Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 221


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

   221-й выпуск рассылки "Эконометрика" от 18 апреля 2005 года начинается с только что написанной статьи Т.Г. Михалевой и А.И.Орлова "Об актуальности разработки научно обоснованных методик отбора содержания в образовании". В ней подчеркивается важность применения статистики нечисловых данных, прежде всего методов экспертных исследований, в педагогических исследованиях.

   В перепечатке "Календарь беды. В августе разобьется самолет, а в сентябре затонет пароход" дается прогноз чрезвычайных ситуаций на 2005 год.

   Продолжаем знакомить читателей рассылки с принципиально важной для методологии научного подхода книгой Джонатана Д. Сарфати "Несостоятельность теории эволюции" (начало в выпусках нашей рассылки No.No.214-220). Помещаем главу 8 "Сколько лет Земле?"

   Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Об актуальности разработки научно обоснованных методик отбора содержания в образовании

Т.Г.Михалева, руководитель отдела перспективных научных проектов
и разработок Центра тестирования МО РФ, к.ф.-м.н.,

А.И.Орлов, профессор МГТУ им. Баумана, д.т.н.

   Наиболее известной и массовой продукцией Федерального центра тестирования являются абитуриентские тесты централизованного тестирования, которые в соответствии с основным своим назначением - дифференциацией уровня подготовленности абитуриентов - являются нормативно ориентированными тестами. Именно этим тестам: технологии разработки, обработке и интерпретации результатов этого тестирования, точности измерения и т.п. посвящено большее количество публикаций в соответствующих данной тематике журналах. Проблемы разработки и качество критериально ориентированных тестов, основная цель которых - определение уровня учебных достижений каждого участвующего в тестировании относительно заранее определенного критерия, освещаются в гораздо меньшей степени. Хотя область применения таких тестов намного больше, чем у нормативно ориентированных.

   Можно предположить, что последнее обстоятельство объясняется большой ролью "человеческого фактора" в разработке критериально ориентированного теста и критерия оценки результата тестирования. В свою очередь это связано с неопределенностью и неконструктивностью (с позиций контроля) нормативных требований к итогам обучения на разных уровнях образования. В этих условиях главным способом решения основных задач конструирования критериально ориентированных тестов становится экспертиза.

   Настоящая статья является введением к предстоящему исследованию, направленному на разработку научно обоснованных типовых методик экспертных оценок при отборе содержания - одной из основных задач конструирования критериально ориентированных тестов. По мере развития исследования эта тема может быть отражена в новых публикациях.

   В Федеральной Программе развития образования, принятой в качестве Федерального Закона Российской Федерации 10 апреля 2000 г., отмечается необходимость научного сопровождения Программы. В частности, подчеркивается необходимость "организации и проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, разработки инновационных проектов, направленных на научное обеспечение решения важнейших проблем системы образования..." (подраздел 4 Программы).

   Одной из таких проблем является проблема оценки качества образования. Прежде всего необходимо определить, что же собственно является "качеством" образования на разных этапах общего (начальное, основное общее, полное/среднее, общее образование) и профессионального образования (начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное образование). Анализ многочисленных разработок, публикаций, посвященных "качеству образования" показывает разнообразие подходов и трактовок этого понятия, часто противоречащих друг другу [1].

   Однако неизменным в этих подходах остается необходимость определения содержательной компоненты обучения, соответствующей конкретной ступени обучения, а именно определению:

   - целей обучения,

   - перечня учебных дисциплин,

   - содержания учебных дисциплин,

   - вида и материалов итогового контроля.

   (Вопросы организации учебного процесса и текущего контроля необходимо рассматривать уже после определения содержательной компоненты обучения.)

   Объективной оценке содержательной компоненты образования как результата обучения должны способствовать соответствующие образовательные стандарты. Однако, несмотря на то, что уже 10 апреля 2005 года заканчивается срок действия Федеральной программы образования, образовательных стандартов для ступеней общего образования до сих пор нет. Не вдаваясь в подробности организации разработки такого рода "стандартов" [11], которые были утверждены экс-министром образования г. Филипповым В.М., а потом отменены Верховным Судом РФ [10], отметим одну, на наш взгляд, важнейшую причину этой ситуации. Она заключается в отсутствии типовых научно обоснованных методик отбора содержания. "Отбор содержания" здесь понимается в самом широком смысле: от определения перечня дисциплин, соответствующих конкретной ступени образования и объема содержания конкретной учебной дисциплины или учебника до отбора необходимого и достаточного количества элементов содержания в тестах итогового контроля подготовки обучаемых и определения критериев оценки результата такого контроля. Методики отбора содержания, очевидно, должны быть основаны на процедурах экспертной оценки.

   К сожалению, приходится констатировать, что в образовании ещё продолжает бытовать мнение о механизме стандартизации, как о каком-то костном процессе, трудно поддающемся изменению, сдерживающем творческую инициативу, разнообразие методов, средств и подходов в образовании. Процессе, ущемляющем авторское право, где любое отступление, в том числе и в лучшую сторону, не допускается и преследуется. В научных учреждениях образования, среди научных работников и отдельных авторов культивируется стремление везде и всюду доказывать свой приоритет и свое авторство, даже в тех случаях, когда Федеральный Закон "Об авторском и смешанном праве" прямо говорит о том, на что авторское право не распространяется (ст. 6).

   Например, при разработке стандарта "Тестирование педагогическое. Термины и определения" Центр тестирования столкнулся с тем, что заявлялись авторские права на концепции, принципы, подобранные факты и даже на придуманные термины и их определения [12].

   Кроме того, причиной сложившейся ситуации со стандартизацией в образовании может также являться неумение или нежелание применить к оцениваемым объектам (в частности к содержанию обучения по определенной дисциплине и т.п.) современных методов анализа качественной информации. Речь идет о нечисловой статистике (эта область известна также как статистика нечисловых данных или статистика объектов нечисловой природы) и теории экспертных оценок [4].

   Различные применения статистики объектов нечисловых и интервальных данных, как и теории экспертных оценок, с начала 70-х годов XX века активно развиваются в прикладных социально-экономических, технических и медико-биологических исследованиях [5]. Образование - это тоже область, где необходимо оценить (измерить) показатели качества объектов нечисловой природы. Однако пока опубликованы лишь отдельные работы, включающие применения нечисловой статистики в педагогических исследованиях [см., например, 8, 9, 3].

   Наиболее распространенный тип нечисловых данных объекта можно охарактеризовать описывающим объект вектором, часть координат которого измерена по количественным шакалам, а часть по качественным, имеющим конечное число градаций [4].

   Под это определение подпадает, например, такой объект, как учебная дисциплина, который характеризуется, с одной стороны, количественно: длительность времени изучения, количество уроков, число контрольных работ и т.п., а с другой стороны, наиболее важными на наш взгляд, качественными показателями: требованиями к уровню подготовки, определенным содержанием, необходимыми методами и средствами обучения, квалификацией преподавателя и т.д. Качество усвоенных знаний, уровень усвоения - все это тоже объекты нечисловой природы.

   Следовательно, представляется перспективным при разработке типовых научно обоснованных методик экспертных оценок в образовании использовать широко применяемые в других областях методы теории экспертных оценок и нечисловой статистики (в частности статистику нечисловых данных в экспертных оценках [6]).

   Отсутствие образовательных стандартов не снимает необходимость объективного и независимого контроля качества образования на разных этапах обучения. Закон "О техническом регулировании", который с июля прошлого года заменяет ранее действующие Законы "О стандартизации" и "О сертификации", провозглашает принцип добровольности производителей продукции в вопросах стандартизации и сертификации. Единственно, на чем настаивает этот Закон - это объективность организаций, осуществляющих процедуры сертификации и, главное, их независимость и от государства, и от производителей, и от потребителей. Безусловно, это требование должно распространяться и на такую область деятельности как образование.

   Однако, анализ работы большинства действующих сейчас в регионах России служб контроля качества образования показывает их зависимость от местных органов управления образованием [2]. Становится понятным, что организации или учреждения, находящиеся "под одной крышей" (то есть входящие в структуру) управлений образованием разных уровней (от Министерства до района) не могут быть объективны и независимы в оценке результатов обучения [2].

   В соответствии с рассмотренными выше основными положениями Закона РФ "О техническом регулировании" в регионах России сейчас начинают создаваться юридически независимые от региональных управлений образования Центры. Хотя названия таких Центров могут быть различными (например, Региональный центр тестирования, Региональный центр оценки качества образования), но основная функция у них одинакова - контроль качества подготовки школьников региона.

   Для оценки уровня усвоения знаний используются, как правило, педагогические тесты. Сейчас уже все понимают важность разработки хороших критериально ориентированных тестов как надежных инструментов при аттестации обучаемых для выработки управляющих воздействий в системе образования.

   Отсутствие парадигмы общего образования и в силу этого - нестабильность нормативных документов (образовательных программ и стандартов), иногда не устоявшиеся, но в любом случае вариативные требования к абитуриентам в разных вузах, проведение ЕГЭ в режиме эксперимента, многообразие целей применения педагогических тестов и т.п. - все это делает сейчас бесперспективной разработку каких-либо досрочных стандартов качества итоговых педагогических тестов и, прежде всего, их содержательной компоненты. В то же время известно, что грамотно составленные критериально ориентированные педагогические тесты позволяют наиболее точно и объективно измерить уровень подготовленности обучаемых [7]. Но как можно оценить качество такого "измерителя", если нет стандарта этого качества? Тест может быть идеально составлен по форме (выполняются все тестологические требования к форме тестовых заданий), но в то же время содержание его может не соответствовать цели изучения дисциплины. В этом случае говорят о нерепрезентативности (неконгруэнтности) заданий теста. А ведь это главное свойство критериально ориентированного педагогического теста - выполнение конгруэнтности содержания [7]. Гарантией конгруэнтности содержания теста опять же может стать четкое выполнение при конструировании теста методики отбора содержания, составленной на основе теории экспертных оценок с использованием математического аппарата нечисловой статистики.

   Помимо конгруэнтности теста другой важной задачей конструирования критериально ориентированного теста является необходимость установления четких критериев оценки его выполнения. И здесь гарантией объективности этой процедуры, отсутствия волюнтаризма может также стать ее соответствие научно обоснованной методике экспертизы.

   Итак, мы привели лишь некоторые примеры применения теории экспертных оценок и нечисловой статистики в образовании. Безусловно, доказательством эффективности такого применения должна быть разработка научно обоснованных методик и проведение ряда экспериментов. Среди множества существующих процедур экспертной оценки и математических методов анализа экспертных мнений предпочтение будут иметь такие из них, которые с учетов специфики оцениваемых объектов (нечисловой природы) дают наиболее объективные и точные результаты при наименьших временных и экономических затратах. Методики должны быть инвариантны к специфике содержания дисциплины.

   Мы считаем необходимым проведение развернутых научно-методических исследований. Их целью является определение эффективности применения (как экономической, так и точностной) такого рода "методик отбора содержания" описанного выше типа. Предполагается проведение серии экспериментов разного уровня: от широкомасштабного - для отработки методики организации экспертизы по определению целей образования до локального - для разработки методики отбора содержания дисциплины и определения критериев оценки при критериально ориентированном (аттестационном) тестировании. Ряд регионов, давно контактирующих с Центром тестирования Минобразования РФ по централизованному тестированию, в которых уже созданы юридически независимые Центры оценки качества подготовки, уже высказали свою готовность к участию в такого рода экспериментах.

   Результаты планируемой НИР могут быть использованы в следующих уровнях образования:

   - основное общее образование;

   - полное (среднее) общее образование;

   - среднее профессиональное образование;

   - высшее профессиональное образование,

   - последипломное образование,

   поскольку на любом из указанных уровней образования приходится решать задачи "отбора содержания" для разных целей.

   Кроме этого разработанные методики, безусловно, обогатят методический арсенал организаторов педагогического тестирования и непосредственных разработчиков тестов, поэтому их следует включать в лекционные курсы повышения квалификации "Организация тестирования и разработка тестов".

   Абсолютная новизна предполагаемого исследования определяется отсутствием объективных научно обоснованных методик отбора (и соответствующих экономических оценок) в образовании, следствием чего является проявление волюнтаризма и субъективизма в решении задач разработки образовательных стандартов, программ, учебников, и других нормативных материалов и, следовательно, основанных на них педагогических тестов, включая и контрольно-измерительные материалы для ЕГЭ.

Литература

   1.Квалиметрия человека и образования: методология и практика. 8-й симпозиум. - М.: ИЦПКС, 2000.

   2.Лапшина Н.Ф., Спасская В.В. Службы контроля качества образования: системный подход к организации. //Стандарты и мониторинг в образовании. 2001.№5, С.35-41.

   3.Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). - М.: МЗ-Пресс,2004. -67с.

   4.Орлов А.И. Эконометрика. Учебник для вузов. Изд.3-е, переработанное и дополненное. - М.: "Экзамен",2004.-576с.

   5.Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. -М.: Наука,1979. -296с.

   6.Орлов А.И. Теория измерений и педагогическая диагностика. //Педагогическая диагностика.2004,№2.с.44-56.

   7.Переверзев В.Ю. Критериально-ориентированное тестирование. - М.: "Логос", 2003.120с.

   8.Сатаров Г.А. Об описании отношений в теории измерений. - В кн.: Проблемы педагогической квалиметрии. Вып.1. - М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1974. С.78-90.

   9.Сатаров Г.А. Об адекватных числовых отношениях. - В кн.: Проблемы педагогической квалиметрии. Вып.2. - М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1975. С.174-179.

   10. Стандарта больше нет.//Газета "Первое сентября", №68,2004.

   11.Стенограмма парламентских слушаний на тему: "Содержание стандарта общего образования".//Стандарты и мониторинг в образовании. 2003,№1.с.11-48

   12. Хлебников В.А., Михалев Ю.Б., Михалева Т.Г. и др. Основные принципы понятий и терминов педагогического тестирования.//Стандарты и мониторинг в образовании. 2003, №2, с.53-62.

*   *   *   *   *   *   *

Календарь беды

В августе разобьется самолет, а в сентябре затонет пароход

"...Ночью над нами
пролетел самолет,
завтра он упадет в океан -
погибнут все пассажиры.
Завтра где-то, кто знает где,
война, эпидемия,
снежный буран,
космоса черные дыры..."

   Эти слова из известной песни Виктора Цоя актуальны нынче как никогда. Несмотря на размах технического прогресса, цунами в Юго-Восточной Азии убедительно показало - мы по-прежнему беззащитны перед стихией.

   И все же наши ученые считают, что России подобного бедствия опасаться нечего. Случиться, конечно, может все что угодно - Всемирная метеорологическая организация утверждает, что в этом году природа будет капризничать пуще прежнего. Но катастрофы - как природные, так и техногенные - все же можно спрогнозировать. А кто предупрежден, тот вооружен. По крайней мере можно успеть где надо "подстелить соломку".

   Каких же новых катаклизмов ждать россиянам в наступившем году?

   Подробный прогноз чрезвычайных ситуаций на ближайшее будущее нам предоставило МЧС России.

Наводнения

   Отрадно, что в последние годы, как отмечают специалисты, количество природных катастроф в России идет на убыль. Плохо то, что масштабы катаклизмов растут. Прежде всего это касается паводков и наводнений.

   В течение 2001-2002 гг. на территории России произошло три катастрофических наводнения, а ведь их повторяемость предсказывалась не чаще одного раза в 100 лет. Весенний паводок на реке Лене в мае 2001 г. затопил более 5 тыс. населенных пунктов, подъем воды составил более 20 м, погибли 14 человек. Во время ливневого наводнения в Южном федеральном округе в июне 2002 г. погибли 114 и пострадали более 300 тыс. человек. Такая же напасть на Черноморском побережье Краснодарского края в августе 2002 г. совпала с уникальным природным явлением - гигантским водяным смерчем. В течение трех часов там выпала полугодовая норма осадков, погибли 59 человек.

   Теперь в зонах возможных затоплений создана система мониторинга чрезвычайных ситуаций, и людей, случись чего, должны вовремя предупредить об опасности.

   Так было в прошлом году, когда паводки угрожали Сибири. И хотя наводнение остановить не смогли, сотни людей были оперативно эвакуированы из подтопленных мест, и жертв удалось избежать.

   В этом году, по прогнозам специалистов, под ударом снова окажется Краснодарский край - этому региону предстоит пережить максимальное в сравнении с другими число природных катастроф (от 10 до 15). Это не только наводнения, но и всякие оползни, штормы, сели и прочие капризы природы. Чуть меньше - по 7-10 катаклизмов - произойдет еще в 11 регионах страны, в том числе в Ленинградской и Нижегородской областях (в основном же природа "отыграется" на юге страны, в Сибири, и на Дальнем Востоке). В республиках Северного Кавказа также сохраняется опасность схода лавин.

   Москву и Подмосковье ураганы, как обещают синоптики, обойдут стороной.

Землетрясения

   Хотя Россия и не самое сейсмоопасное место на земле, в зонах возможных разрушительных землетрясений у нас в общей сложности проживают около 20 миллионов человек. Сильно трясти у нас может на Сахалине, Курильских островах, Камчатке, Алтае, в Якутии, Прибайкалье и на Кавказе. За последнюю четверть века на нашей территории произошло 27 серьезных (силой более 7 баллов по шкале Рихтера) толчков.

   В прошлом году землетрясения - тьфу-тьфу - россиян не беспокоили. Но это, как считают ученые, скорее затишье перед бурей. Земля не дремлет, и некоторые ее, казалось бы, незначительные "движения" являются предвестниками скорых землетрясений.

   Прежде всего это касается Камчатки и Курильских островов. В ближайшие 5 лет, по прогнозам сейсмологов, здесь ожидаются сильные толчки. Глава МЧС Сергей Шойгу, говоря о прогнозе на 2005 год, сказал, что из всех возможных катаклизмов его "больше всего волнует Камчатка", где сохраняется повышенная сейсмическая опасность.

   Вероятность мощных землетрясений в ближайшие 3-5 лет предсказывают также на Сахалине, в Дагестане и районах Западного и Восточного Кавказа.

Обрушение зданий

   Если от природных катаклизмов центр России не страдает, то по техногенным катастрофам три главных города страны - Москва, Санкт-Петербург и Нижний Новгород - как говорится, впереди планеты всей. Жители мегаполисов в основном становятся жертвами пожаров в жилых домах и на предприятиях (эти неприятности составляют 42-44% от общего числа техногенных ЧС), а также крупных автокатастроф (12-14%), аварий на коммунальных объектах жизнеобеспечения (11-13%) и проч. Общее количество таких ЧП в 2005 г. прогнозируется в пределах 500. Большая часть аварий придется на Москву и Ленинградскую область (в т.ч. Санкт-Петербург) - по 50-70 чрезвычайных ситуаций, Московскую и Нижегородскую области - по 40-50 ЧС.

   К техногенным катастрофам относятся и обрушения зданий. И по этой части прогноз весьма неутешительный. Если судить по количеству аварийных домов, то лидерами среди возможных обрушений являются Кемеровская область и Дагестан - там количество "изношенных" зданий превышает 9000. Высок процент аварийности (1000-5000 домов) также в Иркутской, Астраханской и Тюменской областях и Краснодарском крае.

   Не менее опасно, как выясняется, жить в Тольятти, где из-за активизации оползневых процессов, связанных с работой Жигулевской ГЭС, дома тоже "поползли". В зоне оживившегося оползня расположено 309 жилых домов. В настоящее время 122 дома имеют деформации различной степени (трещины строительных и внутренних конструкций, межпанельных стыков, дефекты отмостки, признаки разрушения консольных деталей, разрушения кирпичной кладки). Многие дома перекошены, а один из них накренился уже даже "сверхнормативно".

Что, где, когда...

   Чтобы "стелить соломку", необходимо знать не только, что должно произойти, но, по возможности, и когда именно ожидать тех или иных бедствий.

   Вот как выглядит прогноз МЧС в разрезе наступившего года.

Февраль

   В зимние месяцы ничего экстраординарного нас, как уверяют специалисты, не ждет. Как обычно - тут и к гадалке не ходи - происходит традиционный всплеск пожаров в жилых домах (большой процент дают новогодние праздники) и аварий жилищно-коммунальных систем. В 55% случаев нарушений работы на объектах ЖКХ виновато наше разгильдяйство (тут и нарушения правил эксплуатации, и неподготовленность инфраструктуры к зиме). Еще около 30% аварий связано с износом оборудования. Понятно, что основными горемыками здесь являются жители Дальневосточного округа и Сибири, хотя такие аварии случаются повсеместно.

   Из эпидемий нас уже мучают грипп и ОРВИ. Врачи говорят, что нынешняя вспышка гриппа А и В будет "средней интенсивности", а продолжительность эпидемии составит около пяти недель.

   Но это еще не все зимние напасти. В зимне-осенний (а также осенне-зимний) период будет наблюдаться рост таких болезней, как корь, краснуха, дифтерия, коклюш, эпидемический паротит, менингококковая инфекция.

Март - апрель

   В первые весенние месяцы ожидаются дни геомагнитных возмущений. В наступившем году специалисты вообще-то прогнозируют уменьшение солнечной активности по сравнению с прошлым годом, но все равно надо помнить, что в "солнечные" дни повышается вероятность техногенных катастроф. Они связаны с ошибками операторов и авариями в сложных электронных и электронно-механических системах.

   В это же время еще будут наблюдаться остаточные явления "зимних" эпидемий.

Май - июнь

   В этот период ожидается наибольшее количество чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте, в том числе при перевозке опасных грузов. Однако тут беспокоиться не о чем - в последние четыре года число аварий на железных дорогах не превышает средних значений, и даже год от года снижается. Поезда вообще считаются самым безопасным транспортом.

   В связи с началом купального сезона соответственно "в ружье" заступают спасатели на водах. Но всех все равно не спасти, поэтому период с мая и аж по сентябрь в календаре чрезвычайных ситуаций отмечен как сезон "гибели людей на акваториях".

   С мая также прогнозируется рост заболеваемости острыми кишечными инфекциями, в том числе пищевыми токсикоинфекциями и вирусным гепатитом А. Возникновение вспышек будет связано с высоким уровнем бактериального загрязнения источников водоснабжения.

   Тогда же следует ожидать в гости еще большую неприятность - малярию. Эпидемии сейчас бушуют в соседних государствах - Таджикистане и Азербайджане, откуда с мая по август в Россию хлынут толпы гастарбайтеров. Наибольшее количество случаев заболевания малярией ежегодно регистрируется в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге, а также в Московской, Пермской, Волгоградской и Свердловской областях.

Июль - август

   Ко всем характерным для лета и уже упомянутым ЧП в эти месяцы добавится резкое увеличение числа аварий на дорогах. Кстати, в 2005 г. количество крупных ДТП с тяжелыми последствиями будет расти - эта тенденция наблюдается последние несколько лет.

   Кроме того, на август, согласно многолетним наблюдениям, приходится пик авиационных катастроф. Это скорее всего связано с пиком отпускного сезона, когда нагрузка на авиатранспорт значительно возрастает и число рейсов увеличивается. Хотя год от года количество авиапроисшествий все же заметно снижается.

Сентябрь - октябрь

   В эти два месяца прогнозируются дни геомагнитных возмущений - пользователям электронной техники следует быть повнимательней.

   Кроме того, граждане продолжат страдать от острых кишечных инфекций. К ним присоединятся другие "сезонники" - с приходом холодов вновь начнется рост таких болезней, как корь, краснуха, коклюш, дифтерия и проч.

   На октябрь также приходится наибольшее количество ЧП на морском транспорте.

Ноябрь-декабрь

   В последние месяцы года начнут ломаться электроэнергетические системы, а также объекты ЖКХ.

   Гражданам придется подготовиться к новой вспышке гриппа и ОРВИ и быть аккуратными с огнем - количество пожаров в жилом секторе в это время резко возрастает.

   А вот чего нельзя спрогнозировать, так это деятельность террористов, которые в любой момент могут внести неприятные коррективы в этот "график" чрезвычайных ситуаций.

Марина Гриднева
Газета "Московский комсомолец" от 27.01.2005

*   *   *   *   *   *   *

Джонатан Д. Сарфати

Несостоятельность теории эволюции

(Продолжение. Начало в выпусках рассылки от 28 февраля 2005 г. No.214, от 7 марта 2005 г. No.215, от 14 марта 2005 г. No.216, от 21 марта 2005 г. No.217, от 28 марта 2005 г. No.218, от 04 апреля 2005 г. No.219 и от 11 апреля 2005 г. No.220)

Глава 8. Сколько лет Земле?

   Теория эволюции "от молекулы к человеку" с необходимостью предполагает, что Земле - миллиарды лет. Вот почему "Учение об эволюции и природа науки" приводит так называемые "доказательства" огромных эпох земной истории. На страницах 36-37 приводится схема, на временной шкале в пять миллиардов лет время существования человечества составляет столь крошечный отрезок, что пришлось увеличить его вдвое, иначе он вообще не был бы заметен.

   Однако Библия предлагает нам совершенно иную картину. Она учит, что человек был создан на шестой день Творения около шести тысяч лет назад. Таким образом, временная шкала, основанная на библейских данных, помещает человека почти в начало истории мира, а не в ее конец. Если расположить эти шесть тысяч лет на 39 - сантиметровой шкале "Учения об эволюции...", то точка появления человека будет всего на одну тысячную миллиметра отстоять от точки отсчета! Кроме того, христиане по определению верят словам Иисуса Христа. А Он сказал: "В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их" (Евангелие от Марка 10:6). Эти слова имеют смысл только в рамках библейской шкалы времени и полностью противоречат временной шкале "Учения об эволюции...".

   В этой главе мы рассмотрим образование горных пород и методы определения возраста с точки зрения креационизма и теории эволюции.

Горные породы

   Огромная толща осадочных пород во всех частях света традиционно считается доказательством долгих эпох земной истории. "Учение об эволюции..." на странице 33 предлагает нам полезное определение:

   "Осадочные породы образуются, когда твердые материалы, наносимые ветром и водой, собираются в слои, а затем спрессовываются под действием вышележащих наслоений. Иногда осадочные породы содержат окаменелые части живых организмов, осаждающихся вместе с другими твердыми частицами".

   Учение о "долгих эпохах" идет рука об руку с утверждением: "большая толщина слоев обычно достигается за длительные периоды времени". Однако факты этого не подтверждают. По - видимому, осадки большой толщины образуются либо под действием малого количества воды за длительное время, либо под действием большого количества воды за краткое время. Мы уже говорили о том, как разные предубеждения могут приводить к разным толкованиям одних и тех же данных, в данном случае - данных о слоях горных пород. Предпочесть первое объяснение второму - решение не естественно-научное, а философское. В наши дни отложение осадков чаще всего происходит медленно - отсюда и допущение, что так было всегда. А если так было всегда, значит, слои пород формировались в течение долгих эпох. Философская концепция, утверждающая, что процессы всегда происходили примерно с одинаковой скоростью ("настоящее - ключ к прошлому") часто называется униформизмом.

   Еще в 1983 году, когда я изучал геологию в университете, теория униформизма, сформулированная именно таким образом, противопоставлялась теории катастрофизма. Однако позднее термин униформизм стал применяться и в других контекстах - для обозначения постоянства законов природы. В этих случаях иногда говорят о "методологическом униформизме", в отличие от "собственно униформизма".

   Следует также отметить, что геологи-униформисты с давних пор допускают окказиональные (локальные) катастрофические события. Однако вся современная историческая геология основана на общем принципе "медленных и постепенных" изменений, который и по сей день господствует в анализе любого геологического процесса. Тем не менее, свидетельства катастрофических процессов настолько убедительны, что в наши дни растет число неокатастрофистов. Но, в силу своих материалистических предубеждений, они, разумеется, отвергают библейское объяснение - Всемирный Потоп.

   Так или иначе, потоп всемирного масштаба, покрывший Землю (и повлекший за собой образование окаменелостей), не мог не оставить повсеместно огромного количества осадков. При таком потопе многие организмы подверглись бы стремительному захоронению и фоссилизации.

   Кроме того, недавние случаи показывают, что катастрофические события, подобные Потопу из Книги Бытия, могут служить причиной очень быстрого формирования слоев породы. Извержение вулкана Сент-Геленз в штате Вашингтон за полдня породило четко выраженные слои осадочных пород высотой в 7,6 метра!147 Известен и случай, когда быстрое накопление массы песка над пляжем привело к образованию метровой толщи осадков с хорошо выраженной слоистостью на площади размером с футбольное поле.148 Эксперименты по накоплению осадков, проведенные креационистом Гаем Бертолтом (Guy Berthault), иногда в сотрудничестве с некреационистами, показали, что четкие слои могут образовываться самопроизвольно, при распределении частиц различного размера.149

   В одном из экспериментов Бертолта раздробленные слоистые породы, песчаник и диатомит, осаждались в условиях водного потока различной скорости. Было обнаружено, что независимо от скорости потока в результате образовывались слои той же толщины, что и в исходной породе. Это говорит в пользу того, что и изначальная порода сформировалась под действием схожего самопроизвольного механизма, а затем частицы породы спрессовались между собой.150 Подобные эксперименты, проводимые эволюционистами, были описаны в журнале "Nature" спустя десять лет после первых работ Бертолта.151

   Поэтому, основываясь на вере в то, что Библия есть истинное Слово Божье, можно получать разумные выводы из экспериментальных данных. Нельзя сказать, что мы ответили на все вопросы, но многие загадки уже разгаданы.

   А каковы успехи теории "медленных и постепенных" изменений? Задумаемся о том, сколько времени может сохраняться целостность мертвых организмов? Обычно несколько недель от них не остается и следа - падальщики и процессы разложения быстро делают свое дело. Мертвая медуза, к примеру, исчезает в считанные дни. А в "Учении об эволюции..." на странице 36 опубликована фотография окаменевшей медузы. Разумеется, здесь и речи не может идти о медленном захоронении - медуза была очень быстро погребена под осадками водного потока. В этом потоке должны были также содержаться растворенные минералы, вызывающие дальнейшее отвердевание осадка.

   В книге "Камни и кости"152 приведены убедительные примеры стремительного захоронения других организмов: двухметровая самка ихтиозавра (вымершая рыбообразная морская рептилия), окаменевшая в момент родов; рыба, погребенная в процессе поедания пищи. В этой же книге мы видим снимок вертикально расположенного ствола дерева, пронизывающего сразу несколько слоев породы (отсюда и термин - полистратные окаменелости). Если бы верхние осадочные слои образовывались в течение миллионов или хотя бы даже сотен лет, то верхушка дерева непременно сгнила бы.

   Любопытно отметить: ученые из НАСА верят, что на Марсе происходили "катастрофические наводнения",153 в результате которых образовались каньоны,154 хотя в наши дни на Марсе нет жидкой воды. При этом они отрицают возможность глобального потопа на Земле, где вполне достаточно воды, чтобы покрыть всю планету (при отсутствии неровностей рельефа толща воды достигала бы 2,7 км!). Даже сейчас вода покрывает 71% поверхности Земли! Пожалуй, они с легкостью приняли бы гипотезу глобального потопа, если бы о нем не шла речь в Библии. Это еще раз показывает нам, насколько предубеждения ученых влияют на толкование ими фактов.

Радиометрическое датирование

   Как было показано выше, свидетельства летописи окаменелостей согласуются с теорией катастроф, в то время как многие ее особенности трудно объяснить медленными и постепенными процессами. Но эволюционисты утверждают, что методы датирования якобы подтверждают теорию долгих эпох. Из всех методов определения возраста наиболее известен радиометрический. Его принцип довольно точно описан на странице 35 "Учения об эволюции...":

   "Некоторые элементы, например, уран, подвергаются радиоактивному распаду с образованием других элементов. Измеряя количество радиоактивного элемента и элементов, образующихся вследствие его распада, геологи могут определить, сколько времени прошло с момента остывания расплавленной породы".

   Глядя на песочные часы, мы можем сказать, сколько времени истекло, сравнив количество песка в верхней ("материнской") и нижней ("дочерней") чашах (рисунок исключен).

   Однако "определение" больших возрастов - не более чем интерпретация; в действительности, из достоверных научных данных исследователи получают только соотношения изотопов. Каждый химический элемент обычно существует в нескольких формах, или изотопах, с разными атомными массами. Эти допущения могут привести и к совсем иным выводам. Рассмотрим это на примере песочных часов. Если перевернуть часы, песок начнет пересыпаться из верхней части в нижнюю со скоростью, которую можно измерить. Глядя на часы, пока песок сыплется, по количеству песка в обеих частях и по скорости пересыпания, мы можем определить, когда часы были перевернуты. Так ли это? В первую очередь мы должны сделать ряд допущений:

   1. Мы знаем изначальное количество песка в обеих частях часов. Обычно часы переворачивают в тот момент, когда верхняя часть пуста. Но если это не так, то для заполнения нижней части потребуется меньше времени!

   2. Скорость пересыпания песка остается постоянной. Но если, к примеру, песок недавно промок, то он будет сыпаться медленнее, чем раньше. А если раньше он сыпался быстрее, то и нижняя часть заполнялась быстрее, чем если бы он все время сыпался с нынешней скоростью.

   3. Система все время оставалась закрытой. Это значит, что песок не добавлялся в часы и не исчезал из них. Однако допустим, что без нашего ведома кто-то добавил песка в нижнюю часть часов или, напротив, убрал некоторое количество песка из верхней части. В этом случае, если вы решите рассчитать, сколько времени прошло с последнего переворачивания часов, результат получится завышенным.

   "Учение об эволюции..." говорит о допущении 2:

   Например, скорость радиоактивного распада должна быть постоянной на протяжении некоторого времени, и на нее не должны оказывать влияния такие факторы, как температура и давление. Эти выводы подтверждаются множеством физических исследований.

   Верно, что в современном мире скорости радиоактивного распада кажутся постоянными и не зависящими от температуры или давления. Однако мы изучаем эти скорости всего лишь сотню лет, и потому не можем быть уверены, что на протяжении всех этих предполагаемых "миллиардов лет" они были такими же. Доктор Рассел Хамфриз, специалист в области ядерной физики, полагает, что во время недели Творения скорости радиоактивного распада были выше, а после оставались постоянными. Для такого утверждения есть основания - например, анализ радиогало, - но все же оно остается спорным.

   Далее в "Учении об эволюции..." говорится о допущении 3:

   Предполагается также, что исследуемые породы оставались неизменными в течение долгого времени: в них не происходила миграция атомов - процесс, еще малоизученный с точки зрения геологии и химии.

   Это действительно очень большое допущение. Калий и уран, распространенные материнские элементы, легко растворяются в воде и могут вымываться из горных пород. Аргон же, продукт распада калия, - вообще летучий газ.

Аномалии

   Существует множество примеров, когда методы датирования показывают неверный "возраст" пород, действительный возраст которых точно известен. Один из таких примеров - купол дацитовой лавы на вулкане Сент-Геленз. Хотя нам известно, что эта порода образовалась в 1986 году, возраст, "определенный" с помощью калий-аргонового (К - Ar) метода, составил 0,35-0,05 миллиона лет.155 Еще один пример - калий-аргоновое "датирование" пяти потоков андезитовой лавы с горы Нгаурухо в Новой Зеландии. "Возрасты" колебались в пределах от <0,27 до 3,5 миллионов лет - но один из этих потоков лавы появился в 1949 году, три - в 1954 и один - в 1975!

   На самом же деле произошло следующее: когда порода затвердела, в ней остался избыток аргона радиоактивного происхождения (Ar40) из магмы (расплавленной породы). В светской научной литературе содержится немало других примеров того, как избыток Ar40 приводит к "лишним миллионам лет" при датировании пород известного исторического возраста. Источником избытка Ar40, по всей вероятности, служит верхняя часть мантии, расположенная непосредственно под земной корой. Это вполне согласуется с теорией молодой Земли - у аргона просто не хватило времени для высвобождения.156

   * Но если избыток Ar40 приводит к столь грубым ошибкам в датировании пород, чей возраст известен, почему мы должны доверять этому методу, когда речь идет о породах неизвестного возраста?

   Еще одна проблема - расхождения в результатах, полученных при датировании разными методами. Если два метода дают разные результаты, значит, как минимум, один из них неверен. Например, в Австралии под потоками базальтовой лавы было погребено несколько деревьев - это видно по следам обугливания. "Возраст" древесины по данным радиоуглеродного анализа составил 45 000 лет, в то время как "возраст" базальта по данным метода К-Ar - 45 млн. лет!157 В другом образце ископаемой древесины из верхнепермских пород был обнаружен изотоп С14. Между тем, в породе старше 50 тысяч лет присутствие С14 не может быть определено - за это время он бы весь разрушился; что уж говорить о 250 миллионах лет, приписываемых этим верхнепермским породам эволюционистами!158

   В соответствии с библейским летосчислением, древность не может быть истинной причиной наблюдаемого соотношения изотопов. Об этом говорят и описанные выше аномалии, однако пока мы не можем с уверенностью говорить об их подлинных причинах. В настоящее время над этим вопросом работает группа геологов и физиков - исследователей-креационистов, обладающих учеными степенями, из центра "Ответы Бытия", Креационного научного общества и Института креационных исследований. Их цель - раскрыть точные геохимические и геофизические причины, обусловившие современное соотношение изотопов.159 Одна из перспективных идей в этом направлении - критическое осмысление допущения 1: начальные условия радиоактивного распада вовсе не таковы, как полагают эволюционисты, - на них влияет химический состав расплавленной породы.

Доказательства молодого возраста Вселенной

   90% методов, используемых для определения возраста Земли, указывают на цифры значительно меньше тех миллиардов лет, о которых говорят эволюционисты. Вот лишь некоторые из доказательств:

   * В некоторых неокаменелых (!) костях динозавров были найдены красные кровяные тельца и гемоглобин. Они могли сохраниться в течение нескольких тысяч лет, но никак не 65 миллионов лет - а ведь согласно теории эволюции последние динозавры вымерли именно 65 миллионов лет назад.160

   * Скорость распада магнитного поля Земли так велика, что оно никак не может существовать более 10 000 лет. Из-за стремительного перемагничивания в год Всемирного Потопа и магнитных колебаний вскоре после него энергия магнитного поля стала уменьшаться еще быстрей.161

   * В результате радиоактивного распада в атмосферу выделяется гелий, и большая его часть там и остается. Однако общее содержание гелия в атмосфере составляет лишь двухтысячную часть того количества, которое должно было бы накопиться в ней за миллиарды лет. Источник земного гелия - горные породы, причем гелий высвобождается из них достаточно быстро. Однако в некоторых породах по-прежнему содержится очень много гелия, который просто не успел высвободиться, - следовательно, в его распоряжении не было миллиардов лет.162

   * Сверхновая возникает в результате взрыва большой звезды. Взрыв этот настолько ярок, что он на краткий срок затмевает всю остальную Галактику. Остатки сверхновой (ОСН), согласно физическим уравнениям, должны расширяться еще сотни тысяч лет. Однако ни в нашей Галактике Млечного Пути, ни в ее спутниках -Магеллановых облаках нет слишком старых (стадия 3) ОСН, а умеренно старых (стадия 2) совсем мало. Именно этого и следует ожидать в "молодых" галактиках, которым просто не хватило времени для расширения.163

   * Луна медленно удаляется от Земли со скоростью около 4 см в год, а в прошлом эта скорость должна была быть больше. Но даже если Луна изначально соприкасалась с Землей, то чтобы удалиться на нынешнее расстояние, ей понадобилось бы всего 1,37 миллиардов лет. И это - не реальный, а максимальный возраст Луны. Конечно, этот возраст слишком мал для эволюционистов (и намного меньше "возрастов", полученных при радиометрическом датировании лунных пород).164

   * Соль поступает в океаны с гораздо большей скоростью, нежели уходит из них. Если бы эти процессы длились миллиарды лет, вода в морях и океанах была бы куда солоней. Даже при самых выгодных для эволюционистов допущениях морям не может быть больше 62 млн. лет, - а ведь они говорят о миллиардах лет! Опять-таки, это максимальный, а не реальный, возраст.165

   Доктор Рассел Хамфриз в брошюре "Доказательства молодости мира" ("Evidence for a Young World"), изданной центром "Ответы Бытия", приводит примеры других процессов, не согласующихся с теорией о миллиардах лет.

   Креационисты признают, что не могут точно установить возраст Земли с помощью конкретного научного метода. Однако креационисты сознают, что единственный путь развития науки - метод проб и ошибок, поскольку у нас нет исчерпывающих данных, особенно когда речь идет о прошлом. Это верно как для креационных, так и для эволюционных научных аргументов: самим эволюционистам пришлось отказаться от многих "доказательств" эволюции. Так, доктор У. Б. Провайн (W. В. Provine), эволюционист и атеист, признает: "Мои познания в этой области, почерпнутые во время учебы в аспирантуре (1964 - 68), либо оказались ошибочными, либо существенно изменились".166 Креационисты осознают ограниченность методов датирования гораздо отчетливей, чем эволюционисты, заявляющие, будто современные наблюдения способны послужить "доказательствами" миллиардов лет земной истории. На самом же деле, все методы определения возраста, включая и те, что свидетельствуют о молодом возрасте Земли, основаны на недоказуемых предположениях.

   Креационисты устанавливают возраст Земли, исходя из библейской хронологии. Они верят, что Библия - самая точная летопись истории Вселенной, что подтверждается множеством фактов.

   Примечание. Джон Вудморапп (John Woodmorappe) недавно опубликовал исчерпывающее критическое исследование методов радиометрического "датирования", включая и новейший изохронный метод "Мифология современных методов датирования" (The Mythology of Modem Dating Methods)

   147 S. A. Austin, "Mount St Helens and catastrophism," Proceedings oj the First International Conference on Creationism 1:3 - 9, ed. R. E. Walsh, R. S. Crowell, Creation Science Fellowship, Pittsburgh, PA, USA, 1986, упрощенный вариант см. К. Ham, "I got excited at Mount St Helens!" Creation 15(3): 14 - 19, June - August 1993.

   148 Don Batten, "Sandy stripes: do many layers mean many years?" Creation 19(1):39-40, December 1996 - February 1997.

   149 P. Julien, Y. Lan. and G. Berthault, "Experiments on stratification of heterogeneous sand mixtures," CEN Technical Journal 8( 1 ):37 - 50,1994.

   150 G. Berthault, "Experiments on lamination of sediments," CEN Technical Joucal 3:25-29,1988.

   151 Н. A. Makse, S. Havlin, P. R. King, and H. E. Stanley, "Spontaneous stratification in granular mixtures," Nature 386(6623):379 - 382. March 27. 1997. См. тж. A. Snelling, "Nature finally catches up," CEN Technical Journal 11:125 - 6. 1997.

   152 Карл Виланд "Камни и кости" (Симферополь, Христианский научно-апологетический центр, 1994).

   153 R. A. Kerr, "Pathfinder tells a geologic tale with one starting role," Science 279(5348): 175, January 9, 1998.

   154 O. Morton, "Flatlands," New Scientist 159(2143):36 - 39, July 18, 1998.

   155 S.A. Austin, "Excess argon within mineral concentrates from the new dacite lava dome at Mount St Helens volcano," CEN Technical Journal 10(3):335 - 343,1996.

   156 A. A. Snelling, "The cause of anomalous potassium-argon 'ages' for recent andesite flows at Mt Ngauruhoe, New Zealand, and the implications for potassium-argon 'dating'," Proceedings of the Fourth International Conference on Creationism, Creation Science Fellowship, Pittsburgh, ed. E. Walsh, 1998, pp. 503 - 525. Эта статья документально обосновывает ряд примеров. Так, о шести из них речь шла в докладе D. Krummenacher, "Isotopic Composition of Argon in Modern Surface Rocks," Earth and Planetary Science Letters 8:109 - 117, 1970; о пяти - в докладе G. В. Dalrymple, "Ar40/Ar36 analysis of historic lava flows," Earth and Planetary Science Letters 6:47 -55,1969. См. тж. D. E. Fisher, "Excess rare gases in a subaerial basalt from Nigeria." Nature 232:60 - 61,1970.

   157 A. A. Snelling, "Radiometric dating in conflict," Creation 20(1 ):24- 27, December 1997 - February 1998.

   158 A. A. Snelling, "Stumping old-age dogma," Creation 20(4):48-50, September -November 1998.

   159 Acts and Facts, Institute for Creation Research, 27(7), July 1998.

   160 C. Wieland, "Sensational dinosaur blood report!" Creation 19(4):42 - 43, September - November 1997; основано на исследовании М. Schweitzer and T. Staedter, "The real Jurassic park," Earth, June 1997, pp. 55 - 57.

   161 D. R. Humphreys, "Reversals of the earth's magnetic field during the Genesis Flood," Proceedings of the First International Conference on Creationism, vol. 2 (Pittsburgh. PA: Creation Science Fellowship, 1986), pp. 113 - 126; J. D. Sarfati, "The earth's magnetic field: evidence that the earth is young," Creation 20(2): 15 - 19, March-May 1998.

   162 L. Vardiman, The Age of the Earth's Atmosphere: A Study of the Helium Flux through the Atmosphere (El Cajon; CA: Institute for Creation Research, 1990); J. D. Sartati, "Blowing old-earth belief away: helium gives evidence that the earth is young," Creation 20(3): 19 -21, June -August 1998.

   163 K. Davies, "Distribution of supernova remnants in the galaxy," Proceedings of the Third International Conference on Creationism, ed. R. E. Walsh, 1994, pp. 175 -184; J. D. Sarfati, "Exploding stars point to a young universe," Creation 19(3):46 - 49, June - August 1998.

   164 D. De Young, "The earth-moon system," Proceedings of the Second International Conference on Creationism, ed. R. E. Walsh and C. L. Brooks. 1990,79 - 84; J. D. Sarfati, "The moon: the light that rules the night," Creation 20(4):36 - 39, September-November 1998.

   165 S. A. Austin and D. R. Humphreys, "The sea's missing salt: a dilemma for evolutionists," Proceedings of the Second International Conference on Creationism, vol. 2,1990.17-33; J. D. Sarfati, "Salty seas: evidence for a young earth," Creation 21(1):16-17, December 1998 - February 1999.

   166 Teaching about Evolution and the Nature of Science, A Review by Dr Will В Provme, available online from (cited on November 1,1999)

*   *   *   *   *   *   *

   На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

   На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

   Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

   Предыдущую версию сайта "Высокие статистические технологии" вы можете найти по адресу www.newtech.ru/~orlov. Для доступа к этой версии сайта вы можете воспользоваться бесплатным демо-доступом компании NewTech. Телефоны: (095)234-94-49, (095)956-37-46. Login: imt или demo. Password: test, Primary DNS: 212.16.0.1, Secondary DNS: 193.232.112.1. Вход под этим логином бесплатный, сеанс связи неограничен. Если Вам отказывают в авторизации, то просто повторите дозвон позже.

   На сайте http://karamurza.chat.ru представлена книга видного современного философа и политолога С.Г.Кара-Мурзы "Опять вопросы вождям", которая является глубоким научным исследованием проблем западного и российского общества. Книга предназначена всем интересующимся политологическими и социологическими проблемами.

   Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru.

Удачи вам и счастья!


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.humanity.econometrika
Отписаться

В избранное