиться до критического уровня.

Так, по данным Института социально-политических исследований РАН численность населения Российской Федерации, при сохранении нынешних уровней рождаемости и смертности, может к 2025 г. сократиться с сегодняшних 142,7 млн. человек до 122 млн. человек. Вместе с тем, в данном прогнозе отмечается, что при дальнейшем росте смертности и снижении рождаемости численность россиян уменьшится на 28,8 млн. чел. и к концу указанного периода составит 113,9 млн. человек.

Драматическую перспективу обещают и все четыре варианта прогноза, разработанного специалистами ООН (World Population Prospect: The Revision 2004, далее WPP-2004). По мнению авторов WPP-2004, к 2025 г. количественный потенциал российского населения способен сократиться до следующих значений:

- по верхнему (чрезвычайно оптимистическому) варианту - до 136,6 млн. чел;

- по среднему варианту - до 129,2 млн. чел;

- по нижнему (наиболее вероятному) варианту - до 121,7 млн. чел;

- по варианту с постоянной рождаемостью - до 125,6 млн. чел.

В похожем ракурсе видит будущее и прогноз динамики численности российского населения, представленный демографом Владимиром Архангельским - специалистом Центра по изучению проблем народонаселения МГУ им. М. В. Ломоносова. По наиболее вероятному сценарию этого прогноза, население России сократится к 2025 г. до 124,6 млн. чел., а к 2050 г - до 90,6 млн. чел.

Особого внимания заслуживают расчеты кафедры социологии и демографии семьи МГУ им. М. В. Ломоносова, представленные заведующим кафедрой профессором Анатолием Антоновым. Все пять вариантов этого прогноза говорят о нарастании депопуляции и снижении численности населения. Рассматривая демографические перспективы России до 2050 г., данный прогноз допускает сокращение численности российского населения по разным вариантам от 83 млн. до 107,3 млн. человек.

Даже самый малоправдоподобный вариант последнего прогноза, представленного специалистами ООН (WPP-2004), является депопуляционным и предрекает России к 2050 г. сокращение населения до 134,5 млн. человек. В то же время, по мнению отечественных экспертов, такие прогнозные значения будущей численности российского населения выглядят, мягко говоря, утопичными из-за совершенно необоснованного оптимизма. Остальные варианты демографического прогноза ООН носят более взвешенный, но все равно несколько "наивный" характер. Так, по среднему варианту население России к середине века сократится до 111,7 млн. человек, по нижнему (более приближенному к реальности) варианту - до 92,4 млн. человек и по варианту с постоянной рождаемостью - до 98,2 млн. человек.

Таким образом, при дальнейшем развитии депопуляционных процессов население России к середине ХХI века сократится, по разным оценкам, на 30-60 млн. человек.

Последствия

Геополитический аспект. Россия обладает пятой частью мировых запасов ресурсов, их потенциал оцениваются в 140 трлн. долларов США. При современном уровне ВВП этих ресурсов хватит на 300-350 лет, а при удвоении ВВП - более чем на 200 лет.

Наличие в России природных богатств - это её плюс. Но размещение этих ресурсов в восточных и северных слабо освоенных районах - это её минус. Сохранение природных ресурсов в Азиатской части страны, их использование нынешними поколениями, а также теми, которые будут жить через 50-100 и более лет, требует поддержания определенного уровня заселенности или освоенности этих территорий. В то же время демографический потенциал центральной части страны существенно подорван и не имеет необходимых переселенческих ресурсов.

В условиях нарастающей глобализации Россия не может не считаться с вызовами окружающего мира. Один из них коренится в росте населения стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и ряда других регионов, благодаря чему Россия с её огромными слабо освоенными пространствами оказывается в весьма невыгодном положении.

Второй регион демографического давления на Россию находится за пределами её южных границ. Там формируется мощное сообщество исламских государств. К середине ХХI века в Казахстане, Средней Азии, Азербайджане, Афганистане, Ираке, Саудовской Аравии, других арабских странах зоны Персидского залива, Иране, Пакистане и Турции численность населения превысит один млрд. человек, причем в трех последних государствах она превысит число жителей России. Концентрация многомиллионных армий безработных в этих странах может существенно изменить геополитическую ситуацию, вызвать мощную миграционную экспансию, на которую Россия должна будет реагировать в соответствии с международными нормами.

По всему периметру государства, начиная с Сахалинской области и заканчивая Калининградским анклавом, соседи претендуют на российские территории. Очевидно, что приграничные районы тем больше вызывают соблазн, чем меньше они заселены гражданами России. В наибольшей степени это касается Дальневосточных и частично Сибирских рубежей, в прошлом интенсивно заселяемых, а ныне теряющих свое население.

Сохранение территориальной целостности России будет зависеть, в первую очередь, от её оборонного потенциала, который должен обеспечить адекватное реагирование на все военные угрозы как локального, так и глобального характера. К концу первого десятилетия ХХI века формирование вооруженных сил станет одной из труднейших задач. После 2006 г. начнется резкое сокращение численности 18-летних молодых людей потенциальных призывников на воинскую службу - вдвое за предстоящие 10 лет с 1,3 млн. до 644 тыс. После этого она будет возрастать, но в очень небольшой степени, и к началу 2025 г. составит 760 тыс. чел. При этом, надо иметь в виду, что на те же возрастные контингенты претендуют не только вооруженные силы, но и силовые структуры, экономика, образование, культура и т.д.

Экономические аспекты необходимости преодоления депопуляции обусловлены, прежде всего, потребностью России в трудоспособном населении. Исходя из постулата об удвоении за десятилетие ВВП, в течение пятилетия темп роста должен составить 1,416, иными словами, среднегодовой темп должен быть не ниже 7%. Средний темп повышения производительности труда в 2001-2002 годах составлял 3,2% ежегодно. В 2003-2004 гг. темпы роста составляли 6,8% и 6,3%, хотя ничего ни в структуре экономики, ни в технической оснащенности не произошло, выросли только цены на энергоносители. В странах со сходными с Россией характеристиками на рубеже ХХ - ХХI веков среднегодовые темпы повышения производительности труда не превышали 5%. Это предельный реальный уровень для России в ближайшей перспективе. Если такими темпами в предстоящие 6-7 лет будет расти производительность труда в российской экономике, то, чтобы обеспечить увеличение ВВП на нужные 7,2%, надо чтобы численность занятого населения возрастала ежегодно на 2%.

При дальнейшем нарастании негативных тенденций в рождаемости и смертности, численность экономически активного населения к 2010 г. сократится по сравнению с 2005 г. на 3,6 млн. человек, а к 2015 г. - еще на 7 млн. (за 10 лет - на 10,6 млн. человек). Второе пятилетие будет обвальным с точки зрения формирования трудового потенциала страны. При таком сокращении численности экономически активного населения удвоение за десятилетие ВВП представляется весьма проблематичным.

В условиях сокращения численности экономически активного населения объем ВВП может быть увеличен (при темпах роста производительности труда 4-5%) в 20062010 г. лишь в 1,177-1,234 раза, в следующее пятилетие в 1,138-1,193 раза. Более того, даже при мифическом увеличении производительности труда на 7%, ожидаемый в ближайшее пятилетие рост ВВП - 1,403 - все же будет меньше того, что необходим для достижения поставленной цели удвоения ВВП. Таким образом, трудонедостаточность России уже в ближайшие 8-10 лет станет решающим ограничением её планов вернуться в сообщество экономически развитых стран.

Отдельной проблемой является увеличение финансового давления на экономику страны, связанного с пенсионным обеспечением. Повышенные темпы старения российского населения уже в ближайшем будущем заставят правительство пойти на повышение пенсионного возраста. Но даже столь непопулярная у населения мера вовсе не гарантирует сохранение возможности выполнения государством пенсионных обязательств. К сожалению, в условиях депопуляции давать какие-либо гарантии в данной сфере представляется крайне сложным.

Социальные и гуманитарные аспекты демографического кризиса обусловлены тем, что растущие потери населения в результате сверхсмертности являются оборотной стороной ухудшения качества населения. Увеличение численности и расширение состава маргинальных групп населения, с одной стороны, и рост преимущественно среди них рисков смертности от предотвратимых причин, с другой, являются основным источником роста смертности в современной России. Речь идет о возвращении на повестку дня проблем здоровья, характерных для развивающихся стран, которые Россия успешно свела к минимуму в советский период.

Масштабы сложившейся социальной базы маргинального типа смертности и сохранение социальной политики, не препятствующей ее дальнейшему разрастанию, могут привести к тому, что к концу первой трети ХХI в. страна в целом может иметь такой же облик с точки зрения продолжительности жизни населения, как и современная Тува. Международные аспекты этой проблемы выглядят столь же впечатляюще. С современного 136 места для мужчин и 91 для женщин (из 191 страны, предоставляющей соответствующую статистику) Россия к концу первой трети ХХI в. может переместиться на 162 и 136 место соответственно. Таким образом, при сохранении сложившихся трендов смертности, а именно: при продолжении ее роста, обусловленного маргинализацией социальной структуры общества, Россия займет место в нижней трети списка стран мира по критерию продолжительности жизни населения, списка, который включает наименее развитые государства Африки и Латинской Америки.

Еще одним важнейшим социальным следствием превращения маргинального типа смертности в общенациональный является тенденция постепенного формирования практически однополого, а именно - женского населения. В наиболее активных возрастах (20-59 лет) женский перевес к 2025 г. может достичь соотношения 1148 женщин на 1000 мужчин. Среди пожилых людей старше 60 лет он может превысить двукратный разрыв (2323 женщины на 1000 мужчин). Социальные последствия этих диспропорций очевидны - снижение брачности, как фактор дальнейшего падения рождаемости; неполные семьи в результате преждевременной смерти мужчин; снижение доходов в таких семьях и ухудшение возможности для воспитания детей; перспектива раннего овдовения, как фактор, ограничивающий число детей в семьях; одиночество в пожилых возрастах, как фактор ухудшения физического, психического и социального самочувствия пожилых людей и т.д.

Резюмируя, следует подчеркнуть, что анализ демографической ситуации - это реальная картина, показывающая, что Россия уже многие годы находится в глубоком демографическом кризисе: рождаемость находится на одном из самых низких уровней в мире; растет и без того высокая смертность; возрастающими темпами сокращается численность населения и соответственно снижается доля страны в мировом населении; обезлюживаются геополитически важные территории, что может привести к их потере или увеличению хищнического, браконьерского использования находящихся там ресурсов; к подрыву оборонной мощи государства и безопасности её граждан; к еще большей незащищенности границ, увеличению проникновения в страну наркотиков, оружия, контрабанды, нелегалов, террористов и др. Все это ведет к потере государством своего статуса и деградации его населения.

Именно поэтому, Россия нуждается не просто в оздоровлении демографической ситуации, а в создании условий для стабилизации и роста её населения.

Клуб "Российский Парламентарий"
Центр демографических исследований
Сайт www.contr-tv.ru 16.03.2006

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное