Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 532


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Перед вами 532-й выпуск рассылки "Эконометрика" от 4 апреля 2011 года.

В статье "Человек против "индивидуума"" Сергей Георгиевич Кара-Мурза показывает коренное отличие России от Европы.

"С кем Будда, Христос, Мухаммед?" - спрашивает известный философ Ричард Иванович Косолапов. И отвечает - с коммунистами.

"Россия - это враг. Так считают европейские политики и СМИ" - констатирует Анатолий Поморцев.

В заметке "Успехи математизации: ожидаемая полезность проститутки имеет вид..." речь идет о провокационном псевдонаучном издании М.И. Левина и Е.В. Покатович "Экономика нелегального коммерческого секса: красный свет на синем фоне".

"Россия деградирует. Уровень грамотности упал "ниже среднего"", - констатирует Александр Якуба.

В статье "Очередь за хлебом" речь идет о росте цен на продовольствие. Как следствие, "Биотопливной индустрии предрекают скорую гибель".

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Человек против "индивидуума"

Сергей Кара-Мурза

Русских связывает друг с другом ощущение родства, за которым стоит идея православного религиозного братства и тысячелетний опыт крестьянской общины.

Человек - существо социальное. Как говорил Аристотель, только боги и звери могут жить вне общества. Индивид - это абстракция, представление об изолированном человеке, которое сложилось в XVII веке на Западе при возникновении буржуазного общества. Само латинское слово "ин-дивидуум" - это перевод греческого слова "а-том", что по-русски означает "неделимый".

Человек как индивид был представлен атомом механическим, неспособным к соединению с другими (к "взаимопроникновению"). Даже химический атом очень сильно отличается от метафоры индивида тем, что он "делится" с другими атомами своими электронами, обладает "сродством" к другим атомам, образует с ними соединения (молекулы и пр.).

На практике миф об индивиде неосуществим, человек существует только вместе с другими людьми и под их влиянием. Ребенок, воспитанный дикими животными (такие случаи известны), не становится красавцем Маугли. Он - не человек и выжить не может. Не становится человеком даже ребенок, изолированный матерью от других людей.

Мы говорим лишь об одной стороне общественной жизни человека - о тех отношениях, которые определяют доступ разных социальных групп к основным жизненным благам. Совокупность этих отношений определяет общественный строй, жизнеустройство народа. Важнейший "срез" жизнеустройства - хозяйство, производство, распределение и потребление благ. В нем сочетаются представления о природе и человеке в ней, о собственности и богатстве, о справедливости распределения благ, об организации совместной деятельности, технологические знания и умения. Вариантов их комбинации множество, поэтому хозяйство каждого народа обладает своеобразием.

В жизнеустройстве, как большой системе, важен баланс между устойчивостью и подвижностью. Оно изменяется, следуя за развитием культуры и природной среды, переживает кризисы и расцветы. В непрерывном потоке малых "молекулярных" изменений выделяются реформы - целенаправленные программы, организуемые господствующими социальными группами при поддержке других групп или подавляя их. Реформы - быстрые изменения без глубокого и обширного разрушения структуры общества и его культурных условий. Если речь идет об историческом выборе, надолго определяющем судьбу народа, и возникает примерное равенство сил, поддерживающих несовместимые проекты, общество может расколоться и пережить катастрофу революции. В этих случаях жизнеустройство меняется быстро, хотя затем может произойти реставрация старых структур (в обновленных формах).

Духовной основой жизнеустройства служит социальная философия - свод представлений о добре и зле, о правах и обязанностях человека, об общественных институтах и государстве. Эти представления черпаются из религии, традиций, преданий, практического опыта и творчества, они постоянно обсуждаются, из них отбираются устойчивые формулы народной мудрости и совести. Все это задает образ "благой жизни". Поскольку общество состоит из разных групп (классов, сословий, субкультур, этносов), идеалы и интересы которых различаются, необходимым условием для существования общества является наличие механизма для диалога и поиска компромиссов ("каждодневного плебисцита"), а также для разрешения или подавления конфликтов.

Реальная социальная практика всегда отличается от образа благой жизни - во всех группах. Порожденные этим социальные противоречия определяют установки общественного сознания, в разной степени развитые у разных групп в разные моменты. Они могут культивироваться на уровне обыденного сознания или превращаться в идеологии и даже в связные социальные проекты. В общественных движениях им соответствует широкий спектр форм - "глухое недовольство" с враждебным инакомыслием, стихийные протесты, петиционные кампании, демонстрации и гражданское неповиновение, бунты и восстания, революции и контрреволюции.

Главные общественные конфликты, вплоть до гражданской войны, возникают в тот момент, когда в непримиримое противоречие вступают представления о добре и зле в господствующей элите и в массе народа. Такой момент мы переживаем и сегодня. Этот конфликт лишь придушен с помощью современных политических технологий и мощного анестезирующего воздействия СМИ (телевидения). Он не принимает открытых форм и не создает прямой опасности для политического порядка, но подтачивает общество и ослабляет связи, соединяющие людей в народ.

Национальное самосознание всегда сравнительно, оно опирается на образ иного, который позволяет задавать вопросы "о самом себе", обнаруживая сходство и различия. Для России и, прежде всего, для русского народа с ХVI века главным "иным" стал Запад - та цивилизация, что возникала на обломках Средневековой Европы в результате слившихся воедино революций (религиозной Реформации, Научной, буржуазной и индустриальной). С ХVIII века интеллигенция России получала образование европейского типа, думала и говорила об обществе на языке западной социальной философии и ее понятий. Из интеллигенции эти понятия проникали и в массовое сознание. Наша культура вела диалог с западной, в чем-то соглашалась, в чем-то спорила. Здесь мы также изложим главные социальные установки русских в их оппозиции к западным, огрубляя для краткости. Такой анализ актуален, поскольку возникший в ходе реформы раскол российского общества - это тот же духовный конфликт, но в его радикальной форме.

"Что есть человек?" - главный вопрос любой национальной культуры. Образно ответил Древний Рим: "Человек человеку волк". Христианство объявило: "Человек человеку брат". По этой линии пошло разделение - Запад тянется к Риму, Россия - к христианству, хотя и на Западе, и в России были и есть влиятельные несогласные.

Возьмем шире: с ХVI века Запад во взгляде на человека перешел к атомизму (индивидуализму). Человек одинок, как Робинзон на острове. Незападные культуры следуют холизму. Человек - часть общности, он "соткан" ближними разного типа (семьей, деревенской общиной, религиозным братством, народом, человечеством), и сам он для всех них необходим ("без меня народ неполный").

Это различие вытекает из картины мироздания, она задает представления об идеальном или допустимом устройстве общества. "Естественный порядок вещей" во все времена был важнейшим доводом. Картина мира может и не осознаваться, но она дает мироощущение. Народы России видели мироздание как Космос - упорядоченное целое, с каждой частицей которого человек связан мириадами невидимых нитей, струн. Ньютон разрушил Космос, мир стал машиной, выраженной простыми формулами. Человек был выведен за пределы этого мира и противопоставлен ему как покоритель. Россия включилась в промышленное развитие так, что прежнее мироощущение не было сломано. Наука, служа инструментами, сосуществует с космическим чувством. Вот пример: почти век в мире ведутся две сходные программы, но их главный объект называется разными терминами. В СССР (теперь России) - космос, в США - sрace (пространство). У нас космонавты, там - астронавты.

Для человека, видящего мир как Космос, мироздание обладает святостью. Как говорят богословы, в таком человеке развит "естественный религиозный орган". Он видит священную сторону человеческих отношений, Родины, государства. В западном обществе мир десакрализован (лишен святости). Все - рационально, по расчету.

Как же представляют человека в таком мире разные культуры - человека в его "природном" состоянии и в обществе? Философ раннего капитализма Т. Гоббс утвеpждает, что пpиpодное, вpожденное свойство человека - подавлять и грабить дpугого: "Пpиpода дала каждому пpаво на все. Это значит, что в чисто естественном состоянии, или до того, как люди связали дpуг дpуга какими-либо договоpами, каждому было позволено делать все, что ему угодно и пpотив кого угодно, а также владеть и пользоваться всем, что он хотел и мог обpести". (До логической завершенности идею "природного" эгоизма человека довел Гельвеций в книге "Об уме" (1758). Она была запрещена через две недели и приговорена парламентом к сожжению, но в буржуазном обществе ее идеи победили. Гельвеций представляет поступки человека как автономные по отношению к проблеме добра и зла и уподобляет их поведению механических систем, следующих физическим законам. По его словам, "удовольствие и страдание суть единственные двигатели духовного мира... Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса".)

Согласно этой философии, сосуществование индивидов в обществе возможно вследствие их равенства. Но это не равенство, идущее от религиозного братства во Христе, у Гоббса "равными являются те, кто в состоянии нанести друг другу одинаковый ущерб во взаимной борьбе". Равенство людей-"атомов" вытекает не из солидарности, а из войны: "Хотя блага этой жизни могут быть увеличены благодаря взаимной помощи, они достигаются гораздо успешнее подавляя других, чем объединяясь с ними".

В цивильном обществе, где кровожадность "естественного" человека была усмирена законом ("война всех против всех" приняла форму конкуренции), движущей силой, соединяющей людей в общество, является страх. Гоббс вводит такой постулат: "Следует признать, что происхождение многочисленных и продолжительных человеческих сообществ связано... с их взаимным страхом". То есть, под той соединяющей силой, какой Адам Смит считал поиск выгоды на рынке, лежит страх быть побежденным в конкуренции. При этом страх должен быть всеобщим, ибо, как пишет Гоббс, "когда частные граждане, т.е. подданные, требуют свободы, они подразумевают под этим именем не свободу, а господство".

В культуре России экзистенциальный страх (страх перед самим существованием человека) не играл существенной роли. Православие и выросшая на его почве культура делали акцент на любви, и это не оставляло места для экзистенциального страха: "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх... Боящийся несовершен в любви" (Первое послание Иоанна, 4, 18).

В русской культуре в разных вариациях господствовала идея всеединства- Бога, Природы и Человека. Считалось, что стремление к единству в человечестве заложено Богом, хотя в земной жизни оно ограничено историческими рамками. Это - идеал, ориентир, изначально данный человеку. Его основание - "царствие Божие внутри нас". В этом были согласны и массовое сознание, и культурная элита (до раскола начала ХХ века). По словам философа В.С. Соловьева, "поистине святое в преданиях народной мысли - идея соборности сознания". Соединяющая людей друг с другом сила - добро. Напротив, зло есть "самоотчужденность человека".

Здесь стоит вскользь сказать об особенности русской культуры, на которую обращали внимание многие проницательные наблюдатели (например, крупнейший английский экономист ХХ века Дж.М. Кейнс) - совмещение трезвого прагматического мышления с религиозным взглядом на мир, но так, что одна часть не подавляла другую. В русской социальной философии, в том числе стихийной, такие религиозные понятия, как всеединство и соборность, наполнялись земным содержанием без их профанации. Поэт Вяч. Иванов сказал в начале ХХ века:

Своеначальный жадный ум -
Как пламень, русский ум опасен;
Так он неудержим, так ясен,
Так весел он и так угрюм.
..................
Он здраво мыслит о земле,
В мистической купаясь мгле.

Представление о человеке как соборной личности, созданное Православием, развивалось русскими философами всех направлений (включая западников). Н.А. Бердяев, перебирая ряд разных философов, пишет: "У нас совсем не было индивидуализма, характерного для европейской истории и европейского гуманизма, хотя для нас же характерна острая постановка проблемы столкновения личности с мировой гармонией. Но коллективизм есть в русской народничестве - левом и правом, в русских религиозных и социальных течениях, в типе русского христианства. Все против индивидуалистической культуры, все ищут культуры коллективной, органической, "соборной", хотя и по-разному понимаемой".

Исток этого представления - идея религиозного братства, коллективного спасения души, так что "каждый отвечает за всех". В Реформации Запад отошел от этой идеи, оправдание индивидуализму дал кальвинизм, наиболее важным догматом которого было учение об "избранности к спасению". Люди перестали быть братьями, души их не равны перед Богом. В проповеди 1609 г. сказано: "Хотя и говорят, что Бог послал сына своего для того, чтобы искупить грехи рода человеческого, но не такова была его цель: он хотел спасти от гибели лишь немногих ... И я говорю вам, что Бог умер лишь для спасения избранных".

А вот выдержки из "Вестминстерского исповедания" 1647 г.:

Глава 3 (Об извечном решении Бога): "Бог решением своим и для проявления величия своего предопределил (predestinated) одних людей к вечной жизни, других присудил (foreordained) к вечной смерти".

Глава 9 (О свободе воли): "Грехопадение полностью лишило человека способности направлять свою волю на какие-либо духовные блага или на что-либо, ведущее к блаженству; таким образом, природный человек полностью отрешен от добра и мертв во грехе и поэтому не может по своей воле обратиться или даже приготовить себя к обращению".

Отсюда и расизм, и разделение людей на "расу богатых" и "расу бедных", а потом и на "классы". Одни - избранные, другие - отверженные. Дарованная избранным милость требовала от них "не снисходительности к грешнику и готовности помочь ближнему..., а ненависти и презрения к нему как к врагу Господню". В руководстве для проповедников того времени рекомендуется на вопрос "Нужны ли добрые дела для спасения?" давать такой ответ: "Не нужны и даже вредны". Все это и толкает к индивидуализму. Кальвинисты ХVIII века настойчиво напоминали слова ветхозаветного пророка Иеремии: "Проклят человек, который надеется на человека".

В очень важном для нас сегодня труде "Протестантская этика и дух капитализма" (1905) М. Вебер пишет о пессимистическом индивидуализме, которым окрашена протестантская этика: "Общение кальвиниста с его Богом происходило в атмосфере полного духовного одиночества. Каждый, кто хочет ощутить воздействие этой своеобразной атмосферы, может обратиться к книге Беньяна "Путешествие пилигрима", получившей едва ли не самое широкое распространение из всех произведений пуританской литературы. В ней описывается, как некий "христианин", осознав, что он находится в "городе, осужденном на гибель", услышал голос, призывающий его немедля совершить паломничество в град небесный. Жена и дети цеплялись за него, но он мчался, зажав уши, не разбирая дороги и восклицая: "Life, eternal life!" ("Жизнь! Вечная жизнь!"). И только после того, как паломник почувствовал себя в безопасности, у него возникла мысль, что неплохо бы соединиться со своей семьей". (Как взгляды кальвинистов влияли на семейные отношения, видно из замечания Вебера о письме герцогини Ренаты д'Эсте к Кальвину, где она пишет, что "возненавидела бы отца или мужа, если бы узнала, что они принадлежат к числу отверженных". По словам Вебера, это письмо служит "иллюстрацией внутреннего освобождении индивида от "естественных" уз благодаря учению об избранности".)

Тут большое различие, русских сильно связывает друг с другом ощущение родства, за которым стоит идея православного религиозного братства и тысячелетний опыт крестьянской общины. Говорят, семья - ячейка общества. Но в еще большей степени семья - ячейка народа. Народ в нашем сознании и есть большая семья, "воображаемое родство". Его идеальный образ и построен по типу семьи - с царем-батюшкой или "отцом народа". От соплеменников все мы ожидаем особых, родственных отношений. Отношения в семье также строятся согласно представлениям о человеке, о добре и зле, о долге и совести.

Необычным для русского мироощущения является и присущее кальвинизму представление о греховности супружеских отношений и даже деторождения. Греховными предстают и сами дети, зачатые "во грехе". Этим объясняют сохранение в английских школах, почти поныне, телесных наказаний. Кальвинисты доходили до отлучения от церкви новорожденных. По словам Вебера, "строгие пуритане смогли возвести в принцип требование не допускать к крещению детей заведомо отвергнутых Богом людей (например, детей пьяниц)". В культуре, выросшей из православия, любой ребенок изначально невинен, независимо от грехов родителей ("сын за отца не ответчик").

22 ноября 2007

*   *   *   *   *   *   *

С кем Будда, Христос, Мухаммед?

Ричард Иванович Косолапов

В условиях вакуума силы, то есть ослабления прежней власти и ее идейного влияния, вакуума, обеспеченного горбачевской "перестройкой" и умственной недостаточностью, к концу 1980-х годов у Русской православной церкви появились гигантские возможности роста влияния. Но использовать их она не сумела. Ощутив опьянение модой на себя (как всегда, преходящей), она приняла рыночный проект развития и сколько-нибудь всерьез не подумала о проекте, согласном с заповедями Христа. Вероятно, во главе ее возобладали люди, скорее озабоченные целями бело-власовского реванша и обогащения, чем содержанием Нового завета, зовущего к равенству и братству людей труда. Была совершена ошибка, может быть крупнейшая за всё тысячелетие РПЦ. Я рассуждаю об этом с благожелательной светской точки зрения, признавая Иисуса, его жизнь, учение и движение принадлежностью не только церковной, но и гражданской истории.

Верные последователи живого Христа, по свидетельству "Деяний святых апостолов", "были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого". У них "было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее... Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного... и каждому давалось, в чем кто имел нужду".

В "Деяниях" имеется выразительный рассказ о супругах Анании и Сапфире, которые, продав свое имение, оставили часть денег для себя, а часть принесли в общину. Обращение с ними апостола Петра, который догадался о случившемся, было суровым. "Анания! - сказал он мужу. - Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?  Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце своем? Ты солгал не человекам, а Богу". Очень верится, что после таких беспощадных слов "Анания пал бездыханен"; то же произошло и с его женой, повторившей уловку мужа (Библия. М., 1968. С. 1164-1167). Столь категоричное утверждение коллективистских норм свидетельствует о безусловно раннекоммунистическом характере вводимого первоначальным христианством общежития и закрепляющей его демократической церковной организации - по сути антипода нынешней церковной иерархии, утопающей в золотой мишуре и скворечниках "торгующих в храме".

РПЦ претендует сейчас на авторство "русской доктрины", средств "спасения" Отечества на антисоциалистической и антикоммунистической закваске. Но действует вопреки исконно русской традиции, нашедшей чистое воплощение в общинно-казачьем строе, например в "Заветах Игната", написанном в начале XVIII века своде законов обычного права, составленном для земляков атаманом Некрасовым, сподвижником Кондратия Булавина.

Абсолютной властью у некрасовцев, живших два столетия в изгнании и изоляции на турецкой чужбине, было наделено народное собрание - Круг. Каждый казак должен был работать и знать какое-либо ремесло, но никто из них не мог пользоваться трудом соплеменников для личного обогащения. Треть заработка обязательно сдавалась в войсковую казну, которая расходовалась на церковь, школы, оружие, помощь немощным, престарелым, вдовам, сиротам. Помощь равным оказывалась втайне, чтобы о ней никто не знал. Помогать явно мог только Круг. Нищим разрешалось подавать открыто, но обязательно только тот же хлеб, что и сам ешь (см.: Казачий словарь-справочник. Т. II. Сан Ансельмо, Калифорния, США, 1968. С. 207-212). Как видим, совпадение порядков и нравов в апостольской и староказачьей общинах почти полное. Некрасовцы, запрещавшие в своих поселениях производство, продажу и употребление спиртных напитков, сочли бы страшным непотребством увлечение лиц из церковной иерархии водочным и табачным бизнесом.

Не будучи специалистом в области религиоведения и скептически относясь как к теологии, так и ко многим опусам по научному атеизму, позволю себе высказать соображения озабоченного судьбами культуры безбожника насчет честного продления века православия, может быть путем революции и в нем.

1. При внимательном чтении Библии всякий раз убеждаешься в резком расхождении между Ветхим заветом, то есть Библией иудаизма, и Новым заветом, то есть Библией христианства, в том, что они подчас не совместимы как выражение национально зауженного сознания первого и интернационального - последнего, разных кодексов морали и т.д. "Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен, - обращался Иисус к книжникам и фарисеям. - Безумные и слепые! Что больше: золото или храм, освящающий золото?" (Библия, с. 1043). Как это похоже на взыскующих "золото партии" на руинах партии и Родины!

2. Для нашей страны, значительная часть населения которой исповедует ислам, очень важно признание совместимости (действительной, а не придуманной) Нового завета с Кораном. Лишь вовсе непосвященные люди не догадываются, что уже во второй суре священной книги мусульман Иисус представлен как посланник Аллаха Иса, которому дарованы "ясные знамения", который подкреплен "духом святым" (Коран. М., 1963. С. 23, 44, 53-54 и др.) и почитается как его пророк.

3. Поняв противоречивость и искусственность соединения Ветхого завета и Нового завета в одной священной книге христиан, мы в то же время должны признать противоестественность антагонизма Нового завета и Корана. На резко отличающемся национально-историческом и культурном материале спустя полутысячелетие (VII век) Коран тянет ту же преемственную линию. Мне не довелось встретить исследование на тему "Христос в Коране" (да и предпринималось ли такое?), но вполне логично продолжить эту линию в последующие века - через Кампанеллу, Мора и Бабефа - к "Манифесту Коммунистической партии" и "Капиталу"... При этом неизбежно "диалектическое снятие" (как правило, неравномерное, толчками) устаревающей религиозной формы идеологии, обусловленное напором знаний о природе и обществе и всесторонним обобществлением социосферы, которое лишь частично и односторонне определяется термином "глобализация". И прорисовки как многообразия, так и единства в духовном становлении человечества.

4. Русская православная церковь проявила бы прозорливость, способность к современному видению действительности, если бы связала свой авторитет с самозабвенными великими подвижниками родной земли и признала хотя бы подобием второго пришествия Христа явление Ленина. Вместо возни с неопознанными костями квазимонарха, прославленного своей редкой заурядностью, кровавыми расправами над людьми труда и бросившего Отечество (дезертировавшего?) в разгар Первой мировой войны, ей следовало бы причислить к лику святых основателя первого государства рабочих и крестьян. Это был бы признак глубокого усвоения уроков жизни, искреннего раскаяния и покаяния, восстановления органической связи с народом и смелого взгляда в будущее. Противоположный ход - утверждение "святости" Николая Второго, который в конце своей несчастной карьеры, перепачканной распутинщиной, не пользовался в России поддержкой ни одного социального слоя (от собственной фамилии, высшего дворянства и генералитета до босяков), есть признак греховности верхушки РПЦ, склеротичности ее мышления и, по-видимому, неизлечимости в дальнейшем. Эту ситуацию, как ни странно, провидел отнюдь не революционер Ф.М. Достоевский. В легенде о великом инквизиторе ("Братья Карамазовы") он гениально отразил нетерпимость для нынешней "церкви христовой" появления подлинного Христа. В лице Ленина реальный Христос являлся... Чтобы сие понять и признать, надо владеть диалектикой парадоксов. Но церкви это оказалось явно не по интеллекту. Альтернативы же марксизму-ленинизму ей не дано изобрести. Несмотря на измену и отпадение многих, он есть и продолжает наращивать свой доказательный, преобразовательный и нравственно-эстетический потенциал. Назовем ли мы его в нашем юном веке "ноосферизмом", как предлагает Субетто, новоленинизмом или как-либо еще, не столь уж существенно. Главное - неистово пульсирующая в нем живая сердцевина, имя которой - материалистическая диалектика. Действующие мировые религии - буддизм, христианство, мусульманство - до сих пор вращаются вокруг образа богочеловека. Прогрессом ноосферы в центр ставится человек-бог, кладущий конец всем разговорам о богах.

Браться за ум. Декарт доказывал "важность убеждения, что философия (поскольку она распространяется на всё доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров и что каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов" (Избр. произв., с. 412). С комплиментарной точки зрения для философов-профессионалов лучше слов не найти. Но и для исторического достоинства государства тоже... А если посмотреть широко окрест себя? "Как рассказать потомкам православных весь смрад, весь морок преднебытия?" (Глушкова Т.М. Гражданская лирика. СПб, 2004. С. 21). Спрут неразумия, близнец-побратим "умной" техники, заполоняет нынче все ниши производства и быта в "цивилизованных" странах. И повсюду бесчинствует. Надо, товарищи, коллеги, браться за ум. Защищать его, пробуждать, прояснять, тренировать, нагружать, развивать. Ибо невежество и глупость, до зубов обвешанные "хай-тек" и уводящие граждан в "виртуальную реальность", намного страшнее самого гоголевского Вия. Позволительно ли безучастно наблюдать, как, размахивая покупным флажком технического прогресса,  философию понуждают повторить участь Хомы Брута? Достаточно ли в этих обстоятельствах пассивно ожидать только предрассветного крика петуха?..

"Экономическая и философская газета",
2008, No.2-3.

*   *   *   *   *   *   *

Россия - это враг. Так считают европейские политики и СМИ

Анатолий Поморцев

О том, что Европа считает Россию источником опасности, заявил вчера вице-президент Еврокомисии Сийм Каллас. В интервью, данном эстонской газете Eesti Paevaleht, он прямо говорит о том, что страны ЕС считают, что Москва угрожает Европе, правда, не стал уточнять, чем именно. Обоснования для своей позиции г-н Каллас подчерпнул из европейской прессы - если верить его наблюдениям, там уже давно не встречается позитивных публикаций о нашей стране. Специалисты в области СМИ уверены - речь идет о целенаправленной кампании по дискредитации России.

Представляющий в Еврокомиссии Эстонию чиновник утверждает, что "отношение к России в европейском обществе на 100% негативное". При этом в формировании негативного имиджа г-н Каллас обвинил саму Россию, ведущую себя, по его словам, "вызывающе". "В этой ситуации политикам просто не остается другого выбора, кроме как следовать настроениям, царящим в обществе", - уверен бывший премьер Эстонии. Более того, он взял на себя ответственность заявить о том, что политика стран-членов ЕС по отношению к России "становится все более согласованной", и что "ни одно из государств, желавших в прошлом строить особые отношения с Москвой, более об этом не вспоминает".

"Очевидно, что г-н Каллас выдает желаемое за действительное. Его высказывания укладываются в рамки истерической кампании, развернутой в западных СМИ по итогам прошедших в России выборов", - уверен Дэн Батак, сотрудник одного из рекламных агентств Словакии. По его мнению, налицо попытка формирования того самого негативного имиджа России в Европе, правда, не усилиями Москвы, но стараниями еврочиновников, подобных Сийму Калласу. "Однако я не могу сказать, что лично мое отношение к россиянам ухудшится после прочитанной газетной статьи. Я предпочитаю делать выводы по результатам личного общения, а они, если говорить о гражданах России, у меня в основном положительные", - сообщил г-н Батак РБК daily. Аналогичные ощущения испытывает проживающий в ЕС российский журналист Александр Хохлов - по его словам, некоторые СМИ в последнее время действительно изменили тональность своих публикаций о России, однако на его отношениях с друзьями-европейцами это никак не сказалось. "Однако дети, растущие в условиях информационного прессинга, действительно могут воспринять Россию как врага. Москва просто обязана задуматься о контрпропаганде!" - уверен г-н Хохлов.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что рассказы эстонца об антироссийском единстве Европы, мягко говоря, преувеличены. Так, за последнее время сразу несколько влиятельных политиков из стран ЕС заявили о необходимости строить с Москвой партнерские отношения. В первую очередь стоит вспомнить Польшу, предыдущее правительство которой действовало в духе "заветов Калласа". После ухода в отставку премьера Качиньского его преемник Дональд Туск за несколько дней уладил многие проблемы во взаимоотношениях с Россией, накопленные предыдущим кабинетом. Не подчиняются логике г-на Калласа и высказывания премьера Италии Романо Проди, заявившего не так давно о том, что Россия и ЕС нуждаются друг в друге. "Согласитесь, трудно предположить, что Европа нуждается в источнике угрозы", - считает г-н Батак.

Судя по всему, за заявлениями вице-президента Еврокомиссии стоит антироссийское лобби, не желающее нормализации отношений между Москвой и Брюсселем. Тот факт, что нападки на политику Москвы прозвучали из уст эстонского политика, лишний раз доказывают - в качестве аргументов противники России используют органическую ненависть к нашей стране, культивируемую в квазидемократиях Прибалтики, и не имеющие реального обоснования умозаключения второразрядных политиков. Однако недооценивать действия этой части европейского политического истеблишмента нельзя. Нельзя закрывать глаза на то, что количество негативной информации о России в западных СМИ за последнее время действительно выросло - это действительно так. В ответ Москва просто обязана усиливать собственное информационное присутствие в европейских странах - переломить негативную тенденцию можно только собственными усилиями, так как рассчитывать на благосклонность европейских медиамагнатов было бы по меньшей мере наивно.

РБК daily, 06.12.2007

*   *   *   *   *   *   *

Успехи математизации: ожидаемая полезность проститутки имеет вид...

Пишет Dmitri Polonski (dp) в Живом журнале 2007-12-07 00:52:00

А теперь, товарищи, если вы умеете открывать файлы в формате pdf, то представляю вам эпохальный труд М.И.Левина и Е.В.Покатович "Экономика нелегального коммерческого секса: красный свет на синем фоне" (М., 2006, всего 48 страниц).

Эта знаменательная работа содержит математическую модель проституции. Но не только. Математизированная проституция подана в симбиотическом единстве с математической же моделью функционирования милиции. И я не шучу, какие тут шутки.

Людям, еще не забывшим математику, наверняка будет приятно узнать, что начиная со стр. 19 своего увлекательного труда М.И. Левин и Е.В. Покатович уверенно применяют дифференциальное и интегральное исчисления, методы оптимального управления, теорему о неявной функции и теорему об огибающей, а также выписывают красивые функционалы. Помимо этого, исследователи вводят понятие m0 - случайную величину, характеризующую, по словам авторов, "некий уровень морали каждой отдельной проститутки". Далее ученые, тем самым показав, что они не чураются и теории вероятностей, выписывают функцию распределения этой случайной величины и работают с ней. Немногим позднее на страницах исследования происходит и работа с матрицами.

Вот, наконец, ссылка на эту пленительную научную работу в формате pdf: http://www.indem.ru/PUBLICATII/TrudiFI/Pokatovich_for_printing.pdf

Для тех товарищей, которые не имеют возможности открывать файлы в формате pdf, я приведу отдельные фрагменты труда ученых Левина и Покатович (но лучше, право, изучить работу целиком):

моделирование поведения проститутки: начало исследования, базовые подходы

проститутка получает полезность от потребительского блага

Раздел "моделирование поведения милиционера" я копировать сюда не буду, оставлю для самостоятельного скачивания. Но он тоже производит сильное впечатление. Впрочем, вот отрывок:

какую задачу решает милиционер

отдельные этапы работы с матрицами

некоторые выводы

Имеется также библиография в количестве 43 наименований, из коих 40 на английском языке. Жаль, картинок нету.

Дополнительная информация:

Библиографическое описание:

М.И. Левин, Е.В. Покатович. Экономика нелегального коммерческого секса: красный свет на синем фоне. - Москва: Региональный общественный фонд "Информатика для демократии" (Фонд ИНДЕМ), 2006. -48 с.

Работа подготовлена при поддержке Научного фонда Государственного Университета - Высшая Школа Экономики

ISBN 5'902204'15'1

Вместо предисловия

Работа посвящена исследованию двух взаимосвязанных рынков: рынка коммерческого секса (проституции) - сектора "красных фонарей" - и рынка правоохранительных услуг (коррупции милиции) - сектора "синих мигалок".

У этих "отраслей народного хозяйства" есть две особенности, роднящие их: во-первых, те услуги, которые они представляют за деньги, по самому их предназначению должны предоставляться "бесплатно" для индивидуального клиента , во-вторых, коммерциализация их осуждается как законом, так и общественной моралью.

Кроме того, эти отрасли связаны друг с другом - коррумпированная полиция "обслуживает" проституцию, "крышуя" её, требуя взяток и т.п., а проституция, в силу ее противозаконности, откупается взятками от преследователей - коррупционеров.

В настоящей работе исследование экономики сфер нелегальных услуг проводится в рамках микроэкономического анализа, следуя складывающейся традиции т.н. "права и экономики".

Предполагается, что рациональные экономические агенты принимают индивидуальные решения, агрегируемые в "спрос" и "предложение" на рынках услуг, где и устанавливаются равновесия с помощью подстройки тех или иных переменных: цен, натуральных ограничений, норм морали и др., от которых зависят и предпочтения участников, и их "производственные возможности".

Конструирование моделей участников, соединение их в единую модель "игры рынка" и анализ равновесных состояний в таких экономиках и составляет основной предмет нашего изучения.

Данная работа является частью исследований по изучению теневой экономики и коррупции, проводимых в Фонде ИНДЕМ, Государственном Университете - Высшая Школа Экономики и Центральном экономико-математическим институте РАН.

Авторы благодарят своих коллег и, в первую очередь, В.С. Автономова, И.И. Елисееву, Я.И. Кузьминова, В.Л. Макарова, В.М. Полтеровича, Г.А. Сатарова, Л.М. Тимофеева, И. Пуссель, К. Софер, Д. Йоргенсена за поддержку и внимание к данной работе.

*   *   *   *   *   *   *

Россия деградирует. Уровень грамотности упал "ниже среднего"

Александр Якуба

Старшеклассники из России показали результаты ниже среднего уровня по итогам международного тестирования по чтению и математике. Тестирование проводилось под эгидой Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) в 58 странах среди 15-летних школьников. Русские старшеклассники показали результаты ниже средних и по навыкам чтения, и по математическим навыкам, и по естествознанию. Первое место в понимании текста заняли школьники из Южной Кореи, лучшими в математике оказались учащиеся из Тайваня. Второе место и по математике, и в понимании текста заняли финны, третье - также по обеим позициям - школьники из Гонконга.

Эксперты считают, что причиной столь плачевных для России результатов является недофинансирование образования. "Азиатская система образования находится на подъеме, в Южной Корее и Японии ставка делается на фундаментальное образование", - заявил РБК daily президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. "В Южной Корее до 20% ВВП ежегодно тратится на образование в течение последних 20 лет, в Японии - 14% ВВП, в Финляндии - 16,4%. Именно они совершили наибольший прорыв", - сообщил эксперт. В России же, согласно "Аналитическому вестнику Совета Федерации", в 2007 году расходы на образование из федерального бюджета составили всего 0,9% ВВП.

И проблема не только в образовании. Количество беспризорных детей в России насчитывает 700 тысяч человек! Это дети, которые вообще не ходят в школу и не получают никакого образования - ни "ниже среднего", ни "выше среднего". Для них простая грамотность - уже достижение. Неудивительно, что, вырастая, они не могут устроиться в жизни, и практически все идут пополнять армию наркоманов и алкоголиков. В России пьет 11,5 тыс. детей, а 161 ребенку в возрасте от 10 до 14 лет поставлен диагноз "алкоголизм". На учете в наркодиспансерах состоит 580 тыс. подростков. За последние 5 лет количество 15-17-летних алкоголиков выросло в два раза. Они присоединились к взрослой "армии" страдающих алкогольной зависимостью, которая насчитывает 2,5 млн человек.

Алкоголизм - удел бедных. Сверстники малолетних алкоголиков из более обеспеченных семей предпочитают наркотики. По данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств, в России 6 млн наркоманов, большинство из которых - молодые люди. Что и не удивительно - наркоману довольно трудно дожить до старости. Ежегодно около 70 тыс. человек в России умирает от употребления наркотиков. При этом наркоманы остаются главными разносчиками ВИЧ-инфекции.

Сегодня в России 1 млн ВИЧ-инфицированных, и, по словам экспертов, через 5 лет их число перевалит за 2 млн. По мнению специалиста по здоровью и демографии в России Международного научного центра Вудро-Вильсона Муррея Фешбаха, по количеству ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом Россия может соперничать с Южной Африкой. "Смертность от этого заболевания в России намеренно занижают, регистрируя в качестве причины вторичные инфекции, например туберкулез", - говорит Муррей Фешбах. По его мнению, к 2020 году в России от СПИДа будет умирать ежегодно от 250 до 600 тыс. человек.

Причины падения уровня грамотности, роста алкоголизма, наркомании, эпидемии СПИДа во многом схожи - это фальшивые по своей сути архетипы поведения "сладкой жизни", которые воспроизводятся сегодня без всяких ограничений большинством российских СМИ, особенно телевидением. Навязываемый ими идеал - "красивая жизнь" - должен включать в себя такие компоненты, как много денег, много секса, много удовольствий, курение, потребление алкоголя, "кайф" и т.д.

Псевдоидеалы ведут к тому, что миллионы подростков вместо собственного развития и учебы деградируют и в конце концов утрачивают любые перспективы в жизни. Процент "быдла" в российском обществе зашкаливает всякие разумные пределы, за 1990-е годы в стране развилось презрение к "интеллигентам", слово "культура" стало едва ли ни ругательным. Между тем высшие государственные чиновники, часто сотрясая воздух заявлениями о необходимости морального и интеллектуального развития российского общества, на деле озабочены дележом нефтяных и прочих доходов. Возможно потому, что они уверены - их дети уже не будут жить в этой стране.

РБК daily, 06.12.2007

*   *   *   *   *   *   *

Очередь за хлебом

Раз в 200 лет еда дорожает всерьез и надолго. Настала наша очередь

Сражение с "Консепсьон" продолжалось недолго. Капитан испанского галеона Хуан де Антон, раненный английской стрелой, сдался вместе с командой. Корабль вез из Нового Света в Испанию жемчуг и драгоценные камни, 13 сундуков серебряной монеты, 80 фунтов золота, 26 бочек серебра, два красивых серебряных золоченых кубка - всего на сумму около 360 000 песо. Перегрузка и опись добычи заняли шесть дней. Сокровища оказались столь тяжелы, что в непогоду морякам Фрэнсиса Дрейка пришлось выбросить часть перуанского серебра за борт.

Груз, который "Золотая лань" Дрейка в сентябре 1580 г. доставила в Англию, оценивался более чем в 0,5 млн фунтов стерлингов - полтора годовых дохода британской казны. Королева Елизавета пожаловала Дрейку рыцарский титул, а вот простым английским труженикам было за что проклинать прославленного мореплавателя-пирата. За несколько лет после доставки сокровищ пшеница на острове выросла в цене более чем вдвое. В Европе шла первая ценовая революция: продовольствие дорожало, цены на промышленные товары не росли, реальные зарплаты падали. Очень похоже на то, что происходит сегодня. К счастью, с зарплатами пока все более-менее в порядке.

Нефть минус продовольствие

Мировые цены на пшеницу в сентябре поставили абсолютный рекорд - 400 долларов за 1 т. В мае цена держалась около 200 долларов. Хотя в относительных ценах зерно пока еще стоит дешевле, чем на пике середины 1970-х гг., его цена более чем в 2 раза превышает средний уровень за последние 25 лет. Индекс цен на продовольствие журнала Economist в этом году достиг своего максимума за все время существования, с 1845 г. С 2005 г. зерновые подорожали на 75%, и это еще не конец. Крупнейший инвестиционный банк Goldman Sachs в декабре скорректировал собственные прогнозы мировых цен на конец 2008 г. в сторону повышения: на пшеницу - в 1,25 раза, на сою - в 1,6 раза, на кукурузу - в 1,2 раза.

Обычно такие взлеты цен на продовольствие случаются из-за неурожаев, которые резко сокращают предложение на рынке. Парадокс в том, что нынешний взлет цен происходит не в "тощие", а в "тучные" годы. Международный совет по зерну подсчитал: мировой урожай зерновых в этом году достигнет 1,659 млрд т, что станет абсолютным рекордом за всю историю наблюдений. Рост цен при такой хорошей ситуации с поставками говорит о том, что какие-то тектонические процессы идут на стороне спроса. И действительно, по данным Международного совета по зерну, человечество съедает больше, чем выращивает, уже третий год подряд.

Цены на зерно толкает вверх дорогая нефть, и дело совсем не в росте издержек фермеров на горючее. Главная причина в том, что президент США Джордж Буш чересчур увлекся этанолом. У него есть план: к 2017 г. сократить потребление бензина в США на 20%, увеличив производство альтернативного топлива по сравнению с сегодняшним уровнем минимум в 7 раз. Самым доступным альтернативным топливом является этиловый спирт, а самым доступным сырьем для его производства в США - кукуруза.

Из-за целевых субсидий фермерам в этом году на спирт пошло около трети всего американского урожая кукурузы, а цены на нее в последние два года выросли в 2 раза. Царица полей захватила площади, на которых обычно сеют пшеницу или сою, что не замедлило сказаться на их ценах. Свой вклад в переоценку сельскохозяйственных ценностей вносит и Европа, стимулирующая производство биодизельного топлива, которое делают из стремительно дорожающего рапса. "По оценкам МВФ, существенная часть недавнего скачка цен на продовольствие напрямую связана с политикой в отношении биотоплива", - написал недавно в журнале Finance and Development директор исследовательского подразделения фонда Саймон Джонсон.

Цены на нефть, из-за которых внедорожники в США заправляются кукурузой, растут не из-за козней стран ОПЕК и нестабильности в Персидском заливе. Это глашатай, раньше других возвестивший о начале новой революции цен.

История падения

Реальные цены на продовольствие постоянно снижались на протяжении ста лет, со времен разгрома Наполеона. Понижательный тренд лишь изредка возмущали кратковременные всплески, после которых кривая вновь шла вниз. Причинами тому были научно-технический прогресс и рост международной торговли.

Весь XIX в. и большую часть XX в. индустриализация цвела лишь в нескольких странах. Плоды экономического процветания пожинали развитый Запад и тонкая прослойка элит в развивающихся странах, а местом сбора минеральных, пищевых и трудовых ресурсов для этого процветания был целый мир. Новшества в горном деле и сельском хозяйстве делали еду и сырье все дешевле по сравнению с потребительскими товарами.

Экономическое развитие, замороженное в СССР, Восточной Европе и Китае социализмом, а в Индии - госкапитализмом, стало оттаивать лишь недавно (антисоциалистическая пропаганда, основанная на лжи - А.И. Орлов). Сотни миллионов людей быстро разбогатели до такой степени, что стали позволять себе мясо чаще раза в неделю. В 1985 г. средний китаец съедал 20 кг мяса в год, сейчас ему подавай 50. Скотине нужны корма: на каждый килограмм говядины расходуется 10 кг зерновых (по другим данным - 20 кг - А.И. Орлов), на каждый килограмм свинины - пять.

Развивающимся странам для промышленного производства требуется все больше сырья: потребление нефти Индией и Китаем удвоилось за последние 10 лет, а следующее удвоение ожидается через восемь. В 2003 г. Китай, обогнав Японию, стал крупнейшим после США потребителем нефти в мире. С чего бы ей теперь дешеветь?

"Изменение цен на отдельные товары не нужно путать с инфляцией, которая в долгосрочной перспективе зависит только от действий центробанков", - предупреждает профессор Российской экономической школы (РЭШ) Олег Замулин (неверно, - А.И. Орлов). Путать, конечно, не нужно, но связь можно проследить. Дефицит платежного баланса США, который в 2006 г. достиг $857 млрд, отражает переток капитала в развивающиеся страны. В другой стране дефицит размером 6,5% ВВП рано или поздно привел бы к кризису, но только не в США, ведь до недавнего времени они были заемщиком последней инстанции, которого охотно ссужали деньгами центробанки всего мира. "На некоторое время (но не навсегда) это закрепляет ситуацию, когда отток капитала в развивающиеся страны не будет иметь негативных последствий для потребления в Америке", - говорит инвестиционный аналитик Марк Фабер, глава гонконгской компании Marc Faber Ltd.

По прогнозу Фабера, рост производства и потребления в развивающихся странах еще по крайней мере несколько лет не будет омрачен экономическим спадом в США. Снижение курса доллара подстегивает глобальный экономический бум, результатом которого станут еще больший дефицит сырьевых товаров и непропорциональный рост цен на них в потребительских корзинах.

Назад в XVI век

"Инфляция не божественное деяние, не крушение основ и не эпидемия вроде чумы. Инфляция - это политика", - напоминает слова Людвига фон Мизеса директор по исследованиям брокерской компании BullionVault.com Адриан Эш. Именно благодаря целенаправленной государственной политике, подчеркивает Эш, цены после Второй мировой войны продолжили расти, вместо того чтобы падать, как это бывало после всех предыдущих войн. По его мнению, благодаря новой валютной системе рост цен с 50-х гг. прошлого века сильно отличается от ценовых революций XIII, XVI и XVIII столетий: "правительства, свободные от золотого стандарта, могли печатать столько бумажных денег, сколько нужно было экономике для роста". Действительно, правительства мировых держав в XVI в. не печатали деньги на станке. Но тот же эффект достигался другими средствами. Сначала новые технологии позволили поднять добычу серебра на немецких, австрийских, богемских, словацких и венгерских шахтах. Затем из Нового Света потянулись галеоны, груженные слитками драгоценных металлов. Сегодня экономику подпитывает приток бумажных денег, тогда - золота и серебра. Глобализация тоже не вчера началась. В 1498 г. корабли Васко да Гамы достигли Индии, открыв новую эпоху в мировой торговле.

В 1999 г. Фабер был уверен, что революционная ситуация с ценами уже наступила. Тогда он советовал инвесторам продавать акции технологических компаний и вкладываться в длинные бумаги на сырье и драгметаллы. Тенденция была схвачена правильно, вот только несвоевременно. Сегодня покупать сырьевые бумаги советуют даже консервативные инвестбанки - совсем как те бабушки из русской глубинки, которые чуть что выстраиваются в очередь за растительным маслом и солью.

Грани стираются. Урбанистическая цивилизация расплатится с деревней

Такой шанс выпадает раз в 200 лет. "Напряженная ситуация на рынке продовольствия будет и дальше удерживать цены", - прогнозирует Credit Suisse и рекомендует набивать инвестиционный портфель фьючерсами на кукурузу, пшеницу и сою.

Низкие цены на продовольствие проклятием лежали на аграрных странах и сельском населении промышленно развитых стран. По соображениям торговой дипломатии дотации европейским фермерам за ничегонеделание отменяются, зато еда опять стала нужна всем. Отставание спроса на продовольствие от предложения поможет целым странам выйти из порочного круга нищеты и уменьшит социальное трение между городом и деревней.

"В России аграрный сектор - самый депрессивный, там бедность, плохая демография и алкоголь. Высокие цены на еду могут поправить ситуацию, хотя городское население, конечно, будет недовольно", - отмечает Олег Замулин из РЭШ. Такая ситуация, на его взгляд, надолго: серьезно изменить ее может лишь новый технологический прорыв в сельском хозяйстве. "Многие сейчас настроены против генной инженерии, но с ней придется смириться, если не получится иным путем накормить растущие поколения", - полагает Замулин. Главный аналитик американского банка Wachovia Джей Брайсон напрямую увязывает скачок цен с тем, что в сельском хозяйстве со времен "зеленой революции" второй половины прошлого века не происходит серьезных технических сдвигов.

Ценовая революция началась, уверен аналитик по сельскохозяйственному сектору Deutsche Bank Эрик Хейман. "Пусть на стороне предложения работает техническая революция, пусть производительность на 1 га еще не достигла своего пика и продолжает расти, пусть с либерализацией мирового рынка цены сельхозпродукции должны снижаться, - размышляет он. - Все равно рост спроса окажется доминирующим фактором, и еда будет дорожать".

Из-за такого подъема цен в России уже случались экономические рецидивы. Реформы Петра I снизили долю сельхозпродукции в российском экспорте с 92% в 1710 г. до 52% в 1725 г. Но высокие мировые цены на зерно, пеньку и лен задушили молодую российскую промышленность: ограниченные ресурсы были направлены в сельское хозяйство. К началу XIX в. доля сельхозсырья в экспорте выросла до 72%, площадь пашни за 1780-1804 гг. увеличилась на 60%

Аграрной страной в XXI в. Россия, конечно же, не станет. Но символический долг перед растерзанной при советской власти деревней (антисоветчина так и прёт, - А.И. Орлов) наша страна, похоже, сможет вернуть.

Газета "Ведомости", 24 декабря 2007 г.

*   *   *   *   *   *   *

Биотопливной индустрии предрекают скорую гибель

Во многих странах Юго-Восточной Азии на протяжении долгого времени активно обсуждался вопрос: для чего лучше использовать урожаи зерновых и масличных культур - для производства продуктов питания или биотоплива.

Однако в последнее время эта проблема стала неактуальной, поскольку резкий рост цен на пальмовое масло (из которого как раз и производится чистое топливо) практически остановил развитие этой индустрии, отмечают эксперты.

В последнее время из-за резкого скачка цен пришлось отложить строительство нескольких десятков заводов по производству биотоплива, а оставшаяся часть сейчас функционирует на минимальной мощности. Причем инфляция является далеко не единственной причиной происходящему. Например, спрос на это топливо в Европе заметно снизился из-за того, что для его производства приходится вырубать огромные полосы тропических лесов, что вызывает массовые недовольства, передает Reuters.

Также многие производители биотоплива с горечью вспоминают 2005 г., когда зеленое топливо было значительно дешевле бензина, а в Европе строилось огромное количество заводов по его производству. Но сейчас ситуация кардинальным образом изменилась. "Дальнейшие перспективы развития биотопливной индустрии довольно мрачные. И изменить это может лишь падение цен на пальмовое масло или увеличение финансирования со стороны правительств", - отмечает аналитик консультационной компании Frost and Sullivan Крис де Лавин.

Малайзия, которая на данный момент является вторым по величине производителем чистого топлива, около трех лет назад выдала лицензии на его производство практически 90 компаниям. Общая производственная мощность заводов должна была составить около 10 млн тонн в день. Однако сейчас в стране функционируют лишь 7 заводов, и в 2008 г. объемы произведенного топлива должны составить менее 100 тыс. тонн в день.

В настоящее время в биотопливной индустрии приостановлена работа на огромном количестве заводов, общая производственная мощность которых около 1 млн тонн. А если учесть тот факт, что на каждые 100 тыс. тонн приходится около 25 млн долл., несложно подсчитать, что из-за приостановки работы на этих заводах, инвесторы потеряли примерно 250 млн долл. И сейчас представители этой индустрии отмечают, что больше не видят смысла вкладывать деньги в эту отрасль, поскольку из-за сложившейся ситуации они терпят колоссальные убытки.

Напомним, что за 2007 г. цены на пальмовое масло подскочили более, чем на 50%. А в первые недели 2008 г., благодаря растущему спросу из стран Азии и сообщениям о плохих урожаях в Малайзии, повышательная тенденция продолжилась. И на данный момент тонна чистого пальмового масла в Сингапуре стоит более 1 тыс. долл., в то время как дизельное топливо на основе нефти можно купить за 780 долл./тонну.

РБК, 14 января 2008 г.

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное