← Февраль 2005 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
|
За последние 60 дней 9 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://orlovs.pp.ru/ivst.php
Открыта:
29-06-2000
Адрес
автора: science.humanity.econometrika-owner@subscribe.ru
Статистика
+1 за неделю
Эконометрика - выпуск 211
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Здравствуйте, уважаемые подписчики! * * * * * * *
В этом, 211-м выпуске рассылки "Эконометрика" от 7 февраля 2005 года помещаем ряд материалов, отражающих нашу работу: 1. Продолжение общего списка публикаций А.И.Орлова (работы 2004 г.) 2. Число научных и методических работ А.И.Орлова по годам 3. Публикации А.И.Орлова в журнале "Заводская лаборатория" 4. Посещение сайта http://orlovs.pp.ru за первых четыре месяца (октябрь 2004 г. - январь 2005 г.) В разделе "Наши перепечатки" помещаем лекцию "О русском уме" великого ученого И.П. Павлова, прочитанную весной 1918 г. Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika. * * * * * * * 1. Продолжение общего списка публикаций А.И.Орлова (работы 2004 г.) Помещаем список научных и методических трудов за 2004 г., продолжающий список, помещенный на сайте http://orlovs.pp.ru. Номера публикаций соответствуют "Общему списку трудов" на странице "Авторы сайта". Как можно использовать список публикаций? 1. Можно быстро установить, какой тематикой в определенный промежуток времени занимался автор публикаций. 2. В рассылку по техническим причинам приходится включать материал без формул, восстановить формулы можно по изданным сочинениям. 3. При необходимости сослаться на источник информации часто предпочитают указывать публикацию на бумажной основе. 4. В обобщающих публикациях, в частности, в учебниках, помещенных на сайте http://orlovs.pp.ru, часто не приводятся доказательства. Вместо доказательств даются отсылки к более ранним публикациям. 5. При составлении списков литературы в диссертациях, дипломных и курсовых работах и проектах возникает необходимость поиска источников. Списки трудов для этого вполне подходят. 6. В соответствии с авторским правом необходимо указывать источники информации. Для этого больше подходят списки публикаций, чем электронные носители. 7. Списки публикаций полезны при более углубленном изучении вопроса, в частности, при составлении литературных обзоров и рефератов. 8. Список публикаций наиболее подробно отражает вклад их автора в науку. Именно поэтому такие списки всегда рассматриваются при приеме на работу, на конкурсах, при составлении биографий, т.е. при подведении промежуточных или окончательных итогов деятельности научного работника и преподавателя. 2004 571. Гуськова Е.А., Орлов А.И. Операционный леверидж как инструмент управления и прогнозирования прибыли. - Журнал "Справочник экономиста", 2004. No.2(8) (февраль). С.19-26. 572. Орлов А.И., Русанова Г.В., Горчакова Л.С., Орлова Л.А., Гуськова Е.А., Митрохин И.Н. Эконометрические инструменты управления предприятием. - Управление организацией: диагностика, стратегия, эффективность. Материалы XII Международной научно-практической конференции 15-16 апреля 2004 г. - М.: Издательский дом "МЕЛАП", 2004. - С.65- 66. 573. Орлов А.И. Предисловие. - В кн.: Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). - М.: МЗ-Пресс, 2004 (серия "Статистические методы"). - С.4-5. 574. Загонова Н.С., Орлов А.И. Мы новый, лучший вариант построим. Эконометрическая поддержка контроллинга инноваций. Нечеткий выбор. - Журнал "Российское предпринимательство". 2004. No.4. С.54-57. 575. Орлов А.И. Об информационных технологиях обучения в средней и высшей школе. - Журнал "Телекоммуникации и информатизация образования". 2004. No.1(20). С.28-43. 576. Орлов А.И. Непараметрическое точечное и интервальное оценивание характеристик распределения. - Журнал "Заводская лаборатория". 2004. Т.70. No.5. С.65-70. 577. Орлов А.И. Статистика. Рабочая программа. - М.: Международный юридический институт при Министерстве юстиции РФ, 2004. - 22 с. 578. Орлов А.И. Теория вероятностей и математическая статистика. Рабочая программа. - М.: Международный юридический институт при Министерстве юстиции РФ, 2004. - 16 с. 579. Орлов А.И. Управленческие решения. Рабочая программа. - М.: Международный юридический институт при Министерстве юстиции РФ, 2004. - 6 с. 580. Орлов А.И. Эконометрика. Учебник для вузов. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. - М.: Изд-во "Экзамен", 2004. - 576 с. 581. Орлов А.И. Методы проверки однородности связанных выборок. - Журнал "Заводская лаборатория". 2004. Т.70. No.7. С.57-61. 582. Орлов А.И. Рыночного социализма нет. - Газета "Правда". No.79 (28693), 2004, 20-21 июля. С.2. 583. Орлов А.И., Орлова Л.А. Эконометрика в обучении контроллеров. - Журнал "Контроллинг". 2004. No.3 (11). С.68-73. 584. Орлов А.И. Теория измерений и педагогическая диагностика. - Журнал "Педагогическая диагностика". 2004. No.2. С.44-56. 585. Орлов А.И., Орлова Л.А. Гуляй, Россия от рубля... и ниже. Интервальная оценка инфляции по независимой информации. - Журнал "Российское предпринимательство". 2004. No. 10. С.44-49. 586. Орлов А.И., Поляков В.А. Информационно-правовые вопросы оценки Киотского договора. - Журнал ""Черные дыры" в российском законодательстве". 2004. No.3. С.448-450. 587. Орлов А.И., Орлова Л.А., Русанова Г.В., Горчакова Л.С. Высокие статистические технологии и перспективы их применения в социологии. - Тезисы I Всероссийской научной конференции "Сорокинские чтения-2004: Российское общество и вызовы глобализации". - М.: Альфа-М, 2004. - С.193-196. 588. Орлов А.И. Грядущая смута 2012 года. - Вестник Академии Прогнозирования (Исследований Будущего). N 12. 2004 г. - Труды Академии прогнозирования. Выпуск N 9. 2004 г. - С.42 - 45. 589. Разработка методов эконометрической поддержки процессов принятия решений при управлении предприятиями высокотехнологичных отраслей промышленности / Орлов А.И., Колобов А.А., Омельченко И.Н., Орлова Л.А. - Отчет по госбюджетной НИР (рукопись). - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. - 70 с. 590. Разработка теоретических основ и эконометрических методов проектирования форм и организационных корпоративных структур интеграции промышленных предприятий при создании совместных проектов / Колобов А.А., Орлов А.И., Омельченко И.Н., Орлова Л.А. - Отчет по госбюджетной НИР (рукопись). - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. - 97 стр. 2. Число научных и методических работ А.И.Орлова по годам
В таблице приведены данные за 35 лет. За это время было выполнено и опубликовано 590 работ, т.е. в среднем 17 работ в год. Обратим внимание на несколько обстоятельств. 1. Поток работ является достаточно равномерным по годам. Отклонения вверх и вниз имеются, но не слишком большие. Минимальное число работ за год - 6-7, максимальное - 50 (1999 год), но в тот год была выпущена Энциклопедия "Вероятность и математическая статистика" с 20 статьями А.И.Орлова. Если этот год исключить, то максимальное число публикаций 28-32. (Конечно, публикации бывают разные. Можно учитывать объем. Жанр. Место публикации. И тираж. Этими расчетами попробуем заняться в будущем.) 2. С течением времени, в частности, после защиты докторской диссертации в 1992 г., среднее число публикаций растет. Так, за последние 10 лет (1995-2004) выпущено 254 работы (25 в год), т.е. на 8 работ в год больше, чем за все 35 лет научной и преподавательской деятельности. Очевидно, что число публикаций можно значительно увеличить, особенно за счет тезисов докладов различных конференций. Известны случаи, когда отдельные авторы "выдавали" 120 публикаций в год. Однако в современной ситуации, когда нет стимулов стремиться к искусственному увеличению числа публикаций, приведенные выше данные описывают естественный процесс фиксации новых научных результатов. 3. Не учтена работа по подготовке выпусков рассылки - настоящий выпуск уже 211-й. Не учтены отзывы на диссертации, рефераты, статьи. Со времен моей молодости помню, как один из заслуженных научных деятелей предлагал включать такие отзывы в списки работ. Тогда это мне показалось странным. Теперь я понимаю, что по трудозатратам и вложениям творческой энергии отзыв на диссертацию зачастую более весом, чем статья в журнале и тем более чем тезисы на конференцию. 4. Формальный статус работы зачастую не соответствует ее реальному значению. Например, книга 1980 г. "Задачи оптимизации и нечеткие переменные" по своему статусу является научно-популярной. Она и получила премию второй степени за лучшее научно-популярное произведение 1980 г. Однако на самом деле эта книга - первая научная монография по нечисловой статистике. (В монографии А.И.Орлова 1979 г. "Устойчивость в социально-экономических моделях" к нечисловой статистике можно отнести лишь часть главы 2 и главы 3 и 4, а вот самая большая глава 5 посвящена теории управления запасами.) Еще более яркий пример - статья "Математика нечеткости" в журнале "Наука и жизнь" 1982 г. По форме - типичная научно-популярная статья. По существу - мое наиболее развернутое обсуждение методологии теории нечеткости. Есть, конечно, и примеры противоположного рода. По форме - научные статьи, по существу - популяризация ранее полученных результатов. Особенно этот эффект заметен при рассмотрении отчетов по НИР. Иногда в отчетах есть то, чего нет больше нигде. Такова часть отчетов по работам, выполненных во ВНИИ Стандартизации, и позже - при изучении инфляции (временные ряды исходных данных о ценах есть только в отчетах). А другие отчеты "склеены" из публикаций соответствующего года, тем самым, нового материала в них нет. 5. При оценке значения статьи или иной публикации надо принимать во внимание не только содержание работы, но и контингент читателей. Поэтому вполне оправдан ориентированный на инженеров "римейк" статьи, опубликованной в медицинском издании - контингенты читателей не пересекаются. Поэтому большое значение имеет цикл публикаций в журнале "Заводская лаборатория", лишенный каких-либо повторов. Названия работ этого цикла приводятся ниже. 3. Публикации А.И.Орлова в журнале "Заводская лаборатория" 1980 1. Тюрин Ю.Н., Литвак Б.Г., Орлов А.И., Сатаров Г.А., Шмерлинг Д.С. Анализ нечисловой информации. - Журнал "Заводская лаборатория. 1980. Т.46. No.10. С. 931-935. Перепечатка в исправленной и расширенной редакции - в сб.: Современные проблемы кибернетики (прикладная статистика). - М.: Знание, 1981. С.41-52. 1984 2. Лумельский Я.П., Орлов А.И. Всесоюзная научно-техническая конференция "Применение статистических методов в производстве и управлении". - Журнал "Заводская лаборатория". 1984.Т.50. No.12. С.81-82. 1985 3. Орлов А.И. Распространенная ошибка при использовании критериев Колмогорова и омега-квадрат. - Журнал "Заводская лаборатория".1985. Т.51. No.1. С.60-62. 1986 4. Орлов А.И. Система государственных стандартов по прикладной статистике. - Журнал "Заводская лаборатория", 1986, т.52, No.3, с.58-61. 5. Орлов А.И. О нецелесообразности использования итеративных процедур нахождения оценок максимального правдоподобия. - Там же. No.5, с.67-69. 6. Камень Ю.Э., Камень Я.Э., Орлов А.И. Реальные и номинальные уровни значимости в задачах проверки статистических гипотез. - Журнал "Заводская лаборатория". 1986. Т.52. No.12. С.55-57. 1987 7. Орлов А.И. Первый Всемирный конгресс Общества математической статистики и теории вероятностей им. Бернулли. - Журнал "Заводская лаборатория". 1987. Т.53. No.3. С.90-91. 8. Орлов А.И. О реальных возможностях бутстрепа как статистического метода. - Журнал "Заводская лаборатория". 1987. Т.53. No.10. С.82-85. 1988 9. Гнеденко Б.В., Орлов А.И. Роль математических методов исследования в кардинальном ускорении научно-технического прогресса.- Журнал "Заводская лаборатория". 1988. Т.54. No.1. С.1-4. 1989 10. Орлов А.И. Комментарий к заметке Ф.В. и В.Ф. Залесских "Об относительных ошибках двух или нескольких выборочных средних". - Журнал "Заводская лаборатория". 1989. Т.55. No.3. С.101-102. 11. Орлов А.И. Метод моментов проверки согласия с параметрическим семейством распределений. - Там же. No.10. С.90-93. 12. Орлов А.И. Пятая международная Вильнюсская конференция по теории вероятностей и математической статистике. - Журнал "Заводская лаборатория". 1989. Т.55. No.10. С.99-100. 1990 13. Орлов А.И. Применение многомерного статистического анализа в экономике и оценке качества продукции. - Журнал "Заводская лаборатория. 1990. Т.56. No.1. С.107-109. 14. Орлов А.И. Статистика объектов нечисловой природы (Обзор). - Журнал "Заводская лаборатория". 1990. Т.56. No.3. С.76-83. 15. Орлов А.И. Комментарий II к статье В.Г. Алексеева "Об одном методе проверки датчика псевдослучайных чисел". - Там же. No.3. С.86-87. 16. Орлов А.И. О создании Статистической федерации СССР и Московской статистической федерации. - Журнал "Заводская лаборатория". 1990. Т.56. No.5. С.100-100. 17. Орлов А.И. Комментарий IV к статье А.П. Вощинина, А.Ф. Бочкова, Г.Р. Сотирова "Метод анализа данных при интервальной нестатистической ошибке". - Там же. No.7. С.86-89. 1991 18. Орлов А.И., Харин Ю.С. Математическое и программное обеспечение анализа данных. - Журнал "Заводская лаборатория". 1991. Т.57. No.5. С.72-72. 19. Орлов А.И. Часто ли распределение результатов наблюдений является нормальным? - Журнал "Заводская лаборатория". 1991 Т.57. No.7 С.64-66. 1992 20. Орлов А.И. О современных проблемах внедрения прикладной статистики и других статистических методов. - Журнал "Заводская лаборатория". 1992. Т.58. No.1. С.67-74. 21. Орлов А.И. Неустойчивость параметрических методов отбраковки резко выделяющихся наблюдений. - Журнал "Заводская лаборатория". 1992. Т.58. No.7. С.40-42. 22. Орлов А.И. Комментарий II к статье Н.Г. Волкова, С.Ю. Ерофеевой "Подгонка экспериментальных кривых методами экспертного оценивания". - Там же. No.10. С.62-63. 1993 23. Орлов А.И. Комментарий к статье С.М.Ермакова "О датчиках случайных чисел". - Журнал "Заводская лаборатория". 1993. Т.59. No.7. С.51-51. 1994 24. Орлов А.И. Об оценивании регрессионного полинома. - Журнал "Заводская лаборатория", 1994, т.60, No.5, с.43-47. 1995 25. Орлов А.И. Методы поиска наиболее информативных множеств признаков в регрессионном анализе. - Журнал "Заводская лаборатория". 1995. Т.61. No.1. С.56-58. 26. Орлов А.И. Объекты нечисловой природы. - Там же. No.3, с.43-52. 27. Орлов А.И. Вероятностные модели конкретных видов объектов нечисловой природы. - Там же. No.5, с.43-51. 28. Орлов А.И. О критериях Колмогорова и Смирнова. - Там же. No.7, с.59-61. 1996 29. Орлов А.И. Экспертные оценки. - Журнал "Заводская лаборатория". 1996. Т.62. No.1. С.54-60. 30. Орлов А.И. Проблема множественных проверок статистических гипотез. - Журнал "Заводская лаборатория", 1996, т.62, No.5, с.51-54. 31. Орлов А.И. Математическое обеспечение сертификации: сравнительный анализ диалоговых систем по статистическому контролю. - Журнал "Заводская лаборатория", 1996, т.62, No.7, с.46-49. 32. Орлов А.И. Асимптотическое поведение решений экстремальных статистических задач. - Там же, No.10, с.45-46. 1997 33. Орлов А.И. Надо ли разбивать выборку? - Журнал "Заводская лаборатория". 1997. Т.63. No.1. С. 54-54. 34. Орлов А.И. Сертификация и статистические методы (обобщающая статья). - Журнал "Заводская лаборатория". 1997. Т.63. No.3. С. 55-62. 35. Орлов А.И. О критериях согласия с параметрическим семейством. - Журнал "Заводская лаборатория". 1997. Т.63. No.5. С. 49-50. 1998 36. Орлов А.И. Современная прикладная статистика. - Журнал "Заводская лаборатория". 1998. Т.64. No.3. С. 52-60. 37. Орлов А.И. Методы оценки близости допредельных и предельных распределений статистик. - Журнал "Заводская лаборатория". 1998. Т.64. No.5. С. 64-67. 1999 38. Орлов А.И. Какие гипотезы можно проверять с помощью двухвыборочного критерия Вилкоксона? - Журнал "Заводская лаборатория". 1999. Т.65. No.1. С.51-55. 39. Орлов А.И. Репрезентативная теория измерений и ее применения. - Журнал "Заводская лаборатория". 1999. Т.65. No.3. С. 57-62. 40. Орлов А.И. Термины и определения в области вероятностно-статистических методов. - Журнал "Заводская лаборатория". 1999. Т.65. No.7. С.46-54. 41. Орлов А.И. Всегда ли нужен контроль качества продукции? - Журнал "Заводская лаборатория". 1999. Т.65. No.11. С. 51-55. 2000 42. Орлов А.И. Статистический контроль по двум альтернативным признакам и метод проверки их независимости по совокупности малых выборок. - Журнал "Заводская лаборатория". 2000. Т.66. No.1. С.58-62. 2002 43. Горский В.Г., Орлов А.И. Математические методы исследования: итоги и перспективы. - Журнал "Заводская лаборатория". 2002. Т.68. No.1. С.108-112. 44. Орлов А.И. Некоторые нерешенные вопросы в области математических методов исследования. - Журнал "Заводская лаборатория". 2002. Т.68. No.3. С.52-56. 2003 45. Орлов А.И. О проверке однородности двух независимых выборок - Журнал "Заводская лаборатория". 2003. Т.69. No.1. С.55-60. 46. Орлов А.И. Математические методы исследования и диагностика материалов (Обобщающая статья). - Журнал "Заводская лаборатория". 2003. Т.69. No.3. С.53-64. 47. Кудлаев Э.М., Орлов А.И. Вероятностно-статистические методы исследования в работах А.Н.Колмогорова. - Журнал "Заводская лаборатория". 2003. Т.69. No.5. С.55-61. 48. Орлов А.И. Высокие статистические технологии. - Журнал "Заводская лаборатория". 2003. Т.69. No.11. С.55-60. 2004 49. Орлов А.И. Непараметрическое точечное и интервальное оценивание характеристик распределения. - Журнал "Заводская лаборатория". 2004. Т.70. No.5. С.65-70. 50. Орлов А.И. Методы проверки однородности связанных выборок. - Журнал "Заводская лаборатория". 2004. Т.70. No.7. С.57-61. (В печати) 2005 51. Гуськова Е.А., Орлов А.И. Интервальная линейная парная регрессия. - Журнал "Заводская лаборатория". 2005. Т.71. No.3. С. 4. Посещение сайта http://orlovs.pp.ru за первых четыре месяца
Итак, 15 тысяч посетителей за 4 месяца. Для посвященного довольно узкой тематике сайта "Высокие статистические технологии" такая посещаемость, безусловно, является высокой. Еще более вдохновляет, что более 3,5 тысяч посетителей перекачали себе "Прикладную статистику". Это число вполне сопоставимо с типовым тиражом книг по подобной тематике. Почти втрое меньше (1,3 тыс.) нашлось читателей у "Нечисловой статистики". Эта книга посвящена новой области прикладной статистики, созданной в основном работами А.И.Орлова за последние четверть века. Приятно, что она нашла своего читателя. Почти одинаковое число читателей (по 1,7 тыс.) нашли учебники "Эконометрика" и "Менеджмент". До создания сайта казалось, что читателей у "Эконометрики" должно быть много больше, чем у "Прикладной статистики". Ведь "Эконометрика" входит в стандартный учебный план подготовки экономистов и преподается во многих вузах, а "Прикладная статистика" - нет. "Эконометрика" А.И. Орлова вышла тремя изданиями общим тиражом 11 тыс. экз. (2002 год - 3000, 2003 год - 3000, 2004 год - 5000). И тем не менее "Прикладная статистика" оказалась в 2 раза популярнее! Это - аргумент в пользу продвижения в преподавание учебного предмета "Прикладная статистика". Учебник есть. Учебник по менеджменту был наиболее востребован на предыдущей версии сайта. А здесь он на предпоследнем (четвертом) месте. Может быть, потому, что книг с таким названием выпущено очень много. А между тем наш учебник - новаторский, в нем, например, впервые введен раздел "Инструменты менеджмента", один из трех основных разделов книги. На призовом втором месте - "Теория принятия решений". Этот предмет также входит в стандартный учебный план подготовки экономистов и преподается во многих вузах. Но учебник содержит массу нового материала, ранее опубликованного только в наших статьях. Так что идея внесения результатов научных исследований в преподавание реализуется. Стоит отметить, что некоторое снижение активности читателей в январе 2005 г., несомненно, связано с большой продолжительностью праздничных дней. С уверенностью смотрим в будущее. * * * * * * * Наши перепечатки О русском уме Милостивые государи! Заранее прошу меня простить, что в гнетущее время, которое мы все переживаем, я сейчас буду говорить о довольно печальных вещах. Но мне думается, или, вернее сказать, я чувствую, что наша интеллигенция, т.е. мозг родины, в погребальный час великой России не имеет права на радость и веселье. У нас должна быть одна потребность, одна обязанность - сохранять единственно нам доставшееся достоинство: смотреть на самих себя и окружающее без самообмана. Побуждаемый этим мотивом, я почел своим долгом и позволил себе привлечь ваше внимание к моим жизненным впечатлениям и наблюдениям относительно нашего русского ума. В чем видеть русский ум? На этом вопросе необходимо остановиться. Конечно, отчетливо выступает несколько видов ума. Во-первых, научный русский ум, участвующий в разработке русской науки. Я думаю, что на этом уме мне останавливаться не приходится, и вот почему. Это ум до некоторой степени оранжерейный, работающий в особой обстановке. Он выбирает маленький уголочек действительности, ставит ее в чрезвычайные условия, подходит к ней с выработанными заранее методами, мало того, этот ум обращается к действительности, когда она уже систематизирована и работает вне жизненной необходимости, вне страстей и т.д. Значит, в целом это работа облегченная и особенная, работа, далеко идущая от работы того ума, который действует в жизни. Характеристика этого ума может говорить лишь об умственных возможностях нации. Далее. Этот ум есть ум частный, касающийся очень небольшой части народа, и он не мог характеризовать весь народный ум в целом. Количество ученых, я разумею, конечно, истинно ученых, особенно в отсталых странах, очень небольшое. По статистике одного американского астронома, занявшегося определением научной производительности различных народов, наша русская производительность ничтожная. Она в несколько десятков раз меньше производительности передовых культурных стран Европы (Странное мнение! На каком основании Европу считать передовой? Дальнейшее развитие показывает, что реальная ситуация прямо противоположна этой оценке И.П.Павлова - и по поводу Европы, и по поводу "производительности", т.е. числа ученых. Здесь видно, что даже такой выдающийся ум, как И.П.Павлов, не может преодолеть распространенный антироссийский предрассудок. - А.О.) Поэтому, мне кажется, я прав, если в дальнейшем не буду учитывать научного ума. Но тогда каким же умом я займусь? Очевидно, массовым, общежизненным умом, который определяет судьбу народа. Но массовый ум придется подразделить. Это будет, во-первых, ум низших масс и затем ум интеллигентный. Мне кажется, что если говорить об общежизненном уме, определяющим судьбу народа, то ум низших масс придется оставить в стороне. Возьмем в России этот массовый, то есть крестьянский ум по преимуществу. Где мы его видим? Неужели в неизменном трехполье или в том, что и до сих пор по деревням летом невозбранно гуляет красный петух, или в бестолочи волостных сходов (волостные сходы - высшая форма непосредственной демократии - А.О.)? Здесь осталось то же невежество, какое было сотни лет тому назад. Недавно я прочитал в газетах, что, когда солдаты возвращались с турецкого фронта, из опасности разноса чумы хотели устроить карантин. Но солдаты на это не согласились и прямо говорили: "Плевать нам на этот карантин, все это буржуазные выдумки". Или другой случай. Как-то, несколько месяцев тому назад, в самый разгар большевистской власти, мою прислугу посетил ее брат, матрос, конечно, социалист до мозга костей. Все зло, как и полагается, он видел в буржуях, причем под буржуями разумелись все, кроме матросов, солдат. Когда ему заметили, что едва ли вы сможете обойтись без буржуев, - например, появится холера, что вы станете делать без докторов, он торжественно ответил, что все пустяки, "ведь это уже давно известно, что холеру напускают сами доктора" (при платной медицине отнюдь не все назначаемые лекарства и процедуры действительно необходимы - А.О.). Стоит ли говорить о таком уме и можно ли на него возлагать какую-нибудь ответственность? Поэтому-то я и думаю, что то, о чем стоит говорить и характеризовать, то, что имеет значение, определяя судьбу науки, - это, конечно, есть ум интеллигентный. И его характеристика интересна, его свойства важны. Мне кажется, что то, что произошло сейчас в России, есть, безусловно, дело интеллигентного ума, массы же сыграли совершенно пассивную роль, они восприняли то движение, по которому их направляла интеллигенция. Отказываться от этого, я полагаю, было бы несправедливо, недостойно. Ведь если реакционная мысль стояла на принципе власти и порядка и его только и приводила в жизнь, а вместе с тем отсутствием законности и просвещения держала народные массы в диком состоянии, то, с другой стороны, следует признать, что прогрессивная мысль не столько старалась о просвещении и культивировании народа, столько о его революционировании. Я думаю, что мы с вами достаточно образованы, чтобы признать, что то, что произошло, - не есть случайность, а имеет свои осязательные причины, и эти причины лежат в нас самих, в наших свойствах. Однако мне могут возразить следующее. Как же я обращусь к этому интеллигентному уму с критерием, который я установил относительно ума научного. Будет ли это целесообразно и справедливо? А почему нет, спрошу я? Ведь у каждого ума одна задача - это правильно видеть действительность, понимать ее и соответственно этому держаться. Нельзя представить ум существующим лишь для забавы. Он должен иметь свои задачи и, как вы видите, эти задачи и в том, и в другом случае одни и те же. Разница лишь в следующем: научный ум имеет дело с маленьким уголком действительности, а ум обычный имеет дело со всей жизнью. Задача по существу одна и та же, но более сложная, можно только сказать, что здесь тем более выступает настоятельность тех примеров, которыми пользуется ум вообще. Если требуются известные качества от научного ума, то от жизненного ума они требуются в еще большей степени. ПЕРВОЕ свойство ума, которое я установил, - это чрезвычайное сосредоточие мысли, стремление мысли безотступно думать, держаться на том вопросе, который намечен для разрешения, держаться дни, недели, месяцы, годы, а в иных случаях и всю жизнь. Как в этом отношении обстоит с русским умом? Мне кажется, что мы не наклонны к сосредоточенности, не любим ее, мы даже к ней отрицательно относимся. Я приведу ряд случаев из жизни. Возьмем наши споры. Они характеризуются чрезвычайной расплывчатостью, мы очень быстро уходим от основной темы. Это - наша черта. Возьмем наши заседания. У нас теперь много всяких заседаний, комиссий. До чего эти заседания длинны, многоречивы и в большинстве случаев безрезультатны и противоречивы. Мы проводим многие часы в бесплодных, ни к чему не ведущих разговорах. Ставится на обсуждение тема, и сначала обыкновенно охотников говорить нет. Но вот выступает один голос, и после этого уже все хотят говорить, говорить без всякого толку, не подумав хорошенько о теме, и не уяснив себе, осложнится ли этим решение вопроса или ускорится. Подаются бесконечные реплики, на которые тратится больше времени, чем на основной предмет, и наши разговоры растут, как снежный ком. И, в конце концов, вместо решения получается запутывание вопроса. Дальше. Обратитесь к занимающимся русским людям, например, студентам. Каково у них отношение к этой черте ума, к сосредоточенности мыслей? Господа! Все вы знаете, стоит нам увидеть человека, который привязался к делу, сидит над книгой, вдумывается, не впутывается в споры, и у нас уже зарождается подозрение: "недалекий, тупой человек, зубрила". А, быть может, это человек, которого мысль захватывает целиком, который пристрастился к своей идее. Или, в обществе, в разговоре стоит человеку расспрашивать, переспрашивать, на поставленный вопрос не отвечать прямо, - и у нас уже готов эпитет: неумный, недалекий, тяжелодум! Очевидно, у нас рекомендующими чертами является не сосредоточенность, а натиск, быстрота, налет. Это, очевидно, мы и считаем признаком талантливости, кропотливость же и усидчивость для нас плохо вяжутся с представлением о даровитости. А между тем для настоящего ума эта вдумчивость, остановка на одном предмете есть нормальная вещь. Возьмите в нашей специальности. Как только человек привязался к одному вопросу, у нас сейчас же говорят: "А, это скучный специалист". И посмотрите, как к этим специалистам прислушиваются на западе, их ценят и уважают, как знатоков своего дела. Неудивительно! Ведь вся наша жизнь двигается этими специалистами, а для нас это скучно. Кто-нибудь из нас разрабатывает определенную область науки, он к ней пристрастился, он достигает хороших и больших результатов, он каждый раз сообщает о своих фактах, работах. И знаете как публика на это реагирует: "А, этот! Он все о своем? Пусть даже это очень большая и важная научная область. Нет, нам это скучно, подавай новое". Но что же? Эта быстрота, подвижность, характеризует она силу ума или его слабость? Возьмите гениальных людей. Ведь они сами говорят, что они не видят разницы между собой и другими людьми кроме одной черты, что они могут сосредоточиться на определенной мысли, как никто. И тогда станет ясно, что эта сосредоточенность есть сила, а подвижность, беготня мысли есть слабость. Если бы с высот этих гениев спуститься в лаборатории к работе средних людей, я и здесь нашел бы подтверждение этому. ГОСПОДА! Второй прием ума - это стремление мысли прийти в непосредственное общение с действительностью, минуя все перегородки и сигналы, которые стоят между действительностью и познающим умом. В науке нельзя обойтись без методики, без посредников, и ум всегда разбирается в этой методике, что бы она не исказила действительности. Мы знаем, что судьба всей нашей работы зависит от правильной методики. Неверна методика, неправильно передают действительность сигналы - и вы получаете неверные, ошибочные, фальшивые факты. Конечно, методика для научного ума только первый посредник. За ней идет второй посредник - это слово. Слово - тоже сигнал, оно может быть подходящим и неподходящим, точным и неточным. Я могу представить вам очень яркий пример. Ученые натуралисты, которые много работали сами, которые на многих пунктах обращались к действительности непосредственно, такие ученые крайне затрудняются читать лекции о том, чего они сами не проделали. Значит, какая огромная разница между тем, что вы проделали сами, и тем, что знаете по письму, по передаче других. Настолько резкая разница, что неловко читать о том, чего сам не видел, не делал. Такая заметка идет, между прочим, и от Гельмгольца. Посмотрим, как держится в этом отношении русский интеллигентный ум. Я начну со случая мне хорошо известного. Я читаю физиологию, науку практическую. Теперь стало общим мнение, чтобы такие экспериментальные науки и читались демонстративно, предъявлялись в виде опытов, фактов. Все мои лекции состоят из демонстрации. И что вы думаете! Я не видел никакого особенного пристрастия у студентов к той деятельности, которую я им показываю. Сколько я обращался к своим слушателям, сколько я говорил им, что я не читаю вам физиологию, я вам показываю. Если бы я читал, вы бы могли меня не слушать, вы бы могли прочесть это по книге, почему я лучше других. Но я показываю вам факты, которых в книге вы не увидите, а потому, чтобы время не пропало даром, возьмите маленький труд. Выберите 5 минут времени и заметьте для памяти после лекции, что вы видели. И я оставался гласом, вопиющим в пустыне. Едва ли хоть один из них последовал моему совету. Вы видите, до чего русский ум не привязан к фактам. Он больше любит слова и ими оперирует. Таким образом, господа, вы видите, что русская мысль совершенно не применяет критики метода, т.е. нисколько не проверяет смысла слов, не любит смотреть на подлинную действительность. Мы занимаемся коллекционированием слов, а не изучением жизни. Я вам приводил примеры студентов и докторов. Но почему эти примеры относятся только к студентам, докторам? Ведь это общая, характерная черта русского ума. Если ум пишет разные алгебраические формулы и не умеет их приложить к жизни, не понимает их значения, то почему вы думаете, что он говорит слова и понимает их? Возьмите вы русскую публику, присутствующую при прениях. Это обычная вещь, что обыкновенно страстно хлопают и говорящему "за" и говорящему "против". Разве это говорит о понимании? Ведь истина одна, ведь действительность не может быть в одно и то же время и белой и черной. Я припоминаю одно врачебное собрание, на котором председательствовал Боткин Сергей Петрович. Выступали два докладчика, возражая, друг другу. Оба хорошо говорили, оба были хлесткие, и публика аплодировала и тому и другому. И я помню, что председатель тогда сказал: "Я вижу, что публика еще не дозрела до решения этого вопроса, и потому я его снимаю с очереди". Ведь ясно, что действительность одна. Что же вы одобряете и в том и в другом случае? Красивую словесную гимнастику, фейерверк слов? ПЕРЕЙДЕМ к следующему качеству ума. Это свобода, абсолютная свобода мысли, свобода, доходящая прямо до абсурдных вещей, до того, чтобы сметь отвергнуть то, что установлено в науке как непреложное. Если я такой смелости, такой свободы не допущу, я нового никогда не увижу. Есть ли у вас эта свобода? Надо сказать, что нет. Я помню мои студенческие годы. Говорить что-нибудь против общего настроения было невозможно. Вас стаскивали с места, называли чуть ли не шпионом. Но это бывает у нас не только в молодые годы. Разве наши представители в Государственной Думе не враги друг другу? Они не политические противники, а именно враги. Стоит кому-либо заговорить не так, как думаете вы, и сразу же предполагаются какие-то грязные мотивы, подкуп и т.д. Какая же это свобода? И вот вам еще пример к предыдущему. Мы всегда с восторгом повторяли слово "свобода", и когда доходит до действительности, то получается полное третирование свободы. Следующее качество ума - это привязанность мысли к той идее, на которой вы остановились. Если нет привязанности - то нет и энергии, нет и успеха. Вы должны любить свою идею, чтобы стараться для ее оправдания. Но затем наступает критический момент. Вы родили идею, она ваша, она вам дорога, но вы вместе с тем должны быть беспристрастны. И если что-нибудь оказывается противным вашей идее, вы должны ее принести в жертву, должны от нее отказаться. Значит - привязанность, связанная с абсолютным беспристрастием, такова следующая черта ума. Вот почему одно из мучений ученого человека это постоянные сомнения, когда возникает новая подробность, новое обстоятельство. Вы с тревогой смотрите, что, эта новая подробность, за тебя или против тебя. И долгими опытами решается вопрос: смерть вашей идее или она уцелела. Посмотрим, что в этом отношении у нас. Привязанность у нас есть, много таких лиц, которые стоят на определенной идее. Но абсолютного беспристрастия, - его нет. Мы глухи к возражениям не только со стороны иначе думающих, но и со стороны действительности. Следующая, пятая черта, - это обстоятельность, детальность мысли. Что такое действительность? Это есть воплощение различных условий, степени, меры, веса, числа. Вне этого действительности нет. Возьмите астрономию, вспомните, как произошло открытие Нептуна. Когда расчисляли движение Урана, то нашли, что в цифрах чего-то недостает, решили, что должна быть еще какая-то масса, которая влияет на движение Урана. И этой массой оказался Нептун. Все дело заключалось в детальности мысли. И тогда так и говорили, что Леверье кончиком пера открыл Нептун. То же самое, если вы спуститесь и к сложности жизни. Сколько раз какое-либо маленькое явленьице, которое едва уловил ваш взгляд, перевертывает все вверх дном и является началом нового открытия. Все дело в детальной оценке подробностей условий. Это основная черта ума. Что же? Как выглядит эта черта в русском уме? Очень плохо. Мы оперируем насквозь общими положениями, мы не хотим знаться ни с мерой, ни с числом. Мы все достоинство полагаем в том, чтобы гнать до предела, не считаясь ни с какими условиями. Это наша основная черта. Возьмите пример из сферы воспитания. Есть общее положение - свобода воспитания. И вы знаете, что мы доходим до того, что осуществляем школы без всякой дисциплины. Это, конечно, величайшая ошибка, недоразумение. Другие нации это отчетливо уловили, и у них идут рядом и свобода, и дисциплина, а у нас непременно крайность в угоду общему положению. ...Культурные классы, интеллигенция обыкновенно имеет стремление к вырождению. На смену должны подыматься из народной глубины новые силы. И, конечно, в этой борьбе между трудом и капиталом государство должно стать на охрану рабочего. Но это совершенно частный вопрос, и он имеет большое значение там, где сильно развилась промышленность. А что же у нас? Что сделали из этого? Мы загнали эту идею до диктатуры пролетариата. Мозг, голову поставили вниз, а ноги вверх. То, что составляет культуру, умственную силу нации, то обесценено, а то, что пока является еще грубой силой, которую можно заменить и машиной, то выдвинули на первый план. И все это, конечно, обречено на гибель, как слепое отрицание действительности. У нас есть пословица: "Что русскому здорово, то немцу смерть", - пословица, в которой чуть ли не заключается похвальба своей дикостью. Но я думаю, что гораздо справедливей было сказать наоборот: "То, что немцу здорово, русскому смерть". Я верю, что социал-демократы - немцы приобретут еще новую силу, а из-за нашей русской социал-демократии, быть может, кончим наше политическое существование. Перед революцией русский человек млел уже давно. Как же: у французов была, а у нас нет. Ну и что же, готовились мы к революции, изучали ее? Нет, мы этого не делали. Мы только теперь, задним числом набросились на книги и читаем. Я думаю, что этим надо было заниматься раньше. Но раньше мы лишь оперировали общими понятиями, словами, что, вот, бывают революции, что была такая революция у французов, что к ней прилагается эпитет "великая", а у нас революции нет. И только теперь мы стали изучать французскую революцию, знакомиться с ней. Следующее свойство ума - это стремление научной мысли к простоте. Простота и ясность - это идеал познания. Вы знаете, что в технике самое простое решение задачи есть и самое ценное. Сложное достижение ничего не стоит. Точно так же мы очень хорошо знаем, что основной признак гениального ума - это простота. Как же мы, русские, относились к этому свойству? В каком почете у нас этот прием покажут следующие факты. Через мою лабораторию прошло много людей разных возрастов, разных компетенций, разных национальностей. И вот факт, который неизменно повторялся, что отношение этих гостей ко всему, что они видят, резко различно. Русский человек, не знаю почему, не стремится понять то, что видит. Он не задает вопросов с тем, чтобы овладеть предметом, чего никогда не допустит иностранец. Иностранец никогда не удержится от вопроса. Бывали у меня одновременно и русские, и иностранцы. И в то время как русский поддакивает, на самом деле не понимая, иностранец непременно допытывается до корня дела. И это проходит насквозь красной нитью через все. Можно представить в этом отношении много и других фактов. Вообще у нашей публики есть какое-то стремление к туманному и темному. Я, помню, в каком-то научном обществе делался интересный доклад. При выходе было много голосов "гениально". А один энтузиаст прямо кричал: "гениально, гениально, хотя я ничего не понял!" Как будто туманность и есть гениальность. Следующее свойство ума - это стремление к истине. Люди часто проводят всю жизнь в кабинете, отыскивая истину. Но это стремление распадается на два акта. Во-первых, стремление к приобретению новых истин, любопытство, любознательность. А другое - это стремление постоянно возвращаться к добытой истине, постоянно убеждаться и наслаждаться тем, что то, что ты приобрел, есть действительно истина, а не мираж. Одно без другого теряет смысл. Если вы обратитесь к молодому ученому, научному эмбриону, то вы отчетливо видите, что стремление к истине у него есть, но у него нет стремления к абсолютной гарантии, что это - истина. Он с удовольствием набирает результаты и не задает вопроса, а не есть ли это ошибка. В то время как ученого пленяет не только то, что это новизна, а что это действительно прочная истина. А что же у нас? А у нас прежде всего первое - это стремление к новизне, любопытство. Достаточно нам что-либо узнать, и интерес наш этим кончается. Как я говорил на прошлой лекции, истинные любители истины любуются на старые истины, для них это процесс наслаждения. А у нас - это прописная, избитая истина, и она нас больше не интересует, мы ее забываем, она больше для нас не существует, не определяет наше положение. Разве это верно? Перейдем к последней черте ума. Так как достижение истины сопряжено с большим трудом и муками, то понятно, что человек постоянно живет в покорности истине, научается глубокому смирению, ибо он знает, что стоит истина. Так ли у нас? У нас этого нет, у нас наоборот. Я прямо обращаюсь к примерам. Возьмите вы наших славянофилов. Что в то время Россия сделала для культуры? Какие образцы показала миру? А ведь люди верили, что Россия протрет глаза "гнилому" Западу. Откуда эта гордость и уверенность? И вы думаете, что жизнь изменила наши взгляды? Нисколько! Разве мы теперь не читаем чуть ли не каждый день, что мы авангард человечества! И не свидетельствует ли это до какой степени мы не знаем действительности, до какой степени мы живем фантастически! (Поразительный абзац! И это о "серебряном веке", когда русские искусство и наука получили огромное развитие! - А.О.) Возьмите веру в нашу революцию. Разве здесь было ясное видение действительности со стороны тех, кто создавал революцию во время войны? Разве не ясно было, что война сама по себе страшное и большое дело? Дай Бог провести одно его. Разве были какие-либо шансы, что мы сможем сделать два огромных дела сразу - и войну, и революцию? Разве не сочинил сам русский народ пословицы о двух зайцах? Возьмите нашу Думу. Как только она собиралась, она поднимала в обществе негодование против правительства. Что у нас на троне сидел вырожденец, что правительство у нас было плохое - это мы все знали. Но вы произносите зажигательные фразы, вы поднимаете бурю негодования, вы волнуете общество. Вы хотите этого? И вот вы оказались между двумя вещами - и перед войной, и перед революцией, которых вы одновременно сделать не могли, и вы погибли сами. Разве это видение действительности? Возьмите другой случай. Социалистические группы знали, что делают, когда брались за реформу армии. Они всегда разбивались о вооруженную силу, и они считали своим долгом эту силу уничтожить. Может эта идея - разрушить армию - была не наша, но в ней, в отношении социалистов, была хоть видимая целесообразность. Но как же могли пойти на это наши военные? Как это они пошли в разные комиссии, которые вырабатывали права солдат? Разве здесь было соответствие с действительностью? Кто же не понимает, что военное дело - это страшное дело, что оно может совершаться только при исключительных условиях. Вас берут на такое дело, где ваша жизнь каждую минуту висит на волоске. Лишь разными условиями, твердой дисциплиной можно достигнуть того, что человек держит себя в известном настроении и делает свое дело. Раз вы займете его думами о правах, о свободе, то какое же может получиться войско? И тем не менее, наши военные люди участвовали в развращении войска, разрушали дисциплину. Много можно приводить примеров. Приведу еще один. Вот - Брестская история, когда господин Троцкий проделал свой фортель, когда он заявил и о прекращении войны, и о демобилизации армии. Разве это не было актом огромной слепоты? Что же вы могли ожидать от соперника, ведущего страшную, напряженную борьбу со всем светом? Как он мог иначе реагировать на то, что вы сделали себя бессильными? Было вполне очевидно, что мы окажемся совершенно в руках нашего врага. И, однако, я слышал от блестящего представителя нашей первой политической партии, что это и остроумно, и целесообразно. Настолько мы обладаем правильным видением действительности. Нарисованная мной характеристика русского ума мрачна, и я сознаю это, горько сознаю. Вы скажете, что я сгустил краски, что я пессимистически настроен. Я не буду этого оспаривать. Картина мрачна, но и то, что переживает Россия, тоже крайне мрачно. А я сказал с самого начала, что мы не можем сказать, что все произошло без нашего участия. Вы спросите, для чего я читал эту лекцию, какой в ней толк. Что, я наслаждаюсь несчастием русского народа? Нет, здесь есть жизненный расчет. Во-первых, это есть долг нашего достоинства осознать то, что есть. А другое вот что. Ну хорошо, мы, может быть, лишимся политической независимости, мы пойдем под пяту одного, другого, третьего. Но мы жить все-таки будем! Следовательно, для будущего нам полезно иметь о себе представление. Нам важно отчетливо сознавать, что мы такое. Вы понимаете, что если я родился с сердечным пороком и этого не знаю, то я начну вести себя как здоровый человек и это вскоре даст себя знать. Я окончу свою жизнь рано и трагически. Если же я буду испытан врачом, который скажет, что вот у вас порок сердца, но если вы к этому будете приспособляться, то вы сможете прожить до 50 лет. Значит, всегда полезно знать, кто я такой. Затем еще есть и отрадная точка зрения. Ведь ум животных и человека это есть специальный орган развития. На нем всего более сказываются жизненные влияния, и им совершеннее всего развивается как организм отдельного человека, так и наций. Следовательно, хотя бы у нас и были дефекты, они могут быть изменены. Это научный факт. А тогда и над нашим народом моя характеристика не будет абсолютным приговором. У нас могут быть надежды, некоторые шансы. Я говорю, что это основывается уже на научных фактах. Вы можете иметь нервную систему с очень слабым развитием важного тормозного процесса того, который устанавливает порядок, тему. И вы будете наблюдать все последствия такого слабого развития. Но после определенной практики, тренировки на наших глазах идет усовершенствование нервной системы, и очень большое. Значит, невзирая на то, что произошло, все-таки мы надежды терять не должны. И.П. Павлов, весна 1918 г. Газета "Дуэль" N 49 (397) от 7 декабря 2004 * * * * * * *
На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:
На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ. Заходите - вас будут рады видеть! * * * * * * *
Предыдущую версию сайта "Высокие статистические технологии" вы можете найти по адресу www.newtech.ru/~orlov. Для доступа к этой версии сайта вы можете воспользоваться бесплатным демо-доступом компании NewTech. Телефоны: (095)234-94-49, (095)956-37-46. Login: imt или demo. Password: test, Primary DNS: 212.16.0.1, Secondary DNS: 193.232.112.1. Вход под этим логином бесплатный, сеанс связи неограничен. Если Вам отказывают в авторизации, то просто повторите дозвон позже. На сайте http://karamurza.chat.ru представлена книга видного современного философа и политолога С.Г.Кара-Мурзы "Опять вопросы вождям", которая является глубоким научным исследованием проблем западного и российского общества. Книга предназначена всем интересующимся политологическими и социологическими проблемами. Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru. Удачи вам и счастья! |
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: science.humanity.econometrika |
Отписаться |
В избранное | ||