Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 455


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Вы читаете 455-й выпуск рассылки "Эконометрика" от 12 октября 2009 года.

Вышла наша новая книга: Орлов А.И. "Вероятность и прикладная статистика: основные факты: справочник". Помещаем аннотацию, содержание и предисловие.

Предлагаем познакомиться со статьей "Цивилизационное измерение России - Русский Лад" В.С. Никитина, Председателя ЦКРК КПРФ, депутата Госдумы РФ.

В рамках выявления предшественников развиваемой нами неформальной информационной экономики будущего мы поместили в предыдущих номерах рассылки ряд материалов, посвященных дискуссии вокруг ОГАС, переплетающейся со спорами экономистов-коммунистов и агентов буржуазии ("товарников"). Приводим выступление известного философа Э.В. Ильенкова, показывающего, как "товарники" искажают Маркса, при этом постоянно ссылаясь на него.

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Орлов А.И.
Вероятность и прикладная статистика:
основные факты: справочник. - М.: КНОРУС, 2010. - 192 с.

Примечание. Книга появилась в июне 2009 г., хотя в выходных данных по неизвесьным нам причинам стоит 2010 г.

Аннотация

Сжато, но строго рассмотрены вероятностно-статистические основы современных статистических методов. Изложение доведено до переднего края научных исследований и практических разработок. Рассмотрены все основные понятия, используемые при применении современных статистических методов. Особое внимание уделено непараметрическим подходам, статистике нечисловых данных и другим перспективным элементам высоких статистических технологий. Справочник составлен в соответствии с рекомендациями Российской ассоциации статистических методов.

Для студентов и преподавателей вузов, слушателей структур послевузовской подготовки и повышения квалификации, инженеров, менеджеров, экономистов, специалистов различных отраслей народного хозяйства, научных работников, аспирантов, для всех, кому необходимо в сжатые сроки овладеть понятийной базой статистических методов, в том числе при освоении методик анализа данных или подготовке к экзаменам.

Предисловие

Прикладная статистика - это наука о том, как обрабатывать данные. Статистические методы основаны на вероятностных моделях и активно применяются в технических исследованиях, экономике, теории и практике управления (менеджмента), в социологии, медицине, геологии, истории и т.д. С обработкой результатов наблюдений, измерений, испытаний, опытов, анализов имеют дело специалисты во всех отраслях практической деятельности, почти во всех областях научных исследований.

Развитие наукоемких технологий, как правило, основано на применении высоких статистических технологий организации и управления производством. Особенно активно они используются в высокотехнологичных отраслях промышленности. Без вероятностно-статистических методов немыслимы оценка и анализ риска, страхование, финансовая деятельность. Инженеры, менеджеры, экономисты, социологи, врачи, психологи, историки успешно применяют интеллектуальные инструменты принятия решений, основанные на вероятности и статистике.

Статистические методы и модели и их база - теория вероятностей - активно развиваются во всем мире. Американская статистическая ассоциация насчитывает более двадцати тысяч членов, Королевское статистическое общество (Великобритания) - более десяти тысяч. Статьи по вероятности и статистике постоянно публикуются более чем в пятистах научных журналах. В университетах США статистических факультетов больше, чем математических и физических. Восемь нобелевских премий по экономике получены эконометриками (специалистами по статистическим методам в экономике).

Современная теория вероятностей основана на аксиоматике академика АН СССР А.Н.Колмогорова. Однако в нашей стране специалисты и научные работники, студенты и преподаватели пока еще недостаточно знакомы с последними достижениями в области вероятностно-статистических методов, хотя ссылки на них постоянно встречаются в научно-технической, деловой и учебной литературе.

Цель этой книги - кратко, но на современном научном уровне рассказать об основных вероятностно-статистических понятиях и фактах. Те, кто еще не знаком с этой ведущей областью современной науки, смогут быстро добраться до переднего фронта исследований. Те же, кто уже изучал вводные курсы теории вероятностей и математической статистики, быстро восстановят свои знания и расширят их до уровня, позволяющего квалифицированно использовать статистические методы в своей научной и практической работе. В частности, применять профессиональные статистические программные продукты, нормативно-техническую и инструктивно-методическую документацию,

Кому нужна эта книга?

Специалисту. В своей профессиональной деятельности инженеру, менеджеру, экономисту, научному работнику, практически любому специалисту приходится сталкиваться с необходимостью осознанно и квалифицированно применять методы, основанные на теории вероятностей и статистике. Но почти у всех при столкновении с такими методами возникают проблемы. Вероятностно-статистические термины и подходы плохо понятны. Но освоить надо.

Когда-то давно, в вузовском курсе высшей математики, разбирались основы теории вероятностей и математической статистики. Казалось бы, надо взять учебники и изучить заново. Но в этих книгах нет многих понятий и концепций, нужных для практического использования вероятностно-статистических методов, поскольку вузовский курс - это только введение в предмет.

Необходима книга, позволяющая быстро выйти на современный уровень развития статистических методов, достаточно краткая, но содержащая разбор всех необходимых понятий. Она перед Вами.

Студенту. В специальных дисциплинах часто используются вероятностно-статистические методы и модели. Значит, надо уметь в них разобраться. То, что было сдано годы назад, уже забыто, да и недостаточно для решения новых задач.

Не стоит искать старые конспекты и заново читать толстые учебники. Сейчас надо быстро освежить свои знания или заново познакомиться с основными фактами теории вероятностей и статистики. Эта книга - для Вас!

Профессионалу. Вы постоянно обрабатываете данные с помощью статистических методов. Но вероятностно-статистические методы и модели - очень быстро развивающаяся область. Отслеживаете ли Вы изменения? Вы знаете, что критерий Стьюдента остался в прошлом, применять его нецелесообразно? Вам известно, какие методы надо использовать вместо критерия Стьюдента? Вы хорошо знакомы со статистикой нечисловых данных? Если Ваш ответ - "да", то эта книга для Вас слишком элементарна. Если же "нет" - познакомьтесь с современным взглядом на теорию вероятностей и статистику!

Сравнение с аналогами

Как познакомиться с терминологией незнакомой области? Естественная мысль - обратиться к энциклопедии, например, к наиболее солидной под названием "Вероятность и математическая статистика" (см. ссылку [1] в списке цитированной литературы в конце книги). Однако размеры энциклопедии впечатляют, а большинство статей в ней доступны лишь математикам-профессионалам.

Делались попытки составлять более или менее полные сводки терминов, определений и обозначений. Например, в учебник [2] по статистическим методам в экономике (т.е. по эконометрике) нами включена такая сводка в качестве приложения. Однако получить целостное представление о необходимой для освоения учебника базовой области знания таким способом невозможно.

Конечно, аналогами являются многочисленные учебники и учебные пособия по теории вероятностей и математической статистике (как части типового курса высшей математики) и по общей теории статистики (как части экономического образования). Однако все эти издания содержат много информации, которая в дальнейшем не используется в практической работе (хотя и полезна при первоначальном изучении предмета). В них нет необходимых сведений о современных статистических методах. Например, типовые учебники и учебные пособия по теории вероятностей и математической статистике не содержат информации о методах, которым посвящена существенная часть распространенных программных продуктов по статистическим методам, таких, как SPSS или Statistica.

Замысел книги

Первоначальный вариант этой книги был написан с целью преодоления разрыва между типовыми курсами по теории вероятностей и математической статистике и государственными стандартами по статистическим методам управления качеством промышленной продукции. Хотя эти стандарты содержали широко распространенные методы, не существовало (и не существует) учебно-методической литературы, заполняющей разрыв между вводными курсами и практически используемыми в технических исследованиях статистическими методами.

Похожие проблемы имеются и в других направлениях, в которых работал автор - в социально-экономической области (в экономике, менеджменте, социологии), в научных медицинских исследованиях.

Стала очевидной необходимость создания нового типа книг для информационной поддержки современных разработок с использованием статистических методов. Такие книги должны давать краткое, но на современном научном уровне введение в используемые в настоящее время статистические методы.

Структура книги

Подробное оглавление по существу представляет собой сводку основных понятий в области теории вероятностей и статистики. По ходу изложения постоянно отмечаются возможности применения рассматриваемых концепций при решении практических задач. Конкретные методы обработки данных здесь почти не разбираются. Однако дается вся необходимая база для восприятия описаний таких методов - это и есть основная задача книги.

Содержание книги исчерпывающе представлено в оглавлении. В соответствии с направленностью книги доказательства теорем не приводятся. Исключение - глава 2, посвященная опытам с конечным числом исходов. В этом случае доказательства проводятся элементарно. Автор неоднократно проводил занятия для школьников и студентов по материалам этой главы.

Замечание для математиков-профессионалов. В изложении удалось обойти ряд математических сложностей. Математические основы теории вероятностей предполагают использование σ-алгебр событий (измеримых множеств) и интеграла Лебега, но прикладникам эти понятия вряд ли нужны, и в книге им внимания не уделяется. Точно также не акцентируется внимание на условиях справедливости Центральной Предельной Теоремы, и т.д.

Нумерация формул, теорем, примеров, рисунков, таблиц - своя в каждой главе. Список литературы содержит только процитированные в книге источники (всего же по теории вероятностей и статистике напечатано больше миллиона статей и книг). Для облегчения труда преподавателей и обучающихся приведены контрольные вопросы и задачи, а также примерные темы докладов, рефератов и исследовательских работ.

Приложение - краткий перечень основных типов постановок задач прикладной статистики, широко используемых в практической деятельности и в научных исследованиях. Обширность этого перечня показывает, что конкретным статистическим методам должны быть посвящены отдельные издания достаточно большого объема.

Включенные в книгу материалы прошли многолетнюю и всестороннюю проверку. Они использовались во многих других отечественных и зарубежных образовательных структурах, а также организациях, занимающихся научной и практической деятельностью. Автор благодарен своим многочисленным коллегам, слушателям и студентам, прежде всего различных образовательных структур Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана, за полезные обсуждения.

Автор благодарен научному редактору В.И. Осипову, всем сотрудникам издательства за поддержку нашего научного направления и большую работу по подготовке рукописи к изданию.

С текущей научной информацией по статистическим методам можно познакомиться на сайте "Высокие статистические технологии" http://orlovs.pp.ru, его форуме http://forum.orlovs.pp.ru/, а также на странице Лаборатории экономико-математических методов в контроллинге http://www.ibm.bmstu.ru/nil/lab.html (на сайте научно-учебного комплекса "Инженерный бизнес и менеджмент" Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана). Достаточно большой объем информации содержит еженедельник "Эконометрика", выпускаемый с июля 2000 г. (http://subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika). Автор искренне благодарен разработчику сайтов и редактору электронного еженедельника А.А. Орлову за многолетний энтузиазм.

В книге раскрыто представление о случае, вероятности и статистике, соответствующее общепринятому в мире. Сделана попытка довести рассказ до современного уровня научных исследований в этой области. Конечно, возможны различные точки зрения по тем или иным частным вопросам. Автор будет благодарен читателям, если они сообщат свои вопросы и замечания по адресу издательства или непосредственно автору на форуме сайта http://orlovs.pp.ru или по электронной почте Е-mail: prof-orlov@mail.ru.

*   *   *   *   *   *   *

Цивилизационное измерение России - Русский Лад

В.С. Никитин, Председатель ЦКРК КПРФ, депутат Госдумы

Недавно в Государственной Думе РФ прошли парламентские слушания "Парламентское измерение интеграционных процессов на постсоветском пространстве". Слушания проводились по инициативе Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками. В них приняли участие представители президентских, правительственных структур и международных организаций, действующих на этом пространстве. Речь шла о роли депутатского корпуса в реализации Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом России Д.А. Медведевым 12 июля 2008 года.

Отдавая должное успехам и сожалея о недостатках в интеграционных процессах, считаю целесообразным внести свои предложения по реализации Концепции.

В ней есть существенная целевая установка, которая почему-то выпала из поля зрения основных докладчиков и представителей министерств, ведомств и международных организаций. А в Концепции четко определено, что "глобальная конкуренция впервые в новейшей истории приобретает цивилизационное измерение, что предполагает конкуренцию между различными ценностными ориентирами и моделями развития".

На мой взгляд, затянувшееся торможение интеграционных процессов на постсоветском пространстве вызвано в первую очередь тем, что во внешней и внутренней политике всеми ветвями власти России не учитывается должным образом именно цивилизационное измерение. У России до сих пор нет своего внятного цивилизационного проекта с самобытной моделью развития и ценностными ориентирами. В отличие от нас, в новейшей истории уже четко заявлены такие цивилизационные проекты как: американский, европейский, китайский, японский, исламский и другие. А Россия уже 20 лет пытается копировать западноевропейский цивилизационный проект. Но копия, даже слишком хорошая, всегда на рынке ценится ниже оригинала. Поэтому наши традиционные соседи в условиях процессов глобализации стремятся в большей мере укреплять свои отношения с "Оригиналом", а не с "Копией". Создание межгосударственного объединения ГУАМ на практике подтверждает, что в новейшей истории цивилизационное измерение является приоритетным по сравнению с идеологическим и религиозным. В ГУАМе на основе вектора западной цивилизации объединились христианские Грузия и Украина, мусульманский Азербайджан и коммунистическая Молдова.

Многие соседи России на постсоветском пространстве прямо заявляют, что Россия сама не хочет быть самобытной Державой. При этом они ссылаются на высказывания одного их руководителей страны, что СНГ создавалось в первую очередь не для интеграции, а для цивилизованного развода. Исходя из такой перспективы отношений, многие из стран СНГ до сих пор не поддержали позицию России по признанию независимости республик Абхазия и Южная Осетия.

Отсутствие у России самобытного цивилизационного проекта, основанного на культурно-цивилизационных традициях страны и менталитете российского народа, тормозит создание Союзного государства с Белоруссией. Руководство Белоруссии, следующее традиционной русско-российской цивилизационной модели развития, не желает менять её на российскую копию модели западного образца. Такова воля белорусского народа. Нужно отметить его мудрость и хорошее знание истории нашего общего государства.

Известный историк Г.В. Вернадский в своей книге "Начертание русской истории" указал, что Россия успешно развивалась только тогда, когда у власти и народа было единое миросозерцание. У нынешней российской власти и народа такого единства в миросозерцании нет. Власть ориентирована на западную модель развития и её ценности, а народ желает жить по заветам предков.

Граждане России чётко подтвердили свою самобытную цивилизационную ориентацию во время голосования в телепроекте "Имя России". Участники проекта, а их было 45 миллионов человек, не случайно поставили на первое место святого князя Александра Невского. Ведь именно он в условиях удивительно схожих с современными спас Святую Русь от гибели. В то время как и сейчас, богатства России стремились захватить недружелюбные соседи с севера и с юга, с запада и с востока.

Почему Святая Русь устояла? Князь Александр Невский учёл цивилизационное измерение. Он, благодаря трудам древнерусских философов: Иллариона Киевского, Феодосия Печерского, Серапиона Владимирского, узнал причины гибели византийской цивилизации. Он извлёк урок из этой трагедии, чтобы предотвратить гибель Руси. Византийскую империю погубили затеянные её правителями радикальные реформы, внесшие раскол в общество, развенчавшие социальные институты его скрепляющие, а также попытка пойти на сделку с Западом в ущерб своей идеологии - вере. Это подорвало политические, социальные и духовные устои великой Византии, способствовало вырождению византийского общества. Главный урок из трагедии Византии, усвоенный Александром Невским, что смуты рождаются в головах людей и за их разум и миропонимание нужно неустанно и постоянно бороться. Чтобы устоять перед захватчиками и победить, нужно обязательно сохранить свойственное народу миропонимание, силу духа и веру в счастливое будущее. Вот на этой основе князь Александр Невский создал свой самобытный цивилизационный проект, соответствующий особому миропониманию русского народа. Этот проект носил условное название "Русский Лад".  

Цивилизационный проект Александра Невского "Русский Лад" - это русский порядок, определяющий главные принципы сосуществования людей в обществе и природе, на основе знания Сути жизни в целостном Мире. "Русский Лад" основывался на семи главных принципах.

Во-первых, уметь ладить с людьми любой национальности, не принижая своего достоинства, храня верность русскому миропониманию и обычаям. Во-вторых, не преступать чужих границ, жить в ладу с соседями, а при необходимости принуждать их к миру.

В-третьих, сберегать Святую Русь: народ, территорию и богатства души. Свято хранить связь времен и поколений.

В-четвертых, крепить духовную мощь Державы. Не в силе Бог, а в Правде - в праведной вере в особую духовную мощь русского народа.

В-пятых, не преклоняться перед Западом. Не принимать его веры, его учения об искусстве наживать деньги, его безумного и безмерного стремления к потреблению.

В-шестых, жить по Правде: в единстве слова и дела, в ладу с совестью, в разумном достатке.

В-седьмых, давать решительный отпор захватчикам, беспощадно карать предателей Отечества. Кто с мячом к нам придет - от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет Русская Земля!

Такая стратегия формирования у народа необоримого стремления к идеалу - к Правде обеспечила творческий подъем, готовность к подвигам и самопожертвованию ради достижения обоснованных целей по принципу "Мы рождены великими! Так не утратим же, братия, величия нашего!". Вот почему Святая Русь выстояла в жестокой борьбе с более сильными в военном отношении захватчиками. Русь спасла сила духа народа.

К сожалению, нынешняя правящая элита России, в том числе многие из депутатского корпуса, нарушили основные принципы цивилизационного проекта Александра Невского и пошли по византийскому  пути.

Во-первых, преклонились перед Западом. Учение западное приняли - теперь деньги правят Россией. Традиционную для Руси власть лучших заменили на власть богатых.

Во-вторых, резко ослабили роль государства российского в сохранении народа и территории. Государственная Дума РФ только в одном федеральном Законе No. 122 кроме монетизации льгот изменила 199 действующих федеральных законов. В них убрали статьи, наделявшие государственные структуры рычагами управления социально-экономической жизнью общества. Таким образом, создана основа для передачи управления Россией транснациональным корпорациям. В результате мы уже стали свидетелями как корпорация "Газпром" фактически определяет внешнюю политику Российской Федерации с Белоруссией, с Украиной, со странами Евросоюза. При этом учитываются только экономические интересы акционеров корпорации "Газпром" и полностью игнорируются геополитические интересы российского народа.

В-третьих, подорвали духовную мощь Державы, разорвали связь времен и поколений. Возвеличили предателей Отечества. Очернили советскую эпоху и все её достижения. Занялись гробокопательством на Красной площади, сносом советских святынь и переписыванием истории.  

В-четвертых, целенаправленно искореняют русский дух, истинная русская культура вытеснена на задворки. Стимулируется вымирание русского народа.

В-пятых, многие представители власти не хотят жить по Правде, в единстве слова и дела. Телевидение формирует в России виртуальный мир, оторванный от реальной жизни. В виртуальном мире главное - видимость, а не действительность. Главный принцип - не быть, а казаться. Всё поставлено с ног на голову: честный беден - вор богат; созидатель в забвении, разрушитель - в почёте;  истинный талант - прозябает, а посредственность - процветает; совестливые - на задворках, а бессовестные - хозяева жизни; предатели в героях, а герои в унижении. Господствует лживая виртуальная экономика. Большую прибыль получает не тот, кто хорошо работает и производит высококачественную продукцию, а тот, кто с помощью лживой рекламы создал иллюзию хорошей работы и путем обмана продал свой халтурный товар.

Подобная модель развития России, направленная на укрощение энергии государствообразующего народа, на уничтожение его миропонимания, исторических завоеваний, духовных и физических сил, неизбежно приведет к повторению трагедии Византии и Советского Союза, т.е. к распаду России. Это чувствуют соседи России на постсоветском пространстве. Они опасаются нового повторения трагедии.

Для того, чтобы избежать распада России необходимо, прежде всего, восстановить духовное единство власти и народа на основе миропонимания русской цивилизации. Это позволит укрепить духовное единство России, как ядра Русского Мира, с российскими диаспорами в других странах, насчитывающими тридцать миллионов человек. Только при этом условии Россия сможет выступать, как полноправный субъект в глобальной конкуренции за достойное место в новой формирующейся многополярной модели мира. Сейчас в российском обществе и среди российских соотечественников за рубежом ускоренно созревает понимание, что спасет Россию не национальная, а цивилизационная идея. Ведь Россия многонациональная страна. В ней живут великороссы, малороссы, белорусы, татары, чуваши, калмыки и другие коренные народы. Но все они для остального мира видятся и представляются, как русские, потому что всех их объединяет русская цивилизация и русский дух, воспетый А.С. Пушкиным. Это духовное единство побеждает все национальные различия и пространственные границы.

Русскому Миру для сплочения и превращения во влиятельный центр мирового сообщества нужен свой самобытный цивилизационный проект "Русский Лад". Этот проект должен соответствовать не западному индивидуалистическому, а  коллективистскому типу общества, исторически сложившемуся в России, а также миропониманию русской цивилизации. В его основе должны лежать семь принципов Александра Невского. Нужно отказаться от западного принципа "разделяй и властвуй" и восстановить русский принцип "в единстве - сила". Необходимы: единство властей, единство миросозерцания власти и народа, единый народно-хозяйственный комплекс и единый для всех нравственный закон - совесть. Вот основа для активизации интеграционных процессов на постсоветском пространстве и укрепления могущества России и СНГ.

Пресс-служба фракции КПРФ, 2009-02-16 19:14

*   *   *   *   *   *   *

К выступлению у экономистов 24.II.65

Э.В. Ильенков

1. Политическая экономия и Логика

Это - неизбежно, что политэкономия, начавшая оживать после спячки культового периода, стремится к непосредственным контактам с начавшей оживать после той же спячки Логикой. Нельзя, конечно, сказать, что никакого соединения политэкономии с логикой не было и тогда. Были и тогда экономисты, достаточно грамотные в области Логики, и были логики, достаточно грамотные в смысле политэкономии.

Но они работали, так сказать, в двух разных, не сообщающихся между собой, комнатах. В результате соединение продуктов их разрозненных усилий получалось лишь изредка, не систематически, и, что самое главное, продукт одного доходил до другого лишь через очень длинные "опосредующие" звенья - издательств, рецензентов, чиновников и других персон, не знающих толком ни политэкономии, ни логики.

В результате достижения экономиста доходили до логика с большим запозданием, и, что не менее важно, с не менее большими искажениями. И наоборот, конечно, до экономиста доходило от логика лишь то, что уже приобрело прочность предрассудка внутри самой философии.

В итоге между логикой и политэкономией встревало лишнее опосредующее звено, своеобразный фильтр, пропускавший туда и обратно лишь часть продукта соседа, притом - не всегда самую лучшую. Этим и затормаживалось развитие как философской логики, так и политэкономии.

В лице Маркса мы имели соединение вершины философско-логической культуры - с вершиной же политэкономической культуры. "Капитал" - и есть продукт их соединения, их органического синтеза.

Соединения этих двух достоинств в одной и той же голове нам ждать, по-видимому, некогда.

Ибо этот синтез может получиться при одном условии, - или человек сначала овладеет Логикой в полном ее объеме, а потом - политэкономией, или же - наоборот, в обратном порядке, - грамотный экономист отложит на время политэкономию, и засядет за Логику.

Но поскольку и внутри логики, и внутри политэкономии полным-полно споров и разногласий, и нет нынче такого "логика", у которого можно было учиться без опасностей, - так же как и логик не имеет сейчас такой политэкономии социализма, которую он мог бы рассматривать как последнее слово этой науки, - постольку приходится искать других путей.

В "Капитале" действительно осуществлен желаемый нами синтез Логики с политэкономией. Поэтому кажется, что достаточно усвоить хорошенько "Капитал", как разом усваивается и то и другое, и притом в их органическом, умном, а не формальном слиянии.

Но на практике оказывается, что это не так. Весьма многие экономисты, прекрасно знающие - чуть ли не наизусть - "Капитал", сразу же теряются, как только от пересказа "Капитала" приходится переходить к процессу применения его метода - к анализу другой, а именно социалистической - системы общественных отношений между людьми.

Здесь, увы, слишком часто оказывается, что формальное знание "Капитала" это одно, а понимание метода, в нем примененного, - это совсем-совсем другое дело.

Что эти две вещи весьма существенно расходятся - не мне вам доказывать, - ибо как раз по этому поводу между вашей кафедрой и школой Кронрода-Островитянова как раз и пролегает грань разногласий.

И это потому, что выделить из "Капитала" и изложить отдельно от политэкономической плоти его Логику - дело не столь простое, как то может показаться на первый взгляд.

Чтобы это проделать, надо обрести точку зрения, находящуюся вообще вне политэкономии, то есть на время вообще перестать быть экономистом в точном и строгом смысле этого слова, этой профессии, и на самый этот материал бросить взгляд со стороны.

(Это точно так же, как нельзя перевернуть рычагом землю, если не иметь точки опоры вне этой земли, - той самой точки опоры, которую хотел получить когда-то Архимед...)

Это - не образ, не аналогия только. Здесь по существу то же самое.

Если вы прекрасно будете знать "Капитал", полностью ориентироваться в нем, в движении его понятий, - вы будете хорошим экономистом.

Но вы никогда, никаким усилием интеллекта не сможете различить в нем тех ходов и поворотов исследующей мысли, которые представляют собой всеобще-логические закономерности, - от тех ходов и поворотов той же самой мысли, которые целиком определяются специфическими особенностями данного, и только данного, предмета, а именно - капитализма.

И это именно потому, что "Капитал" представляет высшую форму Логики не в общей форме, а в частном случае ее применения. В общей же форме Логика, как известно, у Маркса не изложена. Она продемонстрирована только в ходе решения с ее помощью одной частной задачи. Она здесь конкретизирована и скорректирована, преломлена через сугубо специфические черты капитализма, как особого предмета исследования.

Но тогда мы тотчас же оказываемся вынужденными ставить и решать проблемы, не имеющие ровно ничего общего с политической экономией как таковой. Про нее тут просто надо на время забыть.

Надо на время стать логиком. Надо найти такое решение чисто логических проблем, которое не могла бы поставить под сомнение никакая частная теоретическая система. Ни политэкономия социализма, ни квантовая механика.

"Капитал" же может служить здесь только проверочной инстанцией. Если мы и там найдем тот же ход мысли, который вытекает из общего решения общелогической проблемы, - то у нас будет гарантия, что мы и в "Капитале" увидели всеобще-логический инвариант движения мысли, а вовсе не только тот ход, который целиком объясняется спецификой данного материала, не способ конкретизации всеобще-логической нормы, специфичный только для исследования капитала, и нигде более не применимый.

Так, кстати, шел и Маркс.

Прежде чем браться за тщательно логическую разработку теории прибавочной стоимости, он провел огромную критическую работу по отношению к гегелевской Логике. То есть - он решал проблему, ничего общего с политэкономическими в собственном смысле слова не имеющую. (Хотя и имел в виду политэкономию как конечную цель занятий).

Эта проблема, которую он сам сформулировал так: как развивать науку? что такое наука? Каковы всеобщие, то есть формальные, отличия научного понимания вещей от ненаучного, от донаучного и от псевдонаучного? От художественного, религиозного, от практически-духовного способов понимания тех же вещей.

Не развивая подробной аргументации, мне кажется, можно все-таки установить как принципиально важный факт, - прежде чем приступить к теоретическому развертыванию критической работы в области политэкономии, Маркс позаботился о Логике. И эта Логика была им разработана путем критически-материалистической переработки гегелевской логической концепции. Проблема Логики "Капитала" в общей форме была, таким образом, решена независимо и до собственно политэкономической теории.

"Капитал" - это прикладная Логика, как всякая другая теория. И приложена здесь была вполне определенная логическая теория, а именно - критически-материалистически преобразованная гегелевская.

(Конечно, в деталях она продолжала совершенствоваться и в самом ходе ее применения. Но в общей форме - это принципиально важно - она была создана до "Капитала").

Почему я говорю об этом так долго, почему я на этом настаиваю? Из принципиально важного соображения.

По той причине, что только с этой точки зрения вообще можно всерьез прочитать "Капитал" не глазами экономиста, а глазами логика.

Потому, что только с этой точки зрения можно и в самой ткани "Капитала" выявить такие схемы движения исследующей мысли, которые можно с гарантией посчитать логическими - то есть всеобщими, - а вовсе не спецификой материала диктуемые. Те самые логические формы, которые мы не только можем, но и обязаны "применять" к анализу любого другого материала, - будь то политэкономия социализма, биология или квантовая механика.

Иначе у вас не будет никакого критерия для различения логических требований, реализованных в "Капитале", от их собственной модификации в специальном материале товарно-капиталистической формации.

Что спутать одно с другим - легче легкого, это мы наблюдали сами.

Многие экономисты рассуждают так: да, Маркс в "Капитале" действительно шел от "абстрактного - к конкретному", от неразвитой, клеточной формы отношений - к тем дифференцированным ответвлениям, которые из нее растут, как из одного и того же, общего всем им корня Но это, де, лишь логика развития товарно-капиталистических отношений. Как таковая, она неприменима к социализму Здесь, де, надо идти совсем наоборот, "от конкретного - к абстрактному" и т.д.

Между тем эти вещи - в частности обоснование способа восхождения от абстрактного к конкретному - были разработаны Марксом до создания "Капитала" и совершенно независимо от него.

Они были разработаны как результат преломления гегелевской концепции мышления через принципы материализма.

А вовсе не как результат преломления этой Логики через так называемую "специфику капитализма".

Поэтому ни обосновывать, ни опровергать всеобщность этих логических установок политэкономическая теория неправомочна. Они совершенно независимы ни от политэкономии капитализма, ни от политэкономии социализма.

Политэкономия как таковая их может опровергать так же мало, как, например, химический эксперимент - теорию естественного отбора.

И если какой-нибудь экономист возражает против требования, чтобы и политэкономия социализма была разработана методом восхождения от абстрактного к конкретному, на том основании, что социалистическая формация непохожа на капиталистическую, то он и показывает этим, что он вообще не имеет понятия о Логике, о ее предмете и о ее правомочиях.

Дело обстоит совсем по-иному. Если политэкономия социализма до сих пор кажется ещё чем-то совершенно непохожим (с точки зрения Логики развития ее понятий, разумеется) на "Капитал", то это - показатель лишь того, что ее до сих пор не удосужились разработать в духе всеобщих принципов марксистской диалектической логики. Ничего больше это не значит.

Отдельную теоретическую схему нельзя рассматривать как проверочную инстанцию для Логики. Если возникает противоречие между Логикой и логической схемой какой-то частной теории, то мы должны сказать - тем хуже для этой частной схемы, - она не выдерживает даже формальной проверки.

Тем более недопустимо опровергать Логику ссылкой на какую-либо частную - тем более, логически-неразработанную - схему, как это делает, например, Островитянов.

Да, его представления о социализме не развиты методом восхождения от абстрактного к конкретному. С точки зрения Логики это значит, что они вообще нелогичны, что они не обладают даже чисто-формальным признаком научности, не говоря уже о более глубоких признаках научной теории.

Разумеется, я не имею возможности говорить более подробно о тех логических критериях, которые заключаются в способе движения от абстрактного к конкретному. Это - не тема выступления.

Однако, от имени логики я имею полное право утверждать, что в составе действительно диалектически развитой системы понятий каждое понятие (каждая категория) должна представлять собою модификацию предыдущей категории, ее, так сказать, более конкретную "ипостась", воплощение.

Если Маркс развивает деньги из товара, а прибыль и ренту - из прибавочной стоимости, - то в этом выражается вовсе не только и даже не столько специфика вообще диалектического развития действительности вообще и, стало быть, понятий, эту действительность теоретически репродуцирующих.

Поэтому если политэкономия социализма, как теория, еще не характеризуется такой формой развития категорий, то я, как Логик, имею право сделать совершенно категорический вывод - она не дозрела до логического уровня "Капитала".

Отсюда и все трудности, отсюда - и все споры.

Трудность очевидна. Она состоит в том, что мы обязаны рассматривать один-единственный - частный - случай, ни с чем его не сравнивая, - и тем не менее определить, какие черты в нем принадлежат только ему, а какие - всем другим случаям, - хотя мы этих других случаев и не имеем в поле зрения.

Когда у нас два по крайней мере случая, тогда легко, - сравни и найди одинаковое. Это одинаковое и будет "общее", а "неодинаковое" - будет относиться к особенности каждого.

Но тут у нас двух случаев просто нет. Есть один-единственный, в котором "общие" черты проступают только через свое преломление в особенностях, а отдельно - не даны.

Почему мы не имеем здесь двух случаев? Потому, что у нас нет еще теории, достигшей такой же высокой ступени логической зрелости, какая достигнута в "Капитале".

Теория политэкономии социализма, во всяком случае, не такова, - мы еще только мечтаем о такой теории. Я не буду говорить о теориях других областей - физики, биологии и т.д., чтобы не задевать самомнения физиков или биологов. Как у них там обстоит дело с точки зрения логической зрелости мышления, достигли они в данном отношении уровня "Капитала" или нет - не нам судить. Так что на пути отвлечения "одинакового", "общего" между "Капиталом" и какой-либо другой теоретической системой мы задачу не решим.

Итак, у нас только один случай логического развертывания теории на бесспорно высшем уровне, и мы в нем должны различить всеобщие, логические контуры движения мысли - от тех, которыми это движение обязано лишь этому частному случаю, от тех, которые вместе с этим случаем и умрут.

Как же тут быть? Как извлечь всеобщее из одного-единственного случая, ни с чем его не сравнивания и не сопоставляя?

Тут есть один-единственный путь. А именно - надо сначала сформулировать всеобще-логические проблемы абсолютно независимо от того, как они стоят и решаются в "Капитале", - сформулировать их в совершенно общем виде, - а уже потом посмотреть, как именно эти (а не частно-экономические) проблемы решаются в "Капитале". Точнее - какое общее решение предполагается здесь в качестве условия решения данных частных проблем.

И когда кто-то не хочет, чтобы она была развита этим методом на том основании, что социализм-де, в отличие от капитализма, складывается не стихийно, а сознательно, что в нем - так называемое "овеществление" производственных отношений и т.д. и т.п., - то такой аргумент совершенно неправомочен.

Ибо логика "Капитала" выводится вовсе не из капитализма с его спецификой, а из гораздо более широких оснований. Теоретически - из материалистической интерпретации диалектики, а исторически - из критически-материалистической переработки гегелевской логики.

Поэтому, кто хочет опровергать всеобщность требований этой Логики, то он должен апеллировать не к специфике социализма или капитализма, - а аргументировать в плане диалектики как теории познания марксизма, - то есть совершенно независимо от того, как он понимает специфику капиталистической формы, биологического процесса, или механики субатомного движения. Он должен перейти из сферы политэкономии в сферу другой науки, - а именно - материалистической диалектики. А эта наука имеет свою историю, свои понятия, свои факты. (Другое дело - "клеточка". Это - действительно лишь фигуральное выражение, не логическая категория).

2. Созрело ли наше общество для научно-теоретического анализа?

Докладчик высказал мнение, что - нет. Я думаю, что здесь он не прав. Больше того, я думаю, что наше общество перезрело в этом смысле, - в том смысле, что оно заждалось строго-теоретического анализа уже сложившихся экономических структур, категорий. Их критически-теоретический анализ требуется нам как хлеб, как воздух.

Я тоже, как и докладчик думаю, что социализм, который нам предстоит исследовать с точки зрения его экономической анатомии и физиологии, есть лишь первая фаза коммунизма, - и в этом смысле - так сказать, "недозрелый коммунизм". Это - аксиома, по-моему.

Но именно поэтому-то и нельзя рассматривать систему экономических отношений между людьми, называемую нами "социалистической", как своего рода особую "формацию", как жестко организованную структуру, или, точнее, как структуру, которая стремится стать жесткой, но еще не дозрела до такого состояния.

Чем - и в самом общем виде - характеризуется нынешняя, социалистическая фаза или стадия развития коммунистической формации?

Тем, что новая, становящаяся система не успела еще органически преобразовать всей той суммы производственных отношений, которая ею унаследована. [Поэтому и до сих пор в нашей экономике сохраняются...

3. Созрело ли наше общество для научно-теоретического исследования?

Докладчик выставил, правда, в качестве гипотезы положение, что наша экономика не созрела до такой степени, чтобы в ее исследовании можно было бы запустить на полную мощность метод, логику "Капитала".

Я думаю, что в этом пункте он не совсем прав.

Я думаю даже больше - что наша экономика в этом отношении даже перезрела. В этом смысле, что заждалась строго-теоретического анализа уже сложившихся экономических структур, категорий. Я думаю, что с таким анализом мы даже запоздали, и что "не дозрела" не экономика, а как раз наоборот, ее теоретическая картина.

Я полностью согласен с докладчиком, что социализм ни в коем случае нельзя рассматривать как особую формацию, как завершенный внутри себя организм, аналогичный товарно-капиталистическому.

Социализм - это лишь первая фаза коммунизма, и в этом смысле - "недозревший коммунизм".

Чем принципиально характеризуется, в самом общем виде, нынешняя, социалистическая фаза развития?

 - Тем, что новая, становящаяся система еще не успела органически преобразовать всей той суммы производственных отношений, которая ею унаследована при рождении, в качестве суммы предпосылок - исторических предпосылок.

И поскольку, как хорошо показал докладчик, метод Маркса обязывает строго различать исторические предпосылки процесса оформления системы - от внутренних условий ее эволюции и функционирования, постольку то же различение надлежит проделать и здесь.

Наличная, эмпирическая картина нашей экономики, открытая и не теоретическому взгляду, представляет собою очень сложное переплетение самых различных форм экономических отношений, взаимодействующих между собой весьма запутанным образом.

Дело в том, что наша экономика в процессе складывания ее специфической структуры, ее внутреннего членения, - которое мы и обязаны обнажить путем анализа - тоже "влачит за собой остатки всех отживших общественных форм", "из обломков которых она строится, - частью продолжая влачить за собой их остатки, которые она не успела преодолеть, частью развивая до полного значения то, что прежде имелось лишь в виде намека и т.д." (Маркс К. Grundrisse).

Да, на "социалистической фазе" своей эволюции коммунизм продолжает сохранять ("влачить за собой") товарно-денежные отношения. Более того - его собственные, имманентные ему формы отношений между людьми выступают здесь в маске товарно-денежных отношений, и даже находят в них свое формальное - юридически-узаконенное - выражение.

Таким образом те подлинные контуры нашей экономики, которые мы как раз и обязаны обнажить путем анализа, на поверхности выступают в неадекватной себе форме, - в стоимостной форме.

Таким образом формы коммунистической организации общественного труда - те самые формы отношений между людьми, которые докладчик назвал "сущностью" (той картины, которая дана нам эмпирически), - находятся не где-то "впереди", не где-то в более или менее далеком "будущем", а здесь же, в наличных формах нашей экономики.

Здесь же их и надо обнаружить путем анализа, очистив их от неадекватных им форм выражения силой абстракции.

"Каждая форма общества имеет определенное производство, которое определяет место и влияние всех остальных Это общее освещение, в котором утопают все остальные краски и которое модифицирует их в их особенностях Это - особый эфир, который определяет удельный вес всякого существа, в нем находящегося" (Grundrisse, с. 220).

Наше общество тоже имеет такой "эфир", такую сферу производства, внутренняя организация которой "определяет" место и влияние всех остальных сфер производства и категорий, выражающих их организацию.

Итак, начинать теоретический анализ нашей экономики надо с анализа внутреннего членения, внутренней организации или структуры, той сферы производства (и только той!), которая раньше всех других (раньше и логически и исторически) учреждает внутри себя коммунистическую организацию труда, и по образцу которой далее начинают преобразовываться все остальные сферы общественного производства.

Могут возразить - в нашей экономике еще нет ни одной сферы производства, внутренняя организация которой являла бы "чистую" картину коммунистической организации труда. Конечно, стерильно-чистой формы мы не найдем Если бы такая была, так не нужен был бы вообще и теоретический анализ.

И тем не менее, в нашей экономике есть такая сфера производства, внутренняя организация которой уже откристаллизовала - разумеется, в самых общих, принципиальных ее контурах - ту форму отношений между людьми, которую теория Маркса называет коммунистической. В самом строгом и точном смысле этого понятия.

(Только тут "коммунизм" надо понимать не так, как понимали его утописты, - не как "идеал", реализацию которого они относили куда-то в более или менее далекое светлое будущее, а как понимали его Маркс и Энгельс, - как действительное движение, разрешающее сегодняшние, наличные противоречия. Коммунизм это есть определенный способ реального разрешения противоречий, назревших в недрах товарно-капиталистического, буржуазного общества, и ничего другого - см. "Немецкую идеологию".

Именно из такого понимания коммунизма или коммунистической организации общественного труда исходил всегда и В.И. Ленин).

"Труд объединен в России коммунистически (заметим, что это сказано в 1919 году!) постольку, поскольку,

во-первых, отменена частная собственность на средства производства, и поскольку,

во-вторых, пролетарская государственная власть организует в общенациональном масштабе крупное производство на государственной земле и в государственных предприятиях, распределяет рабочие силы между разными отраслями хозяйства и предприятиями, распределяет массовые количества принадлежащих государству продуктов потребления между трудящимися" (Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата. Ленин В.И. Сочинения, 4-е изд., т. 30, с. 88).

То, что здесь перечислено, это и есть самая общая, самая абстрактная и самая простая форма коммунистической организации труда Ее внутреннее членение и надо анализировать, выражая ее в специальных категориях, строго отвлекаясь от всего того, что не относится к числу имманентных определений этой простой, общей и абстрактной формы.

И прежде всего надо начисто и строго абстрагироваться здесь от всех тех моментов, которые связаны исторически и по существу дела со стоимостной формой.

Эта форма не только не имеет ничего общего с коммунистической организацией общественного труда, но и представляет собой ее конкурента и антагониста, - хотя в эмпирической картине они и переплетаются так же тесно, как два борца на ковре цирка, и хотя коммунистическая форма организации общественного труда даже какое-то время (и до сих пор) выступает в стоимостном облачении.

Вот эта-то видимость и создает, как мне кажется, основную почву для путаницы, для смешения реальных экономических форм с формально-юридическими установлениями.

Иными словами, для смешения тех объективных закономерностей, которым подчиняется - хотим мы того или не хотим - наша экономика, с теми категориями, которые существуют в ее составе по нашей собственной милости, в том числе по нашей собственной глупости.

И иначе, чем способом восхождения от абстрактного к конкретному различить одно от другого, по-видимому, нельзя.

На обратном пути можно лишь дать более или менее верное описание исторически сложившихся в нашей стране эмпирически-очевидных категорий - таких, как "налог с оборота", "вал", "аккордно-премиальная система оплаты" и т.д. и т.п.

Здесь, как мне кажется, докладчик и допустил существенную неточность. Я имею в виду пункт 39 его доклада:

"...пока не созрел коммунизм, преобладающим в изучении современных экономических отношений в странах социализма будет движение познания от общего к частному, от сложного к простому, от явлений к сущности.

Значение и роль способа восхождения по мере завершения строительства коммунизма будет все более возрастать, и когда коммунистическая формация в основном созреет, наступит в политэкономии коммунизма господство способа восхождения от абстрактного к конкретному, от простого - к сложному, до тех пор в изложении результатов исследования, в учебниках будут начинать не с простейшего, а с главного, определяющего отношения" (с. 18).

(К тому же: "последнее не совпадает с первым, как не совпадает противоречие потребительной стоимости и стоимости (определенная конкретная форма) с противоречием между общественным характером производства и частной формой собственности...").

Сформулированное здесь различие между "простейшим отношением" системы и "главным, определяющим отношением" той же системы для меня не совсем понятно.

Если мы хотим последовательно, шаг за шагом теоретически репродуцировать, выразить в движении понятий, категорий, - объективную логику становления и строения нашей экономической системы, то в качестве "простейшего ее определения" мы и обязаны взять именно "главное, определяющее" отношение этой системы.

А именно - имманентную форму чисто-коммунистической организации общественного труда, совершенно очищенную силой абстракции от всех ее стоимостных облачений, и от нее уже двигаться к пониманию тех явлений, которые наблюдаются на эмпирической поверхности нашей экономики.

Только тогда у нас будет четкий критерий для различения тех форм нашей экономики, которые неразрывно связаны с общественной формой собственности, от тех правовых феноменов, которые могут быть такими, а могут быть и совсем иными.

И тут нельзя забывать, что общественная форма собственности, или, иными словами, непосредственно общественный труд, коммунистически обобществленный труд, с формами его организации, находится в состоянии непримиримой антиномии с формой стоимости, и, стало быть, со всеми производными от нее категориями.

От них мы должны начисто отвлечься.

И именно потому, что самый первый шаг - а именно обобществление крупной промышленности - есть ликвидация, отрицание стоимостной формы как главного регулятора, есть превращение "стоимости" (поскольку она еще остается) в побочный, в формальный момент.

Ведь "стоимость" не просто "одна сторона" товара, не просто "предикат" продукта труда наряду с его "потребительной стоимостью".

Для стоимости характерно не только и не столько это.

Стоимостное выражение характеризуется специфически тем "перевертыванием", посредством которого "чувственно-конкретное выступает лишь как форма проявления абстрактно-всеобщего, а не абстрактно-всеобщее - как одно из свойств конкретного" (Das Kapital. Bd. I. Hamburg, 1867. S. 771). В этом и заключается вся мистика "товарной формы", ее неотъемлемая характеристика.

Поэтому движение реальных потребительных стоимостей выступает здесь как нечто производное от движения стоимости, и именно "стоимость", а не "потребительная стоимость", выступает тут как субъект процесса, как "саморазвивающийся субъект".

И этот "саморазвивающийся субъект" реально выступает, как показывает Маркс, в образе промышленного капитала.

("Те, кто рассматривает самостоятельное существование стоимости только как абстракцию, забывают, что движение промышленного капитала есть эта абстракция "in actu" - в действии. Стоимость проходит тут через различные формы, совершает различные движения, в которых она сохраняется и в то же время возрастает, увеличивается").

Обобществление промышленного капитала - первый акт социалистической революции - как раз и ликвидирует самостоятельное существование стоимости.

Эта стоимость опять превращается из "субъекта" всего хозяйственного процесса - в абстрактный "предикат" продукта труда, - а продукт труда = реальная потребительная стоимость = становится опять субъектом.

Поэтому общественная собственность на средства и на продукт труда предполагает, что общество (вначале в лице своих представительных государственных органов) обретает возможность смотреть на движение потребительных стоимостей открытыми глазами, - а не сквозь перевертывающие очки стоимостной формы. Здесь впервые появляется возможность измерять и распределять рабочее время непосредственно, - а не окольным путем, не через "стоимость".

Поэтому в тех сферах производства, где производительные силы действительно обобществлены, стоимость превращается действительно в чисто формальный момент, лишь отражающий на своем языке, но ни в коем случае не регулирующий, движение потребительных стоимостей и затраты труда, пропорции, в которых распределяется рабочее время.

При социализме, однако, мы имеем две меры общественно необходимого труда. Одна, главная, адекватная обобществленному труду, - это рабочее время, требующееся при данных условиях для создания единицы продукта, потребительной стоимости.

Другая - это "стоимость", - окольный путь измерения тех же самых величин.

Между ними постоянно возникают ножницы, противоречия. И они не могут не возникать, - это не от неумения считать, а от самой формы стоимости.

Ибо "стоимость" (со всеми ее модификациями, со всеми производными от нее категориями) - это порождение и орудие товарного производства, т.е. такой организации производства, где отдельные звенья разделенного труда независимы друг от друга).

Где труд не имеет непосредственно общественного характера, и где единство хозяйственного организма осуществляется лишь задним числом.

Если нет этого условия - нет вообще и товара, нет факта превращения продукта труда, потребительной стоимости, в товар, в стоимость.

Иными словами, где труд непосредственно обобществлен - отпадает какая бы то ни была нужда прибегать к услугам пресловутой стоимости. Появляется возможность измерять общественно-необходимый труд прямо в единицах времени этого труда.

И вот в этом-то принципиально важном пункте очень плохую услугу, как мне кажется, оказали нашей теории и практике те экономисты, которые сознательно испортили марксовскую теорию стоимости с таким расчетом, чтобы в нее влезал без противоречий (а потому и без анализа) опыт строительства социализма в нашей стране.

Это те экономисты, которые потратили много усилий на то, чтобы доказать недоказуемое, - что стоимость (а стало быть и все производные от нее формы) "имманентна социалистическим производственным отношениям", и что "социалистическое производство в целом представляет собой товарное производство".

Последовательнее всего - Я.А. Кронрод.

Он утверждает, что товарное производство "вместе с выражающими его категориями не привносится извне, не порождается недоразвитостью отношений социализма. Оно внутренне присуще развитым, последовательно социалистическим отношениям производства". (Закон стоимости и его использование. Москва, 1959, с. 142).

Если так, то структура нашей экономической системы находит свое теоретическое выражение в категориях, генетически связанных со стоимостью, - с такими, как "хозрасчет", "налог с оборота", "зарплата", "вал" и т.д. и т.п. Система таких категорий и должна в таком случае выражать подлинную анатомию и физиологию нашей экономики. Это логично.

Но в таком случае вся задача экономиста-теоретика сводится просто к формально-схоластическому упорядочиванию готовых, по той или иной причине сложившихся и узаконенных на сегодняшний день, форм стоимостного калькулирования.

Он и берет их в том самом виде, в каком находит в эмпирии, и приводит в формальный порядок, в "систему".

Маркс, как известно, показал, что в товар, т.е. в стоимость, превращается только продукт труда независимых друг от друга (частных) производителей. Нет этого условия - нет и самого товара, продукт не превращается в товар. Поэтому "непосредственно общественный труд" в смысле Маркса принципиально исключает самую возможность стоимости.

Иными словами, там, где труд действительно обобществлен - стоимости нет и быть не может.

 И наоборот, стоимость есть там, где труд еще не обобществлен, там, где процесс коммунистического обобществления еще не успел завершиться. Поэтому самое наличие стоимости для марксиста есть точный показатель наличия разрозненности отдельных звеньев общественного разделения труда, показатель того, что процесс обобществления еще не успел преобразовать исторически унаследованные им формы разделения труда, или, точнее, формы объединения самостоятельных, разрозненных и независимо друг от друга сложившихся звеньев народного хозяйства.

Эти звенья мы еще не успели обобществить коммунистически, - и именно поэтому их приходится объединять с помощью стоимости.

Поскольку же Я.А. Кронрод объявил "стоимость" "адекватным выражением непосредственно общественного характера труда", постольку он вынужден заявить, что в условиях социализма форма стоимости лишается всех тех неразрешимых противоречий, которые выявил в этой форме анализ Маркса.

Это, де, в условиях капитализма "стоимость" не является точным инструментом измерения общественно необходимых затрат труда и ведет ко всяческим противоречиям, к кризисам и т.д.

А вот в условиях социализма, де, стоимость становится превосходнейшим и точнейшим показателем и орудием организации труда.

Именно поэтому Я.А. Кронрод и заявляет, что теория стоимости, изложенная в первых разделах "Капитала", по сути дела опровергается "опытом строительства социализма в нашей стране".

Он заявляет буквально следующее:.

Маркс, де, ошибался, "полагая", что только продукты более или менее независимых друг от друга частных работ вообще могут превращаться в товары, в стоимость.

Он полагает, будто "опыт социализма свидетельствует против данного вывода Маркса", и что "стоимость" тут доказала, что она способна быть "адекватным выражением" непосредственно общественного труда (с. 159).

Вот и получается, что вместо того, чтобы конкретно проанализировать, что происходит с категориями товарного хозяйства, когда они попадают в процесс становления коммунистической формации и превращаются здесь на первых порах в те "органы, которых этой системе еще недостаёт", Я.А. Кронрод начинает исправлять (на деле - портить) те определения товара и стоимости, которые разработаны Марксом.

Он их поправляет так и с таким расчетом, чтобы в них без противоречия (а тем самым - и без анализа) влезал весь "опыт социализма". В итоге весь "опыт социализма" выражается без противоречий через принципиально чуждые ему категории, которые выражают меру незрелости коммунистической формации и исчезают вместе с действительными шагами вперед по пути реального (а не только формального) обобществления труда.

Поэтому экономисты типа Кронрода и остаются удивительно слепыми к тем парадоксам, которые то и дело появляются в стоимостном выражении реального процесса продолжающегося обобществления нашего народного хозяйства.

Я имею в виду, например, такой:

 - Паника: некий СНХ за одну ночь потерял 3 млрд. рублей валового дохода. В чем дело? - Да просто в том, что ТРИ предприятия, которые технологически и раньше составляли единый комплекс, были объединены и в единую экономическую "единицу", стали рассматриваться как одно, а не как три "предприятия".

А валовой доход, как известно, измеряется суммой вала предприятий. Пока их было 3 - считали два раза одну и ту же сумму.

То есть процесс реального обобществления производства выглядит в стоимостном выражении как потеря.

"Подоходный налог". Что это такое? Форма перераспределения стихийно сложившихся доходов. Во времена НЭП'а это понятно. Но почему сейчас?

А что это значит? - Что из форм организации обобществленного труда эта форма никак не вытекает, она - чистый реликт, доживший до наших дней, унаследованная по традиции форма перераспределения, необходимая лишь в тех условиях, когда рядом с обобществленным трудом существует еще огромная сфера частных предприятий, промыслов и т.д. с их стихийным, рыночным распределением доходов.

А теперь - сама почва исчезла, а "форма" держится.

Взять хотя бы вчерашние газеты...

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru.

Удачи вам и счастья!


В избранное