Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 406


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Поздравляем с наступающим праздником Великой Октябрьской социалистической революции!

406-й выпуск рассылки "Эконометрика" от 3 ноября 2008 года начинаем с краткой информации о новой Интернет-странице нашей Лаборатории.

Предлагаем аналитическую статью Г.А.Зюганова "Бюджет под кудринскими "подушками"", в которой подробно разбирается применяемая в настоящее время "технология" разработки и утверждения бюджета РФ.

К ней примыкает заметка Е. Смирнова "По себе судит?", посвященная доходам и потреблению российских граждан.

Академическая наука и будущее страны - предмет обсуждения в статье В. Бабкина.

Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Новая Интернет-страница нашей Лаборатории

С 6 октября 2008 г. выставлена новая большая (50 Мб) страница Лаборатории экономико-математических метолов в контроллинге http://www.ibm.bmstu.ru/nil/lab.html.

Основные новшества:

1. Информация о работе научного семинара Лаборатории в 2007/2008 учебном году.

2. Библиотека - в свободном доступе 13 книг и 44 статьи. Представлены исправленные и дополненные варианты учебников "Эконометрика", "Прикладная статистика", "Теория принятия решений", работы 2004-2008 гг.

3. Периодический сборник научных трудов Лаборатории "Организационно-экономическое моделирование, экономика и управление" - два выпуска.

Подробности - в следующих выпусках рассылки.

*   *   *   *   *   *   *

Бюджет под кудринскими "подушками"

Геннадий Андреевич Зюганов, Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Государственной думе. 2008-10-14 10:42.

Разыгравшийся этой осенью мировой финансовый и банковский кризис стал главной проблемой российской власти и ключевой темой в средствах массовой информации. Эта тема вытеснила другую, не менее насущную для россиян - рассмотрение в Государственной думе проекта федерального бюджета на предстоящее трёхлетие. Думается, сегодня именно она заслуживает подробного и вдумчивого обсуждения, которое, впрочем, явно не в интересах власти.

В бюджете концентрируются все экономические проблемы, а соответственно и социальные интересы граждан страны. Не случайно именно оппозиционные издания - "Правда" и "Советская Россия" - уделили самое серьезное внимание обсуждению проекта бюджета, который 19 сентября уже принят в первом чтении. Однако масштаб и значимость этих проблем для общества требуют более основательного анализа самого бюджетного процесса. Этот процесс становится из года в год всё более формальным, а бюджет превращается в необъятный свод цифр, за достоверность которых никто не отвечает. За цифрами, между тем, скрываются многие беды, которые каждый год лишь бегло упоминаются, но так и не находят решения. Все эти недуги, беды и проблемы со временем обостряются, становясь угрозой для будущего граждан России, для сохранения ее государственности. Но власти не хочется публично это обсуждать не только в средствах массовой информации, но и в залах заседаний. Вот почему об этих проблемах даже не упомянул министр финансов Кудрин в прочитанном в Думе докладе по поводу рассмотрения бюджета в первом чтении.

Стабилизационные средства - только для узкого круга

Свое пафосное выступление он начал с выражения восторга по поводу роста индексов российского фондового рынка на 17%, случившегося, по словам Кудрина, за десять минут до его выступления. Правда, министр умолчал о том, что цена этих 17%, не имеющих никакого отношения к интересам абсолютного большинства россиян,- полтора триллиона рублей, выделенных коммерческим банкам из государственного бюджета. Причем без всякого залога и гарантий. С великой гордостью министр говорил не только о финансовом рынке, который, кстати, через два дня снова начал стремительно падать, но и о резервном фонде. По словам Кудрина, "резервный фонд на конец этого года составляет 3,5 триллиона рублей, или 8,3% ВВП". Если верить министру, именно этот фонд на три года вперед создает для российской экономики "подушку безопасности".

Но что ждет нас дальше? Это, похоже, нашего главного финансиста не волнует. В своем докладе он даже не коснулся вопросов развития науки, промышленности, сельского хозяйства - всего того, что может гарантировать развитие страны на долгосрочную перспективу, но по-прежнему не находит достойного отражения в федеральном бюджете. Между тем именно от бюджета зависит возможность решения главных экономических и социальных проблем страны.

Вернуться к теме бюджета обязывают и те обращения, которые поступают ко мне со всех концов России. Обращаются ученые, которым не выделяют достаточных средств для внедрения их разработок в производство. Обращаются учителя, обеспокоенные состоянием нашей школы. Обращаются люди, живущие в опустевших сёлах, чьим детям некуда идти учиться: в последние годы в сельской местности про-исходит повальное закрытие школ из-за "недостаточной наполняемости". Вернуться к обсуждению бюджета заставляет и то, что от качества этого процесса, от того, насколько правительство ответственно перед обществом, зависит не только жизнь российских граждан, но и масштабы коррупции в стране.

Напомним, что на 17 октября намечено обсуждение бюджета во втором чтении на пленарном заседании Государственной думы. Разумеется, в процессе второго чтения принципиально изменить проект бюджета уже невозможно, поскольку базовые параметры (ВВП, уровень инфляции, общий объем доходов и расходов, профицит, уровень цен на нефть и газ и т.д.) уже "узаконены" в первом чтении безответственным голосованием депутатского большинства. И всё же еще остаются некоторые возможности повлиять на структуру бюджета и тем самым улучшить финансовые перспективы таких важнейших сфер, как наука, культура, промышленность, сельское хозяйство, машиностроение, армия.

Фракция КПРФ, как и в прежние годы, внесла в проект бюджета реалистичные поправки, которые, несомненно, были бы одобрены абсолютным большинством граждан России. Итоги их рассмотрения мы обязательно доведем до вашего сведения после второго чтения проекта бюджета. Хотя заранее знаем, что узурпировавшее свое влияние на законотворческий процесс "единороссовское" большинство будет голосовать против наших инициатив, руководствуясь политической конъюнктурой. И всё же, учитывая, что еще возможна корректировка проекта бюджета на 2009-2011 годы, считаю необходимым остановиться на тех пороках, которые не только не позволяют решать основные экономические и социальные проблемы посредством бюджета, но и создают почву для дальнейшего процветания коррупции.

Кому служит миф о бюджетном прогнозировании?

Строго говоря, в стране не существует сегодня бюджетного прогнозирования, способствующего обеспечению развития реальной экономики, укреплению национальной инвестиционной системы, поддержке крупных научно-технических проектов и новейших технологий, упрочению обороноспособности и безопасности, росту инвестиций в человеческий капитал.

В подобном прогнозировании не заинтересовано и само Министерство финансов, поскольку его деятельность не совпадает с перечисленными задачами. Об этом красноречиво свидетельствуют те изменения, которые по нескольку раз в год вносятся в проект бюджета по инициативе Минфина. Каждый новый вариант при этом без всякого обоснования входит в явное противоречие с предыдущими. Не хотелось бы утомлять читателей обилием цифр, но без них просто невозможно показать несостоятельность бюджетного прогнозирования по-кудрински. Для простоты ограничимся лишь оценкой проектных параметров на 2009 год.

Первый вариант проекта был принят в 2007 году и уже в марте 2008-го подвергся корректировке. Всего через три месяца последовала новая корректировка. Минфин направил в Думу множество таблиц - десятки тысяч страниц с различными цифрами. Перед самым окончанием весенней сессии депутаты были физически не в состоянии успеть проработать такой объем данных. Впрочем, депутаты из прокремлевских фракций, заранее обреченные голосовать "за", лишены необходимости, да и мотивации серьезно вникать в документы, поступающие на рассмотрение парламента. В итоге благодаря состоявшейся в очередной раз поддержке "единороссовского" большинства доходы федерального бюджета на 2009 год увеличились с 7 триллионов 465 млрд. руб. до 9 триллионов 518,3 млрд. руб., то есть более чем на 2,5 триллиона рублей, или на 27,5%.

Одновременно с доходами корректировалась и сумма расходов. Если в первом варианте расходы федерального бюджета на 2009 год предусматривались в сумме 7 триллионов 751,2 миллиарда рублей, то в июльском (2008 г.) прогнозе эта сумма увеличилась до 8 триллионов 746,6 млрд. руб., то есть на 995,4 млрд. руб. (12,8%). А теперь оценим картину в целом. Доходы бюджета вырастают на 27,5%, а расходы - только на 12,8% Нетрудно понять, что разница эта не на пользу обществу. Такой разрыв между доходной и расходной частями бюджета служит лишь накачиванию копилки - той самой кудринской "подушки безопасности". Но в случае системного кризиса быстро растает и то, что осядет в этой копилке. А отказ инвестировать бюджетные средства в социальную инфраструктуру и в развитие реальной экономики лишь увеличивает вероятность серьезных кризисных явлений.

Между тем Минфин не остановился и на этом. В последнем проекте федерального бюджета на 2009 год, который в настоящее время и рассматривается в Думе, доходы заложены уже в сумме 10 триллионов 927 млрд. руб. То есть вырастают уже на 3 триллиона 462 млрд. руб., или на 46,4% по сравнению с изначальным вариантом. Вырастает и расходная часть, но лишь до 9 триллионов 24,7 млрд. руб. То есть всего на один триллион 273,5 млрд. руб. (на 16,4% по сравнению с первым вариантом проекта). Мы видим, что разрыв между доходной (накопительной) и расходной (инвестиционной и для экономики более перспективной) частями бюджета увеличивается. В целом темпы роста доходов по проекту бюджета на 2009 год в три раза выше темпов роста расходов.

Проект - это еще не принятый бюджет. Хотя, как говорилось выше, при всех издержках он просто обречен на принятие стараниями проправительственного большинства в Думе. При разработке проектов и прогнозов какие-то отклонения в расчетах всегда неизбежны. Но если отклонения столь масштабны, если цифры в бюджетном прогнозе скачут так стремительно, то это уже не бюджетный прогноз, а фикция, позволяющая маскировать порочную финансовую политику, скрывать инфляцию и липовые доходы от нее. Между тем такое сокрытие давно вошло в практику Министерства финансов и правительства в целом. Из года в год искажаются данные о реальном социальном положении граждан России. За счет разрыва между доходной и расходной частями бюджета у граждан фактически отнимают триллионы рублей, которые превращаются в так называемый бюджетный профицит (превышение доходов над расходами). Масштабы этого грабежа столь огромны, что простые люди даже не в состоянии их осознать.

В связи с этим необходимо привести еще несколько цифр. Если в первом варианте проекта бюджета на 2009 год профицит предусматривался в сумме 14,2 млрд. руб., то во втором, июльском, варианте он составил 771,7 млрд. руб. То есть увеличился в 54,3 раза. А в последнем бюджетном проекте на 2009 год сумма профицита достигает уже одного триллиона 902,5 млрд. руб. Это почти в 134 раза превышает сумму профицита, заложенную в первоначальном проекте бюджета. Что же на самом деле скрывается за такими скачками цифр, за такими тенденциями бюджетного прогнозирования?

Как известно, сумма профицита направляется Министерством финансов в так называемый резервный фонд и в фонд национального благосостояния. Любая попытка депутатов от фракции КПРФ получить достоверную информацию о сохранности этих средств, об управлении ими пресекается "единороссами". Только в текущей осенней сессии дважды отменялись парламентские слушания по этой важнейшей проблеме. А между тем через механизм пресловутого профицита баснословные деньги бесконтрольно вкачиваются в вышеназванные фонды и вывозятся из страны. Согласно проекту бюджета, их общая сумма в 2009 году составит 8 триллионов 479 млрд. руб, в 2010-м - 10 триллионов 503 млрд. руб., а в 2011-м она достигнет 12 триллионов 841 млрд. руб. и на 13, 5% превысит сумму всех расходов федерального бюджета, запланированных на тот же год. Получается, что, в соответствии с политикой Кудрина, в 2011 году еще один бюджет уходит в никуда под предлогом борьбы за стабилизацию, за ограничение инфляции путем так называемой минимизации бюджета. Излишне доказывать, что эта "минимизация" приводит к дальнейшему ухудшению социального положения большинства граждан.

Эксперты бьют тревогу

О необоснованности бюджетных проектов и неэффективном использовании бюджетных ресурсов говорят не только депутаты от оппозиции. Аудиторы Счетной палаты отмечают те же проблемы в своих заключениях на каждый поступающий в Думу проект федерального бюджета. На те же пороки указывают в своих экспертных оценках и ученые-экономисты. Но эти негативные оценки не мешают российскому правительству по-варварски распоряжаться средствами бюджета, принадлежащими народу, и не нести при этом никакой ответственности. Неопровержимым доказательством здесь служит та же самая история выделения полутора триллионов рублей на так называемую кредитную поддержку нескольких банков. Эта акция была осуществлена правительством буквально за день до обсуждения проекта федерального бюджета на 2009-2011 годы в Государственной думе. Осуществлена, как уже говорилось, без оформления гарантий и залоговых обязательств. По сути дела, имел место акт дарения бюджетных средств. Причем средства эти без всякого обсуждения в Думе направлены на поддержку коммерческих банков и спекулятивного финансового рынка. Это явное нарушение Конституции, в соответствии с которой любой вопрос, касающийся федерального бюджета, решается Государственной думой, повторилось и в первой декаде октября. И о какой уж тут борьбе с коррупцией может идти речь, если правительство страны демонстрирует подобное поведение?!

Да и сама процедура рассмотрения и утверждения федерального бюджета Думой превращается в фикцию, никак не способствует борьбе с коррупцией. Вот один из вопиющих примеров. Одновременно с проектом бюджета в Думу поступил отчет об исполнении федерального бюджета за 2007 год. Любому здравомыслящему человеку понятно, что вначале необходимо рассмотреть отчет об исполнении бюджета за прошедший период, а уж затем утверждать бюджет на будущее. Но в нынешних условиях, при нынешнем правительстве всё происходит наоборот. Лишь когда будет окончательно принят бюджет на 2009 год и прогноз на 2010-2011 годы, на одном из заседаний Думы будет абсолютно формально рассмотрен отчет Министерства финансов об исполнении бюджета за 2007 год. И снова министр финансов без малейших намеков на сомнения расскажет, что не отданные в прошлом году стране и народу 548 млрд. 171 млн. руб. из федерального бюджета пошли на надувание его "подушек безопасности". И никто не понесет никакой ответственности за то, что в 2007 году национальная экономика недофинансирована из федерального бюджета на 75,5 млрд. руб., социальная сфера - на 68,9 млрд., национальная оборона - на 8,4 млрд., национальная безопасность - на 7,3 миллиарда рублей.

Об этих нарушениях в использовании бюджета-2007 не было ни слова сказано во время обсуждения проектов на трёхлетнюю перспективу. Не упомянул Кудрин и о причинах роста так называемого корпоративного внешнего долга, который к моменту рассмотрения бюджетного прогноза составил без малого полтриллиона долларов. Именно этот долг, происхождение которого правительство отказывалось объяснять, упорно игнорируя запросы депутатов-коммунистов, серьезнейшим образом усугубил негативную ситуацию на российском финансовом рынке. Необходимость его погашения может "проглотить" обе "подушки безопасности". Не было сказано и о том, что в текущем году впервые за последние шесть лет индекс промышленного производства опустился ниже 5%. И о том, что кризис охватил строительную отрасль. И о том, что проявились явные негативные тенденции в машиностроительной отрасли, в пищевой промышленности. То есть вообще не дается никакой оценки той реальности, той базы, на основе которой и должен формироваться бюджет.

Откровенно "нарисован" и показатель инфляции на предстоящий 2009 год на уровне 7,5 - 8,5%. И это на фоне прогнозируемого в текущем году показателя минимум на уровне 15%. А ведь никаких перспектив снижения цен на самом деле нет. Напротив, прогнозируется рост тарифов на природный газ на 25%, на электроэнергию - на 19-26% (в зависимости от категории потребителей), на услуги ЖКХ - на 22%. Правительство же самоустраняется от регулирования цен и тарифов. Предельный уровень их роста не предусматривается в проекте федерального бюджета на 2009 год. А в сложившейся ситуации именно это является крайне необходимым.

В процессе обсуждения проекта бюджета ни министр финансов, ни представители правящей партии не упоминали о том, что в их пресловутом прогнозе заложено снижение темпов роста реальных доходов населения и реальной заработной платы. Не упоминали они и о том, что доля населения с доходами ниже прожиточного минимума будет оставаться значительной и в 2011 году составит 14,2 млн. человек. Это означает, что, только по официальным данным, каждый десятый житель России будет нищим. И вместо мифических "подушек безопасности", о которых вещает Кудрин, миллионы граждан приземлятся на жесткую почву обездоленности.

Министр также не стал объяснять, почему при таком значительном росте доходов и профицитном бюджете правительство планирует наращивать внутренний долг, который должен возрасти с 2 триллионов 801 млрд. руб. на начало 2009 года до 4 триллионов 848 млрд. руб. в 2011-м. То есть в 1,7 раза. При этом правительство несет баснословные расходы на обслуживание государственного долга из того же федерального бюджета: со 180 млрд. руб. в 2008 году эти расходы возрастут до 308 млрд. руб. в 2011-м и превысят общую сумму расходов по разделу "Социальная политика"!

Навязав законодателям "ускоренную", а по сути дела, уродливую процедуру рассмотрения проектов бюджета и отчетов о его исполнении, правительство избавило себя от необходимости отчитываться за неэффективно использованные миллиарды и триллионы. Правда, масштабный и совершенно необоснованный рост как внутреннего государственного, так и консолидированного (корпоративного) внешнего долга постоянно отмечает Счетная палата, изучающая бюджетный процесс гораздо внимательнее депутатов из проправительственных фракций. Но власть так занята "борьбой с коррупцией", что ей некогда отвечать на вопросы высшего контрольного органа страны. И уж тем более не намерена она объясняться с пенсионерами. Например, по поводу того, что их ждет в связи с ростом дефицитности Пенсионного фонда на целых 50%.

"Экономия" за счет неисполнения бюджета

Несмотря на введение новой методики расчета межбюджетных трансфертов, тенденция к усилению финансовой зависимости большинства регионов России от федерального центра не преодолена. Трансферты не способствуют решению экономических проблем регионов. Без малого треть всей суммы межбюджетных трансфертов, то есть 361,6 млрд. руб., правительство собирается распределять между субъектами не в соответствии с федеральным законом, а по собственному усмотрению, дабы держать своих вассалов в регионах на коротком поводке. Такой подход в использовании бюджетных средств не только противоречит Конституции, но и не оправдывает себя с точки зрения эффективности управления.

Как в прошлом, так и в текущем году правительство не успевало своевременно разработать необходимые нормативные документы и тем самым тормозило исполнение бюджета. По этой причине за восемь месяцев текущего года по разделу "Социальная политика" бюджетные средства использованы всего на 45,1%, по разделу "Культура" - на 42,7%, по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" - на 38%. Всего лишь от 5 до 20% годовой суммы профинансированы за первые семь месяцев текущего года такие важные федеральные программы, как "Дети России", "Развитие гражданской авиационной техники на 2002-2010 годы и на период до 2015 года", "Электронная Россия", "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года". С высоких трибун провозглашаются намерения максимально способствовать освоению Дальнего Востока, а когда дело доходит до реального решения этой проблемы, правительство попросту не выделяет положенных денег.

Да и зачем правительству способствовать исполнению бюджета в интересах страны и в соответствии с принятым законом? Как показывают последние действия кабинета министров, он находит для сэкономленных на обездоленной стране финансовых ресурсов удачное приложение - во спасение коммерческих банков и международных финансовых спекулянтов.

И несмотря на всё это, фракция КПРФ внесла серьезные поправки в проект бюджета, направленные на поддержку науки, сельского хозяйства, авиастроения, метростроя и многих других отраслей. Наши политические противники в Думе, не имея более внятных, весомых и грамотных аргументов, именуют эти инициативы "популистскими". Им попросту больше нечего сказать в полемике с главной оппозиционной партией страны, которая остается единственной политической силой, продолжающей в Думе борьбу за соблюдение законности и интересов самых широких слоев населения, а не олигархической и бюрократической верхушки. Мы не сомневаемся в принципиальной для страны значимости наших поправок, будем бороться за их принятие и продолжим разговор с вами о касающихся каждого из нас проблемах федерального бюджета.

P.S. В то время, когда готовилась эта статья, состоялась встреча нашей фракции с председателем правительства, на которой досконально обсуждался вопрос о мировом финансовом кризисе и положении России в этой ситуации. Мы высказали свою точку зрения на те причины, которые породили финансовый кризис, а точнее - втянули Россию в эту долговую яму.

Наша позиция заключается в том, что правительство имеет возможность принимать и другие меры, а не только оказывать поддержку банкам. Мы всегда утверждали, что пренебрежительное отношение к развитию реальной экономики обостряется неизбежным кризисом.

Мы убеждены, что и сегодня правительство еще имеет возможность изменить ситуацию к лучшему.

По себе судит?

Министр финансов Алексей Кудрин не перестаёт с гордостью докладывать, что сегодня доходы российских граждан превысили доходы 1989 года и сейчас рядовой гражданин живёт лучше, чем в советское время. Даже рост цен на продукты питания он "объясняет" тем, что мы все стали слишком много есть. Но так ли это на самом деле?

Действительно, весьма заметная часть населения сегодняшней России живёт не в пример лучше, чем жил средний советский человек. И если судить по ним - а наш финансовый вице-премьер относится именно к этой части населения,- то всё так и происходит. Но если выйти за пределы этой группы, картина меняется на противоположную.

Даже средние показатели говорят о существенном ухудшении социального положения большинства населения России: оно стало хуже питаться и в целом стало менее обеспеченным и социально более уязвимым. Если 80-е годы среднедушевой россиянин съедал ежегодно 70 кг мяса и мясопродуктов, то сейчас не более 30 кг, потребление молочных продуктов сократилось с 390 до 175 кг, яиц - с 286 до 202 штук. Фруктов и ягод каждый житель страны в среднем съедает 32 кг в год при медицинской норме 100 кг, потребление рыбы упало в 4 раза.

По количеству калорий Россия опустилась примерно с 10-го на 71-е место в мире. Вымирание и деградация населения достигли катастрофического уровня. Здоровыми рождаются только 32% детей. А нынешние цены на лекарства делают их доступными лишь богатой части общества.

Система социального обеспечения доведена до абсурда и крайне несправедлива. Если раньше коммунальные платежи не превышали 10% от доходов семьи, то теперь они стали непосильными для большинства населения страны. Очень дороги теперь транспортные и социально-бытовые услуги.

В то же время совсем незначительная часть населения баснословно богатеет, тратит немыслимые деньги на пышные развлечения. Поэтому, когда мы говорим о среднедушевом потреблении продуктов питания и росте товарооборота, необходимо учитывать ещё и резкое социальное расслоение.

Да, в советское время в отдельные годы был дефицит многих товаров первой необходимости. Но тогда он покрывался за счёт импорта. Мы ежегодно закупали более 300 млн. единиц швейных и трикотажных изделий, до 130 млн. пар обуви, большой объём кожгалантереи, посуды, электроосветительной аппаратуры и многих других товаров ширпотреба, ряд продовольственных товаров. Они составляли до 18% от розничного товарооборота страны.

Необходимость таких масштабных закупок, как это ни покажется странным, была обусловлена прежде всего укреплением содружества и оказанием братской помощи странам - членам СЭВ в развитии их легкой, пищевой и местной промышленности. Эти отрасли, как известно, являются наиболее эффективными и быстро окупают свои затраты.

Чтобы создать для них рынок сбыта, Госплан СССР стал пересматривать плановые показатели по собственному производству промышленных и продовольственных товаров в сторону уменьшения. При этом он наделал массу ошибок, что привело к дефициту многих товаров первой необходимости на нашем внутреннем рынке. Это был серьёзный прокол в нашей экономической политике того времени.

Однако из этого нельзя делать вывод, что большинство населения нашей страны в тот период материально и социально было хуже обеспечено, чем в настоящее время. Ведь если представить, что потребление основных продуктов питания и ширпотреба на душу населения было бы сейчас на уровне 80-90-х годов, то прилавки наших магазинов сразу же опустели бы, причём в гораздо большей степени, чем в советские годы.

Между прочим, в то время нас не травили некачественной продукцией. Контроль за качеством товаров в торговой сети был поставлен не в пример нынешнему. Сегодня же процент брака по многим партиям импортных товаров и продуктов питания достигает 50-80% от проверенных количеств.

На закупку этих негодных товаров ежегодно тратятся десятки миллиардов долларов, вместо того чтобы вкладывать их в развитие собственной легкой и пищевой промышленности, в сельское хозяйство и другие отрасли. Тогда бы и цены на нашем потребительском рынке не зависели от диктата транснациональных корпораций.

Евгений Смирнов, советник государственной службы первого класса,
г. Москва, газета "Правда", No.111, 10-13 октября 2008 года

*   *   *   *   *   *   *

Академическая наука и будущее страны

Владимир Бабкин

Сегодня можно сказать уже уверенно: ожидания научной общественности, особенно академической, после проведения Общего собрания Российской академии наук не оправдались. В целом ситуация в РАН по-прежнему не внушает оптимизма. Отступать некуда, дальше - пропасть. Благодушие и разобщенность ученых привели науку к полной самоликвидации. Давайте говорить начистоту. На протяжении многих лет высшее руководство Российской Академии наук, включая его президента, "сдавало" академию, и наконец это удалось, при том что Ю. С. Осипов регулярно присутствовал на заседаниях правительства, где, среди прочего, обсуждались и законодательные инициативы исполнительной власти в отношении научного комплекса. Так почему же, будучи заранее извещенным о намерениях исполнительной власти, президент РАН ни разу не поставил на обсуждение возможные правовые последствия для Академии не только на ее общих собраниях, но даже на регулярных заседаниях президиума РАН? (Общее собрание в мае 2005 года не в счет, так как вопросы к министру науки и образования по поводу политики министерства в отношении РАН возникли вопреки намерениям Осипова в очередной раз скрыть нарастающие противоречия между исполнительной властью и научными организациями.) Между тем при всех красивых словах об "инновационной экономике" и "экономике, основанной на знаниях", действия исполнительной власти, поддерживаемой непосредственным руководством РАН, приводят к совершенно обратным последствиям.

За 18 лет в связи с резким сокращением финансирования (в среднем в 30 раз, причем некоторые программы были полностью ликвидированы) научно-технический комплекс понес катастрофические потери. Число занятых в научно-техническом комплексе сократилось более чем в 4 раза. Наибольший урон понесла отраслевая наука - главная составляющая научно-технического комплекса, которая как раз и занималась подготовкой к коммерциализации результатов, полученных в ходе поисковых работ академической науки. Страна потеряла не только научных работников, но и высококвалифицированный персонал научно-технического обеспечения научных исследований; общие потери составили более 1,5 миллиона человек. При всех разговорах об "утечке мозгов" из них страну покинуло лишь около 50 тысяч (причем из выехавших только примерно 30 тысяч продолжают заниматься наукой). Большая же часть оставшихся были вынуждены найти иное применение своим навыкам, более-менее успешно забивая гвозди микроскопами. В результате в отрасли образовалась возрастная декартова пропасть в категории 25 - 50 лет - самый продуктивный возраст для научного работника. Воистину пока еще сохранившиеся "деды" передают свой научный багаж "внукам", не особенно стремящимся к научной карьере в России.

Процесс ликвидации научно-технического комплекса (НТК) можно условно разделить на два этапа. Первый - 1990-е годы, которые характеризовались несистемными действиями исполнительной власти в отношении НТК В1996 году была принята Доктрина развития российской науки, в том же году увидел свет многострадальный закон "О науке и государственной научно-технической политике", вместе с тогда еще отдельными налоговыми законами создавший хоть какую-то правовую базу поддержки науки. В Госдуме даже принимались решения о причислении расходов на науку к защищенным статьям (что, впрочем, никак не повлияло на секвестрование год за годом этой статьи). Тогда же правительство одновременно приступило к разработке обоснования ликвидации научно-технического комплекса, получившего название "Концепция реформирования российской науки на период 1998 - 2000 годов". Давно миновал 2000 год, но каких-либо результатов внедрения этой концепции обнаружить не удалось (увы, это характерно для нашей исполнительной власти, не желающей нести ответственность за принятые решения, тем более при кадровой чехарде, продолжавшейся в течение всех лет преобразований, и шараханья из стороны в сторону, подменявшего реальные экономические преобразования).

Кроме того, за последние восемь лет несистемный подход к "реформированию" НТК сменился системным - по его ликвидации; государственный сектор потерял практически то немногое, что было закреплено законодательно. Так, с 2001 года была отменена льгота по уплате НДС на ввозимое научное оборудование, что привело к снижению и без того скудных бюджетных средств по его обновлению более чем на 20 процентов, потому что кроме НДС необходимо было изыскивать дополнительные средства за таможенное хранение. Затем последовательно "ушли" льготы по уплате налога на имущество и земельного налога, которые из-за финансовой политики Минфина по перечислению компенсационных выплат научным организациям поставили многих из них на грань банкротства (что, вероятно, и являлось основной целью налоговых инициатив). Замечу: упомянутые налоги являются региональными, и местной налоговой инспекции совсем неважно, перечислил ли Минфин соответствующую компенсацию, как клятвенно обещал министр финансов А. Л. Кудрин, представляя законопроекты, или нет.

То, что в нарушение статьи 210 ГК РФ (Бремя содержания имущества: "Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества...") научные организации, не являющиеся собственниками ни имущества, ни земли, сделали плательщиками этих налогов, говорит только об одном: закон для исполнительной власти не писан. Сколько научных организаций пострадало, сколько рейдерски обанкротилось по вине Минфина (инициатива введения означенных налогов, естественно, принадлежала ему), исполнительная власть умалчивает, а процесс продолжается и поныне.

Затем в 2004 году было предпринято еще несколько шагов в том же направлении. Вначале постановлением правительства от 29.05.2004 была существенно перекроена бюджетная классификация; в результате, среди прочего, как самостоятельный исчез раздел 06 (наука), что привело к полнейшей неразберихе в понимании порядка ее финансирования, когда три ключевых министерства (Минфин, МЭРТ и Минобрнауки) не могли на заседаниях Комитета по образованию и науке ГД РФ договориться, сколько же денег выделяется на науку на очередной финансовый год.

В том же году последовал небезызвестный 122-ФЗ (о монетизации), с помощью которого Минфин наконец-то добился ликвидации обязательств государства по 4-процентному финансированию науки (статья 15 127-ФЗ о науке...), который ни разу не выполнялся. Еще через год (2005) исчезло положение закона "О науке..." об аккредитации научных организаций. Отстаивая эту законодательную инициативу, министр А. А. Фурсенко аргументировал позицию министерства положением, будто научные исследования ведутся не только в научных организациях, но и на промышленных предприятиях, и где-то еще, где к тому же аккредитация якобы никаких налоговых льгот или иных преференций не приносит. По-видимому, министр был не в курсе, что в кризисной ситуации предприятия избавлялись от "ненужного балласта" заводских лабораторий, патентных служб и т. п. Эта инициатива министерства привела к появлению фирм-посредников в научно-технической сфере. А между тем, например, контрактная систем США предусматривает некий аналог аккредитации, так как организация, претендующая на заключение контракта, должна представить документы, что она занимается исследованиями по заявленной теме не менее трех лет, располагает необходимым оборудованием и квалифицированным персоналом, способным его выполнить.

В 2006 году был принят федеральный закон "Об автономных учреждениях", предусматривающий избавление государства от его "избыточных полномочий", так как в отношении этого вида учреждений было отменено положение Гражданского кодекса (статья 120) о субсидиарной ответственности, а взамен введено финансирование посредством выделения субвенций и субсидий на оказание услуг, выполнение работ для физических и юридических лиц (что это такое, в смысле научного поиска - непонятно) в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. В прокрустово ложе этого закона начали загонять научные и образовательные учреждения. Тогда же были внесены изменения в правовой статус академий наук, имеющих государственный статус, но, "к сожалению", исполнительной власти этими поправками не удалось законодательно загнать академии в "нужное" положение. Поэтому на основании этих поправок 19 ноября 2007 года было принято постановление правительства N 785 "Об утверждении устава РАН", которым установлено, что:

"Российской академии наук и ее региональным отделениям предоставляются субсидии из федерального бюджета на реализацию программы фундаментальных научных исследований, финансовое обеспечение выполнения государственного задания по оказанию государственных услуг физическим и юридическим лицам,а также на осуществление инвестиций в целях поддержки и развития научной, производственной и социальной инфраструктуры.

Российская академия наук и подведомственные ей учреждения до 1 января 2009 года осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, относящимися к бюджетным учреждениям".

Чего не удалось законом - сделаем постановлением.

Продолжим. Распоряжением Правительства Российской Федерации N 233-р от27.02.2008 была принята Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008 - 2012 годы":

Приложение 1 (млн руб.)

 

2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
Российская академия наук и ее региональные отделения 38628,49 40362,05 42390,33 42390,33 42390,33

Любопытно, что, если просуммировать 10-й подраздел 01 раздела ("Фундаментальные исследования") ведомственной структуры расходов федерального бюджета на 2008 год, получается немного другая цифра - 37,5 миллиарда рублей. Конечно, автор понимает, что точность 2,5 - 3,0 процента очень даже высокая. Только интересно, с какой точностью в соответствии с постановлением правительства N 778 "О мерах по реализации Федерального закона "О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"" от 14.11.2007 представляются и будут представляться ежеквартально материалы по исполнению федерального бюджета, который почти в 200 раз больше? И не в этом ли причина сетований министра Кудрина, будто по итогам 2007 года оказались не израсходованными 300 миллиардов рублей, которые, естественно, в соответствии с бюджетным кодексом были зачислены в качестве дополнительного источника доходов бюджета? Разумеется, министр не называет причину такой нерасторопности бюджетополучателей. Однако не секрет, что зачастую весьма значительные суммы федерального бюджета поступают на счета бюджетных организаций за полторы, а то и за неделю до конца года.

Посмотрим с другой стороны. Если сравнить рост финансирования фундаментальных исследований на 2009 и 2010 годы, то окажется, что в первом случае он составляет около 4, во втором - около 5 процентов. Интересно, что в соответствии с законом о бюджете планировалась инфляция в размере 8,5 процента, которая, видно, не будет выполнена (так как уже на 20 мая составляет приблизительно эту цифру), но даже если брать плановую цифру, то роста никакого нет; есть даже реальное снижение финансирования.

Хотелось бы отметить еще один момент. Катастрофическое нежелание лиц, от которых зависит судьба научных исследований, представлять специфику естественнонаучных исследований, требующих большого числа вспомогательного персонала. Работая в ФИАНе в дореформенное время, автор припоминает, что в пору интенсивного роста научных исследований в новых научных направлениях соотношение числа исследователей к числу вспомогательного персонала доходило до 1:4 и даже 1: 5. Что же мы видим в упомянутом распоряжении правительства N233-р? Соотношение совершенно обратное да еще с тенденцией к ухудшению.

 

2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
Удельный вес исследователей в общей численности занятых исследованиями и разработками 59,3 59,5 59,7 59,9 60

Так и хочется процитировать И. А. Крылова: "Беда, коль сапоги начнет тачать пирожник, а пироги печи сапожник".

Конечно, система обучения высококвалифицированных специалистов готовит не только созидателей, но и разрушителей тоже. Однако, чтобы хоть одна образовательная система любого государства была направлена на подготовку специалистов по разрушению самого государства, это нонсенс! По-видимому, как всегда, Россия и здесь преуспела в массовой подготовке специалистов по разрушению себя. Это, конечно, трагедия, когда к управлению отраслями пришли экономисты, менеджеры (продавцы, которым без разницы, чем торговать), ожидать от них внятной программы развития отраслей бессмысленно, так как собственно отраслевых специалистов, от которых зависело бы принятие кардинальных для отрасли решений, там просто нет. Поэтому упомянутая цитата Крылова в данном случае вполне корректна, причем в подобном духе события будут развиваться и дальше.

Периодически, чтобы не выглядеть совсем уж некомпетентной в глазах мировой общественности, исполнительная власть лицемерно заявляет об озабоченности состоянием НТК, своем стремлении поддержать нищих ученых. Чего стоит пилотный проект для РАН по поэтапному повышению их зарплаты. СМИ, как по команде, расписывали будущие "бешеные" доходы ученых, а на поверку как всегда все оказалось пшиком. И действительно, СМИ расписывали, будто научные работники РАН будут получать зарплату почти 30 тысяч рублей. И вот вышло постановление правительства N 236 "О реализации в 2006 - 2008 годах пилотного проекта совершенствования системы оплаты труда научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук" от 22.04.2006. Почему только для РАН? Непонятно.

Но это - лишь начало. Приведем некоторые позиции постановления: "8. Российской академии наук по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации осуществить в 2006 - 2008 годах оптимизацию сети подведомственных научных учреждений и научных центров Российской академии наук и поэтапное сокращение к 2009 году в среднем на 20 процентов числа работников научных учреждений и научных центров Российской академии наук.

9. Установить общую численность работников научных учреждений и научных центров Российской академии наук:

на 1 мая 2006 года в количестве 112 370 единиц, в том числе руководителей и научных работников в количестве 55 281 единицы;

на 1 января 2009 года в количестве 89 896 единиц, в том числе руководителей и научных работников в количестве 44 225 единиц.

10. Предусмотренные настоящим постановлением мероприятия реализуются в пределах средств, предусматриваемых Российской академии наук и ее региональным отделениям в федеральном бюджете на соответствующий год.

11. В период реализации проекта должностные оклады научных работников, предусмотренные приложением N 2 к настоящему постановлению, не индексируются".

Приложение N2. Должностные оклады научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук

  Размер должностного оклада (руб.)
Должность I этап (2006 год) II этап (2007 год) III этап (2008 год)

Директор

9500

16500

26500

Заместитель директора

8300

14400

23200

Ученый секретарь

7200

12500

20100

Руководитель подразделения

7200

12500

20100

Главный научный сотрудник

7200

12500

20100

Ведущий научный сотрудник

6300

10900

17500

Старший научный сотрудник

5500

9450

15200

Научный сотрудник

4700

8200

13200

Младший научный сотрудник

4100

7100

11500

Стажер-исследователь, старший лаборант с высшим профессиональным образованием, инженер-исследователь

3600

6200

10000

Вообще говоря, возникает непростая арифметическая задача. Каким образом при сокращении персонала на 20 процентов и увеличении ассигнований на 4 - 5 процентов увеличить зарплату в 3 с лишним раза? Кстати, отметим, в этом постановлении ничего не говорится об инженерно-техническом персонале - важнейшей составляющей естественнонаучных исследований. На самом деле приведенные цифры никакого восторга не вызывают, так как основное звено исследователей - мнс, нс, снс - остаются на нищенском уровне финансирования. Конечно, их зарплата должна увеличиться в 3 раза, но даже если это и произойдет, назвать ее достойной язык не поворачивается, и это даже без учета галопирующей инфляции. В общем, говорить, собственно, не о чем.

Как известно, для привлечения молодежи необходимо обеспечить три базовых фактора: достойную зарплату, возможность осуществления современных научных исследований, хорошее жилье (неважно, на правах собственности или аренды). Между тем, как следует из приведенного постановления, планируемая зарплата не впечатляет, приборное оснащение устарело и перспектив его обновления нет, жилищный вопрос также реально не решается. Так что при всей риторике о необходимости омолаживания научно-технического персонала реально ничего ровным счетом не делается, но водопады слов на эту тему льются непрерывно.

Любопытно, что Правительство Российской Федерации постановлением N 712 от23.11.2006 установило с 1 ноября 2006 года ежемесячную доплату за ученую степень. За два месяца 2006 года Минфин выделил положенные средства, затем, сославшись на пилотный проект, перестал их выделять. Кроме как изуверством, назвать эти действия Минфина невозможно.

Небольшое отступление. На протяжении уже двух десятилетий произносится много слов об инновациях и производных словосочетаний с этим термином. Остановлюсь на двух моментах.

Первый. Уже много лет на различного рода совещаниях автор задавал риторический вопрос: "Чем термин "новация" отличается от термина"инновация"?" Вразумительного ответа он так до сих пор не получил.

Второй. Если оперировать семантикой термина "инновация", то это не более чем выведение на рынок нового или обновленного товара или услуги (кстати, 95 процентов высокотехнологичной продукции составляют те или иные модификации производимой продукции). Выходит, необходимым элементом обновления продукции является наличие высокотехнологичной промышленности, а ее-то у нас как раз и нет. Иными словами, вместо потока слов от необходимости принятия закона об инновационной деятельности необходимо утвердить поправки к бюджетному и налоговому кодексам, которые обеспечивали бы льготные кредитование и налогообложение обеспечения выхода на рынок "инновационной" продукции- и все. Но инновации могут быть не только в технической (материальной) сфере, но и в экономике, политике, социальной, организационной сферах и т. п. А так как именно в этих направлениях на протяжении 20 лет проводились нововведения (инновации), совершенно определенно можно сказать, что мы уже давно живем в инновационной экономике, только что-то всем нам от этого не легче.

Нельзя не отметить воистину панацейный подход исполнительной власти к ликвидации системного кризиса. Была инновация, которая уже навязла в зубах, затем экономика, основанная на знаниях (чего?), теперь появилась новая панацея - нанотехнологии. Почему-то, предъявляя претензии к научно-технической компоненте, никто не вспоминает о "больших заслугах" в деле развития либеральной экономики России таких организаций, как ВШЭ-ГУ (Е. Ясин), Институт экономики переходного периода (Е. Гайдар). (Интересно, когда же кончится переходной период? Япония за 20 послевоенных лет не только восстановила экономику, но и вышла в лидеры производства высокотехнологичной продукции. А мы все в переходе болтаемся.)

Далее. В переводе с древнегреческого "экономика" есть способ ведения домашнего хозяйства (греч. "ойкос"). Если эконом не выполнил указаний хозяина, в лучшем случае его гнали взашей, в худшем - казнили. Что такое либеральный эконом? Непонятно. От чего свободен эконом? От выполнения воли хозяина? Или он имеет полную свободу продолжать разорять государство?

Таким образом, реальная угроза по ликвидации государственного сектора науки перешла в заключительную фазу, что, естественно, ставит под вопрос существование России как суверенного государства. На этом фоне внесение правительством в ГД РФ никчемных законопроектов, якобы направленных на стимулирование инновационной деятельности, не вызывает ничего, кроме раздражения. Иначе говоря, существует полнейшее несоответствие между утверждениями президента о необходимости развития фундаментальных наук и коммерциализации полученных результатов и конкретными действиями исполнительной власти, поддерживаемой непосредственными руководителями РАН.

Любопытно, что все эти действия в отношении научно-технического комплекса осуществляют так называемые научные работники, облеченные научными степенями и званиями, правда в основном так называемых противоестественных наук, которых расплодилось превеликое множество и продолжает плодиться с крысиной скоростью. В качестве ремарки - в советское время в ВАКе 75 процентов составляли научно-технические и технические диссертации, а 25 процентов - общественные и гуманитарные. В настоящее время ситуация изменилась с точностью до наоборот. В результате мы получили безграмотных экономистов, политологов, социологов, юристов.., для которых само существование населения с его претензиями на нормальную жизнь - не более чем головная боль, которая спокойно заглушается звуками пиления денег, направляемых якобы на социальное развитие страны.

Чем-то похожая ситуация создалась в академическом секторе науки. На протяжении почти 20 лет приборная и техническая база РАН не обновлялась, а это сотни миллиардов долларов, но об этом открыто говорить почему-то стало неприлично. Ситуация такая, что, даже если бы необходимые средства по мановению волшебной палочки и появились, переоснастить в обозримом будущем необходимый для развития страны научный потенциал не удалось бы; кроме того, мы уже уперлись в кадровый голод по всем отраслям экономики, кроме ее гробовщиков.

Еще один вопрос, о котором среди исполнительной власти не принято упоминать в "высокомудрых" рассуждениях экономических мужей. Речь идет о состоянии промышленного потенциала. Подчеркиваю: не научного, а промышленного. Как бы ни были высоки достижения науки, в отсутствие промышленности, способной воспринять новые разработки и воплотить в потребляемый товар или услугу, предъявлять претензии к науке безнравственно. Между тем данные такого рода отсутствуют как у РАН, так и у представителей министерств (на совещаниях автор неоднократно задавал им эти "болезненные" вопросы). Что этих данных нет в академии, понятно, так как свободомыслие ученого во все времена не особенно поощрялось власть предержащими. Но факт их отсутствия у исполнительной власти - это страшно.

Ярким примером фарисейства стала недавняя встреча председателя правительства В. В. Путина с министром А. А. Фурсенко и президентом РАН Ю. С. Осиповым (22.05.2008, Ново-Огарево). Владимир Путин сам решил упорядочить хаотичное движение в науке. Для начала - с оплатой труда научных работников, увеличив оклады за звание с 20 до 50 тысяч рублей. Отметим, что число действительных членов и член-корреспондентов РАН составляет менее 1 процента числа занятых в системе Академии, поэтому о повышении оплаты труда научных работников говорить не приходится. Но вот решение второго вопроса, обсуждавшегося на встрече, - предложение Ю. С. Осипова о строительстве льготного жилья на территориях, находящихся в ведении РАН, - достаточно проблематично, так как это может привести с отрезанию земель от научных организаций, что застройщик сделает с большим удовольствием. Ответ же на вопрос, как это скажется на дальнейшем функционировании соответствующих организаций, остается неясным. В общем, прошедшую встречу нельзя не рассматривать иначе, как демонстративную поддержку одного из кандидатов со стороны высшего уровня исполнительной власти накануне выборов президента РАН. Так что, уже тогда можно было сказать, что исход выборов известен.

Президент Российской Федерации Д. А. Медведев обозначил основную цель России на ближайшее будущее как реализацию проекта высокотехнологичного развития страны. Примечательны его слова, сказанные (08.04.2008) на встрече с членами президиума РСПП: "Сегодня по отдельным отраслям уровень производительности труда отстает от уровня развитых зарубежных стран в 20 раз! Получается, что рабочий в России тратит одинаковое, а зачастую и гораздо большее количество времени, чем его коллега за рубежом. Но отдача от этого труда существенно меньше. Очевидно и то, что уровень производительности труда - это не только экономическая, но и важнейшая социальная и ценностная проблема. Рост производительности труда имеет особую актуальность и приобретает особое значение на фоне имеющихся у нас демографических трудностей". И после этих слов, с которыми нельзя не согласиться, следует утверждение:"Рост валового внутреннего продукта превысил 8 процентов - это самый высокий показатель с 2000 года. В целом в 2000 - 2007 годах среднегодовые темпы роста составляли около 7 процентов". Заметим, однако, что ВВП рассчитывается в рублях, а не в физических объемах. Принимая во внимание уровень инфляции в те же годы, получается, что темпы роста ВВП в лучшем случае не снизились.

Тем самым президент отметил главные экономические проблемы развития высокотехнологичной экономики России, не обратив особого внимания на промышленное производство, которое не модернизировалось, особенно в обрабатывающих отраслях, в течение двух десятков лет. Между тем инвестиции в модернизацию промышленного потенциала, подготовку кадров практически всех уровней, начиная от квалифицированных рабочих специальностей до инженерных и научных кадров, приобрели стратегическое значение для будущего развития страны.

Примечательно одно высказывание Путина (08.05.2008) на заседании ГД РФ, посвященном представлению его кандидатуры в качестве председателя правительства: "Россия одновременно - и крупный импортер, и экспортер, например по зерну. Мы всегда были только импортерами - в Канаде закупали, в США, а сейчас мы вышли на вторую-третью позицию по экспорту зерна, практически делим эту позицию с Канадой". (В 1990 году в РСФСР собрано 130 миллионов тонн зерна, и мы еще импортировали недостающее, в 2006 году - 60 миллионов, из них поставлено на экспорт 25 процентов (чем не сталинская политика начала 1930-х годов, приведшая к массовой гибели людей от голода во многих областях страны?).) Таким образом, системный кризис продолжает нарастать, невзирая на успокаивающие заявления исполнительной власти высшего уровня. В этих условиях безволие и бездействие РАН не могут не удручать.

Свободная мысль, No. 7, Июль 2008, C. 57-66.

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru.

Удачи вам и счастья!


В избранное